Научная статья на тему 'Образовательно-производственный кластер как механизм управления качеством профессиональной подготовки'

Образовательно-производственный кластер как механизм управления качеством профессиональной подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
93
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / КЛАСТЕР / ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ КЛАСТЕР / СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / СЕРТИФИКАЦИЯ / УПРАВЛЕНИЕ / ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / VOCATIONAL EDUCATION / QUALITY EDUCATION / CLUSTER / EDUCATIONAL-INDUSTRIAL CLUSTER / SOCIAL PARTNERSHIP / CERTIFICATION / GOVERNANCE / INNOVATIVE ECONOMY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Котовская Л.В.

В статье раскрываются особенности управления качеством профессиональной подготовки обучающихся в рамках образовательно-производственного кластера. Кроме этого, анализируется уже имеющийся в Челябинской области опыт независимой оценки профессиональных компетенций выпускников учреждений начального, среднего профессионального образования и определяются перспективы решения этой актуальной проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Котовская Л.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL-INDUSTRIAL CLUSTER AS A MECHANISM OF QUALITY MANAGEMENT TRAINING

The article reveals the features of quality management training of students in the educational-industrial cluster. In addition, the analysis of already available in the Chelyabinsk region experience an independent assessment of professional competence of graduates of institutions of primary, secondary vocational education and the prospects for solving this pressing problem are described.

Текст научной работы на тему «Образовательно-производственный кластер как механизм управления качеством профессиональной подготовки»

Библиографический список

1. Плотников, В. Фермерство в России состоялось. Однако... [Текст] / В. Плотников // Сельский механизатор. — 2011.— № 5. — С. 3-5.

2. Крестьяне спрашивают. В. Путин отвечает [Текст] // Сельский механизатор. — 2011. — № 4. — С. 5-19.

3. Образование и повышение квалификации в аграрной сфере : Проблемы, тенденции, перспективы : парламентские слушания 9 нояб. 2010 г. / Комитет Государственной думы [ Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://komitet2-20.km.duma.gov.ru/site.xp/052057124052054055. Мт1.

4. Многоуровневая непрерывная система подготовки кадров для аграрного сектора производства в академическом комплексе Уральской государственной академии ветеринарной медицины [Текст] / В. Н. Лазаренко, А. И. Кузнецов и др. ; под ред. В. Н. Лазаренко. — Троицк, 2006. — 132 с.

5. О развитии людских ресурсов : Образование, подготовка кадров и непрерывное обучение [Электронный ресурс] // Инструктивно-методические материалы и рекомендации МОТ. Рекомендация МОТ № 195 (Женева, 2004). — Режим доступа : http://www.conventions.ru/view_ base.php?id=626.

6. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания [Текст] / Б. Г. Ананьев. — СПб. : Питер, 2011. — 208 с.

7. Беляева, А. П. Интегративная теория и практика многоуровневого профессионального образования [Текст] / А. П. Беляева. — СПб. : Ин-т профтехобразования РАО, 2002.

8. Вазина, К. Я. Саморазвитие человека и технологическая организация образовательного пространства : Концепция, опыт [Текст] / К. Я. Вазина. — Челябинск, 2007. — 242 с.

9. Вербицкий, А. А. Психолого-педагогические основы образования взрослых : Современные модели обучения : ст. 3 [Текст] / А. А. Вербицкий // Новые знания. — 2002. — № 4.

10. Вершловский, С. Г. От образования взрослых к непрерывному образованию : Взрослый как субъект образования [Текст] / С. Г. Вершловский // Педагогика. — 2003. — № 8.

11. Непрерывное образование как социальный фактор [Текст] / науч. ред. : Н. А. Лобанов, В.Н.Скворцова. — М. : Наука, 2006.

12. Смирнов, И. П. Экономическая функция профессионального образования / И. П. Смирнов. — М. : Социальный проект, 2007. — 320 с.

