человеке как индивиде, после педагогики выделил акмеологию.
Акмеология - новая междисциплинарная область научных знаний о связях между уровнями продуктивной деятельности и факторами, содействующими и препятствующими самореализации природных потенциалов, самодвижению к вершинам
продуктивности в созидательной специальной и профессиональной деятельности. С акмеологических позиций можно по-новому оценить разные направления, возникшие под руководством Б. Г. Ананьева, имеющие отношение к разным направлениям акмеологии, в том числе фундаментальной.
В. И. Подобед, А. Е. Марон
(г. Санкт-Петербург)
Образование взрослых в контексте идей Б. Г. Ананьева о целостном развитии личности
В основе теории образования взрослых лежит идея целостного развития личности. В работе выдающегося отечественного психолога Бориса Герасимовича Ананьева (1907 - 1972 гг.) «О проблемах современного человекознания» раскрыты фундаментальные положения о структуре личности, ее становлении, об антропологи-зации и гуманизации многих областей знаний как нового явления в общей системе развития науки. «Выдвижение проблемы человека в центр всей современной науки связано с принципиально новыми взаимоотношениями между науками о природе и науками об обществе, так как только в человеке природа и история объединяются бесчисленным рядом связей и зависимостей в одном объекте, ядром которого является его существование как личности, субъекта практической деятельности и познания» [1].
Б. Г. Ананьевым и его последователями (Ю. Н. Кулюткин, Е. И. Степанова, Г. С. Сухобская, Я. И. Петров) получен важный вывод о готовности взрослого человека к эффективному обучению. Достаточно высокий уровень общего развития взрослого человека, его психофизиологических функций свидетельствуют о широких возможностях обучаемости, способности воспринимать информацию, запечатлевать и сохранять ее в памяти, активно перераба-
тывать для решения различных практических задач [2].
Получен интересный научный результат о «гетерохронности» (неравномерности) развития взрослой личности. На одних этапах взросления человека быстрыми темпами развивается память, на других - мышление. С возрастом различные функции становятся все более взаимосвязанными, скоординированными, интегрированными в некоторый целостный ансамбль, что позволяет человеку компенсировать недостатки в развитии одной функции (например, памяти) за счет более высокого развития другой (например, мышления).
Для теории образования взрослых важно то, что уровень функционального развития интеллекта взрослого человека на разных этапах возрастной эволюции остается достаточно высоким; никаких резких спадов в динамике этих функций не наблюдается [5].
Опираясь на фундаментальные идеи развития человека, охарактеризуем основные принципы образования взрослой личности.
Принцип построения индивидуальной траектории становления в пространстве культуры, в системе общего и профессионального образования. Этот принцип основывается на направленности взрослой
личности к самореализации, к росту, стремлению к собственному осуществлению в жизни. Наиболее общие качества, составляющие образ «Я-идеальное», включают собственные представления человека об интеллектуальности, инициативности, уверенности, привлекательности и т.д.
Особое значение приобретает конструирование индивидуального маршрута в системе последипломного образования, когда цели, содержание, результат обучения и самообразования определяет сам субъект - взрослый, опираясь как на внешние факторы и запросы социальной среды, так и собственные образовательные потребности. В этом аспекте заслуживают положительной оценки современные программы переподготовки и повышения квалификации кадров - школа молодого руководителя, молодого ученого, мастер-классы, школа презентации инновационного опыта и др.
Принцип партнерства, содружества. В образовании взрослых один из основных принципов - это создание образовательного содружества взрослых, зрелых людей, которые не разделяются на дающих и получающих знания, а являются партнерами, совместно трудятся над интересующими их предметами. Главная задача препо-давателя-андрагога состоит в том, чтобы в процессе обучения поднять, насколько это возможно, уровень знания учеников до своего. Конечно, подобная задача - всего лишь идеал, к которому надо стремиться. Для ее решения обе стороны - и учащиеся, и преподаватель - работают как партнеры, хотя и под руководством преподавателя. Образуется взаимно заинтересованная в достижении результата группа-содружество, в которой взаимный обмен опытом и мнениями приводит к желаемой цели. Естественно, что в такой группе общение преподавателя с его учениками строится на основе партнерских отношений, на совместных усилиях в достижении общей цели.
