ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ОСНОВАМ МЕЖДУНАРОДНОГО БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
Л.А. Чалдаева,
доцент Финансовой академии при Правительстве РФ, аккредитованный преподаватель Международной ассоциации бухгалтеров
В рамках учебной программы обучения основам и правилам ведения бухгалтерского учета с использованием международных стандартов финансовой отчетности продолжаем публикацию курса лекций.
Тема 15. Дебиторская задолженность План лекции
1. Финансовая природа дебиторской задолженности
2. Принципы управления дебиторской задолженностью предприятия
3. Анализ дебиторской задолженности
Список рекомендуемой литературы
1. Дымова И.А. Международные стандарты бухгалтерского учета. М.: «Главбух», 2000.
2. Качалин В. В. Финансовый учет и отчетность в соответствии со стандартами СААР. М.: «Дело», 2000.
3. Конспект лекций по курсу бухгалтерский учет. Основной курс. Международная ассоциация бухгалтеров. Лондон, 1997.
4. Кожинов В.Я. Бухгалтерский учет. М.: «Экзамен», 2001.
5. Мюллер Г., Гернон X., Миик Г. Учет: международная перспектива. М.: «Финансы и статистика», 1999.
6. Палий В. Ф. Международные стандарты финансовой отчетности. М.: ИНФРА-М, 2002.
7. Терехова В.А. Международные стандарты бухгалтерского учета в российской практике. М.: «Перспектива», 1999.
8. Стаханов А. Ю. Бухгалтерский баланс. Международные и российские стандарты. М.: «Бизнес-информ», 1999.
1. Финансовая природа дебиторской задолженности
Степень платежеспособности покупателя, его способность оплатить поставленную поставщиком продукцию являются исходным моментом в возникновении дебиторской задолженности. Для проверки платежеспособности покупателя могут быть использованы:
• банк данных о сроках выполнения обязательств потребителями;
• стандартный набор документации для новых покупателей для заключения договора поставки продукции;
• документ, подготовленный службой безопасности предприятия, свидетельствующий о надежности покупателя и его банка;
• официальная информация, опубликованная в виде рейтингов, котировок на рынках, циркулярных писем центральных и
региональных управлений Банка России о злоупотреблениях, об утере документов и ценных бумаг, о недействительности печатей, штампов, лицензий и отдельных финансовых инструментов при оформлении сделок через коммерческие банки;
• проверка банком, обслуживающим продавца, репутации покупателя, его доступа к кредиту по месту открытия расчетных, ссудных, валютных и иных счетов;
• анализ финансовых коэффициентов и количественная оценка кредитного риска.
Финансовое управление поставками продукции в кредит содержит пять основных моментов:
1) принятие решения о платежеспособности покупателя;
2) определение вероятности своевременной оплаты счетов покупателями;
3) решение о величине и продолжительности коммерческого и потребительского кредитов;
4) определение условий продажи товаров;
5) политика сбора денег и решение проблем взыскания денег по просроченному коммерческому и потребительскому кредитам.
Величина и продолжительность предоставления кредита клиентам зависят: от оценки их «кредитной истории», от величины кредитных лимитов, которые устанавливаются в объемах продажи товаров по отпускным ценам, принятым в плане продаж; от действующего на предприятии порядка предоставления кредита в счет кредитного лимита по продолжительности в днях кредитования до оплаты счетов покупателем. Поэтому при решении вопроса о продолжительности и величине кредита, предоставляемого покупателю, необходимо четко фиксировать предъявление в банк платежного документа об уплате и фактическую оплату полученных товаров. Задержка платежных документов по вине банка должна быть оговорена и зафиксирована в договоре.
Контроль над выполнением условий продажи товаров является заключительным этапом управления поставками, так как к этому моменту все решения по проверке покупателя с точки зрения его надежности, целесообразности, размера и срока кредитования уже приняты.
