ДИСКУССИОННЫЕ ТЕМЫ
Взаимодействие российской и китайской высшей школы: геополитические реалии
Беляева Екатерина Александровна,
кандидат социологических наук, доцент, заведующий кафедрой социальной работы Уральского гуманитарного института ФГАОУ ВО «УрФУ им. первого Президента России Б.Н. Ельцина» E-mail: [email protected]
Валеева Марина Владимировна,
кандидат социологических наук, старший преподаватель, кафедра социальной работы Уральского гуманитарного института ФГАОУ ВО «УрФУ им. первого Президента России Б.Н. Ельцина» E-mail: [email protected]
В текущей геополитической ситуации, разрыва отношений с Западом коренным образом меняются направления развития системы высшего образования в Российской Федерации. Развитое международное сотрудничество, которое являлось обязательным показателем и залогом успеха, ориентированное на западные стандарты, Болонскую систему образования уходит на второй план. Российская высшая школа сталкивается с новыми вызовами, ищет варианты взаимодействия с партнерами из стран ШОС, Азии, Востока, Африки. Нами было проведено количественное и качественное исследование потенциала вузов города Екатеринбурга для привлечения студентов из стран ШОС. Методом глубинного экспертного интервью было опрошено 30 специалистов международных отделов вузов города Екатеринбурга, в данной статье приводятся данные качественного анализа. Исследование выполнено при финансовой поддержке Министерства науки и высшего образования Российской Федерации в рамках Программы развития Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина в соответствии с программой стратегического академического лидерства «Приоритет-2030». В рамках данной статьи сделан акцент на взаимодействии России и Китая в рамках образовательного сотрудничества, так как именно китайские студенты в России наиболее многочисленная группа среди студентов из стран ШОС. В ходе проведенного исследования нами были получены результаты, которые показывают ухудшение общей ситуации с набором иностранных студентов, со сложностями, с которыми они сталкиваются в результате поступления в вузы г. Екатеринбурга, в частности (как, вероятнее всего, и в вузы других городов).
Ключевые слова: страны ШОС, российско-китайское взаимодействие, высшее образование, потенциал вузов, академическая мобильность.
<п
I_
CJ
см л
Исследование выполнено при финансовой поддержке Министерства науки и высшего образования Российской Федерации в рамках Программы развития Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина в соответствии с программой стратегического академического лидерства «Приоритет-2030».
Ключевой фактор, вызывающий взаимодействие вузов и стран в образовательном пространстве - это необходимая открытость систем во избежание перехода системы в состояние статичности и застоя. «Любая система должна быть открытой, иначе она не будет нормально функционировать. Должен быть обмен, заимствование, трансфер лучших образовательных практик...» (цитата, руководитель международного отдела в вузе). Любая образовательная система вынуждена обращаться к опыту и к осмыслению этого опыта зарубежных стран, адаптировать свою систему в соответствии с результатами заимствования. По мнению эксперта, в настоящее время Россия чаще всего заимствует организационные компоненты других успешных систем, но, к сожалению, ценностную и аксиологическую компоненты не заимствует. Например, в результате принятия Болонской декларации были проведены структурные изменения в системе образования, но не сущностные. Однако это дало важное преимущество - сопоставимость образовательных систем разных стран и расширение возможностей для академической мобильности, признания на международном уровне.
Значимость рассмотрения взаимодействия России и Китая в ситуации образовательного партнерства обусловлена тем, что среди всех стран ШОС сотрудничество этих двух стран развивается наиболее быстрыми темпами. На момент 2022 года в российских вузах (в том числе в зарубежных филиалах) обучается 32,6 тыс. граждан Китая, при этом, в сравнении с периодом 2020/2021 года эта цифра увеличилась примерно на 3 тысячи [8], эту информацию подтвердил и один из экспертов, принявших участие в нашем исследовании: «Если говорить о странах ШОС, то больше всего у нас студентов из Китая, да, наверно и среди всех иностранных студентов тоже» (цитата, специалист по привлечению иностранных студентов).
Обращаясь к опыту китайской стороны стоит отметить, что действительно, представители КНР, приезжающие на обучение в Россию, стратегически больше заинтересованы в получении степени PhD, нежели степени кандидата наук. Также эксперт отмечает, что интерес Китая, в основном, лежит в области технических, естественных и точных наук, нежели гуманитарных. В то же время, для студентов предыдущих образовательных ступеней (бакалавриат, магистратура), более интересными являются такие направления как филология, лингвистика, языкознание, литературоведение [8]. Возможно, это связано с тем, что для перехода на более высокие образовательные ступени студенты стремятся выучить русский язык для облегчения коммуникации.
