Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2021. № 3. С. 106-110 State and Municipal Management. Scholar Notes. 2021;(3): 106-110
Проблемы экономики
Научная статья УДК 330.1:330.3
doi: 10.22394/2079-1690-2021-1-3-106-110
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ЭКОСИСТЕМА В МЕТО ДОЛОГИЧЕСКИХ КООРДИНАТАХ ДВУХСЕКТОРНОЙ МОДЕЛИ СМЕШАННОЙ ЭКОНОМИКИ
Оксана Александровна Ищенко-Падукова1, Ирина Викторовна Мовчан2
1 2Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону, Россия
Аннотация. Двухсекторная модель смешанной экономики - методологический инструмент исследования двойственной природы любой социально-экономической структурной организации как на макроуровне, так и в отраслевом, и посферном аспектах. В данной статье проведен анализ сферы образования в методологических координатах двухсекторной модели смешанной экономики, позволяющий расширить понимание как экономической характеристики системы образования, так и ее социальной природы. В координатах модели двухсекторного строения экономика образования предстает концептуальной экосистемой, реализующей как экономические, так и социальные интересы общества.
Ключевые слова: экономика образования, двухсекторная модель смешанной экономики, рыночный сектор сферы образования, нерыночный сектор сферы образования, экосистема образования Для цитирования: Ищенко-Падукова О. А., Мовчан И. В. Образовательная экосистема в методологических координатах двухсекторной модели смешанной экономики / / Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2021. № 3. С. 106-110. https://doi.org/10.22394/2079-1690-2021-1-3-106-110.
Problems of Economics
Original article
EDUCATIONAL ECOSYSTEM IN METHODOLOGICAL COORDINATES OF A TWO-SECTOR MIXED ECONOMY MODEL
Oksana A. Ishchenko-Padukova1, Irina V. Movchan2
1, 2Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russia
Abstract. The two-sector model of a mixed economy is a methodological tool for studying the dual nature of any socio-economic structural organization, both at the macro level and in the sectoral and spheral aspects. This article analyzes the sphere of education in the methodological coordinates of a two-sector model of a mixed economy, which makes it possible to expand the understanding of both the economic characteristics of the education system and its social nature. In the coordinates of the two-sector model, the economy of education appears as a conceptual ecosystem that realizes both the economic and social interests of society.
Keywords: economics of education, two-sector model of mixed economy, market sector of education, non-market sector of education, education ecosystem
For citation: Ishchenko-Padukova O. A., Movchan I. V. Educational ecosystem in methodological coordinates of a two-sector mixed economy model. State and Municipal Management. Scholar Notes. 2021;(3):106-110. (In Russ.). https://doi.org/10.22394/2079-1690-2021-1-3-106-110.
Сфера образования, претерпевающая многочисленные функциональные трансформации, в аспекте своей фундаментальной сущности представляет сочетание экономической и социальной составляющих в своем системном двухсекторном строении, что и предопределяет необходимость анализа данной сферы как высоко значимого для общества социального феномена, так и одной из сфер национальной экономики.
В современной образовательной системе чисто рыночные принципы функционирования не имеют доминирующей ценности, предопределяя приоритет общественной ценности как самого процесса образования, так и образовательных услуг.
© Ищенко-Падукова О. А., Мовчан И. В., 2021
Социальный характер образования, и как процесса, и, как системы, заключается в формировании экосистемного подхода к организации образовательного пространства на всех уровнях.
Однако и современные тенденции развития экономики образования достаточно широко представлены в трудах современных отечественных исследователей, анализ которых показал, что в значительной степени формированию образовательных экосистем способствуют следующие актуальные направления развития образования:
- цифровизация образования и онлайн обучение [1, 2];
- формирование инновационно-внедренческой среды вуза [3];
- усиление реакции образовательной системы на запросы рынка труда [4];
- развитие интеллиджент-маркетинга как инструмента повышения конкурентоспособности вуза [5];
- внедрение компетентностно-ориентированного подхода в развитии образования [6];
- совершенствование системы непрерывного образования [7];
- реинжиниринга методического сопровождения высшего образования [8].
Концепт двухсекторной модели в идеальном строении смешанной экономики [9] основан на линейном характере спроса и предложения при их единичной эластичности. Это обусловливает структурное равенство рыночного и нерыночного секторов смешанной экономики и эффективность такого состояния исходя из постулатов классической экономической теории. Подробный анализ и графическая интерпретация структурного строения экономики образования в координатах двухсекторной модели представлен нами в более ранней публикации [10].
