Научная статья на тему 'Основные функции информационного подхода в новой парадигме образования взрослых'

Основные функции информационного подхода в новой парадигме образования взрослых Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
368
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / INFORMATION SOCIETY / ОБЩЕСТВО ЗНАНИЯ / KNOWLEDGE SOCIETY / ИНФОРМАЦИОННАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ / INFORMATIONAL COMPONENT / ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОДХОД / INFORMATIONAL APPROACH / ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / INFORMATIONAL CULTURE / ПРИНЦИПЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ / PRINCIPLES OF EFFICIENCY / НОВАЯ СТРАТЕГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / NEW EDUCATIONAL STRATEGY / ЛИЧНОСТЬ ВЗРОСЛОГО ОБУЧАЕМОГО / THE IDENTITY OF AN ADULT LEARNER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чекин Илья Анатольевич

В статье сделано попытку раскрыть стратегическую роль информационного подхода в системе образования для взрослых. Проведенный анализ взаимосвязи двух типов общества: «информационного» и «общества знания», позволил выделить и описать их основные черты. Автором подчеркивается, что по мере формирования глобального информационного пространства изменяется и статус знания, которые определяются как важный элемент прогрессивного развития общества. Изучение, анализ и систематизация концептуально-значимых образовательных стратегий показал, что принципиально значимое место в образовательной системе для взрослых занимает информационный подход. Особое внимание в статье уделено выделению функций информационного подхода в образовательном процессе, некоторым аспектам формирования информационной культуры личности взрослого обучаемого. Автор проводит детальный анализ определенных принципов эффективной организации информационного образования для взрослых. Результаты исследования, раскрытые в статье, показывают, что одним из факторов новой образовательной парадигмы является формирование информационной культуры личности на качественно новом уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN FUNCTIONS OF THE INFORMATIONAL APPROACH IN THE NEW PARADIGM OF ADULT EDUCATION

In the article it is made attempt to open strategic role of information approach in the education system for grown-ups. Held analysis of interrelation of two types of the society : “information” and “knowledge society ”, allowed to allocate and to describe their main lines. The author emphasizes that as the global information space is formed, the status of knowledge changes, which are defined as an important element of the progressive development of society. Studying, the analysis and systematization of conceptual and significant educational strategy showed that essentially significant place in educational system for adults is taken by information approach. Special attention in article is paid to allocation of functions of information approach in educational process, to some aspects of formation of information culture of the identity of the adult trainee. The author carries out the detailed analysis of certain principles of the effective organization of information education for adults. The results of a research disclosed in article show that one of factors of a new educational paradigm is formation of information culture of the personality at qualitatively new level.

Текст научной работы на тему «Основные функции информационного подхода в новой парадигме образования взрослых»

педагогические науки

Чекин Илья Анатольевич ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ...

УДК 37.013.46

ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ИНФОРМАЦИОННОГО ПОДХОДА В НОВОЙ ПАРАДИГМЕ

ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ

© 2018

Чекин Илья Анатольевич, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой

общеакадемических дисциплин Санкт-Петербургская Академия Следственного комитета Российской Федерации (191119, Санкт-Петербург, ул. Правды, д. 8 лит. Д, e-mail: [email protected])

Аннотация. В статье сделано попытку раскрыть стратегическую роль информационного подхода в системе образования для взрослых. Проведенный анализ взаимосвязи двух типов общества: «информационного» и «общества знания», позволил выделить и описать их основные черты. Автором подчеркивается, что по мере формирования глобального информационного пространства изменяется и статус знания, которые определяются как важный элемент прогрессивного развития общества. Изучение, анализ и систематизация концептуально-значимых образовательных стратегий показал, что принципиально значимое место в образовательной системе для взрослых занимает информационный подход. Особое внимание в статье уделено выделению функций информационного подхода в образовательном процессе, некоторым аспектам формирования информационной культуры личности взрослого обучаемого. Автор проводит детальный анализ определенных принципов эффективной организации информационного образования для взрослых. Результаты исследования, раскрытые в статье, показывают, что одним из факторов новой образовательной парадигмы является формирование информационной культуры личности на качественно новом уровне.

