Научная статья на тему 'Формы деятельности вузовских музеев'

Формы деятельности вузовских музеев Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY-NC-ND
758
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУМАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ ОБЩЕСТВА / ПУБЛИЧНЫЙ ХАРАКТЕР МУЗЕЕВ / ХРОНОЛОГИЧЕСКИЙ И ПРЕДМЕТНЫЙ ПРИНЦИП ЭКСПОЗИЦИЙ / ДИАЛОГОВЫЕ ФОРМЫ ОБЩЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Самарина Наталья Гурьевна

Автор анализирует историю создания и развития музеев высших учебных заведений как составную часть системы образования и культуры. В статье рассматриваются типы вузовских музеев, их функции и задачи, способы структурирования материала экспозиций, современные формы деятельности. На конкретных примерах анализируются преимущества таких музеев в деле организации обучения и самостоятельной работы студентов, их возможности стать центрами научной и культурной жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Activity forms of museums of higher educational institutions

The author analyzes the history of creation and development of museums of higher educational institutions as an component of education and culture systems. That is considered in article: the types of high school museums, their functions and problems, ways of structurization of exposition material, the modern forms of activity. The advantages of such museums in the organisation of training and independent work of students, their possibilities to become the centres of a scientific and cultural life are analyzed on concrete examples.

Текст научной работы на тему «Формы деятельности вузовских музеев»

Н.Г. Самарина

ФОРМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗОВСКИХ МУЗЕЕВ

Автор анализирует историю создания и развития музеев высших учебных заведений как составную часть системы образования и культуры. В статье рассматриваются типы вузовских музеев, их функции и задачи, способы структурирования материала экспозиций, современные формы деятельности. На конкретных примерах анализируются преимущества таких музеев в деле организации обучения и самостоятельной работы студентов, их возможности стать центрами научной и культурной жизни.

Ключевые слова: гуманизация образования, историческая память общества, публичный характер музеев, хронологический и предметный принцип экспозиций, диалоговые формы общения.

Музеи высших учебных заведений являются существенной составной частью современной системы образования и культуры. Они аккумулируют мировой опыт гуманизации образования, ведут поиск новых способов повышения эффективности научно-исследовательской, учебной и воспитательной работы. Вузовские музеи - это хранители традиций высшего образования, исторической памяти общества.

История возникновения и развития музеев высших учебных заведений в дореволюционной России была основательно изучена М.И. Бурлыкиной1. Она отмечает, что первыми из них в XVIII в. стали музеи естественной истории (кунсткамеры) со смешанным составом коллекций. В 1820-е гг. эти музеи дифференцировались по отраслям наук - естественных, технических, гуманитарных. Дальнейшее развитие и специализация вузовских музеев Бурлыкина связывает с принятием университетских уставов 1835, 1863 и 1884 гг. Раскрепощение научной мысли в конце XIX - начале XX в. вызвало к жизни уникальные «персонифицированные» музеи - А.С. Пушкина, Ф.М. Достоевского, А.В. Суворина, А.М. Муравьёва, Л.Н. Толстого, Н.В. Гоголя, Д.И. Менделеева. Появились новые музеи, посвященные истории учебных заведений. Были построены специальные здания, оборудованные с учетом последних мировых достижений музейного дела. Деятельность вузовских музеев стала приобретать публичный характер.

Часть музеев, созданных до 1917 г., существует до сего дня (например, Горный музей Петербургского технического университета, Зоологический музей Московского университета, Музей природы Харьковского университета, Ботанический музей Томского университета). Некоторые музеи в советское время перешли в категорию государственных (например, музеи изящных искусств Московского, Харьковского, Киевского университетов, Музей Н.Г. Рубинштейна Московской консерватории).

В 1930-1980-е гг. статус и функции вузовских музеев изменились: многие из них стали ведомственными и превратились во вспомогательные структурные подразделения вузов, обеспечивающие учебный или воспитательный процесс2.

