Научная статья на тему 'Образовательное кредитование в России: современное состояние'

Образовательное кредитование в России: современное состояние Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3217
249
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ КРЕДИТОВАНИЕ / EDUCATIONAL LOAN / ПАРАМЕТРЫ / ОПЫТ КРЕДИТОВАНИЯ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ В РОССИИ / LENDING / ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КРЕДИТОВАНИЯ / FOREIGN EXPERIENCE / PARAMETER / STUDENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Халин В. Г., Чернова Г. В.

Предмет и тема. В статье отмечается, что современное состояние российской экономики, уменьшение объемов бюджетного финансирования высшего образования и сокращение количества российских вузов и их филиалов обусловливают усиление значимости обучения на платной основе и поиска его новых форм. Это определяет актуальность исследования образовательного кредитования как новой формы финансирования обучения студентов на платной основе. Цели. Обобщение и оценка современного российского опыта образовательного кредитования, в том числе раскрытие особенностей, связанных с реализацией образовательного кредитования различными российскими и зарубежными кредитными организациями в целях обучения студентов как в России, так и за рубежом. Методология. На основе методов логического и сравнительного анализа в исследовании выявлены факторы, преимущества, недостатки и проблемы, определяющие реальные возможности образовательного кредитования в России в настоящее время. Результаты. Проведен анализ опыта образовательного кредитования как в России, так и за рубежом, позволяющий выделить основные причины его недостаточной востребованности в настоящее время и определить главные направления совершенствования этой формы финансирования обучения студентов. Выводы и значимость. Образовательное кредитование как форма платы за обучение студентов пока не нашло в России должного распространения. Основная причина такой ситуации противоречие между высокой стоимостью образовательного кредита (даже при наличии государственных субсидий) и низкой платежеспособностью населения, нуждающегося в его получении. Снижение возможностей бюджетного финансирования обучения студентов способствует увеличению спроса на образовательные кредиты. Однако общая экономическая ситуация в РФ и в мире, а также применяемые в отношении России политические и экономические санкции снижают платежеспособность населения, что отрицательно влияет на возможности граждан по использованию образовательных кредитов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Educational loans in Russia: the current state

Importance Decreasing budgetary financing of higher education and reducing number of Russian higher schools and their branches enhance the importance of education on a fee-paying basis. The study of education lending as a new form of financing the paid education is rather relevant. Objectives The aim of the paper is to summarize and assess the current Russian experience in educational loans, to describe the specifics of educational lending by various Russian and foreign credit institutions in Russia and abroad. Methods We apply logical and comparative analyses to identify factors, advantages, disadvantages and problems that currently determine real possibilities of educational loans in Russia. Results The analysis of educational loans in Russia and abroad enabled to identify causes of their insufficient demand at the present moment, and major areas of perfecting this form of financing the education. Conclusions and Relevance Educational loans as a form of tuition payment are not widely spread in Russia. The main reason is the contradiction between the high cost of educational loans (even with government subsidies) and the low paying capacity of those who need them. Reduced budgetary funding of student educational services encourage an increase in demand for educational loans. However, the overall economic situation in Russia and globally, as well as political and economic sanctions against Russia reduce the effective demand of the population, and adversely affect the ability of citizens to use educational loans.

Текст научной работы на тему «Образовательное кредитование в России: современное состояние»

ISSN 2311-8709 (Online) Денежно-кредитное регулирование

ISSN 2071-4688 (Print)

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ КРЕДИТОВАНИЕ В РОССИИ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ Владимир Георгиевич ХАЛИН^, Галина Васильевна ЧЕРНОВАь

a доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой информационных систем в экономике, Санкт-Петербургский

государственный университет, Санкт-Петербург, Российская Федерация

v.halin@spbu.ru

b доктор экономических наук, профессор кафедры управления рисками и страхования, Санкт-Петербургский государственный

университет, Санкт-Петербург, Российская Федерация

g.chernova@spbu.ru

• Ответственный автор

История статьи:

Принята 08.09.2015 Одобрена 14.10.2015

УДК 338

Ключевые слова:

образовательное кредитование, параметры, опыт кредитования обучения студентов в России, зарубежный опыт образовательного кредитования

Аннотация

Предмет и тема. В статье отмечается, что современное состояние российской экономики, уменьшение объемов бюджетного финансирования высшего образования и сокращение количества российских вузов и их филиалов обусловливают усиление значимости обучения на платной основе и поиска его новых форм. Это определяет актуальность исследования образовательного кредитования как новой формы финансирования обучения студентов на платной основе.

Цели. Обобщение и оценка современного российского опыта образовательного кредитования, в том числе раскрытие особенностей, связанных с реализацией образовательного кредитования различными российскими и зарубежными кредитными организациями в целях обучения студентов как в России, так и за рубежом.

Методология. На основе методов логического и сравнительного анализа в исследовании выявлены факторы, преимущества, недостатки и проблемы, определяющие реальные возможности образовательного кредитования в России в настоящее время. Результаты. Проведен анализ опыта образовательного кредитования как в России, так и за рубежом, позволяющий выделить основные причины его недостаточной востребованности в настоящее время и определить главные направления совершенствования этой формы финансирования обучения студентов.

Выводы и значимость. Образовательное кредитование как форма платы за обучение студентов пока не нашло в России должного распространения. Основная причина такой ситуации - противоречие между высокой стоимостью образовательного кредита (даже при наличии государственных субсидий) и низкой платежеспособностью населения, нуждающегося в его получении. Снижение возможностей бюджетного финансирования обучения студентов способствует увеличению спроса на образовательные кредиты. Однако общая экономическая ситуация в РФ и в мире, а также применяемые в отношении России политические и экономические санкции снижают платежеспособность населения, что отрицательно влияет на возможности граждан по использованию образовательных кредитов.

© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2015

В условиях сокращения числа российских вузов и их филиалов1, а также снижающихся возможностей получения высшего образования за счет бюджетного финансирования все более актуальным становится поиск новых форм финансирования обучения студентов.

Главной альтернативой бюджетному

финансированию обучения студентов в высшей школе является платная основа обучения. Однако к числу основных факторов, сдерживающих использование данной формы, можно отнести ее высокий уровень и необходимость внесения платы в течение самого периода обучения. Именно поэтому интересен опыт применения новых форм

платы за обучение, в первую очередь образовательного кредитования, основной отличительной и привлекательной

характеристикой которого является отложенный срок возврата долга по нему.

Авторы провели анализ уже имеющегося в России опыта применения образовательного

кредитования, а также его состояния, определили основные проблемы и перспективы. Данная статья является продолжением более ранних авторских работ2 [1] и учитывает мнения известных специалистов в данной области [2-8].

