Библиографический список
1. Плотников, В. Фермерство в России состоялось. Однако... [Текст] / В. Плотников // Сельский механизатор. — 2011.— № 5. — С. 3-5.
2. Крестьяне спрашивают. В. Путин отвечает [Текст] // Сельский механизатор. — 2011. — № 4. — С. 5-19.
3. Образование и повышение квалификации в аграрной сфере : Проблемы, тенденции, перспективы : парламентские слушания 9 нояб. 2010 г. / Комитет Государственной думы [ Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://komitet2-20.km.duma.gov.ru/site.xp/052057124052054055. Мт1.
4. Многоуровневая непрерывная система подготовки кадров для аграрного сектора производства в академическом комплексе Уральской государственной академии ветеринарной медицины [Текст] / В. Н. Лазаренко, А. И. Кузнецов и др. ; под ред. В. Н. Лазаренко. — Троицк, 2006. — 132 с.
5. О развитии людских ресурсов : Образование, подготовка кадров и непрерывное обучение [Электронный ресурс] // Инструктивно-методические материалы и рекомендации МОТ. Рекомендация МОТ № 195 (Женева, 2004). — Режим доступа : http://www.conventions.ru/view_ base.php?id=626.
6. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания [Текст] / Б. Г. Ананьев. — СПб. : Питер, 2011. — 208 с.
7. Беляева, А. П. Интегративная теория и практика многоуровневого профессионального образования [Текст] / А. П. Беляева. — СПб. : Ин-т профтехобразования РАО, 2002.
8. Вазина, К. Я. Саморазвитие человека и технологическая организация образовательного пространства : Концепция, опыт [Текст] / К. Я. Вазина. — Челябинск, 2007. — 242 с.
9. Вербицкий, А. А. Психолого-педагогические основы образования взрослых : Современные модели обучения : ст. 3 [Текст] / А. А. Вербицкий // Новые знания. — 2002. — № 4.
10. Вершловский, С. Г. От образования взрослых к непрерывному образованию : Взрослый как субъект образования [Текст] / С. Г. Вершловский // Педагогика. — 2003. — № 8.
11. Непрерывное образование как социальный фактор [Текст] / науч. ред. : Н. А. Лобанов, В.Н.Скворцова. — М. : Наука, 2006.
12. Смирнов, И. П. Экономическая функция профессионального образования / И. П. Смирнов. — М. : Социальный проект, 2007. — 320 с.
13. Ткаченко, Е. В. Профориентация и проблемы занятости молодежи / Е. В. Ткаченко. — Омск, 2004.
14. Российская Федерация. Законы. Об образовании : Федер. закон № 3266-1 [принят Гос. Думой 10.07.1992 г. ; с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 24.12.2002 г. № 176-ФЗ, от 23.12.2003 г. № 186-ФЗ] // КонсультантПлюс.
УДК 377.111.3
Л. В. Котовская, первый проректор Челябинского института развития профессионального образования (ЧИРПО), доц., канд. пед. наук, г. Челябинск, e-mail: [email protected]
ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ КЛАСТЕР КАК МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
В статье раскрываются особенности управления качеством профессиональной подготовки обучающихся в рамках образовательно-производственного кластера. Кроме этого, анализируется уже имеющийся в Челябинской области опыт независимой оценки профессиональных компетенций выпускников учреждений начального, среднего профессионального образования и определяются перспективы решения этой актуальной проблемы.
Ключевые слова: профессиональное образование, качество образования, кластер, образовательно-производственный кластер, социальное партнерство, сертификация, управление, инновационная экономика.
В современных условиях Россия ставит перед собой амбициозные, но достижимые цели долгосрочного развития, заключающиеся в обеспечении высокого уровня благосостояния населения и закреплении геополитической роли страны как одного из лидеров, определяющих мировую политическую повестку дня [1].
Для достижения поставленных целей важна роль образования, которое должно формировать у граждан следующие компетенции:
- способность и готовность к непрерывному образованию, постоянному совершенствованию, переобучению и самообучению, профессиональной мобильности, стремление к новому;
- способность к критическому мышлению;
- способность и готовность к разумному риску, креативность и предприимчивость, умение работать самостоятельно, готовность к работе в команде и в высококонкурентной среде;
- владение иностранными языками, предполагающее свободное бытовое и деловое общение.
