Научная статья на тему 'Образовательная программа по основам международного бухгалтерского учета'

Образовательная программа по основам международного бухгалтерского учета Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
63
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образовательная программа по основам международного бухгалтерского учета»

2 (86) - 2006 ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ОСНОВАМ МЕЖДУНАРОДНОГО БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

Л.А. ЧАЛДАЕВА,

доктор экономических наук, профессор Финансовой академии при Правительстве РФ, аккредитованный преподаватель Международной ассоциации бухгалтеров

УЧЕТ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ

1. Финансовая природа дебиторской задолженности

Степень платежеспособности покупателя, его способность оплатить предоставленную поставщиком продукцию является исходным моментом в возникновении дебиторской задолженности. Для проверки платежеспособности покупателя могут быть использованы следующие сведения:

— банк данных о сроках выполнения обязательств потребителями;

— стандартный набор документации для новых покупателей для заключения договора-поставки продукции;

— документ, подготовленный службой безопасности предприятия, свидетельствующий о надежности покупателя и его банка;

— официальная информация, опубликованная в виде рейтингов, котировок на рынках, циркулярных писем центральных и региональных управлений Банка России о злоупотреблениях, об утере документов и ценных бумаг, о недействительности печатей, штампов, лицензий и отдельных финансовых инструментов при оформлении сделок через коммерческие банки;

— проверка банком, обслуживающим продавца, репутации покупателя, его доступа к кредиту

по месту открытия расчетных, ссудных, валютных и иных счетов;

— анализ финансовых коэффициентов и количественная оценка кредитного риска. Финансовое управление поставками продукции в кредит содержит пять основных моментов:

— принятие решения о платежеспособности покупателя;

— определение вероятности своевременной оплаты счетов покупателями;

— решение о величине и продолжительности коммерческого и потребительского кредитов;

— определение условий продажи товаров;

— политика сбора денег и решение проблем взыскания денег по просроченному коммерческому и потребительскому кредитам. Величина и продолжительность предоставления кредита клиентам зависят от оценки их «кредитной истории», величины кредитных лимитов, которые устанавливаются в объемах продажи товаров по отпускным ценам, принятым в плане продаж; от действующего на предприятии порядка предоставления кредита в счет кредитного лимита по продолжительности в днях кредитования до оплаты счетов покупателем. Поэтому при решении вопроса о продолжительности и величине кредита, предоставляемого покупателю, необходимо четко фиксировать предъявление в банк платежного документа об уплате и фактическую оплату полученных товаров. Задержка платежных

документов по вине банка должна быть оговорена и зафиксирована в договоре.

Контроль выполнения условий продажи товаров является заключительным этапом управления поставками, так как к этому моменту вся проверка покупателя с точки зрения его надежности осуществлена, а решение о целесообразности, размере и сроках кредитования уже приняты.

Условия продажи товаров покупателю — комплексное понятие, включающее следующие обязательные элементы, отражаемые в договорах на поставку продукции:

— порядок поставки — сроки, объемы, комплектация, качество, упаковка, размер партии, место отправки;

— валюту сделки и валюту платежа;

— форму расчетов — наличную или безналичную;

— порядок расчетов или порядок платежа;

— гарантии платежа и штрафные санкции сторон;

— форс-мажорные обстоятельства;

— особые условия;

— платежные реквизиты продавца и покупателя. Нарушение условий договора об оплате поставленного товара является причиной возникновения дебиторской задолженности, управление которой требует изучения условий и сроков оплаты счетов-фактур каждым покупателем, на основе сформированной информационно-аналитической базы. В этих целях осуществляется ранжирование дебиторской задолженности покупателей по размерам и срокам платежей. Ранжирование задолженности покупателей за отгруженную им продукцию проводится в разрезе товаров отгруженных, срок оплаты которых не наступил, и товаров отгруженных, не оплаченных в срок. По просроченным платежам следует готовить необходимые документы на предъявление штрафных санкций в соответствии с действующим законодательством и договорными условиями.

Политика сбора средств из-за просроченных платежей проводится в соответствии с конкретными финансово-экономическими условиями, учитывающими внутренние и внешние факторы. Решить проблемы по управлению дебиторской задолженностью помогают факторинговые компании , по договору принимающие на себя управление дебиторской задолженностью предприятия, которое письменно извещает каждого покупателя.

