Научная статья на тему 'Образовательная программа по основам международного бухгалтерского учета'

Образовательная программа по основам международного бухгалтерского учета Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
43
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образовательная программа по основам международного бухгалтерского учета»

ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ОСНОВАМ МЕЖДУНАРОДНОГО БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

Л.А. Чалдаева,

доцент Финансовой академии при Правительстве РФ, аккредитованный преподаватель Международной ассоциации бухгалтеров

В рамках учебной программы обучения основам и правилам ведения бухгалтерского учета с использованием международных стандартов финансовой отчетности продолжаем публикацию курса лекций.

Тема №13.

Учет накоплений, авансовых платежей, капитала и доходов1

2. Порядок оформления счетов начисленных расходов и доходов, авансированных платежей

Известно, что основная цель бухгалтерского учета состоит в истинном и беспристрастном представлении доходности и отражении финансового состояния предприятия. О доходе предприятия свидетельствуют торговый счет и счет прибылей и убытков, а его общее состояние характеризует балансовый отчет.

Торговый счет включает все статьи, в которых содержатся сведения о запасах товаров на начало и конец отчетного периода, приобретении товаров и их транспортировке до места назначения, возврате закупленных товаров в случае обнаружения брака поставщику, продаже товаров, возврате проданного товара и валовой прибыли. Выполнив все соответствующие бухгалтерские записи, можно определить валовую прибыль, которая представляет собой разницу между доходами от реализации и расходами, связанными с этой операцией. После этого значение прибыли или убытка переносится с торгового счета, используя принцип двойной бухгалтерской записи, на счет прибылей и убыт-

1 Окончание. Начало см. в № 7 (55) 2003 г.

ков и корректируется в части авансированных платежей и начисленных расходов и доходов с последующим определением чистой прибыли или убытка от совершенных операций.

Следует отметить, что для того, чтобы обеспечить достоверное представление о результативности деятельности предприятия, необходимо выполнить некоторые корректировки, иначе будет нарушен принцип накопления и соответствия.

Потребность в корректировках возникает тогда, когда готовится набор итоговых счетов, в которых находят отражение все расходы и все поступления от продаж, и другие доходы, относящиеся к данному отчетному периоду. Если будут подсчитаны только остатки на всех счетах, то это требование, скорее всего, не будет выполнено. Например, некоторые счета-фактуры, возможно, были получены, разнесены по Главной бухгалтерской книге и оплачены в данный период, но указанные в них расходы фактически могут относиться к периоду в шесть, девять месяцев или даже годовому. Если отчетный период не покрывает период времени, к которому относятся расходы по данному счету-фактуре, то в счета включены расходы, которые не относятся к соответствующему периоду.

Предположим, что итоговые счета составляются в целом за год по состоянию на 31 декабря первого отчетного года. Так, например, счет «Коммунальные платежи» отражает операции за отчетный период с 1 апреля первого года по 31 марта второго года. Если счета закрываются без какой-либо корректировки, то счет «Коммунальные платежи» будет включать расходы за период с 1 января до 31 марта второго года, что является неправильным действием, искажающим реальную действительность.

Может также возникнуть обратная ситуация, когда, например, заработная плата рабочих за последнюю неделю декабря не выплачена до первой недели января. Если эту заработную плату отразили в Главной бухгалтерской книге за январь, тогда часть расходов по заработной плате первого года показана в счетах второго года.

Без труда можно заметить существенное различие между кассовой книгой, торговым счетом, счетом прибылей и убытков. Кассовая книга содержит поступления и платежи, которые, несмотря на то, что фактически получены или оплачены, но не относятся к отчетному периоду, в котором проводились расчетные операции. С другой стороны, торговый счет и счет прибылей и убытков должны включать все суммы, относящиеся к отчетному периоду, независимо от того, были они фактически оплачены, получены, или нет. Поэтому по любому отчетному периоду существует кассовая позиция и показатели прибыли.

Рассмотрим корректировку счетов, связанных с остатками товарно-материальных запасов. Предположим, что существуют некоторые позиции, связанные с материалами, которые приобретались не для использования в производственных операциях и не для перепродажи. По этой причине их стоимость отражается по дебету соответствующего номинального счета, и вполне вероятно, что на конец финансового года будут существовать запасы таких товаров, например запасы канцелярских принадлежностей для использования в офисе. А если на конец года имеется в наличии товарный запас, то его необходимо учитывать.

Ситуация, в которой возникает необходимость в выполнении корректировок счетов, выглядит следующим образом. Предположим, что в октябре в учете компании «Беста» были зарегистрированы поступления от продажи товаров за наличные и от А. Смога, который должен был оплатить счет в сентябре. В то же время компания, начисляя заработную плату в октябре, 100 ф. ст., должна была выплатить в сентябре. В целом поступления и платежи компании в октябре сведены в таблицу.

