УДК 378
ИНТЕГРИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ: РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ И ЦЕЛОСТНОСТЬ
ВОСПРИЯТИЯ МИРА
© 2017
Шарифзода Файзулло, доктор педагогических наук, академик, ведущий специалист
отдела науки и инноваций Академия образования Таджикистана (734024, Республика Таджикистан, Душанбе, проспект С. Айни, 45, e-mail: [email protected])
Аннотация. В статье аргументированно обосновывается необходимость интеграции содержания образования в целом и содержания обучения таджикскому языку на начальном этапе школы в частности. Это предполагает преодоление разрозненности частей языка в обучении, дублирования отдельных его тем. При этом активизируется познавательный потенциал детей, их самостоятельность в письменной и устной речи, развивается их самостоятельное мышление, творческое воображение, память, появляется интерес к собственной речи, что приближает детей к целостному восприятию мира. Автором определены педагогические условия, закономерности и принципы интегрированного обучения, также выделены критерии отбора содержания интегрированного образования, что способствует сознательному освоению детьми секретов родного языка. В социальном плане интегрированное содержание образования заметно сокращает финансовые издержки государства. Важнейшее преимущество и ценность интегрированного обучения состоит в развитии мышления детей. Кроме того, интегрированное обучение родному языку на материале классических и современных художественных текстов способствует формированию нравственных установок, гордости за национальную культуру и её вклад в развитие общемировой цивилизации, что немаловажно в условиях становления Таджикистана как суверенного государства.
Ключевые слова: интеграция, интегрированное обучение, целостность мира, содержание образования, педагогические условия, принципы обучения, восприятие, мышление, память, речь, развитие личности.
THE INTEGRATED TRAINING: DEVELOPMENT OF THINKING AND INTEGRITY
OF THE WORLD'S PERCEPTION
© 2017
Sharifzoda Fayzullo, doctor of pedagogical sciences, academician, leading expert of department of science and innovations Academy of Education of Tajikistan (734024, Republic of Tajikistan, Dushanbe, S. Prospect Ayni, 45, e-mail: [email protected])
Abstract. Requirement of integration's content of education in general and the content of training in Tajik at the initial stage of school in particular with deep arguments is proved in article. It assumes overcoming separation of parts of language in training, duplications of its separate subjects. At the same time the informative potential of children, their independence in written and oral speech becomes more active, their independent thinking, creative imagination, memory develops, there is interest in own speech that brings closer children to complete perception of the world. The author defined pedagogical conditions, regularities and the principles of the integrated training, selection criteria of content of the integrated education are marked also out that promotes conscious development by children of secrets of the native language. In the social plan the integrated content of education considerably reduces financial expenses of the state. The major advantage and value of the integrated training consists in development of thinking of children. Besides, the integrated training in the native language at material of classical and modern art texts promotes formation of moral installations, pride of national culture and its contribution to development of a universal civilization that is important in the conditions of formation of Tajikistan as sovereign state.
Keywords: integration, the integrated training, integrity of the world, content of education, pedagogical conditions, the principles of training, perception, thinking, memory, the speech, development of the personality.
В условиях перехода суверенного Таджикистана па новый этап социально-экономического развития необходим поиск новых педагогических моделей, обеспечивающих новый, качественный образовательный уровень развития подрастающего поколения.
Определяющую роль в этом процессе играет школа, в рамках которой происходит реализация основополагающих положений Закона Республики Таджикистан «Об образовании», - где сказано, что общее среднее образование «обеспечивает развитие личности, овладение научными знаниями, трудовыми и начальными профессиональными навыками, развитие индивидуальных творческих способностей...» [1].
Реализовать данное положение возможно при достаточно глубокой теоретической переработке основных положений современной дидактики в рамках, которой возможно определение механизма организации полноценной учебной деятельности, обеспечивающей потребность учащихся в знаниях, дающих систематические представления об окружающем их мире.
Зарождение и генезис развития идей образования заложен в далеком прошлом. В этом поиске принимали посильное участие ученые, писатели, просветители разных народов (Абуабдулло .Рудаки, Абулкосим Фирдоуси, Абуали Ибн Сино, Унсурулмаоли Кайковус, Саади Шерози, Джалолиддин Балхи, Абдурахман Джами, Хусайн Воиди Кошифи, Ахмад Дониш) в форме художественного слова, (Я.А. Коменский, Ж.Ж. Руссо, И.Г.