2. Принципы управления дебиторской задолженностью предприятия

Первым принципом управления дебиторской задолженностью следует считать обязанность финансовых служб предприятия принимать решения по каждому виду и разновидности имеющейся на балансе дебиторской задолженности. Как известно, любая дебиторская задолженность—это отвлечение из обращения денежных средств, принадлежащих предприятию. Данное обстоятельство является побудительным мотивом не только к минимизации дебиторской задолженности, но и к концентрации внимания на той ее части, которая может быть востребована с прибылью. Поэтому в ее составе необходимо выделение «прибыльной» дебиторской задолженности, что подпадает под условие выполнения второго принципа управления.

Принцип выделения «прибыльной» дебиторской задолженности трансформируется в принцип максимизации прибыли. Это означает обоснованное, аргументированное и отдельное для каждого покупателя решение о минимизации дебиторской задолженности.

Принципы управления дебиторской задолженностью основываются на том, что наиболее предпочтительно ее отсутствие на балансе. Таким образом, авансированные суммы, представленные в виде оборотных средств, не использовались бы в расчетах. Это снижало бы потребность в заемных источниках финансирования оборотных средств предприятия. В этом и состоит сущность принципа минимизации дебиторской задолженности.

Трактовать сомнительные долги предприятию как часть его затрат, необходимых для создания хорошей клиентуры, можно лишь на основе реализации принципа установления кредитных лимитов для каждого покупателя и общего кредитного лимита для новых и, возможно, перспективных покупателей.

Еще один принцип финансовой работы с дебиторской задолженностью — разделение коммерческого и потребительского кредита при продаже товаров. Он может быть представлен как принцип разделения наличного и безналичного денежного оборота. С развитием безналичных расчетов, в том числе и с физическими лицами, отпадает необходимость учета дополнительных издержек предприятием на продажу товаров в кредит, связанных с хранением и инкассацией полученной выручки.

Управление дебиторской задолженностью является одним из важнейших участков работы финансовых служб, которые должны следить за размером не только общей дебиторской задолженности, но и кредиторской задолженности на балансе предприятия. В этом и состоит принцип двойного слежения при управлении дебиторской задолженностью. Если на предприятии за отчетный период сумма дебиторской и кредиторской задолженности на балансе увеличилась, то это свидетельствует о серьезных нарушениях в организации системы финансового управления, а также об уменьшении собственных оборотных средств в оперативном распоряжении вследствие плохой организации и замещению их кредитами банков и коммерческими кредитами.

Таким образом, можно выделить следующие основные принципы управления дебиторской задолженностью:

— принятие решений по каждому виду дебиторской задолженности;

— выделение прибыльной дебиторской задолженности;

— минимизация всех видов дебиторской задолженности;

— максимизация прибыли;

— установление кредитных лимитов для каждого покупателя и общего кредитного лимита;

— разделение коммерческого и потребительского кредита;

— принцип двойного слежения.

3. Анализ дебиторской задолженности

В целях контроля над кредитом и дебиторской задолженностью важно, чтобы система учета на предприятии обеспечивала выполнение анализа де-

биторской задолженности по срокам оплаты и клиентам-покупателям. Приведем условный пример, решение которого представим в виде таблицы.

Таким образом, контроль над дебиторской задолженностью показывает, что клиент под номером 7235 имеет минимальную сумму задолженности 93,76 ф.ст.

Ключевые термины

Дебиторская задолженность Платежеспособность покупателя Финансовое управление поставками продукции

Контроль над выполнением условий продажи товаров

Условия продажи товаров покупателю Политика сбора средств из-за просроченных платежей

Управление дебиторской задолженностью предприятия

Ранжирование дебиторской задолженности по размерам и срокам платежей

Принципы управления дебиторской задолженностью предприятия:

— принятие решений по каждому виду дебиторской задолженности;

— выделение прибыльной дебиторской задолженности;

— минимизация всех видов дебиторской задолженности;

— максимизация прибыли;

— установление кредитных лимитов для каждого покупателя и общего кредитного лимита;

— разделение коммерческого и потребительского кредита;

— принцип двойного слежения Анализ дебиторской задолженности.

Номер Месяцы Промежуточ- Месяцы Всего Дата послед-

клиента ный итог него платежа

0 - 1 1 - 2 2 - 3 0 - 3 3 - 6 6 - 9 9 -12 более 12

2786 431,00 371,29 75,06 877,35 23,91 901,26 12.01.2005 г.

3361 382,00 382,00 101,00 483,00 05.04.2005 г.

3801 205,00 205,00 205,00 16.05.2005 г.

5800 2 000,00 2 000,00 15.08.2005 г.

5851 11 550,00 11 550,00 11 550,00 01.06.2005 г.

