Н. С. Радевская
(Санкт-Петербург)
СИСТЕМНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОМ КУЛЬТУРЫ КАК ОБЪЕКТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
В статье рассматривается информационная культура как интегративная способность личности, описываются функциональная, системная, профессиональная, созидательно-преобразую-щая, творческая составляющие информационной культуры, критерии сформированности информационной культуры
Важнейшей задачей в области информатизации образования признано развитие информационной культуры, т.е. создание такой среды обучения, которая стимулировала бы сам процесс познания.
По мнению большинства исследователей в эпоху информатизации общества основной социальный водораздел будет проходить на границе между теми, кто может работать с информацией и обладает ею, и теми, кто такой возможностью не располагает.
Как отмечает Э. Дайсон, благополучие людей все меньше зависит от того, что они имеют в руках и на банковском счете, и больше соответствует тому, что они умеют делать с помощью своих умов [2].
Подобную мысль высказывает и С. В. Бондаренко: «Информационное неравенство в эпоху формирования информационного общества, становится одним из важнейших факторов дифференциации социальных групп, в том числе, как следствие, по имущественному признаку» [1].
Термин «информационная культура» появился в первой половине 1970-х годов. В настоящее время существует ряд определений информационной культуры, которую рассматривают как информационные качества личности (М. Г. Вохрышев, Ю. С. Зубов], как «гармонизацию внутреннего мира личности в ходе освоения всего объема социально значимой информации» (Н. Б. Зиновьева], как «информационную деятельность аксиологического характера, т.е. обусловленную ценностями культуры» (А. А. Гречихин].
Иногда информационную культуру связывают с определенным уровнем знаний, позволяющих человеку свободно ориентироваться в информационном пространстве, участвовать в его формировании и способствовать информационному взаимодействию (Е. А.
Медведева], с новым типом общения (В. Н. Михайловский]. Встречается понимание информационной культуры как характеристики уровня развития общества (Т. Н. Соснина]. Такое понимание информационной культуры отражает как уровень ее осмысления в социально-философской и культурологической литературе, так и сложность и разноплановость этого феномена [3].
Мы будем придерживаться определения данного Н. Р. Нурмеевой которая рассматривает информационную культуру как интегративную способность личности, проявляющуюся в освоении, владении, применении, преобразовании информации с применением информационных технологий и применением этих умений в обучении и в дальнейшей профессиональной деятельности [4].
Следует отметить, что информационная культура не сводится к разрозненным знаниям и умениям работы с компьютером, а предполагает информационную направленность целостной личности, обладающей мотивацией к использованию и усвоению новых информационных знаний и умений, и рассматривается как одна из граней личностного развития.
Принято выделять несколько составляющих информационной культуры:
- функциональная составляющая возникает при наличии более глубоких внутренних мотивов к расширению и углублению знаний в области информатики, а также внутреннего настроя на использование информационных технологий в учебной деятельности. Укрепляются способности к расширению символического опыта (работа с символами и знаками], к развитию воображения, а также способности к построению динамической модели решения задач с помощью языков программирования, к поиску необходимой ин-
ЧЕЛОВЕК И ОБРАЗОВАНИЕ № 4 (33]2012
153
формации в гипертексте. Человек овладевает знаниями о структуре технических и программных средств, возможностях компьютерных сетей; разнообразными умениями работы с компьютером, применения разных видов прикладного и программного обеспечения, свободным владением рядом программ.
- системная составляющая информационной культуры возможна при наличии устойчивой внутренней мотивации к освоению систем информационных технологий и потребности в их использовании. На этом уровне требуются более сложные формы способностей к воображению при включении в виртуальные ситуации, к мышлению стандартизированными алгоритмами как условию перехода от одного языка программирования к другому. Развиваются умения и навыки письменного общения по электронной почте, свободного ориентирования в мире компьютерных технологий, перехода от одного программного средства к другому; происходят овладение методами сбора и обработки информации, освоение новых универсальных программных средств и умения оказать помощь в их применении другим учащимся. Все перечисленное требует уже целостной системы знаний в области информатики.
- профессиональная составляющая информационной культуры складывается при наличии таких внутренних мотивов использования информационных технологий в трудовой, профессиональной деятельности как понимание престижа соответствующих знаний в обеспечении служебной карьеры. Мотивы профессионального использования информационных технологий вызывают к жизни новые формы умственных способностей к гибкому применению информационно-коммуникационных средств при решении разных классов профессиональных задач, коммуникативных умений взаимодействие с компьютером в трудовой деятельности, способностей к разнообразию круга делового электронного общения. Расширяются знания о возможностях повышения производительности труда при использовании информационных технологий в конкретной деятельности, осваиваются умения решать профессиональные задачи с их применением.
- созидательно-преобразующая составляющая информационной культуры возможна при наличии глубокой внутренней мотивации к обновлению информационных технологий, личностной причастности к прогрессу
в области информатики. Эта мотивация должна подкрепляться умственными способностями к модификации старых и построению новых информационных технологий, знаниями о направлении прогресса в области информатики, умениями творческого построения новых вариантов программных средств.