Песталоцци, А.Дистервег, К.Д. Ушинский, Н.Ф. Бунаков, Ф.И. Буслаев, В.П. Вахтеров, А.М. Пешковский, Н.С. Рождественский и другие) путем научных исследований и изучения культуры народа. Теория дидактики в разные периоды своего развития, так или иначе, обогащена выдающимися мыслителями, просветителями таджикского народа, ученными-педагогами стран содружества и дальнего зарубежья [2].
Следует отметить, что теория дидактики в бывшем Советском государстве получила значительное развитие. Видные ученые советского периода П.П. Блонский, С.П. Шацкий, Л.С. Выготский, Н.А. Мен-чинская, Л.В. Занков, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, Ш.А. Амонашвили, В.А.Сухомлинский, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин, Н.А. Сорокин, В.В. Краевский, Ю.К. Бабанский, Н.И. Болдырев, М.И. Махмутов, И.Т. Огородников, Г.И. Щукина, И.Г. Казанский, Т.С. Назарова, В.С. Леднев, в том числе таджикские ученые И. Обидов, М. Лутфуллоев, Б.Рахимов, У.Зубайдов, К. Кадыров, С. Кадыров, Х. Буйдаков, Х. Афзалов, А. Миралиев, Ш. Шаропов, Х Сабуров и др. так или иначе, разрабатывали разнообразные аспекты содержание образования и обучения [3].
Однако в новых условиях общественного развития перед теорией обучения и практикой образования ставятся принципиально новые задачи и требования, что связано с вхождением Таджикистана в мировое сообщество, с научно-техническим прогрессом, который значи-
Шарифзода Файзулло pedagogical
ИНТЕГРИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ ... sciences
тельно расширил круг содержания образования, в том числе и школьного. Сегодня в школе в качестве самостоятельных изучаются предметы, которые несколько лет назад были не более чем главы или части какого-то учебного предмета, что привело к увеличению количества учебных предметов, а, следовательно, к росту загруженности учащихся. При этом особо отметим, что недопустимы интеллектуальные перегрузки младших школьников, так как это отрицательно сказывается на их здоровье и успеваемости.
В связи с коренным изменением политической, экономической и культурной ситуации, в том числе создание суверенного демократического правового государства, необходимостью решительного подъема морали и нравственных устоев молодого поколения, возникает потребность введения в содержание образования ряда самостоятельных и новых учебных предметов. К ним можно отнести следующие учебные предметы: «Одобнома», «Классический алфавит и текст», «Ораторское искусство», «Культура народов мира», «Рыночная экономика», «История таджикского народа», «Экономическая география и природа Таджикистана» и т.д.
Современный учебный план школы значительно перегружен, и со всей очевидностью появляется объективная необходимость перехода на новые образовательные стандарты, отвечающие требованиям мирового сообщества в рамках научно-обоснованного бюджета учебного времени школьников с плодотворным решением учебно-воспитательных задач в единстве и взаимообусловленности.
Наиболее верным путем, на наш взгляд является интеграция обучения «путем объединения прежних компонентов на основе содержательной интеграции» [4], так как единственной альтернативой дифференциации содержания образования является его интеграция. Только на основе интеграции близких по логике и родственных по целям и задачам учебных предметов можно избежать перегрузки учащихся и в то же время, обеспечить освоение глубоких и разносторонних знаний (чтение, правописание, грамматика, развитие речи, литература и культура, экология и растениеводство, техника и черчение, экономика и труд, физика и астрономия и т.д.) При необходимости можно организовать «интегрированные центры обучения и воспитания» [5] и ввести учебные предметы под общим объединенным названием «Человек и общество», «Человек и природа», «Человек и здоровье» [6].
Характерные черты и специфика предлагаемых к введению интегрированных учебных циклов основывается на философско-диалектическом учении о том, что в природе и обществе все вещи, события и процессы находятся во взаимосвязи и этот философский вывод (закон) должен стать основой определения содержания образования современной школы. В противном случае в миропонимании подрастающего поколения природа и общество формируется не как единое, целостное и взаимосвязанное знание, а как разрозненные, отдельные сведения, что приводит к несамостоятельности, скованности, безинициативности подрастающего поколения и не способствует решению ею творческих и самостоятельных задач,
В условиях советской системы образования теоретически данный вопрос, хотя и ставился, но практической и тем более фундаментальной проработки не получил.
