Научная статья на тему 'МОТИВАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ В РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ВЫСОКИМ ТВОРЧЕСКИМ ПОТЕНЦИАЛОМ'

МОТИВАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ В РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ВЫСОКИМ ТВОРЧЕСКИМ ПОТЕНЦИАЛОМ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
148
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ / МОТИВАЦИЯ / ДОШКОЛЬНИКИ / ВЫСОКИЙ ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ОДАРЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Белова Е.С.

Статья посвящена одной из актуальных проблем современной психологии - проблеме личностных особенностей в развитии детей с высоким творческим потенциалом. Основное внимание уделяется их мотивационным проявлениям на этапе дошкольного детства. Мотивация рассматривается как важный фактор раскрытия детских способностей и дарований. Используется предложенный А.М.Матюшкиным подход к пониманию и изучению одаренности как предпосылки развития творческой личности. Излагаются результаты эмпирического исследования, целью которого являлось выделение особенностей мотивации дошкольников с высоким творческим потенциалом. В исследовании приняли участие 265 дошкольников 6-7лет. Применение комплекса диагностических методик позволило выделить среди них группу детей (N=52), отличавшихся высоким творческим потенциалом, и провести анализ специфики их мотивационных проявлений в сравнении со сверстниками. Было выявлено, что стремление к познанию нового у них более выражено, чем у сверстников. Выделены различные варианты соотношения мотивационных проявлений. Более половины дошкольников, как среди одаренных, так и среди сверстников, характеризовались сбалансированностью мотивационных проявлений и их выраженностью: им одинаково сильно хотелось, и узнавать новое, учиться новому, и играть. Вместе с тем, готовность быть активными и инициативными в познании наблюдалась у менее трети детей старшего дошкольного возраста, независимо от уровня творческого потенциала. Подчеркивается необходимость учета возрастных особенностей мотивации и индивидуальной вариативности ее проявлений на этапе дошкольного детства для успешного раскрытия детских дарований, гармоничного развития творческой личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOTIVATIVE ASPECTS IN THE DEVELOPMENT OF PRESCHOOLERS WITH HIGH CREATIVE POTENTIAL

The article is devoted to one of the urgent problems of modern psychology - the problem of personality traits in the development of children with high creative potential. The main attention is paid to their motivational manifestations at the stage of preschool childhood. Motivation is seen as an important factor in the disclosure of children's abilities and gifts. The approach proposed by A.M. Matyushkin is used to understand and study giftedness as a prerequisite for the development of a creative personality. The article presents the results of an empirical study, which purpose was to highlight the features of the motivation of preschoolers with high creative potential. The study involved 265preschoolers of 6-7years old. The use of a complex ofdiagnostic techniques made it possible to identify a group of children (N = 52) with a high creative potential among them, and to analyze the specifics of their motivational manifestations in comparison with their peers. It was found that their desire to learn new things was more pronounced than that among their peers. Different variants of the ratio of motivational manifestations are highlighted. More than half of preschoolers, both among the gifted and among their peers, were characterized by a balance of motivational manifestations and their severity: they equally wanted to learn new things and play. At the same time, the willingness to be active and proactive in cognition was observed in less than a third of older preschool children, regardless of the level of their creative potential. The need to take into account the age characteristics of motivation and the individual variability of its manifestations at the stage of preschool child- hoodfor the successful disclosure of children’s talents and the harmonious development of a creative personality is emphasized.

Текст научной работы на тему «МОТИВАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ В РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ВЫСОКИМ ТВОРЧЕСКИМ ПОТЕНЦИАЛОМ»

"Educational bulletin "Consciousness" / "Образовательный вестник "Сознание"

УДК 159.928

http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2686-6846-2020-22-12-28-33

MOTIVATIVE ASPECTS IN THE DEVELOPMENT OF PRESCHOOLERS WITH HIGH CREATIVE POTENTIAL

Belova E.S.

Psychological Institute of the Russian Academy of Education, Moscow, Russian Federation

МОТИВАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ В РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ВЫСОКИМ ТВОРЧЕСКИМ ПОТЕНЦИАЛОМ

Белова Е.С.

