возможности дополнены конкурсами по остальным профессиям и специальностям, подготовка по которым осуществляется в организации, даже в том случае, если региональные соревнования по ним не проводятся.
Такие мероприятия расширяют возможности для самореализации и раскрытия творческого потенциала студентов, способствуют формированию у них активной профессиональной позиции, повышают мотивацию к обучению, что отражается на качестве профессионального образования.
Второе направление развития конкурсов связано с повышением квалификации педагогических кадров профессиональной образовательной организации, что способствует повышению качества профессионального образования.
Необходимо стремиться к расширению числа педагогов, задействованных в конкурсах профессионального мастерства, не только увеличивая их непосредственное участие в кон -курсных соревнованиях мастеров п/о, но и привлекая как можно большее число к разработке конкурсных заданий, экспертной работе и другим видам деятельности в соответствующих профессиональных сообществах.
Кроме того, выявленный в ходе конкурсов профессионального мастерства лучший педагогический опыт обязательно должен анализироваться и распространяться на всю систему профессионального образования Челябинской области.
Третье направление связано с расширением форм участия работодателей в организации
Библиографический список
и проведении конкурсов профессионального мастерства, что не только максимально приближает качество подготовки конкурсантов к требованиям, предъявляемым к работникам на предприятиях, но и способствует трансляции этих требований на содержание профессионального образования, а также сближает между собой независимую и зависимую оценки качества профессионального образования, способствует скорейшей адаптации выпускников ПОО на рынке труда Челябинской области.
Конечно, об эффективности конкурсов профессионального мастерства можно судить и по достижению других целей, стоящих перед кон -курсами, таких как повышение престижа рабочих профессий или мотивация к активной творческой профессиональной деятельности. Наш анализ не охватывает всех направлений, но и он позволяет сделать заключение о том, что конкурсы профессионального мастерства являются эффективным механизмом управления качеством профессионального образования.
Именно поэтому перечень поручений по реализации Послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 4 декабря 2014 г содержит задание создать систему мониторинга качества подготовки кадров, установив, что одним из критериев качества такой подготовки являются результаты участия региональных и отраслевых команд в национальных чемпионатах профессионального мастерства, в том числе в национальном чемпионате WorldSkills Russia.
1. Краткий терминологический словарь в области управления качеством высшего и среднего профессионального образования [Текст] — СПб. : Изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2006. — 44 с.
2. Стариченко, Б. К. Обработка и представление данных пед. исследований с помощью компьютера [Текст] / Б. К. Стариченко ; Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург, 2004. — 108 с.
УДК 377 Т. Г. Калугина, ген. директор
АНО «Челябинское региональное агентство развития квалификаций» (ЧРАРК), член ЧРОО «Союз промышленников и предпринимателей», д-р пед. наук, проф., г. Челябинск, e-mail: [email protected]
К ВОПРОСУ О МЕРАХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье рассматриваются проблемы профессионального образования, в частности, комплекс мер по совершенствованию системы среднего профессионального образования на
2015-2020 гг.; предлагается реальный механизм их решения через включение в Национальную систему компетенций и квалификаций, показаны преимущества такого подхода и пути достижения необходимых результатов.
Ключевые слова: комплекс мер, государственная программа развития профессионального образования, национальная рамка квалификаций, профессиональные стандарты, каталоги национальных квалификаций, независимая оценка качества профессионального образования, сертификация квалификации выпускников и педагогов, отраслевые производственно-отраслевые кластеры, профессионально-общественная экспертиза образовательных программ, реестры сертифицированных работников и независимых экспертов.
Очевидно, что при постоянных реформах начального профессионального и высшего образования мы упустили уровень образования, который является надежным поставщиком специалистов среднего звена в реальный сектор экономики.
В России среднее профессиональное образование (СПО) становится все менее привлекательным для молодежи. Сегодня школьники стремятся получить высшее образование, и не важно, будут ли они в дальнейшем работать по специальности или нет, главное для них — диплом. Между тем экономика РФ испытывает дефицит специалистов рабочих профессий.
Количество студентов вузов у нас за период с 1993 гг. практически удвоилось (с 2,6 млн до 5,65 млн человек), а объем подготовки рабочих кадров существенно снизился (было 1,75 млн человек, сейчас 770 тыс., снижение почти в 2,5 раза). Количество же специалистов среднего звена практически не изменилось — в пределах 2 млн. Такова российская статистика. Аналогична она и в Челябинской области [1].
