Литература
1. Ананьев. Б. Г. О проблемах современного человекознания. -М.: Наука, 1977.
2. Ананьев Б. Г. Психология педагогической оценки / Под ред. проф. А. А. Таланкина. - Л., 1935.
3. Выготский Л. С. Мышление и речь. - М., 1956. - С. 356.
4. Кулюткин Ю. Н. О подходах к исследованию профессионально-педагогической деятельности. - Л., 1977. - С. 21.
5. Кулюткин Ю. Н. Психология обучения взрослых. - М.: Просвещение, 1985. - С. 20-21.
6. Образование взрослых и социальные перемены. - СПб., 1993.
- С. 29-30.
7. Подобед В. И., Махлин М. Д. Системные проблемы формирования образования взрослых: образовательные услуги, функции, технологии обучения. - СПб., ИОВ РАО, 2000. - 120 с.
8. Развитие психофизиологической функции взрослых людей / Под ред. Б. Г. Ананьева, Е. И. Степановой. - М., 1977.
9. Урбанчик Ф. Основные проблемы дидактики взрослых. В кн.: Pedagogika doroslych. - Warszawa, 1965.
А. А. Бодалев (г. Москва)
Акмеология развития человека: ФЕНОМЕНОЛОГИЯ, ЗАКОНОМЕРНОСТИ, МЕХАНИЗМЫ
Борис Герасимович Ананьев, руководя коллективом талантливых учеников (Г. И. Акинщикова, М. Д. Александрова, Н. А. Грищенко, Л. А. Головей, М. Д. Дворяшина, Н. А. Логинова, Н. Н. Обозов, И. М. Палей, Я. И. Петров, Е. Ф. Рыбалко, Е. И. Степанова и др.), последовательно использовал комплексный подход при изучении человека как индивида, личности и субъекта во взаимосвязях их характеристик, формируемых под воздействием природных и социальных факторов и интегрирующихся в его индивидуальности. Он целенаправленно прослеживал развитие индивидуальности на протяжении жизни человека и таким образом создал новую область в человекознании - онтопсихологию.
При изучении совокупности всех процессов становления индивидуальности
Б. Г. Ананьева особенно интересовали феноменология, закономерности и механизмы, результатом проявления и действия которых выступает достижение человеком в его целостном развитии и такого звена в нем, как психика уровня оптимума, или акме.
Сведенные в строгую систему факты, полученные при решении этой проблемы, привели к созданию в научной школе Б. Г. Ананьева новой ветви в человекозна-нии - акмеологии, представляющий собой новаторский вклад в понимание условий, которые необходимы, чтобы человек, развиваясь как индивидуальность в своих ипостасях индивида, личности и субъекта, через микроакме выходил бы на уровни своих больших акме на ступени взрослости и как гражданин, и как профессионал, и как супруг, и как родитель.
Эти открытия Б. Г. Ананьева и его учеников в последние годы все более активно используются для перестройки процесса общего и профессионального образования и системы переподготовки кадров. С этой целью в учебные планы центров, готовящих специалистов для последующей работы в таких областях деятельности как «Человек - человек», «Человек - образы искусства» и др. (классификация Е. А. Климова), включаются такие новые учебные дисциплины, как общая акмеология, профессиональная акмеология, дифференциальная акмеология и др.
Изложим представление о том, как должен строится учебный курс «Акмеоло-гия развития», основные положение которого опираются на сформулированные Б. Г. Ананьевым идеи развития в онтогенезе целостно понимаемого человека.
Акмеология развития в теснейшей связи с природными и социальными условиями, в которые с детства включен человек и с учетом характеристик его собственной активности прослеживает изменения, которые в нем происходит как в целостно изучаемом человеке на каждом временном отрезке его жизненного пути. Проникая в суть этих изменений, акмео-логия развития стремится понять, означают ли они совпадение с эталоном нормы, принятым в обществе для нажитого человеком состояния развития, или они говорят о частичном либо полном отставании от этого эталона, или сигнализируют о более или менее значительном опережении показателей развития, которые принято связывать с так называемой нормой.