Поступления - октябрь Продажи за наличные

Ф. ст.

3 000

Платежи - октябрь

Ф.ст.

Зарплата (100 ф. ст. относится к сентябрю) 500

А. Смог (относится к счету за сентябрь)

700 Сырье и материалы 1 200

Страхование 400 Коммунальные

_ платежи 300

3 700 2 400

В дополнение к этим суммам существуют неоплаченные счета за октябрь месяц: зарплата - 120 ф. ст., сырье и материалы - 400 ф. ст., и также известно, что из 400 ф. ст., оплаченных за страхование в октябре, 170 ф. ст. приходится на ноябрь, а коммунальные платежи относятся к периоду с октября по апрель.

Кассовую позицию компании «Беста» легко определить, подсчитав разницу между полученными и оплаченными суммами, т. е. 3 700 ф. ст. минус 2 400 ф. ст. = 1 300 ф. ст. Эту сумму нельзя считать прибылью за октябрь месяц, потому что некоторые оплаченные счета относятся к сентябрю или ноябрю, в то время как другие статьи, касающиеся октября, не были оплачены вовсе.

Прибыль компании «Беста» за октябрь.

Доход-октябрь Расходы - октябрь

Ф.ст. Ф.ст. Ф.ст. Ф.ст.

Объем продаж 3 000 Зарплата

выплаченная 500 Минус за сентябрь ¡00

400

Плюс за октябрь еще не выплаченная 120

520

Сырье и материалы оплаченные 1 200

Плюс причитающиеся, но не оплаченные 400

1 600

Страхование оплаченное Минус за ноябрь

400 170

Коммунальные платежи оплаченные Минус за период с ноября по апрель

300

250

230

50

2 400

Эти вычисления показывают, что на самом деле сумма прибыли за октябрь составила 600 ф. ст., а не 1 300 ф. ст., как указано в Кассовой книге.

Доход = поступления + суммы непогашенной дебиторской задолженности - полученные суммы, но не относящиеся к отчетному периоду = поступления + начисленные доходы - авансированные платежи

Расходы = платежи + суммы непогашенной кредиторской задолженности - произведенные платежи, но не относящиеся к отчетному периоду = платежи + начисленные расходы - авансированные платежи

Существуют две формы корректировки счетов.

Формы корректировки, которые будут рассмотрены, представляют собой начисленные и авансированные платежи. Эти же принципы применяются к начисленным и авансированным доходам. На условном примере продемонстрируем формы корректировки записей бухгалтерской отчетности, когда начисленные и авансированные платежи подлежат отражению в соответствующие отчетные периоды. Начисленные расходы

ОТЧЕТНЫЙ ПЕРИОД

январь 1 декабрь 31

Аренда оплаченная (3 300 ф. ст.)

~ -^н с 1 января по 30 ноября

(300)

Для завершения отчетного периода важно, чтобы арендная плата за декабрь была суммирована с арендной платой за период с января по ноябрь включительно. Мы делаем это, записывая начисленную сумму по дебету счета аренды, с последующим переносом образовавшейся суммы на следующий отчетный период, но уже по кредиту счета.

Авансированные расходы

ОТЧЕТНЫЙ ОТЧЕТНЫЙ

ПЕРИОД № 1 ПЕРИОД № 2

1 января декабрь 31 декабря

30 июня Страхование 30 июня оплачено (500 ф. ст.)

В данном примере заштрихованная часть, относящаяся к периоду январь - июнь второго отчетного периода, должна быть вычтена, потому что она относится к более позднему отчетному периоду. Таким образом, кредитуется счет страхования на сумму авансированного платежа, и предварительная оплата отражается по дебету счета.

По этим иллюстрациям можно сделать вывод о том, что окончательные счета по состоянию на 31 декабря включают расходы, относящиеся исключительно только к этому периоду, и никакие другие. В данном случае в отношении рассматриваемого отчетного периода можно употребить термин «туннельное видение».

Существуют и другие формы начисления окончательных итогов. Например, если товары были направлены клиенту в конце декабря, но выставление счета-фактуры клиенту не состоялось до января, в этом случае необходимо приплюсовать эту сумму к счету продаж. В конце концов, запасы уменьшились фактически в результате отгрузки товаров. Если не произвести поправку, то произойдет занижение прибыли на стоимость отправленных товаров. Для исправления сложившегося положения следует произвести кредитование счета продаж на сумму отправленных товаров.

При выполнении операций необходимо обратить внимание на следующие нюансы:

1. Счет прибылей и убытков должен отражать только те суммы, которые имеют отношение к данному отчетному периоду.