Проблема дефицита рабочих кадров как в инновационных, так и в обычных отраслях экономики с каждым годом становится все более актуальной. И все это понимают. СПО оказалось на обочине реформ образования. Проблемы модернизации и качества СПО, безусловно, требуют повышенного внимания со стороны органов государственной власти, но это и задача крупного бизнеса.
Комплекс мер по совершенствованию системы среднего профессионального образования на 2015-2020 гг., который утвержден распоряжением Правительства РФ от 3 марта 2015 г. № 349-р, подготовлен Министерством образования и науки РФ как решение задачи, поставленной перед Правительством РФ в декабрьском Послании Президента РФ Федеральному собранию РФ [2; 3].
Несмотря на то что среди ответственных за мероприятия перечислены все игроки, в том числе и работодатели, упущено, на наш взгляд, самое главное — механизмы и средства их ре-
ализации. Видимо, потому что разработчик один — министерство. И интерес работодателей, как всегда, не учтен.
Комплекс мер включает четыре направления: во-первых, нужно создать условия для совершенствования системы СПО; во-вторых, создать условия для обеспечения соответствия квалификаций выпускников требованиям международных стандартов и передовым технологиям. В-третьих, необходимо консолидировать ресурсы бизнеса, государства и сферы образования в развитии системы СПО. И в-четвертых, запустить систему мониторинга качества подготовки кадров [2].
Между тем, на наш взгляд, есть реальный механизм решения многих мер из числа предложенных. Это национальная система квалификаций. Она включает все элементы, которые отражены в комплексе мер: национальную рамку квалификаций, профессиональные стандарты, каталоги национальных квалификаций, независимую оценку качества профессионального образования через систему сертификации квалификации выпускников и педагогов, работников отраслевых производств и профессионально-общественную экспертизу образовательных программ, реестры сертифицированных работников и независимых экспертов.
Сейчас разрабатывается перечень 50 профессий среднего профессионального образования. В этот список должны войти профессии наиболее популярные и востребованные в сфере металлургии, машиностроения, строительства, атомной промышленности и энергетики, ракетно-космической деятельности, сельского хозяйства, туризма, информационных технологий и т. д. [3].
Для этого нужно внести изменения в Государственную программу развития профессионального образования Челябинской области до 2020 г., привести ее в соответствие с программой социально-экономического развития области «Стра-тегия-2020». Она должна содержать комплекс мероприятий, направленных на создание условий для сбалансированности профессиональной
подготовки кадров с перспективными потребностями экономики, обеспечение условий для ускоренного роста человеческого капитала с учетом модернизации и технологического развития приоритетных отраслей экономики. И в ней особое место должна занять система мер по поддержке и развитию среднего профессионального образования.
Цель программы — разработка, апробация и распространение современных моделей эффективной подготовки квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена в региональной системе профессионального образования для повышения инвестиционной привлекательности и устойчивого социально-экономического развития Челябинской области.
К приоритетным направлениям государственной политики в сфере реализации государственной программы могут быть отнесены следующие: обеспечение экономики региона трудовыми ресурсами, необходимыми для его устойчивого социально-экономического развития; повышение адаптивности системы профессионального образования к потребностям рынка труда; улучшение качества рабочей силы и развитие ее профессиональной мобильности на основе повышения квалификации, обучения и переобучения, развития системы профессиональной ориентации.
Средства реализации госпрограммы: целевая подготовка кадров под госзаказ и заказ реального сектора экономики; привлечение предприятий — заказчиков рабочих кадров к формированию содержания вариативной части учебных программ в системе СПО; короткие образовательные программы по запросам работодателей; привлечение к педагогической деятельности ведущих специалистов предприятий; создание системы повышения квалификации на базе стажировочных площадок производства, формирование учебно-производственных кластеров и т. д.
И механизмом, как уже было отмечено выше, должна выступать Национальная система квалификаций, в том числе ее важнейший элемент — профессионально-общественная аккредитация образовательных программ СПО (далее — ПОА).
Положение о профессионально-общественной аккредитации образовательных программ, реализуемых организациями, осуществляющими образовательную деятельность, утверждено Постановлением общероссийских объединений работодателей «Российский союз промышленников и предпринимателей» и «Объединение
предпринимателей — организаций работодателей малого и среднего бизнеса» («ОПОРА РОССИИ») от 30 дек. 2013 г. № 224/04-р [4].
