References
1. Berezhnova L.N., Stefanova N.L. Teoriya i metodika obucheniya i vospitaniya v predmetnoj oblasti «Pedagogika». Sankt-Peterburgskij voennyj institut vnutrennih vojsk MVD Rossii, 2014.
2. Krivyh S.V. Sootnoshenie ponyatij «sreda» i «prostranstvo» v sociokul'turnom i obrazovatel'nom aspektah. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2011; 2 (27): 106 - 111.
3. Yasvin V.A. Obrazovatel'naya sreda: ot modelirovaniya proektirovaniyu. Moskva: Smysl, 2001.
4. Korovin V.M. Sistema professional'nogo stanovleniya oficerov vvoennyh vuzah. Voronezh: VGU, 2002.
5. Ancupov A.Ya. Profilaktika konfliktov v shkol'nom kollektive. Moskva: Gumanitarnyj izdatel'skij centr VLADOS, 2003.
Статья поступила в редакцию 16.03.15
УДК 378
Krivykh S.V., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Institute of Continuous Education for Adults (St. Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]
Chernykh A.N., postgraduate, Institute of Continuous Education for Adults (St. Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]
TECHNOLOGY OF INFORMATION SUPPORT IN EDUCATION FOR ADULTS. The article considers the problem of information support in androgogy. The paper suggests the idea according to which education should use interactive teaching technologies. Today life requires from an adult the ability to efficiently and quickly acquire theoretical knowledge in short periods of time. This leads to the necessary change in the organization of studies that require a qualitative change in methods of information support of adult education. The article offers the following educational technologies in the educational process of adult learners: a technology of collective learning, a technology of adaptive teaching systems, a technology of absorption, a technology of split-level education, research training technology, a game-based technology, a technology of modular training and other types of interactive technologies. The paper reveals the key characteristics of these interactive teaching forms.
Key words: adult education, information support, training technology.
С.В. Кривых, д-р пед. наук, проф. Института непрерывного образования взрослых, г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]
А.Н. Черных, аспирант Института непрерывного образования взрослых, г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]
ТЕХНОЛОГИИ ИНФОРМАЦИОННОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ
В статье рассматривается проблема информационного сопровождения образования взрослых, заключающаяся в реализации интерактивных технологий обучения. Сегодня требуется умение взрослого человека квалифицированно и быстро приобретать теоретические знания при сжатых сроках обучения, что требует качественного изменения методики информационного сопровождения образования взрослых. В статье предлагаются следующие образовательные технологии в образовательном процессе взрослых обучающихся: технология коллективного взаимообучения, технология адаптивной системы обучения, технология полного усвоения, технология разноуровнего обучения, технология исследовательского обучения, технология игрового обучения, технология модульного обучения и др.
Ключевые слова: образование взрослых, информационное сопровождение, технологии обучения.
В антропологическом контексте образования человека, становления полноценной личности с её индивидуальным мышлением, совестью и собственным вектором управления жизнью наиболее актуальной становится необходимость самосозидания личности взрослого человека при всех формах и видах информационного сопровождения образования взрослых. Из простого приспособления взрослого человека к новым социально-экономическим условиям должна формироваться сознательная, регулируемая самим индивидом образовательно-ролевая модель, способствующая самоопределению, самореализации личности в новой, непривычной для него окружающей среде, соответствующая его жизненному мотиву.
Необходимость, диктуемая «вызовом» времени, перехода взрослого человека к умению квалифицированно и быстро пользоваться теоретическими знаниями на практике, при сжатых сроках обучения, требует качественного изменения методики информационного сопровождения образования взрослых. Поэтому вся технология информационного сопровождения образования взрослых должна строится таким образом, чтобы взрослый человек мог в короткие сроки осваивать, тренировать и закреплять профессиональные навыки, превращая знания-сведения в знания-навыки. Потребность изменения методики информационного сопровождения образования взрослых обусловлена значительным увеличением объема информации, которую получает взрослый человек.
Современные взрослые люди получили своё образование в рамках традиционного авторитарного обучения, ориентированного на передачу стандартного знания пассивному слушателю. Но сегодня иные времена и иные требования времени к образо-
ванию. Сегодня многие прогрессивные андрагоги строят образовательные процессы в соответствии с идеями так называемого «недирективного обучения» [1]. Эти идеи просты, основаны на непредвзятом наблюдении за взрослым человеком и поэтому эффективны:
• Чтобы быть эффективной, любая программа обучения должна учитывать процесс взрослости, самовыражения и самоопределения каждого учащегося.