Условия продажи товаров покупателю — комплексное понятие, включающее следующие
обязательные элементы, отражаемые в договорах на поставку продукции:
• порядок поставки - сроки, объемы, комплектация, качество, упаковка, размер партии, место отправки;
• валюту сделки и валюту платежа;
• форму расчетов — наличную или безналичную;
• порядок расчетов или порядок платежа;
• гарантии платежа и штрафные санкции сторон;
• форс-мажорные обстоятельства;
• особые условия;
• платежные реквизиты продавца и покупателя.
Нарушение условий договора об оплате поставленного товара является причиной возникновения дебиторской задолженности. Управление дебиторской задолженностью предприятия требует изучения условий и сроков оплаты счетов-фак-тур каждым покупателем, на основе сформированной информационно-аналитической базы. В этих целях осуществляется ранжирование дебиторской задолженности покупателей по размерам и срокам платежей. Ранжирование задолженности покупателей за отгруженную им продукцию проводится в разрезе товаров отгруженных, срок оплаты которых не наступил, и товаров отгруженных, не оплаченных в срок. По просроченным платежам следует готовить необходимые документы на предъявление штрафных санкций в соответствии с действующим законодательством и договорными условиями.
Политика сбора средств из-за просроченных платежей проводится с учетом конкретных финансово-экономических условий, которые учитывают внутренние и внешние факторы. Решить проблемы по управлению дебиторской задолженностью помогают факторинговые компании, по договору принимающие на себя управление дебиторской задолженностью предприятия, о чем предприятие письменно извещает каждого покупателя.
2. Принципы управления дебиторской задолженностью предприятия
Первым принципом управления дебиторской задолженностью следует считать обязанность принимать финансовыми службами предприя-
тия решения по каждому виду и разновидности имеющейся на балансе дебиторской задолженности. Как известно, любая дебиторская задолженность — это отвлечение из обращения принадлежащих предприятию денежных средств. Данное обстоятельство является побудительным мотивом не только к минимизации дебиторской задолженности, но и к концентрации внимания на той дебиторской задолженности, которая может быть востребована с прибылью. Поэтому в составе дебиторской задолженности необходимо выделение «прибыльной» дебиторской задолженности, что подпадает под условие выполнения второго принципа управления дебиторской задолженностью.
Принцип выделения «прибыльной» дебиторской задолженности дополняется или трансформируется в принцип максимизации прибыли. Это означает обоснованное, аргументированное и отдельное для каждого покупателя решение о минимизации дебиторской задолженности.
Принципы управления дебиторской задолженностью исходят из того, что наиболее предпочтительно ее отсутствие на балансе. Таким образом, авансированные средства, представленные в виде оборотных средств, не отвлекались бы в расчеты. Это снижало бы потребность в заемных источниках финансирования оборотных средств предприятия. В этом и состоит сущность принципа минимизации дебиторской задолженности.
Трактовать сомнительные долги предприятию как часть его затрат, необходимых для создания хорошей клиентуры, можно лишь на основе реализации принципа установления кредитных лимитов для каждого покупателя и общего кредитного лимита для новых и, возможно, перспективных покупателей.
Еще один принцип финансовой работы с дебиторской задолженностью — разделение коммерческого и потребительского кредита при продаже товаров. Он может быть представлен как принцип разделения наличного и безналичного денежного оборота. С развитием безналичных расчетов, в том числе и с физическими лицами, отпадает необходимость учета дополнительных издержек предприятия на продажу товаров в кредит, связанных с хранением и инкассацией полученной выручки.
Управление дебиторской задолженностью на основе принципов управления является одним из важнейших участков работы финансовых служб
предприятия, которые должны следить за размером не только общей дебиторской задолженности, но и кредиторской задолженности на балансе предприятия. В этом и состоит принцип двойного слежения при управлении дебиторской задолженностью. Если на предприятии за отчетный период сумма дебиторской и кредиторской задолженности на балансе увеличилась, то это свидетельствует о серьезных неполадках в организации системы финансового управления на предприятии. Это свидетельствует и об уменьшении собственных оборотных средств в оперативном распоряжении вследствие плохой организации и замещения их кредитами банков и коммерческими кредитами.
