Научная статья на тему 'Системное представление информационной культуры как объекта педагогического исследования'

Системное представление информационной культуры как объекта педагогического исследования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
238
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СИСТЕМА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ / ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / СОСТАВЛЯЮЩИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ / КРИТЕРИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ / IN-SERVICE TRAINING SYSTEM / INFORMATIONAL CULTURE / COMPONENTS OF INFORMATIONAL CULTURE / CRITERIA OF INFORMATIONAL CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Радевская Наталья Станиславовна

В статье рассматривается информационная культура как интегративная способность личности, описываются функциональная, системная, профессиональная, созидательно-преобразующая, творческая составляющие информационной культуры, критерии сформированности информационной культуры

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Systemic presentation of informational culture as an object of pedagogical research

In the article the informational culture is studied as an integrative ability of the personality. Functional, systemic, professional, creative, transformative, creative components of information culture, and the criteria for its development are described

Текст научной работы на тему «Системное представление информационной культуры как объекта педагогического исследования»

Н. С. Радевская

(Санкт-Петербург)

СИСТЕМНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОМ КУЛЬТУРЫ КАК ОБЪЕКТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

В статье рассматривается информационная культура как интегративная способность личности, описываются функциональная, системная, профессиональная, созидательно-преобразую-щая, творческая составляющие информационной культуры, критерии сформированности информационной культуры

Важнейшей задачей в области информатизации образования признано развитие информационной культуры, т.е. создание такой среды обучения, которая стимулировала бы сам процесс познания.

По мнению большинства исследователей в эпоху информатизации общества основной социальный водораздел будет проходить на границе между теми, кто может работать с информацией и обладает ею, и теми, кто такой возможностью не располагает.

Как отмечает Э. Дайсон, благополучие людей все меньше зависит от того, что они имеют в руках и на банковском счете, и больше соответствует тому, что они умеют делать с помощью своих умов [2].

Подобную мысль высказывает и С. В. Бондаренко: «Информационное неравенство в эпоху формирования информационного общества, становится одним из важнейших факторов дифференциации социальных групп, в том числе, как следствие, по имущественному признаку» [1].

Термин «информационная культура» появился в первой половине 1970-х годов. В настоящее время существует ряд определений информационной культуры, которую рассматривают как информационные качества личности (М. Г. Вохрышев, Ю. С. Зубов], как «гармонизацию внутреннего мира личности в ходе освоения всего объема социально значимой информации» (Н. Б. Зиновьева], как «информационную деятельность аксиологического характера, т.е. обусловленную ценностями культуры» (А. А. Гречихин].

Иногда информационную культуру связывают с определенным уровнем знаний, позволяющих человеку свободно ориентироваться в информационном пространстве, участвовать в его формировании и способствовать информационному взаимодействию (Е. А.

Медведева], с новым типом общения (В. Н. Михайловский]. Встречается понимание информационной культуры как характеристики уровня развития общества (Т. Н. Соснина]. Такое понимание информационной культуры отражает как уровень ее осмысления в социально-философской и культурологической литературе, так и сложность и разноплановость этого феномена [3].

Мы будем придерживаться определения данного Н. Р. Нурмеевой которая рассматривает информационную культуру как интегративную способность личности, проявляющуюся в освоении, владении, применении, преобразовании информации с применением информационных технологий и применением этих умений в обучении и в дальнейшей профессиональной деятельности [4].

Следует отметить, что информационная культура не сводится к разрозненным знаниям и умениям работы с компьютером, а предполагает информационную направленность целостной личности, обладающей мотивацией к использованию и усвоению новых информационных знаний и умений, и рассматривается как одна из граней личностного развития.

Принято выделять несколько составляющих информационной культуры:

- функциональная составляющая возникает при наличии более глубоких внутренних мотивов к расширению и углублению знаний в области информатики, а также внутреннего настроя на использование информационных технологий в учебной деятельности. Укрепляются способности к расширению символического опыта (работа с символами и знаками], к развитию воображения, а также способности к построению динамической модели решения задач с помощью языков программирования, к поиску необходимой ин-

ЧЕЛОВЕК И ОБРАЗОВАНИЕ № 4 (33]2012

153

формации в гипертексте. Человек овладевает знаниями о структуре технических и программных средств, возможностях компьютерных сетей; разнообразными умениями работы с компьютером, применения разных видов прикладного и программного обеспечения, свободным владением рядом программ.

- системная составляющая информационной культуры возможна при наличии устойчивой внутренней мотивации к освоению систем информационных технологий и потребности в их использовании. На этом уровне требуются более сложные формы способностей к воображению при включении в виртуальные ситуации, к мышлению стандартизированными алгоритмами как условию перехода от одного языка программирования к другому. Развиваются умения и навыки письменного общения по электронной почте, свободного ориентирования в мире компьютерных технологий, перехода от одного программного средства к другому; происходят овладение методами сбора и обработки информации, освоение новых универсальных программных средств и умения оказать помощь в их применении другим учащимся. Все перечисленное требует уже целостной системы знаний в области информатики.

- профессиональная составляющая информационной культуры складывается при наличии таких внутренних мотивов использования информационных технологий в трудовой, профессиональной деятельности как понимание престижа соответствующих знаний в обеспечении служебной карьеры. Мотивы профессионального использования информационных технологий вызывают к жизни новые формы умственных способностей к гибкому применению информационно-коммуникационных средств при решении разных классов профессиональных задач, коммуникативных умений взаимодействие с компьютером в трудовой деятельности, способностей к разнообразию круга делового электронного общения. Расширяются знания о возможностях повышения производительности труда при использовании информационных технологий в конкретной деятельности, осваиваются умения решать профессиональные задачи с их применением.

