Научная статья на тему 'Образовательно-ролевая модель и адаптационно- ролевой резонанс в информационном сопровождении образования взрослых'

Образовательно-ролевая модель и адаптационно- ролевой резонанс в информационном сопровождении образования взрослых Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
121
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ ВЗРОСЛЫХ / ИНФОРМАЦИОННОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-РОЛЕВАЯ МОДЕЛЬ / АДАПТАЦИОННО-РОЛЕВОЙ РЕЗОНАНС / СТРАТЕГИЯ РЕАЛИЗАЦИИ / РОЛЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ / ADULT EDUCATION / INFORMATIONAL SUPPORT / EDUCATIONAL ROLE-PLAYING MODEL / ADAPTATION-ROLE RESONANCE / IMPLEMENTATION STRATEGY / ROLE ACTIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чекин И. А.

В статье поднимается вопрос формирования образовательно-ролевой модели информационного сопровождения образования взрослых. Определяется стратегия адаптационно-ролевого резонанса, его роль как катализатора создания образовательно-ролевой модели. Автор называет этапы формирования образовательно-ролевой модели, говорит об основных путях ее формирования. Дается полная характеристика образовательно-ролевой модели и условий ее успешной реализации. Показана связь между адаптационно-ролевым резонансом и информационным сопровождением образования взрослых. В статье подводится мировоззренческо-методологическая основа формирования образовательно-ролевой модели образования взрослых. Автор делает вывод о том, что лежит в основе стратегии адаптационно-ролевого резонанса в соответствии с избранной образовательно-ролевой моделью взрослого обучаемого.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL ROLE MODEL AND ADAPTIVE ROLE RESONANCE IN THE INFORMATIONAL SUPPORT OF ADULT EDUCATION

The article actualizes the problem of the formation of an educational role-playing model of informational support for adult education. The strategy of adaptive role-playing resonance is determined, its role as a catalyst for creating an educational role-playing model is revealed. The author enumerates the stages of the formation of an educational role-playing model, speaking about the prior ways of its formation. Complete description of the educational role model and the conditions for its successful implementation is presented. The relationship between adaptive-role resonance and informational support of adult education is shown. The article summarizes the ideological and methodological basis for the formation of the educational role-playing model of adult education. The author concludes what is the scientific ground of the strategy of adaptation-role resonance in accordance with the chosen educational-role model of an adult learner.

Текст научной работы на тему «Образовательно-ролевая модель и адаптационно- ролевой резонанс в информационном сопровождении образования взрослых»

УДК 37.013.46

ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-РОЛЕВАЯ МОДЕЛЬ И АДАПТАЦИОННО-

РОЛЕВОЙ РЕЗОНАНС В ИНФОРМАЦИОННОМ

СОПРОВОЖДЕНИИ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ

И.А. Чекин

Аннотация. В статье поднимается вопрос формирования образовательно-ролевой модели информационного сопровождения образования взрослых. Определяется стратегия адаптационно-ролевого резонанса, его роль как катализатора создания образовательно-ролевой модели. Автор называет этапы формирования образовательно-ролевой модели, говорит об основных путях ее формирования. Дается полная характеристика образовательно-ролевой модели и условий ее успешной реализации. Показана связь между адаптационно-ролевым резонансом и информационным сопровождением образования взрослых. В статье подводится мировоззренческо-методологическая основа формирования образовательно-ролевой модели образования взрослых. Автор делает вывод о том, что лежит в основе стратегии адаптационно-ролевого резонанса в соответствии с избранной образовательно-ролевой моделью взрослого обучаемого.

Ключевые слова: образование взрослых, информационное сопровождение, образовательно-ролевая модель, адаптационно-ролевой резонанс, стратегия реализации, ролевые действия.

EDUCATIONAL ROLE MODEL AND ADAPTIVE ROLE RESONANCE

IN THE INFORMATIONAL SUPPORT OF ADULT EDUCATION

I. Chekin

Abstract. The article actualizes the problem of the formation of an educational role-playing model of informational support for adult education. The strategy of adaptive role-playing resonance is determined, its role as a catalyst for creating an educational role-playing model is revealed. The author enumerates the stages of the formation of an educational role-playing model, speaking about the prior ways of its formation. Complete description of the educational role model and the conditions for its successful implementation is presented. The relationship between adaptive-role resonance and informational support of adult education is shown. The article summarizes the ideological and methodological basis for the formation of the educational role-playing model of adult education. The author concludes what is the scientific ground of the strategy of adaptation-role resonance in accordance with the chosen educational-role model of an adult learner.

Keywords: adult education, informational support, educational role-playing model, adaptation-role resonance, implementation strategy, role actions.