Таким образом, принципы управления дебиторской задолженностью следующие:
1) принятие решений по каждому виду дебиторской задолженности;
2) выделение прибыльной дебиторской задолженности;
3) минимизация всех видов дебиторской задолженности;
4) максимизация прибыли;
5) установление кредитных лимитов для каждого покупателя и общего кредитного лимита;
6) разделение коммерческого и потребительского кредита;
7) принцип двойного слежения.
3. Анализ дебиторской задолженности
С целью контроля над кредитом и дебиторской задолженностью важно, чтобы система учета на предприятии обеспечивала выполнение анализа дебиторской задолженности по срокам оплаты и клиентам-покупателям. Приведем условный пример, решение которого представим в виде табл. 1.
Ключевые термины
Дебиторская задолженность
Платежеспособность покупателя
Финансовое управление поставками продукции
Контроль за выполнением условий продажи товаров
Условия продажи товаров покупателю
Таблица 1
Сведения для анализа дебиторской задолженности по срокам ее образования
Клиент Месяцы Промежуточный итог Месяцы Всего Дата последнего платежа
0-1 1-2 2-3 0-3 3-6 6-9 9-12 более 12
2786 431,00 371,29 75,06 877,35 23.91 901,26 12.01.2003
3361 382,00 382,00 101,00 483,00 05.04.2003
3801 205,00 205,00 205,00 16.05.2003
5800 2 000,00 2 000,00 15.08.2003
5851 11 550,00 11 550,00 11 550,00 01.06.2003
7235 53,00 40,76 93,76 27.04.2003
Всего 12 186,00 753,29 75,06 13 014,35 23,91 2 000,00 154,00 40,76 15 233,02
Общее число случаев 3 2 1 6 1 1 2 1 11
Политика сбора средств из-за просроченных платежей
Управление дебиторской задолженностью предприятия
Ранжирование дебиторской задолженности по размерам и срокам платежей
Принципы управления дебиторской задолженностью предприятия:
• принятие решений по каждому виду дебиторской задолженности;
• выделение прибыльной дебиторской задолженности;
• минимизация всех видов дебиторской задолженности;
• максимизация прибыли;
• установление кредитных лимитов для каждого покупателя и общего кредитного лимита;
• разделение коммерческого и потребительского кредита;
• принцип двойного слежения
Анализ дебиторской задолженности.
Контрольные вопросы
1. Дайте определение понятию «Дебиторская задолженность».
2. Как определить степень платежеспособности клиента?
3. В чем состоит суть поставок товаров в кредит?
4. Можно ли для снижения величины дебиторской задолженности применять гибкую систему ценообразования и систему скидок с цены товара?
5. Как можно управлять дебиторской задолженностью?
6. Назовите и охарактеризуйте принципы управления дебиторской задолженностью.
7. Охарактеризуйте сущность анализа дебитор -ской задолженности.
8. Опишите технику анализа дебиторской задолженности.
9. Приведите условный пример для анализа дебиторской задолженности по срокам ее образования.
Ответы на задания, помещенные в журнале № 11, 2003 г. «Международный бухгалтерский учет»
1.
Форма 1 балансового отчета
Моррис Кокке Балансовый отчет по состоянию на 01.01.2004
Ф. ст. Ф. ст. Ф. ст. Ф. ст.