Опыт образовательного кредитования в России. В РФ данная форма финансовой

1 Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2014 № 2765-р «О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы».

2 Чернова Г.В., Халин В.Г., Михайлова П.Р. Образовательное кредитование как новое направление финансирования обучения граждан // Финансы и кредит. 2011. № 15. С. 7-14.

поддержки обучения в высшей школе появилась в начале XXI в.3. Уже в 2008-2009 гг. некоторые российские банки предложили свои продукты образовательного кредитования, описываемые следующими параметрами:

• ставка образовательного кредита. Она устанавливалась достаточно высокой - в интервале 11-19% годовых, а потому стала основным препятствием для внедрения самой идеи использования этой формы внебюджетного финансирования обучения студентов;

• возможность получения образовательного кредита. Теоретически она существовала для любого желающего. Однако на практике банки часто сами определяли перечень вузов, специальностей и направления, на обучение в которых выдавали такой кредит. Это также снижало реальные возможности получения образовательного кредита для любого желающего. Заметим, что целевое кредитование обучения студентов для страховой отрасли должно идти за счет средств самих страховщиков [9]4. При этом выдача кредита может идти по двум вариантам -непосредственно страховщиком либо через банк, с которым у страховщика такая договоренность существует;

• условия выдачи кредита и возврата долга по нему. Здесь необходимо выделить следующее. Если у студента нет постоянного источника дохода, кредит, как правило, оформляется на поручителя. При этом могут возникнуть сложности - поиск такого поручителя и возникновение дополнительных требований (например, требования о наличии залога). Кроме того, при небольшом сроке кредита (5-6 лет) в случае, когда студент может только сам отдавать долг по этому кредиту, возможности получения кредита резко уменьшаются -студент должен учиться 4-6 лет, и у него не будет реальной возможности к окончанию срока предоставления кредита получать заработную плату, чтобы вернуть этот долг. Если срок возврата кредита устанавливается с момента

3 Об изменении условий эксперимента по государственной поддержке предоставления кредитов студентам вузов, имеющих государственную аккредитацию: постановление Правительства РФ от 28.08.2009 № 699; Об утверждении Правил предоставления государственной поддержки образовательного кредитования: постановление Правительства РФ от 18.11.2013 № 1026.

4Халин В.Г., Чернова Г.В. Проблемы подготовки квалифицированных кадров по страхованию // Финансы и кредит. 2010. № 11. С. 53-57.

48

окончания студентом вуза, то здесь тоже есть проблемы [10, 11]. С одной стороны, срок возврата, равный 10-12 годам после окончания студентом вуза, позволяет уменьшить ежемесячные платежи по возврату кредита. С другой стороны, нельзя забывать о том, что любое удлинение срока возврата кредита ведет к увеличению самой возвращаемой суммы. Даже при пятилетнем сроке возврата кредита после окончания вуза возвращаемая сумма по сравнению с самим кредитом увеличивается примерно в 1,5 раза, при десятилетнем сроке -примерно в 3 раза. Сложности возникают и с вариантом предоставления кредита: вся сумма, достаточная для всего срока обучения, или открытая кредитная линия. Последний вариант, когда кредит выдается регулярными платежами в размере, необходимом для очередного платежа в вузе, дает экономию получателю кредита на процентах за его использование, так как проценты начисляются только на реально использованные средства.

Как показывает практика получения образовательных кредитов в России, сейчас наибольший интерес к ним проявляют семьи, в которых среднемесячный доход на человека составляет 4-7 тыс. В семьях с более низким доходом спроса на такие кредиты практически нет, так как возможности его возврата за счет семейного бюджета практически равны нулю [1214].

Значения названных параметров, описывающих банковский продукт «образовательное

кредитование», показывают очень ограниченные возможности его использования: стоимость таких кредитов является очень высокой, выдача кредита связана с появлением дополнительных сложностей у его получателя, сопутствующие требования при получении кредита иногда делают невозможным возвращение долга в оговоренные сроки [15]. Единственным плюсом является сама возможность оплатить стоимость обучения (зачастую лишь теоретическая). Фактически данный банковский продукт ничем не отличается от потребительского кредита и совершенно не учитывает особенности его целевого назначения - покрытие расходов при получении образования.

Известно, что потребительский кредит - это кредит, предоставляемый банком на приобретение товаров (работ, услуг) для личных, бытовых и иных непроизводственных нужд. Он выдается непосредственно гражданам (домохозяйствам), как правило, без какого-либо залога, а также без поручительства. Его берут не только для покупки товаров длительного пользования (квартир,

:.ш/|оигпа1Яс/

машин, мебели и т.д.), но и на другие нужды (бытовую технику, мобильные телефоны, продукты питания и т.д.). Потребительский кредит может выступать в форме продажи различных товаров с отсрочкой платежа и в виде формы предоставления банковской ссуды на потребительские цели, в том числе и через кредитные карты. Как правило, потребительский кредит выдается на срок от 1 до 5 лет. Особенность потребительского кредитования -возможность получателя самому выбирать способы траты полученных денежных средств определяет его востребованность и на оплату обучения студентов. Однако необходимо помнить, что если при незначительной сумме кредита потребительский кредит выдается физическому лицу без залога и поручителей, то для получения более крупной суммы кредита (а именно эта ситуация характерна для получения кредита для оплаты расходов на обучение) банк может потребовать предоставить поручителей или залог, в качестве которого чаще всего выступает недвижимость или автотранспорт.

Достаточно жесткие условия выдачи образовательных кредитов объясняются тем, что банки находятся в ситуации, когда риск невозврата долга по кредитной сделке является очень значимым. Это и вынуждает банки устанавливать по образовательному кредитованию высокий уровень процентной ставки и вводить дополнительные требования и ограничения к его получателю5 [16].

До последнего времени образовательное кредитование в России на рынке потребительского розничного кредитования6 занимало менее 1%7. Это говорит о том, что предлагаемый ранее российскими банками продукт «образовательное кредитование» практически не был востребован. Это привело к тому, что форма внебюджетного финансирования обучения студентов в высшей школе фактически так и осталась неразвитой8 [17, 18]. Сейчас, когда идет сокращение количества бюджетных мест в вузах и числа самих вузов, ситуация начинает меняться - уже около 5%

5 ЕрмакИ.С., Арженовский С.В. Образовательное кредитование коммерческими банками: доходность и риск // Финансы и кредит. 2007. № 48. С. 27-31.

6 Потребительский розничный кредит - вид потребительского кредита, выдача которого осуществляется через торговые сети или филиалы банка. Может называться экспресс-кредитом, необеспеченным, беззалоговым кредитом или нецелевым кредитом.