С 1990-х гг. в России количество вузовских музеев непрерывно растет, функции их расширяются и дифференцируются. За 1980-1999 гг. в государственных вузах Москвы и Московской области было создано 25 музеев различного профиля3. В связи с потребностью в координации деятельности этих музеев начал действовать Методический совет при Музее землеведения МГУ4. Проводятся научно-практические конференции, посвященные актуальным проблемам деятельности современных вузовских музеев5. Кафедрой музееведения Московского государственного университета культуры было проведено комплексное исследование форм деятельности московских вузов, результаты которого опубликованы6.

Музеи высших учебных заведений принято делить на два типа: учебные музеи (определенного профиля) и музеи истории вуза. Однако некоторые музеи не вписываются в эту классификацию. Например, Музейный центр РГГУ является самостоятельным научно-исследовательским подразделением и выставочным центром, хотя выполняет и функции учебного музея.

Научно-исследовательская деятельность музеев - необходимое звено общего развития науки соответствующего профиля. Музейные собрания и коллекции составляют базу научных исследований, сотрудники музеев существенно обогащают их проблематику, открывают новые типы и виды источников, вырабатывают методику анализа и использования коллекций. Вузовские музеи могут эффективно выполнять следующие функции: изучение и научное описание новых поступлений; выявление фондовых и архивных материалов по разделам и темам, подлежащим презентации в экспозициях; установление новых фактов; публикация научных трудов на основе музейного собрания; подготовка научных конференций. Вследствие ведомственной принадлежности вузовских музеев проблемы истории и теории музейного дела редко привлекают внимание их сотрудников. Основной формой научно-исследовательской работы вузовских музеев является создание экспозиций.

При их построении в музеях истории вузов практикуется деление материала по хронологическому принципу - на довоенный, военный, послевоенный и современный периоды. Тематические разделы опреде-

ляются структурой вуза: ректорат, факультеты и кафедры. На стендах размещаются материалы по общественной, научной, спортивной жизни вуза, его международным связям. Непременным атрибутом экспозиций являются «галереи портретов» - ректоров, деканов, основоположников научных школ, ведущих ученых. Однообразие устройства экспозиций связано с музейными традициями советского периода, для которых было характерно обилие стендов, фотографий и документов, табличного и текстового материала при дефиците предметности.

Например, при Российском государственном университете нефти и газа им. И.М. Губкина музей существует с 1979 г.; первоначально он назывался Музеем боевой и трудовой славы. С 1981 г. этот вузовский музей функционирует на постоянной основе. В конце 1990-х гг. были пересмотрены концепция, структура музея, его место в воспитательной работе и деятельности коллектива. С 2000 г. музей получил новое название: «Музей истории РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина». Основное содержание его экспозиции - это документальные материалы, мемориальные предметы, модели нефтегазового оборудования, отдельные коллекции.

Музей истории МГИМО построил экспозицию целиком на копиях фотографий и документов из архивов МИД и РГАСПИ, но, в отличие от многих других, его экспозиция не статична и соответствует современным требованиям. Достоинством экспозиции Музея истории Московской медицинский академии является реализация принципа предметности (здесь представлены медицинские инструменты, мемориальные вещи профессоров и т. п.).

Выставочная деятельность развита в вузовских музеях неравномерно. Непрерывный выставочный процесс осуществляется в Музейном центре РГГУ, Музее коневодства Московской сельскохозяйственной академии, Музее предпринимательства Российской экономической академии, Историко-спортивном музее при Российской государственной академии физической культуры.

Первичные для научной работы музея задачи - комплектование, учет и хранение материалов - в части вузовских музеев решаются формально или не решаются вообще. Однако уже существует и эффективный опыт вузовских музеев в деле систематизации учетной документации - как в традиционной, так и в электронной форме.

Примером создания современного вузовского музея на основе сформировавшейся крупной коллекции являются музеи при РГГУ. В Учебном художественном музее имени И.В. Цветаева в семи залах экспонируются копии скульптурных произведений Древнего Египта, Передней Азии, Древней Греции и Рима, средних веков, эпохи Возрождения. Это те экспонаты, которые не вошли в постоянную экспозицию ГМИИ имени А.С. Пушкина и переданы на временное хранение в РГГУ. В музее «Другое искусство» собрано около 1500 работ (в основном - из коллекции Л.П. Талочкина), которые представляют послевоенное неофициальное искусство России.