ФГБНУ «Психологический институт Российской академии образования», г. Москва, Российская Федерация

Аннотация Статья посвящена одной из актуальных проблем современной психологии - проблеме личностных особенностей в развитии детей с высоким творческим потенциалом. Основное внимание уделяется их мотивационным проявлениям на этапе дошкольного детства. Мотивация рассматривается как важный фактор раскрытия детских способностей и дарований. Используется предложенный А.М.Ма-тюшкиным подход к пониманию и изучению одаренности как предпосылки развития творческой личности. Излагаются результаты эмпирического исследования, целью которого являлось выделение особенностей мотивации дошкольников с высоким творческим потенциалом. В исследовании приняли участие 265 дошкольников 6-7лет. Применение комплекса диагностических методик позволило выделить среди них группу детей (N=52), отличавшихся высоким творческим потенциалом, и провести анализ специфики их мотивационных проявлений в сравнении со сверстниками. Было выявлено, что стремление к познанию нового у них более выражено, чем у сверстников. Выделены различные варианты соотношения мо-тивационных проявлений. Более половины дошкольников, как среди одаренных, так и среди сверстников, характеризовались сбалансированностью мотивационных проявлений и их выраженностью: им одинаково сильно хотелось, и узнавать новое, учиться новому, и играть. Вместе с тем, готовность быть активными и инициативными в познании наблюдалась у менее трети детей старшего дошкольного возраста, независимо от уровня творческого потенциала. Подчеркивается необходимость учета возрастных особенностей мотивации и индивидуальной вариативности ее проявлений на этапе дошкольного детства для успешного раскрытия детских дарований, гармоничного развития творческой личности.

Abstract The article is devoted to one of the urgent problems of modern psychology - the problem of personality traits in the development of children with high creative potential. The main attention is paid to their motivational manifestations at the stage of preschool childhood. Motivation is seen as an important factor in the disclosure of children's abilities and gifts. The approach proposed by A.M. Matyushkin is used to understand and study gifted-ness as a prerequisite for the development of a creative personality. The article presents the results of an empirical study, which purpose was to highlight the features of the motivation of preschoolers with high creative potential. The study involved 265preschoolers of 6-7years old. The use of a complex ofdiagnostic techniques made it possible to identify a group of children (N = 52) with a high creative potential among them, and to analyze the specifics of their motivational manifestations in comparison with their peers. It was found that their desire to learn new things was more pronounced than that among their peers. Different variants of the ratio of motivational manifestations are highlighted. More than half of preschoolers, both among the gifted and among their peers, were characterized by a balance of motivational manifestations and their severity: they equally wanted to learn new things and play. At the same time, the willingness to be active and proactive in cognition was observed in less than a third of older preschool children, regardless of the level of their creative potential. The need to take into account the age characteristics of motivation and the individual variability of its manifestations at the stage of preschool childhoodfor the successful disclosure of children's talents and the harmonious development of a creative personality is emphasized.

"Educational bulletin "Consciousness" / "Образовательный вестник "Сознание"

Ключевые слова: развитие, мотивация, дошкольники, высокий творческий потенциал, одаренность.

Keywords: development, motivation, preschoolers, high creative potential, giftedness.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ СПИСОК

[1] Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности / А.М.Матюшкин //Век психологии. К 100-летию Психологического института Российской академии образования. 1912-2012: материалы конференции (Москва, 24 октября 2012 г.) / Под общ. ред. В.В.Рубцова. — СПб.: Нестор-История, 2012. С.812—818.

[2] Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И.Божович. - СПб.: Питер, 2008. 400с.

[3] Смирнова Е.О. Современная детская субкультура / Е.О.Смирнова // Консультативная психология и психотерапия. 2015. № 4. С.25-35.

[4] Смирнова Е.О, Соколова М.В. Право на игру / Е.О. Смирнова, М.В.Соколова .URL: http://www.psytoys.ru/articles/pravo-na-igru (дата обращения: 10.11.2020).

[5] Слепцова И.Ф. Депривация детской игры как риск современного дошкольного детства. Причины и способы преодоления в условиях ФГОС ДО / И.Ф.Слепцова // Дошкольное воспитание. 2017. №6. С.11-16.

