Фаъолият дар мафхдли эчодии хонандагон имконият медихдд, ки дониши хуби назариявй омузанд ва онро дар амал низ исбот кунанд. Дамчунин бо ташаббуси маъмурият ва муаллимон шинохтатарин олимони сох,а ихтироъкорон ва эчодкорони хушсалика ба вохурй даъват карда мешаванд, бо онх,о мулок;отх,ои судман сурат мегирад, ки ин, албатта, бетаъсир намемонад. Хднгоми шиносоии наздик дар дили толибилмон х,исси ифтихору кдноатмандй х,увайдо мегардад ва мех,ри касб ба калбашон реша медавонад.
Адабиёт:
1. ^онуни Ч,умх,урии Точикистон «Дар бораи маориф». - Душанбе, 2013.
2. Рахдмзода Х. Оила ва чомеа. - Душанбе, 1999.
3. Рахимов Х., Нуров А. Педагогика. - Душанбе, 2007. - 443 с.
4. Сластенин В. А., Каширин В. А. Педагогика и психология. - М., 2004. - 447 с.
ФОРМИРОВАНИЕ ИНДУВИДУАЛЬНОЙ ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ТВОРЧЕСКИХ
ЦЕНТРАХ ШКОЛЬНИКОВ
В годы независимости в Республике Таджикистан произошли большие изменения в системе образования. В обучение учащихся введены новые предметы по наклоностям и способностям, в программу школ введено профильное обучение по нескольким направлениям. В связи с этим при школах функционируют творческие кружки и творческие центры, в которые привлекаются дети по способностям. В статье отмечается, что занятия в школьных центрах пробуждают интерес учащихся к различным профессиям. Занимаясь в центрах, они углубляют и расширяют свои знания по выбранному профилю, что способствует сознательному выбору профессии.
Ключевые слова: творческие центры, профильное обучение, формирование, знания, профессия, способность, усвоение.
ESTABLISHING INDIVIDUAL PERSONALITY OF PUPILS IN THE CREATIVE CENTRES
In independence years of Tajik republic educational system is greatly changed. New subjects are inserted to school programmes according to the inclination and abilities of pupils and also profiled study is inserted with several directions. According to it there are functionates creative circles and centres at schools , where pupils are attracted their abilities. The article notes that the study of creative centres arouses the interest of pupils to different professions. Training in the centres they deepen and enlarge their knowledge according to the chosen profile, which promotes deliberately for choosing profession.
Keywords: creative centres, profiled study, establishing, knowledge, profession, ability, mastering.
Сведения об авторе: Одинаева Одинамох Зубайдовна, директор инновационного лицея «Душанбе» при Технологическом университете Таджикистана, соискатель кафедры педагогики ТГПУ имени С. Айни, e-mail: [email protected]
About author: Odinaeva Odinamo Zubaydovna, the headmistress of innovative lyceum «Dushanbe» of Technological University of Tajikistan, researcher of the chair of Pedagogy of the Tajik State Pedagogical University named after S. Aini
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА И РОЛЬ ОБУЧЕНИЯ ФИЛОСОФИИ ДЕТЯМ
Бахши М. А.
Таджикский национальный университет
Образовательная структура, в качестве официального хранителя образования, играет ключевую роль, как в академической сфере, так и на более низких учебных уровнях. Если учесть нынешнее интеллектуальное состояние общества, складывается впечатление, что в обучении мышлению и в образовательных методиках связанных с развитием философской мысли, имеются недостатки на всех учебных ступенях. Нынешняя система предоставляет очень малое количество возможностей для улучшения качества интеллектуальных способностей и развития философского мышления учащихся. Низкий оценочный уровень студентов относят к отсутствию у них
229
способностей. Педагоги, берут на себя больше чем следует, меняя на своё усмотрение, предоставленный им учебный материал, что уменьшает время, выделенное на обсуждение вспомогательных вопросов и все вопросы и ответы ограничиваются только предложенным учебным материалом. Каждый вопрос имеет очевидный ответ, а от студентов требуют только запоминания теории, не оставляя места для того чтобы развивать навыки критического мышления и жизненную философию.
Учащиеся запоминают большое количество концепций, данных и мнений, учат таблицу умножения, узнают высоты самых высоких гор мира, изучают столицы стран-соседей и.т.д., но почти не имеют возможностей, самостоятельно изучать и обсуждать такие понятия, как справедливость, любовь, истина, честность, добро и правда. Запоминание данных и поддержка памяти, вместо размышлений над концепциями и о себе, становятся барьером для возможностей осуществления изучения жизни, личных убеждений и ценностей. Возникает мнение, что этот факт, является достижением, которое должно быть реализовано в школах в качестве образовательных целей для детей, однако в текущих учебных программах образовательной системы данные потребности не определены.