Принцип доминирования автодидактики. Дидактика - это теория обучения, под автодидактикой же понимается самообучение. Взрослый не может образовываться, пока он не решит добровольно, что это образование ему действительно нужно. При этом обучение у него выступает как самообразовательная деятельность. Преобладание самообразования взрослого - обязательное явление в любых формах его
учения, в том числе и в аудиториях, на занятиях в образовательных учреждениях.
Образование взрослых должно рассматриваться как форма стимулирования самостоятельного познания в различных сферах профессионального становления личности. Задача преподавателя-андрагога
- в такой организации обучения, когда осуществляется процесс деятельности взрослых учащихся, ориентированный на самообразование, происходящее и развивающееся в ходе познания изучаемой проблемы. Образование взрослых выступает не в виде конечного процесса, как это имеет место в школе, а в виде непрерывного процесса.
Принцип глубокого уважения к мыслям и мнениям учащихся субъектов учения, — взрослым. Такое образование заключается в уважении мыслительной самостоятельности слушателей, в стимулировании этого самостоятельного мышления, в примере и образе совместной интеллектуальной деятельности. По существу образование взрослых и направлено главным образом на развитие интеллектуальной культуры учащихся, на развитие их познавательной деятельности, ведь самостоятельное мышление выступает одним из признаков функциональной грамотности человека, повышает его адаптивные способности. Поэтому главной задачей андрагога (т.е. преподавателя для) взрослых и является развитие мыслительной активности учащихся. У взрослых учащихся, при всем их богатом жизненном опыте, на первых порах обучения мысли и мнения могут быть далеки от реальной компетентности в изучаемой проблеме, но постепенно, в ходе обучения, они будут все более и более приближаться к этой компетентности. Следовательно, при обучении взрослых должен быть создан такой «социальный климат», при котором каждый может получить слово, может говорить с человеком другого уровня образования, другой возрастной группы и уровня интеллигентности, способа мышления и при этом находить совместный путь для познания и действия. Зрелый человек в содружестве с другими находит связный ответ на свои жизненные вопросы и утверждается в своей зрелости. Преподава-тель-андрагог, следовательно, должен стараться не только установить контакт между взрослым и изучаемым предметом, но и стимулировать всестороннее рассмотре-
ние этого предмета и открытое обсуждение его значимости в жизни.
Принципы воспитывающего образования. В образовании взрослых обучение выступает как средство преобразования человека, как инструмент совершенствования его функциональной грамотности на всех трех ее уровнях. В этом заключается, как пишет Ю. Н. Кулюткин, человекообразующая миссия образования, когда специальные знания быстро устаревают, а полученные при образовании высокая мобильность, зрелая ответственность, активность в приобретении необходимой компетентности остаются, - и человек уже после организованного образования может сам развивать свои способности; самостоятельно корректировать и обогащать профессиональную и социальную компетентность. Воспитание взрослых - это сознательно организованный процесс, направленный на вызов определенных изменений в личности человека. Место знаний при воспитании взрослых занимают убеждения, чувства, нормы поведения. Результат деятельности человека становится зависим от приобретенных в процессе воспитания установок, жизненных принципов, со-циально-преобразующей активности [4].
Это не значит, конечно, что в образовании взрослых отодвигается на задний план изучение содержания самого учебного предмета, но в этом виде образования, в отличие от школьного, доминирует не предметное обучение, а праксиологическое обучение, при этом под праксиологией мы понимаем теорию компетентной деятельности. Это означает, что задача преподавателя заключается в том, чтобы научить своих учащихся не просто использовать приобретенные знания, а использовать их качественно, проявляя при этом смелость и профессиональную компетентность в их реализации.
В связи с этим принципом нелишне вспомнить мнение нашего известного психолога Л. С. Выготского. Он указывал, что обучение дает возможность выйти далеко за пределы тех непосредственных результатов, к которым оно привело, видоизменяет и перестраивает многое в мышлении человека и тем самым обеспечивает в развитии этого человека не только ближайшие перспективы, ни и весьма отдаленные. Один шаг в таком обучении, подчеркивал Л. С. Выготский, может означать сто шагов в развитии. Именно такое обучение
и должен организовать преподаватель в образовании взрослых [3].
