Bulletin "Consciousness" / Вестник "Сознание"
✓""•v /"¿\ I This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License (cc) KJJ https://creativecommons.Org/licenses/by/4.0/
m I ^ RESEARCH ARTICLE | НАУЧНАЯ СТАТЬЯ © Shumakova N.B., Belova E.S., 2021
cl http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2686-6846-2021-23-l-4-ll
\ \ Поступила 23.12.2020 /Принята 28.01.2021 | Received 23.12.2020/Accepted 28.01.2021
S УДК \ 159.928
EDUCATIONAL MICROENVIRONMENT AS A CONDITION FOR THE GIFTEDNESS DEVELOPMENT IN SENIOR PRESCHOOL AGE
Shumakova N.B., Belova E.S.
Psychological Institute of the Russian Academy of Education, Moscow, Russian Federation
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ МИКРОСРЕДА КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ОДАРЕННОСТИ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Шумакова Н.Б., Белова Е.С.
ФГБНУ «Психологический институт Российской академии образования», г. Москва, Российская Федерация
Abstract. The article is devoted to the problem of conditions for the development of gifted children in kindergarten. The main attention is paid to the peculiarities of the modern educational microenvironment that contributes to the development of gifted older preschoolers. The article presents the results of a study in which 113 children of 6-7 years old with high intellectual abilities took part. Children attended preparatory groups for kindergartens with different microenvironments. A comparative analysis of the developmental features of extraordinary preschoolers was carried out in an enriched educational microenvironment (40 children) and in a typical microenvironment (73 children). The assessment of intellectual development was carried out using the methodology for diagnosing intellectual abilities of MEDIA, intellectual and creative activity - using a diagnostic game lesson. As a result of univariate analysis of variance, it was found that the educational microenvironment, which allows an intellectually gifted preschooler to realize his need for exploring the world
Аннотация. Статья посвящена проблеме условий развития одаренности детей в детском саду. Основное внимание уделяется особенностям современной образовательной микросреды, способствующей развитию одаренности старших дошкольников. Приводятся результаты исследования, в котором приняли участие 113 детей 6-7 лет с высокими интеллектуальными способностями. Дети посещали
подготовительные группы детских садов с различной образовательной микросредой. Проводился сравнительный анализ особенностей развития неординарных дошкольников в условиях обогащенной образовательной микросреды (40 детей) и в условиях типовой микросреды (73 ребенка). Оценка интеллектуального развития проводилась с помощью методики диагностики интеллектуальных способностей МЭДИС, интеллектуальной и творческой активности - с помощью диагностического игрового занятия. В результате однофакторного дисперсионного
Bulletin "Consciousness" / Вестник "Сознание"
and show his creative abilities, makes a significant contribution to the development of his cognitive initiative and intellectual and creative activity (10.6% of the variance of this indicator at p <0.000), thereby contributing to the favorable development of the potential of children's giftedness. It is shown that the features of the content of education (interdisciplinary nature, cognitive complexity and variety of topics), the dominance of research and creative activity, the relationship of cooperation, the encouragement of creative activity and independent search are specific characteristics of the developing educational microenvironment for gifted preschoolers. It is substantiated that the creation of a developing educational microenvironment for gifted preschoolers is impossible without special training of educators aimed at teaching them to accept and appreciate the uniqueness of the child, to help him interact with other children, to discover his hobbies and to explore the world.
Keywords: educational microenvironment, giftedness, development, senior preschool age
REFERENCES
[1] Psihologija odarennosti detej i podrostkov / Pod red. N.S.Lejtesa. M.: Akademija, 1996. 416 s.
[2] Prakticheskoe rukovodstvo po rabote s detskoj odarennost'ju v rannem i mladshem vozraste [Kollektivnaja monografija] / Sost. N.E.Veraksa i dr. M.-Jakutsk: IP Ivanov S.D. tipografija SMIK, 2019. 304 s.
[3] Kaplan S. & Hertzog N.B. Pedagogy for Early Childhood Gifted Education / / Gifted Child Today. 2016. Vol. 39. Is. 3. P.134-139.
