Научная статья на тему 'Образовательная политика и национальная безопасность'

Образовательная политика и национальная безопасность Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
56
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / КРЕАТИВНЫЙ КЛАСС / МОЛОДЕЖЬ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ПРАВОВОЕ СОЗНАНИЕ / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / EDUCATION / EDUCATION POLICY / NATIONAL SECURITY / CREATIVE CLASS / YOUTH / SOCIALIZATION / LEGAL CONSCIOUSNESS / LEGAL CULTURE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Степанов Олег Васильевич, Самыгин Сергей Иванович

Статья посвящена анализу роли образования и образовательной политики в обеспечении национальной безопасности. Авторы исследуют различные аспекты поставленной проблемы и приходят к выводу, что в выработке образовательной политики приоритет должен принадлежать культурным задачам - формированию у молодежи новых ценностных ориентиров, соответствующих современным условиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Степанов Олег Васильевич, Самыгин Сергей Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Education policy and national security

The article concerns the analysis of the role of education and education policy in ensuring national security. The authors examine the different aspects of the above-mentioned problem and conclude that cultural aims such as shaping up new values for the youth according to current circumstances- should be high on the list of priorities in the formulation of education policy.

Текст научной работы на тему «Образовательная политика и национальная безопасность»

О.В. Степанов

доктор социологических наук, профессор, директор Донского педагогического колледжа*

С.И. Самыгин

доктор социологических наук, профессор кафедры управления персоналом и социологии Ростовского государственного экономического университета**

Образовательная политика и национальная безопасность

Образование - один из базовых институтов современного общества. Его основной функцией является социализация молодого поколения - общекультурная и профессиональная. Помимо этой базовой функции, образование является основным каналом распределения социальных статусов и социальной мобильности. Не будет преувеличением сказать, что в современных обществах именно институт образования отвечает за духовное воспроизводство общества.

Массовое образование и государственное регулирование в области образования исторически возникли относительно недавно. Не сразу образование стало общедоступным. Еще в середине ХХ в. даже в наиболее развитых странах среднее и особенно высшее образование было в определенной степени привилегией. Системы образования некоторых стран, например, Франции, были организованы таким образом, что дети из непривилегированных слоев обществ, оканчивая среднюю школу, не имели возможности обучаться далее в силу специфики школьных программ. Однако в конце ХХ - начале XXI в. в наиболее развитых странах образование является достаточно доступным, во многом благодаря определенным действиям государства в этой сфере.

Существуют две основные модели отношений государства и образования, которые можно условно обозначить как англо-американскую и немецкую. В рамках англо-американской модели образование рассматривается в основном как личное дело человека, система образования организуется по принципу производства образовательных услуг, государство не осуществляет централизованного управления образованием, существуют мощные частные учебные заведения. В рамках немецкой модели образование признается во многом государственной задачей,

* Степанов Олег Васильевич, e-mal: oleg19.53@yandex.ru

** Самыгин Сергей Иванович, e-mail: Samygin78_@yandex.ru

государство достаточно активно вмешивается в функционирование института образования на всех уровнях.

Российское образование относится ко второй модели, при этом наследие советского этапа развития российского общества заключается в сохранении более сильного «этатизма» российского образования, чем в Германии. Советская система образования, как известно, являлась полностью огосударствленной, единообразной, централизованно регулируемой. В современных условиях такая модель образования не может быть жизнеспособной. Современное российское образование отошло от советской модели, но в силу исторической инерции сохранило многие её черты.

Специфика российской системы образования накладывает на государство особую ответственность за её развитие и предопределяет необходимость выработки государственной политики в сфере образования, разработки правовых основ регулирования образовательной деятельности. Согласно Национальной доктрине, государство берет на себя: «... - реализацию конституционного права и равные изначальные возможности на получение бесплатного образования высокого качества; - сохранение и развитие единого образовательного пространства России; - формирование в общественном сознании отношения к образованию как высшей ценности гражданина, общества и государства; - условия для полноценного и ответственного обучения и воспитания детей в семье, в государственных и муниципальных образовательных учреждениях; - всестороннюю заботу о здоровье и физическом воспитании и развитии учащихся и студентов»1 и целый ряд других обязательств. Среди стратегических целей в Национальной доктрине образования названо «обеспечение национальной безопасности». Как должна пониматься роль образования и образовательной политики в поддержании и обеспечении национальной безопасности?