• Взрослые студенты вовлечены в непрерывный процесс развития. Скорость и направление обучения и изменения могут варьироваться применительно к разным людям, однако все люди активно вовлечены в динамический процесс изменений.
• Каждый обучаемый привносит в обучение собственный опыт, знания и эмоции.
• Взрослые студенты обычно приходят обучаться с определенными намерениями. Обучение подразумевает и включает в себя признание целей, намерений, мотиваций и чаяний обучающихся, хотя зачастую и различных, и противоречивых. Все это лежит в основе решения учиться.
• Базируясь на собственном прошлом опыте, взрослые вносят в обучение определённые ожидания относительно как способов обучения, так и собственных способностей к обучению.
• Каковы бы ни были условия или причины обучения, все взрослые приходят обучаться из конкретной социальной среды и предъявляют к обучению требования, которые обусловлены целым рядом взаимоотношений - с родными, друзьями, соседями, коллегами по работе и т.д.
• Все взрослые уже развили в себе (осознанно или неосознанно) собственный метод продвижения к цели в соответствии с
их требованиями к обучению или совершенствованию, то есть они обладают собственными определенными моделями обучения.
В соответствии с этими наблюдениями андрагоги пытаются найти основания для создания разнообразных и эффективных методов проведения занятий со взрослыми. Большое значение для решения этой проблемы имеет всестороннее, глубокое изучение и творческое использование исторического багажа образования взрослых. В современной системе образования взрослых и его информационном сопровождении сконцентрировались все успехи и недостатки прошлого.
Историко-методологический анализ опыта образования в нашей стране, соотнесенного с зарубежным позволяет проследить процесс возникновения и развития различных форм и методов образования взрослых, прогнозировать их в перспективе и использовать уроки прошлого в современных условиях. Непреходящее значение для решения проблемы эффективности образования взрослых достижения адаптационно-ролевого резонанса имеет выбор форм и методов информационного сопровождения образования, которые детерминированы, в основе своей, основными направлениями обучения:
• проблемность характера информационного сопровождения образования взрослых;
• использование в информационном сопровождении образования взрослых деловых игр;
• разработка и применение в информационном сопровождении образования взрослых индивидуального подхода к обучаемым и др.
Эти направления обусловлены тем, что в отличие от традиционного, авторитарного образования, образование взрослых опирается на способности и возможности саморазвиваться, самореализовываться, самоутверждаться. Акцент на «само», при выборе форм и методов образования означает прежде всего преодоление привычного представления об обучаемом как объекте обучения.
Для выбора форм и методов информационного сопровождения образования взрослых, как важного фактора повышения эффективности обучения взрослых, важное значение имеет выдвинутое Л.С. Выготским концептуальное положение о двух уровнях интеллектуального развития человека. Первый уровень актуального развития, характеризующийся объемом и уровнем обученности, которые уже стали его внутренним достоянием, сформированной способностью выполнять учебные задания самостоятельно. Второй - зона ближайшего развития. Она определяется расхождением между уровнем задач, доступных для самостоятельного решения, и уровнем задач, решаемых совместно с преподавателем, под его руководством.
Концепция двух уровней интеллектуального развития акцентирует формирующую роль потенциала человека в процессе обучения, позволяет учитывать динамику его развития, и, учитывая достигнутое, прогнозировать, планировать перспективу. Словом, речь идет о современном стимулировании внутренних сил - интеллектуальных, эмоциональных, волевых. Ведь потенциальные возможности проявляются и дают о себе знать лучше всего тогда, когда перед обучаемым ставятся трудные, но посильные задачи. Мы акцентируем внимание на этих принципиальных положениях потому, что из них вытекает одно из принципиальных требований к индивидуализации учебной деятельности: систематическое, последовательное расширение потенциальных возможностей людей разного возраста.
Характерным аспектом обучения взрослых является прагматическое обучение. Педагогические идеи прагматизма, сформулированные У. Джеймсом, Д. Дьюи и др. Основной принцип -получение от образования максимальной выгоды; основной метод - инструментализм. Инструментом в обучении может быть все, что угодно, однако, научная педагогическая теория становится наиболее эффективным средством достижения успеха в образовании. Для прагматической теории обучения характерен рационализм, которому присущ ряд особенностей. Во-первых, он непосредственно ориентирован на факты, житейскую практику; во-вторых, мышление рассматривается как инструмент успеха. «Мышление, - писал У. Джеймс, - всегда связано с личным интересом». В-третьих, критерием истины становится интерсубъективность.