Ключевые слова: информационное общество, общество знания, информационная составляющая, информационный подход, информационная культура, принципы эффективности, новая стратегия образования, личность взрослого обучаемого.

THE MAIN FUNCTIONS OF THE INFORMATIONAL APPROACH IN THE NEW PARADIGM

OF ADULT EDUCATION

© 2018

Chekin Ilya Anatol'evich, candidate of pedagogical sciences, head of the chair

of general academic disciplines Russian Saint-Petersburg Investigative Committee of the Russian Federation (191119, Saint-Petersburg, Pravda Street, building 8, lit D, e-mail: [email protected])

Abstract. In the article it is made attempt to open strategic role of information approach in the education system for grown-ups. Held analysis of interrelation of two types of the society : "information" and "knowledge society ", allowed to allocate and to describe their main lines. The author emphasizes that as the global information space is formed, the status of knowledge changes, which are defined as an important element of the progressive development of society. Studying, the analysis and systematization of conceptual and significant educational strategy showed that essentially significant place in educational system for adults is taken by information approach. Special attention in article is paid to allocation of functions of information approach in educational process, to some aspects of formation of information culture of the identity of the adult trainee. The author carries out the detailed analysis of certain principles of the effective organization of information education for adults. The results of a research disclosed in article show that one of factors of a new educational paradigm is formation of information culture of the personality at qualitatively new level.

Keywords: Information society, knowledge society, informational component, informational approach, informational culture, the principles of efficiency, new educational strategy, the identity of an adult learner.

Сегодня человечество вступает в принципиально новую информационную фазу своего развития. Еще в конце XX века такие социально-научные дефиниции как «информационное общество» и «информатизация» мирового пространства заявили о себе, как о фундаментальной основе научно-практической деятельности специалистов, не только в области информатизации, но и в сфере образования, прочно войдя в лексикон педагогов, психологов, философов и ученых других специальностей. Новые информационные технологии и коммуникационные процессы существенно стали менять жизнь и общества в целом, и каждого человека. По мере вхождения человечества в информационное общество, начал изменяться и статус знания. Оно постепенно превращается в важный элемент нового общества.

И в этом контексте начала возрастать роль формирования у личности умений и навыков информационной компетентности, как культуры целенаправленной работы с информационными данными и их использования на качественно новом социально значимом уровне.

В настоящее время понятие «информационная культура личности» совершенно не сводится к разрозненным знаниям и умениям работы за компьютером. Она предполагает информативную направленность целостной личности, которая обладает мотивацией к применению и усвоению новых данных. Так, информационная культура, по мнению специалистов (Н. Г. Вохрышева [1], К. К. Колин [2]), рассматривается как одна из граней личностного развития, как путь универсализации человека. Идея информационного образования, информа-

ционной культуры начинает приобретать глобальный характер, т.к. человечество входит в информационное общество, общество знаний.

Неделимый процесс взаимосвязи информационного и образовательного общества, охарактеризованный известными исследователями современной науки (Р. Ф. Абдеев [3], А. Б. Курицкий [4], А. В. Ракитов [5], П. В. Суханов[б], Ф. Фукуяма [7] и др.) можно определить, как феномен, имеющий общие основные особенности такие, как, подача и сохранность информации, знаний, информационно-коммуникационное развитие технологического процесса, постоянное обновление и ускорение жизненного пространства, возможности непрерывного образования.

Анализируя каждое качество, мы можем сказать, что основным макрофактором преобразования современного общества является информация и знания, а потенциал информационных ресурсов - это возможности развития социума в стратегическом отношении. Инновационные подходы к образованию в рамках рыночной экономики напрямую связаны с основами новой экономической мировой политики, которая базируется на технологическом информационно-коммуникационном прогрессе. Как показывает мировая практика, результатом таких преобразовательных процессов является новизна, стремительное ускорение жизненных потоков, как наиболее характерные черты человеческого существования.

