Научная статья на тему 'Образовательная составляющая в деятельности научно-технического музея'

Образовательная составляющая в деятельности научно-технического музея Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
433
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЕЙ / MUSEUM / НАУКА / SCIENCE / ТЕХНИКА / ENGINEERING / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / КУЛЬТУРА / CULTURE / СОХРАНЕНИЕ / CONSERVATION / КОММУНИКАЦИЯ / COMMUNICATION / ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ / RAILWAY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Водорез Елена Леонидовна

Целью данной статьи стало исследование образовательной традиции научно-технического музея на основных этапах его становления и развития. Особое место в исследовании занимает анализ современного состояния образовательной деятельности музеев науки и техники в свете коммуникационного подхода. Приведены примеры форм и методов организации образовательной работы в различных научно-технических музеях мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Educational activity of a science and technology museum

The goal of this paper is to investigate educational traditions of science and technology museum at different stages of its development. The author focuses on the analysis of modern state of museum educational activity using communicative approach and provides examples of various forms and methods of educational activities in a number of science and technology museums over the world.

Текст научной работы на тему «Образовательная составляющая в деятельности научно-технического музея»

ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Сер. 6. 2009. Вып. 2

ЭВОЛЮЦИЯ МУЗЕЯ КАК ЭВОЛЮЦИЯ КУЛЬТУРЫ

Е. Л. Водорез

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО МУЗЕЯ

Идея образования, распространения и передачи знаний следующим поколениям всегда была частью любой культуры, когда-либо существовавшей на Земле1. Если функция распространения и передачи знаний от поколения к поколению в обществе реализуется через систему образования, то аккумулированием и сохранением «овеществленного» знания предшествующих поколений занимаются музеи, которые не только хранят «источники знаний», но и осуществляют их трансляцию. Нетрудно заметить, что пересечение функций музея и образования находится в поле трансляции знания. Особенно наглядно это прослеживается в работе музеев научно-технического профиля, целевой установкой при создании которых была и остается установка на распространение знаний в области науки и техники и включенность в образовательный процесс. Причем, традицию включенности в решение образовательных задач можно проследить в каждом периоде развития музея от протомузея до социально-культурного института2. Первым музеем науки и техники можно, скорее всего, назвать Александрийский мусейон, созданный Птолемеем I в 290-х гг. до н. э. в честь божественного дара творчества человеческого духа. Мусейон был научным и культурным центром, где ученые вели наблюдения, создавали научные коллекции, которые впоследствии служили теоретической и опытной базой для подготовки следующих поколений ученых. Здесь творили Эратосфен, Эвклид, Аристарх Самосский, Архимед, Герон Александрийский и другие выдающиеся ученые древности. Со своей коллекцией, библиотекой и обществом ученых мусейон был чем-то средним между музеем, университетом и научно-исследовательским институтом. На протяжении пяти веков он вел работу по аккумулированию и фиксации большинства открытий западного мира.

Забытые в средневековье традиции вернула эпоха Возрождения. Появились европейские университеты и университетские коллекции. Собрания этого периода имели универсальный характер, отражая единство знания и многообразие мира природы. Разнообразный состав коллекций свидетельствовал о неутомимости ученых в стремлении познать окружающий мир и сохранить материальные свидетельства культуры минувших эпох.

Эпоха Просвещения прибавила к жажде познаний веру в разум человека. Появившиеся в этот период коллекции естественно-научных кабинетов послужили основой для научных исследований и приобщения к науке способных учеников. Заметим, что в 1645 г. при Лондонском Королевском обществе развития естественных наук, был основан естественно-научный кабинет, важное место в коллекции которого занимали приборы

© Е. Л. Водорез, 2009

и научные инструменты. Известно, что здесь делали свои открытия и выступали с докладами И. Ньютон, М. Мальпиги и другие выдающиеся ученые того периода3.