Ключевой идеей образования взрослых является идея развития, реализуемая посредством технологии обучения. Технология обучения должна:
- обеспечить безусловную реализацию целей обучения с наивысшей эффективностью;
- быть посильной для осуществления в любом учебном заведении любым педагогом;
- психологической сущностью новых технологий обучения должно стать планирование учебного процесса «от ученика», то есть психологически ориентированное обучение.
В связи с этим основной задачей становится поиск такой технологии информационного сопровождения образования взрослых, которая отвечала бы принципам природосообразно-сти (то есть наибольшей степени соответствия естественным механизмам усвоения опыта обучающимися), а также интенсивности (то есть более быстрого и более высокого уровня решения дидактических задач).
Одной из наиболее эффективных технологий информационного сопровождения образования взрослых, является педагогическая технология, реализующаяся через систему учебных занятий, интерактивные формы и методы обучения. Обучающийся развивается, участвует в таких видах деятельности, как игровая, познавательная, трудовая и общение. Процесс развития личности взрослого человека идет прежде всего на учебном занятии, и поэтому задача андрагога состоит в том, чтобы обеспечить включение каждого учащегося в разные виды деятельности, сочетание которых определяется целью учебного занятия и отдельных его частей. Именно правильно выбранная цель определяет отбор методов и форм организации учебно-познавательной деятельности обучающихся. В практике обучения взрослых применяются такие формы учебных занятий, как лекция, семинар, коллоквиум, собеседование, консультация, экскурсия, дискуссия, конференция, экспедиция, поход, учебная игра, упражнения, самостоятельная работа и другие интерактивные методы и формы.
Однако в основе многообразных форм учебных занятий, имеются общие характеристики:
- каждое учебное занятие имеет цель, конкретное содержание, определенные методы организации учебно-педагогической деятельности;
- любое учебное занятие состоит из отдельных взаимосвязанных этапов;
- построение учебного занятия осуществляется в определенной логической последовательности, зависящей от его цели и типа.
В соответствии с выявленными сходствами учебные занятия группируются на основе единства педагогических целей на занятия по:
- получению новых знаний и умений, цель которых - первичное получение знаний;
- закреплению знаний и умений;
- обобщению и систематизации знаний и умений, то есть обобщение единичных знаний в систему;
- комплексному применению знаний и умений с целью выработки способности переносить знания и умения в новые условия;
- контролю и коррекции знаний, необходимых для проведения оценки результатов деятельности каждого обучающегося.
Научно-педагогической основой организации образовательного процесса являются личностно-ориентированные технологии обучения. Всякое обучение по своей сути есть создание условий для развития личности взрослого человека. Проектирование личностно-ориентированной системы обучения предполагает признание обучающегося основным субъектом процесса обучения, а в качестве ее основополагающей цели - развитие индивидуальных способностей обучающегося, отмечают С.В. Кривых и А.В. Жданов [2, с .3-7].
Перечислим наиболее эффективные технологии обучения взрослых, применяемые сегодня в учреждениях дополнительного образования: технология коллективного взаимообучения, технология адаптивной системы обучения, технология полного усвоения, технология разноуровнего обучения, технология исследовательского обучения, технология игрового обучения, технология модульного обучения и др.
Таким образом, новые технологии могут радикально перестроить процесс обучения. Технология информационного сопровождения образования взрослых становится средством общения и обучения в том случае, когда андрагог и обучаемый опираются на похожие переживания. Деятельность андрагога по реализации технологии информационного сопровождения образования взрослых по своей психо-физической природе, сути - рефлексивна. Андрагог не только имеет собственные представления об
изучаемом объекте, но и знает, каковы представления об этом объекте у обучаемых, т.е. умеет и способен становиться на точку зрения учащегося, имитировать его рассуждения, предвидеть возможные трудности, понимать, почему слушатель действует
так, а не иначе. Иначе говоря, рефлексивное управление технологией информационного сопровождения образования взрослых - основа профессионально-педагогической деятельности андрагога.
Библиографический список
1. Роджерс К.Р Взгляд на психотерапию: Становление человека. Москва: Прогресс-Универс, 1994.
2. Кривых С.В., Жданов А.В. Ценностно-целевой аспект непрерывного образования взрослых . АКАДЕМИЯ профессионального образования. 2015; 2: 3 - 7.
References
1. Rodzhers K.R. Vzglyad na psihoterapiyu: Stanovlenie cheloveka. Moskva: Progress-Univers, 1994.
2. Krivyh S.V., Zhdanov A.V. Cennostno-celevoj aspekt nepreryvnogo obrazovaniya vzroslyh . AKADEMIYa professional'nogo obrazovaniya. 2015; 2: 3 - 7.