«Национальная безопасность» - комплексное понятие, охватывающее систему принципов и планируемых мер по обеспечению защиты интересов нации. Первоначально это понятие имело отношение в основном к обороне. Однако понимание национальной безопасности со временем расширилось и сегодня включает в себя многочисленные составляющие, в том числе обеспечение высокого уровня и качества жизни граждан, защиту их прав и свобод и т.д. В «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» национальная безопасность определяется как «состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и

1 Национальная доктрина образования в Российской Федерации [Электронный ресурс]. иРЬ: http://sinncom.ru/content/reforma/index5.htm (дата обращения: 10.09.2015).

устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность

1

государства»1.

Раздел 5 «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» озаглавлен «Наука, технологии и образование». Таким образом, создатели доктрины вполне осознают значение образования в обеспечении национальной безопасности. В то же время рассмотрение образования в ряду с наукой и технологиями, на наш взгляд, демонстрирует несколько суженное понимание задач образования в обеспечении национальной безопасности. Рассмотрим подробнее содержание раздела.

В первую очередь речь идет, что вполне объяснимо, об обеспечении конкурентоспособности страны в области науки и технологий. Российское общество и российская экономика сегодня являются зависимыми от импорта идей и технологий, что, естественно, ставит под угрозу технологическую безопасность и национальный суверенитет. В связи с этим в стратегии ставится задача преодоления этой зависимости, стимулирования развития научно-исследовательских и образовательных учреждений. Образование в данном ключе понимается в основном как инструмент подготовки кадров для научно-технической деятельности. Это - одна из важных функций образования, но не единственно важная. Кроме того, эта функция образования не может быть реализована в полной мере, если отсутствует необходимый социально-экономический и культурный контекст развития науки.

Развитие науки и технологий представляет собой не просто автономный инструмент добычи знаний, но и результат определенных социокультурных процессов, приведших к возникновению науки как института, который превратился в современных условиях в главный двигатель развития экономики и процветания общества. Для того чтобы этот институт функционировал успешно, необходимы специфические экономические и культурные условия, наличие ценностных установок, определяющих мотивации людей. Для успешного развития науки в экономическом плане необходима востребованность (реальная, а не декларативная) результатов научных исследований, налаженная цепочка между открытием и быстрым его внедрением. Иными словами, научная деятельность процветает там, где она выгодна - как самим исследователям, так и тем, кто финансирует их исследования и использует результаты этих исследований. Современная российская экономика отличается низким интересом к результатам научных исследований. Потому единственным способом стимулирования научной деятельности является государственная политика, но государство не может заменить рыночный спрос. Результатом стимулирования науки в таких условиях является создание «центров роста». Но проблема таких центров в том, что, достигая каких-то отдельных результатов, они не могут изменить ситуацию в целом. Инно-

1 Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года [Электронный ресурс]. URL: http://www.scrf.gov.ru/documents/99.html (дата обращения: 10.09.2015).

вационная деятельность оказывается замкнутой в неких анклавах, но не становится заметной частью экономических отношений, не оказывает значительного влияния на жизнь общества и не может обеспечить переход развития страны на инновационные рельсы. Часто приходится слышать, что в советский период эта задача была решена, и государственное стимулирование науки давало блестящие результаты, особенно в области точных наук.