КАПИТАЛ ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА
На начало отчетного периода 30 225 Помещения
9 640
Минус Изъятия: 2 500 Машины и оборудование 3400
Конторская мебель 1 750
27 725 14 790
Минус Чистый убыток 6 930
20 795
ТЕКУЩИЕ ОБОРОТНЫЕ СРЕДСТВА
ПАССИВЫ
Кредиторская задолженность: 1 320 Товарно-материальные запасы 2 040
Л. Кристи Дебиторская задолженность:
1 650
С. Джексон Б. Джонсон 3 450
2 970 С. Льюис 2 360
5 810
Банк 975
Касса 150
8 975
23 765 23 765
средств: помещений, машин и оборудования, конторской мебели, а, следовательно, их остаточной стоимости. Однако если за основу в расчетах принять их первоначальную стоимость, то балансовый отчет будет выглядеть так.
Форма 3 балансового отчета
Моррис Кокке Балансовый отчет по состоянию на 01.01.2004
_Ф. ст.__Ф. ст.__Ф. ст.
30 225
2 500
27 725 6 930
20 795
Первоначальная Минус амортизация Остаточная
стоимость на дату баланса стоимость
Составить балансовый отчет Морриса Кокке, применяя третью и четвертую форму подготовки итогового документа, не представляется возможным из-за отсутствия сведений об учетной политике относительно амортизации основных
КАПИТАЛ
На начало периода Минус Изъятия:
Минус Чистый убыток
Представленные:
Окончание табл.
Ф. ст. Ф. ст. Ф. ст.
ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА
Помещения 9 640
Машины и оборудование 3 400
Конторская мебель 1 750 14 790
ОБОРОТНЫЕ СРЕДСТВА
Товарно-материальные запасы 2 040
Дебиторская задолженность:
Б. Джонсон 3 450
С. Льюис 2 360 5 810
Банк 975
Касса 150
Минус ТЕКУЩИЕ ПАССИВЫ
Кредиторская задолженность:
Л. Кристи 1 320
С. Джексон 1 650 2 970
Чистый оборотный капитал 20 795
Форма 4 балансового отчета
Моррис Кокке Балансовый отчет по состоянию на 01.01.2004
Ф. ст. Ф. ст. Ф. ст.
Первоначальная Минус амортизация Остаточная
стоимость на дату баланса стоимость
ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА
Помещения 9 640
Машины и оборудование 3 400
Конторская мебель 1 750
14 790
ОБОРОТНЫЕ СРЕДСТВА
Товарно-материальные запасы 2 040
Дебиторская задолженность:
Б. Джонсон 3 450
С. Льюис 2 360
Банк 975
Касса 150
8 975
Минус ТЕКУЩИЕ ПАССИВЫ
Кредиторская задолженность:
Л. Кристи 1 320
С. Джексон 1 650
2 970
Чистый оборотный капитал 20 795
КАПИТАЛ
На начало отчетного периода 30 225
Минус Чистый убыток 6 930
Минус Изъятия: 2 500
20 795
Таким образом, составлен балансовый отчет Морриса Кокке на основе формы один, три и четыре.
2. При составлении балансового отчета, Тор-
гового счета и счета «Прибыли и убытки» следует обратить внимание на то, что компания в начале своей деятельности не имела никакого начального запаса.
Мелком Кеплер Торговый счет по состоянию на 31 октября 2003 г.
Ф. ст. Ф. ст.
Закупки товаров 63 880 Реализация товаров 76 240
Минус Запасы на конец отчетного периода 4915
Стоимость проданных запасов (затраты на реализованную продукцию) 58 965
Валовая прибыль 17 275
76 240 76 240
Мелком Кеплер Счет «Прибыли и убытки» по состоянию на 31 октября 2003 г.
Ф. ст. Ф. ст. Ф. ст.
Аренда помещения 2 270 Валовая прибыль 17 275
Минус Авансированные платежи 755 Скидки полученные 25
1 515
Прочие расходы 760
Заработная плата 4210
Оплата электричества 470
Плюс начисленные расходы 55
525
Реклама 1 145
Всего расходов 8 155
Чистая прибыль 9 145
17 300 17 300
Мелком Кеплер Балансовый отчет по состоянию на 31 октября 2003 г.
