УДК 378
Т. Н. Гаврилова
Образовательная среда музея К. Д. Ушинского
Статья посвящена образовательной среде музея К. Д. Ушинского, существующего около десяти лет в Ярославском государственном педагогическом университете. Образовательная среда музея рассмотрена как системное явление, имеющее свои цели, содержание (или направления) работы, принципы, положенные в основу его функционирования, методы, средства, технологии организации деятельности, связи с окружающей пространственной средой и результаты. Обозначены цели функционирования музея - дань памяти К. Д. Ушинского, изучение его жизни, деятельности и наследия, формирование педагогической направленности и профессионального мышления у будущих учителей, создание условий для научной деятельности студентов, аспирантов и преподавателей университета в сфере педагогической теории. Подробно рассмотрены направления деятельности - учебная, научная, общественно-просветительская, поисковая. Представлены принципы, положенные в основу выстраивания работы музея: открытости по отношению к другим образовательным учреждениям; дифференцированного подхода в организации деятельности; развития образовательной среды музея и активного взаимодействия ее субъектов. Показано, где эти принципы находят свою реализацию. Описаны технологии, методы, средства, через которые образовательная среда музея себя проявляет. Приведены результаты функционирования образовательной среды музея.
Ключевые слова: образовательная среда музея, цели, принципы, направления, методы, средства, технологии, результаты деятельности.
T. N. Gavrilova
Educational Environment of the K. D. Ushinsky Museum
The article is devoted to the educational environment of the K.D. Ushinsky Museum, which is in Yaroslavl State Pedagogical University during about ten years. The educational environment of the museum is considered as a system phenomenon which has its purposes, contents (or directions) of work, the principles which are the basis of its functioning, methods, means, technologies of the activity organization, liaisons with the surrounding spatial environment and results. The purposes of functioning of the museum are to perpetuate the memory of K.D. Ushinsky, to study his life, activity and heritage, formation of the pedagogical orientation and professional thinking of future teachers, creation of conditions for scientific activity of students, graduate students and teachers of the University in the sphere of the pedagogical theory are designated. Activities - educational, scientific, public and educational, search are in detail considered. The principles which are the basis of forming the museum's work - openness in relation to other educational institutions are presented; the differentiated approach in the activity organization; development of the educational environment of the museum and active interaction of its subjects. It is shown where these principles find their realization. Are described technologies, methods, means with the help of which the educational environment of the museum reveals itself. Results of functioning of the educational environment of the museum are given.
Keywords: educational environment of the museum, a purpose, principles, directions, methods, means, technologies, results of activity.
Исполнилось восемь лет со дня открытия в новом учебном корпусе ЯГПУ при кафедре теории и истории педагогики музея Константина Дмитриевича Ушинского.
Музей состоит из выставочного зала, небольшого библиотечного фонда, содержит письма, учебные видеофильмы и фотографии. Он внесен в информационный справочник «Негосударственные музеи Ярославской области», выпущенный Ярославским историко-архитектурным и художественным музеем-заповедником в 2012 году.
Говоря о музее, мы будем рассматривать его как образовательную среду.
Понятие «образовательная среда» в настоящее время стало часто применяться в педагогической
© Гаврилова Т. Н., 2014
теории и практике. Однако на сегодняшний день оно не имеет однозначной трактовки. В.А. Ясвин рассматривает его как систему влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и предметно-пространственном окружении [5]. Н.Б. Крылова под образовательной средой понимает «часть социокультурного пространства, зону взаимодействия образовательных систем, их элементов, образовательного материала и субъектов образовательного процесса» [3, с.74].
Образовательную среду музея мы рассматриваем как системное явление, имеющее свои цели, содержание (или направления) работы, принципы, положенные в основу его функционирования,
методы, средства, технологии организации деятельности, связи с окружающей пространственной средой и результаты.
Цели, которые музей ставит и решает в своей деятельности, в первую очередь определяют образовательную среду музея, качественную характеристику его внутренней жизни.
Основными целями музея являются: увековечение памяти К.Д. Ушинского, изучение его жизни, деятельности и наследия, формирование педагогической направленности и профессионального мышления у будущих учителей, создание условий для научной деятельности студентов, аспирантов и преподавателей университета в сфере педагогической теории.
Цели, являясь системообразующим началом, определяют содержание или направления деятельности музея: это - учебная, научная, общественно-просветительская, поисковая деятельности.