Принцип интерактивного обучения. Существует два типа обучения. Одно из них - это просвещение, или экстенсивное обучение, цель его - широкое распространение знаний, умений, взглядов среди взрослой аудитории. Примером такого экстенсивного обучения являются лекции, деятельность библиотек, клубов, воздействие средств массовой информации. Экстенсивное направление образования, пишет польский андрагог Ф. Урбанчик, экономично и гуманно, так как дает доступ к образованию всем желающим. Но, с другой стороны, влияние такого образования на жизнь людей очень поверхностно. Следует заметить, что экстенсивное обучение в образовании взрослых наиболее популярно было в России. К сожалению, порой и сегодня некоторые преподаватели, беря на себя функцию образования взрослых, не выходят за рамки этого просвещенчест-ва.
Между тем, в XXI веке все большую популярность в образовании взрослых во многих странах приобретает другой тип -интерактивное обучение, когда задача заключается не только в передаче обучаемым знаний, умений и взглядов, но и в изменении личности обучаемого, в систематизации и упорядочении его интеллектуально-практического потенциала, в развитии у него новых интересов и активных конструктивных устремлений. Для выполнения всех этих задач необходимо систематическое и планомерное воздействие на учащихся в течение длительного времени.
Между экстенсивным и интерактивным направлениями в образовании взрослых нет принципиальных противоречий, нужно и то и другое, но роль преподавате-ля-андрагога, его задачи, деятельность в этих двух направлениях, естественно, будут различны. В традициях российской культуры функции просветителя достаточно освещены и отработаны.
Принцип развития андрагогической культуры преподавателя. Зальцбургская дискуссия руководителей образования взрослых подчеркнула в своих документах, что преподаватель взрослых должен быть на высоте как специалист, ибо взрослые учащиеся выдвигают более высокие требования, чем дети и молодежь; он должен стремиться преодолеть «анти-андра-гогическую профессиональную болезнь»,
выработать свой стиль общения, быть более гибким, андрагогически умелым, чем преподаватель вуза, поскольку эффективность в этом виде образования достигается труднее, чем в вузе со студентами.
В документах конференции по образованию взрослых (Найроби) подчеркивается, что «образование взрослых требует от лиц, работающих в этой области, независимо от их званий, специальной квалификации, знаний, должного понимания и отношения».
Ставится задача создания специальной «образовательной инженерии» при обучении взрослых. Компетентность и ответственность преподавателя-андрагога включает:
- отзывчивость к требованиям и ожиданиям взрослых;
- способность оценивать потенциал взрослых к продвижению вперед и таким образом анализировать их камни преткновения;
- владение набором технических приемов, что предполагает умения не только выбирать наиболее подходящие из них, но и улучшать существующие и создавать новые;
- способность эффективно организовывать групповую работу обучающихся.
На основании изложенного можно с полной уверенностью говорить о том, что преподаватель-андрагог образования
взрослых - это особая, специфическая профессия.
Принцип развития активности взрослых. Самой важной характеристикой образования взрослых является возможность своевременно предложить ресурсы и средства для развития в людях активности в постоянной учебе и адаптации к участию в общественных процессах. Ф. Урбанчик считает учебной активностью «любое умственное усилие учащихся, проявляющееся в разнообразных мыслительных операциях, целью которых является понимание учебного материала». При этом «активность учащихся должна преобразовываться в самостоятельную работу» над учебным материалом.
В рекомендациях XIV сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО подчеркивается, что образование взрослых «должно стимулировать и поддерживать интерес взрослых учащихся, обращаться к их опыту, стимулировать веру в себя и
обеспечивать активное участие на всех этапах процесса образования, в который они вовлечены».
Проблеме активности личности в свое время уделил большое внимание выдающийся психолог Л. С. Выготский. Развитие мышления представляет собой постоянно перемещающуюся во времени и пространстве двухступенчатую структуру. В любом отрезке этого движения первой ступенью у человека выступает уровень актуальной готовности - это та стартовая площадка, с которой он начинает очередной этап развития. Разумеется, у всех взрослых не может быть одинакового уровня актуальной готовности, но колебания этого уровня происходят в рамках уже полученного ранее образования.