Ф. ст. Ф. ст. Ф. ст. Ф. ст.
КАПИТАЛ ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА
На начало отчетного периода 8 850 Стеллажи и оборудование 4 750
Минус Изъятия капитала 4 490 4 360
Плюс Чистая прибыль 9 145
ДОЛГОСРОЧНЫЕ
ПАССИВЫ
Заемные средства 3 250
ТЕКУЩИЕ ПАССИВЫ ОБОРОТНЫЕ СРЕДСТВА
Кредиторская задолженность 5 000 Товарно-материальные запасы 4915
Начисленные расходы (плата 55 Дебиторская задолженность 2 160
за электричество) 5 055 21 810 Авансированные расходы (арендные платежи) Банк Касса 755 9015 215 17 060 21 810
Герберт Нитро Торговый счет, счет «Прибыли и убытки» по состоянию на 31 декабря 2003 г.
Ф. ст. Ф. ст. Ф. ст.
Продажи товаров 69 300
Минус Начальный запас 6 100
Закупки 58 700
Всего наличного запаса 64 800
Минус Запасы на конец отчетного периода 8 500
Стоимость запасов проданных/затраты на реализацию продукции 56 300
Валовая прибыль 13 000
Скидки полученные 925
Арендная плата к получению 275
Плюс Доходы 25 300
Всего прибылей 14 225
Минус Расходы
Зарплата рабочих и служащих 7 045
Плюс дополнительные доходы 415 7 460
Коммунальные платежи и страхование 300
Минус авансированные платежи 80 220
Безнадежная задолженность 325
Плюс дополнительные списания 109 434
Общие расходы 865
Скидки предоставленные 1 320
Амортизация - специальные приспособления и оборудование
[10% х (1 400-300)+ 10% х 385] 149
Проценты по займу 60
Убытки от продажи конторских столов (300 - 60 - 105) 135
Всего расходов 10 643
Чистая прибыль 3 582
Герберт Нитро Балансовый отчет по состоянию на 31 декабря 2003 г.
Ф. ст. Ф. ст. Ф. ст. Ф. ст.
Первоначальная Минус Амортиза- Остаточная
ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА стоимость ция на дату отчета стоимость
Земля и здания 7 000 - 7 000
Специальные приспособления и оборудование
(1 400-300 + 385) 1 485 369 1 116
8 485 369 8 116
ОБОРОТНЫЕ СРЕДСТВА
Товарно-материальные запасы 8 500
Дебиторская задолженность 5 740
Минус списанная задолженность 109 5 631
Авансированные коммунальные платежи 80
Арендная плата к оплате 25
Банк 680 14916
Минус ТЕКУЩИЕ ПАССИВЫ
Окончание табл.
Ф. ст. Ф. ст. Ф. ст. Ф. ст.
Кредиторская задолженность Начисления - Зарплата рабочих и служащих - Проценты Чистый оборотный капитал Минус Долгосрочные пассивы Заем, полученный от С. Кроуфорда Представлен: 4 345 415 90 4 850 10 066 18 182 1 200 16 982
КАПИТАЛ На начало отчетного периода Плюс Чистая прибыль Минус Изъятия капитала 15 ООО 3 582 18 582 1 600 16 982
4.
1. Балансовый отчет является заявлением о том, что Вам принадлежит и сколько Вам должны (а)-(з)
2. Балансовый отчет не является частью системы двойных бухгалтерских записей (б) - (е)
3. Балансовый отчет не включает все счета учета (в)-(к)
4. Балансовый отчет с вертикальным расположением статей может содержать статью «Капитал» после статьи «Текущие активы» (метод 4) (г) - (и)
5. В балансе находится статья «Основные средства» до статьи «Текущие активы» (Д) - (ж)
5. (б), (в).
6.