В музее МГУКИ база данных организована при помощи стандартного приложения к Windows 2000 - Access 2000. Электронный каталог

является эффективной информационно-поисковой системой, он позволяет совершенствовать учетную деятельность музея. Форма электронного каталога включает 17 полей описания: музейный номер; время и источник поступления; фонд музея; тема; типология; автор; название; подлинность; время создания; место создания; материал и техника; размер; лица и события, связанные с памятником; топография; комментарий; экспонирование и использование предмета; изображение. Для поисковых полей «тема», «фонд музея» и «типология» разработаны словари. Например, поле «Фонд музея» включает значение «общеинститутский» и названия факультетов, институтов и других структурных подразделений, которые соответствуют положению на апрель 2003 г., когда была произведена систематизация фонда. Собрание музея МГУКИ структурировано по типам источников: письменные, изобразительные, вещественные, кинофоноисточники (аудионосители и видеоносители). По мере комплектования музейными предметами классификация может развиваться дальше.

При составлении каталога и описании предметов собрания Музея истории Московского института электронной техники использовались методические рекомендации Государственного Политехнического музея7, что позволило привести учетную документацию вузовского музея в соответствие с современными требованиями.

Основной особенностью вузовских музеев является их направленность на обучение студентов и потенциальных абитуриентов; это дает ряд преимуществ:

• наглядность и предметность, новизна среды обучения, что позволяет снизить монотонность учебного процесса;

• доступная форма представления новейших научных достижений;

• возможность познакомиться с различными взглядами ученых, их полемикой;

• сочетание специального анализа с широкими теоретическими обобщениями8.

Музеи истории вузов наглядно демонстрируют достижения отечественной науки и культуры через призму развития конкретного университета (института, академии). Преподаватели и кураторы имеют возможность читать первокурсникам вводные лекции непосредственно в среде музейной экспозиции, отражающей достижения вуза.

Студенты Московской государственной текстильной академии имени А.Н. Косыгина слушают в музее художественных тканей обзорные и тематические лекции («Искусство Японии», «Искусство модерна» и др.). Музей организует занятия по учебному предмету «Копирование предметов», студенты имеют возможность пользоваться музейной «тканетекой», а преподаватели - брать экспонаты музея как демонстрационный материал для лекций. Студенты вуза проходят здесь музейную практику, осваивая методы консервации и реставрации тканей, а также выполняют творческие задания (делают копии, зарисовки). Кроме того, музей ежегодно организует научно-творческие экспедиции в различные районы России.

Вузовские музеи способствуют организации самостоятельной работы студентов, которые пишут рефераты, курсовые и дипломные работы на основе не только фондов научных библиотек, но и музейных собраний. Самостоятельное изучение студентами свойств минералов стало возможным благодаря фондам Музея землеведения при МГУ, Геологического музея при Московском государственном горном университете, Петролого-минералогического при РГУ нефти и газа. Коллекция Учебного художественного музея имени И.В. Цветаева РГГУ служит для обучения студентов искусствоведческому анализу памятников истории и культуры.

В музеях истории вузов приветствуется исследовательская работа студентов, помогающая ликвидировать «белые пятна» в истории университетов, институтов, факультетов, кафедр. Студенты МГТУ, ММА, МГУКИ помогают сотрудникам музеев воссоздавать историю научных школ этих вузов. Студенты факультета журналистики РГАФК изучают биографии известных спортсменов, берут у них интервью, причем эти материалы находят отражение в экспозиции музея. Музей МАрхИ рекомендует студентам темы, в которых заинтересован вуз: графические реконструкции зданий, компьютерные архитектурные разработки.

Таким образом, потенциал вузовских музеев в обеспечении учебного процесса весьма велик, но реализация этого потенциала зависит от профессионализма и энтузиазма сотрудников, налаженности связей со всеми структурными подразделениями вуза, факультетами и кафедрами.