13. Ткаченко, Е. В. Профориентация и проблемы занятости молодежи / Е. В. Ткаченко. — Омск, 2004.

14. Российская Федерация. Законы. Об образовании : Федер. закон № 3266-1 [принят Гос. Думой 10.07.1992 г. ; с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 24.12.2002 г. № 176-ФЗ, от 23.12.2003 г. № 186-ФЗ] // КонсультантПлюс.

УДК 377.111.3

Л. В. Котовская, первый проректор Челябинского института развития профессионального образования (ЧИРПО), доц., канд. пед. наук, г. Челябинск, e-mail: spj-2012@list.ru

ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ КЛАСТЕР КАК МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

В статье раскрываются особенности управления качеством профессиональной подготовки обучающихся в рамках образовательно-производственного кластера. Кроме этого, анализируется уже имеющийся в Челябинской области опыт независимой оценки профессиональных компетенций выпускников учреждений начального, среднего профессионального образования и определяются перспективы решения этой актуальной проблемы.

Ключевые слова: профессиональное образование, качество образования, кластер, образовательно-производственный кластер, социальное партнерство, сертификация, управление, инновационная экономика.

В современных условиях Россия ставит перед собой амбициозные, но достижимые цели долгосрочного развития, заключающиеся в обеспечении высокого уровня благосостояния населения и закреплении геополитической роли страны как одного из лидеров, определяющих мировую политическую повестку дня [1].

Для достижения поставленных целей важна роль образования, которое должно формировать у граждан следующие компетенции:

- способность и готовность к непрерывному образованию, постоянному совершенствованию, переобучению и самообучению, профессиональной мобильности, стремление к новому;

- способность к критическому мышлению;

- способность и готовность к разумному риску, креативность и предприимчивость, умение работать самостоятельно, готовность к работе в команде и в высококонкурентной среде;

- владение иностранными языками, предполагающее свободное бытовое и деловое общение.

В связи с этим сегодня основным направлением деятельности учреждений начального и среднего профессионального образования является совершенствование подготовки рабочих и специалистов: выпускник должен быть всесторонне развитой личностью, способной творчески решать разноуровневые и разноплановые профессиональные задачи, т. е. быть конкурентоспособным, готовым работать в новых экономических условиях.

В последние годы в экономике России происходят значительные изменения. Несмотря на большие возможности для экстенсивного развития, наиболее приемлемой в современных условиях становится интенсификация хозяйственной жизни. В основе ее лежит инновационная экономика, главная цель которой состоит в улучшении качества жизни населения на основе повышения конкурентоспособности и устойчивого экономического развития.

Инновационная экономика — это экономика, основанная на знаниях, инновациях, на доброжелательном восприятии новых идей, новых машин, систем и технологий, на готовности их практического использования в различных сферах человеческой деятельности [2].

Одним из способов реализации инновационной стратегии социально-экономического развития является кластерная политика, осуществляемая прежде всего на региональном уровне. В российском образовании кластерный подход в настоящее время используется мало. Главным препятствием на пути развития клас-

тера в России является недостаточная изученность и распространенность данного феномена.

На основе анализа работ по теории и практике кластерного подхода Е. Е. Афониной, М. В. Медведевой, И. Е. Панасенко нами был выделен ряд преимуществ, которые создает данный подход для его участников: для региональной системы образования — широкие возможности по концентрации ограниченных ресурсов при обеспечении качества и доступности образовательных услуг, способствует усилению конкурентных преимуществ; для региональных органов государственной власти — инструментарий эффективного регулирования рынка образовательный ресурсов и его взаимодействия с рынком труда; для общества — улучшение качества образовательных услуг, расширение их ассортимента, увеличение количества рабочих мест, развитие жилищной, транспортной инфраструктуры и т. д.