[6] Гавриченко О.В. Игра как фактор формирования идентичности в изменяющемся мире / О.В.Гавриченко // Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование». 2019. № 2. С. 135-143. DOI: 10.28995/2073-6398-2019-2135-143

[7] Гордеева Т.О. Мотивационные предпосылки одаренности: от модели Дж.Рензулли к интегра-тивной модели мотивации [Электронный ресурс] / Т.О.Гордеева // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2011. N 1(15). URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 10.11.2020). 0421100116/0007.

[8] Гордеева Т.О. Мотивация: новые подходы, диагностика, практические рекомендации / Т.О.Гор-деева // Сибирский психологический журнал. 2016. № 62. С. 38-53.

[9] Шумакова Н.Б. Мотивационно-личностные аспекты развития одаренности в подростковом возрасте / Н.Б.Шумакова //. На пороге взросления: сб. научных статей / Под ред. Л.Ф. Обуховой, И.А. Корепановой. М.: МГППУ, 2011. С. 104-113.

REFERENCES

[1] Matjushkin A.M. Koncepcija tvorcheskoj odaren-nosti / A.M.Matjushkin //Vek psihologii. K 100-letiju Psihologicheskogo instituta Rossijskoj akade-mii obrazovanija. 1912-2012: materialy konferencii (Moskva, 24 oktjabrja 2012 g.) / Pod obshh. red. V.V.Rubcova. - SPb.: Nestor-Istorija, 2012. S.812—818.

[2] Bozhovich L.I. Lichnost' i ee formirovanie v detskom vozraste / L.I.Bozhovich. - SPb.: Piter, 2008. 400s.

[3] [3] Smirnova E.O. Sovremennaja detskaja subkul'tura / E.O.Smirnova // Konsul'tativnaja psi-hologija i psihoterapija. 2015. № 4. S.25-35.

[4] Smirnova E.O., Sokolova M.V. Pravo na igru / E.O.Smirnova, M.V.Sokolova . URL: http://www.psytoys.ru/articles/pravo-na-igru (data obrashhenija: 10.11.2020).

[5] Slepcova I.F. Deprivacija detskoj igry kak risk sov-remennogo doshkol'nogo detstva. Prichiny i sposoby preodolenija v uslovijah FGOS DO / I.F.Slepcova // Doshkol'noe vospitanie. 2017. №6. S.11-16.

[6] Gavrichenko O.V. Igra kak faktor formirovanija identichnosti v izmenjajushhemsja mire / O.V. Gavrichenko // Vestnik RGGU. Serija «Psihologija. Pedagogika. Obrazovanie». 2019. № 2. S. 135-143. DOI: 10.28995/2073-6398-2019-2-135-143

[7] Gordeeva T.O. Motivacionnye predposylki odaren-nosti: ot modeli Dzh.Renzulli k integrativnoj modeli motivacii [Jelektronnyj resurs] / T.O.Gordeeva // Psihologicheskie issledovanija: jelektron. nauch. zhurn. 2011. N 1(15). URL: http://psystudy.ru (data obrashhenija: 10.11.2020). 0421100116/0007.

[8] Gordeeva T.O. Motivacija: novye podhody, diag-nostika, prakticheskie rekomendacii / T.O.Gordeeva // Sibirskij psihologicheskij zhurnal. 2016. № 62. S. 38-53.

[9] Shumakova N.B. Motivacionno-lichnostnye aspekty razvitija odarennosti v podrostkovom vozraste / N.B.Shumakova // Na poroge vzroslenija: sb. nauchnyh statej / Pod red. L.F. Obuhovoj, I.A. Kore-panovoj. M.: MGPPU, 2011. S. 104-113.

Conflict of Interest Statement. There is no conflict of interest. Belova E.S. - SPIN ID: 9446-9020; ORCID ID: 0000-0002-6956-8214

Заявление о конфликте интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. Белова Е.С. - SPIN ID: 9446-9020; ORCID ID: 0000-0002-6956-8214

"Educational bulletin "Consciousness" / "Образовательный вестник "Сознание"

Введение. Проблема раннего раскрытия высоких творческих способностей и дарований относится к актуальным и важным проблемам современной психологии одаренности.