[4] Tihomirova T.N. Intellekt i kreativnost' v uslovijah social'noj sredy. M.: Institut psihologii RAN, 2010. 230 s.
[5] Matjushkin A.M. Koncepcija tvorcheskoj odarennosti// Moskovskaja psihologicheskaja shkola: Istorija i sovremennost'. T.1.Kn.2. M.: PI RAO, MGPPU, 2004. S.84-91.
[6] Shumakova N.B. Obuchenie i razvitie odarennyh detej. M.: Izd-vo MPSI; Voronezh: Izdatel'stvo NPO «MODJeK», 2004. 336 s.
анализа было установлено, что образовательная микросреда, позволяющая интеллектуально одаренному дошкольнику реализовать свою потребность в исследовании мира и проявить свои творческие возможности, вносит существенный вклад в развитие его познавательной инициативы и интеллектуально-творческой активности (10,6% дисперсии этого показателя при p<0,000), способствуя, тем самым, благоприятному развитию потенциала детской одаренности. Показано, что особенности содержания обучения (междисциплинарный характер, когнитивная сложность и разнообразие тем), доминирование исследовательской и творческой деятельности, взаимоотношения сотрудничества, поощрения творческой активности и самостоятельного поиска - специфические характеристики развивающей образовательной микросреды для одаренных дошкольников. Обосновано, что создание развивающей образовательной микросреды для одаренных дошкольников невозможно без специальной подготовки воспитателей, направленной на то, чтобы научить их принимать и ценить уникальность ребенка, помогать взаимодействовать ему с другими детьми, открывать свои увлечения и исследовать мир.
Ключевые слова: образовательная микросреда, одаренность, развитие, старший дошкольный возраст
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИИ СПИСОК
[1]
[2]
Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.С.Лейтеса. М.: Академия, 1996. С. 416
Практическое руководство по работе с детской одаренностью в раннем и младшем возрасте [Коллективная монография] / Сост. Н.Е.Веракса и др. М.-Якутск: ИП Иванов С.Д. типография СМИК, 2019. С. 304
[3] Kaplan S. & Hertzog N.B. Pedagogy for Early Childhood Gifted Education // Gifted Child Today. 2016.Vol. 39. Is. 3. P.134-139.
[4] Тихомирова Т.Н. Интеллект и креативность в условиях социальной среды. М.: Институт психологии РАН, 2010. С. 230
[5] Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности// Московская психологическая школа: История и современность. Т.1.Кн.2. М.: ПИ РАО, МГППУ, 2004. С. 84-91.
Bulletin "Consciousness" / Вестник "Сознание"
[7] Savenkov A.I. Metodika provedenija uchebnyh issledovanij v detskom sadu. Samara: «Uchebnaja literatura», 2007. 32 s.
[8] Shheblanova E.I., Averina I.S., Zadorina E.N. Metodika jekspress diagnostiki intellektual'nyh sposobnostej (MJeDIS) detej 6 - 7 let // Voprosy psihologii. 1994. №4. S.143-146.
[9] Burlakova I.A., Jaglovskaja E.K. Vvedenie [Jelektronnyj resurs] // Vestnik prakticheskoj psihologii obrazovanija. 2020. Tom 17. № 1. S. 7. URL: https://psyjournals.ru/vestnik_psyobr/ 2020/n1/Introduction.shtml (data obrashhenija: 18.12.2020)
[6] Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей. М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004. С. 336
[7] Савенков А.И. Методика проведения учебных исследований в детском саду. Самара: «Учебная литература», 2007. С. 32
[8] Щебланова Е.И., Аверина И.С., Задорина Е.Н. Методика экспресс диагностики интеллектуальных способностей (МЭДИС) детей 6 - 7 лет // Вопросы психологии. 1994. №4. С. 143-146
[9] Бурлакова И.А., Ягловская Е.К. Введение [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2020. Том 17. № 1. С. 7.
URL: https://psyjournals.ru/vestnik_psyobr/ 2020/n1/Introduction.shtml (дата обращения: 18.12.2020)
Conflict of Interest Statement. The authors declare no conflicts of interest.