Таким образом, мы можем говорить о том, что кластерный подход представляет собой эффективный инструмент развития региональной социально-экономической политики: с одной стороны, будучи сформированным в социальной инфраструктуре, он способствует повышению уровня экономического развития, образования, здоровья, культуры населения и прочее, с другой — деятельность любого кластера на территории региона способствует росту социально-экономической активности населения, стимулирует создание новых рабочих мест, создает больше возможностей для профессиональной подготовки и повышения квалификации работников. Все это приводит к улучшению качества жизни населения региона, росту производительности его труда за счет расширенных возможностей инвестирования в человеческий капитал и использования современных технологий.

Кластерный подход в управлении региональным развитием, включающем в том числе и образование, — это прежде всего новая управленческая технология, позволяющая повысить конкурентоспособность региона или отрасли, а вместе с тем и государства в целом.

Согласно М. Портеру, который ввел представление о кластере в современную экономическую науку, кластер — это группа соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определенной сфере и характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга либо совокупность согласованно действующих субъектов для достижения общей стратеги-

ческой цели [3]. Цели учреждений начального и среднего профессионального образования связаны с подготовкой рабочих и специалистов, которые бы удовлетворяли требованиям современного наукоемкого производства [4].

Как показывает практика, достичь таких результатов можно только при организации взаимодействия учреждений профессионального образования, управленческих, общественных и бизнес-структур. Таким институтом взаимодействия, по нашему мнению, является образовательно-производственный кластер, который мы рассматриваем как качественно новую форму организации управления учреждением профобразования. Прообразами кластеров в советское время являлись научно-производственные комплексы, от современных их отличало то, что они управлялись сверху, при кластерном подходе инициатива идет снизу.

Нельзя забывать, что управление качеством — это не дополнительная нагрузка, а соответствующая качеству организация работы, ее технология. Безусловно, хорошо структурированная система управления качеством профессионального образования должна быть надежным и эффективным средством совершенствования образовательной деятельности всех субъектов образования, поэтому проблема достижения требуемого качества тесно связана с качеством системы управления учреждением профессионального образования, в основе которой лежит кластерный подход.

В центре образовательно-производственного кластера должны стоять предприятия, которые для учреждений начального, среднего профессионального образования являются главными заказчиками. Предприятия берут на себя часть затрат по подготовке рабочих и специалистов, организуют для обучающихся практику, а взамен получают именно таких рабочих и специалистов, в которых нуждаются. Очень важна роль предприятия при оценивании качества подготовки выпускников, причем не как пассивного участника процесса, а как активного эксперта и оценщика при независимой сертификации профессиональных квалификаций выпускников учреждений НПО, СПО.

В настоящее время значительно изменились требования к качеству подготовки выпускников: если раньше содержание образования строилось по принципу квалификационных характеристик, то теперь на смену им пришел компетент-ностный подход. Разница существенная. Сегодня от учреждений профобразования ждут выпускника, профессиональная состоятельность

которого оценивается по его компетентности. Под компетентностью в данном случае понимают «знания в действии». Специалист должен не только обладать определенной суммой знаний, но и уметь применять их с наибольшей эффективностью на производстве.

Профессиональные компетенции различаются в зависимости от профиля подготовки рабочего или специалиста, но есть и базовые ключевые компетенции, необходимые каждому выпускнику, такие как: адаптивность (рабочие и специалисты должны максимально быстро вливаться в производственный процесс); коммуникативность (способность к продуктивному деловому общению); знание информационных технологий. В последние годы все сложнее обходиться без знания иностранного языка: сопровождающая новую технику документация чаще всего идет на иностранном языке, приходится отдавать ее на перевод, что затягивает процесс внедрения новых технологий в производство.

Сегодня каждый регион России создает свои модели оптимизации и реорганизации профессионального образования. Модель Челябинской области нашла отражение в «Областной целевой программе развития профессионального образования на 2011-2015 годы» [5]. Программа была подготовлена на основе данных, полученных при глубоком анализе современного состояния системы профобразования.