В соответствии с концептуальными положениями о творческой одаренности, разработанными А.М.Матюшкиным (концепция «Творческая одаренность») [1], она рассматривается как предпосылка развития творческой личности; высокий творческий потенциал выделяется как основа творческой одаренности. Он заложен с рождения, развивается по мере взросления и может быть выявлен уже в дошкольном возрасте. К наиболее часто наблюдаемым характеристикам неординарного ребенка относится ярко выраженная познавательная потребность, которая реализуется в виде поисковой, исследовательской активности, направленной на открытие нового. Любознательность такого дошкольника может быть очень широкой по спектру интересующих его вопросов и явлений или же концентрироваться на каком-нибудь одном аспекте/вопросе. При этом пытливого малыша отличает инициативность, настойчивость, усидчивость; для него интересен и увлекателен сам процесс творческого поиска. Когда одаренность проявляется в какой-либо одной сфере, наблюдается высокая избирательность ребенка по отношению к исследуемому новому.

Если рассматривать познавательную потребность как ведущую в психическом развитии, то, по мнению Л.И.Божович, развитие предстает как подлинный процесс самодвижения, и познавательная потребность выступает как внутреннее содержание процесса психического развития. Наличие у ребенка все возрастающей и усложняющейся познавательной потребности порождает своеобразную форму деятельности - ролевую, творческую игру, реализующую все основные потребности ребенка: познавательную, в общении, в практическом действии. Игра становится ведущей формой поведения и деятельности детей в дошкольном возрасте, позволяющей усвоение ребенком культуры взрослых [2]. Большое значение игры для развития дошкольников и раскрытия их творческих спо-

собностей неоднократно выделялось многими исследователями (Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Н. Веракса, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, В.С. Мухина, Е.О. Смирнова, Д.Б. Эльконин, E. Singer, S.Sheridan, др.). Однако в последнее время часто отмечается наличие кризисных моментов в развитии игровой деятельности дошкольников: снижается игровая инициатива, возрастает тенденция стереотипизации игр [3-6]. У современных дошкольников, при выраженном стремлении взрослых как можно раньше начать обучение малыша (счету, чтению, др.), остается все меньше времени на самостоятельную игру, и, соответственно, возможностей творческой самореализации в игре. Депривация игровой деятельности в детском возрасте разрушительна для развития инициативы, самостоятельности, саморегуляции, раскрытия способностей и дарований. Однако, несмотря на это продолжают усиливаться тенденции вытеснения игры из системы образования как «избыточного» элемента, как пустой траты времени [4].

Особенно явно выделяются риски в развитии дошкольника с признаками одаренности: чаще всего взрослые отдают приоритет раннему целенаправленному обучению и овладению школьными навыками в противовес развитию творческой игры неординарного ребенка, поддержке его самостоятельного познавательного поиска.

При всем разнообразии теорий и концепций одаренности, исследователи сходятся в мнении, что мотивационные аспекты играют большую роль в развитии одаренности (Д.Б. Богоявленская, Л.И. Ларионова, А.И. Савенков, В.Д. Шадриков, Н.Б. Шумакова, Е.И. Щебланова, J.Freeman, F.Monks, J. Renzulli, R.Sternberg, др.). Вместе с тем мотивация остается пока мало изученной психологической переменной, характеризующей феномен одаренности [7].

В связи с недостаточной изученностью целью исследования было выделение особенностей мотивации дошкольников с высоким творческим потенциалом.

В задачи исследования входило: а) выделение дошкольников с высоким творческим потенциалом; б) анализ особенностей их -—

"Educational bulletin "Consciousness" / "Образовательный вестник "Сознание"

мотивации в сравнении со сверстниками. Теоретическую основу исследования составило представление о творческой одаренности, разработанное А.М. Матюшкиным [1]. Методы исследования. В исследовании приняли участие 265 детей 6-7 лет, посещавших подготовительные группы дошкольных образовательных учреждений Москвы.

Использовался комплекс методов/методик, включавший: Фигурный Тест Е.П. Торренса (адаптированный Е.С. Беловой, Е.И. Щеблановой для дошкольников); Модификация методики Т.В. Дембо, С.Я. Рубинштейн для выявления особенностей оценки ребенком своего стремления узнавать новое и желания играть; модификация методики Л.А. Ясюковой «Цветовые ассоциации»; наблюдения за детьми в процессе игр и занятий; беседы с детьми; экспертная оценка результатов детского творчества (рисунки, поделки и т.д.); опросы родителей, воспитателей об особенностях развития дошкольников. Проводился качественный и количественный анализ данных. Использовался статистический пакет SPSS Statistics 22 (описательные статистики, корреляционный анализ (r Пирсона), анализ различий (t-критерий Стьюдента, Тест Фишера).