Двухсекторная модель смешанной экономики имеет коэволюционный характер, который проявляется в консолидации и взаимовлиянии рыночного и нерыночного секторов, в их взаимной неисключаемости, а синергетическом эффекте. Однако в двухсекторной модели смешанной экономики изменение степени эластичности спроса и предложения и, соответственно линий их графической интерпретации, трансформирует структурную емкость рыночного и нерыночного секторов. Это важный аспект для анализа как самой смешанной экономики, так и ее сфер, и отраслей. Изменение реакции производителей и потребителей на динамику цены меняет не только графическую конфигурацию модели, но и параметры рыночного и общественного способов получения блага.
Анализ экономики образования наглядно и интуитивно демонстрирует ее двухсекторную смешанную природу, поскольку, с одной стороны, рыночный сектор экономики образования функционирует в соответствии с экономическими законами, но, с другой стороны, образование - социальное благо, конституционное право и в значительной степени фактор экономического роста и воспроизводства трудового и научного человеческого каптала. Именно поэтому подходы к анализу экономики образования, основанные на исключительной рыночности образовательной услуги весьма ограничены и требуют методологического расширения анализом социальной природы сферы образования, но не с позиций социологического, а с позиций экономического или междисциплинарного анализа.
Экономика образования более устойчива к циклическим колебаниям (даже в периоды экономических кризисов вклад экономики образования в ВВП остается относительно стабильным]. Ацикличность экономики образования как сферы общественного производства, тем самым, обусловливает устойчивость и адаптивность национальной макроэкономики к циклической вола-тильности.
Несмотря на стремительный характер количественных и качественных функциональных изменений в экономике образования (онлайн-обучение, дистанционный формат, смена парадигм] ее двойственная фундаментальная природа, общественная роль и базовые функции практически не претерпевают изменений. Функциональные изменения, касающиеся диверсификации предметных моделей и образовательных технологий, трансформации механизмов финансирования способствуют ускорению становления инновационных экосистем, базирующихся, однако, на фундаментальной социально-экономической платформе системы образования как сферы общественного воспроизводства.
При этом необходимо учитывать общественные интересы в сфере образования, поскольку социальная природа экономики образования обусловлена превалированием общественных интересов в образовательной сфере над коммерческими интересами организаций.
Исходя из этих постулатов, следует заключить, что важнейшими экономическими императивами сферы образования являются следующие:
- экономика образования не может быть самоокупаемой, что обусловлено ее некоммерческой природой и высокой социальной значимостью, что имеет правовое конституционное закрепление;
- рыночные тенденции в сфере образования не могут и не должны служить посягательством на интересы общества в сфере образования, а должны быть направлены на расширение спектра рыночного предложения образовательных услуг и обеспечить потребителю альтернативность выбора.
Современные реформы системы образования во многих странах мира направлены на расширение вариативности образовательных программ, индивидуализации образовательных траекторий, социализации и инклюзивности, что, по сути, дает импульс развития уникальных инновационных экосистем образования, расширяя не только потенциал образовательных организаций и их социальных партнеров, но и сопряженные сферы (индустрии компьютерного оборудования и образовательных технологий, сферы обслуживания, издательско-полиграфических услуг и прочих]. Таким образом, экономика образования выступает драйвером макроэкономического роста, задавая импульс развитию сопряженных отраслей с учетом мультипликативного эффекта, что за счет ацикличности экономики образования стабилизирует национальную хозяйственную систему даже в периоды турбулентности.
В границах как отдельной образовательной организации, так и всей системы образования процесс предоставления образовательных услуг не протекает в чистом виде, а сопровождается наличием определенной социальной инфраструктуры. Развитие социальной среды и социальной инфраструктуры образовательной организации выступает важнейшим и ключевым элементом формирования образовательной экосистемы.
В уже сложившемся представлении экосистема образования выступает кластерной совокупностью организаций [11], взаимодействие которых базируется на партнерских отношениях. Системообразующими принципами при этом выступают:
- формирование образовательных экосистем на основе взаимодействия локальных образовательных и партнерских организаций в ключе первичности механизмов сотрудничества и вторично-сти механизмов конкуренции с целью создания нового знания и/или интеллектуального инновационного продукта;
- взаимодействие образовательных экосистем с внешней средой и их адаптация к внешним «шокам» (здесь, в первую очередь, речь идет о взаимодействии образовательной экосистемы с рынком труда и ее способностью гибко реагировать на изменяющиеся потребности рынка труда];
- стабилизация образовательной экосистемы и выработка механизмов защиты от несвойственных ей процессов, нарушающих баланс экосистемы и приводящей к конфликтности объектно-субъектных отношений;
- приоритет принципов кастомизации, в соответствии с которыми интеллектуальные и инновационные продукты, формируемые в образовательной экосистеме, должны быть взаимосовместимыми.