В соответствии с этим положением ПОА проводится на добровольной основе по заявлениям организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и рассматривается как признание качества и уровня подготовки лиц, освоивших образовательные программы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, отвечающих требованиям профессиональных стандартов и иным общероссийским квалификационным требованиям, а также требованиям рынка труда к специалистам, рабочим и служащим соответствующего профиля.
Профессионально-общественная экспертиза качества образовательного процесса в образовательной организации гарантирует:
- государству — достоверную независимую информацию о тенденциях развития образовательной программы в целом, при большой выборке, о тенденциях развития системы профессионального образования, а также анализ, обобщение и распространение передового опыта обучения;
- абитуриентам и студентам — выбор учебного заведения на основании разносторонней и правдивой информации о состоянии образовательного процесса; обучение профессиональным компетенциям на уровне, удовлетворяющем требованиям будущего работодателя; качественное оснащение учебного процесса; разностороннее развитие личности; участие в научно-исследовательской работе; конкурентоспособный на российском и международном рынках труда уровень подготовки по специальности; современные технологии обучения; интересную и хорошо оплачиваемую работу по специальности после окончания техникума или колледжа;
- работодателям — квалификацию выпускников, соответствующую российским и мировым стандартам; объективную информацию для принятия решений о выборе образовательной организации для сотрудничества по целевой подготовке специалистов;
- преподавателям и сотрудникам — повышение имиджа; принятие управленческих решений, позволяющих привлечь бюджетные и иные средства для развития.
Информация о результатах ПОА, представленная аккредитующими организациями в базовую организацию, вносится в реестр образовательных программ, прошедших ПОА,
и размещается в сети Интернет, и это обеспечивает открытость и гласность образовательной системы по отношению к рынку труда.
Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления могут учитывать наличие ПОА при распределении контрольных цифр приема на обучение по профессиям, специальностям и направлениям подготовки за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, а также при принятии иных управленческих решений.
Нужно также предусмотреть внесение изменений в налоговое законодательство, так как необходимо мотивировать предприятия к участию в практико-ориентированной модели подготовки высококвалифицированных кадров.
С появлением профстандарта как инструмента замера квалификаций у работодателей появилась возможность предъявлять заказ системе образования на необходимые квалификации, а задача профобразования состоит в согласовании содержания ПС и ФГОС, что явно повлияет на качество профессиональных образовательных программ с последующей ведомственной оценкой их освоения. И уровень квалификации выпускников должен оценивать только работодатель на соответствие требованиям ПС.
В связи с этим необходимо оперативно начать работу по созданию отраслевых советов (это могут быть комитеты СПП), центров оценки и сертификации квалификаций и проводить независимую оценку выпускников. Полученный выпускником (работником) сертификат должен признаваться и использоваться работодателем в деятельности служб управления персоналом, а образованием — для непрерывного совершенствования образовательных программ.
На наш взгляд, такой подход позволит иметь открытую информацию о качестве профессиональной подготовки, сократит непроизводительные затраты работодателя на «доводку» молодых работников, создаст им преимущества на рынке труда. Так может формироваться современный рынок труда, связанный с современной системой образования, где ценность каждого работника определяется его реальной квалификацией, а не дипломом о прохождении обучения.
Нами была сделана попытка соотнести приоритетные отрасли (исходя из стратегии развития экономики Челябинской области до 2020 г.), с укрупненными группами направлений отраслевой подготовки кадров в регионе. Полученные данные мы пока приняли как информацию
к размышлению, но это должен быть отдельный разговор на тему реально существующих условий создания и развития отраслевых кластеров на основе соцпартнерства бизнес-предприятий, профессиональных образовательных организаций, отраслевых профсоюзов и власти.
Понятно, что в условиях повышения спроса на человеческий капитал объективно возросла необходимость эффективного социального партнерства, и решать проблему создания региональной системы развития квалификаций возможно только при взаимодействии всех независимых и равноправных сторон: власти, бизнеса, образования и профсоюзов, каждая из которых решает свои специфические проблемы.
Сегодня нам всем предстоит учиться по-новому осознавать и выстраивать партнерские отношения. Поэтому нужно заключить трехстороннее соглашение между ЧРОР СПП, Министерством образования и науки (НПО, СПО), советом ректоров (СПО, ВПО). Возможно, с учетом вышесказанного в нем можно будет предусмотреть еще одну сторону — правительство Челябинской области.