Исследование проводилось в два этапа: на первом в результате комплексной диагностики выявлялась группа дошкольников с высоким творческим потенциалом и группа их сверстников, у которых творческий потенциал проявлялся слабее; на втором

этапе проводился анализ мотивационных аспектов развития детей из выделенных групп. Результаты. Были выделены две группы дошкольников: группа I включала 52 ребенка (19,6% от всей выборки), отличавшихся высоким уровнем творческого мышления - главного компонента творческого потенциала (М=64,19; SD=5,27), и равная по количеству группа II (при комплектации которой применялась также и случайная стратегия для обеспечения репрезентативности), в которую вошли дети с средним и низким уровнем творческого мышления (М=45,1; SD=6,24). Сравнительный анализ выявил высоко достоверные различия (р=0.000 по ^критерию Стьюдента) групп по средним показателям выполнения теста Е.П.Торренса, подтвердив тем самым правильность распределения дошкольников по группам и соответствие его целям исследования.

У всех дошкольников из обеих групп было выявлено, как стремление к познанию нового (которое чаще всего связано в понимании дошкольников с занятиями, поиском информации), так и к игровой деятельности, позволяющей реализовать их игровые интересы. У большинства детей выраженность этих стремлений была достаточно высока. Особенно это касалось игровой мотивации. Как видно из Таблицы 1, среднегрупповые показатели желания играть соответствуют высоким значениям и близки между собой (различия минимальны и не достигают уровня значимости).

Таблица 1

Особенности мотивации у дошкольников с высоким творческим потенциалом и их

сверстников

Мотивация Показатели в группах дошкольников (с учетом творческого потенциала)

I II

познавательная 94,13 81,15

игровая 87,31 90,23

Table 1

Features of motivation in preschoolers with high creative potential and their peers

Motivation Indicators in groups of preschoolers (taking into account creative potential)

I II

cognitive 94,13 81,15

pky 87,31 90,23

"Educational bulletin "Consciousness" /"Образовательный вестник "сознание"

В то же время межгрупповые различия выделены были в отношении проявления желания узнавать новое: в среднем по группе у дошкольников с высоким творческим потенциалом оно более выражено, чем у сверстников (р=0,01 по ^критерию Стьюдента).

Проведенный корреляционный анализ выявил взаимосвязь результатов выполнения творческого теста и проявления желания узнавать новое (г=0,302, р=0,002).

Связь положительная, но вопреки ожиданиям, невысокая. Это побудило детальнее рассмотреть индивидуальные мотиваци-онные проявления у дошкольников. Были выделены разные типы соотношения желания познавать и желания играть: а) преобладание познавательной мотивации; б) преобладание игровой мотивации; в) сбалансированность мотивационных проявлений. В соответствии с данными, приведенными в Таблице 2, все три типа соотношений можно выделить у дошкольников и группы I, и группы II.

Таблица 2

Соотношение мотивационных проявлений у дошкольников с высоким творческим потенциалом и их сверстников

Типы соотношения мотивационных проявлений Группы дошкольников (с учетом творческого потенциала), количество детей, %

I II

Преобладание познавательной мотивации 28,85 17,31

Преобладание игровой мотивации 11,54 28,85

Сбалансированность мотивационных проявлений 59,61 53,84

Table 2

The ratio of motivational manifestations in preschoolers with high creative potential and their

peers

Types of ratio of motivation manifestations Groups of preschoolers (taking into account creative potential), number of children %

I II

The predominance of cognitive motivation 28,85 17,31

The predominance of play motivation 11,54 28,85

Balance of motivational manifestations 59,61 53,84

Преобладание желания узнавать новое отмечается у несколько большей части детей из группы I в сравнении с группой II, однако различия не достигают уровня значимости. Противоположная картина наблюдается в отношении дошкольников с преобладающей игровой мотивацией: в группе I их значимо меньше, чем в группе II (р=0,012 по критерию Фишера). Сбалансированность мотивационных проявлений была характерна для более половины дошкольников как из группы I, так и группы II, при этом у всех этих детей за ис-

ключением одного ребенка из группы II выраженность желаний достигала максимальных значений: им одинаково сильно хотелось, и узнавать новое, учиться новому, и играть.