На самом деле, простота реализации образовательных методик, где преподаватель играет центральную роль, ведущих к маргинальной позиции в вопросах мышления и центральной роли информации, является первым шагом к уходу философского мышления и философии из повседневной жизни в объемные, сложные и зачастую трудно понимаемые книги, создавая впечатление, что философ- это специалист, знакомый со сложным спектром философских идей. При такой интерпретации обучения философии, не только затрудняется обучение философов, развитие философских мыслей и идей, но и происходит изоляция философии от общества, что создаёт разрыв между людьми и философией, а также уменьшение значимости мудрости. Однако, эффективная образовательная система, нацеленная на воспитание здравомыслящих и активных людей, обладающих общим пониманием, позволяет наладить взаимопонимание между педагогом и учащимися при помощи навыков философского мышления и в «исследовательском кругу» с использованием материалов и концепций [5, с. 20].
Используя программы для обучения детей философии, класс приобретает динамичную среду, педагоги и учащиеся понимают, что многие вопросы, особенно философские не имеют быстрого и окончательного ответа и возможно, на один вопрос, есть несколько ответов, требующих терпимости и знаний, а также они учатся размышлять над тем, что изучают. Таким образом, при данной образовательной системе, дети, при помощи образования и приобретения навыков критического мышления и творческих философских дискуссий, приближаются к познавательной цели образования, практикуя такие навыки как «знания», понимания, применения, анализа, обобщения и оценки [6, с. 2].
Нынешняя образовательная система отбирает у детей их творческое начало. Образование требует от ребёнка запоминания материала. Четвёртым пунктом является общественность деятельности, которой нет в имеющейся образовательной системе и даже в философии она тоже отсутствует. Общественность деятельности означает уважение к словам других. Перебивание речи других является одним из знаков, говорящих об отсутствии духа коллективного взаимодействия. В данных программах необходимо применить такие элементы как обоснованность и рациональность, силу суждения, правильное общение с другими и получение информации основанной на причиной связи. Не смотря на всю работу, которая была реализована, мы до сих пор не имеем никакого дела с детской философией. Если мы сможем реализовать что-то, что подтолкнёт образовательную систему к изучению данного вопроса, то это станет важным и крупным шагом в заданном направлении.
Метью Липпман, которого называют отцом философии для детей, в предисловии справочника нравтвенного воспитания пишет, что философия содержит множество аспектов, но есть три вещи, на которых она основана:
1. Нужно научиться мыслить ясно и логически по максимуму. Нужно показать корреляцию подобного мысления с ситуациямми, происходящими в жизни. Нужно мыслить таким образом, чтоб открывать новые пути решенияч задачи.
Определив три критерия философии для детей, проясняется, что на основе первой цели, дети должны научиться мыслить логически по максимуму (в том числе и мыслить
о мышлении). Эта цель, приследуемая Г. Астутальмиром в своей книге. В этой книге, которая состоит из сборника книг курса философии для детей М. Липпмана, основные темы обсуждения - темы логики, к примеру, понимание видов рассуждения, особенности правильного рассуждения, некоторые виды заблуждения и т.д. М.Липпман считает логику основной целью философии в целом, и философии для детей в особенности, утверждая, что другие подходы не знают цели формирования целей расследования. Ведь если все точки зрения будут верны как остальные, то нет нужды в логике.
Если речь или точка зрения каждого будет истиной, то обсуждения логики и аргументации не будут иметь значения. Философия для детей предполагает самосовершенствование в том смысле, что после обсуждения всех мнений, проанализировав, ребенок понял, что его мнение ошибочно, признать это и исправиться. Признание обшибки и предпочитание чужого мнения просто согласившись, не имеет значения [2, с. 111].
2. Гибкость. Одной из целей предмета философии для детей является повышение навыков мышления таким образом, чтоб они были готовы столкнуться с жизненными проблемами и применять высокий уровень мыслительных навыков [3, с. 124]. Они должны научиться правильно справляться с жизненными проблемами на каждом этапе и относительно ситуации стараться найти правильное логическое решение проблемы, соответственно целям.
Таким образом, на предмете «философия для детей» ученики могут проявлять соответственную реакцию согласно ситуации. Их поведение зависит от преследуемой ими цели. Естественным образом, дети заимствуют мнения интересующих их людей. Но как говорит М. Нагибзадэ акцентируя внимание на мышлении и отсутствии приверженности к мнениям других людей, философия формирует верный путь и следует ему. На самом дете, обязательным условием для философской деятельности является покидание привычного необоснованного мышления [1, с. 101].
Одним из слабых аспектов предмета философии для детей, который преследует цель улучшения мыслительных способностей, является недостаточный анализ отрицательных воздействий. На этом предмете ученик учиться исследовать разные виды отрицательного воздействия и осознавать корреляцию между ними, анализировать последствия этой корреляции и понимать изолированные вопросы и корреляцию между ними [7, с. 81].