Contribution of the authors: Shumakova N.B. - conducting research, text writing; Belova E.S. - literature analysis, text writing.
Shumakova N.B. - SPIN ID: 1531-5691; ORCID ID: 0000-0002-2843-6055 Belova E.S. - SPIN ID: 9446-9020; ORCID ID: 0000-0002-6956-8214
Заявление о конфликте интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Вклад авторов: Шумакова Н.Б. — проведение исследования, написание текста; Белова Е.С. — анализ литературы, написание текста.
Шумакова Н.Б. - SPIN ID: 1531-5691; ORCID ID: 0000-0002-2843-6055 Белова Е.С. - SPIN ID: 9446-9020; ORCID ID: 0000-0002-6956-8214
For citation: Shumakova N.B., Belova E.S. Educational microenvironment as a condition for the giftedness development in senior preschool age // Educational bulletin "Consciousness" . 2021. Vol.23. №1. С. 4-11. http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2686-6846-2021-23-1-4-11.
Для цитирования: Шумакова Н.Б., Белова Е.С. Образовательная микросреда как условие развития одаренности в старшем дошкольном возрасте// Образовательный вестник "Сознание". 2021. Т.23. №1. С. 4-11. http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2686-6846-2021-23-1-4-11.
Введение. Исключительная значимость раннего и дошкольного детства в психическом развитии ребенка была осмыслена задолго до нашего времени. Тем не менее, прагматичный XXI век в поисках ресурсов инновационного развития заставил вновь обратиться к проблеме дошкольного обучения детей. Включение дошкольного образования в общую систему образования в нашей стране как раз и было ответом на социальный запрос повышения доступности и качества обучения детей дошкольного возраста, обеспечения
условий для успешного развития каждого ребенка. Впервые в российской истории разработан ФГОС дошкольного образования, ориентированный на максимальную индивидуализацию и, в то же время, социализацию дошкольников и задающий целевые ориентиры обучения, среди которых инициативность и самостоятельность ребенка, развитые творческие способности, любознательность занимают важное место. В связи с этим все большую актуальность приобретает задача создания разнообразных
~ б ~
Bulletin "Consciousness" / Вестник "Сознание"
вариантов образовательной микросреды, обеспечивающих благоприятные условия развития для дошкольников с самыми разными образовательными потребностями и индивидуальными возможностями.
Необходимость соответствия условий образовательной микросреды потребностям и возможностям одаренных детей
неоднократно подчеркивалась
исследователями (Д.Б.Богоявленская,
Л.И.Ларионова, Н.С.Лейтес, А.И.Савенков, Д.В.Ушаков, В.Д.Шадриков, Н.Б.Шумакова, Е.И.Щебланова, J.Freeman, F.Monks, др.). Как отмечал Н.С.Лейтес, чрезвычайно важно, чтобы ребенок с повышенной восприимчивостью к учению и ранними творческими проявлениями прожил детство, не задерживаемый в своем развитии, «получая радость от полноты и своевременности приложения своих сил» [1, с.44]. По мнению исследователей, наличие двух пространств, связанных с зоной ближайшего развития (Л.С.Выготский) и пространством детской реализации (Н.Е.Веракса), позволяют выделить и реализовывать два направления развития одаренных дошкольников [2]. Однако дошкольники с опережающим интеллектуальным развитием,
демонстрирующие высокие показатели когнитивного развития уже на ранних этапах детства, часто испытывают ряд проблем, в том числе и социализации, в дошкольном учреждении, что свидетельствует об отсутствии адекватной образовательной среды для таких детей [3]. Вместе с тем, современное состояние исследований влияния микросреды на развитие способностей, как отмечает Т.М.Тихомирова, отличается теоретической и эмпирической разрозненностью полученных данных [4]. Малоизученной остается специфика этого влияния на этапе дошкольного возраста. В связи с этим, целью нашего исследования было определить особенности
образовательной микросреды,
способствующей развитию одаренности старших дошкольников.