7 URL: http://credit.ru/publication/show/id/10636

8 Камионка В.В. Перспективы внедрения новой модели

образовательного кредитования в Российской Федерации //

Финансы и кредит. 2012. № 31. С. 34-39.

студентов, обучающихся на платной основе, пользуются образовательными кредитами9. Именно поэтому интересен конкретный отечественный опыт образовательного

кредитования, реализованный компанией «Крэйн» и банком «Союз». Перечислим наиболее значимые шаги, сделанные данными организациями в этом направлении:

• ставка кредита была установлена равной 10%, то есть была минимальной из предложенных на российском рынке образовательного кредитования;

• возможности получения кредита на обучение были ограниченны - банк определил список из 21 вуза;

• условия выдачи кредита и возврата долга по нему по программе «Кредо» предполагали, что кредит оформляется на имя студента, выплата долга по кредиту и процентов по нему начинается после окончания вуза, кредит выдается в долларах США, размер кредита и политика погашения долга определяются самим студентом10.

Однако надо отметить, что в августе 2009 г. выдача новых кредитов была приостановлена. Сейчас банк «Союз» продолжает обслуживать лишь своих прежних клиентов, которым уже выданы кредиты. Это объясняется введением правительственной программы льготного образовательного кредитования. При этом студенты, являющиеся клиентами банка «Союз» и участниками программы «Кредо», получили право реструктурировать свой полученный ранее кредит и стать участниками правительственной программы, которую государство начало реализовывать в 2009 г. Запуск программы образовательного кредитования с

субсидированием процентной ставки через Сбербанк России и банк «Союз» означал начало эксперимента (2009-2013 гг.) по внедрению образовательного кредитования и

проиллюстрировал новую попытку государства стимулировать рынок образовательных кредитов. В рамках проводимого эксперимента предполагалось решение следующих задач:

• определение реальной потребности в использовании дополнительного источника финансирования обучения студентов в высшей школе;

• изучение предложений по кредитованию обучения в высшей школе;

9 URL: http://credit.ru/publication/show/id/10636

10 URL: http://www.prokredo.ru/

• анализ и оценка соответствующей нормативной базы;

• выявление особенностей, проблем, сложностей и преимуществ льготного образовательного кредитования.

К сожалению, хотя в данной программе участвовали 56 российских вузов11 (в 2013-2014 гг. для участия в эксперименте по образовательному кредитованию привлекалось уже 134 вуза12), с момента запуска программы в 2009 г. в ее рамках было выдано лишь около 300 кредитов13. Такая неоправданно низкая востребованность программы, по мнению экспертов, связана со следующими причинами:

• программа предъявляла высокие требования к качеству обучения студентов - результаты обучения должны быть хорошими;

• сильные абитуриенты при большом числе бюджетных мест и вузов могли претендовать на бюджетные места, а не участвовать в этой программе;

• недостаточная информированность населения об этой программе.

Следует отметить, что, несмотря на не очень утешительные результаты эксперимента, реальная потребность в образовательном кредите как новой форме финансирования обучения студентов в высшей школе, конечно, существует. И это обусловлено не только тем, что многие юноши и девушки готовы получать высшее образование на платной основе, но и тем, что единовременное внесение прямой платы за обучение не всегда является возможным.

Именно потребность в получении образовательных кредитов и опыт работы с участниками программ образовательного кредитования привели к тому, что компания «Крэйн» для участников программы, которые были либо отчислены, либо являются выпускниками с просроченной задолженностью, предложила новые продукты, связанные с их трудоустройством и профессиональным

11 Список вузов - участников данной программы можно найти на сайтах Сбербанка России и банка «Союз».

12 О перечне образовательных учреждений высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию, прошедших отбор для участия в эксперименте по государственной поддержке предоставления образовательных кредитов студентам образовательных учреждений высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию на 2013/14 учебный год: приказ Минобрнауки России от 26.04.2013 № 311.

13 URL: http://credit.ru/publication/show/id/10636

развитием. Например, заемщикам, не имеющим законченного высшего образования, была адресована программа «Карьерная реабилитация», а выпускникам, имеющим задолженность по возврату кредита, - программа «Карьерное сопровождение». В рамках этих программ компания «Крэйн» проводит Skype-тренинги, собеседования, оказывает помощь в составлении резюме, дает советы по трудоустройству и т.д. На сайте программы «Кредо» создана площадка, на которой заемщики могут делиться личным опытом и полезной информацией друг с другом, а также публикуются новости рынка труда и образовательных услуг, что повышает возможности участников программы для повышения квалификации и профессионального развития14.

Наработанный опыт освоения этой программ образовательного кредитования лег в основу постановления Правительства РФ от 18.11.2013 № 1026 «Об утверждении Правил предоставления государственной поддержки образовательного кредитования», которое было принято в соответствии с ч. 4 ст. 104 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации». В данном постановлении Правительства РФ:

• выделены две основные формы участия государства при выдаче образовательных кредитов - возмещение банку части затрат по невозвращенным образовательным кредитам и предоставление субсидий банкам на возмещение части затрат на уплату процентов по образовательным кредитам;

• описан порядок предоставления государственной поддержки образовательного кредитования граждан, поступивших в организации, осуществляющие образовательную деятельность;

• сформулированы правила предоставления из федерального бюджета субсидий банкам на возмещение части затрат на уплату процентов по образовательным кредитам и возмещения части затрат по невозвращенным образовательным кредитам.

Согласно данному документу образовательный кредит выдается гражданам России в возрасте от 14 лет. Срок выдачи кредита - время обучения, увеличенное на 10 лет, но погасить кредит можно досрочно без всякой комиссии. Граждане на льготных условиях могут получить основной образовательный кредит (на оплату обучения по

14 URL: http://www.prokredo.ru/credoprogram

основным профессиональным программам, при этом сумма кредита может доходить до 100% стоимости обучения) и сопутствующие образовательные кредиты (на оплату расходов на проживание, питание, приобретение учебной и научной литературы и других бытовых нужд в период обучения). Заемщик не предоставляет обеспечение по кредиту, а также не уплачивает размер основного долга до окончания обучения. Страхование не требуется. На первые два года пользования кредитом устанавливается льготный период по уплате процентов. Кредит может выдаваться для получения второго или последующего образования. Субсидии выделяются по соглашению между кредитной организацией (банком) и Минобрнауки России. Льготный образовательный кредит может предоставляться учащимся образовательных организаций, которые включены в список образовательных организаций, прошедших отбор для участия в государственной программе образовательного кредитования15. Стоимость кредита составляет не более одной четверти ставки рефинансирования (3/4 ставки рефинансирования субсидируется государством) плюс 5% годовых16. В соответствии с действующей сейчас ключевой ставкой, равной 11,5%, процентная ставка по кредиту будет составлять 7,875%17.