Одним из главных направлений в работе музея является проведение учебных занятий со студентами дневного и заочного отделений всех факультетов университета. Они участвуют в этом, по крайней мере, дважды - в курсе введения в педагогическую деятельность, когда знакомятся с биографией К.Д. Ушинского, и в курсе истории педагогики и образования, изучая гуманистическую систему его педагогических взглядов. Ежегодно в этих занятиях принимают участие около тысячи студентов.
Работа в музее имеет большой воспитательный смысл, т. к. она строится на правилах самосовершенствования, разработанных студентом Ушинским. Современные студенты могут сопоставить свои жизненные установки с теми, которым старался следовать Константин Дмитриевич.
Музей принимает не только студентов нашего педагогического университета, но и приезжающих из других регионов страны. Нашими гостями были студенты из педагогической академии города Петрозаводска.
Научное направление деятельности музея осуществляется через привлечение студентов, аспирантов к подготовке научных докладов, написанию рефератов, курсовых и выпускных квалификационных работ, а также диссертационных исследований, связанных с педагогическим наследием К.Д. Ушинского. Так, аспирантом кафедры теории и истории педагогики М.Ю. Гвоз-децким в 2012 году была успешно защищена кандидатская диссертация на тему «Развитие
идеи К.Д. Ушинского о народности воспитания в теории и практике отечественного образования».
Общественно-просветительское направление в деятельности музея находит свою реализацию в проведении экскурсий для учеников школ, учителей, руководителей образовательных организаций (как отечественных, так и зарубежных). Многие из них являлись участниками международных, всероссийских, региональных научных конференций. Музей посещали ветераны педагогического труда области, слушатели факультета дополнительного профессионального образования ЯГПУ, сотрудники юношеских и детских библиотек города Ярославля и др.
С нашим музеем знакомились зарубежные коллеги из Италии, Дании, Украины, Казахстана. Профессор Жетысуского государственного университета им. И. Жансугурова (г. Талдыкорган, Казахстан) Нурлан Акашевич Абишев, который приезжал в ЯГПУ в рамках международного сотрудничества и установления контактов между вузами, поделился с нами информацией о видном представителе казахского просвещения, педагоге, общественном деятеле в области школьного образования Ибрай Алтынсарине (18411889). В числе его практических заслуг - открытие первой народной школы (1864), выпуск хрестоматии на казахском языке. Ибрай Алтысарин считал себя продолжателем идей К.Д. Ушинского.
Поисковое направление в деятельности музея связано с установлением контактов с потомками К. Д. Ушинского, исследователями его жизни и научной деятельности, нахождением новых фактов, относящихся к Константину Дмитриевичу. Музей установил переписку с потомками педагога, проживающими в Италии, США и Канаде. Некоторые из них побывали у нас в гостях в дни празднования 1000-летнего юбилея города. Речь идет о правнучке К.Д. Ушинского Ирине Хале, живущей в Италии, в городе Остуни, и праправнуке Никите Юркевиче с женой Инной, живущих в США, в городе Аннополисе, вместе со своей мамой - еще одной из ныне здравствующих правнучек педагога Марианной Юркевич. С помощью Ирины Хале и Марианны Юркевич нам удалось составить генеалогическое древо потомков К.Д. и Н.С. Ушинских, которое представлено в новой витрине выставочного зала музея [1].
Кроме того, тесная переписка установлена с бывшим педагогом школы-интерната им. К.Д. Ушинского в городе Новгород-Северский, создателем музея великого педагога Иваном Ки-
рилловичем Коломийцем, который был награжден медалью К.Д. Ушинского за свою деятельность по увековечению памяти педагога. Он передал в дар музею фотографию родового захоронения Ушинских на Покровском кладбище Нов-город-Северского и свою книгу «Когда оживает история («Коли оживаэ ютор1я»).
Поисковая работа, проводимая музеем, способствует расширению его образовательных возможностей. Нам удалось найти в Ярославском областном архиве в газете «Северный край» за 1900 год стихи члена редколлегии газеты В.М. Михеева, опубликованные к 30-летию со дня смерти К.Д. Ушинского.
Родное слово
(памяти К. Д. Ушинского)
Весна народной школы - светлая пора, Когда раздался голос школы той пророка,-И весь проникнут чувством правды и добра, Он скромно выступил для первого урока.
Народа речь! Народной школы ты - сестра! Ушинский в это вник глубоко и широко. Из рук не выпуская скромного пера, Учил, писал без отдыха и срока:
«Вся сила воспитанья - в правде, в простоте: Отдаться сердце детское готово Лишь простоты и правды ясной красоте На каждом честно напечатанном листе!» -Так он учил в ту пору странно, ново, Народу школу дав, а ей - «Родное слово».