При этом определяется, относятся ли выявленные показатели только к индивидным характеристикам человека, или они касаются его лишь личностного или субъектного развития, или же они должны быть оценены не иначе как интегральный показатель для рассматриваемого времени жизни человека и его развития: так сказать, со знаком плюс, или, наоборот, минус, или как норма.
Эти показатели, относящиеся к парциальному либо целостному развитию человека, интересуют акмеологию развития не сами по себе, а потому, что они выражают меру приближения отмечаемых у человека характеристик его физического здоровья, умственной «продвинутости», нравственной и эстетической воспитанности, готовности и способности к труду и т.д. к оптимуму для рассматриваемого
времени жизни человека (или в чем-то уже превосходят этот оптимум). Выразителями этого соответствия или несоответствия названных особенностей целостно изучаемого человека перечисленным выше нормативам выступают содержание и качество выполняемой человеком социально значимой деятельности, а также его отношения к людям, включая и его самого, к различным общностям, к совершаемым им при этом поступкам и деяниям.
В отличие от психологии развития, в акмеологии развития оценка человека в его целостности, т.е. его интегральная оценка и оценки его по особенностям проявлений в таких сферах общечеловеческой активности, как труд, познание, общение важны постольку, поскольку они позволяют судить о его, человека, развитии по оптимальному варианту и о том, когда можно ожидать образцового выполнения долга гражданина, высокого профессионального уровня свершений в избранной области труда, достойного в нравственном отношении выполнения своих супружеских и родительских обязанностей.
Акмеологию развития всегда особенно интересует и само состояние оптимума, на ступень которого поднялся человек в своем развитии, и при этом ею обязательно исследуется индивидная и психологическая изнанка этого развития и те реальные проявления его вовне в виде материальных или имеющих духовную форму результатов достигнутого им акме.
Разумеется, и в этом случае тщательно прослеживаются во взаимосвязях друг с другом условия и факторы, которые, взаимодействуя, сработали на достижение человеком названного акме.
Мы знаем, что в повседневной действительности, если целостно подходить к развитию людей, имея в виду протяженность их жизни, - то в этом многосложном процессе, каким является их развитие, всегда есть общее, особенное и единичное. Акмеология развития, стремясь перевести эту сложность на уровень научного знания, выявляет как общие закономерности достижения акме независимо от сферы жизнедеятельности людей, так и устанавливает то особенное, что должно присутствовать в развитии человека со времени его детства и дальше, чтобы акме у него обязательно состоялось (например, в такой сфере его бытия, как «человек - человек» в отличие от «человек - знаковые системы» или «человек - природа»).
В реальной жизни по многим причинам (наследственные и врожденные особенности, степень культуры родителей и их материальные возможности, уровень учебно-воспитательной работы в заведении, где учится ребенок, содержательные ресурсы использования внеклассного и внешкольного времени, степень собственной активности, отношение к нему сверстников и ряд других факторов и условий) для разных людей возникают неравные объективные и субъективные обстоятельства достижения оптимума в физическом и психическом развитии уже на начальных отрезках прохождения жизненного пути. И акмеология развития, прослеживая все сложности действительного общего или парциального развития человека, всегда анализирует и оценивает характер старта изучаемых ею людей и его значение для движения их к будущим акме, а также начальную обусловленность последних конкретными «историями» (в их начальной фазе) жизни тех людей, у кого акме состоялось, или, наоборот, оно оказалось ущербным, или просто отсутствовало.
В дальнейшем на последующих отрезках жизненного пути по причине действия тех факторов и условий, которые были перечислены выше, и под действием новых обстоятельств, непременно возникающих в бытии каждого человека с нажитыми им к этому времени физическими и психическими особенностями, траектории развития молодых людей, входящих даже в одну и ту же возрастную группу, как правило, оказываются очень несхожими. И промежуточные акме у тех из них, развитию которых жизненные обстоятельства благоприятствовали и инициировали социально продуктивную их активность, тоже всегда несут на себе печать их индивидуальности.