Поздним детищем эпохи Просвещения стал собственно научно-технический музей. Он появился с увеличением роли науки техники в жизни человека и общества. Первым в мире музеем научно-технического профиля считают Консерваторию искусств и ремесел, созданную в 1799 г. Основу музея составили коллекции машин и моделей, собранные Королевской Академией наук и Жаком де Вокансоном по плану, намеченному столетием ранее Декартом. В Консерватории, призванной стать частью научного сообщества, распространяющего знания в сфере науки и техники, творили выдающиеся французские изобретатели и ученые. В состав Консерватории вошла лаборатория Шарля Лавуазье, до сих пор являющаяся примером кабинета ученого в экспозиции музея. С 1819 г. в Консерватории читались публичные бесплатные курсы, число которых в 1891 г. достигло 18, по таким предметам, как геометрия, прикладная механика, гражданская архитектура, физика, общая и промышленная химия, агрономия, ткацкое дело, металлургия, электротехника, политическая экономия и промышленное законодательство, промышленная экономия и статистика, торговое право и др.4

Следует отметить, что многие научно-технические музеи XVIII в., подобно музеям при университетах, формировались вместе с политехническими школами, образуя единый организм, где зарождались прикладная наука и ценностные ориентиры техногенной цивилизации.

В России ярким примером научно-технического музея стал старейший железнодорожный музей при Институте Корпуса путей сообщения. В манифесте Александра I (1809) говорилось: «В особой зале хранимы будут, модели всех важных в России и других землях сооружений, существующих или предназначенных для путей сообщения, равно как и машины, при работах употребляемые...»5. Первоначально создали «отдел по учебной части»6, в котором начали собирать коллекцию моделей инженерных сооружений и механизмов. А уже к 1812 г. все коллекции кабинетов (физического, минералогического, модельного и инструментального) по существу выполняли функции мусейона, т е. служили лабораторной базой, где проходили практические занятия для студентов и проводились исследования в области прикладных наук.

Следует отметить, что временем учреждения многочисленных музеев научно-технического профиля стали середина и конец XIX в. Развивающаяся крупная промышленность остро нуждалась в квалифицированных кадрах, учебных заведениях, лабораториях, опытных мастерских и музеях как центрах распространения знаний о передовой технике и технологии, открытиях и достижениях инженерной и конструкторской мысли.

Среди российских музеев особой активностью в области популяризации знаний отличался Политехнический музей в Москве, образованный после Всероссийской политехнической выставки 1872 г., где выдающиеся деятели науки читали циклы лекций по естествознанию, физико-математическим и прикладным наукам. Занятия сопровождались не только показом музейных коллекций, но и проведением опытов. Музей был задуман преподавателями Московского государственного университета как центр просвещения народных масс и в то же время как научное учреждение. Следуя поставленным целям, он стал «домом, трибуной и лабораторией передовой научной и технической мысли, а с другой стороны — блестящей просветительской аудиторией»7.

Реформирование школьного образования последней трети XIX в. нашло свое отражение в деятельности музеев. Авторы новых педагогических концепций предлагали отказаться

от формального, сухого и схоластического преподавания, убивающего творческое начало в человеке, и перейти к предметности и наглядности в образовательном процессе5, что в свою очередь способствовало появлению нового направления в деятельности музеев, ориентированного на решение проблем в сфере педагогики.

В ряде музеев стали создаваться службы взаимодействия с учителями средних школ для совместной работы по образованию учащихся. Сторонники наглядного метода в обучении считали, что знакомство с окружающим миром и техникой через музейные занятия является важнейшим средством развития личности ученика, его творческих способностей6. Поэтому закономерным следствием реформы образования стало создание музеев, подчиняющихся непосредственно комитетам по образованию. Так, например, во Франции музеи науки и техники, которые появились в начале ХХ в., были подотчетны Комитету по образованию. Самый известный из них — «Музей Дворец Открытий», учрежденный после международной промышленной выставки 1937 г. Целью его создания было рассказать молодежи об основах науки и фундаментальных знаний7. Концепция музея заключалась в создании в музейном пространстве большого школьного кабинета, в соответствии с этим и формировались разделы экспозиции. Кроме того, было принято решение о составлении расписаний лекций и демонстраций, чтобы посетители могли приходить на них по расписанию или заказывать отдельно.

Накопленный к началу XX в. опыт образовательной деятельности позволил одному из создателей Немецкого музея науки и техники в Мюнхене Г. Кершенштайнеру написать книгу «Теория образования» (1926). В ней автор обосновал необходимость организации деятельности немецких музеев по педагогическому принципу: «Организация музея, желающего воспитывать и обучать детей посредством познания, является не чем иным, как учебным планом — конструкцией, только здесь конструкция работает не как в школах с тенями предметов, а с самими предметами»11. Кроме того, музей должен дать возможность зрителю наглядно увидеть своими глазами технологические или творческие процессы с помощью всех доступных «педагогико-вспомогательных средств» (текстовые пояснения, кинофильмы, макеты и т. д.).

