ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА Зияева М.У.
Зияева Мухайё Усмонжоновна — старший преподаватель кафедра практических аспектов английского языка, Узбекский государственный университет мировых языков, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в условиях развития современного образования важным профессиональным качеством преподавателя иностранного языка является компетентность. В статье перечислены пять базовых компетенций, определённых Советом Европы.
Ключевые слова: иностранный язык, вуз, студент, преподаватель, образование, компетенция, профессионализм.
На современном этапе развития образования существенно трансформируются культурные практики, происходит широкое распространение инновационных образовательных технологий. В сложившихся условиях педагог, чтобы быть успешным и востребованным, должен обладать определенными личностными качествами - быть готовым к изменениям, уметь быстро и эффективно адаптироваться к новым условиям, постоянно обновлять свои знания и умения, то есть быть компетентным [1, с. 20]. Выработка перспективной модели образования, отвечающей вызовам времени стала называться компетентностным подходом. Эта новая парадигма образования, с которой человечество вступило на дорогу, ведущую в будущее. Если раньше при оценке результатов обучения речь шла о подготовленности, образованности, развитии общей культуры, воспитанности выпускника, то сегодня речь идёт о понятиях «компетенция», «компетентность» обучающихся.
Прежде всего, отметим, что ориентированное на компетенции образование (competence-based education - CBE) формировалось в Америке в общем контексте предложенного Н. Хомским в 1965 году (Массачусетский университет) понятия «компетенция» применительно к теории языка, трансформационной грамматике [2, с. 35]. Вслед за ним, но в несколько более широком смысле, включающем такие аспекты, как ориентация на социальные нормы и личностную мотивацию, данное понятие использовали также Д. Хаймс, Р. Уайт, А. Холлидей и др. Позднее на этой теоретической базе оформилась стандартизованная система требований к освоению иностранных языков, ориентированная на квалиметрическую оценку результатов обучения.
На симпозиуме в Берне (27-30 марта 1996 года) по программе Совета Европы был поставлен вопрос о том, что для реформ образования существенным является определение ключевых компетенций (key competencies), которые должны приобрести обучающиеся как для успешной работы, так и для дальнейшего высшего образования. В обобщающем докладе В. Хутмахера (Mr Walo Hutmacher) было отмечено, что само понятие компетенция, входя в ряд таких понятий, как умения, компетентность, компетенция, способность, мастерство, содержательно до сих пор точно не определено. Тем не менее, как отметил докладчик, все исследователи соглашаются с тем, что понятие «компетенция» ближе к понятийному полю «знаю, как», чем к полю «знаю, что».
Современный преподаватель должен характеризоваться высокой степенью креативности, что проявляется, наряду с высоким уровнем профессиональной компетенции, в таких деловых качествах, как гибкость профессионального мышления, мобильность и адаптивность к инновационным ситуациям профессиональной деятельности, постоянное профессиональное самосовершенствование, способность работать в команде, сотрудничать с другими, брать на себя инициативу и ответственность. Понятие компетентность решать образовательные, профессиональные и жизненные проблемы, основываясь на имеющихся компетенциях и собственном жизненном опыте и подразумевает объединение знаний, умений и навыков обучаемого в некое интегративное единство, которое будет включать и мировоззренческий, ценностный результат обучения.
Профессиональная компетенция - определенные познания, опыт личности в рамках профессиональной деятельности.
Совет Европы выделяет пять базовых компетенций, необходимых сегодня специалистам:
1. Политические и социальные компетенции, связанные со способностью брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, участвовать в функционировании и развитии демократических институтов.
2. Компетенции, касающиеся жизни в поликультурном обществе.
3. Компетенции, определяющие владение устным и письменным общением, важным в работе и общественной жизни. К этой группе общения относится владение несколькими языками, принимающее всевозрастающее значение.
4. Компетенции, связанные с возникновением общества информации.
5. Компетенции, реализующие способность и желание учиться всю жизнь, не только в профессиональном плане, но и в личной и общественной жизни.
Список литературы
1. Сыманюк Э.Э., Печеркина А.А., Умникова Е.Л. Развитие профессиональной компетентности учителя в условиях инновационной образовательной среды // Педагогическое образование в России, 2011. № 1. С. 20-23.
2. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня, 2003. № 5. С. 34-42.
СОВРЕМЕННЫЕ МИРОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ПОДГОТОВКЕ
ФИЛОЛОГОВ Хакимова Д.Х.
Хакимова Дурдона Худайбердиевна — старший преподаватель, кафедра практических аспектов английского языка, Узбекский государственный университет мировых языков, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье рассказывается о некоторых тенденциях современного образования. Отмечается, что модернизация высшего образования обусловлена реальностями ХХ1 века. Ключевые слова: подготовка кадров, тенденции современного образования, вуз, филология, иностранный язык.
Новое тысячелетие актуализирует разработку и реализацию эффективной стратегии развития высшей школы. Наметились базовые тенденции в подготовке филологов, которые характерны для многих государств, в том числе для высшего образования Узбекистана. Сложившиеся системы образования в условиях его массовости являются важной частью социальной реальности. Сегодня и в перспективе государства активно конкурируют не только товарами и услугами, но и системами общественных ценностей и системой образования. Правомерно акцент делается на переход глобальной экономики к новому качеству - экономике знаний. Вместе с тем реальность XXI века -это шквалообразное нарастание скорости трансформации и темпов перемен.
Модернизация высшего образования обусловлена реальностями ХХ1 века: формирование новой генерации высококвалифицированных профессионалов с инновационным, творческим типом мышления, развитой мировоззренческой культурой, что стало сегодня стратегическим ориентиром развития образования.
Стратегия современного высшего образования направлена на развитие национальной модели образования, ориентированной на формирование творческой личности, накопление интеллектуального капитала, переход от модели «Образование для всех» к модели «Образование для каждого».
Образование как важнейший социальный институт, содействующий развитию людских ресурсов, демократии и равенству выполняет с помощью педагога следующие важные функции в обществе: развивает творческие способности человека, углубляя его участие в экономических, социальных и культурных отношениях в обществе, обеспечивая более эффективный вклад в инновационное развитие человечества; оказывает решающее влияние на социальный прогресс и продуктивность воспроизводства культуры; играет ключевую роль в технологических преобразованиях; обеспечивает уровень соответствия человека современным требованиям, развитию нравственности, интеллектуальности, творчества и практичности, сочетания иррациональности и рациональности и других качеств человека, необходимых ему в повседневной жизни в условиях внедрения инноваций; воспроизводит и создает социальные функции и статусы как основы для производства «более одаренного и разнообразного человеческого капитала» (Жак Аллак, директор Международного института планирования образования при ЮНЕСКО); улучшает взаимоотношения между человеком и окружающей природной и социальной средой и т.д.