7235 53,00 40,76 93,76 27.04.2005 г.

Итого 12 186,00 753,29 75,06 13 014,35 23,91 2 000,00 154,00 40,76 15 233, 02

Общее чис- 3 2 1 6 1 1 2 1 11

ло случаев

Сведения для анализа дебиторской задолженности по срокам ее образования, ф.ст.

Контрольные вопросы

1. Дайте определение понятию «Дебиторская задолженность».

2. Как определить степень платежеспособности клиента?

3. В чем состоит суть поставок товаров в кредит?

4. Можно ли для снижения величины дебиторской задолженности применять гибкую систему ценообразования и систему скидок с цены товара?

5. Как можно управлять дебиторской задолженностью?

6. Назовите и охарактеризуйте принципы управления дебиторской задолженностью.

7. Охарактеризуйте сущность анализа дебиторской задолженности.

8. Опишите методику анализа дебиторской задолженности.

9. Приведите условный пример для анализа дебиторской задолженности по срокам ее образования.

ответы на задания, помещенные В журнале №1 (январь) 2006 г.

1. В первом задании необходимо подготовить счет страхования и счет коммунальных услуг за год, заканчивающийся 30 июня второго года существования фирмы С. Робина.

С. Робин Счет «Коммунальные платежи» за год, заканчивающийся 30 июня второго года функционирования

Платежи Стоимость, ф. ст. Платежи Стоимость, ф. ст.

Первый год Второй год

Июль 1 Июнь 30

Авансовые платежи п/п 125 Счет «Прибыль и убытки» L10 515

Октябрь 19 Июнь 30

Счет «Банк» СВ 250 Авансовые платежи п/п 140

Второй год -

Апрель 4 Счет «Банк» СВ 280 655 655

Июль 1

Авансовые платежи п/п 140

Счет «Страхование»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Платежи Стоимость, ф. ст. Платежи Стоимость, ф. ст.

Первый год Второй год

Июль 1 Июнь 30

Авансовые платежи п/п 80 Счет «Прибыль и убытки» L10 170

Январь 1 Июнь 30 Авансовые платежи п/п 90

Счет «Банк» СВ 180 260

Июль 1 260

Авансовые платежи п/п 90

Лучший способ установить, какие расходы платеж к первому, второму или третьему году. необходимо относить на счет прибылей и убыт- Отчетный период, которым мы занимаемся, от-ков, состоит в том, чтобы привязать каждый носится ко второму году.

Коммунальные платежи, Год, заканчивающийся 30 июня

ф. ст. Первый год Второй год Третий год

Платеж 23 апреля 125 125 -

Платеж 19 октября - -

250

Платеж 24 апреля - 140 140

125 515 140

Страхование, ф.ст. Год, заканчивающийся 30 июня

Первый год Второй год Третий год

Платеж 1 января 80 80 -

Платеж 1 января 80 90 170 90 90

Хотя мы не охватили всего счета прибылей и приведены ниже. Обратите внимание, что в ба-

убытков и всего баланса, тем не менее соответс- лансе указаны остатки, переносимые в новый

твующие суммы, отражающие расходы по счету отчетный период. коммунальных платежей и по счету страхования,

Счет «Прибыли и убытки»

Операции Стоимость, ф. ст.

Первый отчетный период Второй отчетный период Третий отчетный период Четвертый отчетный период

Коммунальные платежи 530

Плюс авансовые платежи в начале года Минус авансовые платежи в конце года 655 125 140 515

Страхование Плюс авансовые платежи в начале года Минус авансовый платеж в конце года 180 260 80 90 170

Балансовый отчет

(фрагмент)

Текущие активы Стоимость, ф. ст.

Отчетный период Отчетный период Отчетный период

Коммунальные платежи 140 - -

Страхование 90 - -

2. Во втором задании необходимо подготовить счета Главной бухгалтерской книги.

Счет К. Гейл

^ 1

Платежи Стоимость, ф. ст. Платежи Стоимость, ф. ст.

Апрель 30 Сальдо к/п 595 Апрель 1 Сальдо п/п 340

Апрель 1 Счет «Закупки товаров» L 6 255

595

90 Май 1 Сальдо п/п 595

Счет Т. Шелли

Платежи Стоимость, ф. ст. Платежи Стоимость, ф. ст.

Апрель 30 Счет «Банк» L1 513 Апрель 1 Сальдо п/п 513

Апрель 30 Сальдо п/п 840 Апрель 23 Счет «Закупки товаров» L6 840

1 353

1 353 Май 1 Сальдо п/п 840

Счет Х. Блоэр

DL1

Платежи Стоимость, ф. ст. Платежи Стоимость, ф. ст.