Анализ более 70-летней истории советской дидактики приводит автора к выводу, что содержание образования определялось в советский период в целом односторонним подходом:
В определении содержания школьного образования полностью или частично игнорировалось национальное начало: история, культура, нравственные ценности, традиции обучения и воспитания и т.д.
Приоритет отдавался идеологической направленности содержания обучения в целях обеспечения дидакти-318
ческого принципа связи обучения с жизнью.
Присутствовала максимизация содержания образования, суть которой определяла постоянную перегрузку детей, ее оторванность от действительности и жизненного опыта учащегося, структуры его деятельности и личности.
Содержание образования становилось одной из главных причин болезней, неуспеваемости, второгодничества, некачественного уровня знаний и неподготовленности учащихся к самостоятельности в учебе, познании и жизни, не удовлетворяющей потребностей и интересов ни самих учащихся, ни общества.
Тем не менее, в разработке теории содержания образования в 80-90 годы XX века достигнуты значительные и яркие успехи. На основе вывода о том, что содержания образования вне процесса обучения не существует и что «составляя содержание учебного предмета и учебного процесса, следует учитывать имеющиеся методы, закономерности, принципы, возможности и условия обучения» [7] была создана теоретическая концепция содержания общего среднего образования согласно которой:
а) определяется единый дидактический подход к содержанию общего образования;
б) в этом случае содержание образования определяется в рамках теории дидактики педагогической деятельности и благодаря этому формируется всесторонне развитая, образованная и воспитанная личность.
При этом можно констатировать, что увенчались успехом поиски по определению структуры содержания образования. На этой основе рассмотрены факторы, влияющие на определение структуры содержания образования, сделана попытка комплексного решения вопросов воспитания, обучения и развития учащихся в рамках структуры содержания образования.
В определении структуры содержания образования во главу угла ставятся два жизненных и решающих фактора:
- структура деятельности;
- структура содержания обучаемого объекта.
Таким образом, впервые в центр внимания общества
ставится человек, а в центр внимания человека ставится его деятельность, содержание и цели этой деятельности.
Человек является продуктом общества, в том числе школы, а поэтому ее направленность на личность и содержание деятельности постоянно должно совершенствоваться. На основе этих факторов структура и содержание школьного образования должны отвечать следующим научным требованиям:
1. Содержание образования на всех ступенях обучения должно быть соподчинено целям воспитания и формирования интеллектуально-творческой, морально развитой и активной личности. Поэтому в содержание школьного образования включены естественно-математические, гуманитарные, общественно-политические, эстетические, физические и трудовые предметы.
2. Содержание образования должно отражать современные научные представления изучаемой дисциплины. Это требование имеет несколько черт:
а) в учебный предмет включаются только научно устойчивые факты и теоретические правила;
б) содержание учебного материала должно соответствовать современной науке. Согласно этому оно требует периодического совершенствования;
в) содержание образования должно удовлетворять гражданскую и нравственно-эстетическую потребность общества и учащегося и соответствовать научному развитию природы и общества.
3. По каждому предмету соответствовать логике и системе той или другой науки: в одном - по принципу историзма, в другом - по логике необходимости, в третьем - по логике ценностей и научному весу и т.д.
4. Содержание образования требует взаимосвязи учебных предметов, отражения связи теории н практики и необходимости связи обучения с производительным
трудом.
5. Соответствовать возрастным возможностям учащихся.
6. Осуществляться в единстве с политехническим обучением и практическим трудом и способствовать профориентации учащихся.
На наш взгляд, все три стороны содержания образования имеют как специфические особенности, так и взаимосвязи: общее образование является фундаментом политехнического и профессионального образования, политехническое же образование расширяет общий и профессиональный кругозор. А профессиональное образование дополняет и совершенствует общее и политехническое образование.