Среди компонентов
образовательной среды ДОУ выделяются такие как взаимодействие участников педагогического процесса, предметно-
пространственная среда и содержание дошкольного образования. В настоящем исследовании сделан акцент на взаимодействии и содержании обучения как определяющих специфику образовательной микросреды старших дошкольников в ДОУ. Мы предположили, что образовательная микросреда существенно влияет на проявление и развитие инициативности, творческой активности и способности к взаимодействию со сверстниками у интеллектуально одаренных старших дошкольников (детей с высокими показателями интеллектуального развития). Для проверки гипотезы были поставлены следующие задачи:
1) Выделить специфические характеристики современной обогащенной образовательной микросреды как условия развития дарований старших дошкольников;
2) определить ее вклад в проявления познавательной инициативы и творческой активности у интеллектуально одаренных старших дошкольников.
Характеристика обогащенной
образовательной микросреды
Для создания образовательной микросреды, адекватной познавательным потребностям и возможностям старших дошкольников, опережающих в интеллектуальном развитии своих сверстников, мы исходили из понимания общей одаренности как высокого творческого потенциала. Такое понимание изложено в концепции А.М. Матюшкина, в которой «познавательные потребности, составляющие психологическую основу доминирования познавательной мотивации у творческого (одаренного) ребенка» являются наиболее общей характеристикой и структурным компонентом творческого потенциала ребенка, а исследовательская (творческая) активность ребенка
рассматривается в качестве внутреннего психологического условия его развития [5, с.85]. В русле этих идей о необходимости создания обогащенной образовательной среды для проявления и развития исследовательской активности ребенка, понимания важности реализации принципа амплификации развития (А.В. Запорожец) и
Bulletin "Consciousness" / Вестник "Сознание
лежит модель развития одаренности в обучении, разработанная и развиваемая Н.Б.Шумаковой на протяжении многих лет [6]. В связи с этим, в ДОУ было организовано взаимодействие участников педагогического процесса и содержание обучения таким образом, чтобы «ребенок с повышенной восприимчивостью к учению и ранними творческими проявлениями» мог реализовать свою потребность исследовать мир и проявить свои возможности. Важно отметить, что, как справедливо подчеркнул А.И.Савенков, «стремление наблюдать и
экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире - важнейшие черты нормального детского поведения» [7, с.4], а каждый здоровый ребенок уже с самого рождения - исследователь. С этой точки зрения, для любого дошкольника очень важно реализовать свою потребность в исследовании [1-3, 7]. Но в нашем случае, мы должны были учесть потребности и возможности детей с высокими способностями. Для того, чтобы обеспечить детям возможность прикоснуться к многообразию окружающего мира в процессе его исследования, удивиться его тайнам и испытать радость открытия, содержание специального курса занятий разрабатывалось на основе принципа тематической междисциплинарной интеграции [6].
Для дошкольников 5-6 и 6-7 лет под руководством Н.Б.Шумаковой совместно с И.Г.Струнгис и М.Е.Ющенко было создано два курса междисциплинарного обучения по темам «Происхождение» и «Структура» соответственно. Каждая такая тема изучается в течение одного года и позволяет дошкольникам в игре и совместной исследовательской деятельности открывать разные грани окружающего мира, его закономерности и связи, выстраивая, таким образом, целостную картину мира. Широта и неопределенность границ изучения таких тем позволяет строить обучение на разном уровне когнитивной сложности и практически на любом содержательном материале, который отбирается с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей с опережающим развитием в соответствии с их
познавательными потребностями и возможностями.
Так, дети открывают, что все, что нас окружает, будь то бабочка, космический корабль или гора Эверест - имеет свое происхождение, свою историю
возникновения. Дети открывают, что происхождение может быть естественным (природным) или искусственным, что если где-то что-то возникло (прибавилось), то где-то что-то исчезло (убавилось) и т.д. Каждое открытие-обобщение, которое дети делают на основе изучения тем из разных областей, становится смысловой нитью, связывающей разрозненные факты и темы, способствуя развитию системного мышления и творческой активности ребенка. Дети задают вопросы и выдвигают гипотезы, экспериментируют, конструируют, лепят, рисуют, придумывают и строят прогнозы, учатся сотрудничать и совместно решать проблемы, радоваться открытиям и успехам друг друга, пробуя себя в разных видах деятельности при изучении природы и искусства, математики и технологий, общества и самого себя. Занятия проводились в течение всего учебного года 34 раза в неделю, в зависимости от «масштаба» исследовательского поиска, развернутого детьми в сотрудничестве с педагогом.