В середине ХХ в. посетитель уже не рассматривался как объект воспитательного воздействия — он стал равноправным собеседником, общение музея с аудиторией приобрело форму диалога. А к концу столетия прочные позиции завоевала концепция музейно-образовательной деятельности, которая основывается на представлении о музее как о коммуникационной системе. Ее сторонники: Дункан, Ф. Камерон, Ю. Ромедер, В. Глузинский, Д. Портер, Р. Стронг, М. Б. Гнедовский, Т. М. Майстровская, — считают, что музейная коммуникация объединила в единое целое функции документирования и функции образования и воспитания. Б. А. Столяров, Л. М. Шляхтина, С. В. Пшеничная полагают, что преимущественно на основе экспозиций осуществляется в музее образование и воспитание. Экскурсии, лекции и другие формы образовательной деятельности музея служат комментарием к экспозиции и представленным в ней музейным предметам8. Теоретическую и методическую основу образовательной деятельности составляет музейная педагогика; она создает новые методики и программы работы с посетителями. Понятие «образование» в ней трактуется широко и предполагает развитие ума и интеллекта человека, его душевных и личностных качеств, ценностных отношений к миру9.

Коммуникационная концепция получила развитие в музеях науки и техники. Учитывая специфику музейного предмета техники и его информационную насыщенность, музей ставит перед собой задачу объяснить посетителю технические явления и процессы,

а также сформировать интерес к более глубокому изучению техники. Эта задача решается с помощью экспозиции, демонстраций действующих моделей, реконструкции технологического процесса. Учитывается запрос посетителя, который приходит в музей получить информацию познавательного характера. Ответ на свой запрос посетитель получает в пространстве музейной экспозиции. Происходит это на основе постепенного постижения человеком глубокого и многослойного информационного поля музейного предмета техники, который соединяет в себе единство духовного и материального, потребность и функцию, техническую мысль и умение. Именно поэтому посетитель должен пройти непростой путь познания. Во-первых, он должен сформулировать впечатления от увиденных предметов техники, обладающих высокими аттрактивными свойствами, и ответить на вопрос, что это? Во-вторых: ему необходимо сформировать представление о происходящих в демонстрируемом предмете техники процессах, отвечающее на вопрос: как это? В-третьих: посетитель должен дать собственную оценку состояния среды до и после применения технического средства. Ответ на свои вопросы посетитель получает в музейной экспозиции через изучение действующего предмета техники, с помощью которого происходит невербальное объяснение процессов и явлений. В этом случае посетитель становится исследователем, активизируется его ассоциативно-образный ряд, происходит реализация основных элементов познания через наблюдение, описание и объяснение.

Для того чтобы реализовывать исследовательский потенциал обучения, развить фантазию и критическое мышление в музеях науки и техники используют разнообразные образовательные формы. По мнению специалистов в области музейной педагогики М. Ю. Юхневич и Л. М. Шляхтиной, образовательные формы всегда используют базовые модели, такие как экскурсии, лекции, консультации, научные чтения, конференции, клубы, кружки, студии, конкурсы, концерты, театрализованные представления, киносеансы, праздники и исторические игры11.

Например, в Национальном музее науки и промышленности в Лондоне просветительская работа и менеджмент основываются на интерактивных методах, и считается, что музеи должны быть устойчивыми и предприимчивыми, скорее побуждать мысль, нежели придерживаться дидактической доктрины, вовлекать в свою орбиту самые широкие слои населения, уметь вдохновлять и мотивировать12.

Технический музей в Стокгольме (Швеция) широко использует игровые обучающие формы, например изучение принципа работы блока: человек становится на платформу, другой тянет за веревку, прикладывая различные усилия для его поднятия. Или семь одинаковых пакетов лежат на столе, и у каждого из них свой номер. Пытаясь поднять их один за другим, вы чувствуете различную нагрузку, таким образом, происходит понимание, что такое удельный вес материала13.

Наличие игровых элементов в экспозиции помогает формировать элементарные умения и навыки через невербальные формы описания и объяснения.

В музее истории железных дорог Венгрии в Будапеште можно не только увидеть в действии предметы техники начала XX в., но и научиться управлять ими. Причем получение навыков идет постепенно с учетом последовательности появления технических средств. Для начала посетителю предлагается управлять рельсовой повозкой на конной тяге, затем дрезиной, едущей по поворотному кругу, и только после этого с помощью симулятора движения предоставляется возможность управлять паровозом.