2. Суммы, которые не относятся к текущему отчетному периоду, должны быть перенесены на отдельный счет, чтобы их можно было правильно отразить в соответствующем отчетном периоде. Перенесенные на отдельный счет суммы показываются в балансе предприятия, поскольку он отражает текущее состояние предприятия.

Для пояснения приведем условный пример.

Пример 6. Фирма «Кулинар» является клубом поваров-любителей. Членами клуба в 2000 - 2001 гг. состояли 100 человек, на следующий год в их состав вошли еще 20 человек.

Деятельность клуба характеризуется следующими показателями.

В течение года, окончившегося 31 мая 2002 г., клуб провел 24 собрания и на выходные дни организовал для своих членов одну экскурсионную поездку.

Членский взнос за год, который закончился 31 мая 2001 г., составил 50 ф. ст., а на конец мая 2002 г. взнос уже был равен 60 ф. ст. Членский взнос за следующий год, который закончится 31 мая 2003 г., составит 65 ф. ст.

Все члены клуба обязаны платить членские взносы.

В апреле 2001 г. 11 членов клуба заплатили членские взносы за 2001 - 2002 гг. в размере 50 ф. ст.

В июле 2001 г. еще 5 человек оплатили свое членство в клубе в размере 50 ф. ст. за 2000 -

2001 гг. вместе с очередными взносами за 2001 -

2002 гг.

В апреле 2002 г. 8 человек внесли членский взнос в сумме 60 ф. ст. за 2002 - 2003 гг. К тому же на 31 мая 2002 г. еще 2 члена клуба остались должны за 2001 - 2002 гг. в размере 60 ф. ст.

Все остальные члены клуба заплатили взносы в течение года.

На 31 мая 2001 г. не было задолженностей по оплате членских взносов, за исключением тех вышеуказанных 5 членов, которые просрочили платежи.

Правилами клуба установлено, что тот, кто просрочил оплату членских взносов, должен заплатить по соответствующему тарифу за год, когда фактически причитался платеж. Одновременно тем, кто платит заранее, разрешается внести взнос по меньшему тарифу за настоящий год, вместо большего тарифа за следующий год.

Исходя из этого, 31 мая 2002 г. можно оценить положение с оплатой членских взносов за предыдущие годы членами клуба «Кулинар». Выяснилось, что:

- 11 членов клуба заплатили заранее за 2001 -

2002 гг. по тарифу предыдущего года 50 ф. ст.;

- 5 членов клуба заплатили позже за 2000 - 2001 гг.

по тарифу этого же года 50 ф. ст.;

- 8 членов клуба - заплатили заранее за 2002 -

2003 гг. по тарифу года 2001 - 202 гг. - 60 ф. ст.

В итоге на 31 мая 2002 г. неплательщиками

оказались всего 2 члена клуба, у которых осталась задолженность по оплате членских взносов по 60 ф. ст.

Члены клуба «Кулинар», присутствующие на собраниях, должны при входе платить по 2 ф. ст. за ингредиенты. Общие собрания клуба в прошлом году посетили 950 человек. В течение года на сумму 1 850 ф. ст. были закуплены ингредиенты.

В отчетном году клуб частично финансировал поездку 20 своих членов на курсы поваров, которые внесли за обучение по 150 ф. ст. Всего курс обучения стоил 3 500 ф. ст., плюс 100 ф. ст. за наем автобуса и 40 ф. ст. за экскурсию в винный погреб. Расходы на приглашенных докладчиков составили 1 800 ф. ст., еще 120 ф. ст. причитаются докладчику за выступление на последнем собрании в отчетном году.

Клуб снимает зал для своих собраний. В году, который окончился 31 мая 2002 г., аренда зала стоила 1 500 ф. ст. Клуб также платил за

пользование шкафом для хранения инвентаря, что стоило ему 10 ф. ст. в месяц. Страховка инвентаря стоила 48 ф. ст. в год - с 1 апреля по 31 марта 2001 г. В году, который окончился 31 марта 2002 г., - 60 ф. ст.; в году, который оканчивается 31 марта 2003 г. - 65 ф. ст. Страховые премии оплачивались 1 апреля каждого года.

На балансе клуба «Кулинар» находится разнообразное оборудование. На 1 апреля 1999 г. его стоимость составляла 500 ф. ст. Руководством клуба было принято решение, что оно будет равномерно списываться в течение пяти лет без какой-либо ликвидационной стоимости, начиная с 1 июня 1999 г. Первая уценка была проведена в год, окончившийся 31 мая 2000 г. 1 июня 2001 г. клуб приобрел новую плиту по цене 700 ф. ст. В настоящее время клуб продолжает владеть плитой, ее стоимость будет равномерно списываться в течение трех лет с остаточной стоимостью в размере 100 ф. ст.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На 1 июня 2001 г. у клуба был небольшой запас основных ингредиентов, оцененный в 10 ф. ст., а на 31 мая 2002 г. остатки ингредиентов были оценены уже в сумме 80 ф. ст.