- созидательно-преобразующая составляющая информационной культуры возможна при наличии глубокой внутренней мотивации к обновлению информационных технологий, личностной причастности к прогрессу

в области информатики. Эта мотивация должна подкрепляться умственными способностями к модификации старых и построению новых информационных технологий, знаниями о направлении прогресса в области информатики, умениями творческого построения новых вариантов программных средств.

- творческая составляющая обеспечивается мотивацией человека к высоким достижениям в его профессиональном и личностном развитии с помощью использования информационных технологий, к осознанию себя как активного субъекта информационного общества [5].

Модель формирования информационной культуры специалиста СПО в условиях дополнительного образования представлена на рисунке.

Данная модель, отражающая технологическую цепочку последовательности процессов формирования информационной культуры специалиста СПО в условиях дополнительного образования, показывает пути решения такой сложной задачи, как сочетание различных уровней и профилей образования. Основные организационно-методические условия: использование возможностей всех звеньев системы дополнительного образования (в т.ч. профессиональной переподготовки] для формирования информационной культуры специалиста СПО; взаимодействие системы дополнительного образования с социальными институтами, традиционно аккумулирующими информационные ресурсы общества; организация специальной подготовки педагогических кадров, способных на профессиональной основе вести компьютеризованное обучение с различными категориями обучающихся. Формирование информационной культуры характеризуется определенными этапами. Содержание каждого этапа в системе дополнительного образования связано с применением педагогически целесообразных воздействий, обеспечивающих комплексное формирование компонентов информационной культуры специалиста СПО.

Информационная культура, представляя собой систему, имеет системо-образующее ядро, которым является информационная деятельность. Информационная культура связана с социальной природой человека. Она является продуктом разнообразных творческих способностей человека и проявляется в следующих аспектах:

Цель создания открытой образовательной среды -развитие информационной культуры специалиста

ж

Социальный заказ

ж

Научно-информационные основы развития информационной культуры --------------------------------------------------------------

V

Новая парадигма образования: от образования на всю жизнь к образованию через всю жизнь -----------------------------

V

Дидактические принципы образования взрослых

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Цели и содержание обучения Управление процессом обучения, технологии формирования информационной культуры

Формирование информационной культуры специалиста СПО Рабочая программа, учебные модули и тесты, цифровые образовательные ресурсы Учебная и научнометодическая деятельность профессорско-преподавательского состава, специалистов российских и зарубежных компаний Информационные технологии обучения, система формирования информационной культуры в области информационных технологий

Андрагогическое сопровождение обучения взрослых в системе открытого образования в области информационных технологий

Результат: Подготовленность специалиста СПО к полноценному и эффективному участию в социальной и профессиональной жизни в условиях информационного общества

Рис. Модель формирования информационной культуры специалиста СПО в условиях дополнительного образования.

- в конкретных навыках по использованию технических устройств (от телефона до персонального компьютера и компьютерных сетей];

- в способности использовать в своей деятельности компьютерную информационную технологию, базовой составляющей которой являются многочисленные программные продукты;

- в умении извлекать информацию из различных источников: как из периодической печати, так и из электронных коммуникаций,

представлять ее в понятном виде и уметь ее эффективно использовать;

- во владении основами аналитической переработки информации;

- в умении работать с различной информацией;

- в знании особенностей информационных потоков в своей области деятельности.

Критериями сформированности информационной культуры можно считать: умение адекватно формулировать свою потребность в информации; эффективно осуществлять по-

ЧЕЛОВЕК И ОБРАЗОВАНИЕ № 4 (33) 2012

155

иск нужной информации; умение перерабатывать информацию и создавать новую; умение адекватно отбирать и оценивать информацию; наличие компьютерной грамотности [7].

Таким образом, информационную культуру следует понимать прежде всего как часть общей культуры, один из важнейших аспек-

тов культурной деятельности вообще. Она имеет черты, общие для всей культуры,- неразрывную связь с социальной природой человека, является продуктом человеческой деятельности, результатом активного отношения людей к природе, обществу и друг к другу.

Литература

1. Бондаренко С. Информационная стратификация в информационном обществе // Информационное общество. - 2000. - Вып. 6. -С. 16 ; 33.

2. Дайсон Э. Жизнь в эпоху интернета. - М: Бизнес и компьютер.

- 1998. - С. 124.

3. Негодаев И. А. Информатизация культуры. - Ростов-на-Дону : ЗАО «Книга», 2003. - 320 с.

4. Нурмеева Н. Р. Формирование информационной культуры как отражение современных требований информационного общества // Educational Technology & Society. - 2008. - № 11(4).

5. Нурмеева Н. Р. Формирование информационной культуры учащихся на интегрированном уроке : дис. ... канд. пед. наук. - Казань, 2004. - 192 с.

6. Ракитов А. И. Новый подход к взаимосвязи истории, информации и культуры: пример России // Вопросы философии. - 1994. -№4. - С. 14-34.

7. Семенюк Э. П. Научно-техническая информация и образование: поиск новых парадигм // Научно-техническая информация. Сер. 1. - 1998. - №1. - С. 1-15.

--------^----------

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.