Очевидно, что работа вузовских музеев должна быть ориентирована не только на студентов, но и на сотрудников и преподавателей, интересующихся наукой школьников. Образовательная концепция современного музея как социокультурного института направлена на развитие диалоговых форм общения с аудиторией с учетом творческих склонностей посетителей. Поэтому наряду с экскурсиями музеи организуют клубы, кружки, конкурсы, циклы лекций, научные чтения, музыкальные, поэтические и театральные вечера, встречи, праздники.

Многие вузовские музеи ведут и активную издательскую деятельность, разрабатывают информационные и методические материалы для школьников и учителей, публикуют каталоги, научно-популярные статьи и монографии, специальные музейные сборники, ведут рубрики и программы в средствах массовой информации, создают сайты в Интернете.

Например, Музей коневодства при МСХА имени К.А. Тимирязева проводит экскурсии для специалистов и посетителей разного возраста и профессий. Все они имеют возможность просмотреть интересные видеофильмы по коневодству и конному спорту. В музее проводятся фото- и видеосъемки для различных телепрограмм и печатных изданий. Сотрудники музея публикуют по 15-20 статей в год в журналах «Коневодство и конный спорт», «Золотой мустанг», «Конный мир». Музей сотрудничает с государственными музеями искусств в России и за рубежом, реализует выставочные проекты, имеет сайт в Интернете.

При умелой организации музей может играть роль центра научной и культурной жизни высшего учебного заведения, быть носителем вузовских традиций и местом встреч - как для выпускников, так и для специалистов. Эффективность деятельности вузовского музея во многом зависит от его концепции и стратегии развития.

Примечания

Бурлыкина М.И. Университетские музеи дореволюционной России: XVIII -первая четверть ХХ вв. Сыктывкар, 1996; Бурлыкина М.И. Музеи высших учебных заведений дореволюционной России: 1724-1917 гг. Сыктывкар, 2000.

Музей истории вуза - действенная форма воспитания: Информационно-методическое пособие. М.: МГУ, 1975.

Ушаков С.А., Ходецкий В.Г., Джобадзе Т.Ф., Кочеткова Н.И. Музеи высших учебных заведений Москвы: Аннотированный справочник-путеводитель. М.: МГУ, 1999.

Краеведческий материал в музеях вузов. Екатеринбург, 1996; Ушаков С.А., Богатырёва Н.А., Ходецкий В.Ги др. Основы музейной педагогики: Методическое пособие. М.: МГУ, 1997; Землеведение и музееведение. М.: МГУ, 1998; Ушаков С.А., Ходецкий В.Г., Джобадзе Т.Ф., Кочеткова Н.И. Музеи университетов Евразийской ассоциации: Аннотированный справочник. М.: МГУ, 1999.

Становление и развитие вузовских музеев: Тезисы докладов: 17-22 августа 1992 г. Сыктывкар, 1992; Музей и наука: Материалы научной конференции 28-30 апреля 1997 г. Сыктывкар, 1997; Музей профессионально-образовательного учебного заведения в воспитании будущего специалиста. Омск, 2002.

Иванова А.Ф. Проблемы экспозиционной деятельности и комплектования вузовских музеев // Научно-исследовательская работа в музее. М., 2005. С. 26-31.

Методические рекомендации по составлению тематических каталогов музейных коллекций вещественных памятников науки и техники М., 1984; Перспективная научная концепция Политехнического музея. М., 1991; Григорян Г.Г. Информационные сообщения: об опыте работы ведущих научно-технических музеев мира. М., 1993; Методические рекомендации по научному описанию музейных предметов и систематических коллекций вещественного фонда. М., 1993; Методические рекомендации: Разработка типологических схем описания предметов коллекций вещевого фонда по истории науки и техники. М., 2000; Разработка методов и научного аппарата выявления, ранжирования и музеефикации памятников науки и техники. М., 2000.

Основы музейной педагогики: Методическое пособие (на примере Музея землеведения МГУ имени М.В. Ломоносова). М.: МГУ, 1997. С. 6.

1

2

3

4

5

6

7

8

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.