Исходя из сказанного выше, можно сделать вывод, что стремительный рост информатизации общества и информатизации знаний требуют от личности постоянной

Chekin Ilya Anatol'evich pedagogical

THE MAIN FUNCTIONS ... sciences

мотивации к сохранности стабильного социального статуса, что предусматривает необходимость в постоянном самообразовании и самореализации, формировании способности вовремя находить актуальную информацию, умения систематизировать и адекватно ее оценивать, а так же использовать в последующей деятельности. Одним из факторов сохранения личностью социального статуса в современной практической деятельности человека признаны такие формы образовательной деятельности как активное обучение, непрерывное образование и переквалификация (А. Андреев [8], В. Безрукова [9], В. Виненко [10], Т. Гордеева [11], А. Панфилова [12] и

др.).

Таким образом, информативное общество и информатизация образовательной системы поднимает проблему социализации и адаптации взрослого человека к постоянно изменяющимся социальным условиям жизнедеятельности в условиях информационно-коммуникационного прогресса. Решением данной проблемы является создание системы непрерывного образования взрослых, которая будет направлена на получение ими систематизированных знаний, умений, навыков и опыта, имеющих информационную основу. Информационная система образования должна реализовывать механизм опережающего отражения, моделируя информационные сценарии будущего.

На сегодняшний день пока идет только разработка российскими учеными методологии опережающего образования. Но первые шаги к системе опережающего образования уже делаются. И этот путь мы можем назвать новой образовательной стратегией.

В последние десятилетия социально-образовательная практика показывает, что профессиональное образование взрослых подвергается значительным изменениям в сфере научно-исследовательских достижений педагогического образования и укрепляется в задействовании интегративных процессов педагогики и других фундаментальных наук о развитии общества: философии, психологии и нанопсихологии, кибернетики, социологии, математики, аналитики и др. Данное утверждение основано на последних исследованиях известных ученых в области социализации и обучения взрослых. Так, М. Н. Дудина указывает, что современные социальные трансформации общества потребовали «освоения новой образовательной парадигмы, в центре которой оказалась ценность обучаемого как развивающейся личности, овладевающей общекультурными и профессиональными компетенциями» [13]. Необходимость качественных изменений объясняется длительным нахождением профессионального образования взрослых в рамках технократической модели, основными концептуальным показателем которой было решение утилитарно-прагматичных задач без учета прогностической направленности на стратегическое развитие личности.

М. М. Назаров утверждает, что «сегодня социальный опыт и знания людей складываются из двух основных составляющих: наличие непосредственных социальных контактов... и явлений, опосредованных сообщениями средств массовой коммуникации» [14, с.131].

На наш взгляд, новая образовательная стратегия основывается на формировании:

- информационно-накопительного фундаментального знания путем непрерывного обучения и самообучения;

- навыков универсальной работы с информационными данными, их анализа и систематизации;

- преобладающего самостоятельного критически-творческого мышления личности над репродуктивным мышлением.

Следовательно, педагогическая парадигма информатизации образовательного процесса предусматривает расширение понятия принципа профессионального образования, направленного на «формирование знаний, навыков и умений, предусмотренных учебной програм-318

мой соответствующего предмета», новым концептом формирования профессиональной компетентности , которая сопровождается формированием интеллектуально-творческих, содержательно-преобразующих, социально-развивающих умений и навыков.

Из этого следует, что в современной педагогической практике идет формирование методологии новой образовательной парадигмы. Кроме того, в русле методологических вопросов рассматриваются стандарты информационной грамотности личности, основу которых составляют три компонента:

- способность личности получать информацию;

- способность анализировать и оценивать информацию;

- способность использовать и применять информацию.

В связи с тем, что в новой стратегии развития мирового образовательного пространства информационная составляющая является имманентной, в последние десятилетия мировые научно-педагогические исследования направлены на поиски методологий обеспечения информационного развития личности. Так, Э. Дайсон утверждает, что «в современном информационном мире людям нужна не только сама информация, но и умение обрабатывать и интерпретировать ее» [15, с.12]. А. И. Ракитов считает, что «информационная культура, т.е. экипировка всех культурных процессов современной информационной технологией является уже не пожеланием, а объективно внутренней исторической необходимостью» [16, с.28]. Как видим, зарубежная научно-научно-педагогическая мысль направлена на концепт информационной грамотности личности, в то время как концептуальные подходы российской научной мысли связаны с формированием у человека информационной культуры.

