Научная статья на тему 'Формирование профессиональной направленности курсантов военных вузов внутренних войск МВД России при помощи профессионального самоанализа'

Формирование профессиональной направленности курсантов военных вузов внутренних войск МВД России при помощи профессионального самоанализа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
151
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ САМОАНАЛИЗ / PROFESSIONAL ORIENTATION / PROFESSIONAL INTROSPECTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузнецов П. В.

В статье анализируются педагогические возможности формирования профессиональной направленности у курсантов в период обучения в военном вузе при помощи профессионального самоанализа. Автор связывает проблему направленности личности с мотивационной сферой человека как движущей силы его развития. В статье раскрывается важная роль профессионального самоанализа в формировании профессиональной направленности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF PROFESSIONAL ORIENTATION OF STUDENTS IN MILITARY SCHOOLS OF MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA WITH THE HELP OF PROFESSIONAL INTROSPECTION

The article examines the pedagogical possibilities of formation of professional orientation of cadets during training at a military college, with the help of professional introspection. The author relates the problem of orientation of the individual with the motivational sphere of the person as a driving force for its development. The article reveals the important role of professional self-reflection in the formation of professional orientation of future officers. The author cites the data of the pedagogical experiment on ranking of professionally significant qualities of the officer. The survey includes interviewing with the following questions: Why did you enter this military institute?; What attracts you in cadet''s life?; To what extent are you satisfied by your future profession?; What do you like in the profession of an office? The data of the interview is analyzed and the conclusion is given.

Текст научной работы на тему «Формирование профессиональной направленности курсантов военных вузов внутренних войск МВД России при помощи профессионального самоанализа»

изучаемом объекте, но и знает, каковы представления об этом объекте у обучаемых, т.е. умеет и способен становиться на точку зрения учащегося, имитировать его рассуждения, предвидеть возможные трудности, понимать, почему слушатель действует

так, а не иначе. Иначе говоря, рефлексивное управление технологией информационного сопровождения образования взрослых - основа профессионально-педагогической деятельности андрагога.

Библиографический список

1. Роджерс К.Р Взгляд на психотерапию: Становление человека. Москва: Прогресс-Универс, 1994.

2. Кривых С.В., Жданов А.В. Ценностно-целевой аспект непрерывного образования взрослых . АКАДЕМИЯ профессионального образования. 2015; 2: 3 - 7.

References

1. Rodzhers K.R. Vzglyad na psihoterapiyu: Stanovlenie cheloveka. Moskva: Progress-Univers, 1994.

2. Krivyh S.V., Zhdanov A.V. Cennostno-celevoj aspekt nepreryvnogo obrazovaniya vzroslyh . AKADEMIYa professional'nogo obrazovaniya. 2015; 2: 3 - 7.

Статья поступила в редакцию 16.03.15

УДК 378

Kuznetsov P.V., adjunct, Department of Theory and Methods of Continuous Professional Education, St. Petersburg Military

Institute of Internal Troops of MIA of Russia (St. Petersburg, Russia), E-mail: vacen9578@mail.ru

FORMATION OF PROFESSIONAL ORIENTATION OF STUDENTS IN MILITARY SCHOOLS OF MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA WITH THE HELP OF PROFESSIONAL INTROSPECTION. The article examines the pedagogical possibilities of formation of professional orientation of cadets during training at a military college, with the help of professional introspection. The author relates the problem of orientation of the individual with the motivational sphere of the person as a driving force for its development. The article reveals the important role of professional self-reflection in the formation of professional orientation of future officers. The author cites the data of the pedagogical experiment on ranking of professionally significant qualities of the officer. The survey includes interviewing with the following questions: Why did you enter this military institute?; What attracts you in cadet's life?; To what extent are you satisfied by your future profession?; What do you like in the profession of an office? The data of the interview is analyzed and the conclusion is given.

Key words: professional orientation, professional introspection.