Несмотря на эти теоретические достижения в разработке теории содержания образования, в конце 80-х годов ХХ века проявилась самая трудноразрешимая проблема содержания образования. Это высокий уровень теоретической трудности и общий их объем, что стало причиной перегрузки детей и невозможности соблюдения принципа доступности обучения и как следствие слабости знания учащихся и процентомании.
Поэтому в свете реформирования школы и содержания образования, направленных на преодоление названных недостатков возник вопрос исследования проблемы дифференцированного и интегрированного обучения. Решение этих проблем помимо удовлетворения индивидуальных наклонностей, развития самостоятельности и способностей, насыщения мировоззрения и внутреннего мира, целостного его восприятия, развития мышления, памяти, воображения, речи и других познавательных процессов, направлено на преодоление проблем перегрузки содержания образования и вытекающих отсюда для детей негативных последствий.
Это требует новых исследований, в том числе проблемы интеграции содержания образования и интегрированного обучения, что направлено на совершенствование содержания образования и педагогического процесса в целом.
Интегрированное обучение должно иметь свои принципы, дидактическую систему, его содержание должно опираться на определенные теоретические основы и критерии и находить свое отражение в учебных планах и программах. На основе ряда нормативных документов по организации интегрированного обучения, одобренного Консультативным советом Министерства образования и науки Республики Таджикистан, создаются учебники, которые по своему значению и содержанию отличаются от имеющихся ныне в практике школ. Эти учебники вместе с учебными пособиями и дидактическими материалами обеспечивают осуществление дидактического принципа единства знаний, образовательной, развивающей и воспитывающей функции процесса обучения.
Поскольку интегрированное обучение имеет разные аспекты и стороны, то мы исследовали эту проблему в рамках начального этапа обучения родному языку. Актуальность проблемы состоит в том, что «замок всех проблем жизни общества в политических, экономических, научных, культурных и производственных сферах, в-первую, очередь открывается только ключом родного языка и первый «кирпич» фундамента морали и нравственности общества, школа устанавливает, прежде всего, с помощью языка» [8]. Поэтому ход дальнейшего развития личности и в целом общества во многом определяется качеством усвоения школьниками родного языка. Наряду с этим проблема теории и практики интегрированного обучения родному языку на начальном этапе общего образования до сих пор в дидактике не получила достаточного исследования. Хотя именно в случае ее разработки на материале обучения учащихся родному языку, станет возможным исследование проблем интегрированного обучения школьников и по другим учебным предметам [9]._
Целесообразность интегрированного обучения вытекает из общего процесса интеграции, охватившего современный мир, науку, технику, технологию, экономику, политику, культуру и определяется следующими факторами:
1. В мировом процессе познания возрастает роль интегрированных научных знаний, в том числе родного языка, с помощью которого учащиеся могут получать важнейшую информацию о научных знаниях, культуре, политике, экономике и общечеловеческих ценностях.
2. Учащиеся имеют возможность получать знания из классических «современных культурных источников, которые имеют разные стили изложения (учебник, книги, телевидение, радио, театр, кино, видео) сравнить их, находить различие, преимущества и недостатки». Посредством этого развивается мышление, речь, и в частности, появляется возможность сделать собственную речь объектом наблюдения и изучения. То есть живая языковая информация богаче, чем учебная информация, следовательно, может влиять на качество и культуру речи и это целесообразно использовать в решении задач обучения, т.е. интегрировать в содержание языкового образования.
3. Таджикский язык стал государственным, следовательно, появилась возможность шире использовать классические источники (произведения Рудаки, Сино, Фирдоуси и т.д.) с тем, чтобы носители этого древнего языка более осознанно пользовались богатством и средствами языка и гордились, что являются наследниками великих мыслителей прошлого, наследие которых является общечеловеческим достоянием и ценностью.
4. Учебный материал, литературный текст является ядром интегрированного обучения. В них отражены все стороны и грани языка, нравственные, эстетические, культурные и научные ценности, панораме и гамма языковых знаний и образования и поэтому ими можно охватить все стороны воспитания и развития структуры личности и деятельности учащихся.
Наряду с этими факторами, на основе анализа документов определяющих содержание обучения нами определены основные причины, тормозящие осуществление интегрированного обучения родному языку в начальных классах:
1. Родной язык в начальных классах преподается логически не связанными блоками, с дублированием отдельных изучаемых тем и понятий, поэтому учащиеся испытывают перегрузки, что сказывается на качестве знаний.