Целесообразно также на уровне Челябинской области принять закон о частно-государственном партнерстве, тем более что такой опыт у региона уже был в 1999 г., когда был принят закон № 68-ЗО. Однако в 2003 г. он был отменен Постановлением Законодательного собрания Челябинской области от 27 марта 2003 г. № 815 «О Законе Челябинской области "О признании утратившим силу Закона Челябинской области «О социальном партнерстве в Челябинской области»"».
Реализация этих мер в регионе получит признание и станет возможной только в том случае, если региональная система образования создаст и развернет ведомственную систему оценки качества образования, построенную на основе единой концепции по уровням образования и обеспечит стыковку результатов независимой и ведомственной оценки, направленную на непрерывное улучшение качества образовательных программ, результатов их освоения с последующим сравнением результатов, полученных в разных субъектах РФ.
Поскольку кластеры в Челябинской области сложились не во всех отраслях, то на этом этапе нашей задачей должно являться определение типологии кластера, его потенциальных участников, расчет фаз его развития, механизма объединения производителей и потребителей кадров, других заинтересованных сторон для достижения сбалансированности объемных параметров
кадрового спроса-предложения, соуправления качеством образования и последующего введения независимой оценки квалификаций.
Именно кластерный подход может стать новым вектором качества экономического роста таких крупных российских индустриально развитых регионов с диверсифицированной экономикой и мощным научно-инновационным потенциалом, как Челябинская область, уже накопившая определенный опыт в данном направлении.
Статистические данные за последние годы позволяют выделить двадцать развитых отраслей, являющихся крупными самостоятельными секторами экономики региона, внутри которых, по оценкам экспертов, могут образовываться кластеры: пищевая промышленность; сельское хозяйство; добыча полезных ископаемых, металлургия, машиностроение, электротехническая промышленность, транспортная промышленность энергетика и водоснабжение; строительство, гостиницы и рестораны; транспорт, телекоммуникации и связь; образование; здравоохранение и социальные услуги, туризм и сервис и т. д.
Министерством образования и науки Челябинской области подготовлен долгосрочный прогноз потребности в профессиональном кадровом обеспечении на период до 2032 г. Разработка прогноза предусмотрена областной целевой Программой развития профессионального образования в Челябинской области на 20112015 гг. [5].
Однако проведенный нами анализ соотношения приоритетных отраслей (исходя из Стратегии развития экономики Челябинской области до 2020 г.) с укрупненными группами направлений отраслевой подготовки кадров в регионе показал неравномерность и разбросанность системы образовательных сегментов в структуре отраслевых кластеров [6].
Например, к металлургическому кластеру отнесено 57 ОО СПО и НПО, к кластеру продовольственных продуктов и потребительских товаров — 50, к транспортному — 46, к энергетическому — 27, к стройиндустрии — 26. В агропромышленный кластер, один из крупнейших в регионе, входит 18 ОО, а в активно развивающийся кластер индустрии туризма и сервиса — только три.
Уже сегодня можно представить такую систематизацию по 16 отраслевым кластерам, складывающимся в региональной экономике, рассмотреть привлечение широкого круга работодателей для создания отраслевых кластеров по направлениям. А для наполнения кластеров
квалифицированными кадрами рабочих и специалистов среднего звена с учетом их потребности необходимо, конечно, профилировать образовательные организации.
Эта работа должна стать приоритетной для объединений консолидированных работодателей и отраслевых министерств, МОиН, которое должно проводить системную работу по профи-лизации организаций СПО в соответствии с предусмотренными экономикой региона кластерами. Тогда будет исключена непрофильная подготовка, проведена специализация организаций по отраслевой (кластерной) принадлежности.
Следует признать, что сами предприятия из-за отсутствия профессиональных стандартов не всегда могут сформулировать внятный заказ образованию на подготовку специалистов, использовать новые технологии работы с персоналом. В то же время они довольно активно критикуют качество подготовки кадров в системе начального, среднего и высшего профессионального образования, но сами, как правило, не участвуют в процедурах оценивания результатов обучения.