3. Выступление. Две основные функции выступлений - создание социального контакта и организация психологических процессов и восстановления когнитивных процессов, которые в свою очередь делают возможными высшие когнитивные функции.
Среди всех видов выступлений можно выделить высказывания громким или тихим голосом, которые челвек осуществляет для себя, а не для установления контакта с другими [4, с. 24]. Такие вопросы как «Что это такое?», «На что оно похоже?», «Что делать дальше?», «А, ясно, понял», - это размышления, которые посещают многих детей во время различной деятельности - сна, виртуальных игр и представлений. Эти высказывания не для разговоров, а для мышления. Это результаты глубоких мыслей. А.С.Выготский считает, что рост когнитивных навыков является результатом учения и осуществляется в обществе. Он верит в корреляцию между социальным опытом и языком обучения. А.С.Выготсткий доказывает эту корреляцию приблизительной логикой. Логикой, которую ребенок приобретает в отношениях со взрослыми. В связи с этим, выступления являются первоначальным средством культуры и социума, которое ребенок формирует внутри себя и использует для развития мышления и обучения. Такие разговоры с самим собой помогают ребенку найти многие ответы на вопросы о человеческой личности.
Ребенок может использовать разговор не только для установления контакта с обществом, но и для развития мышления, управления своим поведением и руководства над ним. Разговоры помагают ребенку осознавать свое поведение, организовывать свои цели, концентрироваться на них и планировать свои действия. Благодаря разговорам, ребенок устраняет себя от стресса и управляет своим поведением, обусловленным внутренним голосом. В целом, разговоры с самим собой - это основа всех высших когнитивных процессов, в том числе управлением, вниманием, памятью, планированием и решением проблем и мышлением, что играет конструктивную роль в развитии познавательных способностей саморугяции и практических функций.
Роль внутреннего голоса, как когнитивного средства для интроверции, то есть достижение самоанализа и самосознания существует для формирования личной концепции. Внутренний голос может обьяснить индивидуальные различия и способности сознания. Способ развития внутренней речи основан на мнении Викутского, таким образом, что изначально общая речь у ребенка формируется при отношении с родителям Затем, в возрасте от двух -трех до пяти лет эта внутренняя речь формируется полностью. Внутренняя речь изначально не соответствует действиям ребенка, а с возрастом начинает зависеть. В итоге внутренняя речь преобретает форму шептания или беззвучного шевеления губами на едине с собой. Эти внутренние речи не исчезают, а лишь остаются беззвучными. Постепенный процесс внутренних речей важен с точки зрения повышения человеком самоконтроля, и поведение человека формируется согласно нашему внутреннему голосу. Наличие внутренних речей наблюдается у людей разного возраста: как у детей любого возраста, так и у взрослых. У взрослых разговоры с самим собой проявляются во время работы и исполнения ежедневных дел.
Ярость - одно из проявления эмоций, из-за губительного последствия для общества, привлекло к себе внимание многих психологов Несмотря на агрессивное поведение в первые годы жизни, в период своего роста у ребенка появляется много возможностей научиться навыкам контроля поведения, что приводит к управлению гневом. Таким образом, некоторые дети не преуспевают в получении этих навыков, и в итоге у них будут развиваться уровень агрессии в межличностных отношениях.Помимо семьи, школа является важнейшим институтом для воспитания социальных навыков у ребенка [9, с. 201]. В целях безопасности в сфере образования , необходимо избавить школьную среду от шантажа и издевательств. Истина глаголит, что для достижения этого необходимо изменить традиционную систему обучения и создать систему, где люди бы делились опытом друг с другом и существовало доверие между учениками. Целью философии является изменение вкорни системы обучения посредством пробных испытаний.
Таким образом, исчезают иерархические отношения между взрослыми и детьми, освобождаясь от ограничений школьной системы. Изобретатели этого предложения предполагали в этом виденье социальной демократии, ведь предмет «философия для детей» помагает им развить самостоятельное критическое, логическое мышление, учитывая потребности и пользу всех факторов.
Исследователи показали, что для контроля агрессии в школах необходимо повысить среди студентов такие качества, как восприятие разных точек зрения, мощность анализа, навыки решения задания
Литература:
1. Гаеди Й. Обучение философии детям / Гаеди, Йяхи. -Тегеран: Изд-во Довин, 2004.
2. Карими Р. А. Является ли философия для детей полезной? / Карими, Рох Але // Журнал «Мышление и дети». Гуманитарные и культурные исследования. выпуск 1. - 2010. -№2. -С. 101-119.
3. Моргаши С. М. Прикладная оценка учебной программы по обучению философии детей / Моргаши, Сейед Мансур; Рахим, Насб; Ходжат Алле, Лисани Мехди. // Журнал «Дидактические иновации». - 2008. -№28.