Второй формой участия государства в образовательном кредитовании, предназначенном для финансовой помощи гражданам, обучающимся по основным профессиональным образовательным программам, является предоставление государством субсидий банку на возмещение части затрат по невозвращенным образовательным кредитам в размере до 20% объема выданных образовательных кредитов18.

Помимо программы «Образовательное

кредитование с государственной поддержкой» новую форму потребительского кредитования «Образовательное кредитование» начинают осваивать и другие банки. Так, Всероссийский банк развития регионов в рамках образовательного кредитования разработал два кредитных продукта на оплату обучения «Мои университеты» и «Институт семьи». Кредитная линия по ним

15 В соответствии с приказом Минобрнауки России от 26.04.2013 № 311 в 2013/14 учебном году в этих целях было отобрано 134 вуза.

16 Постановление Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 № 1026.

17 Расчеты сделаны в соответствии с действующей на 15.06.2015 ключевой ставкой (11,5%) и порядком расчета ставки, уплачиваемой заемщиком по вновь заключаемым договорам.

18 URL: http://www.edu.ru/abitur/act42/mdex.php#n

открывается на весь срок обучения, но не менее одного года. Сумма кредита на одного учащегося выдается в интервале 30 000-600 000 руб. Банк оплачивает обучение на основе безналичных расчетов с образовательным учреждением, а количество учащихся и статус обучающихся (сами заемщики, родственники) в рамках программы могут быть любыми. Для получения кредита поручительство не требуется, кредит предусматривает возможность оплаты различных форм обучения (от дошкольной до послевузовской) как в России, так и за рубежом. Однако ставки по этим кредитам в зависимости от категории клиента устанавливаются в диапазоне 15-18% годовых.

Для обучения по бизнес-программам МБА банк выдает образовательный кредит: сумма составляет до 1 млн руб., 66 000 долл. США, 50 000 евро (фунтов стерлингов). Срок кредита - до 6 лет, ставка в валюте установлена на уровне 8,9%. Для получения кредита залог и поручители не требуются, он выдается без первоначального взноса и комиссий по кредиту. Разрешена гибкая система оплаты обучения - по модулям и семестрам. Есть возможность получения льготного периода кредитования по выплате основного долга, а комиссия за безналичный перевод денежных средств в вуз отсутствует.

Практику работы с образовательными кредитами имеет также Росинтербанк19. Специалисты банка разработали несколько конкретных продуктов. Для получения высшего образования предлагается программа «Доступное образование» - ставка кредита по ней установлена на уровне от 14% в рублях и от 9,9% в иностранной валюте. Участвовать в программе могут любые вузы, залог и первоначальный взнос на участие в программе не являются обязательными. Имеется возможность получения льготного периода кредитования и оплаты обучения по семестрам, размер процентной ставки может быть уменьшен с учетом отличных результатов обучения. Досрочное погашение кредита возможно без дополнительных штрафных санкций.

Для обучения за рубежом Росинтербанк предлагает образовательный кредит со следующими условиями: обучение возможно в любой стране мира, сумма кредита устанавливается в размере до 66 000 долл., 50 000 евро (фунтов стерлингов), процентная ставка в валюте фиксируется на момент выдачи кредита (от 9,9%

19 URL: http://urlid.ru/aoyx

годовых), срок кредита - до 6 лет, для получения кредита залог не требуется, кредит выдается без первоначального взноса и комиссий по кредиту, оплата обучения возможна по семестрам, есть возможность получения льготного периода кредитования по выплате основного долга, комиссия за безналичный перевод денежных средств в вуз отсутствует, досрочное погашение кредита возможно без дополнительных штрафных санкций.

Для получения специального образования -любого дополнительного или профессионального обучения в любых образовательных учреждениях, зарегистрированных на территории РФ и за рубежом, Росинтербанк также предлагает программы образовательного кредитования, которые по своим условиям близки к перечисленным: низкая процентная ставка - от 14% в рублях и от 9,9% в иностранной валюте, без залога и первоначального взноса, отсутствие комиссии за организацию кредита и прочих дополнительных комиссий по кредиту, возможность получения льготного периода кредитования, безналичный перевод денежных средств в образовательное учреждение в рублях и иностранной валюте без комиссий, возможность досрочного погашения кредита без штрафных санкций.

Интересной формой сотрудничества

Росинтербанка с государством, направленной на распространение образовательного кредитования, является многоцелевой образовательный кредит «Зачетный», предусматривающий государственное субсидирование. Кредит может выдаваться для оплаты как первого, так и второго высшего или среднего профессионального образования, а также для оплаты обучения в аспирантуре/магистратуре при любой форме обучения. Его условия: срок кредита - время обучения плюс 10 лет, размер ставки определяется как одна четвертая ставки рефинансирования Банка России плюс 5% (три четвертых ставки за кредит субсидируется государством), залог и поручительство не требуются, возможно досрочное погашение без ограничений по сумме и без комиссий.

Сотрудничество с государством в плане выдачи образовательных кредитов реализуют в настоящее время Сбербанк России20 и банк «Союз», но в предлагаемых программах государство участвует лишь субсидируя процентную ставку, уплачиваемую за пользование кредитом. В остальном же условия выдачи кредитов этими банками являются достаточно сложными

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20 URL: http://urlid.ru/aoyy 52 http://fin-i;

(например, в Сбербанке России необходимо внесение залога), что ограничивает реальный спрос на образовательный кредит со стороны заинтересованных в таком кредите.

Образовательные кредиты выдают также и другие банки - Российский сельскохозяйственный банк21, Рускобанк22, БанкЦентрИнвест23, «Русский Стандарт»24, Ситибанк25, Росбанк (Банк Сосьете Женераль Восток, BSGV)26. При этом условия выдачи кредитов в разных банках имеют свои особенности, например различные, в том числе небольшие, сроки выдачи кредита (до 180 дней, до 60 мес., до 10 лет), зависимость размера кредита от дохода его получателя и поручителей, возможность получения кредита на всю сумму оплаты суммарного периода получения образования либо в размере частичной оплаты - за один или несколько семестров обучения (от 300 тыс. до 1 млн руб.), разные процентные ставки по кредиту - до 18-19%. При этом максимальная сумма образовательного кредита по негосударственным программам может покрывать 80-90% от суммы обучения, в то время как государственная программа покрывает 100% от стоимости образования27.

Опыт кредитования обучения российских студентов за рубежом. Для студентов, желающих получить образование за рубежом, вопрос получения образовательного кредита является достаточно актуальным [19-21]. В настоящее время существуют различные программы образовательного кредита на обучение за рубежом:

• программы, предоставляемые российским абитуриентам (студентам) российскими кредитными учреждениями (банками);

• программы, предоставляемые российским абитуриентам (студентам) иностранными банками, работающими в России;

• программы, предоставляемые российским абитуриентам (студентам) зарубежными кредитными учреждениями, в том числе банками.