2. Таджикский язык в таджикском языкознании изучен целостно, как единая наука во взаимосвязи всех его сторон. При этом все преподаваемые в начальных классах его компоненты, так или иначе, исследованы с педагогической, психологической и методической точки зрения. Однако это сделано изолированно друг от друга и без учета возможности их интеграции.
3. Родной язык включает абстрактные понятия, часто трудно усваиваемые учащимися начальных классов. Интегрированное изучение родного языка делает педагогический процесс логически взаимосвязанным, не изолируя друг от друга компоненты языка, достаточно конкретным и, следовательно, более доступным для детей этого возраста, потому что их привлекают наиболее яркие литературные тексты, жизненный материал окружающей среды и самого ученика, его речь и т.д.
На этой основе нами определенны наиболее оптимальные педагогические условия осуществления интегрированного обучения:
1. В логической связи необходимо определить интегрированное содержание языкового образования в учебниках, пособиях и учебных средствах и на основе ии-тегрированности под единым названием «Родной язык» обучать учащихся составным частям языка - грамматике, правописанию, чтению, развитию речи, внеклассному чтению. Присутствие элементов (компонентов) каждого
Шарифзода Файзулло pedagogical
ИНТЕГРИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ ... sciences
из этих сторон языка в урочной работе, на конкретном учебном материале, со специфическим методом, приемом и средством обучения.
2. Интегрированность обучения родному языку следует обеспечить на материале и основе текстов, отражающих логические связи прошлого и настоящего Таджикистана, жизни современного мира и ориентирующего учащихся на логически обобщенные выводы.
3. Обучать родному языку в логической связи с природой, производством, моралью предков и современности таджикского народа, с его практическим проявлением в нравственном мире таджикского народа.
Опираясь на данные положения о факторах, причинах и педагогических условиях нами обоснованы следующие закономерности интегрированного обучения:
1. Обязательная связь между сторонами (компонентами) языка в обучении.
2. Связь языка с прошлой и современной жизнью общества, настоящим и будущим ученика, Таджикистана и мир.
3. Связь языка с природой, производством, нравственностью предков и современников.
Все это позволило нам дать определение интегрированного обучения - это система взаимосвязи, взаимодополнения и взаимопроникновения содержания образования, педагогических условий, методов и средств, систематизирующих родственные или близкие по логике знания (учебные предметы, отрасли знаний) и предметы исследований, осуществляемые как целостный (единый) учебный предмет. В условиях интегрированного обучения субъекты педагогического процесса (обучающие и обучаемые) совершают действия, направленные на целостное осмысление и осознание разнообразных сторон и граней конкретных и смежных областей науки. При этом обучающиеся получают совокупные, общенаучные и практические знания, умения и навыки по их применению в жизненных ситуациях, сделав их инструментом становления человеческого опыта и собственной самостоятельности, познавательного и нравственно-культурного развития.
Это также позволило нам определить критерии отбора содержания интегрированного образования:
1. Подготовка эмоционального фона содержания языкового образования.
2. Замена познаваемого понятия на целостное представление.
3. Отражение целостности познаваемого понятия в содержании языкового образования.
4. Включение ученика в мир и его морально-этические ценности.
5. И что особенно важно, развитие мышления и языковой самостоятельности ребенка.
Опираясь на теоретические основы содержания интегрированного образования и, исходя из изложенного определения, нами разработаны дидактические принципы интегрированного обучения, учет и соблюдение правил и требований которых играет решающую роль в организации педагогического процесса. Практически и на основе фрагментов уроков нами обоснована и доказана правомочность и эффективность соблюдения и учета следующих принципов интегрированного обучения:
1. Решающая роль охвата всех сторон родного языка и целостности его обучения: звуки, буквы, слог, слова, словосочетания, предложения, правописание, качество чтения и т.д.
2. Сознательное понимание социальной роли языка со стороны их носителей:
а) язык, как средство общения познается учащимися и практически ими усваивается;
б) они убеждаются, что язык в обществе играет большую социальную, коммуникативную роль и благодаря ему познается мир;
в) глубокое усвоение языка, как основы нравственности - воспринимается на уровне сознания большинством 320
школьников.
