УДК 37.013
Водяненко Галина Рудольфовна
Vodyanenko Galina Rudolfovna
аспирантка кафедры повышения квалификации преподавателей высшей школы Пермского государственного педагогического университета тел.: (902) 791-28-98
post-graduate student of chair of advanced training of teachers of high school, Perm State Pedagogical University tel.: (902) 791-28-98
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ЧЕЛОВЕКА
EDUCATIONAL SPACE OF THE PERSON
Аннотация:
В статье предпринята попытка выявить сущность понятия «образовательное пространство человека» и возможности его формирования.
The article attempts to reveal the essence of the concept “educational space of the person" and the possibilities of its formation.
The summary:
Ключевые слова:
образование, образовательная среда, образовательное пространство.
Keywords:
formation, educational environment, educational space.
Сегодня, говоря о пространстве образования, прежде всего, подразумевают образовательное пространство школы, района, города, региона и пр., мало внимания уделяя пространству образования отдельного человека. А именно оно и представляет собой главный (базисный) «строительный материал» для создания всех остальных формирований.
Представление об образовательном пространстве человека логично определить через понятия «образование» и «образовательная среда», соотнося их с понятием «образ».
В соответствии с современным смысловым контекстом, мы рассматриваем образование как способ саморазвития человека, приобщения, вхождения в культуру, в мир, в сферу общения и взаимодействия с другими людьми. Сегодня образование человека «становится способом создания своего образа, своей личности» [1].
Образование, являясь по сути управляемым извне самообразованием, обеспечивает становление и оформление образа желаемого будущего в процессе освоения человеком соответствующей образовательной среды, которая представляет собой систему образовательных условий, включая пространственно-предметные условия, систему межличностных взаимоотношений между субъектами образовательного процесса и пространство разнообразных видов деятельностей [2, с. 97]. Другими словами, образовательная среда - это система определенным образом взаимосвязанных между собой условий и влияний, обеспечивающих образование человека.
Для реализации заложенного в образовательную среду потенциала нужно организовать взаимодействие человека с этой средой, погрузить его в эту среду, поскольку, чем «больше и полнее личность использует возможности среды, тем более успешно происходит ее свободное и активное саморазвитие» [3, с. 288].
Используя возможности образовательной среды, потенциально существующие в ней ресурсы, человек, прежде всего, осваивает ее содержание, включающее:
а) содержание образования (систему знаний, умений и навыков, опыт деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру);
б) определенный набор видов опыта (как обобщенных способов выполнения деятельности), которым должны овладеть учащиеся для успешного вхождения в общественную жизнь;
в) процедуры усвоения этого опыта (методы, формы, технологии);
г) систему отношений, устанавливающую способы и формы взаимодействия.
Содержание играет активную роль в образовании человека (в целенаправленном построении им
«своего образа»), при этом в качестве ключевого фактора реализации процесса современной педагогикой рассматривается деятельность самого ученика, его внутреннее образовательное приращение и развитие. Содержание образования - учебный материал, задаваемый извне, - в этом случае передается ученикам для выстраивания собственного (индивидуализированного) содержания образования, а не просто для усвоения последнего. Важно учитывать, что предлагаемая школьнику учебная информация может оказаться невостребованной (отложенной в «пассивном отсеке образовательного багажа») и не способной сыграть своей развивающей роли, если у ребенка нет соответствующей мотивации и значимых (имеющих смысл) лично для него образовательных процессов. Личностный смысл, по А.Н. Леонтьеву, это значение, опосредованное мотивом. Соединяя предметный компонент содержания образования (определенный государственным образовательным стандартом) и личностный, существующий в саморазвивающейся деятельности ученика, педагог управляет извне процессом самооб-
- 13B -
разования ребенка, помогая ему выражать избирательность к учебному материалу, что способствует мотивированному проявлению и развитию личностных образовательных смыслов ученика.
Таким образом, освоение образовательной среды человеком означает ее осмысление, то есть выявление отношений между существованием субъекта и составляющими этой среды, и выбор из всего спектра существующих способов и возможностей преобразования действительности того, что необходимо именно ему, то есть установление своего отношения к объектам образовательной среды (к себе и другим людям).
Становление отношений и образование связей (как вида устойчивых отношений) инициирует формирование специфического пространства, которое возникает и строится в ходе взаимодействия растущего человека с образовательными ресурсами и определяется ими. Это возникающее пространство мы называем образовательным пространством человека.