Для исследования потенциала вузов города Екатеринбурга для привлечения студентов из стран ШОС, методом глубинного экспертного интервью было опрошено 30 специалистов международных отделов вузов города Екатеринбурга.
Как отмечают эксперты, выгода для Китая в образовательном сотрудничестве с Россией может носить следующий лозунг: «Заставь зарубежные практики служить Китаю». Образовательная система Китая в значительной степени зависит от политической и государственной системы. В связи с этим ключевым определяющим фактором направления развития образовательной системы Китая является контекст внутренней и внешней политики государства. Эти данные подтверждаются и рядом других исследований [1,2,5].
Сотрудничество между Китаем и Россией в образовательной сфере, организованное после 2й мировой войны в 1940-1960х гг. (приезд делегаций, перевод советской учебной литературы на китайский язык, заимствование идей, технологических практик и другое), определялось в основном, активным поиском новых партнеров в результате потери устоявшихся связей в войне.
На следующем этапе в период Великой культурной революции в Китае вплоть до 1977 года, в их стране произошел откат - отказ от всех зарубежных практик и призыв к закрытости («Нужно вспомнить наш двухты-сячелетний опыт и самим себе придумать практики...» (цитата, руководитель отдела международной деятельности вуза) [2].
На третьем этапе со сменой руководителя (главы) китайского государства начались экономические реформы, и страна переориентировалась вновь на открытость всему миру. «Мы со всеми дружим, обмениваемся для того, чтобы получить максимальную пользу для развития собственной страны, в том числе для модернизации и повышения экономической конкурентоспособности образовательной системы» (цитата, руководитель международного отдела)).
Несмотря на открытость Китая к сотрудничеству, практически никто в мире не знает достоверно, что происходит внутри их страны («Мы знаем только то, что нам положено знать. Китайцы говорят только то, что одобрено» (цитата, руководитель международного отдела)). Существует идеологический барьер.
В настоящее время существует следующая практика, организованная Китаем. В Китай приглашается иностранный профессор или исследовательская группа (чаще всего - не из России) на период очного пребывания в течение 3-5 лет. К данному профессору или исследовательской группе «прикрепляются» китайские студенты, молодые ученые, исследователи или ученые РЬ| D. Приглашенный профессор ведет лекции и обязательно занимается исследовательской деятельностью. Таким образом, осуществляется процесс наставничества, в котором происходит полноценное заимствование не просто организационной компоненты или решения, а сущностное заимствование практики, на ценностном уровне.
Россия имеет множество целей и задач, связанных с взаимодействием с Китаем, тогда как у Китая этих целей, интересов и задач значительно меньше относительно России. Этим определяется пессимистический взгляд на ограниченность перспектив данного взаимодействия в ближайшем будущем. Для Китая, помимо Европы и США, приоритетным направлением для обучения является Австралия, а не Россия. Потому что вузы Австралии известны достаточно высоким уровнем и предоставляют качественную англоязычную образовательную среду.
При современном развитии образовательного взаимодействия России и Китая будет поддерживаться лишь иллюзия международного сотрудничества, но в действительности полноценного взаимодействия преподавателей и вузов на взаимовыгодных и взаимно интересных условиях не будет. Вероятнее всего, такая «траурная»
ситуация в перспективе ожидает многие вузы РФ, за исключением столичных и крупнейших региональных. Дополнительным отрицательно действующим фактором для большинства вузов является языковой барьер. Сравнительно мало преподавателей имеют компетенцию общения и обучения на английском языке, как в России, так и в Китае [7].
Решением смягчения данной ситуации и перспективы эксперт считает разработку и внедрение глобальных федеральных программ со стороны Правительства РФ, с применением эффективной системы поощрения и поддержки развития всех уровней сотрудников вузов, а также с применением четкой системы контроля [1].