Письменные принадлежности и печать рецептов стоили клубу 200 ф. ст. в год, секретарь бесплатно пользовался услугами клуба и получил гонорар в окончившемся 31 мая 2002 г. в сумме 100 ф. ст.

На 31 мая 2002 г. на расчетном счете клуба в банке находилась сумма 4 000 ф. ст., но не было наличных денег в кассе. На 1 июня 2001 г. накопленный доход клуба составлял 1 975 ф. ст.

Предполагается, что клубом были оплачены все расходы в течение года, если выше не указано иное. Необходимо выполнить следующую работу:

1. Составить счет взносов клуба «Кулинар» за финансовый год, окончившийся 31 мая 2002 г.

2. Составить счет торговых операций клуба «Кулинар» за финансовый год, окончившийся 31 мая 2002 г.

3. Составить счет прихода и расхода по торговым операциям клуба «Кулинар» за отчетный год, окончившийся 31 мая 2002 г. По условиям примера необходимо выполнить три задания.

В первом задании предлагается составить счет взносов членов клуба «Кулинар» за финансовый год, окончившийся 31 мая 2002 г. Согласно существующим в клубе правилам по оплате членских взносов 11 членов клуба заплати-

ли по 50 ф. ст., каждый заранее за 2001 - 2002 гг. Также поступили 8 человек при оплате членских взносов за следующий год, а 5 человек остались должниками за 2000 - 2001 гг. и внесли взнос позже по тарифу 50 ф. ст. После того как подвели итог по оплате членских взносов на 31 мая 2002 г., в долгу перед клубом остались два его участника. Принимая во внимание материалы комментария, задание примера выполнено, результаты расчетов сведены в табл. 5.

Во втором задании необходимо составить счет торговых операций клуба «Кулинар» за финансовый год, окончившийся 31 мая 2002 г. Специфика данного задания состоит в том, что клуб не совершает операций купли-продажи товарно-материальных ценностей и в то же время вступает в подобного рода отношения как потребитель услуг. Тем не менее при составлении счета торговых операций следует руководствоваться рекомендациями приведенного комментария и правилами ведения торговых счетов. Результаты проделанной работы сведены в табл. 6.

В третьем задании следует оставить счет прихода и расхода по торговым операциям клуба «Кулинар» за отчетный год, окончившийся 31 мая 2002 г.

Таблица 5

Счет членских взносов клуба «Кулинар» за финансовый год, окончившийся 31 мая 2002 г.

№ пп Наименование статей Ф. ст. № пп Наименование статей Ф. ст.

1 Перенос неоплаченных взносов (5 х 50) 250 1 Перенос взносов, оплаченных заранее (11 х 50) 550

2 Перенос взносов на счет приходов и расходов 7 090 2 Наличный платеж взносов за 2000 - 2001 гг. (5 х 50) 250

3 Перенос взносов, оплаченных авансом (8 х 60) 480 3 Наличный платеж взносов за 2001 - 2002 гг. (107 х 60) 6 420

4 Наличный платеж взносов за 2002 - 2003 гг. (8 х 60) 480

5 Перенос неоплаченных взносов (2 х 60) 120

Итого: 7 820 Итого: 7 820

Таблица 6

Счет торговых операций клуба «Кулинар» за финансовый год, окончившийся 31 мая 2002 г.

№ пп Наименование статей Ф. ст. Ф. ст. Ф. ст. Ф. ст.

1 Плата за присутствие на собраниях клуба (950 х 2 ф. ст.) 1 900

2 Стоимость ингредиентов на начало года 10

3 Покупка ингредиентов в течение года 1 850

1 860

4 Стоимость остатков ингредиентов на конец года - 80

1 780

5 Чистый доход 120

Это задание не вызывает особых затруднений, поскольку в этом случае применимо элементарное правило подсчета значения превышения доходов над расходами при подведении финансового результата от хозяйственной деятельности клуба поваров любителей «Кулинар».

В итоге, принимая во внимание довольно объемное условие примера, составлен счет взносов клуба «Кулинар» за финансовый год, окончившийся 31 мая 2002 г., счет торговых операций, а также счет прихода и расхода по торговым операциям клуба.

Пример 7. В компании «Альфа и Омега» на 1 мая 2002 г., то есть на начало финансового года, заканчивающегося 30 апреля 2003 года, сальдо расходов в Главной бухгалтерской книге характеризовались следующим образом:

- аренда цеха (предоплата) - 320 ф. ст.;

- электроэнергия, отопление и освещение (начисления) - 200 ф. ст.;

- страхование (гражданская ответственность) (начисления) - 60 ф. ст.