Апрель 1 Сальдо п/п 985 Апрель 17 Счет «Банк» L1 985

Апрель 4 Счет «Продажи» L 7 450 Апрель 30 Сальдо п/п 1 152

Апрель 22 Счет «Продажи» L7 702 -

2 137 2 137

Май 1 Сальдо п/п 1 152

Счет Д. Форсайт

DL2

Платежи Стоимость, ф. ст. Платежи Стоимость, ф. ст.

Апрель 1 Сальдо п/п Апрель 11 Счет «Продажи» L7 Май 1 Сальдо п/п 340 72 412 412 Апрель 30 Сальдо к/п 412 412

Счет «Банк»

Платежи Стоимость, ф. ст. Платежи Стоимость, ф. ст.

Апрель 1 Сальдо п/п Апрель 17 Х. Блоэр DL1 Май 1 Сальдо п/п 7 500 985 8 485 6 672 Апрель: 2 — Счет «Коммунальные платежи» L2 6 — Счет «Арендная плата» L3 7 — Счет «Заработная плата» L4 11 — Счет «Страхование» L5 14 — Счет «Заработная плата» L4 25 — Т Шелли ^2 30 — Сальдо к/п 600 150 245 75 230 513 6 672 8 485

Счет «Коммунальные платежи»

Платежи Стоимость, ф. ст. Платежи Стоимость, ф. ст.

Апрель 2 Счет «БанкЛ1 600

Счет «Арендная плата» L3

Платежи Стоимость, ф. ст. Платежи Стоимость, ф. ст.

Апрель 6 Счет «БанкЛ1 150

Счет «Заработная плата» L4

Платежи Стоимость, ф. ст. Платежи Стоимость, ф. ст.

Апрель 7 Счет «БанкЛ1 Апрель 14 Счет «БанкЛ1 Май1 Сальдо п/п 245 230 475 475 Апрель 30 Сальдо к/п 475 475

Счет «Страхование» L5

Платежи Стоимость, ф. ст. Платежи Стоимость, ф. ст.

Апрель 11 Счет «БанкЛ1 75

Счет «Закупки товаров»

L6

Платежи Стоимость, ф. ст. Платежи Стоимость, ф. ст.

Апрель 1 К. Гейл CL1 255 Апрель 30 Сальдо к/п 1 095

Апрель 23 Т Шелли ^2 840 -

1 095 1 095

Май 1 Сальдо п/п 1 095

Счет «Продажи»

L7

Платежи Стоимость, ф. ст. Платежи Стоимость, ф. ст.

Апрель 30 Сальдо к/п 1 224 Апрель:

- 4 - Х. Блоэр D1 450

1 224 11 - Д. Форсайт D2 72

22 - Х. Блоэр D1 702

1 224

Май 1 Сальдо п/п 1 224

3. Счета Главной бухгалтерской книги Г. Пэта

Счет «Реклама»

Платежи Стоимость, ф. ст. Платежи Стоимость, ф. ст.

Февраль 28 Счет «Банк» СВ 4 150 Февраль 28 Счет «Прибыли и убытки»

Накопления к/п 250 L10 4 400

4 400 4 400

Март 1 Накопления п/п 250

Счет «Страхование»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Платежи Стоимость, ф. ст. Платежи Стоимость, ф. ст.

Февраль 28 Счет «Банк» СВ 2 400 Февраль 28 Счет «Прибыли и убытки»

- L10 2 200

2 400 Февраль 28 Авансовые платежи к/п -

Март 1 Авансовые платежи п/п 200 200

2 400

Счет «Комиссионные к получению»

Платежи Стоимость, ф. ст. Платежи Стоимость, ф. ст.

Февраль 28 Счет «Прибыли и убытки» Февраль 28 Счет «Банк» СВ 23 400

L10 23 760 Февраль 28 Авансовые платежи к/п 360

- 23 760

23 760

Март 1 Авансовые платежи п/п 360

4. Ответы на задание.

Капитальные затраты - это расходы на такие товары, срок применения которых превышает один год, и поэтому они оказывают довольно длительное воздействие на возможности предприятия создавать прибыль. Такими товарами могут быть основные средства, например, помещения, машины и оборудование, автомобили, мебель, конторское оборудование.

Текущие затраты - это расходы на предметы, потребляемые в процессе производства, услуги и товары для перепродажи. Они существуют менее одного года и оказывают временное воздействие на возможности предприятия создавать прибыль.

