Научная статья на тему 'О вкладе Б. Г. Ананьева в становление акмеологии'

О вкладе Б. Г. Ананьева в становление акмеологии Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
950
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бодалев Алексей Александрович, Деркач Анатолий Алексеевич

В статье, посвященной известному психологу, описаны основные направления его исследований, позволяющие решить сформулированную им главную задачу акмеологии: выявление в динамике и во взаимосвязях друг с другом объективных и субъективных факторов, которые необходимы, чтобы каждый человек состоялся бы как достойнейший гражданин своей страны во всех своих ипостасях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About the contribution of B.G.Ananiev to the formation of acmeology

In this article devoted to the well-known psychologist, the basic directions of his researches are described, allowing to solve the main problem of acmeology formulated by him: revealing in dynamics and in interrelations with each other the objective and subjective factors which are necessary for each person to be held as the most worthy citizen of the country in all displays.

Текст научной работы на тему «О вкладе Б. Г. Ананьева в становление акмеологии»

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

А.А. Бодалев, А.А. Деркач О вкладе Б.Г. Ананьева в становление акмеологии

В 2002 г. мы отмечали нерядовые для нас даты в жизни отечественной науки - 95 лет со дня рождения и 30 лет со дня кончины Бориса Герасимовича Ананьева (14 августа 1907 г. - 16 мая 1972 г.) - выдающегося ученого, который своими трудами дал сильнейший импульс к выходу на новые рубежи всей системы человекознания и внес самобытнейший вклад в развитие психологии.

Предельно творчески и впечатляюще продуктивно проявив себя и как теоретик, и как экспериментатор во всех традиционных областях психологии и в ряде сопредельных с ней научных дисциплин, особенно крупномасштабные по полученным результатам разработки Б.Г. Ананьев сумел осуществить при решении трех проблем.

Во-первых, он теоретически фундаментально обосновал, технологически детально представил, инструментально-методически объективировал и в большом цикле проведенных под его руководством его учениками экспериментальных исследований эффективнейшим образом реализовал комплексный подход при изучении человека.

В основу именно такого подхода им была положена идея о том, что в целостной природе человека не существует изолированных функций, процессов, состояний и свойств. Все они находятся в многообразных связях друг с другом, по-разному структурируются и субординационно многоуровнево интегрируются в сложнейшие системы. И исчерпывающе полному раскрытию всех их характеристик в статике и динамике их проявлений должен служить и действительно служит комплексный подход.

Во-вторых, качественно важным вкладом Б.Г. Ананьева в человекознание было обоснование и развитие нового научного направления в психологии - онтопсихологии, предметом которой явилось изучение индивидных, личностных и субъектных характеристик как многомерных образований в различные периоды жизни человека и установление отношений, путей и способов интеграции этих трех родов свойств при обязательном учете индивидуальных различий как основы формирования индивидуальности, выражающей высшую форму интеграции человеческой психики, ее уникальность, целостность и неповторимость.

В-третьих, неординарным деянием Б.Г. Ананьева в сфере человекознания было четкое определение предмета акмеологии как науки, формирующейся на стыке естественных, общественных, гуманитарных и технических дисциплин и выявляющей феноменологию, закономерности и механизмы развития человека на ступени взрослости и условия достижения им оптимума в этом развитии.

Существенно, что, констатировав отсутствие целенаправленно и системно проводимых исследований, прослеживающих общее, особенное и единичное, характерное для всех модификаций жизнедеятельности человека на ступени взрослости, когда он так или иначе реализует себя как гражданин своей страны в ипостасях ее защитника, супруга, родителя и профессионала в избранной им области труда, и содержательно определив предмет и задачи акмеологии, Б.Г. Ананьев в последние годы своей жизни создал капитально научно фондированную и вместе с тем конкретную программу изучения развития взрослого человека и, привлекая большой отряд молодых помощников, успел осуществить большой цикл идущих в русле этой программы исследований и неординарно новаторски обобщить полученные им результаты. И этими своими трудами он, образно говоря, определил для своих единомышленников стратегическую линию или, лучше сказать, вектор изучения развития и формирования человека на ступени взрослости на последующие десятилетия.

Борис Герасимович Ананьев в течение сорока пяти лет работы в психологии внес вклад в строго научное освещение большого числа проблем.

До сего времени не утратили своей теоретической и практической ценности результаты проведенных им исследований восстановления психики при черепно-мозговых травмах, чувственного познания, воли и характера, нейропсихической регуляции, полового диморфизма. И сейчас специалисты широко используют сделанные им находки при изучении психологии искусства, истории психологии, психологии педагогической оценки и многие, многие другие.