Среди банков, кредитующих образование за рубежом, кроме Росинтербанка, Всероссийского

21 URL: http://www.rshb.ru/natural/loans/instruct/

22 URL: http://www.ruscobank.ru/index.php?go=pkobrazov

23 URL: http://urlid.ru/ap7v

24 URL: http://gradstudyabroad.ru/educational-resources/study-on-credit

25 URL: http://gradstudyabroad.ru/educational-resources/study-on-credit

26 URL: http://urlid.ru/ap7w

27 URL: http://urlid.ru/ap7x

банка развития регионов, Ситибанка и BSGV можно также назвать Пробизнесбанк, Меткомбанк (группу «Ренова»), Балтийский банк, Желдорбанк, Сургутнефтегазбанк и др.28.

Заметим, что в России все банки, работающие с образовательным кредитованием, могут быть разделены на две группы:

• банки, работающие с любыми вузами;

• банки, работающие с вузами из определенного списка. В настоящее время в этот список входит 134 вуза29. Обычно банки из этой группы являются участниками программы государственной поддержки образовательных кредитов.

Процентная ставка, устанавливаемая по образовательному кредиту для обучения за рубежом, является достаточно высокой - до 18%. Кредиты могут носить ограничительный характер - они не включают покрытие транспортных расходов, оплату жилья, покрытие затрат на питание и проч. Максимальная сумма кредита, выдаваемая российскими банками по образовательным кредитам, составляет около 750 000 руб. При выдаче такого кредита отечественными банками к заемщикам кредита могут предъявляться дополнительные требования, например по залогу или по страхованию жизни заемщика. Общая характеристика образовательных кредитов, выдаваемых для обучения за рубежом, представлена в таблице.

Дополнительный анализ стоимости и условий получения образовательного кредита в целях обучения за рубежом показывает, что для российского потребителя более выгодными являются кредиты, выдаваемые зарубежными кредитными учреждениями. Это подтверждается, например, практикой выдачи образовательного кредита для иностранных граждан, в том числе российских, голландским банком ABN AMRO30. Банк ABN AMRO совместно с Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР) с 1995 г. реализует совместную программу «Инвестиции в международный диплом МБА». Получить

28 URL: http://urlid.ru/ap7y

29 О перечне образовательных учреждений высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию, прошедших отбор для участия в эксперименте по государственной поддержке предоставления образовательных кредитов студентам образовательных учреждений высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию на 2013/14 учебный год: приказ Минобрнауки России от 26.04.2013 № 311.

30 URL: http://urlid.ru/aoyz

образование можно в INSEAD (Франция), London Business School (Великобритания), IESE University of Navarra (Испания), University of Michigan Business School (США), IMC (Венгрия), IEDC (Словения). Программа предполагает

кредитование специально для студентов из Центральной и Восточной Европы и Центральной Азии. В 1993 г. ABN AMRO получил генеральную лицензию Банка России и начал свои операции в РФ, в том числе операции по инвестированию в международные программы МБА.

Особенности программы заключаются в следующем:

• она была первой коммерческой альтернативой, предоставляющей гранты и стипендиальные фонды для финансирования обучения менеджменту;

• аналогов такой программы ни в Европе, ни в Центральной Азии не существует;

• условия участия в этой программе являются вполне приемлемыми.

Что касается условий, то их следует рассмотреть подробнее:

• достаточно большой льготный срок кредита (срок учебы по программе МБА плюс 6 мес.);

• длительный период возврата долга по кредиту -долг возвращается ежемесячными взносами в течение 11-12 лет (сроки могут быть продлены до 13,5 года);

• отсутствие требования по залогу. Ссуда покрывает плату за обучение, расходы по управлению программой и безвозмездный взнос в кредитный фонд школы, но не покрывает жилищные и другие расходы.

Помимо банка ABN AMRO с российскими абитуриентами (студентами) готовы работать и другие европейские кредитные организации, но их число незначительно. Обычно по условиям зарубежных банков в роли заемщика может выступить только лицо, имеющее доход. Поэтому чаще всего это родители студента. Если их доход окажется недостаточным, банк может затребовать поручительство третьей стороны.

Рассматривая вопросы образовательного кредитования, необходимо также иметь в виду следующее. Так как российские и зарубежные кредитные организации очень сильно подвержены влиянию валютного риска, то для обеспечения собственной финансовой устойчивости они в договорах по образовательному кредитованию размер выдаваемого кредита и процентов по нему,

как правило, указывают в иностранной валюте (доллар, евро). Естественно, высокая волатильность курса валют и падение курса рубля отрицательно сказываются на возможностях российских граждан по использованию образовательного кредита.

Другой причиной снижения реальных возможностей использования образовательных кредитов является складывающаяся в настоящее время ситуация в экономике России, обусловленная применяемыми в отношении нее политическими и экономическими санкциями.

Во-первых, введение таких санкций привело к оттоку иностранного капитала из России, что способствует появлению и усилению безработицы на российском рынке труда и тем самым снижению возможностей возврата долга по образовательным кредитам.

Во-вторых, могут быть введены ограничения и на деятельность зарубежных кредитных учреждений, которые ранее участвовали в выдаче образовательных кредитов иностранным гражданам, в частности гражданам РФ.

Зарубежный опыт образовательного

кредитования. Что касается зарубежного опыта образовательного кредитования [1, 22-25], то необходимо отметить следующее. С трудностями перехода от государственного к смешанному варианту финансирования высшего образования сталкивается не только Россия. В 1990-е гг. высшую школу ряда европейских стран также охватил финансовый кризис. Его основными причинами стали:

• замедление темпов роста государственной поддержки вузов;

• увеличение притока молодежи в вузы, иллюстрирующее повсеместный переход от элитарной к массовой системе высшего образования (за последние 40 лет численность студентов в западноевропейских странах выросла почти в 10 раз)31.

Хотя зарубежные страны по-разному решали возникшие в высшем образовании проблемы, общей тенденцией была и является направленность в реформе систем финансирования высшего образования на усиление рыночных тенденций. При установлении платы за обучение и условий предоставления стипендий, введении системы образовательных кредитов, активном вовлечении частных фирм в финансирование высшего образования прежде

всего реализуются такие рыночные принципы, как более жесткий учет затрат, децентрализация финансирования высшей школы и значительное увеличение объема частного финансирования.

Образовательные кредиты являются основной формой финансовой поддержки получения высшего образования в таких странах, как Швеция, Япония, Австралия, Нидерланды, Новая Зеландия, США и Китай. При этом кредиты студентам для оплаты обучения, как правило, предоставляются самими учебными заведениями.