Современные реалии формируют экосистемные механизмы в сфере образования, что обусловлено следующими тенденциями:
- растущей зависимостью организаций системы образования от различных форм партнерства (государства, бизнеса, некоммерческих организаций] в различных сферах деятельности (образовательной, научно-технологической, воспитательной, обучающей, проектной, социальной и экономической];
- необходимостью сотрудничества с организациями технологического сектора (в условиях ускорения процессов технологического роста и цифровизации образовательный процесс претерпевает инновационный сдвиг];
- объективностью экономических ограничений, связанных с финансированием технологической и социальной инфраструктуры;
- функциональной динамичностью экономики образования в свете новых инновационных и цифровых тенденций.
Таким образом, экосистема в сфере образования - сеть партнерских отношений частных, государственных и общественных организаций как заинтересованных сторон в конкретном общественном благе. Отличие экосистемы образования от образовательного кластера заключается в ее более сложном и совершенном организационном устройстве, ядро которой образует образовательная организация, имеющая сетевые взаимосвязи и партнерские отношения с внешними относительно организации, но внутренними относительно экосистемы участниками социально-экономических отношений.
Кроме того, в рамках образовательной экосистемы формируются отношения, выходящие за рамки традиционных рыночных отношений между субъектами спроса и предложения образовательных услуг.
В макроэкономическом аспекте экосистема образования представляет собой диверсифицированную сеть организаций, интересы которых совпадают и подчинены одной общей социальной цели.
В микроэкономическом аспекте экосистема образования представляет собой локальную вертикально или горизонтально выстроенную взаимосвязь конкретных организаций, объединенных территориально и фронтально.
В предметном поле экономической теории экосистема образования имеет коэволюционный характер и двухсекторное строение, синтезируя подходы различных исследовательских направлений, академических и научных школ.
Сотрудничество в рамках образовательной экосистемы, инициированные не только образовательными организациями, но и заинтересованными в реализации общественных интересов представителями государства и бизнеса, предопределяет функциональный сдвиг в организационно-управленческом механизме сферы образования. Это связано с тем, что экосистемный подход в сфере образования основан на сочетании уникальностей локальных образовательных программ и образовательных технологий и возможностей масштабирования этих уникальностей, а элементы технологических, организационных и образовательных новшеств, создаваемых в образовательных экосистемах, усиливают социальную миссию образования через трансформацию эффективных образовательных практик и моделей обучения.
Концептуально образовательная экосистема представляет собой сочетание рыночных и нерыночных форм и механизмов регулирования, а также растущей диверсификации субъектов предложения образовательных услуг.
В последние годы тенденции диверсификации экосистем в сфере образования проявляются в:
- усилении поуровневой интеграции локальных образовательных организаций (школа-вуз];
- создании креативных пространств, направленных на усиление партнерских отношений между заинтересованными организациями (точки кипения, онлайн площадки];
- организации кружкового движения;
- усилении интерактивности между участниками образовательного процесса и партнерскими организациями;
- развитии инновационных экосистемных механизмов (интерактивные музеи, инкубаторы, технопарки].
Функционально образовательная экосистема выступает эффективной формой частно-государственного партнерства, в частности, в аспектах формирования образовательной инфраструктуры, реализации социальных проектов, благотворительности частного сектора и социальной ответственности частного бизнеса.
В образовательных экосистемах рыночная и организационная логика не противодействуют социальным процессам свойственным образованию и его традиционными функциями, а усиливают их. Более того, именно в сочетании общественных и частных интересов задается импульс трансформации традиционной образовательной системы к инновационной экосистеме, формирующейся и функционирующей на иных принципах образовательной и академической иерархии.
Признаками экосистемы инновационного типа в сфере образования следует признать:
- эффективное партнерство образовательных организаций с коммерческими и благотворительными организациями, восполняющими недостаточность государственного финансирования инфраструктуры, обучающих технологий;
- стартапы в области образовательных технологий, генерирующих инновационные процессы и создающих новые знания и способы их распространения.
Образовательные организации выступают ядром экосистемы как естественные центры исследований, разработок, образовательных технологий, производства инновационных продуктов, которые, с одной стороны, выступают предметом масштабирования интеллектуальных достижений и повышения потенциала человеческого капитала, а, с другой стороны, являются системообразующим элементом партнерства, способствующего генерации и развитию образовательных и обучающих технологий.
Экосистема образования построена на своего рода уникальном коэволюционном механизме, в котором взаимодействие организаций рыночного и нерыночного секторов направлено на усиление продуктивного функционала каждой из них, что отражается в методологии двухсекторной модели.
Список источников
1. Акимова Н. А., Иволгина Н. В. Цифровая экономика и цифровизация образования // Modern Economy Success. 2020. № 3. С. 110-118.