- творческая составляющая обеспечивается мотивацией человека к высоким достижениям в его профессиональном и личностном развитии с помощью использования информационных технологий, к осознанию себя как активного субъекта информационного общества [5].
Модель формирования информационной культуры специалиста СПО в условиях дополнительного образования представлена на рисунке.
Данная модель, отражающая технологическую цепочку последовательности процессов формирования информационной культуры специалиста СПО в условиях дополнительного образования, показывает пути решения такой сложной задачи, как сочетание различных уровней и профилей образования. Основные организационно-методические условия: использование возможностей всех звеньев системы дополнительного образования (в т.ч. профессиональной переподготовки] для формирования информационной культуры специалиста СПО; взаимодействие системы дополнительного образования с социальными институтами, традиционно аккумулирующими информационные ресурсы общества; организация специальной подготовки педагогических кадров, способных на профессиональной основе вести компьютеризованное обучение с различными категориями обучающихся. Формирование информационной культуры характеризуется определенными этапами. Содержание каждого этапа в системе дополнительного образования связано с применением педагогически целесообразных воздействий, обеспечивающих комплексное формирование компонентов информационной культуры специалиста СПО.
Информационная культура, представляя собой систему, имеет системо-образующее ядро, которым является информационная деятельность. Информационная культура связана с социальной природой человека. Она является продуктом разнообразных творческих способностей человека и проявляется в следующих аспектах:
Цель создания открытой образовательной среды -развитие информационной культуры специалиста
ж
Социальный заказ
ж
Научно-информационные основы развития информационной культуры --------------------------------------------------------------
V
Новая парадигма образования: от образования на всю жизнь к образованию через всю жизнь -----------------------------
V
Дидактические принципы образования взрослых
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Цели и содержание обучения Управление процессом обучения, технологии формирования информационной культуры
Формирование информационной культуры специалиста СПО Рабочая программа, учебные модули и тесты, цифровые образовательные ресурсы Учебная и научнометодическая деятельность профессорско-преподавательского состава, специалистов российских и зарубежных компаний Информационные технологии обучения, система формирования информационной культуры в области информационных технологий
Андрагогическое сопровождение обучения взрослых в системе открытого образования в области информационных технологий
Результат: Подготовленность специалиста СПО к полноценному и эффективному участию в социальной и профессиональной жизни в условиях информационного общества
Рис. Модель формирования информационной культуры специалиста СПО в условиях дополнительного образования.
- в конкретных навыках по использованию технических устройств (от телефона до персонального компьютера и компьютерных сетей];
- в способности использовать в своей деятельности компьютерную информационную технологию, базовой составляющей которой являются многочисленные программные продукты;
- в умении извлекать информацию из различных источников: как из периодической печати, так и из электронных коммуникаций,
представлять ее в понятном виде и уметь ее эффективно использовать;
- во владении основами аналитической переработки информации;
- в умении работать с различной информацией;
- в знании особенностей информационных потоков в своей области деятельности.
Критериями сформированности информационной культуры можно считать: умение адекватно формулировать свою потребность в информации; эффективно осуществлять по-
ЧЕЛОВЕК И ОБРАЗОВАНИЕ № 4 (33) 2012
155
иск нужной информации; умение перерабатывать информацию и создавать новую; умение адекватно отбирать и оценивать информацию; наличие компьютерной грамотности [7].
Таким образом, информационную культуру следует понимать прежде всего как часть общей культуры, один из важнейших аспек-
тов культурной деятельности вообще. Она имеет черты, общие для всей культуры,- неразрывную связь с социальной природой человека, является продуктом человеческой деятельности, результатом активного отношения людей к природе, обществу и друг к другу.
Литература
1. Бондаренко С. Информационная стратификация в информационном обществе // Информационное общество. - 2000. - Вып. 6. -С. 16 ; 33.
2. Дайсон Э. Жизнь в эпоху интернета. - М: Бизнес и компьютер.
- 1998. - С. 124.
3. Негодаев И. А. Информатизация культуры. - Ростов-на-Дону : ЗАО «Книга», 2003. - 320 с.
4. Нурмеева Н. Р. Формирование информационной культуры как отражение современных требований информационного общества // Educational Technology & Society. - 2008. - № 11(4).
5. Нурмеева Н. Р. Формирование информационной культуры учащихся на интегрированном уроке : дис. ... канд. пед. наук. - Казань, 2004. - 192 с.
6. Ракитов А. И. Новый подход к взаимосвязи истории, информации и культуры: пример России // Вопросы философии. - 1994. -№4. - С. 14-34.
7. Семенюк Э. П. Научно-техническая информация и образование: поиск новых парадигм // Научно-техническая информация. Сер. 1. - 1998. - №1. - С. 1-15.
--------^----------