Выдаваемые в разных странах образовательные кредиты имеют свою национальную специфику32. Например, в США распространены следующие виды кредитов:

• родительский образовательный кредит,

оплачиваемый родителями студента.

Ежемесячный платеж должен быть не менее 50 долл. в месяц;

• частный образовательный кредит, размер которого определяется разностью между ценой обучения и материальной помощью студенту, предоставленной государством;

• федеральный образовательный кредит, выдаваемый самим учреждением или банком, который прошел аккредитацию. По нему предусмотрены достаточно низкие проценты -до 5%, и плата за его выдачу не взимается;

• консолидированный образовательный кредит, представляющий собою комбинацию различных образовательных займов.

В Германии имеют место следующие виды образовательных кредитов:

• BAfдG - беспроцентный кредит от немецкого правительства, представляющий собой ежемесячную стипендию-ссуду, сумма которой зависит от платежеспособности семьи студента. Выпускник должен будет возвращать только половину суммы, полученной по займу. При этом возврат долга начинается через 5 лет после того, как будет получена последняя стипендия;

• Studienkredit - выдается под проценты, размер которых в разных банках отличается. Также выплачивается в виде стипендии в сумме 100-650 евро. Начало погашения долга - через 2 года после окончания вуза;

• Bildungskredit - выдается под проценты на 2 4 мес., но получать деньги студент сможет не ранее 3-го семестра. Этот кредит удобен для старшекурсников, когда студент еще

31 URL: http://urlid.ru/ap7z

54

32 URL: http://urlid.ru/ap80

самостоятельно деньги не зарабатывает, а брать их у родителей ему неудобно. Как правило, при получении такого кредита студент уже примерно знает место своей будущей работы. При этом сумма кредита не зависит от дохода заемщика или его семьи, а заявку на него можно подавать даже тем, кто уже получает BAföG;

• Studienbeitragsdarlehen - специальные региональные кредиты, которые выдаются некоторыми банками студентам разных регионов Германии, например студентам из Нижней Саксонии, Баварии, Гамбурга и Баден-Вюртемберга. При этом в каждой земле свои условия займов и процентная ставка.

Спецификой образовательного кредита в Великобритании является то, что он полностью покрывает стоимость образования (сейчас его среднегодовая стоимость равна примерно 25 000 фунтов стерлингов), а получить кредит имеет возможность гражданин любой из стран ЕС.

Хотя порядок выдачи образовательных кредитов дифференцируется по отдельным странам, общими для него являются следующие

33

характеристики :

• по сравнению с другими потребительскими кредитами этот вид кредитования предполагает более низкие процентные ставки - 3-5% годовых;

• более длительные сроки его погашения - 20 и более лет;

• достаточно высокий размер кредита. Обычно 50-70 тыс. долл.;

• возможность использования льготного (беспроцентного) периода кредитования или выплату только процентов в течение определенного периода времени (обычно на срок обучения).

Несмотря на высокую востребованность образовательных кредитов и достаточно приемлемые условия образовательного кредитования, даже за рубежом наблюдается некоторое падение интереса к этой форме финансирования обучения студентов в высшей школе. Так, в Швеции за последние 20 лет доля образовательных кредитов сократилась с 95 до 70%34. Это свидетельствует о том, что условия образовательного кредитования даже там для потребителей являются достаточно тяжелыми. Именно поэтому наряду с образовательным кредитованием все больший интерес для

33 URL: http//credit.ru/publication/show/id/10636

34 URL: http://urlid.ru/aoz0

потребителя представляет комбинированный вариант использования образовательного кредита, при котором его получатель претендует одновременно на получение дополнительного гранта или субсидирования, в том числе государственного.

Выводы. Как показывает почти десятилетний опыт внедрения образовательного кредитования в России, оно как новая форма финансирования обучения студентов пока не нашло должного распространения.

Причиной сложившейся ситуации в первую очередь является противоречие между стоимостью образовательного кредита (она достаточно высокая даже при наличии государственных субсидий) и платежеспособным спросом населения (потребность в получении образовательных кредитов есть у малообеспеченных слоев населения, однако стоимость самого кредита для них является высокой).

Субъективным фактором, также сдерживающим расширение практики образовательного кредитования, является недостаточная

информированность населения, в частности в отношении возможностей государственного субсидирования.

Несмотря на указанные недостатки, в РФ уже начала складываться тенденция увеличения спроса на эту форму платного обучения. Однако в последнее время существенным фактором, снижающим реальный спрос граждан России на получение образовательных кредитов, является общая экономическая ситуация не только в России, но и во всем мире (экономический кризис, инфляция, безработица и т.п.). Применяемые в отношении нашей страны политические и экономические санкции дополнительно снижают платежеспособный спрос населения, в том числе на платные образовательные услуги.

В связи с увеличением интереса к получению высшего образования в условиях ограниченных возможностей бюджетного финансирования проблема использования образовательного кредита как одной из форм финансирования обучения студентов на платной основе в других странах, в том числе высокоразвитых, также является актуальной. Особенности экономик различных государств определяют многообразие разных видов образовательных кредитов. Однако, несмотря на их привлекательность по сравнению с другими потребительскими кредитами (низкие процентные ставки, длительные сроки погашения кредита, высокий размер кредита), интерес к ним все же падает, что обусловлено относительно

высокой стоимостью таких кредитов. Падение наряду с коммерческим образовательным

спроса на образовательные кредиты кредитом использование субсидирования, в том

сопровождается увеличением интереса к числе государственного, и грантов. смешанному финансированию, предполагающему

Таблица 1

Характеристика образовательных кредитов, выдаваемых для обучения за рубежом

Банк Размер кредита на образование Срок кредитования Процентная ставка Условия получения кредита

Росинтербанк До 50 000 евро До 6 лет 9,9-20,9 Возраст заявителя от 16 лет

AVESA До 3 000 000 руб. До 15 лет 11-12 Возраст заемщика от 18 лет; залог недвижимости

Русский Стандарт До 3 000 000 руб. До 4 лет 19 Возраст заемщика - 25-65 лет

Ситибанк До 1 000 000 руб. До 5 лет 17,2-29,5 Возраст заемщика - 22-60 лет; ежемесячный доход не менее 20 000 руб.

Источник: URL: http://101.credit/articles/kredity/obrazovanie-za-rubezhom/

Список литературы

1. Чернова Г.В., Халин В.Г. Образовательное кредитование: российский и зарубежный опыт // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 5: Экономика. 2011. Вып. 4. С. 161-173.