Для более точного понимания роли информационного подхода в профессиональном образовании взрослых, необходимо выяснить функциональность информатизации педагогического процесса. М. А. Петухов указывает на такие функции профессионально-технологической системы образования как: прогностическая, социально-культурологическая, гуманистическая, интеграци-онно-профессиологическая, профессионально-технологическая [17]. Из чего следует, что информационный подход к профессиональному образованию взрослых ориентирован на социокультурное, профессионально-технологическое развитие личности и предусматривает интегрированный подход с общенаучными, традиционными концептуальными подходами: деятельностным, системно-образовательным и функционально-принципиальным. Информационный подход организации педагогического процесса характеризуется:

- направленностью на фундаментальные научные исследования,

- методологической ориентацией,

- принципом общей линией стратегии исследования и т.п.

Однако информационный подход организации педагогического пространства имеет специфические особенности, которые проявляются в отличительности условий функционирования (допустимость неопределенности базового понятия), тенденции интеграции системного, функционального и информационного подходов, присущности как научному, так и практическому сознанию.

Исследования показали, что в информационном подходе можно выделить четыре основные функциональные направленности: праксеологическая, конструктивная, объяснительная и моделирующая функции.

Праксеологическая функция направлена на оптимизацию учебно-воспитательного процесса и отражается в принятии организационных решений, которые базируются на традиционных (библиотеки, архивы, музеи) и инновационных (средства массовой коммуникации, системы управления связи и информсистемы и пр.) формах передачи и хранения мирового знания.

Baltic Humanitarian Journal. 2018. Т. 7. № 1(22)

педагогические науки

Чекин Илья Анатольевич ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ...

Конструктивная функция ориентирована на разработку и формирование информационно-технологических средств образования взрослых в соответствии с их профессиональной направленностью обучения. Отметим, что конструктивная функция непосредственно связана с праксеологической.

Объяснительная функция предусматривает информационную подачу воспроизводимых и организационных процессов путем описания и объяснения неизвестных фактов посредством уже известных, то есть, неизвестное трактуется в произвольном, интуитивно-понятном аспекте.

Моделирующая функция подразумевает разграничение информационных конструктивов, которые смоделированы учащимся от моделей физического, социального, психического плана и других объективных явлений. Следует отметить, что моделирующая функция частично является элементом объяснительной, но различие этих двух функций состоит в способе реализации объяснительной, суть которого состоит в онтологическом понимании поданной информации.

Научно-аналитическая оценка функциональности информационного подхода к организации педагогического процесса профессионального образования взрослых показала, что реализация данного подхода проявляется в двух аспектах - корректном, в основе которого лежит методологическая подача информационных данных (моделирование) и некорректном, сущность которого состоит в частом использовании примитивной информационной онтологизации (информационная техника, объяснительные конструктивы).

Не менее важным для нашего исследования является анализ возможностей формирования информационной культуры, как составляющей общепедагогической культуры. Информатизация общекультурного педагогического пространства, как показывает практика, оптимизирует учебно-воспитательный процесс на более высоком уровне в сравнении с традиционными подходами к обучению. Так, опираясь в разработке учебного процесса информационного подхода, андрагог может:

- использовать инновационную методологию преставления, обработки данных;

- оперировать расширенной базой методической и учебной литературы, материалов в процессе профессиональной деятельности;

- разрабатывать прогностические, обучающие и мониторинговые методические материалы, программы на основе компьютерных технологий;

- повышать уровень профессионализма и возможность перепрофилирования путем дистанционных образовательных систем;

- использовать информационные ресурсы (Интернет, поисковые сайты, образовательные порталы и пр.) для самообразования, повышения профессионального мастерства, самореализации.