Однако стержневым направлением его исследовательских устремлений в течение всех лет работы в науке было прослеживание феноменологии, закономерностей и механизмов развития психики человека на протяжении всей его жизни и создание принципиально нового методологического подхода к изучению этого сложнейшего процесса.

Б.Г. Ананьева никогда не удовлетворяло сложившееся в психологической науке положение, когда развитие психики человека специалисты-возрастники предпочитали изучать лишь в пору его младенчества, преддошкольного, дошкольного и школьного детства и иногда во втором периоде юности. Затем их внимание обычно привлекали старение и старость, а самый активный и продуктивный во всех отношениях возраст человека - его взрослость - вширь и вглубь оставался неисследованным. И в итоге наука не могла предложить, образно говоря, законченную картину целостного развития психики человека на всем длиннике его жизни.

И еще больше Б.Г. Ананьева не устраивала ограниченность спектра детерминант, которые ученые привлекали для объяснения сути простых и сложных явлений в психическом мире человека, взаимосвязей между ними и тех парциальных и глобальных изменений, которые в них происходят на протяжении жизни. Поэтому, привлекая большой отряд учеников (Г.И. Акинщикова, М.Д. Александрова, В.Н. Андреева, Л.М. Веккер, Л.А. Головей, М.Д. Дворяшина, Л.Н. Кулешова, В.П. Лисенкова, Б.Ф. Ломов, Н.Н. Обозов, И.М. Палей, Н.А. Розе, Е.Ф. Рыбалко, Е.И. Степанова и др.), он постарался в большом цикле многолетних исследований устранить эти, еще не преодоленные во время, в которое он жил, «белые пятна» в системе научного психологического знания.

Для этого он сделал предметом научного познания в своем исследовательском коллективе развитие психики на протяжении всего жизненного цикла человека, не упрощая ни в одном звене этот сложный и полный противоречий процесс. И естественно, при такой логике освещения этого процесса в нем подвергнут всестороннему изучению и этап взрослости человека и, конечно, прежде всего особенности его психики, как они дают о себе знать на этой ступени.

Одновременно, принимая утвердившееся в психологии понимание психики как отражения человеком действительности в субъективной форме и соглашаясь с правильностью формулы С.Л. Рубинштейна «внешнее преломляется через внутреннее», подчеркивающей обусловленность характера психического отражения жизненным опытом, имеющимся у человека, Б.Г.Ананьев, привлекая большой массив экспериментальных данных, капитальнейшим образом обогатил содержательные характеристики этого «внутреннего».

Исходя из диалектико-материалистического понимания природы человека, множественной, системной детерминации его поведения, деятельности и развития, его многоуровневой структуры, эффектом которой является психика, Б.Г.Ананьев как крупный теоретик и экспериментатор обосновал, развил и успешно применил для решения сформулированных выше психологических проблем комплексный подход - особую методологическую стратегию, ориентированную на многоаспектное, междисциплинарное познание сложных разнокачественных объектов и их множественной причинной обусловленности, результатом которого оказывается целостное представление об объекте.

Акцентируя внимание на сути комплексного подхода, разработанного и успешно примененного в научной школе Б.Г. Ананьева, следует особо подчеркнуть, что концептуальная трактовка ученым человека и его психики как объектов научного исследования в содержательном отношении существенно отличается от традиционной.

Принцип целостности человека явился системообразующим в его концепции, что и обусловило ее своеобразный антропологизм. Этот принцип делает более явной сложную и многоуровневую детерминацию психики со стороны структуры человека как субъекта, в которую входят не только собственные личностные свойства и состояния, формируемые социумом, но и природные индивидные характеристики - свойства человека в целом.

Принцип развития в понимании Б.Г. Ананьева указывает на исторический характер детерминации психического, внутренние условия, преломляющие внешние воздействия в процессах жизнетворчества, осуществления деятельности.

Движущей силой психического развития, согласно представлениям ученого, являются внутренние противоречия, которые возникают потому, что психические структуры неоднородны. Так, например, уже в психическом процессе дают о себе знать и натуральные психофизиологические функции, и органические потребности, а также высшие формы мотивации - познавательной, моральной, эстетической. И еще сложнее, много-компонентнее, многоуровнее эта картина наблюдается в психических свойствах и состояниях.

К факторам развития Б.Г. Ананьев относил наследственность, разнообразные условия природной и социальной среды, обучение и воспитание, сформировавшиеся к данному моменту в их содержательных и формальных характеристиках структуры личности и субъекта деятельности, индивидуальность.