2. Балыхин Г.А., Красильникова А.В., Чеботаревский Ю.В. Субсидии в сфере образования -перспективный элемент в государственной политике // Высшее образование сегодня. 2002. № 6. С. 2-5.

3. Агранович М.Л., Озёрова Н.Б., Беляков С.А., Клячко Т.Л. Система финансирования образования. Анализ эффективности (сер. «Управление. Финансы. Образование»). М.: Технопечать, 2003. 141 с.

4. Захаров Ю.А., Курбатова М.В., Долганов В.С. и др. Новые финансовые инструменты в высшем образовании // Университетское управление: практика и анализ. 2004. № 1. С. 77-89.

5. Абанкина И.В., Домненко Б.И., Левшина Т.Л., Осовецкая Н.Я. Перспективы образовательного кредитования в России // Вопросы образования. 2004. № 4. С. 64-88.

6. Попова Т.Л. Образовательные кредиты в России: опыт, проблемы, перспективы. URL: http://www.zpu-journal.ru/zpu/2006_4/Popova/9.pdf.

7. Кредитование образования // Университетское управление: практика и анализ. 2006. № 3. С. 7-35.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Прахов И.А., Андрущак Г.В. Образовательное кредитование: условия предоставления и спрос на кредит // Вопросы образования. 2009. № 3. С. 76-94.

9. Маркаров Д.Э., Злобин Е.В. Высшее образование и бизнес - направления взаимодействия // Высшее образование в России. 2011. № 11. С. 137-142.

10. Диденко Д.В., Ключарев Г.А. Образовательное кредитование в России: проблемы, пути решения // Финансы и бизнес. 2010. № 1. С. 142-160.

11. Моженко О.В. Образовательное кредитование в России: проблемы и перспективы // Теория и практика общественного развития. 2014. № 15. С. 112-115.

12. Фонова О.В. Образовательное кредитование и перспективы его развития в регионе // Регионология. 2009. № 1. С. 152-159.

13. Курбатова М.В., Евсеенко Т.П. Формирование и перспективы развития региональной системы образовательного субсидирования (на примере Кемеровской области) // Экономика образования. 2005. № 3. С. 26-41.

14. Старобинская Н.М., Чебыкина Л.В., Иконникова Л.В., Зиновьева Н.А., Топникова Н.А. Особенности мониторинга рынка образовательного кредитования // Проблемы современной экономики. 2009. № 4. С.399-401.

15. Руткевич А. Высшее образование: «доступное» и/или «платное»? // Высшее образование в России. 2004. № 7. С. 19-37.

16. Ермак И.С. Управление рисками образовательного кредитования как средство оптимизации его стоимости для потребителей // Управление финансовыми рисками. 2010. № 3. С. 234-245.

17. Матросов М.Б. Образовательный кредит в России: проблемы и перспективы // Проблемы прогнозирования. 2007. № 3. С. 137-146.

18. Гулько А.А., Афанасьева К.Ю. Образовательное кредитование с государственной поддержкой в Российской Федерации: современное состояние и проблемы развития // Экономика и предпринимательство. 2014. № 1. С. 80-84.

19. Борисова О.А., ПравдинаМ.А., Наумова О.В. Образовательный кредит: текущая ситуация и возможности развития // Вопросы образования. 2006. № 2. С. 133-147.

20. Пашкус Н.А., Пашкус В.Ю. Ценностные изменения профессиональных приоритетов в России под воздействием внедрения инструмента образовательного кредитования // Проблемы современной экономики. 2010. № 3. С. 395-398.

21. Dubgorn A.S., Il'in I.V. Process and project orientation of the organization as a management strategy // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 2014. № 5. С. 115-122. URL: http://elib.spbstu.ru/dl/2/4969.pdf/view.

22. Абанкина И.В., Осовецкая Н.Я. Анализ зарубежного и отечественного опыта образовательного кредитования // Экономика образования. 2007. № 3. С. 106-110.

23. Гурьянов А.П. Международные системы образовательного кредитования // Вестник Оренбургского государственного университета. 2010. № 3. С. 30-33.

24. Комлева А.С., Гаджикурбанов Д.М. Образовательное кредитование: российская и мировая практика // Экономика образования. 2011. № 6. С. 34-43.

25. Сандлер Д.Г., Агарков Г.А. Образовательное кредитование: проблемы и перспективы // Университетское управление: практика и анализ. 2012. № 6. С. 14-19.

ISSN 2311-8709 (Online) ISSN 2071-4688 (Print)

EDUCATIONAL LOANS IN RUSSIA: THE CURRENT STATE Vladimir G. KHALINa% Galina V. CHERNOVAb

Monetary Accommodation

a Saint Petersburg State University, St. Petersburg, Russian Federation v.halin@spbu.ru

b Saint Petersburg State University, St. Petersburg, Russian Federation g.chernova@spbu.ru

• Corresponding author

Article history:

Received 8 September 2015 Accepted 14 October 2015

Keywords: educational loan, parameter, foreign experience, student, lending

Abstract

Importance Decreasing budgetary financing of higher education and reducing number of Russian higher schools and their branches enhance the importance of education on a fee-paying basis. The study of education lending as a new form of financing the paid education is rather relevant. Objectives The aim of the paper is to summarize and assess the current Russian experience in educational loans, to describe the specifics of educational lending by various Russian and foreign credit institutions in Russia and abroad.

Methods We apply logical and comparative analyses to identify factors, advantages, disadvantages and problems that currently determine real possibilities of educational loans in Russia. Results The analysis of educational loans in Russia and abroad enabled to identify causes of their insufficient demand at the present moment, and major areas of perfecting this form of financing the education.

Conclusions and Relevance Educational loans as a form of tuition payment are not widely spread in Russia. The main reason is the contradiction between the high cost of educational loans (even with government subsidies) and the low paying capacity of those who need them. Reduced budgetary funding of student educational services encourage an increase in demand for educational loans. However, the overall economic situation in Russia and globally, as well as political and economic sanctions against Russia reduce the effective demand of the population, and adversely affect the ability of citizens to use educational loans.

© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2015

References

1. Chemova G.V., Khalin V.G. Obrazovatel'noe kreditovanie: rossiiskii i zarubezhnyi opyt [Educational loans: Russian and foreign experience]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Ser. 5: Ekonomika = Vestnik of Saint-Petersburg University. Series 5. Economics, 2011, iss. 4, pp. 161-173.

2. Balykhin G.A., Krasil'nikova A.V., Chebotarevskii Yu.V. Subsidii v sfere obrazovaniya - perspektivnyi element v gosudarstvennoi politike [Grants in the field of education as a perspective element of the public policy]. Vysshee obrazovanie segodnya = Higher Education Today, 2002, no. 6, pp. 2-5.