Акмеология развития в названных случаях стремится установить и особенности характерных для развития людей траекторий, начало которых обнаруживается в детстве и имеет продолжение в отрочестве и в юности; выявить специфику промежуточного акме, если оно достигается молодым человеком; найти в траекториях общее; определить физические и психические ресурсы, которые есть у молодых людей, и оценить их по величине и содержанию. Все это нужно для того, чтобы максимально эффективно использовать эти ресурсы, организуя физическое, умственное, нравственное, эстетическое и тру-
довое развитие на следующем временном отрезке жизни молодых людей.
Акмеология развития комплексно решает и анализирует развитие человека при вступлении его во взрослость, прослеживает качественно-количественные изменения в этом развитии, которые дают себя знать как в ранней и средней, так и в поздней взрослости. Ведь именно в это время наиболее часто проявляется истинный калибр нажитой человеком гражданской зрелости, обнаруживаются самобытность, творческость и действительная продуктивность деятельности его как профессионала, а также степень соответствия подлинной нравственности и социальная результативность ролей, исполняемых им за рамками профессионального труда в так называемое свободное время. На этом временном отрезке жизненного пути превращаются в объективно и субъективно значимые для развития человека те условия и факторы, роль которых до этого была нейтральной (работа в выбранной области труда; соответствие занимаемой должности, имеющимся притязаниям как в смысле реализации способности, так и удовлетворенности уровнем оплаты; отношение начальства и возможности карьерного роста; выбор гражданской позиции и ее осуществление в окружающем социуме; решение проблемы семьи и др.).
Развитие функций, процессов,
свойств, относительно устойчивых состояний и в системах организма человека, и в его психике не идет равномерно в течение всего его жизненного цикла, предшествующего его физической и психической зрелости, как и объективирование их на ступени самой зрелости. Темпы и формы развития человека в своей совокупности представляют собой всегда очень сложные картины, в которых есть и общее, и особенное, и единичное, если сравнивать между собой по этим показателям разных людей, как входящих в одну возрастную группу, но отличающимся по своим половым и профессиональным характеристикам, так и различающихся по своему образу жизни, принадлежностью к определенному историческому времени и пр.
Акмеология развития должна прослеживать не только тенденции развития в макро- и микропроявлениях последнего, поднимающих человека на уровни малых и больших акме, но и фиксировать все существенные проявления приостановки этого развития или появление либо нарас-
тание процесса инволюции, когда достижение нового акме человеком уже становится невозможным.
Эта неравномерность инволюции оказывается обусловленной в каждом случае конкретным взаимодействием детерминант, за которыми стоит сам человек с достигнутыми им индивидными, личностными и субъектными характеристиками, и столь же конкретным воздействием, которые обрушивает на него среда. В своей реальной жизнедеятельности по отношению к одним видам внешних, негативных по своей сути, воздействий человек может проявлять большую выносливость и отвечать более сильной сопротивляемостью. По отношению же к другим подобным воздействиям, говоря образно, запас прочности определенных систем его организма и характеристик психики может быть резко ослабленным, и, естественно, инволюция в этом звене его целостности начинает идти быстрыми темпами.
Факты жизни постоянно дают нам примеры того, как деградирует организм человека, а за ним и психика при приобщении его к алкоголю и наркотикам. И, наоборот, как сохраняется его работоспособность и трудоспособность, когда он и в пожилом возрасте, говоря образно, дружит с физкультурой. Эти же факты свидетельствуют и о том, что инволюционные процессы и в организме человека, и в его психике начинаются позднее и протекают более замедленно, если человек как специалист-профессионал любит свою деятельность.
В повседневной жизни часто приходится сталкиваться с альтернативными по своей сути утверждениями: «человек -продукт обстоятельств» и «человек за все отвечает сам». Акмеология развития обязана со своих позиций осветить суть поднимаемой этими альтернативными суждениями проблемы.
Истина, как говорят, конкретна. Обстоятельства, в которые попадает человек и при появлении его на свет, и дальше, на последующих ступенях его жизни, оказываются очень не схожими по своему значению для его физического и психического развития. Одни из них просто необходимы для того, чтобы это развитие состоялось, другие по своему значению нейтральны, третьи действуют на это развитие только негативно. Для каждой так называемой «зоны ближайшего развития» человека (Д. Б. Эльконин) есть свои наиболее опти-
мально инициирующие это развитие обстоятельства. В их качестве могут выступать люди, с которыми должен постоянно общаться человек; конкретная деятельность, которой он должен в это время заниматься; городская или сельская среда проживания; содержание и формы подачи ему различной информации через СМИ, Интернет и другие источники; возможности удовлетворения элементарных материальных потребностей.