Советский тип развития был не инновационным, а мобилизационным, и наука была лишь одним из инструментов государственной политики. Общество не было активным субъектом развития. Последствиями этого и стали экономическое отставание и разрушение советского проекта. Современная ситуация характеризуется тем, что, оставив модель мобилизационного развития в прошлом, российское общество не смогло перейти к модели развития инновационного. Проблемы научного и технологического отставания в России сегодня требуют для своего решения не просто мер государственного стимулирования, но гораздо более глубоких культурных и социальных изменений. Возвращаясь к проблеме образования в этом контексте, следует заметить, что образование не может эффективно готовить научные кадры в никуда. Необходим широкий спрос на высококвалифицированных специалистов, которого мы, к сожалению, сегодня не наблюдаем. Отсутствие такого спроса выражается не только в банальном отсутствии рабочих мест, но и в крайне низком уровне оплаты труда соответствующих кадров. Это приводит к снижению мотивации заниматься научной деятельностью, проблеме «утечки мозгов», а также общему падению престижа занятиями научной деятельностью в российском обществе. Это демонстрируют результаты социологических исследований. Так, по данным опроса фонда «Общественное мнение» (ФОМ)1, проведенного в июне 2013 г., наиболее популярными респонденты назвали (в порядке убывания) профессии бизнесмена, программиста, врача, продавца, руководителя, банкира, сотрудника полиции или МЧС, бухгалтера, финансиста, строителя, водителя, чиновника и т.д. Научный работник или ученый не фигурируют среди названных профессий вообще. Опрос показывает отношение российского общества к науке - она просто «не видна» россиянам, что отражает реальное её положение в российском обществе.

Этот результат, казалось бы, выглядит странно на фоне востребованности высшего образования. На самом деле ничего странного нет -для россиян высшее образование выполняет несколько иные функции, чем те, которые отмечены в «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». Высшее образование рассматривается, прежде всего, как канал вертикальной мобильности, что действительно является его важнейшей функцией. Высшее образование необходимо для

1

О профессиях популярных и нужных [Электронный ресурс]. URL: http://fom.ru/Rabota-i-dom/10942 (дата обращения: 08.06.2015).

получения нормальной работы, но при этом, как уже много раз отмечалось разными исследователями, важно не столько само образование, сколько диплом. Таким образом, мы сталкиваемся с парадоксальным явлением - одновременным ростом востребованности и профанацией высшего профессионального образования. На наш взгляд, в этом заключается еще одна угроза национальной безопасности, может быть, не меньшая, чем отставание в сфере науки и технологий.

Существуют угрозы национальной безопасности, не связанные напрямую с техническим и научным отставанием. Например, угрозы в культурной сфере. В глобализирующемся мире под угрозой находятся не только национальный суверенитет, но и национальная культура. Интенсификация межкультурных коммуникаций размывает единое культурное пространство национальных государств. Однако национальная культура - базовый фактор выживания общества. Национальная культура представляет собой систему общих символов, кодов, ценностей, норм, которые обеспечивают эффективное взаимодействие и взаимопонимание граждан национального государства. Национальная культура не уничтожает культурные различия, связанные с этническими, религиозными, региональными особенностями, но сплавляет их в единый сложный организм. Образование в современном обществе является важнейшим фактором не только передачи, но и конструирования национальной культуры. Если народы, населяющие сегодня пространство СНГ, еще сохраняют некоторую культурную общность, то это результат унифицирующего воздействия сначала российской, а после советской культуры, школы и учителя как транслятора этой культуры.

Безопасность культурного пространства во многом зависит от учителя, преподавателя, воспитателя. К сожалению, учительство само находится в состоянии «социальной незащищенности», оно стало жертвой либеральной модернизации образования1.

Учительство современной России одновременно является и тормозом модернизационных процессов, и творческим генератором нового. Двойственность заключается в социальном положении, статусе, престижности учительского труда. Развитие общества невозможно без развития системы образования, а развитие образования предполагает повышение социального статуса учительства и его защищенность. Образование приобрело характер одной из тех сфер человеческой жизни, которые обеспечивают качественные изменения, определяют его устройство и безопасность.

В российских условиях кризис национальной идентичности усугубляется еще и внутренними проблемами, связанными с распадом СССР и утратой прежней коллективной идентичности. Новая российская коллективная национальная идентичность всё еще находится в стадии кон-

1 Степанов О.В. Социальная безопасность учителя как условие создания креативного класса в современной России // Социально-гуманитарные знания. 2012. № 11. С. 91-98.