3. Agranovich M.L., Ozerova N.B., Belyakov S.A., Klyachko T.L. Sistema finansirovaniya obrazovaniya. Analiz effektivnosti (seriya "Upravlenie. Finansy. Obrazovanie") [The system of education financing. An efficiency analysis (series Management. Finance. Education)]. Moscow, Tekhnopechat' Publ., 2003, 141 p.

4. Zakharov Yu.A., Kurbatova M.V., Dolganov V.S. et al. Novye finansovye instrumenty v vysshem obrazovanii [New financial instruments in higher education]. Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz = University Management: Practice and Analysis, 2004, no. 1, pp. 77-89.

5. Abankina I.V., Domnenko B.I., Levshina T.L., Osovetskaya N.Ya. Perspektivy obrazovatel'nogo kreditovaniya v Rossii [Prospects for educational loans in Russia]. Voprosy obrazovaniya = Educational Studies, 2004, no. 4, pp. 64-88.

6. Popova T.L. Obrazovatel'nye kredity v Rossii: opyt, problemy, perspektivy [Student loans in Russia: experience, problems, prospects]. Available at: http://www.zpu-journal.ru/zpu/2006_4/Popova79.pdf. (In Russ.)

7. Kreditovanie obrazovaniya [Educational lending]. Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz = University Management: Practice and Analysis, 2006, no. 3, pp. 7-35.

8. Prakhov I.A., Andrushchak G.V. Obrazovatel'noe kreditovanie: usloviya predostavleniya i spros na kredit [Educational lending: terms of and demand for loans]. Voprosy obrazovaniya = Educational Studies, 2009, no. 3, pp. 76-94.

9. Markarov D.E., Zlobin E.V. Vysshee obrazovanie i biznes - napravleniya vzaimodeistviya [Higher education and business: areas of cooperation]. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia, 2011, no. 11, pp. 137-142.

10. Didenko D.V., Klyucharev G.A. Obrazovatel'noe kreditovanie v Rossii: problemy, puti resheniya [Educational lending in Russia: problems and solutions]. Finansy i biznes = Finance and Business, 2010, no. 1, pp. 142-160.

11. Mozhenko O.V. Obrazovatel'noe kreditovanie v Rossii: problemy i perspektivy [Educational loans in Russia: problems and prospects]. Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya = Theory and Practice of Social Development, 2014, no. 15, pp. 112-115.

12. Fonova O.V. Obrazovatel'noe kreditovanie i perspektivy ego razvitiya v regione [Educational lending and perspectives for its development in the region]. Regionologiya = Regionology, 2009, no. 1, pp. 152-159.

13. Kurbatova M.V., Evseenko T.P. Formirovanie i perspektivy razvitiya regional'noi sistemy obrazovatel'nogo subsidirovaniya (na primere Kemerovskoi oblasti) [Formation and development prospects for the regional system of educational subsidies (the Kemerovo oblast case)]. Ekonomika obrazovaniya = Economics of Education, 2005, no. 3, pp. 26-41.

14. Starobinskaya N.M., Chebykina L.V., Ikonnikova L.V., Zinov'eva N.A., Topnikova N.A. Osobennosti monitoringa rynka obrazovatel'nogo kreditovaniya [Specifics of monitoring the educational loans market].

Problemy sovremennoi ekonomiki = Problems of Modern Economics, 2009, no. 4, pp. 399-401.

15. Rutkevich A. Vysshee obrazovanie: "dostupnoe" i/ili "platnoe"? [Higher education: 'affordable' and/or 'paid'?]. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia, 2004, no. 7, pp. 19-37.

16. Ermak I.S. Upravlenie riskami obrazovatel'nogo kreditovaniya kak sredstvo optimizatsii ego stoimosti dlya potrebitelei [Managing risks inherent in educational loans as a means to optimize their value for consumers]. Upravlenie finansovymi riskami = Financial Risk Management, 2010, no. 3, pp. 234-245.

17. Matrosov M.B. Obrazovatel'nyi kredit v Rossii: problemy i perspektivy [Educational loans in Russia: problems and prospects]. Problemyprognozirovaniya = Problems of Forecasting, 2007, no. 3, pp. 137-146.

18. Gul'ko A.A., Afanas'eva K.Yu. Obrazovatel'noe kreditovanie s gosudarstvennoi podderzhkoi v Rossiiskoi Federatsii: sovremennoe sostoyanie i problemy razvitiya [Educational loans with State support in the Russian Federation: current state of affairs and development problems]. Ekonomika ipredprinimatel'stvo = Economy andEntrepreneurship, 2014, no. 1, pp. 80-84.

19. Borisova O.A., Pravdina M.A., Naumova O.V. Obrazovatel'nyi kredit: tekushchaya situatsiya i vozmozhnosti razvitiya [Educational loans: current situation and opportunities of development]. Voprosy obrazovaniya = Educational Studies, 2006, no. 2, pp. 133-147.

20. Pashkus N.A., Pashkus V.Yu. Tsennostnye izmeneniya professional'nykh prioritetov v Rossii pod vozdeistviem vnedreniya instrumenta obrazovatel'nogo kreditovaniya [Changes in the value of professional priorities in Russia influenced by the introduction of the educational lending tool]. Problemy sovremennoi ekonomiki = Problems of Modern Economics, 2010, no. 3, pp. 395-398.

21. Dubgorn A.S., Il'in I.V. Process and Project Orientation of the Organization as a Management Strategy.

Nauchno-tekhnicheskie vedomosti Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo politekhnicheskogo universiteta. Ekonomicheskie nauki = Saint Petersburg State Polytechnic University Journal. Economics, 2014, no. 5, pp. 115-122. Available at: http://elib.spbstu.ru/dl/2/4969.pdf/view.

22. Abankina I.V., Osovetskaya N.Ya. Analiz zarubezhnogo i otechestvennogo opyta obrazovatel'nogo kreditovaniya [An analysis of foreign and domestic experience of educational lending]. Ekonomika obrazovaniya = Economics of Education, 2007, no. 3, pp. 106-110.

23. Gur'yanov A.P. Mezhdunarodnye sistemy obrazovatel'nogo kreditovaniya [International systems of educational lending]. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta = Vestnik of Orenburg State University, 2010, no. 3, pp. 30-33.

24. Komleva A.S., Gadzhikurbanov D.M. Obrazovatel'noe kreditovanie: rossiiskaya i mirovaya praktika [Educational loans: Russian and international practice]. Ekonomika obrazovaniya = Economics of Education, 2011, no. 6, pp. 34-43.

25. Sandler D.G., Agarkov G.A. Obrazovatel'noe kreditovanie: problemy i perspektivy [Educational loans: problems and prospects]. Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz = University Management: Practice and Analysis, 2012, no. 6, pp. 14-19.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.