В течение последних лет учреждения ПО Челябинской области осуществляют переход на инновационные механизмы управления качеством и ориентируются на международные стандарты, внедряется сертифицированная система менеджмента качества. Переход на эту систему уже осуществили шесть учреждений высшего и восемь — среднего профессионального образования Челябинской области. Важное значение в данной программе придается вопросам оценки качества и сертификации квалификаций выпускников учреждений НПО и СПО.

На базе ресурсных центров, а их в области 28, и инновационных площадок, действующих на базе областных государственных учреждений профессионального образования, создана система оценки качества образования с участием работодателей. Их профиль определен на основании потребностей регионального рынка труда: машиностроение, сфера обслуживания, строительно-монтажные и ремонтно-строительные работы, общественное питание, торговля, дорожно-строительные работы, автотранспорт, жилищно-коммунальное хозяйство, сельское хозяйство. Помимо этого в Челябинс-

кой области действуют аттестационный пункт центра сертификации квалификаций сварщиков Национального агентства контроля и сварки (НАКС) (на базе ресурсного центра ГБОУ СПО «Златоустовский техникум сварки и строительных технологий»); аттестационный пункт СУР-1ГАЦ-9АП Уральского центра аттестации по аттестации сварщиков и специалистов сварочного производства (на базе ГБОУ СПО «Снежинский политехнический техникум им. Героя Социалистического Труда Иванова Николая Маркело-вича»); центр «Универсум», осуществляющий сертификацию по профессии «Парикмахер».

В Челябинском институте развития профессионального образования с целью содействия решению вопросов оценки качества и сертификации квалификаций выпускников учреждений НПО и СПО были разработаны следующие организационно-методические документы:

- модель Центра сертификации квалификаций персонала (рабочих кадров) на базе ресурсных центров;

- проект положения о Центре сертификации;

- проект положения о порядке и процедуре сертификации квалификаций персонала (рабочих кадров);

- проект положения об эксперте по сертификации квалификаций персонала (рабочих кадров);

- сформирован пакет нормативно-правовых документов и научно-методических материалов, обеспечивающих деятельность ресурсных центров по данному направлению.

Таким образом, итоги реализации мероприятий «Областной целевой программы развития профессионального образования в Челябинской области на 2011-2015 годы», должны способствовать: формированию государственно-общественных механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей; созданию прозрачной и открытой системы информирования граждан об образовательных услугах. Пошаговый мониторинг обеспечит своевременную корректировку и управление изменениями в системе профессионального образования, позволит соотносить реализующиеся мероприятия с меняющимися социально-экономическими условиями [5].

При реализации программы особую роль должен сыграть образовательно-производственный кластер как форма интеграции начального, среднего, высшего профессионального образования и механизм социального партнерства между товаропроизводителями и образовательными уч-

реждениями. Особую актуальность обеспечение взаимодействия учреждений профессионального образования и работодателей имеет на этапе сертификации квалификаций выпускников.

С принятием на федеральном уровне ряда нормативных документов по формированию системы независимой оценки качества профессионального образования, с введением ФГОС нового поколения предстоит работа по оптимизации структуры центров, обеспечивающих проведение процедуры сертификации квалификаций. Так, национальная система независимой оценки качества профессионального образования предполагает наличие экспер-тно-методического центра и центров оценки и сертификации квалификаций выпускников и образовательных учреждений профессионального образования, других категорий граждан, прошедших профессиональное обучение в различных формах.

В Челябинской области также начата работа по оптимизации существующего механизма независимой оценки качества профессионального образования и организационно-методическому обеспечению данной процедуры. С введением ФГОС нового поколения планируется отработать механизм контроля и оценки результатов освоения обучающимися профессиональных модулей (видов профессиональной деятельности).