Существующая же сегодня практика оценки качества подготовки выпускников российской системы профессионального образования носит ведомственный характер. В то же время п. 5 ст. 15 Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» предусматривает, что контроль качества профессионального образования должен осуществляться независимой от органов управления образованием организацией, при этом она должна быть внешней по отношению к образованию [7].
В реальности оценка качества продолжает отражать потребности и интересы только одного заказчика образования — государства, и поэтому ее нельзя характеризовать как независимую по отношению к производителям образовательных услуг.
Между тем каждая из представленных в экономике региона отраслей имеет целую сеть образовательных организаций, реализующих программы начального, среднего и высшего профессионального образования, которые могли бы системно участвовать в кадровой стратегии своих профилирующих отраслей. Почему этого не происходит?
Причина — в отсутствии региональной системы управления престижностью профессий, наличии системного кризиса на рынке труда и профессий, обусловленного хроническим отсутствием системы формирования и размещения заказа на подготовку рабочих и специалистов,
последовательной профориентации школьников. Нужно заинтересовывать молодых людей получать образование в техникумах и колледжах, для этого они должны быть уверены, что получат действительно хорошее образование и будут востребованы на рынке труда. При массовом закрытии бывших ПТУ необходимо сохранить в техникумах и колледжах программы начального профессионального обучения (НПО), а в вузах — программы НПО и СПО.
Для того чтобы изменить положение дел, каждой из отраслей, составляющих экономику области, необходима собственная кадровая стратегия. Эту задачу в полной мере могут и должны решать отраслевые производственные кластеры.
Но главной проблемой остается проблема отсутствия профессиональных стандартов по видам экономической деятельности. Как известно, система профессиональных стандартов призвана регулировать взаимодействие трудовой сферы и сферы профессионального образования и обучения. Она формулирует требования к будущим профессиям выпускников образовательных организаций всех уровней, которые работодатель должен предъявлять системе образования как техническое задание на подготовку нужных специалистов.
Благодаря профессиональным стандартам образовательная организация без особых трудностей определит содержание вариативной части образовательной программы, а значит, будет иметь возможность подготовить востребованных специалистов. Кроме того, профессиональные стандарты сегодня должны применяться для разработки программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки, программ корпоративного обучения.
Это во многом сократило бы расходы предприятий на переподготовку кадров и содержание кадровых агентств. А использование реестров сертифицированных выпускников профессиональных образовательных организаций во мно-
Библиографический список
гом облегчило бы их трудоустройство, проектирование карьеры и последующее повышение квалификации. На наш взгляд, это позволит:
- формировать общую стратегию развития рынка труда и системы образования, в том числе планировать различные индивидуальные траектории образования, ведущие к получению конкретной квалификации, повышению квалификационного уровня, карьерному росту;
- описывать с единых позиций требования к квалификации работников и выпускников при разработке профессиональных и образовательных стандартов;
- разрабатывать процедуры оценки результатов образования и сертификации квалификаций, формировать систему сертификации;
- решить задачу сокращения срока адаптации выпускников на рынке труда.
Экономике региона это даст возможность:
- разработать карту профессий и квалификаций, необходимых для развития экономики области;
- формировать профессионально-квалификационную структуру под потребности экономики и формулировать потребность в квалифицированных кадрах;
- создать реальные условия для формирования системы независимой оценки качества профессионального образования;
- привлечь отраслевые и межотраслевые системы сертификации к профессиям, которые требуют общенациональной или международной сертификации;
- упорядочить работу с трудовыми мигрантами, которые зачастую не имеют никаких документов об образовании и уровне квалификации.
Решение обозначенных проблем позволит реально и эффективно модернизовать систему среднего профессионального образования и наполнить рынок труда квалифицированными кадрами новой формации.
1. Баталина, О. План по совершенствованию профобразования доработают [Электронный ресурс] : материалы круглого стола Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов «Совершенствование системы среднего профессионального образования» / О. Баталина. — Режим доступа : / http://er.ru/news/127275/.
2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 марта 2015 г. № 349-р [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://government.ru/media/files/cWukCnDBv5U.pdf.
3. Послание Президента РФ Федеральному собранию РФ [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://www.kremlin.ru/events/president/news/19825.
4. Постановление общероссийских объединений работодателей «Российский союз промышленников и предпринимателей» и «Объединение предпринимателей — организаций работодателей малого и среднего бизнеса» («ОПОРА РОССИИ») от 30 дек. 2013 г. № 224/04-р