Оцените утверждение Ответ
А. Дебетовые остатки в предварительном балансе являются либо пассивами, либо доходами Ложное
Б. Кредитовые остатки в предварительном балансе являются либо активами, либо расходам Ложное
В. Дебетовые остатки в предварительном балансе являются либо активами, либо расходами Правильное
Г. Если дебетовый остаток в предварительном балансе не является активом, то он должен быть расходом Правильное, если это не изъятие капитала
Д. Если кредитовый остаток в предварительном балансе не является доходом, то он должен быть активом Ложное
Е. Если кредитовый остаток в предварительном балансе не является доходом, то он должен быть пассивом Правильное
3. Статьи из раздела «Текущие активы» в балансовом отчете появятся в предварительном балансе как дебетовые статьи Правильное
Ж. Банковский заем в балансовом отчете (пассив) будет кредитовой статьей в предварительном балансе Правильное
Джордж Шоппинг Счет «Прибыли и убытки» За год, заканчивающийся 28 февраля 2004 г.
Ф. ст. Ф. ст.
Валовая прибыль 32 820
Скидки полученные 1 440
Всего прибыли 34 260
Минус Расходы
Аренда и коммунальные платежи 10 800
Освещение и отопление 6 480
Канцелярские расходы 985
Комиссионные предоставленные 3 720
Скидки предоставленные 1 740
Зарплата рабочих и служащих 11 400
Безнадежная задолженность 150
Расходы автотранспорта 5 040
Общие расходы 6 720 47 035
Чистый убыток (12 775)
Джордж Шоппинг «Балансовый отчет» за год, заканчивающийся 28 февраля 2004 г.
Ф. ст. Ф. ст. Ф. ст.
Основные средства
Машины и оборудование 29 160
Оборотные средства
Товарно-материальные запасы 3 500
Дебиторская задолженность 11 735
Банк 935 16 170
Минус: Текущие пассивы
Кредиторская задолженность 14 545
Чистый оборотный капитал 1 625
Баланс 30 785
Финансируется за счет:
Капитал
на начало отчетного периода 54 000
Минус Чистый убыток 12 775 41 225
Минус Изъятие капитала 10 440
Баланс 30 785
8.
Ирин Ридни Торговый счет по состоянию на 31 декабря 2003 г.
Ф. ст. Ф. ст. Ф. ст.
Начальные запасы 76 200 Продажи 196 400
Закупки товаров 84 200
Минус Возврат закупленного товара 600
Чистый объем закупленного товара 83 600
Всего наличных запасов 159 800
Ф. ст. Ф. ст. Ф. ст.
Минус Запасы на конец отчетного периода 85 ООО
Стоимость проданных запасов (затраты на реализацию товара) 74 800
Валовая прибыль 121 600
196 400 196 400
Ирин Ридни Счет «Прибыли и убытки» по состоянию на 31 декабря 2003 г.
Ф. ст. Ф. ст. Ф. ст.
Заработная плата 22 400
Плюс Начисленная заработная плата 800
23 200
Арендная плата 9 000
Страхование 4 000
Запасы канцелярских товаров 8 400
Минус Запасы на конец отчетного периода 8 000
400
Амортизационные отчисления 1 600
Прочие расходы 8 000
Всего расходов 46 200
Чистая прибыль 75 400
121 600 121 600
Ирин Ридни Балансовый отчет по состоянию на 31 декабря 2003 г.
Ф. ст. Ф. ст. Ф. ст. Ф. ст.
Основные средства Капитал
Автотранспорт 30 200 на начало отчетного периода 74 400
Минус Резерв на амортизацию 8 400 Минус Изъятия 4 800
21 800
69 600
Плюс Чистая прибыль 75 400
145 000
Оборотные средства Текущие пассивы
Товарно-материальные запасы 85 000 Кредиторская задолженность 22 400
Запасы канцелярских товаров 8 000 Начисленная зарплата 800
23 200
Дебиторская задолженность 13 000
Авансированные платежи - 12 000
страхование
Банк 28 400
146 400
Баланс 168 200 Баланс 168 200