Платежи по этим счетам расходов в течение года, заканчивающегося 30 апреля 2003 г., сведены в табл. 8.

Таблица 7

Счет прихода и расхода по торговым операциям клуба «Кулинар» за отчетный год,

окончившийся 31 мая 2002 г.

№ пп Наименование статей Ф. ст. Ф. ст. Ф. ст.

Приход

1 Взносы 7 090

2 Чистый доход от собраний 120

3 Доход от поездки на курсы поваров (20 х 150 ф. ст.) 3 000

10 210

За вычетом расходов

4 Стоимость поездки: - плата за обучение; - проезд в автобусе; - экскурсия в винный погреб; 3 500 100 40

3 640

5 Расходы на приглашенных докладчиков - оплата лекций; - задолженность по оплате лекции; 1 800 120

1 920

6 Аренда зала 1 500

7 Пользование шкафом (12 х 10 ф. ст.) 120

8 Страховка: - перенос платежа авансом (54 : 12 х 10) - оплата наличными - перенос платежа авансом (60 : 12 х 10) 45 60 (50)

55

9 Печать и писчебумажные принадлежности 200

10 Гонорар секретарю 100

11 Амортизация: - оборудования (500 ф. ст. : 5) - плиты (700 руб. - 100 ф. ст. : 3) 100 200

300

7 835

Превышение доходов над расходами 2 375

Таблица 8

Данные о расходах компании «Альфа и Омега» на 1 мая 2002 г. на аренду цеха

Дата начала платежа Форма оплаты Сумма, ф. ст. Дата окончания платежа

3.07.2002 Оплачено чеком 480 30.09.2002

5.10.2002 Оплачено чеком 480 31.12.2002

6.01.2003 Оплачено чеком 480 31.03.2003

5.04.2003 Оплачено чеком 600 30.06.2003

Примечание, арендная плата цеха была пересмотрена и увеличена с 1 апреля 2003 г. до 600 ф. ст. за квартал.

Таблица 9

Данные о расходах компании «Альфа и Омега» на 1 мая 2002 г. на электроэнергию,

отопление и освещение

Дата платежа Форма оплаты Сумма, ф. ст. Период оплаты

15.06.2002 Оплачено чеком 300 за квартал, закончившийся 31.05.2002

12.09.2002 Оплачено чеком 280 за квартал, закончившийся 31.08.2002

15.12.2002 Оплачено чеком 350 за квартал, закончившийся 30.11.2002

17.03.2003 Оплачено чеком 390 за квартал, закончившийся 29.02.2003

Таблица 10

Данные о расходах компании «Альфа и Омега»на 1 мая 2002 г. на страхование (гражданскую ответственность)

Дата платежа Форма оплаты Сумма, ф. ст. Период оплаты

3.07.2002 Прямое дебетовое списание 300 за квартал, закончившийся 30.06.2002

5.10.2002 Прямое дебетовое списание 280 за квартал, закончившийся 31.09.2002

8.01.2003 Прямое дебетовое списание 350 за квартал, закончившийся 31.12.2002

7.04.2003 Прямое дебетовое списание 390 за квартал, закончившийся 30.03.2003

Примечание: страховая компания с 1 января 2003 г. у ственности с 60 ф. ст. до 70 ф. ст.

В задании требуется:

А. Подготовить следующие счета расходов Главной бухгалтерской книги за год, заканчивающийся 30 апреля 2003 г.:

1. Счет «Аренда цеха»;

2. Счет «Электроэнергия, отопление и освещение»;

3. Счет «Страхование (гражданская ответственность)».

Счета должны содержать начальные и конечные сальдо, суммы, выплаченные в течение года, и операцию перенесения суммы на счет «Прибыли и убытки» за год, заканчивающийся 30 апреля 2003 г.

Счет «Аренда цеха» компании «Альфа и Ом

шчила ежемесячный взнос страхования гражданской ответ-

Б. Подготовить фрагмент счета «Прибыли и убытки» за год, заканчивающийся 30 апреля 2003 г., и показать суммы, перенесенные из каждого из вышеупомянутых счетов.

Задание состоит из двух пунктов. Ответ на первое задание представим в виде таблицы. Счета Главной бухгалтерской книги компании «Альфа и Омега» на 1 мая 2002 г. на год, заканчивающийся 30 апреля 2003 г., выглядят следующим образом.

а). Счета Главной бухгалтерской книги компании «Альфа и Омега» на 1 мая 2002 г.

Таблица 11

» за год, заканчивающийся 30 апреля 2003 г.