4. Мохсени Н. Теории психологии развития: познание, социальное, логическое и эмоциональное развитие / Мохсени, Никучехр. -Тегеран: Изд-во Пардис, 2004.
5. Фагари М. Философия в Исламе / Фагари, Маджид; под ред. Пурджавада. -Тегеран: Изд-во Маркяз, 1993. - 437с.
6. Фишер Р. (А). Рассказы для развития мышления детей / Фишер, Роберт; перевод Сейед Х. Шахри Лангруди // Журнал «Гуманитарные и культурные исследования». -Тегеран, 2007.
7. Хедаяти М. Детское мышление: корреляция между межличностными отношениями / Хедаяти, Мехрнуш; Ганади, Шафиг Абади; Абдолале, Венуси Голамреза // Журнал «Дети». - 2010. -С. 125-145.
8. Matthews, Gareth. B. "Philosophy and Children's Literature" / B. Matthews, Gareth // Metaphilosophy. - Cambridge, 1976. -7 (1). -404p.
9. Winsler, A. "Age-Related Changes in Preschool Children'sSystematic Use of Private Speech in a Natural Setting" / A. Winsler, M. P. Carlton, M. J. Barry // Journal of Child language. -Cambridge, 2000. -331p.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА И РОЛЬ ОБУЧЕНИЯ ФИЛОСОФИИ ДЕТЯМ
В данной статье автор рассматривает роль обучения философии детям в контексте образовательной системы. Отмечается, что используя программы для обучения детей философии, класс приобретает динамичную среду, а также они учатся размышлять над тем, что изучают. Дети, при помощи образования и приобретения навыков критического мышления и творческих философских дискуссий, приближаются к познавательной цели образования, практикуя такие навыки как знания, понимания, применения, анализа, обобщения и оценки.
Ключевые слова: дети, обучения философии, критическое мышление, навыки, философские дискуссии.
EDUCATIONAL SYSTEM AND THE ROLE OF TRAINING PHILOSOPHY TO CHILDREN
In this article the author examines the role of teaching philosophy to children in the context of the education system. It is noted that the use of the program for teaching children philosophy, the class becomes a dynamic environment, and they learn to reflect on what is being learned. Children, through education and the acquisition of critical thinking skills and creative philosophical discussions, approaching the cognitive aims of education, practicing skills such as knowledge, comprehension, application, analysis, synthesis and evaluation.
Keywords: children, teaching philosophy, critical thinking, skills, philosophical discussions.
Сведения об авторе: Бахши Махди Абдолхосейн, аспирант общеуниверситетской кафедры педагогики Таджикского национального университета, e-mail: [email protected]
About author: Bakhshi Mahdi Abdolhosein, post-graduate student of the university-wide chair of Pedagogy, Tajik National University
ОБУЧЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И КРАСОТА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ТЕЛА
Намозов Т. Б.
Таджикский государственный педагогический университет имени С. Айни
Физическое воспитания является педагогическим процессом, и проводит учебные упражнения для здоровья, самочувствия, силы воли учащихся, совершенства и красота и закаливания тела. Занятия учителя физической культуры начинаются с игры и её значения для человека и общества. Условия этого воспитания и игр направлены, прежде всего, на восстановление здоровья, а затем обеспечивает хорошие физическое и духовное состояние человека. Как говорится в здоровом теле здоровы дух». Здоровое тело побеждает болезни, укрепляет формирование и рост организма и тела человека учащихся, которые находятся в начальной стадии развития [2].
Правительство Республики Таджикистан в плане обеспечения здоровья граждан, в первую очередь, проявляет большую заботу и уделяет особое внимание подрастающему поколении. И в этом плане неоднократно принимались и реализовывались Программы формирования здорового образа жизни с 1995 по 2000 годы и на период 2011- 2015 годы. Государственный стандарт основного общего образования по дициплине физическая культура, Закон «Об образовании», «Концепция национальной школы» и «Программа формирования здорового образа жизни» (на 2006- 2010 до 2015 годы) направлены на здоровье учашихся, а также на подготовку подрастающего поколения к жизни и повышения их опыта в ходе обучения и воспитания [4].
Воспитание осуществляется посредством способов, методов и особых путей. В научной педагогике весьма широко освещён раздел о воспитании и путях достижения эффективных и желаемых результатов. В процессе развития общества, безусловно, совершенствуются педагогические науки и методика воспитания. Дисциплины имеют присущие им научную основу и метод обучения. Теория воспитания это составляющая часть педагогики и методики воспитательной работы [3].
Один из основателей первого педагогического общества в России П.Г. Редкин писал: Двигайтесь, так воспитывайте, чтобы ваши воспитанники со счетением времени не нуждались в вашем воспитании», т. е. чтобы они постепенно ещё в большей степени были в состоянии справиться с воспитанием самих себя».