2. Андреев В. В., Паршина Ю. С. Использование основных технологий и принципов экономики образования при формировании инновационно-внедренческой среды вуза // Вопросы региональной экономики. 2016. № 4 (29]. С. 138-145.
3. Антипина Н. М., Жигирева Е. Г., Гусева Т. А. Онлайн-обучение и экономика образования // Экономика и бизнес: теория и практика. 2019. № 4-2. С. 8-11.
4. Виниченко В. А., Нехорошков В. П. Реакция образовательной системы на запросы рынка труда // Вопросы новой экономики. 2019. № 4 (52]. С. 12-21.
5. Демененко И. А. Перспективы интеллиджент-маркетинга как инструмента повышения конкурентоспособности вуза // Вестник НГУЭУ. 2016. № 3. С. 272-279.
6. Попов А. И. Социально-экономический эффект реинжиниринга методического сопровождения высшего образования // Эко-потенциал. 2016. № 2 (14). С. 155-160.
7. Мамедов О. Ю. Смешанная экономика. Двухсекторная модель. Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 2001. 224 с.
8. Oksana Ishchenko-Padukova, Elena Kazachanskaya, Irina Movchan. Economy of education: national and global aspects // Journal of International Studies, Vol. 10, No. 4. 2017.
9. Павлова С. М. Проблемы развития непрерывного образования в России // Научное обозрение. Педагогические науки. 2017. № 1. С. 144-148.
10. Мишунина Л. Н., Якубовский Ю. В. Роль компетентностно-ориентированного подхода в развитии образования по направлению «Экономика» // Проблемы высшего образования. 2017. № 2. С. 37-39.
11. Флек М. Б., Угнич Е. А. Профессионально-образовательный кластер как экосистема: развитие в условиях цифровой трансформации // Journal of Economic Regulation. 2018. Т. 9. № 4. С. 146-159.
References
1. Akimova N. A., Ivolgina N. V. Digital economy and digitalization of education. Modern Economy Success. 2020;(3):110-118. (In Russ.)
2. Andreev V. V., Parshina Yu. S. Using the main technologies and principles of the economics of education in the formation of the innovation and implementation environment of the university. Voprosy regional'noi ekonomiki = Problems of regional economy. 2016;4(29):138-145. (In Russ.)
3. Antipina N. M., Zhigireva E. G., Guseva T. A. Online training and the economics of education. Ekonomika i biznes: teoriya i praktika = Economy and Business: theory and practice. 2019;(4-2):8-11. (In Russ.)
4. Vinichenko V. A., Nekhoroshkov V. P. Reaction of the educational system to the requests of the labor market. Voprosy novoi ekonomiki = Issues of New Economy. 2019;4(52):12-21. (In Russ.)
5. Demenenko I. A. Prospects of Intelligent Marketing as a Tool to Increase the Competitiveness of the University. Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo universiteta ekonomiki i upravleniya = Vestnik NSUEM. 2016;(3):272-279. (In Russ.)
6. Popov A. I. The socio-economic effect of reengineering the methodological co-conduct of higher education. Eko-potentsial = Eco-Potential. 2016;2(14):155-160. (In Russ.)
7. Mammadov O. Yu. Mixed economy. Two-sector model. Rostov-on-Don; 2001. 224 p. (In Russ.)
8. Oksana Ishchenko-Padukova, Elena Kazachanskaya, Irina Movchan. Economy of education: national and global aspects // Journal of International Studies, Vol. 10, No. 4. 2017.
9. Pavlova S. M. Problems of the development of continuing education in Russia. Nauchnoe obozrenie. Ped-agogicheskie nauki = Scientific review. Pedagogical science. 2017;(1):144-148. (In Russ.)
10. Mishunina L. N., Yakubovsky Yu. V. The role of a competent-oriented approach in the development of education in the direction "Economics". Problemy vysshego obrazovaniya = Problems of higher education. 2017;(2):37-39. (In Russ.)
11. Fleck M. B., Ugnich E. A. Vocational-educational cluster as an ecosystem: development in the context of digital transformation. Journal of Economic Regulation. 2018;9(4):146-159. (In Russ.)
Информация об авторах
О. А. Ищенко-Падукова - канд. экон. наук, доц. кафедры политической экономии и экономической политики; И. В. Мовчан - канд. экон. наук, доц. кафедры политической экономии и экономической политики.
Information about the authors
0. A. Ishchenko-Padukova - Candidate of Economic Science, Associate Professor of Department of Political Economy and Economic Policy;
1. V. Movchan - Candidate of Economic Science, Associate Professor of Department of Political Economy and Economic Policy.
Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию 28.06.2021; одобрена после рецензирования 12.07.2021; принята к публикации 19.07.2021.
The article was submitted 28.06.2021; approved after reviewing 12.07.2021; accepted for publication 19.07.2021.