Важно подчеркнуть, что определенное отношение человека к объектам, явлениям и событиям образовательной среды начинает устанавливаться тогда, когда происходит «пересечение» процесса освоения системы понятий и обобщенных способов действий с процессом осмысления освоенного, когда возникает некий «момент понимания», то есть фиксируется «точка понимания». Впоследствии множество таких точек образуют (создают) «сферу понимания» (понятийно-смысловое пространство, являющееся структурным компонентом образовательного пространства человека).
Для конкретного человека понимание возникает - как проявление готовности к определению своей позиции по отношению к данному явлению или событию, как приобретение умения вести себя в складывающейся ситуации, как выявление и реконструкция смысла назначения и условий выполнения определенной деятельности, как обстоятельство ответственного выбора. А «именно ответственный выбор является фактором, детерминирующим процесс становления образовательного пространства субъекта, развития его личности» [4, с. 34]. Поскольку причины событий, происходящих с человеком после выбора, связываются им с его внутренними особенностями, а не с обстоятельствами или особенностями кого-то другого. Соответственно, альтернатива, выделенная до выбора, а не вследствие него, присваивается и становится проявлением внутренней сути личности человека (присущим ему качеством). Таким образом, образовательное пространство человека - это его внутренняя, субъектная характеристика.
Продвижение человека в пространстве образования (влияющее на проявление и изменение структуры этого пространства) совершается путем добавления к освоенным ранее все новых способов взаимодействия с образовательной средой. При этом идет не простое суммирование, накопление способов (как увеличение их количества), а происходит процесс переработки поступающей информации, ее осмысление и присвоение, стимулирующее появление новых отношений, установление других взаимосвязей, вызывающее модификацию всей структуры и изменение качества пространства образования человека.
То обстоятельство, что образование человека может происходить в различных образовательных средах и «погружение» в них инициирует проявление дополнительных подпространств его образовательного пространства, позволяет сделать предположение о многомерности этого пространства, дифференцированность и интегрированность отдельных компонентов которого регулируется человеком самостоятельно.
Далее, следуя философскому закону единства формы и содержания и рассмотрев активную роль содержания в образовании человека, необходимо соотнести содержание образования с его формой. С одной стороны, форма должна быть способом выделения, акцентирования и подчеркивания значимости содержания, а с другой - содержание, развиваясь, должно «взрывать» свою форму. Другими словами, необходима яркая выраженность различий в содержании деятельностей, осваиваемых учеником в ходе его образования. В результате такого процесса деятельность (как система) начинает структурироваться, что влечет за собой проявление и оформление структуры образовательного пространства человека.
Становление системы деятельности растущего и взрослеющего человека обусловлено взаимо-переходами ведущих деятельностей, при этом само понятие «ведущая деятельность» имеет смысл только при наличии некоторой системы деятельностей, поскольку «ведущая деятельность - это деятельность, внутри которой дифференцируются следующие за ней виды деятельности. Ведущая деятельность является центральной в структуре и системе деятельностей, то есть под ее влиянием происходит их развитие и она входит в них» [5, с. 510]. Наращивание многообразия видов образовательных деятельностей репрезентирует и факт расширения образовательного пространства человека.
Так, для младших школьников ведущей является учебная деятельность, строение которой подробно описано в работах Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова, основная форма ее организации - коллективно-распределенная. С переходом в подростковый возраст в качестве ведущей деятельности выступает учебно-исследовательская (экспериментальная) деятельность, основной формой организации которой является групповая. А в старшей школе ведущей деятельностью учащихся становится учебно-продуктивная (по содержанию) и индивидуальная (по форме) деятельность, которая приобретает черты избирательности, осознанности, ответственности за ее процесс и результат.
Учебная деятельность, имея сложную структуру, проходит длительный путь становления. Ее развитие продолжается на протяжении всех лет школьной жизни, но основы закладываются в
первые годы обучения, именно в младшем школьном возрасте освоение приемов учебной деятельности дает наибольший положительный эффект.
Активное осуществление учебно-исследовательской деятельности в подростковой школе способствует удовлетворению потребности в новой информации, в новых знаниях, в общении со сверстниками и взрослыми, содействует становлению самостоятельности, самоутверждения и самоуважения. Вступая в новые отношения между собой и со взрослыми, школьники развивают средства общения и взаимодействия, осваивают новые виды деятельности, устанавливают новые связи с миром и отношения между собой и к себе.