В связи с этим сегодня основным направлением деятельности учреждений начального и среднего профессионального образования является совершенствование подготовки рабочих и специалистов: выпускник должен быть всесторонне развитой личностью, способной творчески решать разноуровневые и разноплановые профессиональные задачи, т. е. быть конкурентоспособным, готовым работать в новых экономических условиях.
В последние годы в экономике России происходят значительные изменения. Несмотря на большие возможности для экстенсивного развития, наиболее приемлемой в современных условиях становится интенсификация хозяйственной жизни. В основе ее лежит инновационная экономика, главная цель которой состоит в улучшении качества жизни населения на основе повышения конкурентоспособности и устойчивого экономического развития.
Инновационная экономика — это экономика, основанная на знаниях, инновациях, на доброжелательном восприятии новых идей, новых машин, систем и технологий, на готовности их практического использования в различных сферах человеческой деятельности [2].
Одним из способов реализации инновационной стратегии социально-экономического развития является кластерная политика, осуществляемая прежде всего на региональном уровне. В российском образовании кластерный подход в настоящее время используется мало. Главным препятствием на пути развития клас-
тера в России является недостаточная изученность и распространенность данного феномена.
На основе анализа работ по теории и практике кластерного подхода Е. Е. Афониной, М. В. Медведевой, И. Е. Панасенко нами был выделен ряд преимуществ, которые создает данный подход для его участников: для региональной системы образования — широкие возможности по концентрации ограниченных ресурсов при обеспечении качества и доступности образовательных услуг, способствует усилению конкурентных преимуществ; для региональных органов государственной власти — инструментарий эффективного регулирования рынка образовательный ресурсов и его взаимодействия с рынком труда; для общества — улучшение качества образовательных услуг, расширение их ассортимента, увеличение количества рабочих мест, развитие жилищной, транспортной инфраструктуры и т. д.
Таким образом, мы можем говорить о том, что кластерный подход представляет собой эффективный инструмент развития региональной социально-экономической политики: с одной стороны, будучи сформированным в социальной инфраструктуре, он способствует повышению уровня экономического развития, образования, здоровья, культуры населения и прочее, с другой — деятельность любого кластера на территории региона способствует росту социально-экономической активности населения, стимулирует создание новых рабочих мест, создает больше возможностей для профессиональной подготовки и повышения квалификации работников. Все это приводит к улучшению качества жизни населения региона, росту производительности его труда за счет расширенных возможностей инвестирования в человеческий капитал и использования современных технологий.
Кластерный подход в управлении региональным развитием, включающем в том числе и образование, — это прежде всего новая управленческая технология, позволяющая повысить конкурентоспособность региона или отрасли, а вместе с тем и государства в целом.
Согласно М. Портеру, который ввел представление о кластере в современную экономическую науку, кластер — это группа соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определенной сфере и характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга либо совокупность согласованно действующих субъектов для достижения общей стратеги-
ческой цели [3]. Цели учреждений начального и среднего профессионального образования связаны с подготовкой рабочих и специалистов, которые бы удовлетворяли требованиям современного наукоемкого производства [4].
Как показывает практика, достичь таких результатов можно только при организации взаимодействия учреждений профессионального образования, управленческих, общественных и бизнес-структур. Таким институтом взаимодействия, по нашему мнению, является образовательно-производственный кластер, который мы рассматриваем как качественно новую форму организации управления учреждением профобразования. Прообразами кластеров в советское время являлись научно-производственные комплексы, от современных их отличало то, что они управлялись сверху, при кластерном подходе инициатива идет снизу.
Нельзя забывать, что управление качеством — это не дополнительная нагрузка, а соответствующая качеству организация работы, ее технология. Безусловно, хорошо структурированная система управления качеством профессионального образования должна быть надежным и эффективным средством совершенствования образовательной деятельности всех субъектов образования, поэтому проблема достижения требуемого качества тесно связана с качеством системы управления учреждением профессионального образования, в основе которой лежит кластерный подход.
В центре образовательно-производственного кластера должны стоять предприятия, которые для учреждений начального, среднего профессионального образования являются главными заказчиками. Предприятия берут на себя часть затрат по подготовке рабочих и специалистов, организуют для обучающихся практику, а взамен получают именно таких рабочих и специалистов, в которых нуждаются. Очень важна роль предприятия при оценивании качества подготовки выпускников, причем не как пассивного участника процесса, а как активного эксперта и оценщика при независимой сертификации профессиональных квалификаций выпускников учреждений НПО, СПО.