П.В. Кузнецов, адъюнкт каф. теории и методики непрерывного профессионального образования Санкт-

Петербургского военного института внутренних войск МВД России, г. Санкт-Петербург, Е-mail: vacen9578@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МВД РОССИИ ПРИ ПОМОЩИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОАНАЛИЗА

В статье анализируются педагогические возможности формирования профессиональной направленности у курсантов в период обучения в военном вузе при помощи профессионального самоанализа. Автор связывает проблему направленности личности с мотивационной сферой человека как движущей силы его развития. В статье раскрывается важная роль профессионального самоанализа в формировании профессиональной направленности будущих офицеров. Автор приводит данные педагогического эксперимента по ранжированию профессионально-значимых качеств офицера.

Ключевые слова: профессиональная направленность, профессиональный самоанализ.

В период реформирования военной организации государства, динамично изменяющейся внутри политической обстановки в стране, возрастает роль офицера в решении сложных, стоящих пред войсками задач. В связи с этим, подготовка качественных кадров для внутренних войск является одним из приоритетных направлений. Повышается ответственность военных вузов за профессиональную подготовку офицеров. Ситуация усугубляется тем, что в последние годы из-за экономического положения в стране, повсеместного платного высшего профессионального образования, военные вузы переполнены. С одной стороны, это положительный фактор - появляется возможность для качественного отбора абитуриентов - будущих курсантов. С другой стороны, такая ситуация приводит к увеличению числа курсантов военных вузов, слабо ориентированных на профессию офицера. Поэтому возникает необходимость в целенаправленной работе по формированию направленности курсантов на профессиональную военную службу во внутренних войсках в качестве офицера.

Направленности личности на какую-либо деятельность посвящены работы С.Л. Рубинштейна [1], А.Н. Леонтьева [2], Б.Г. Ананьева [3] и др. Так, например, С.Л. Рубинштейн считает, что «проблема направленности - это прежде всего вопрос о динамических тенденциях, которые в качестве мотивов определяют человеческую деятельность, сами в свою очередь опре-

деляясь ее целями и задачами» [1, с. 461]. Под динамическими тенденциями понимается стремление человека освободиться от чувства дискомфорта, которое человек испытывает в отсутствии того, в чем испытывает потребность или заинтересованность. Таким образом, мы можем утверждать, что проблема профессиональной направленности будущих офицеров, неразрывно связанна с проблемой мотивации.

Анализ психолого-педагогической литературы (В.А. Кан-Калик [4], В.А. Якунин [5], С.В. Кривых [6] и др.) позволяет нам определить мотивацию как совокупность определенных мотивов, в основе которых лежат конкретные потребности личности - индикаторы внутреннего противоречия между необходимым и реально существующим состоянием человека (В.Ю. Колпаков [7]). Пройдя внутри сознания через мировоззрение личности, потребности выступают одной из основных движущих сил деятельности человека. С целью изучения мотивов выбора профессии офицера внутренних войск, нами была отобрана группа военнослужащих из числа курсантов 3 курса Саратовского военного института внутренних войск МВД России, которым было предложено ответить на ряд следующих вопросов:

- Почему Вы поступили в военный институт?

- Что Вас больше всего привлекает в курсантской жизни?

- В какой мере Вы удовлетворены выбранной профессией?

- Если бы Вам вновь пришлось поступать в военный вуз?

Таблица 1

Мотивы выбора профессии офицера внутренних войск курсантами СВИ ВВ МВД РФ

1 Почему Вы поступили в военный институт? династия военных 14% под влиянием друга 10% просто была такая возможность 20% Армия - моя стихия 42% Кто-то должен защищать Родину 14%

2 Что Вас больше всего привлекает в курсантской жизни? возможность изучать военное дело 42% возможность развиваться 35% беззаботные курсантские годы - самостоятельная жизнь 23%

3 В какой мере Вы удовлетворены выбранной профессией? профессия очень нравится 59% скорее нравится, чем нет 24% отношусь безразлично 17% скорее не нравится, чем нравится - профессия очень не нравится -