струирования. Огромную роль в конструировании национальных иден-тичностей играет история - не столько история как наука, сколько тот образ прошлого, который позволяет нации осознать свои истоки и свое единство. За формирование такого образа истории в массовом сознании основную ответственность несет образование. Большая роль принадлежит также тем представителям креативного класса, чья деятельность сосредоточена в области массовой культуры, СМИ, публицистики и журналистики, в других областях творческой деятельности. Однако роль образования невозможно переоценить. В связи с этим понятна актуальность поднятой недавно темы единого учебника истории. При создании подобного учебника важно не допустить крайностей идеологизации, с последствиями которой российское общество хорошо знакомо.

Модель единого учебника (точнее, целой линейки учебников) уже принята и скоро попадет в российские школы. Результаты этого эксперимента покажет будущее. Следует заметить также, что несколько преувеличенными можно считать страхи о насаждении некой новой единой идеологии. При всех проблемах, возникающих в связи с принятием единого учебника, едва ли стоит опасаться тотального насаждения единомыслия с его помощью. Современное российское общество живет в ситуации информационной открытости. Интернет делает возможным доступ практически к любой информации. Всё больше учебных заведений расширяют доступ к своим учебным курсам самой разной тематики. Таким образом, человек, желающий найти необходимую дополнительную информацию, всегда её найдет.

Формирование внятной концепции национальной истории - лишь один из аспектов образовательной деятельности в сфере культуры, затрагивающий проблему обеспечения национальной безопасности. Другой аспект, который необходимо учитывать при выработке образовательной политики, - это воспитание ценностей гражданственности и правосознания у российской молодежи.

Развитое правосознание граждан - фундамент внутренней безопасности общества, поддержание которой - одна из составляющих национальной безопасности. В то же время исследования показывают, что уровень развития правосознания российского населения в целом и российской молодежи в частности не слишком высок.

Так, исследования 1 показывают довольно низкий уровень осведомленности молодых людей о правах и обязанностях, которыми наделены граждане Российской Федерации, - при этом наименее образованные молодые люди склонны преувеличивать свою правовую осведомленность; многие молодые люди имеют смутное представление о том, что такое правовое государство, и т. д. Молодежь не доверяет правоохранительным органам, правовым институтам (адвокату, суду и т. д.),

1 Гордеев К.А. Правосознание современной российской молодежи // Мониторинг общественного мнения. 2009. № 5 (93).

предпочитая им родственников, знакомых, «нужных» или влиятельных людей, прибегает к неформальным методам1.

Низкий уровень правовой культуры молодежи - это не только результат подверженности молодежи различным формам девиации, что является естественным следствием специфического положения этой группы в обществах современного типа. Связанная со спецификой отношений между Российским государством и обществом, эта проблема усугубилась в постсоветский период в результате глубокой социокультурной трансформации и сопровождавшей её аномии. В таких условиях образование должно брать на себя функции формирования правовой культуры российской молодежи. На современном этапе оно не справляется с этой функцией в должной мере.

Выстраивая образовательную политику, государство должно учитывать вызовы национальным интересам. Причем, как нам представляется, приоритет должен принадлежать проблеме своеобразного переформатирования отечественной культуры, хотя традиционно считается, что угрозы национальной безопасности исходят прежде всего из внешнего окружения. Но уязвимость перед внешними угрозами практически всегда следствие внутренней слабости.

Степанов О.В., Самыгин С.И. Образовательная политика и национальная безопасность. Статья посвящена анализу роли образования и образовательной политики в обеспечении национальной безопасности. Авторы исследуют различные аспекты поставленной проблемы и приходят к выводу, что в выработке образовательной политики приоритет должен принадлежать культурным задачам - формированию у молодежи новых ценностных ориентиров, соответствующих современным условиям.

Ключевые слова: образование, образовательная политика, национальная безопасность, креативный класс, молодежь, социализация, правовое сознание, правовая культура.

Stepanov O.V., Samygin S.I. Education policy and national security. The article concerns the analysis of the role of education and education policy in ensuring national security. The authors examine the different aspects of the above-mentioned problem and conclude that cultural aims such as shaping up new values for the youth according to current circumstances-should be high on the list of priorities in the formulation of education policy.

Key words: education, education policy, national security, creative class, the youth, socialization, legal consciousness , legal culture

1 Самыгин П.С. Состояние правового образования в России как фактор правовой социализации учащейся молодежи // Теория и практика общественного развития. 2007. № 1. С. 5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.