В настоящее время значительно изменились требования к качеству подготовки выпускников: если раньше содержание образования строилось по принципу квалификационных характеристик, то теперь на смену им пришел компетент-ностный подход. Разница существенная. Сегодня от учреждений профобразования ждут выпускника, профессиональная состоятельность
которого оценивается по его компетентности. Под компетентностью в данном случае понимают «знания в действии». Специалист должен не только обладать определенной суммой знаний, но и уметь применять их с наибольшей эффективностью на производстве.
Профессиональные компетенции различаются в зависимости от профиля подготовки рабочего или специалиста, но есть и базовые ключевые компетенции, необходимые каждому выпускнику, такие как: адаптивность (рабочие и специалисты должны максимально быстро вливаться в производственный процесс); коммуникативность (способность к продуктивному деловому общению); знание информационных технологий. В последние годы все сложнее обходиться без знания иностранного языка: сопровождающая новую технику документация чаще всего идет на иностранном языке, приходится отдавать ее на перевод, что затягивает процесс внедрения новых технологий в производство.
Сегодня каждый регион России создает свои модели оптимизации и реорганизации профессионального образования. Модель Челябинской области нашла отражение в «Областной целевой программе развития профессионального образования на 2011-2015 годы» [5]. Программа была подготовлена на основе данных, полученных при глубоком анализе современного состояния системы профобразования.
В течение последних лет учреждения ПО Челябинской области осуществляют переход на инновационные механизмы управления качеством и ориентируются на международные стандарты, внедряется сертифицированная система менеджмента качества. Переход на эту систему уже осуществили шесть учреждений высшего и восемь — среднего профессионального образования Челябинской области. Важное значение в данной программе придается вопросам оценки качества и сертификации квалификаций выпускников учреждений НПО и СПО.
На базе ресурсных центров, а их в области 28, и инновационных площадок, действующих на базе областных государственных учреждений профессионального образования, создана система оценки качества образования с участием работодателей. Их профиль определен на основании потребностей регионального рынка труда: машиностроение, сфера обслуживания, строительно-монтажные и ремонтно-строительные работы, общественное питание, торговля, дорожно-строительные работы, автотранспорт, жилищно-коммунальное хозяйство, сельское хозяйство. Помимо этого в Челябинс-
кой области действуют аттестационный пункт центра сертификации квалификаций сварщиков Национального агентства контроля и сварки (НАКС) (на базе ресурсного центра ГБОУ СПО «Златоустовский техникум сварки и строительных технологий»); аттестационный пункт СУР-1ГАЦ-9АП Уральского центра аттестации по аттестации сварщиков и специалистов сварочного производства (на базе ГБОУ СПО «Снежинский политехнический техникум им. Героя Социалистического Труда Иванова Николая Маркело-вича»); центр «Универсум», осуществляющий сертификацию по профессии «Парикмахер».
В Челябинском институте развития профессионального образования с целью содействия решению вопросов оценки качества и сертификации квалификаций выпускников учреждений НПО и СПО были разработаны следующие организационно-методические документы:
- модель Центра сертификации квалификаций персонала (рабочих кадров) на базе ресурсных центров;
- проект положения о Центре сертификации;
- проект положения о порядке и процедуре сертификации квалификаций персонала (рабочих кадров);
- проект положения об эксперте по сертификации квалификаций персонала (рабочих кадров);
- сформирован пакет нормативно-правовых документов и научно-методических материалов, обеспечивающих деятельность ресурсных центров по данному направлению.
Таким образом, итоги реализации мероприятий «Областной целевой программы развития профессионального образования в Челябинской области на 2011-2015 годы», должны способствовать: формированию государственно-общественных механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей; созданию прозрачной и открытой системы информирования граждан об образовательных услугах. Пошаговый мониторинг обеспечит своевременную корректировку и управление изменениями в системе профессионального образования, позволит соотносить реализующиеся мероприятия с меняющимися социально-экономическими условиями [5].
При реализации программы особую роль должен сыграть образовательно-производственный кластер как форма интеграции начального, среднего, высшего профессионального образования и механизм социального партнерства между товаропроизводителями и образовательными уч-
реждениями. Особую актуальность обеспечение взаимодействия учреждений профессионального образования и работодателей имеет на этапе сертификации квалификаций выпускников.
С принятием на федеральном уровне ряда нормативных документов по формированию системы независимой оценки качества профессионального образования, с введением ФГОС нового поколения предстоит работа по оптимизации структуры центров, обеспечивающих проведение процедуры сертификации квалификаций. Так, национальная система независимой оценки качества профессионального образования предполагает наличие экспер-тно-методического центра и центров оценки и сертификации квалификаций выпускников и образовательных учреждений профессионального образования, других категорий граждан, прошедших профессиональное обучение в различных формах.