Дополняя описание перспектив взаимодействия вузов Китая и России, эксперт считает, что вероятнее всего сохранится небольшой объем студенческого обмена «на примитивном уровне», в процессе которого китайские студенты в небольших количествах (зачастую - по квотным программам) будут приезжать изучать русский язык и литературу исключительно в рамках бакалавриата (по направлению подготовки филологов-русистов). То есть обучаться не в целях постижения и продвижения науки, а в практических прикладных целях освоения и использования другого языка. Укрепление экономических и торговых связей не является достаточным аргументом, так как доля торговых оборотов между и Китаем и Россией сравнительно невелика в общем торговом обороте Китая с другими (например, западными) странами [6]. Альтернативным обоснованием приезда большинства китайских студентов в Россию эксперт считает стремление к увеличению численности населения Китая (то есть для создания семьи с российскими девушками). Вопреки стереотипам, в настоящее время населения их страны не растет такими темпами, как прежде. Это вызвано тем, что многолетняя внутренняя политика Китая (с 1979 по 2015 годы) «одна семья -один ребенок» привела к гендерной диспропорции в сторону мальчиков, которые в настоящее время и представляют собой абитуриентов, студентов и молодых ученых Китая. Диспропорция в их структуре населения такова, что наблюдается дефицит девушек/ женщин. Таким образом, академическая мобильность мужчин-китайцев может являться экспансией с определенными целями. При этом приезжающие китайцы характеризуются замкнутостью, избалованностью, осведомленностью о международных делах.
Кроме того, за неимением возможности получить в настоящее время западное зарубежное образование или стажировку, для российских студентов/ магистрантов/аспирантов обучение в Китае является достойной альтернативой, дающей разнообразие/ расширение горизонтов, бесплатный зарубежный опыт (по стипендии), альтернативное образование и выгодные преимущества при трудоустройстве (или дальнейшем пути в науке). Отметим, что в связи с пандемией количество очных студентов из России в Китае существенно сократилось, однако в сентябре 2022 года вновь появилась возможность въезда российских студентов в Китай для прохождения обучения в китайских университетах. В связи с чем, в ходе заседания Подкомиссии по сотрудничеству в области образования Российско-Китайской комиссии по гуманитарному сотрудничеству российская сторона поблагодарила китайских коллег за предоставленную российским студентам возможность и выразила надежду в развитии двустороннего образовательного сотрудничества и повышения уровня академической мобильности между странами [9].
Здесь же отметим, что владение китайским языком для российских выпускников является актуальным вос-
сз о
сг ш
0
1
—I
У
"О ш
сг
требованным навыком на рынке труда (например, такие молодые специалисты требуются в торговых компаниях типа «Сима-ленд» для взаимодействия с Китаем). Отметим также, что интерес к изучению китайского языка стал новой тенденцией в среде российской молодежи. Так, по результатам опроса сервиса SuperJob, проведенного в 2022 году, среди 3000 представителей экономически активного населения всех округов России, выяснилось, что среди наиболее популярных для изучения иностранных языков оказался именно китайский. Среди изучаемых россиянами иностранных языков китайский язык занял четвертое место [10].
К барьерам и препятствиям следует добавить причины, почему преподавательский состав часто не заинтересован в обучении китайских студентов. Потому что, как правило, преподаватели непосредственно не получают те деньги, которые зарабатывает вуз за обучение иностранца. При этом преподавателю приходится приложить множество усилий и совершить повышенный объем работы для переработки своего учебного курса.
Кроме того, к факторам риска можно отнести потенциальный страх преподавателей российских вузов оказаться в числе неблагонадежных граждан из-за причастности к партнерству с Китаем при изменении геополитической ситуации в мире.
Также к факторам риска следует отнести страхи родителей китайских студентов, связанные с пандемией, ограничениями и беспокойством за здоровьем своего единственного ребенка. Многие родители задаются вопросами: «что делать, если мой ребенок заболеет, обучаясь в России?», «почему в России нет возможности поставить прививку от коронавируса западными вакцинами?», «кто дает гарантию, что с моим ребенком все буде в порядке?», «что делать, если границы закроются? кто позаботится о ребенке?», «каким образом ребенок заплатит за свою учебу и получит деньги на проживание, если банки не принимают переводы?» и т.п.
Наиболее важным фактором является человеческий ресурс, а именно личность каждого сотрудника вуза, который непосредственно принимает участие в обучении китайских студентов, в том числе и низший административный персонал, вспомогательный персонал (сотрудники общежитий и другие) и т.п. Их влияние на имидж российского образования и на впечатление от образовательной среды (ее комфортности) недооценивается в настоящее время, и оно важно не менее влияния управленческих кадров. При этом управленцы зачастую могут вести партнерские переговоры и договариваться о разных компромиссах, абстрактных условиях сотрудничества, тогда как реализовывать данные договоренности придется другим сотрудникам вуза, которые не всегда готовы или могут это делать в нужном качестве и объеме. По мнению эксперта, большинство вспомогательных сотрудников вузов в России склонны негативно, разрушительно влиять на адаптацию иностранных студентов.