Специальное внимание уделялось вопросам подготовки педагогов к работе с одаренными дошкольниками и созданию развивающей образовательной микросреды. Занятия и тренинги были сфокусированы на том, чтобы научить воспитателей: принимать и ценить уникальность ребенка; помогать взаимодействовать с другими детьми, открывать свои увлечения и исследовать мир; развивать у детей ценности познания, исследования и творчества. Можно отметить, что самым главным и, пожалуй, сложным оказалось «ломать стереотипы» и учить воспитателей принимать и ценить уникальность очень любознательных, но часто плохо дисциплинированных, слишком эмоциональных и подвижных детей. Именно это принятие и понимание особенностей одаренных детей обеспечивало воспитателю возможность для продуктивного
диалогического взаимодействия с ребенком и
Bulletin "Consciousness" / Вестник "Сознание"
построения развивающей образовательной микросреды.
Методы исследования
Для оценки интеллектуального развития детей применялась бланковая методика МЭДИС (методика экспресс - диагностики интеллектуальных способностей),
представляющая собой сокращенный и упрощенный вариант адаптированного Е.И.Щеблановой, И.С.Авериной Мюнхенского теста познавательных способностей [8].
Интеллектуальная и творческая активность дошкольников, их творческое мышление оценивались группой экспертов-психологов (3 человека) по результатам выполнения детьми 4-х заданий в ходе их участия в специально разработанном игровом занятии. Занятие проводилось с группой детей (5-8 человек). Два задания имели отношение к интеллектуальной и творческой активности детей, а два - к логическому мышлению, способности дошкольников к сравнению вещей и понятий, установлению отношений между ними. Игра "Угадай-ка" -пример задания на интеллектуально-творческую активность дошкольников. Детям предлагалось отгадать, что спрятано в шкатулке, задавая любые вопросы, на которые можно ответить только "да" или "нет". Такая игра требовала от ребенка умения вести целенаправленный поиск, соблюдать установленные правила, регулировать свое поведение и внимание, использовать не только свои знания, но и те, который обнаруживаются в процессе поиска благодаря другим участникам занятия. Количество вопросов, заданных ребенком, позволяло
судить о продуктивности его мышления и скорости порождения идей, а содержание вопросов и их динамика - о глубине и разносторонности исследовательской
активности, гибкости и оригинальности мышления. Каждый эксперт подробно фиксировал ответы детей, их вопросы и реакции на реплики ведущего и других детей, и оценивал результаты выполнения заданий по 5-балльной шкале в соответствии с заранее разработанными и согласованными критериями. Итоговый балл за игровое занятие определялся как среднее арифметическое оценок всех экспертов и мог варьировать от 4 до 20.
В исследовании приняли участие 113 дошкольников подготовительных групп детских садов (М = 6,5 лет, количество мальчиков и девочек уравнено). 40 из них были из ДОУ с обогащенной микросредой -экспериментальная группа (Э), другие дети из двух разных ДОУ с типовой образовательной микросредой составили две контрольные группы: К1 (28 детей) и К2 (45 детей). В контрольные группы вошли дети с высокими интеллектуальными способностями (верхний квартиль показателей по методике МЭДИС). Осуществлялся качественный и
количественный анализ данных
(статистический пакет SPSS Statistics 22).
Результаты
В таблице 1 представлены результаты диагностики интеллектуальных способностей и интеллектуально-творческой активности старших дошкольников в группах с разной образовательной микросредой - обогащенной и типовой.
Таблица 1.