В Челябинской области также начата работа по оптимизации существующего механизма независимой оценки качества профессионального образования и организационно-методическому обеспечению данной процедуры. С введением ФГОС нового поколения планируется отработать механизм контроля и оценки результатов освоения обучающимися профессиональных модулей (видов профессиональной деятельности).
В связи с этим мы предлагаем рассматривать различные варианты проведения как промежуточной, так и итоговой (государственной) аттестации обучающихся и выпускников, но обязательно с участием работодателей. Безусловно, производители и потребители кадров соответствующего профиля объединяются в рамках образовательно-производственного кластера для соуправления качеством профессионального образования, достижения сбалансированности объемных параметров кадрового спроса и предложения, сертификации квалификаций выпускников и так далее.
Объективная оценка качества образования в учреждениях профессионального образования сегодня необходима всем заинтересованным сторонам: школьникам, их родителям, государству, бизнес- и профессиональному сообществу.
В России до сих пор практически единственным работающим механизмом заверения общества о наличии качества была и остается государственная аккредитация, которой, кстати, нет в большинстве европейских стран. Именно поэтому сейчас в России наряду с государственной аккредитацией учебных заведений активно внедряется общественно-профессиональная на
основе независимой экспертизы качества образования. Основное их отличие заключается в разнице целей: государственная аккредитация направлена на выявление того минимального набора показателей, который необходим любому учреждению для осуществления образовательной деятельности в рамках закона, а также для определения соответствия образовательного учреждения одному из видов, которые предусмотрены законом (училище, лицей, техникум, колледж); общественно-профессиональная аккредитация дает возможность показать все многообразие наработок, возможностей и достижений, которые имеются в учреждениях начального и среднего профессионального образования. Исходя из этого, мы считаем, что независимая оценка позволит учреждению стать более востребованным на рынке образовательных услуг.
В настоящее время в системе начального и среднего профессионального образования Челябинской области осуществляется процесс реформирования организационно-правовых форм функционирования образовательных учреждений. Новой организационной структуре областной системы профессионального образования требуется современная система, которая бы га-
Библиографический список
рантировала качество, удовлетворяющее требованиям и ожиданиям потребителей образовательных услуг, различных заинтересованных сторон, и обеспечивала инновационное развитие системы профессионального образования в целом. Эффективное решение данной проблемы возможно при объединении усилий государственного и негосударственного секторов в самой системе профессионального образования области и ее социальных партнеров.
Неоценимую роль в выстраивании системы общественно-профессиональной аккредитации играют образовательно-производственные кластеры, в которых заложено партнерство на основе перспектив социально-экономического развития Челябинской области. На наш взгляд, сегодня не отработана нормативно-правовая база ни по организации и функционированию образовательно-производственных кластеров, ни по независимому оцениванию профессиональных квалификаций выпускников в центрах сертификации. Эти направления деятельности очень актуальны и перспективны, объединение усилий всей педагогической общественности, государственных и бизнес-структур поможет ускорить решение вышеназванных проблем.
1. Российская федерация. Правительство РФ. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года : распоряжение от 08.12.2011 г. № 2227-р.
2. Инновационная экономика : лекция / сост. А. И. Попов. — Тамбов, 2008.
3. Портер, М. Конкуренция [пер. с англ.] / М. Портер. — М., 2005. — 608 с.
4. Мухаметзянова, Г. В. Интеграционные процессы в региональной системе профессионального образования : извлечения из монографии / Г. В. Мухаметзянова, А. Р. Шайдуллина // Инновации в профессиональной школе. — 2011. — № 10. — 48 с.
5. Челябинская область. Правительство Челябинской области. Об областной целевой Программе развития профессионального образования в Челябинской области на 2011-2015 годы : постановление от 12.07.2011 года № 228-п. // КонсультантПлюс
УДК 377.12 Г. Н. Любченко, зам. директора по практике
Челябинского государственного промышленно-гуманитарного техникума им. А. В. Яковлева
(ЧГПГТ), г. Челябинск О. Н. Кандерова, зав. кафедрой Челябинского института развития профессионального образования (ЧИРПО), канд. пед. наук, г. Челябинск, e-mail: [email protected]
СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ
В статье рассматривается проблема повышения качества подготовки специалистов и один из способов решения проблемы — социальное партнерство