3. Интеграция обучения в соответствии с интересами детей:
а) полное понимание всех тонкостей содержания учебного материала;
б) волнообразная организация процесса обучения: замена простых задач на сложные и наоборот, но идущие к вершине трудности;
в) осознание уровня соответствующего требования учебной программы и перспективе развития;
г) знание индивидуальных особенностей учащихся.
4. Интеграция обучения в соответствии с языковыми способностями детей:
а) определение объекта поиска и обнаружение секрета родного языка;
б) создание творческой ситуации;
в) отбор и использование дидактического материала, направленного на развитие внимания;
г) использование серии дидактических заданий и упражнений на развитие и укрепление памяти детей.
5. Определение направлений языкового развития детей:
а) создание словарного запаса и обеспечение его качества (пассивного и активного);
б) создание фразеологических словосочетаний;
в) введение в практическую речь разнообразных грамматических конструкций;
г) использование богатства языка в разных стилличе-ских аспектах (устно и письменно);
д) умение точного использование средства выражения содержания в слове;
е) выражение полного и точного смысла идей с помощью стилистических средств языка доступных говорящему.
6. Учет возможностей языка в изучении современной культуры и культуры предков:
а) использование содержательных классических и современных текстов, являющихся лучшими образцами литературного языка;
б) тексты, описывающие яркие страницы освободительной борьбы, науки, культуры, национальной традиции и нравственности народа, являющиеся национальной гордостью;
в) учебные задания, отражающие неразрывную связь культуры прошлого с современностью.
7. Интеграция классных и внеклассных форм обучения:
а) самостоятельность языковой деятельности;
б) логическая связь классных и внеклассных занятий;
в) развитие познавательного интереса учащихся.
8. Языковое самовыражение детей:
а) речевая активность детей, проявляющаяся в высказывании своих идей, впечатлений, мыслей, точек зрения о людях, происходящих в жизни событий, природе, обществе;
б) выражение отношений и знаний о культурной среде;
в) определение разницы и преимуществ литературной речи от разговорной и учет этого в собственной речи.
9. Творческая и познавательная инициатива детей:
а) задания и требования упражнений направлены на выработку умений использования языковых явлений в создающихся познавательных ситуациях;
б) задания содействующие развитию языкового воображения, мышления и стимуляции самостоятельности детей;
в) организация творческих работ в системе урочной работы стимулирует мыслительную деятельность и выразительность речи детей.
Таким образом, соблюдение принципов интегрированного обучения позволит максимально активизировать потенциальные возможности учащихся, обеспечить самостоятельность в целостном познании не только язы-Baltic Humanitarian Journal. 2017. Т. 6. № 3(20)
ковых знаний, но и природы, окружающей среды и жизни, связи прошлого и современного своего народа, прийти к морально-нравственным выводам, необходимым сегодня и в будущем. Эти результаты в значительной мере развивают мышление детей, и что особенно важно, готовят их к дальнейшему интегрированному познанию содержания образования на более высоком этапе обучения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Закон Республики Таджикистан «Об образовании». - Душанбе, 1994. - С. 39.
2. Шарифзода Файзулло. Педагогика XXI века. -Тегеран: Авоматн, 2012. - 394 с.
3. Шарифзода Файзулло. Теория и практика интегрированного обучения на начальном этапе средней школы: автореф. дис. ... д-ра. пед. наук / Ф. Шарипов.
- Душанбе, 1997. - 49 с.
4. Леднев В.С. Содержание образования. - М., 1959.
- С. 83-84.
5. Лутфуллоев М. Педагогика таджикского народа. -Душанбе, 2015. - 126 с.
6. Концепция национальной школы. - Душанбе, 1995. - С. 12.
7. Краевский В.В., Лернер И.Я. Дидактические основания определения содержания учебника. В кн.: Проблемы школьного учебника. - М., 1980. - С. 36.
8. Шарифзода Файзулло. Интегрированное обучение - основа развития и воспитания. - Душанбе: Маориф, 1995. - 198 с. (на таджикском языке).
9. Шарифзода Файзулло. Интегрированная педагогика. - Душанбе: Ирфон, 2011. - 512 с.
Статья поступила в редакцию 02.07.2017.
Статья принята к публикации 23.09.2017.