Дебет Кредит

Дата Сведения об операции Сумма, ф. ст. Дата Сведения об операции Сумма, ф. ст.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1.05.2002 Сальдо п/п 320 30.04.2003 Прибыли и убытки 1 960

3.07.2002 Банк 480 30.04.2003 Сальдо к/п 400

5.10.2002 Банк 480

6.01.2003 Банк 480

5.04.2003 Банк 600

2 360 2 360

1.05.2003 Сальдо п/п 400

Таблица 12

Счет «Электроэнергия, отопление и освещение» компании «Альфа и Омега» за год, заканчивающийся 30 апреля 2003 г.

Дебет Кредит

Дата Сведения об операции Сумма, ф. ст. Дата Сведения об операции Сумма, ф. ст.

15.06.2002 Банк 280 1.05.2002 Сальдо п/п 200

12.09.2002 Банк 480 30.04.2003 Прибыли и убытки 1 370

15.12.2002 Банк 350

30.04.2003 Сальдо к/п 250

1 570 1 570

1.05.2003 Сальдо п/п 250

Таблица 13

Счет «Страхование (гражданская ответственность)» компании «Альфа и Омега» за год,

заканчивающийся 30 апреля 2003 г.

Дебет Кредит

Дата Сведения об операции Сумма, ф. ст Дата Сведения об операции Сумма, ф. ст.

3.07.2002 Банк 180 1.05.2002 Сальдо п/п 60

5.10.2002 Банк 180 30.04.2003 Прибыли и убытки 760

8.1.2003 Банк 180

7.04.2003 Банк 210

30.04.2003 Сальдо к/п 10

820 820

1.05.2003 Сальдо п/п 70

б). Фрагмент счета «Прибыли и убытки» компании «Альфа и Омега» и суммы, перенесенные из счетов: «Аренда цеха», «Электроэнергия, отопление и освещение», «Страхование (гражданская ответственность)», представлены в виде таблицы 14.

Таким образом, подготовлены следующие счета расходов Главной бухгалтерской книги компании «Альфа и Омега» за год, заканчивающийся 30 апреля 2003 г.:

1. Счет «Аренда цеха»;

2. Счет «Электроэнергия, отопление и освещение»;

3. Счет «Страхование (гражданская ответственность)».

Счета содержат начальные и конечные сальдо, суммы, выплаченные в течение года, также выполнена операция перенесения сумм на счет «Прибыли и убытки» за год, заканчивающийся 30 апреля 2003 г.

Приведем еще один пример, при выполнении которого необходимо вспомнить виды счетов, используемые в зарубежной практике бухгалтерского учета.

Пример 8. Малое предприятие «Офисный мир» занимается оформлением служебных помещений. Предприятие имеет свой фирменный магазин с офисом, торговыми площадями и складом.

В бухгалтерской книге фирмы за год, окончившийся 31 января 2003 г., указаны следующие записи:

для фургона предприятия было закуплено

бензина на 1 500 ф. ст.;

на техобслуживание и ремонт фургона было

израсходовано 600 ф. ст.;

для оснащения магазина было закуплено 2

новых письменных стола на сумму 505, 25

ф. ст., включая НДС;

для заказчика 20 января 2003 г. было закуплено 5 новых стульев по цене 300 ф. ст. каждый. 3 февраля 2003 г. они были проданы заказчику, который полностью рассчитался с предприятием. Фирма «Офисный мир» за выполненный заказ получила 2 100 ф. ст.; для предприятия был куплен новый пылесос по цене 299 ф. ст.;

Счет «Прибыли и убытки» компании «Альфа и <

для магазина за 900 ф. ст. был приобретен новый выставочный шкаф, за доставку которого из кассы предприятия было выплачено 20 ф. ст.;

за установку системы освещения, предусмотренной в шкафу, электромонтер получил 50 ф. ст.;

на отделку офиса заказчика в ноябре 2002 г. фирма израсходовала 6 000 ф. ст. 1 декабря 2002 г., за что заказчик перечислил фирме «Офисный мир» за выполненную работу 9 000 ф. ст.;

на замену рабочего компьютера фирма потратила, включая НДС, 4 465 ф. ст.; плата за коммунальные сборы составила 12 000 ф. ст.;

на покупку трех стульев для офиса фирмы было израсходовано всего 1 050 ф. ст.; на расчетном счете малого предприятия «Офисный мир» 31 января 2003 г. находилось 5 000 ф. ст.

Для ведения хозяйственной деятельности фирма 1 сентября 2002 г. приобрела 500 настольных ежедневников, большая часть которых до 1 января 2003 г. была реализована, и на 31 января 2003 г. в запасе у предприятия осталось всего 30 штук. При покупке настольных ежедневников фирма заплатила 50 ф. ст. за каждую пачку, состоящую из 10 ежедневников, и надеется продать их остатки в течение следующих двух недель по цене 2 ф. ст. за каждый календарь.