Для того чтобы у человека возникло желание вновь прийти в музей, он должен получить от его посещения положительные эмоции и благоприятное впечатление.

Поэтому многие музейные мероприятия объединяют несколько образовательных форм. Например, Центральной музей Октябрьской железой дороги в Санкт-Петербурге регулярно проводит мероприятия, соединяющие в себе в форме музейного праздника театрализованное представление, ролевую игру, экскурсию на паровозе по первой железной дороге России Санкт-Петербург—Царское село, встречу с интересным человеком и тематическую выставку. Эти праздники в музее связаны с сохранением традиций железнодорожников.

Многие музеи развивают образовательные формы, работая в непосредственном контакте со школами, внося новизну за счет предоставления возможности для самостоятельной исследовательской работы, воспитывая ответственность за результаты своего труда. Так, в Норвежском техническом музее в Осло работает секция обучения, в которую входят специалисты в области экспозиции, менеджеры по связи со школами, специалисты, организующие работу с молодыми учеными и музейные мероприятия образовательного цикла. Организована кружковая работа в лабораториях музея для юных ребят, интересующихся физикой, химией и другими науками. Результаты работы научного кружка регулярно публикуются.

Таким же образом ведется образовательная работа в Политехническом музее в Москве, где создана обширная образовательная программа в соответствии с изучаемыми в школе дисциплинами. Опыту и примеру организации этой работы следуют и в других технических музеях России.

Музеи науки и техники часто принимают участие в подготовке профильных инженеров и специалистов. Этот опыт хорошо развит в Германии, где существует специальные образовательные циклы, направленные на решение кадровых вопросов различных отраслей промышленности. Например, на базе Берлинского музея транспорта и техники из-за необходимости привлечения к работе на транспорте молодых специалистов с 1950-х гг. создавались организации для любителей железных дорог и для подростков, интересующихся железнодорожной техникой. Поскольку музею принадлежат здания старого Анхаль-тского вокзала в Берлине, Товарная станция с путями и коллекция подвижного состава, эти занятия носят не только теоретический, но и практический характер, способствуют приобретению конкретных умений и навыков14.

В начале XXI в. перед музеем, так же как и перед образованием в целом, стоит задача восстановления комплексного характера человеческой мысли, предполагающего интеграцию науки, культуры и техники. Поэтому сегодня музеи науки и техники находятся в процессе поиска новых путей реализации этой цели в области трансляции знания. Наряду с популяризацией достижений в области науки и техники и объяснением ее роли в истории общечеловеческой культуры, музеи науки и техники готовы принять участие в процессе подготовки творческого специалиста с широким кругозором, ориентирующегося как в гуманитарных проблах общества, так и в вопросах современной техники и технологии.

1 Винсон И. Музеи и наследие // Museum. 2002. № 209. С. 17.

2 Соколов А. В. Введение в теорию социальной коммуникации. СПб., 1996. С. 37.

3 Левинсон-Лессинг В. Ф. История картинной галереи Эрмитажа. Л., 1985. С. 324-325.

4 Базен Ж. История истории искусств. М., 1995. С. 363.

5Житков С. М. Институт инженеров путей сообщения. Исторический очерк. СПб., 1906. С. 6.

6 Ларионов А. М. История института путей сообщения императора Александра I. СПб., 1910. С. 323.

7 Цит. по: Musemspedagogik. Frankfurt am Main, 1975. S. 32.

8 КоджаспироваГ. М. История образования и педагогической мысли. М., 2003. С. 188.

9 Московский музей образования. Продолжение традиций // Мир музея. 2007. № 11.

10 Григорян Г. Г. Информационные сообщения: об опыте работы ведущих научно-технических музеев мира. М., 1993. С. 3-5.

11 Шляхтина Л. М. Основы музейного дела. Теория и практика. М., 2005. С. 28.

12 Там же. С. 329.

13 Юренева Т. Ю. Музееведение. М., 2004. С. 327.

14 Morris J. Tomorrows world // Museums journal. 2002. № 9. S. 16-17.

15 Григорян Г. Г. Информационные сообщения: об опыте работы ведущих научно-технических музеев мира. М., 1993. С. 3-5.

16 Zuge, Loks und Leute // Ein Katalog. Museum fUr Verkehr und Technik. Berlin, 1990. S. 8-13.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.