Положительно, отрицательно и нейтрально значимые обстоятельства, важные для развития человека, достигшего определенного уровня физической и психической сформированности, могут не иметь подобного значения для другого человека, индивидная, личностная и субъектная сформированность которого иная, чем у первого. Названная неодинаковость влияния обстоятельств на развитие у разных людей (и особенно у взрослых) оказывается обусловленной характером видения каждым из них смысла своей жизни. От содержания этого смысла зависят цели, которые ставит перед собой человек, регуляция им своей жизнедеятельности в ходе осуществления этой цели, деяния, которые он себе при этом позволяет и, конечно, результат, который он получает, реализуя свои цели. Но одновременно смысл жизни, которым руководствуется человек, обязательно задает вектор его развитию как индивида, личности, субъекта - и обязательно накладывает свою печать на его индивидуальность.
Поэтому акмеология развития выявляет и сводит в систему условия и факторы, детерминирующие формирование человека и обусловливающие достижение им, особенно на ступени зрелости, акме; определяет роль самого человека в собственном развитии; устанавливает значение смысла жизни, которым руководствовался человек, - и одновременно оценивает способы, в которых он этот смысл воплощал.
При этом не следует упрощать обсуждаемую проблему. Наша жизнь полна примеров, когда смысл жизни, которым руководствовался человек, в какой-то точке своего жизненного пути под влиянием обстоятельств, сильнейшим образом повлиявших на его основные ценностные ориентации, круто меняет укорененный до этого в его сознании смысл жизни.
Это прямо сказывается на целях, которые человек перед собой ставит, и на поступках, которые он теперь совершает.
Подобные изменения в одних случаях могут означать его большую ориентацию на общечеловеческие ценности, которые содержательно определили новый для него смысл жизни, - а в других случаях истинные ценности жизни и культуры, которые составляли суть смысла, обусловливающего характер поступков и деяний человека, оказываются вытесненными псевдоценностью.
Подобные метаморфозы в содержании ценностных ориентаций не могут не повлиять на характер оптимумов развития человека, приходящихся на время, когда у него происходит замещение одного смысла жизни другим, и, конечно, на многие параметры подлинного акме или псевдоакме, достижения которых для него возможны после происшедшей перестройки в содержании смыслов, которые в его внутреннем мире выполняли роль векторов для его внешнего поведения.
Кроме того, акмеология развития, изучая значение смысла жизни, как одной из детерминант, определяющей развитие человека, конечно, должна не упускать из вида, что смысл жизни человека может изменяться не только под влиянием нажитого им опыта, связанного с его возрастом, но и с его половой принадлежностью, с которыми нерасторжимо сопрягаются выполняемые людьми социальные и профессиональные роли, что тоже закономерно накладывает отпечаток на характеристики оптимумов человека и на те акме, которые оказываются типичны для переживаемого человеком данного возраста и данного периода времени жизни.
Но человечество, как известно, богато своеобразием индивидуальностей его представителей. И в зависимости от характера развития или саморазвития человека самый яркий по плодотворности оптимум на его жизненном пути вопреки возрасту и половой принадлежности может наступить сравнительно рано и иметь длительную продолжительность и, соответственно, последнее по всем признакам самобытно оригинальное акме может быть им достигнуто даже в пожилом или старческом (по общепринятым нормативам) возрасте. Вместе с тем в реальной жизни могут встречаться феномены оптимума и акме, которые отмечаются у людей только, например, на ранних ступенях их взрослости. Это вовсе не обязательно оказывается следствием основного для них вида деятельности.