Средние значения показателей интеллектуальных способностей и интеллектуально-творческой активности старших дошкольников в разных группах
Группы Интеллектуальные способности (МЭДИС) Комплексный показатель интеллектуально-творческой активности (игровое занятие)
М SD М SD
Экспериментальная группа 16,00* 1,806 15,20** 3,139
Контрольная группа 1 14,75* 1,713 10,57** 4,431
Контрольная группа 2 15,40 2,038 11,49** 4,641
Примечание. *- различия значимы по t-критерию, p<0,05; **- различия значимы, p<0,01.
Bulletin "Consciousness" / Вестник "Сознание"
Table 1.
Average values of indicators of intellectual abilities and intellectual and creative activity of
older preschoolers in different groups
Groups Intellectual abilities (MEDIA) Comprehensive indicator of intellectual and creative activity (play activity)
М SD М SD
Experimental group 16,00* 1,806 15,20** 3,139
Control group 1 14,75* 1,713 10,57** 4,431
Control group 2 15,40 2,038 11,49** 4,641
Note. * - differences are significant according to the t-test,
У интеллектуально одаренных дошкольников, всего год находящихся в условиях обогащенной микросреды, обнаружен достоверно более высокий уровень проявления интеллектуально-творческой активности на игровом диагностическом занятии, чем у их интеллектуально одаренных сверстников из контрольных групп. Как отмечают исследователи, в современной практике дошкольного образования «часто наблюдается отход от принципа амплификации развития» [9,с.7], особенно в старшем дошкольном возрасте, когда в детском саду начинается усиленная подготовка к школе и замещение детских видов деятельности учебной, что затрудняет решение задач развития для всех дошкольников и тем более, для одаренных. Возможно, это обстоятельство и обусловливает столь существенный разрыв в показателях интеллектуально-творческой активности одаренных дошкольников из экспериментальной и контрольных групп.
Для проверки гипотезы о позитивном влиянии обогащенной образовательной микросреды на развитие творческого потенциала дошкольников с высокими интеллектуальными способностями, мы выполнили также однофакторный дисперсионный анализ: в качестве категориального фактора использовался тип образовательной микросреды (независимая переменная) - обогащенная и типовая. Эффект фактора образовательной микросреды оказался статистически значимым для показателя интеллектуально-творческой активности (размер эффекта влияния фактора 10,6% дисперсии этого показателя при
p <0.05; ** - differences are significant, p <0.01.
p<0,000). Таким образом, обогащенная образовательная микросреда среда вносит существенный вклад в проявления интеллектуально-творческой активности у одаренных старших дошкольников.
Заключение
Результаты выполненного исследования свидетельствуют о том, что образовательная микросреда, позволяющая интеллектуально одаренному дошкольнику реализовать свою потребность в исследовании мира и проявить свои творческие возможности, вносит существенный вклад в развитие его познавательной инициативы и
интеллектуально-творческой активности, способствуя, тем самым, благоприятному развитию потенциала детской одаренности.
Специфические характеристики
обогащенной образовательной микросреды для одаренных дошкольников обусловлены особенностями содержания занятий курса междисциплинарного обучения (когнитивная сложность и разнообразие тем), доминированием исследовательской и творческой деятельности,
взаимоотношениями сотрудничества и поощрения творческой активности и самостоятельного поиска.
Создание развивающей
образовательной микросреды для одаренных дошкольников требует специальной подготовки воспитателей, направленной на то, чтобы научить их принимать и ценить уникальность ребенка, помогать ему взаимодействовать с другими детьми, открывать свои увлечения и исследовать мир.
Bulletin "Consciousness" / Вестник "Сознание"
Информация о финансировании: исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-013-00976а.
Information on funding: the study was carried out with the financial support of the Russian Foundation for Basic Research within the framework of research project No. 18-013-00976a.
Corresponding Author: Belova Elena - Ph.D., Leading Research Fellow, Psychological Institute of the Russian Academy of
Education, Moscow
e-mail: [email protected]
Ответственный за переписку: Белова Елена - кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник, ФГБНУ «Психологический институт Российской академии образования», г.Москва
e-mail: [email protected]
_У