Поднимая проблему адаптации взрослых людей к новым условиям их жизнедеятельности, информационное сопровождение образования взрослых призвано решить две немаловажные и связанные между собой задачи: формирование образовательно-ролевой модели обучаемого и реализация стратегии адаптационно-ролевого резонанса.

Образовательно-ролевая модель - это предвосхищение ролевых действий взрослого человека в новых условиях жизнедеятельности, сформировавшихся у него в процессе информационного сопровождения образования взрослых; модель отвечает ролевым запросам взрослого человека, его потребностям, целям, интересам, социуму; корректирует опережающее развитие индивида, преодолевает симптомы путаницы ролей на определенных этапах жизнедеятельности человека.

Суть постановки проблемы формирования образовательно-ролевой модели и ее реализации в адаптационно-ролевом резонансе может быть выражена словами Н.А. Бердяева: «Сама постановка дерзкой задачи познать вселенную возможна лишь для того, кто сам есть вселенная, кто в силах противостоять вселенной как равный, как способный включить ее в себя». Цель всего этого - «спасение человека», его «нравственное совершенствование» [1, c.288-289].

Мировоззренческо-методологической основой сущности адаптационно-ролевого резонанса служат философско-аксиологические идеи и концепции С.Л. Рубинштейна. Он считает, что адаптация человека возможна только тогда, когда сам человек в своем бытии, в полноценных всежизненных поступках осуществит свою разомкнутость, свою раскрытость, свое вечное, незавершимое становление.

Для того, чтобы информационное сопровождение образования взрослых успешно справлялось со своей задачей по формированию образовательно-ролевой модели, ее реализации, необходимо, чтобы и сам взрослый человек стал творцом собственной жизни, т.е. источником активности процесса своего образования, своей деятельности, жизни в целом, «ему надо не просто развиваться по воле других, но -научиться самому развивать себя» [5, с.59]. Из сказанного можно сделать вывод, что развитие собственной позиции по отношению к своим хотениям и умениям, происходит по трем направлениям: а) познавательное; б) деятельно-практическое; в) эмоционально-ценностное. Три направления собственной позиции оказывают существенное влияние на: а) выбор методов познания; б) выбор средств и способов достижения поставленной цели; в) выбор средств и способов эмоционально-ценностного общения с окружающими его людьми.

Формирование самостоятельного «хочу» как основы адаптации взрослого человека тем успешнее, чем ближе образовательно-ролевая модель «субъективной реальности» [2, с.309] обучаемого, т.е. его целями, задачами, отношениями, потребностями, желаниями, стремлениями и т.п.

В.И. Несмелов, связывает «хотение» человека с мотивом и волей. Он пишет: «... где есть хотение, там есть и определенный мотив хотения, потому что хотеть можно только чего-нибудь, а хотеть ничего, значит совсем не хотеть. Следовательно, воля по существу своему неразрывно связана с процессом мотивации, и вне этой связи она совершенно немыслима. Поэтому связь мотива и воли имеет всеобщий характер. » [4, с.146].

Следующая психологическая подструктура деятельности - способ ее выполнения. Она имеет свою психологическую структуру, в которую входят знания, навыки, умения.

Последней подструктурой деятельности является ее результат. Правильное понимание этой подструктуры особо существенно для теории личности. Основная особенность результатов деятельности - ее соответствие цели как первой подструктуре деятельности. Наиболее легко (хотя и неполно) результат деятельности определяется через отсутствие ошибочных действий как действий, не достигающих цели.

Мотивация не только связана с потребностью, стимулом (поощрением андрагога), но обусловлена и успехом, который ожидается в образовательной деятельности взрослого человека. Задача андрагога убедить обучаемого в

том, что на пути самореализации успех - это не состояние, а процесс, проходящий через всю жизнь и осуществляемый с помощью стратегии и тактики.

Путь взрослого человека в образовательной деятельности к успеху имеет свои этапы.

Мотивационный этап. Андрагог в процессе информационного сопровождения образования взрослых ставит задачу сформировать у взрослого человека, включенного в непрерывное образование, установку на успешное выполнение учебного задания, при этом ощутить себя «творцом обстоятельств», преодолеть трудности, которые могут встретиться в ходе работы. Другими словами, формирует мотив достижения.

Организационный этап. Задача андрагога обеспечить обучаемому с учетом индивидуальных способностей и личностных качеств условия для выполнения задания, заинтересовать его самим познавательным процессом.

На этом этапе некоторые взрослые люди переживают состояния конфликта: с одной стороны, необходимо выполнить работу, а с другой - ощущается недостаток условий для ее выполнения. Здесь особо нужна помощь андрагога. Необходимо помочь индивиду правильно включиться в работу, преодолеть утомление, усталость, стимулировать его деятельность.