Статья поступила в редакцию 16.03.15
УДК 378
Kuznetsov P.V., adjunct, Department of Theory and Methods of Continuous Professional Education, St. Petersburg Military
Institute of Internal Troops of MIA of Russia (St. Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]
FORMATION OF PROFESSIONAL ORIENTATION OF STUDENTS IN MILITARY SCHOOLS OF MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA WITH THE HELP OF PROFESSIONAL INTROSPECTION. The article examines the pedagogical possibilities of formation of professional orientation of cadets during training at a military college, with the help of professional introspection. The author relates the problem of orientation of the individual with the motivational sphere of the person as a driving force for its development. The article reveals the important role of professional self-reflection in the formation of professional orientation of future officers. The author cites the data of the pedagogical experiment on ranking of professionally significant qualities of the officer. The survey includes interviewing with the following questions: Why did you enter this military institute?; What attracts you in cadet's life?; To what extent are you satisfied by your future profession?; What do you like in the profession of an office? The data of the interview is analyzed and the conclusion is given.
Key words: professional orientation, professional introspection.
П.В. Кузнецов, адъюнкт каф. теории и методики непрерывного профессионального образования Санкт-
Петербургского военного института внутренних войск МВД России, г. Санкт-Петербург, Е-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МВД РОССИИ ПРИ ПОМОЩИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОАНАЛИЗА
В статье анализируются педагогические возможности формирования профессиональной направленности у курсантов в период обучения в военном вузе при помощи профессионального самоанализа. Автор связывает проблему направленности личности с мотивационной сферой человека как движущей силы его развития. В статье раскрывается важная роль профессионального самоанализа в формировании профессиональной направленности будущих офицеров. Автор приводит данные педагогического эксперимента по ранжированию профессионально-значимых качеств офицера.
Ключевые слова: профессиональная направленность, профессиональный самоанализ.
В период реформирования военной организации государства, динамично изменяющейся внутри политической обстановки в стране, возрастает роль офицера в решении сложных, стоящих пред войсками задач. В связи с этим, подготовка качественных кадров для внутренних войск является одним из приоритетных направлений. Повышается ответственность военных вузов за профессиональную подготовку офицеров. Ситуация усугубляется тем, что в последние годы из-за экономического положения в стране, повсеместного платного высшего профессионального образования, военные вузы переполнены. С одной стороны, это положительный фактор - появляется возможность для качественного отбора абитуриентов - будущих курсантов. С другой стороны, такая ситуация приводит к увеличению числа курсантов военных вузов, слабо ориентированных на профессию офицера. Поэтому возникает необходимость в целенаправленной работе по формированию направленности курсантов на профессиональную военную службу во внутренних войсках в качестве офицера.
Направленности личности на какую-либо деятельность посвящены работы С.Л. Рубинштейна [1], А.Н. Леонтьева [2], Б.Г. Ананьева [3] и др. Так, например, С.Л. Рубинштейн считает, что «проблема направленности - это прежде всего вопрос о динамических тенденциях, которые в качестве мотивов определяют человеческую деятельность, сами в свою очередь опре-
деляясь ее целями и задачами» [1, с. 461]. Под динамическими тенденциями понимается стремление человека освободиться от чувства дискомфорта, которое человек испытывает в отсутствии того, в чем испытывает потребность или заинтересованность. Таким образом, мы можем утверждать, что проблема профессиональной направленности будущих офицеров, неразрывно связанна с проблемой мотивации.
Анализ психолого-педагогической литературы (В.А. Кан-Калик [4], В.А. Якунин [5], С.В. Кривых [6] и др.) позволяет нам определить мотивацию как совокупность определенных мотивов, в основе которых лежат конкретные потребности личности - индикаторы внутреннего противоречия между необходимым и реально существующим состоянием человека (В.Ю. Колпаков [7]). Пройдя внутри сознания через мировоззрение личности, потребности выступают одной из основных движущих сил деятельности человека. С целью изучения мотивов выбора профессии офицера внутренних войск, нами была отобрана группа военнослужащих из числа курсантов 3 курса Саратовского военного института внутренних войск МВД России, которым было предложено ответить на ряд следующих вопросов:
- Почему Вы поступили в военный институт?
- Что Вас больше всего привлекает в курсантской жизни?
- В какой мере Вы удовлетворены выбранной профессией?
- Если бы Вам вновь пришлось поступать в военный вуз?