Основываясь на опыте работы с китайскими студентами, информанты отмечают, что им требуется около 2-3х лет непрерывного пребывания и обучения в России для того, чтобы достаточно свободно начать использовать русский язык в общении (разговорная речь). При этом важны не только условия обучения, но и в первую очередь, индивидуальное желание конкретного студен-„ та - собственная мотивация к освоению иностранного £2 языка и адаптации, а также интеллектуальные склонно-~ сти к языкам и гибкий ум. Далеко не все люди обладают о нужными качествами.
Относительно сотрудничества с Китаем в образо-^ вательной сфере помимо студенческой мобильности,
отметим, что в настоящее время Китайская Академия наук рекомендовала всем своим членам сократить контакты с учеными из России. Таким образом, научно-исследовательская мобильность приостановлена, возможно, временно. Кроме того, наблюдается еще одна стратегия по сокращению контактов с российскими учеными и преподавателями: активный демпинг стоимости работы российских профессоров, особенно гуманитариев. То есть применяется политика не отказа от сотрудничества, а постановки невыгодных, неинтересных или даже неприемлемых условий сотрудничества, провоцирующих на добровольный отказ с другой страны [3]. Важно проводить серьезную аналитику на предмет того, в чем Россия еще сильна и конкурентоспособна, чем она может быть интересна для Китая.
Таким образом, мы можем констатировать снижение интереса к развитию научной и учебной активности у студентов из Китая по обучению в России из-за изменившихся геополитических реалий, тем не менее существует большое количество успешных проектов и программ, которые имеют хороший потенциал и будут развиваться в будущем.
Литература
1. Китайский эксперт рассказал о своей позиции в отношении России. https://iz.ru/1298522/2022-03-01/ kitaiskii-ekspert-rasskazal-o-pozitcii-knr-v-otnoshenii-rossii (дата обращения: 02.10.2022).
2. Цинь Мин. Исследования по вопросам китайско-российской культурной дипломатии в рамках стратегического партнёрства / Цинь Мин. - Институт северо-восточной Азии, 2014. - С. 4-85.
3. Цзоу Лихуэй. Международное Российско-Китайское взаимодействие в рамках Организации Объединенных Наций (ООН) и региональной Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) / Цзоу Лихуэй, Лей-ченко О.Ф, Печерица В.Ф. // Краснодар: Историческая и социально-образовательная мысль. - 2016. -Т. 8, № 2. - Ч. 1. - С. 18-25.
4. Тан В. Анализ российско-китайских отношений на современном этапе (глазами китайцев) // Соци-одинамика. - 2017. - № 5. - С. 14-21. - Режим доступа: https://e-notabene.ru/pr/article_22746.html (дата обращения: 02.10.2022).
5. Трифонов, В.И. Особенности внешнеполитического взаимодействия России и Китая на современном этапе / В.И. Трифонов // Китай в мировой и региональной политике. История и современность. -2011. - Т. 16, № 16. - С. 78-81.
6. Лю Цян. Расхождение интересов Китая и России в рамках Шанхайской организации сотрудничества // Гуманитарные, социальноэкономические и общественные науки. - 2015. - № 2. - С. 64-68.
7. Коркунов, И. Н. К характеристике российско-китайских хозяйственных отношений / И.Н. Коркунов // Российский экономический журнал. - 1998. -№ 3. - С. 57-76.
8. Россия и Китай продолжают укреплять сотрудничество в сфере науки и образования // Сайт Минобр-науки России. URL: https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/mezhdunarodnoe-sotrudnichestvo/53743/ (дата обращения: 03.10.2022).
9. В сентябре более тысячи российских студентов возобновят очное обучение в Китае Сайт Минобрнауки России. URL: https://minobrnauki.gov.ru/press-center/ news/mezhdunarodnoe-sotrudnichestvo/58525/ (дата обращения: 04.10.2022).