Фирма «Офисный мир» относит к основным средствам оборудование стоимостью больше 250 ф. ст. каждое. Предполагается, что все значения стоимости оборудования указаны без учета НДС (17,5%), если из условия задания не вытекает иное. Предприятие зарегистрировано как плательщик налога на добавленную стоимость.

В заданиях требуется:

1. Пояснить следующие выражения:

а) капитальные расходы;

б) расходы, относимые на себестоимость;

в) личные счета;

г) реальные счета;

д) номинальные счета.

Таблица 14

га» за год, заканчивающийся 30 апреля 2003 г.

№ пп Наименование счетов расходов компании Сумма, ф. ст.

1 Аренда цеха 1 960

2 Электроэнергия, отопление и освещение 1 370

3 Страхование (гражданская ответственность) 760

2. Указать, какие из затрат, сделанных фирмой в течение года, можно отнести к капитальным расходам, на себестоимость или они не относятся ни к той, ни к другой категории затрат.

3. Исчислить общую стоимость материальных ценностей, указанных в условии примера, на 31 января 2003 г.

4. Рассчитать первоначальную стоимость каждого из основных средств, закупленных фирмой на 31 января 2003 г.

В задании № 1 необходимо пояснить следующие выражения:

а) капитальные расходы

Капитальными расходами признаются затраты, используемые на приобретение основных средств или наращивание стоимости существующих средств организации.

б) расходы, относимые на себестоимость

Расходы, относимые на себестоимость,

представляют собой денежные средства, расходуемые на осуществление производственно-хозяйственной деятельности в процессе ежедневного управления предприятием.

в) личные счета

Личные счета предназначены для отражения операций с дебиторами и кредиторами.

г) реальные счета

Реальными счетами являются счета, с помощью которых ведется учет имущества.

д) номинальные счета

Номинальными являются счета, в которых

указаны расходы, доход и капитал предприятия.

В задании № 2 следует указать, какие из затрат, сделанных фирмой в течение года, можно отнести к капитальным расходам, на себестоимость, или они не относятся ни к той, ни к другой категории затрат.

Таблица 15

Классификация затрат фирмы «Офисный мир»

Категория затрат Наименование затрат

Капитальные расходы Пылесос

Выставочный шкаф, включая доставку и установку

Компьютер

Три стула

Расходы, относимые на себестоимость Бензин

Ремонт и техобслуживание

Два новых стула

Пять новых стульев

Покупки

Коммунальные сборы

Настольные ежедневники

Затраты, которые не относятся ни к капитальным расходам, ни к расходам, относимым на себестоимость Банковский счет

В задании № 3 необходимо исчислить общую стоимость материальных ценностей, указанных в условии примера, на 31 января 2003 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Материальные ценности:

- пять новых стульев (запас) по цене 300 ф. ст. на общую сумму 1 500 ф. ст.;

- банковский счет 5 000 ф. ст.;

- настольные еженедельники 30 шт. по цене 2 ф. ст. на общую сумму 60 ф. ст.

Общая стоимость материальных ценностей составила 6 560 ф. ст.

Выполняя задание № 4, необходимо рассчитать первоначальную стоимость каждого из основных средств малого предприятия «Офисный мир». Результаты расчета сведены в табл. 16.

№ пп Наименование основных средств Дополнительные расходы, приобретения Цена приобретения, ф. ст. Первоначальная стоимость, ф. ст.

1 Пылесос - 299 299

2 Выставочный шкаф Доставка Установка 900 20 50 970

Компьютер НДС 4.465 4.465

4 Стулья для офиса 3 шт. х 350 ф. ст. 1.050 1 050

Таблица 16

Первоначальная стоимость основных средств малого предприятия «Офисный мир»

Таким образом, в ходе выполнения задания даны пояснения относительно таких понятий, как капитальные расходы, расходы, относимые на себестоимость, личные, реальные и номинальные счета. Указано, какие из затрат, сделанных фирмой в течение года, следует отнести к капитальным расходам, на себестоимость или к другой категории затрат.

Исчислена общая стоимость материальных ценностей, указанных в условии примера, на 31 января 2003 г. и рассчитана первоначальная стоимость каждого из основных средств, закупленных фирмой на 31 января 2003 г.

Ключевые термины

Доход от капитала

Текущий доход

Капитальные затраты

Текущие затраты

Капитализация текущих затрат

Корректировка счетов

Формы корректировки счетов

Контрольные вопросы и задания

1. С. Робин ведет счета коммунальных платежей и страхования в своей Главной бухгалтерской книге. Его финансовый год заканчивается 30 июня. Коммунальные платежи вносятся два раза в год — 1 апреля и 1 октября.