В старшей школе новый уровень развития самосознания учеников неразрывно связан с самоопределением и поиском себя. В этот период жизни у человека появляется потребность свести все многообразие фактов к немногим принципам, построить стройную систему взглядов на мир, определить свое место в этом мире. Другими словами, в это время идет интенсивный процесс формирования мировоззрения человека, что наглядно свидетельствует об усиленном развитии его образовательного пространства.
Итак, «всякий период представляет собой систему различных деятельностей, каждая из которых выполняет свою функцию» [6, с. 509]. Здесь важно подчеркнуть, что функция ведущей деятельности - посредническая. При ее развертывании, с одной стороны, учеником осмысливается содержание других видов деятельности (не выступающих в роли ведущих на данном этапе), а с другой -преодолевается их ограниченность (в том смысле, что границы становятся прозрачнее, и появляется возможность проникновения в суть предмета). Однако смена ведущих деятельностей определяет этапы (ступени) формирования, расширения образовательного пространства человека и вносит свои особенные характеристики в описание последнего.
Важно подчеркнуть, что хотя в процессе взросления и возникают новые виды деятельности, устанавливаются новые отношения человека к действительности, но «...их возникновение и превращение в ведущие не отменяют прежде существовавших, а лишь меняют их место в общей системе отношений ребенка к действительности, которые становятся все более богатыми» [7, с. 97]. Таким образом, обогащается и развивается образовательное пространство человека, в общем сопряженное с движением ученика по образовательной вертикали.
Включение юного человека в процесс деятельностного освоения им потенциала образовательной среды позволяет строить процесс образования так, что основанием последовательности и систематичности учения становится не последовательность «накопления знаний», а последовательность преодолений человеком своих «центраций», то есть определение границы своего «знания и незнания» и построение условий выполнения собственных схем действования. Подобная организация образовательного процесса формирует учебность деятельности, которая, по мысли Д.Б. Элько-нина, сводится к самоизменению действующего человека, поскольку «учебность» - характеристика деятельности, предполагающая такое поведение в новых ситуациях, которое приводит к появлению нового знания, нового опыта, новых способов действия. При этом последовательность осуществления деятельностей, понимаемая как последовательность децентраций, является тем материалом, на котором совершается процесс становления самостоятельности и ответственности растущего человека, то есть тем содержанием, освоение которого обеспечивает продвижение к цели образования, формируя образовательное пространство человека.
Итак, для образования человека (достижения образа желаемого) необходимо включить его в целенаправленный процесс конструирования им своего образовательного пространства, путем деятельностного освоения возможностей образовательной среды. Каждый ученик, выстраивая свое пространство образования в процессе взаимодействия с другими детьми и педагогами, тем самым строит пространство образования школы, района, города и пр., придавая ему черты многообразия, многоплановости и многомерности.
Ссылки:
References (transliterated):
1. Зимняя И.А. Педагогическая психология.
Ростов на/Д,1997. URL: http://www.syntone-
spb.ru/library/books (дата обращения: 02.12.2011).
2. Панов В.И. Психодидактика образовательных систем: теория и практика. СПб., 2007.
3. Ясвин В.А. Образовательная среда. От моделирования к проектированию. М., 2001.
4. Шендрик И.Г. Образовательное пространство субъекта и его проектирование / МО РФ; АПКиПРО. М., 2003.
5. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1989.
6. Там же.
7. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Мудрость воспитания / сост. Б.М. Бим-Бад, Э.Д. Днепров, Г.Б. Корнетов. М., 1988.
1. Zimnyaya I.A. Pedagogicheskaya psikhologiya.
Rostov na/D,1997. URL: http://www.syntone-
spb.ru/library/books (date of access: 02.12.2011).
2. Panov V.I. Psikhodidaktika obrazovatel'nykh sistem: teoriya i praktika. SPb., 2007.
3. Yasvin V.A. Obrazovatel'naya sreda. Ot modeliro-vaniya k proektirovaniyu. M., 2001.
4. Shendrik I.G. Obrazovatel'noe prostranstvo sub"ekta i ego proektirovanie / MO RF; APKiPRO. M., 2003.
5. El'konin D.B. Izbrannye psikhologicheskie trudy. M., 1989.
6. Ibid.
7. El'konin D.B. K probleme periodizatsii psikhicheskogo razvitiya v detskom vozraste // Mudrost' vospitaniya / comp. by B.M. Bim-Bad, E.D. Dneprov, G.B. Kor-netov. M., 1988.