10. Каждый шестой экономически активный россиянин изучает иностранный язык, китайский -в топ-5 по популярности // Superjob. URL: https:// www.superjob.ru/research/articles/113646/kazhdyj-shestoj-ekonomicheski-aktivnyj-rossiyanin- i zuchaet-inostrannyj-yazyk/?click_id=979Z1 XeSldZnl K3&utm_ source = cityads&utm_medium = cpa&utm_cam-paign=2Keh (дата обращения: 04.10.2022).
INTERACTION BETWEEN RUSSIAN AND CHINESE HIGHER EDUCATION: GEOPOLITICAL REALITIES
Belyaeva E.A., Vladimirovna V.M.
Ural Federal University named after the First President of Russia B.N. Yeltsin
In the current geopolitical situation, the break in relations with the West, the direction of development of the higher education system in the Russian Federation is fundamentally changing. Developed international cooperation, which was a mandatory indicator and the key to success, focused on Western standards, the Bologna education system is receding into the background. Russian higher education is facing new challenges, looking for options for cooperation with partners from the SCO countries, Asia, the East, and Africa. We have conducted a quantitative and qualitative study of the potential of universities in the city of Yekaterinburg to attract students from the SCO countries. The method of in-depth expert interviews was used to interview 30 specialists from international departments of universities in the city of Yekaterinburg, this article presents data from a qualitative analysis. The research funding from the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation (Ural Federal University Program of Development within the Priority-2030 Program) is gratefully acknowledged.
Within the framework of this article, emphasis is placed on the interaction between Russia and China in the framework of educational cooperation, since it is Chinese students in Russia that are the largest group among students from the SCO countries. In the course of the study, we obtained results that show a deterioration in the overall situation with the recruitment of foreign students, with the difficulties they face as a result of entering universities in Yekaterinburg, in particular (as, most likely, in universities in other cities).
Keywords: SCO countries, Russian-Chinese cooperation, higher education, potential of universities, academic mobility.
References
1. The Chinese expert spoke about his position on Russia. https:// iz.ru/1298522/2022-03-01/kitaiskii-ekspert-rasskazal-o-pozitcii-knr-v-otnoshenii-rossii (date of access: 02.10.2022).
2. Qin Ming Research on Chinese-Russian Cultural Diplomacy in the Framework of Strategic Partnership / Qin Ming. - Institute of Northeast Asia, 2014. - P. 4-85.
3. Zou Lihui. International Russian-Chinese cooperation within the framework of the United Nations (UN) and the regional Shanghai Cooperation Organization (SCO) / Zou Lihui, Leichenko O.F., Pecheritsa V.F. // Krasnodar: Historical and socio-educational thought. - 2016. - V. 8, No. 2. - Part 1. - P. 18-25.
4. Tan V. Analysis of Russian-Chinese relations at the present stage (through the eyes of the Chinese) // Sociodynamics. -2017. - No. 5. - P. 14-21. - Access mode: https://e-notabene. ru/pr/article_22746.html (date of access: 02.10.2022).
5. Trifonov, V.I. Features of foreign policy interaction between Russia and China at the present stage / V.I. Trifonov // China in world and regional politics. History and modernity. -2011. -V.16, No. 16. - S. 78-81.
6. Liu Qiang. Divergence of interests of China and Russia within the framework of the Shanghai Cooperation Organization // Humanitarian, socio-economic and social sciences. - 2015. -No. 2. - P. 64-68.
7. Korkunov, I.N. On the characteristics of Russian-Chinese economic relations / I.N. Korkunov // Russian Economic Journal. -1998. - No. 3. - P. 57-76.
8. Russia and China continue to strengthen cooperation in the field of science and education // Website of the Ministry of Education and Science of Russia. URL: https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/mezhdunarodnoe-sotrudnichestvo/53743/ (date of access: 03.10.2022).
9. In September, more than a thousand Russian students will resume full-time education in China Website of the Russian Ministry of Education and Science. URL: https://minobrnauki.gov.ru/ press-center/news/mezhdunarodnoe-sotrudnichestvo/58525/ (date of access: 04.10.2022).
10. Every sixth economically active Russian learns a foreign language, Chinese is in the top 5 in popularity // Superjob. URL: https://www.superjob.ru/research/articles/113646/ kazhdyj-shestoj-ekonomicheski-aktivnyj-rossiyanin-i zuchaet-inostrannyj-yazyk/?click_id=979Z1 XeSldZn1K3&utm_ source=cityads&utm_medium=cpa&utm_campaign=2Keh (date of access: 04.10. 2022).