Весомую роль в использовании информационных технологий андрогогом в педагогической деятельности играет психологическая и профессиональная мотивация педагога к работе с инновационными информационно-технологическими средствами. Умение андрагога рентабельно использовать информационно-коммуникационные технологии на высоком эстетическом и интеллектуальном уровне не только совершенствует качество подачи знаний, умений и навыков учащимся в работе с информацией, но и значительно увеличивает эффективность формирования у них информационной культуры.

Э.Тофлер, автор концепции постиндустриального общества и перехода в информационный век, подчеркивает, что сегодня «на первый план выдвигается не сбор информации, а умение отыскивать во всей массе данных то, что необходимо, верно проанализировать сведения и своевременно доставить их» [18, с.358].

Современные требования профессионального образования взрослых предусматривают непрерывность обу-

чения, что, в свою очередь, предписывает формирование информационной культуры во всех аспектах педагогического процесса. Как указывает К. К. Колин, «формирование новой информационной культуры личности и общества адекватной условиям и требованиям информационного общества, является ... одной из актуальных и глобальных проблем современности» [2,с.25].

В связи с этим, первостепенной задачей развития образования для взрослых встает разработка системы повышения квалификации андрагогов, которая предусматривает непрерывность обучения на базе современной компьютерной и телекоммуникационной техникой, которая оборудована соответствующими программами, научным материалом и методическим обеспечением, которые разработаны на прогностические результаты обучения. Таким образом, недостаточная разработка информационного обеспечения образовательного процесса для взрослых с использованием компьютерных технологий (программное обеспечение) и применением инновационных технологий (методическое обеспечение) носит актуальный характер исследования и разработок андрагогов и взрослых обучаемых, уже владеющих информационной культурой.

Исходя из этого, следует учитывать, что все уровни профессионального образования взрослых требуют корректного управления подготовкой и накопительным процессом информационных данных для полноценного информационного обеспечения обучения. Переработка и систематизация накопленных данных должна ориентироваться на доступность, актуальность в использовании и учитывать систему обратной связи с целью проверки результативности освоения материала. В данном случае информационный подход к обучению интерпретируется как коллективный субъект информационно-коммуникационной деятельности. Субъективный подход к информационно-коммуникационной деятельности представляет собой систему оптимальных педагогических условий переработки и генерирования полученной новой информации.

Из этого следует, что построение информационного общества сейчас относится к одной из приоритетных задач человечества. М. Г. Вохрышева акцентирует, что «человек во все времена был важным фактором развития общества, но в информационном обществе этот фактор становится критическим. Поэтому основное внимание общества должно быть сконцентрировано . на гуманитарных проблемах, . на потенциале личности. Исключительно важную роль в решении этих проблем должна сыграть система образования, структура и содержание которой сегодня еще не отвечают новым вызовам XXI века и не учитывают специфических проблем и особенностей информационного общества» [1,с.23].

Учитывая вышеизложенное, отметим, что системно-педагогическая организация информационной деятельности в области образования взрослых занимает одно из ведущих направлений развития информационного общества.

А. М. Столяров утверждает, что информационное общество - это общество будущего, которое на фоне технологического прогресса преобразуется в «либеральное информационное общество» [19, С. 18], как концепция постиндустриального общества, новая историческая фаза развития цивилизации, в которой главными продуктами производства являются информация и знания.

Итак, информационный подход к организации современного педагогического процесса профессионального образования взрослых направлен на обеспечение взрослых учащихся информационными данными, выполняя функции информационного сопровождения. Кроме того, информатизация образовательного пространства для взрослых является вспомогательным дисциплинарно-синтезирующим компонентом учебно-воспитательного процесса, выполняет функции накопителя и передатчика профессиональных знаний.

Chekin Ilya Anatol'evich

THE MAIN FUNCTIONS .

pedagogical sciences

Отсюда следует, что старая модель «поддерживающего образования» должна постепенно уступать место новой модели образования. Целью образования становится не накопление знаний и умений, а развитие личности, овладение ею способами накопления существующих и приобретенных новых знаний. Если сутью старой парадигмы образования был рефрен «образование на всю жизнь», то новая парадигма образования требует нового рефрена «образование в течение всей жизни».