4 Если бы Вам вновь пришлось поступать в военный Вуз? да 65% скорее да, чем нет 18% отношусь безразлично 17% скорее нет, да - нет

5 В какой мере Вас удовлетворяет перспектива службы в войсках? полностью удовлетворяет 65% скорее да, чем нет 23% отношусь безразлично 12% скорее нет, чем да - нет

6 Чем Вас привлекает профессия офицера? мне нравится обучать и воспитывать 46% профессия позволяет управлять людьми 15% престижность профессии в обществе 15% стабильность в материальном плане 24%

- В какой мере Вас удовлетворяет перспектива службы в войсках?

- В какой мере Вас удовлетворяет перспектива службы в войсках?

- Чем Вас привлекает профессия офицера?

Ответы представлены в таблице 1.

Одним из основных способов, формирующих позитивную мотивацию курсантов, является профессиональный самоанализ, активизирующий внутреннюю мотивацию будущих офицеров. Л.Н. Бережнова определяет профессиональный самоанализ как «индивидуально выработанный алгоритм (методика) конструирования и организации формирования профессионализма» [8]. Профессиональный самоанализ имеет трёхкомпонентную структуру и включает в себя ценностный, содержательно-процессуальный и рефлексивный компоненты, которые находятся в тесной взаимосвязи между собой.

Исходя из выше изложенного, мы можем утверждать, что профессиональный самоанализ может являться одним из спо-

собов формирования профессиональной направленности курсантов военных вузов на службу в войсках, так как его результатами выступают: осознание курсантами приобретённых знаний, их оценивание, проектирование себя в роли будущего офицера, выстраивание стратегии саморазвития и т.д.

Во втором задании нами было предложено курсантам провести ранжирование профессионально значимых качеств офицера внутренних войск по 10 бальной шкале, где наиболее значимое качество, по их мнению, оценивалось бы наивысшим балом, и наименее значимое, наименьшим (таблица 2).

Курсант, проранжировав профессионально-значимые качества офицера войск, зафиксировал внутри своего сознания модель того каким, по его мнению, должен быть офицер сегодняшнего дня. Обращаем внимание, что нами не ставилась задача оценить качество и свойства этой модели, насколько она соответствует реалиям настоящего времени. Нам представляется важным отыскать пути и способы для профессионального самоанализа курсантов военного вуза.

Таблица 2

№ п/п Качество Баллы %

знание требований руководящих документов войск, общевоинских уставов 82 8 %

умение качественно проводить занятия с л/с 101 10 %

знание и владение вооружением и военной техникой 123 12 %

умение вести служебную документацию 91 9 %

лидерские качества 100 10 %

умение управлять подразделением в повседневной жизнедеятельности и при выполнении служебно-боевых задач 125 13 %

личная моральная и физическая подготовка 99 10 %

умение воспитывать подчиненных 105 11 %

высокие морально-нравственные качества 82 8 %

умение вести войсковое хозяйство 78 8 %

Ранжирование профессионально значимых качеств офицера внутренних войск курсантами СВИ ВВ МВД России.

Таблица 3

Ранжирование собственных качеств курсантами СВИ ВВ МВД России

№ п/п Качество Баллы %

знание требований руководящих документов войск, общевоинских уставов 114 10 %

умение качественно проводить занятия с л/с 125 11 %

знание и владение вооружением и военной техникой 133 12 %

умение вести служебную документацию 87 8 %

лидерские качества 103 9 %

умение управлять подразделением в повседневной жизнедеятельности и при выполнении служебно-боевых задач 113 9 %

личная моральная и физическая подготовка 138 12 %

умение воспитывать подчиненных 113 9 %

высокие морально-нравственные качества 120 11 %

умение вести войсковое хозяйство 77 7 %

Теперь задача курсанта - получить сведения о самом себе. Насколько он соответствует этой модели, что, по нашему мнению, должно привести к реализации побудительной функции профессионального самоанализа. В следующем задании курсантам было предложено оценить наличие собственных профессионально-значимых качеств по десяти бальной шкале. Иными словами, провести сравнение между имеемым и желаемым состоянием. Результаты приведены в таблице 3.