Текущие затраты включают расходы на предметы и услуги, которые сразу же потребляются, например, стоимость почтовых отправлений, расходы на телефонную связь, арендная плата

за помещения или оборудование, коммунальные платежи, горючие и смазочные материалы для автомобилей. Товары, закупленные для перепродажи, если они будут при благоприятных условиях, проданы в течение одного года. Бухгалтерское обслуживание или вознаграждение юриста сопряжены с текущими затратами предприятия. Взамен произведенных затрат компания приобретает

необходимые услуги. В понятие «услуги» также включается заработная плата работников.

Текущие доходы — поступления денежных средств, акцептованные долговые инструменты по товарам или услугам текущего характера, например, получаемая арендная плата, продажа товаров, получаемые комиссионные вознаграждения.

Капитальные затраты Текущие затраты Текущие доходы

Покупка фотокопировальной машины Аренда офиса Комиссионные к получению

Комиссионные к оплате Стоимость установки рекламы в витрине Вознаграждения, взимаемые с клиентов

5. Выполняя шестое задание, представлен балансовый отчет клуба «Гурман» по состоянию на 31 мая 2005 г. Учитывая все особенности этого документа и условия контрольного задания, его решение представлено в таблице.

Балансовый отчет клуба «Гурман» по состоянию на 31 мая 2005 г.

№ п/п Наименование статей Стоимость, ф. ст.

1. Статьи актива Цена Амортизация Чистая стоимость активов

Оборудование 500 300 200

Плита 700 200 500

700

2. Материальные ценности: — запасы в наличии на 31 мая 2005 г.; — банковский счет; — дебиторы (взносы); — платежи авансом — страхование 80 4 000 120 50

3. Общая стоимость материальных ценностей 4 250

4. Существующие задолженности: — кредиторы (взносы); — срочные обязательства (гонорар докладчику) - 480 - 120

5. Общая сумма существующих задолженностей - 600

6. Общая чистая стоимость материальных ценностей 3650

4350

7. Накопленный доход на 1 июня 2004 г. Превышение доходов над расходами Баланс на 31 мая 2005 г. 1 975 2 375 4350

6. Разделы балансового отчета компании «Альфа и Омега» по состоянию на 30 апреля 2006 г., в которых отражены остатки по счетам расходов, представлены в виде таблицы.

Разделы балансового отчета компании «Альфа и Омега» за год, заканчивающийся 30 апреля 2006 г.

№ п/п Наименование счета расходов компании Характеристика счета Сумма, ф. ст. Наименование раздела балансового отчета

1. Аренда цеха Дебет 400 Оборотные средства

2. Электроэнергия, отопление и освещение Кредит 250 Текущие обязательства

3. Страхование (гражданская ответственность) Кредит 70 Текущие обязательства

7. В практике бухгалтерского учета используются такие понятия, как капитал и капитальные затраты. Чтобы не произошло их смешения, следует помнить, что счет «Капитал», как известно, является счетом, на котором отражается сумма, инвестированная в производство его владельцем. Поэтому она не имеет прямого отношения к капитальным затратам, о которых шла речь выше. Однако единственная их взаимосвязь состоит в том, что капитальные затраты являются долгосрочными расходами для получения прибыли, а счет капитал отражает суммы, вложенные в дело, чтобы сделать возможным получение этой прибыли.

Литература

1. Дымова И.А. Международные стандарты бухгалтерского учета. М.: Главбух, 2000.

2. Конспект лекций по курсу бухгалтерский учет. Основной курс. Международная ассоциация бухгалтеров. Лондон, 1997.

3. Международные стандарты финансовой отчетности. М.: Аскери - АССА, 1999.

4. Палий В.Ф. Международные стандарты финансовой отчетности (учебное пособие) М.: Инфра - М. 2002.

5. Рожнова О.В. Международные стандарты учета и финансовой отчетности: комментарии, разъяснения, примеры. М.: ФА при Правительстве РФ. 2000.

6. Соловьева О.В. Зарубежные стандарты учета и отчетности. М.: Аналитика - Пресс. 1998.

7. Терехова В.А. Международные стандарты бухгалтерского учета в российской практике. М.: Перспектива.1999.

8. Учет по международным стандартам (учебное пособие). М.: Фонд развития Бухгалтерского учета. 2002.

9. Хендриксон Э.С., Ван Бреда М.Ф. Теория бухгалтерского учета. Пер. с англ. М.: Финансы и статистика. 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.