Таким образом, гармоническое формирование личности и ее становление в социуме обеспечивается современным профессиональным образованием взрослых, что непосредственно является определяющим ресурсом развития общества. Система профессионально-образовательного пространства взрослых представляет собой инновационный концептуальный подход устойчивого и стабильного развития современного общества, которое предоставляет возможности полноценной социализации индивида, гуманистической направленности жизнедеятельности человека в период технократизации мировых макро- и микро-систем.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Вохрышева М.Г. Формирование науки об информационной культуре //Методология и организация информационно-культурологических исследований. Вып.6.- М.-1997.-С.48-63.

2. Колин К.К. Фундаментальные основы информатики: социальная информатика. -М.:Академический проект. Екатеринбург. Деловая книга, 2000.-350с.

3. Абдеев Р. Ф. Философия информационной цивилизации / Р. Ф. Абдеев. - М. : ВЛАДОС, 1994. - 58 с.

4. Курицкий А. Б. Глобализация и интернет // Проблемы современной экономики. - 2003. - № 3/4 (7/8). - С. 70 - 73.

5. Ракитов А. И. Информация, наука, технология в глобальных исторических изменениях / А. И. Ракитов. -М. : Директ-Медиа, 2014. - 105 с.

6. Суханов Петр Владимирович. Педагогическая концепция развития самообразовательной деятельности студентов в условиях информатизации образования: дис. ... доктора педагогических наук: 13.00.01 / Суханов Петр Владимирович. - Кострома, 2013. - 455 с.

7. Фукуяма Ф. Наше постчеловеческое будущее: последствия биотехнологической революции. / Фрэнсис Фукуяма; Пер. с англ. М. Б. Левина. - М. : ООО «Изд-во АСТ»; ОАО «ЛЮКС», 2004. - 349 с.

8. Андреев А. А. Педагогика высшей школы. Новый курс - М. : Моск. междунар. ин-т эконометрики, информатики, финансов и права, 2002. - 264 с.

9. Безрукова В. С. Педагогика. Проективная педагогика; Учеб. пособ. для инж.-пед. ин-тов и индустр.-пед. техн. / Валентина Сергеевна Безрукова. - Екатеринбург : Изд-во «Деловая книга», 1996. - 344 с.

10. Виненко В. Г. Системно-синергетическое моделирование в непрерывном образовании педагога: Дис...д-ра пед. наук:13.00.08. / В. Г. Виненко. - Саратов, 2001. - 322 с.

11. Гордеева Т. О. Психология мотивации достижения. / Т. О. Гордеева. - М. : Смысл; Изд. центр «Академия», 2006. - 336 с.

12. Панфилова А. П. Инновационные педагогические технологии: активное обучение. / А. П. Панфилова. -М. : Изд. центр «Академия», 2009. - 192 с.

13. Современные образовательные технологии: учеб. пособие / Л. Л. Рыбцова и др.; под общ. ред. Л. Л. Рыбцовой ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. - Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2014. - 92 с.

14. Назаров М. М. Массовая коммуникация в современном мире. Методология анализа и практика исследования. М.: Либроком, 2014. - 354с.

15. Дайсон Э. Жизнь в эпоху Интернета. / Эстер Дайсон; Под ред. А. В. Евтюшкина и А.И.Кузьмина. М.: -Бизнес и компьютер, 1998. - 121с._

16. Ракитов А.И. Философия компьютерной рево-люции.М.: Политиздат, 1991. - 287с.

17. Петухов М. А. Профессионально-технологическая система обучения специальным предметам: Учеб. пособ. /Под науч. ред. А. П. Беляевой. - Ульяновск: УлГТУ, 2001. - 199 с.

18. Тофлер Э. Шок будущего. М.: АСТ, 2001. - 560с.

19. Столяров А. М. Информационное общество будущего и современность. / Андрей Михайлович Столяров. - URL : http://knigosite.org/library/books/61369

Статья поступила в редакцию 11.01.2018 Статья принята к публикации 27.03.2018

320

Baltic Humanitarian Journal. 2018. Т. 7. № 1(22)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.