Результативный этап. Перед андрагогом стоит задача организовать работу таким образом, чтобы обратить результат предыдущей деятельности в эмоциональный стимул, в осознанный мотив для следующего учебного задания.

Завершающий этап. Синтезируя черты первых двух, он носит психолого-педагогический характер, поскольку логически следует из результатов предыдущего этапа и служит основой для формирования мотивов будущей деятельности.

Особое место в формировании мотива достижения успеха занимают доверительные отношения между андрагогом и обучаемым, чтобы он был уверен в том, что все его действия будут оценены педагогом объективно и справедливо [3, с.43-48]. Таким образом, в основе реализации стратегии адаптационно-ролевого резонанса лежат потребности, мотив ожидания и успех, доверительные отношения между андрагогом и слушателем.

Формирование образовательно-ролевой модели, ее восприятие как своей собственной -это, образно говоря, взаимопроникновение обучающего и обучаемого, что и обусловливает адаптационно-ролевой резонанс. В ходе этого

взрослый человек должен уверовать в то, что рекомендованная и выбранная им образовательно-ролевая модель не одна из, а единственная. Именно в ней он видит смысл своей жизнедеятельности. Стратегия

адаптационно-ролевого резонанса - это реакция обучаемого на сформированное информационное сопровождение образования взрослых, образовательно-ролевую модель в процессе образования взрослого человека. И чем профессиональнее, целеустремленнее, активнее, предметнее информационное сопровождение образования взрослых будет вырисовывать образовательно-ролевую модель, тем эффективнее будет реализовываться стратегия адаптационно-ролевого резонанса.

Под реализацией стратегии адаптационно-ролевого резонанса понимаются и процесс, и результат успешной социально-психологической адаптации, активного приспособления взрослого человека к меняющимся условиям социальной среды, способствующего установлению позитивно-конструктивных отношений между ними за счет пластичности личности.

По сути, реализация стратегии адаптационно-ролевого резонанса есть результат действия социальной инициативы и самоорганизации разных индивидов (взрослых людей) и социальных групп; сама образовательная модель будет (или может) выступать тем катализатором, из-за которого (и вокруг которого) смогут развернуться эти процессы. Иначе говоря,

основой реализации стратегии адаптационно-ролевого резонанса выступает не только образовательно-ролевая модель, а и своеобразная социокультурная инфраструктура, обусловившая и разработку образовательно-ролевой модели, и ее реализацию.

Итак, в основе реализации стратегии адаптационно-ролевого резонанса лежит стремление взрослого человека на определенном этапе его жизнедеятельности самоопределиться, найти свое место в жизни, отвечать требованиям времени. Всему этому должна соответствовать избранная им образовательно-ролевая модель. Когда достигается адаптационно-ролевой резонанс, все прагматические нормативы образовательно-ролевой модели исчерпаны, и возникает потребность в новой образовательно-ролевой модели, появляется необходимость в адаптационно-ролевом резонансе. Интегральным показателем эффективности информационного сопровождения образования взрослых является сформированность и проявление у взрослого человека чувства неуспокоенности, стремление к постоянному самосовершенствованию, умение выделять свои сильные профессиональные и личностные качества, позитивные и негативные стороны общения с коллегами и окружающими, стремления самосозидания и самореализации, способности фиксировать и анализировать на основе саморефлексирования все проблемы, которые у него могут возникнуть на разных этапах его жизнедеятельности.

Литература:

1. Бердяев Н.А. Pro et contra: кн. 1 / Н.А. Бердяев; сост. вступ. ст. и примеч. А.А. Еремичева - СПб.: РХГИ, 1994. - 537 с.

2. Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита / Е.Л. Доценко. - М.: ЧеРо: Изд-во МГУ, 2006. - 342 с.

3. Немова Н. Как создать среду, побуждающую к успеху / Н. Немова // Директор школы. - 2002. - № 7. -С. 43-48.

4. Несмелов В.И. Наука о человеке / В.И. Несмелов // Философские науки. - 1991. - № 2. - С. 146147.

5. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир / С.Л. Рубинштейн. - СПб. и др.: Питер: Питер принт, 2003. - 508 с.

Сведения об авторе:

Чекин Илья Анатольевич (г. Санкт-Петербург, Россия), кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой общеакадемических дисциплин, Санкт-Петербургская Академия Следственного комитета РФ, e-mail: [email protected]

Data about the author:

I. Chekin (St. Petersburg, Russia), Candidate of Pedagogical Sciences, head of the Department of general academic disciplines, St. Petersburg Academy of the Investigative Committee of the Russian Federation, e-mail: [email protected]

Статья поступила в редакцию 13.10.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.