Принципами, положенными в основу работы музея, являются принцип открытости по отношению к другим образовательным учреждениям; принцип дифференцированного подхода в организации деятельности; развития образовательной среды музея и принцип активного взаимодействия ее субъектов. Они находят свою реализацию в следующем:
- музей посещают и сотрудничают с ним самые разные образовательные организации: школы, вузы, библиотеки, издательства. У музея есть своя страничка на сайте университета в сети интернет;
- разработаны экскурсии разной тематической направленности: «Жизнь и педагогическая деятельность К.Д. Ушинского», «Гуманистическая педагогическая система Ушинского», «Учебные книги Ушинского», «Рассказы и сказки Ушинско-го для детей дошкольного и младшего школьного возраста», «Семья Ушинских», «По местам Ярославля, связанным с жизнью и педагогической
деятельностью Ушинского», «Ярославские ученые об Ушинском», «Последователи идей Ушин -ского», «Потомки семьи К.Д. и Н.С. Ушинских» [2]. Экскурсии рассчитаны на разные целевые группы посетителей. Так, несколько лет в Ярославской области осуществляет свою работу патриотическая туристско-краеведческая экспедиция «Моя Родина - Ярославия». В рамках этой экспедиции школьники области, которым всего по 10-12 лет, посещают наиболее интересные музеи нашего края. В их список включен и музей К.Д. Ушинского. Имеющийся в музее материал подается в адаптированном для их возраста виде, и проводится викторина «Лучший знаток рассказов и сказок К.Д. Ушинского для детей». В музее имеется опыт проведения тематических лекций по заявкам студентов. В рамках креатив-форума по семейной педагогике для обучающихся института педагогики и психологии была проведена специальная лекция, посвященная семье К.Д. Ушинского;
- посетители музея являются не просто слушателями, но и активными участниками его образовательной среды. Для этого имеется достаточно средств, на которых мы ниже остановимся;
- музей живет и развивается. Как справедливо подчеркивает В.И. Слободчиков, образовательную среду нельзя считать чем-то однозначным, наперед заданным [4]. Фонды музея пополняются. В музей были переданы: научная работа Сергея Васильевича Шевчука (архимандрита Зоси-мы - ректора Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской православной духовной семинарии) «К.Д. Ушинский - основатель православной педагогики», научный труд профессора В.И. Пефтиева «К.Д. Ушинский - российский энциклопедист XIX века», научно-исследовательский материал по истории педагогики и образования Т.Ф. Бондаря «Биография К.Д. Ушинского с новыми фактами вологодского периода жизни семьи Ушинских» и научный труд М.Ю. Гвоздецкого по материалам его диссертационного исследования.
Кроме того, полтора года назад нам удалось увеличить экспозицию выставочного зала музея за счет семейных реликвий, полученных от потомков Ушинского. Они подарили музею К.Д. Ушинского фотографии потомков педагога. Ирина Хале привезла часть чудом сохранившего -ся сервиза, десертную ложку младшей дочери Ушинского Ольги (полученные от родителей) и дореволюционный серебряный рубль, который
как талисман путешествовал сначала с Ольгой, затем с ее дочерью Мариной и, наконец, с Ириной по разным странам. Кроме того, она подарила часть своих живописных работ, написанных и проиллюстрированных ею книг для детей. Мечтой Ирины является издание в России книги с рассказами и сказками К.Д. Ушинского с ее иллюстрациями. Сейчас музей пытается реализовать этот проект.
Образовательная среда музея проявляется в выборе технологий, методов, средств, с помощью которых реализуются все основные направления работы. К средствам относятся: экспозиции выставочного зала, библиотечный фонд, фотоальбомы, материалы, находящиеся в запасниках (письма, фотографии, рисунки), материально-техническое оснащение музея (телевизор, ноутбук), учебные фильмы.
К образовательным технологиям, используемым в музее при работе со студентами, можно отнести интерактивную игру, разработанную доцентом кафедры теории истории педагогики Д.С. Молоковым, посвященную местам г. Ярославля, связанным с К.Д. Ушинским. Для этого учебная группа делится на две команды, каждая из которых получает маршрутный лист с зашифрованным заданием, в котором искомые объекты представляют последовательный маршрут. Вооружившись фотоаппаратами, студенты отправляются на поиски зашифрованных в задании мест. Выигрывает команда, которая быстрее и точнее выполнит все задания. В конце занятия студентам показывается учебный фильм о деятельности К.Д. Ушинского в Ярославле, подготовленный преподавателями кафедры, и у них появляется возможность сравнить результаты поиска с увиденным.