Последние два названные феномена, входящие также в компетенцию акмеоло-гии развития, могут быть вызваны многими причинами, однако важно отметить среди этих причин наличие у человека устойчивой установки на целенаправленную и очень осознанную работу над собой, когда во многом стихийно протекающее его развитие как индивида, личности и субъекта перерастает во всесторонне осмысленное саморазвитие, цель которого - увеличение своего гражданского, профессионального, хозяйственно-бытового и иных важных для повседневного успешного бытия человека элементов его потенциала и овладение оптимальными способами их реализации в повседневной жизни.
Заключая все сказанное выше, можно с полным основанием утверждать, что у акмеологии развития, в отличие от психологии развития, есть свой собственный предмет исследования - развитие целостного человека как единства всех систем, которые эту целостность образуют на протяжении всего длинника его жизненного пути, с особым упором на выявление феноменологии, закономерностей и механизмов развития человека на ступенях ранней, средней и поздней взрослости и на выяснение условий и факторов, которые, теснейшим образом взаимодействуя, обеспечивают достижение на этих ступенях гражданского, профессионального, супружеского и родительского оптимумов в формировании человека как индивида, как личности и как субъекта.
Соответственно, акмеология развития, изучая целостно человека и осуществляя исследование взаимодействия составляющих его систем, а также условий и факторов, определяющих их основные характеристики и количественно-качественные изменения в них на протяжении жизни человека, для получения научно убедительного освещения интересующих ее проблем последовательно опирается на широкий круг гуманитарных, общественных и естественных дисциплин, которые накопленными в них знаниями о человеке позволяют акмеологии развития успешно осуществлять комплексный подход в поисках исчерпывающих ответов на интересующие ее вопросы.
Необходимость комплексного подхода для освещения сути целостности человека, определения роли каждой из систем, образующих эту целостность и, прежде всего, психики, в разной мере связанной с другими системами, а также не фронталь-
но одинаковое и неодновременное протекание процессов их развития и инволюции обязывает акмеологию, в отличие от психологии развития, обращать особое внимание на создание новых, нетрадиционных для психологии, методов изучения челове-
ка и выявления условий и факторов, определяющих общее, особенное и единичное, когда решается задача целостного исследования процессов развития и саморазвития человека, имея в виду весь длинник его жизненного пути.
Литература
Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. - Л.: ЛГУ, 1968.
Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. - М.: Наука, 1977.
Бодалев А. А. Акмеология как учебная и научная дисциплина. -М.: Луч, 1993.
Бодалев А. А. Акмеология развития // 14-е Страховские чтения.
- Саратов: Изд. Саратовского гос. ун-та им. Н. Г. Чернышевского, 2005, т. 2.
Бодалев А. А. и др. Психология развития. Акмеология. - М.: РИЦ «Москва-Санкт-Петербург», 2003.
Деркач А. А. и др. Акмеология. М.: Изд. РАГС, 2002.
Логинова Н. А. Опыт человекознания: история комплексного
подхода в психологических школах В. М. Бехтерева и Б. Г. Ананьева. - СПБ.: Изд. СПбГУ, 2005.
Полозова Т. А. Современный взгляд на акмеологию и новая концепция курса «Психология развития. Акмеология» // Акмеология. -2002. - №3.
В. В. Горшкова
(г. Санкт-Петербург)
Исследование проблемы ЧЕЛОВЕКА в наследии Б. Г. АНАНЬЕВА
В основных положениях модернизации российского образования на период до 2010 года решение социально-экономических задач связывается с максимальной актуализацией человеческого фактора. Человек не только и не столько потребитель того, чем располагает общество и что создано предыдущим поколением; он прежде всего созидатель, активный творец материальных и духовных достижений своей страны. Для того чтобы привести в действие человеческий ресурс, а это значит активизировать человека, следует выявить его потенциальные возможности. «Для общественного развития, - писал Б. Г. Ананьев, - необходима
система научных знаний о резервах и ресурсах самого человеческого развития, об истинных потенциалах этого развития, еще крайне недостаточно используемых обществом. Технический прогресс не только не ограничил значение этих потенциалов, но, напротив, бесконечно умножил их функции за счет технических устройств как усилителей, ускорителей и преобразователей этих потенциалов. Именно поэтому в современных условиях возрастает значение человеческого фактора в производстве, системах управления и массового обслуживания, обучения на всех уровнях коммуникации и т. д.» [1, с. 315].