В связи с этим мы предлагаем рассматривать различные варианты проведения как промежуточной, так и итоговой (государственной) аттестации обучающихся и выпускников, но обязательно с участием работодателей. Безусловно, производители и потребители кадров соответствующего профиля объединяются в рамках образовательно-производственного кластера для соуправления качеством профессионального образования, достижения сбалансированности объемных параметров кадрового спроса и предложения, сертификации квалификаций выпускников и так далее.

Объективная оценка качества образования в учреждениях профессионального образования сегодня необходима всем заинтересованным сторонам: школьникам, их родителям, государству, бизнес- и профессиональному сообществу.

В России до сих пор практически единственным работающим механизмом заверения общества о наличии качества была и остается государственная аккредитация, которой, кстати, нет в большинстве европейских стран. Именно поэтому сейчас в России наряду с государственной аккредитацией учебных заведений активно внедряется общественно-профессиональная на

основе независимой экспертизы качества образования. Основное их отличие заключается в разнице целей: государственная аккредитация направлена на выявление того минимального набора показателей, который необходим любому учреждению для осуществления образовательной деятельности в рамках закона, а также для определения соответствия образовательного учреждения одному из видов, которые предусмотрены законом (училище, лицей, техникум, колледж); общественно-профессиональная аккредитация дает возможность показать все многообразие наработок, возможностей и достижений, которые имеются в учреждениях начального и среднего профессионального образования. Исходя из этого, мы считаем, что независимая оценка позволит учреждению стать более востребованным на рынке образовательных услуг.

В настоящее время в системе начального и среднего профессионального образования Челябинской области осуществляется процесс реформирования организационно-правовых форм функционирования образовательных учреждений. Новой организационной структуре областной системы профессионального образования требуется современная система, которая бы га-

Библиографический список

рантировала качество, удовлетворяющее требованиям и ожиданиям потребителей образовательных услуг, различных заинтересованных сторон, и обеспечивала инновационное развитие системы профессионального образования в целом. Эффективное решение данной проблемы возможно при объединении усилий государственного и негосударственного секторов в самой системе профессионального образования области и ее социальных партнеров.

Неоценимую роль в выстраивании системы общественно-профессиональной аккредитации играют образовательно-производственные кластеры, в которых заложено партнерство на основе перспектив социально-экономического развития Челябинской области. На наш взгляд, сегодня не отработана нормативно-правовая база ни по организации и функционированию образовательно-производственных кластеров, ни по независимому оцениванию профессиональных квалификаций выпускников в центрах сертификации. Эти направления деятельности очень актуальны и перспективны, объединение усилий всей педагогической общественности, государственных и бизнес-структур поможет ускорить решение вышеназванных проблем.

1. Российская федерация. Правительство РФ. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года : распоряжение от 08.12.2011 г. № 2227-р.

2. Инновационная экономика : лекция / сост. А. И. Попов. — Тамбов, 2008.

3. Портер, М. Конкуренция [пер. с англ.] / М. Портер. — М., 2005. — 608 с.

4. Мухаметзянова, Г. В. Интеграционные процессы в региональной системе профессионального образования : извлечения из монографии / Г. В. Мухаметзянова, А. Р. Шайдуллина // Инновации в профессиональной школе. — 2011. — № 10. — 48 с.

5. Челябинская область. Правительство Челябинской области. Об областной целевой Программе развития профессионального образования в Челябинской области на 2011-2015 годы : постановление от 12.07.2011 года № 228-п. // КонсультантПлюс

УДК 377.12 Г. Н. Любченко, зам. директора по практике

Челябинского государственного промышленно-гуманитарного техникума им. А. В. Яковлева

(ЧГПГТ), г. Челябинск О. Н. Кандерова, зав. кафедрой Челябинского института развития профессионального образования (ЧИРПО), канд. пед. наук, г. Челябинск, e-mail: spj-2012@list.ru

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

В статье рассматривается проблема повышения качества подготовки специалистов и один из способов решения проблемы — социальное партнерство

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.