Были проанализированы цветовые предпочтения, которые возникали у дошкольников, когда они выбирали любимый цвет и цвета, на которые были похожи их желания узнавать новое и желание играть. У 36,54% дошкольников группы I и несколько меньшей части (25%) детей группы II любимый цвет ассоциировался с желанием узнавать новое,

"Educational bulletin "Consciousness" / "Образовательный вестник "Сознание"

однако межгрупповые различия не достигали уровня значимости. Ассоциация любимого цвета с желанием играть отмечалась у 32,69% детей группы I и такого же числа детей группы II. Для некоторых дошкольников (17,31% - группы I и 9,62% - группы II) любимый цвет связан был, как с желанием узнавать новое, так и желанием играть.

Выбор ребенком красного (розового, оранжевого) цвета, который можно рассматривать как отражение положительного отношения, готовности к активным действиям, инициативности был отмечен только у 23,08% детей группы I и 26,92% - группы II при выборе цвета желания узнавать. Несколько больше дошкольников (36,54% -группы I и 38,46% - группы II) связывали этот цвет с желанием играть.

Следует отметить, что выбор отдельными детьми черного (серого, коричневого) цвета свидетельствовал об отрицательном отношении, напряжении, связанном с процессом познания (9,62% - группы I и 3,85% -группы II). Дополнительный анализ с привлечением данных бесед с родителями и воспитателями, наблюдений за детьми показал, что у этих дошкольников обнаруживались проблемы с концентрацией внимания, саморегуляцией. Но были дошкольники (3,85% -группы I и 5,77% - группы II), которые выбирали темный цвет как связанный с желанием играть. У них тоже выявлены были трудности развития, но они относились к сфере общения с другими детьми.

Заключение. Результаты проведенного исследования расширяют научные представления об особенностях развития мотивацион-ной сферы детей старшего дошкольного возраста с высоким творческим потенциалом.

Полученные данные согласуются с результатами других исследований [2, 7-9], показавшими сложность, как самого феномена мотивации, так и процесса его изучения.

Дошкольное детство является важнейшим этапом в развитии мотивационной сферы ребенка, формировании его личностных качеств, самосознания, раскрытии его способностей и дарований. Высокий творческий потенциал - основа одаренности у некоторых детей проявляется достаточно рано и требует бережного отношения и поддержки со стороны взрослых. Результаты исследования позволили представить «внутреннюю позицию» неординарных дошкольников в отношении таких значимых составляющих их развитие как желание узнавать новое и желание играть. Было выявлено, что стремление к познанию нового у современных дошкольников с высоким творческим потенциалом более выражено, чем у сверстников. Выделены различные варианты соотношения мотивацион-ных проявлений. Более половины дошкольников, как среди одаренных, так и среди сверстников, характеризовались сбалансированностью мотивационных проявлений и их выраженностью: им одинаково сильно хотелось, и узнавать новое, учиться новому, и играть. Вместе с тем, анализ цветовых ассоциаций позволяет заметить, что готовность быть активными и инициативными в познании наблюдается у менее трети детей старшего дошкольного возраста, независимо от уровня творческого потенциала. Возможно, это обусловлено, как отмечают исследователи, излишней регламентированностью жизни ребенка в предшкольный период, загруженностью занятиями, недостатком времени для свободной игры [3-5].

Учет возрастных особенностей мотивации и индивидуальной вариативности ее проявлений на этапе дошкольного детства способствует раскрытию детских дарований, гармоничному развитию творческой личности.

Ответственный за переписку: Белова Елена Сергеевна - кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник, ФГБНУ «Психологический институт Российской академии образования», г.Москва, электронная почта:

elenasbelova@mail. ru

Corresponding author: Elena Belova - Ph.D., Leading Research Fellow, Psychological Institute of the Russian Academy of Education, Moscow, e-mail: elenasbe-

lova@mail.ru

—--—

~ 33 ~

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.