На практических занятиях со студентами, проводимыми на базе музея, используются активные методы обучения. Студенты проводят дискуссии, готовят сообщения, медиапрезентации, проблемные задания для своей учебной группы, относящиеся к педагогическому наследию или деятельности К.Д. Ушинского.
Результативность функционирования образовательной среды музея может оцениваться по тому, в какой мере ею реализовывались поставленные цели. Само создание, функционирование и развитие музея способствует увековечиванию памяти К. Д. Ушинского. Студенты наглядно и в активной форме изучают жизнь, деятельность и наследие великого педагога, формируется их педагогическая направленность и профессиональное мышление. В
музее созданы условия для научной деятельности студентов, аспирантов и преподавателей университета в сфере педагогической теории.
К научным результатам можно отнести:
- издание методического пособия «Использование музея К.Д. Ушинского в учебном процессе в педагогическом вузе»;
- проведение научно-практической заочной интернет-конференции «Идеи К.Д. Ушинского и современная школа» и издание соответствующих материалов;
- защита кандидатской диссертации аспирантом М.Ю. Гвоздецким «Развитие идеи К.Д. Ушинского о народности воспитания в теории и практике отечественного образования»;
- издание в журнале «Вестник образования России» №1 за 2014 год трех статей, посвященных музею Ушинского в Ярославле, потомкам великого русского педагога и деятельности Ушинского в Демидовском лицее;
- участие в международных научно-практических конференциях в городах Одессе и Киеве по использованию образовательной среды музея в учебном процессе со студентами;
- разработка наглядной схемы гуманистической системы педагогических взглядов К.Д. Ушинского (впервые);
- создание генеалогического древа потомков Ушинского (впервые).
Об эмоциональном воздействии на посетителей музея можно судить по тем записям, которые они оставляют в книге отзывов. Вот выдержки из них: «Атмосфера в музее светлая, добрая и нацеливает на получение знаний», «Очень красивый интерьер, хорошо подобранная и доступная информация. Здорово, что мы можем иметь возможность узнавать русскую историю, свои корни. Это убеждает нас в том, что мы не прогадали в выборе своей профессии».
Библиографический список
1. Гаврилова, Т.Н. Судьба потомков К.Д. и Н.С. Ушинских [Текст] / Т.Н. Гаврилова // Ярославский педагогический вестник. Психолого-педагогические науки: научный журнал. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2014. - №1. - Том II. - С. 7-11.
2. Использование музея К.Д. Ушинского в учебном процессе в педагогическом вузе [Текст]: учебно-методическое пособие/ сост.: Т.Н. Гаврилова, Г.А. Колпаков, Д.С. Молоков, С.Л. Паладьев, В.Б. Успенский - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2010. - 56с.
3. Новые ценности образования: тезаурус для учителей и школьных психологов / ред.-сост. Н.Б. Крылова. - М.: ИПИ РАО, 1995. - 110с.
4. Слободчиков, В. И. О понятии образовательной среды в концепции развивающего образования [Текст] / В. И. Слободчиков. - М.: Экопсицентр РОСС, 2000. - 230с.
5. Ясвин, В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию [Текст] / В. А. Ясвин. -М.: Смысл, 2001. - 365с.
Bibliograficheskij spisok
1. Gavrilova, T.N. Sud'ba potomkov K.D. i N.S. Ushinskikh [Tekst] / T.N. Gavrilova. // YAroslavskij pedagogicheskij vestnik. Psikhologo-pedagogicheskie nauki: nauchnyj zhurnal. - YAroslavl': Izd-vo YAGPU, 2014. - №1. - Tom II - S. 7-11.
2. Ispol'zovanie muzeya K.D. Ushinskogo v ucheb-nom protsesse v pedagogicheskom vuze [Tekst]: uchebno-metodicheskoe posobie/ sost.: T.N. Gavrilova, GA. Kolpakov, D.S. Molokov, S.L. Palad'ev, V.B. Uspen-skij - YAroslavl': Izd-vo YAGPU, 2010. - 56s.
3. Novye tsennosti obrazovaniya: tezaurus dlya uchitelej i shkol'nykh psikhologov / red.-sost. N.B. Krylova. - M.: IPI ЯАО, 1995. - 110s.
4. Slobodchikov, V. I. О ponyatii obrazovatel'noj sredy v kontseptsii razvivayushhego obrazovaniya [Tekst] / V. I. Slobodchikov. - M.: EHkopsitsentr ROSS, 2000. -230s.
5. YAsvin, V. А. Obrazovatel'naya sreda: ot mode-lirovaniya k proektirovaniyu [Tekst] / V. А. YAsvin. -M.: Smysl, 2001. - 365s.