Анализ результатов всей проделанной работы показывает, что на сегодняшний день, современные курсанты имеют достаточно высокую мотивацию к освоению профессии офицера. Следует отметить также, что учащемуся курсанту достаточно

Библиографический список

сложно представить современные требования к профессии офицера и соразмерить свои возможности, знания навыки и умения.

Проведенное исследование и выполненная работа убеждают нас в необходимости прохождения следующих этапов при формировании профессиональной направленности курсантов:

1. Выявить мотивы выбора профессии.

2 Расширять знания курсантов о содержании и формах деятельности, о качествах личности, необходимых в профессии офицера.

3. Знакомить курсантов с методами и приёмами самосовершенствования через профессиональный самоанализ.

1. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Санкт-Петербург, 2002.

2. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. Москва, 1980.

3. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Санкт-Петербург, 1969.

4. Кан-Калик В.А, Н.Д. Никандров. Педагогическое творчество. Москва, 1990.

5. Якунин В.А. Обучение как процесс управления Москва, 1988.

6. Кривых С.В., Касиманова Л.А. Изучение влияния социально-культурной среды на личность. Мир науки, культуры, образования. 2013; 6 (43)6: 179 - 181.

7. Колпаков В.Ю., В.А. Суворов, Шарухин А.П. Организация процесса воспитания в частях внутренних войск МВД России. Москва, 2012.

8. Бережнова Л.Н. Формирование навыков профессионального самоанализа у студента. Армия и общество. 2014; 4. References

1. Rubinshtejn S.L. Osnovy obschej psihologii. Sankt-Peterburg, 2002.

2. Leont'ev A.N. Deyatel'nost', soznanie, lichnost'. Moskva, 1980.

3. Anan'ev B.G. Chelovekkakpredmetpoznaniya. Sankt-Peterburg, 1969.

4. Kan-Kalik V.A, N.D. Nikandrov. Pedagogicheskoe tvorchestvo. Moskva, 1990.

5. Yakunin V.A. Obuchenie kak process upravleniya Moskva, 1988.

6. Krivyh S.V., Kasimanova L.A. Izuchenie vliyaniya social'no-kul'turnoj sredy na lichnost'. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2013; 6 (43)6: 179 - 181.

7. Kolpakov V.Yu., V.A. Suvorov, Sharuhin A.P. Organizaciya processa vospitaniya v chastyah vnutrennih vojsk MVD Rossii. Moskva, 2012.

8. Berezhnova L.N. Formirovanie navykov professional'nogo samoanaliza u studenta. Armiya i obschestvo. 2014; 4.

Статья поступила в редакцию 16.03.15

УДК 378.14

Gordienko Ye.A., postgraduate, assistant teacher, Amur State University (Blagoveshchensk, Russia), E-mail: evgenia5@mail.ru

JUSTIFICATION OF DISCIPLINES' CONTENTS OF CUSTOMS SPECIALISTS' LANGUAGE TRAINING ON THE BASIS OF REGIONALLY-ORIENTED APPROACH. The article is devoted to disciplines' contents of the English and Chinese languages of customs specialists according to the particulars of professional activity region. The purpose of this work is to justify disciplines' contents of customs specialists' language training on the basis of regionally-oriented approach. Within the conducted research the regionally-oriented materials for teaching of didactic contents of disciplines of customs specialists' language training are worked out. It reflects the professional specific of custom affairs language preparation of future customs specialists, the particular features of the region of professional activity and also cultural and national communicative particulars of participants of foreign economic activity of this region.

Key words: didactic contents, discipline of language training, regional particulars, specialist of custom affairs, professional activity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.