За последние два года им произведены следующие коммунальные платежи:

- 23 апреля первого года 250 ф. ст. (за период с 1 апреля первого года по 30 сентября того же года);

- 19 октября первого года 250 ф. ст. (за период с 1 октября первого года по 31 марта второго года);

- 24 апреля второго года 280 ф. ст. (за период с 1 апреля второго года по 30 сентября второго года).

Страховые премии установлены из расчета 20 пенсов за 100 ф. ст., оплачиваются авансом на 1 января за период с 1 января по 31 декабря первого года. Помещение было застраховано на сумму 80 000 ф. ст. в первом году и на 90 000 ф. ст. во втором году. Платеж за первый год был сделан 1 января, так же, как и за второй год.

Задание - подготовить счет страхования и счет коммунальных услуг за год, заканчивающийся 30 июня второго года.

2. Д. Гранд занимается скобяным бизнесом и на начало финансового года, на 1 апреля, его финансовое положение выглядит следующим образом:

Кредиторы: К. Гейл 340 ф. ст.

Т.Шелли 513 ф. ст.

Дебиторы: X. Блоэр 985 ф. ст.

Д. Форсайт 340 ф. ст.

Остаток в банке: 7 500 ф. ст.

Имеются следующие данные о выставленных чеках и суммах, оплаченных банку:

Чек X. Блоэра на сумму 985 ф. ст., полученный 17 апреля и сразу же переданный в банк.

Чеки, выставленные за:

апрель

апрель

7 11 14

25

Коммунальные платежи за магазин 600 ф. ст. Арендная плата за магазин 150 ф. ст.

Зарплата 245 ф. ст. Страхование 75 ф. ст. Зарплата 230 ф. ст. Т. Шелли 513 ф. ст.

Произведены следующие закупки в кредит:

апрель 1 К. Гейл 300 ф. ст. минус торговая скидка 15% 23 Т. Шелли 1 050 ф. ст. минус торговая скидка 20% Продано в кредит:

апрель 4 X. Блоэр 500 ф. ст. минус 10% торговая скидка 11 Д. Форсайт 80 ф. ст. минус 10%

торговая скидка 22 X. Блоэр 780 ф. ст. минус 10% торговая скидка Задание - требуется подготовить счета Главной бухгалтерской книги, включая счет банка, который ведется в основной части Главной бухгалтерской книги, а не в Кассовой книге. В конце месяца все счета должны быть сальдированы, кроме тех, у которых только одна запись.

3. Г. Пэт организовал свой бизнес 1 марта. В течение первого финансового года за рекламу и страхование было оплачено: Реклама 4 150 ф. ст.

Страхование 2 400 ф. ст.

Кроме того, были получены комиссионные платежи в сумме 23 400 ф. ст. На конец финансового года образовалась задолженность в сум-

ме 250 ф. ст. по расходам за рекламу, задолженность в сумме 360 ф. ст. по комиссионным, и сумма в 200 ф. ст. за страхование была оплачена авансом.

Задание - подготовьте счета Главной бухгалтерской книги по расходам на рекламу, страхование и комиссионные к получению, укажите суммы для включения в счет «Прибыли и убытки». Из счетов должно быть видно, какие суммы включены в балансовый отчет, и, следовательно, перенесены на следующий финансовый год.

4. Задание состоит из вух частей.

А. Объясните значение терминов:

- капитальные затраты;

- текущие затраты;

- текущие доходы.

Б. Г. Стивене - агент по недвижимости. Составьте таблицу с колонками, озаглавленными «капитальные затраты», «текущие затраты» и «текущие доходы», и распределите следующие виды затрат и доходов в соответствии с названиями колонок:

• Комиссионные к получению;

• Аренда за офис;

• Вознаграждения, взимаемые с клиентов;

• Закупка фотокопировальной машины;

• Комиссионные к оплате;

• Стоимость установки рекламы в витрине.

5. Используя исходные данные примера № 6 и учебный материал из темы № 14 «Балансовый отчет», представьте балансовый отчет клуба «Кулинар» по состоянию на 31 мая 2002 г.

6. Используя исходные данные примера № 7 и учебный материал из темы № 14 «Балансовый отчет», указать, в каких разделах балансового отчета компании «Альфа и Омега», составленного на 30 апреля 2003 г., будут отражены остатки по счетам расходов:

• Счет «Аренда цеха»;

• Счет «Электроэнергия, отопление и освещение»;

• Счет «Страхование (гражданская ответственность)».

7. Поясните смысл понятия «Капитал».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.