У взрослой аудитории, собранной для изучения нового для них учебного курса, уровень актуальной готовности может существенно различаться. К этим различиям присоединяется и неоднородность их жизненного и производственного опыта, с которым они приходят в обучение. Вот почему для преподавателя очень важно своеобразно построить первые занятия, с начала обучения постараться сформировать действенную учебную группу: необходимо как можно ближе соединить уровни актуальней готовности взрослых, собранных в учебную аудиторию.
Принцип взаимосвязи труда, познания и общения в развитии человека. Этот принцип сформулирован Б. Г. Ананьевым [2]. Он отмечал, что тесная связь современного труда с наукой и необходимость постоянного совершенствования не только профессионально-трудового мастерства, но и знания самоочевидна. Жизнь показала, что не только учение должно соединяться с трудом, но и труд с учением, причем независимо от уровня профессиональной подготовки, квалификации и возраста. Такая связь - общий закон развития человека [2].
Само образование взрослых отражает процесс слияния социально-общественного с индивидуальным, формирование индивидуальности посредством содержания и методов обучения и воспитания. Развитие трудовой деятельности индивида проходит много фаз, что соответствует изменению индивидуального сознания. Но взрослый человек как субъект труда развивается и как субъект учения, познания и общения.
Литература
1. Ананьев. Б. Г. О проблемах современного человекознания. -М.: Наука, 1977.
2. Ананьев Б. Г. Психология педагогической оценки / Под ред. проф. А. А. Таланкина. - Л., 1935.
3. Выготский Л. С. Мышление и речь. - М., 1956. - С. 356.
4. Кулюткин Ю. Н. О подходах к исследованию профессионально-педагогической деятельности. - Л., 1977. - С. 21.
5. Кулюткин Ю. Н. Психология обучения взрослых. - М.: Просвещение, 1985. - С. 20-21.
6. Образование взрослых и социальные перемены. - СПб., 1993. - С. 29-30.
7. Подобед В. И., Махлин М. Д. Системные проблемы формирования образования взрослых: образовательные услуги, функции, технологии обучения. - СПб., ИОВ РАО, 2000. - 120 с.
8. Развитие психофизиологической функции взрослых людей / Под ред. Б. Г. Ананьева, Е. И. Степановой. - М., 1977.
9. Урбанчик Ф. Основные проблемы дидактики взрослых. В кн.: Pedagogika doroslych. - Warszawa, 1965.
А. А. Бодалев (г. Москва)
Акмеология развития человека: ФЕНОМЕНОЛОГИЯ, ЗАКОНОМЕРНОСТИ, МЕХАНИЗМЫ
Борис Герасимович Ананьев, руководя коллективом талантливых учеников (Г. И. Акинщикова, М. Д. Александрова, Н. А. Грищенко, Л. А. Головей, М. Д. Дворяшина, Н. А. Логинова, Н. Н. Обозов, И. М. Палей, Я. И. Петров, Е. Ф. Рыбалко, Е. И. Степанова и др.), последовательно использовал комплексный подход при изучении человека как индивида, личности и субъекта во взаимосвязях их характеристик, формируемых под воздействием природных и социальных факторов и интегрирующихся в его индивидуальности. Он целенаправленно прослеживал развитие индивидуальности на протяжении жизни человека и таким образом создал новую область в человекознании - онтопсихологию.
При изучении совокупности всех процессов становления индивидуальности
Б. Г. Ананьева особенно интересовали феноменология, закономерности и механизмы, результатом проявления и действия которых выступает достижение человеком в его целостном развитии и такого звена в нем, как психика уровня оптимума, или акме.
Сведенные в строгую систему факты, полученные при решении этой проблемы, привели к созданию в научной школе Б. Г. Ананьева новой ветви в человекозна-нии - акмеологии, представляющий собой новаторский вклад в понимание условий, которые необходимы, чтобы человек, развиваясь как индивидуальность в своих ипостасях индивида, личности и субъекта, через микроакме выходил бы на уровни своих больших акме на ступени взрослости и как гражданин, и как профессионал, и как супруг, и как родитель.