Последовательно применяя принцип развития при анализе психофизиологических функций, психических процессов, психических состояний и свойств человека, он особенно последовательно и глубоко опирался на него в своей концепции онтопсихологии, сутью которой являлось многостороннее исследование бытия человека как индивида и личности, субъекта и индивидуальности в онтогенезе.

Формулируя комплекс теоретических, научно-исследовательских и прикладных задач, которые решаются при изучении всего возрастного длинника жизни человека, Б.Г. Ананьев объединил их в четыре блока проблем:

1) установление существа развития индивидных и личностных характеристик с позиций биосоциальных отношений в разные периоды онтогенеза и жизненного пути человека;

2) прослеживание взаимосвязей индивидных и личностных свойств на разных этапах индивидуального развития человека;

3) выявление связей как индивидных, так и личностных феноменов человека с его субъектно-деятельностной характеристикой;

4) исследование становления индивидуальности как процесса интеграции основных характеристик человека как индивида, личности, субъекта, отличающегося по своим многим параметрам неповторимым своеобразием.

В исследованиях, которые Б.Г. Ананьев осуществлял для выявления индивидной организации и ее онтогенеза, было доказано, что сравнительно-возрастное изучение индивидных характеристик представляет один из важнейших аспектов познания естественных форм психики, которые не теряют относительной самостоятельности по мере усложнения психической деятельности, в том числе и на ступени взрослости, продолжая выполнять функцию ее потенциала.

Другое важное направление в этом цикле исследований - прослеживание взаимоотношений и степени взаимосвязи индивидных свойств в разные периоды жизни человека. В сложной структуре индивидной организации, включающей в себя элементы разного рода, под руководством Б.Г. Ананьева изучались как одноуровневые, так и разноуровневые связи. Было показано, что наличие разноуровневой структуры индивида за счет расслоения, стратификации его элементов влечет за собой интенсификацию процессов дифференциации и интеграции в данной системе человека. Следствием социализации оказывается также дальнейшее расслоение вторичных индивидных свойств. На основе естественных форм психики образуется социализированный уровень психофизиологических функций (мнемические, вербальные, произвольные и т. п.). Наряду с естественными структурами возникают интеркорреляции в результате социализации.

Роль приобретаемых связей на уровне индивида все больше увеличивается в процессе индивидуального развития человека.

Как природные, так и приобретенные корреляционные характеризуются (хотя и в неодинаковой степени) все возрастающей специализацией, динамичностью и пластичностью под воздействием социальных факторов, существенным образом воздействующих на процессы перестройки корреляционных отношений.

В этом цикле было также показано, что целый ряд психологических особенностей человека оказывается связанным с характером протекания процессов на вегетативном и биохимическом уровнях. И это не случайно, поскольку психическая деятельность обеспечивается работой всех систем человеческого организма, начиная с биохимических процессов и кончая процессами, протекающими на высшем кортикальном уровне. Причем в условиях повышенной интеллектуальной и эмоциональной нагрузки, например решения сложных профессиональных задач в условиях временного дефицита, между психологическими характеристиками человека и особенностями вегетативных и биохимических уровней обнаруживаются связи и зависимости, которые не улавливаются в фоновых исследованиях.

Еще одно существенное направление, связанное с изучением индивидной организации, состоит в выявлении ее роли в качестве основы формирования личности, субъекта деятельности и индивидуальности. Комплекс проблем, касающихся взаимосвязей индивида и других подструктур человека, включает рассмотрение не только генетических, но и структурных отношений на различных этапах жизненного пути, что дает возможность ближе подойти к пониманию психического развития как целостного феномена.

К следующему циклу исследований, выполненных в научной школе Б.Г. Ананьева, прямо связанному с освещением качественных изменений в психике на протяжении жизни человека, относится изучение личности и ее жизненного пути. В отличие от индивидной организации, личностные особенности представляют собой психологические эффекты социального развития человека. Психологическим результатом активного включения человека в различные системы социальных отношений и типы общностей является развитие человека как личности с ее многомерными и многоуровневыми подструктурами, разнообразными свойствами.

Значимость социально-психологических характеристик личности, подчеркивал Б.Г. Ананьев, определяется их регулирующей функцией. Человек принимает то или иное решение именно на основе учета своих субъективных отношений к разным сторонам окружающей действительности. В сферу их включается также отношение к себе как субъекту социальных отношений и как к личности в целом. Степень зрелости личности, как утверждал Б.Г. Ананьев, выражается в способности принимать собственные решения и сознательно осуществлять выбор в сложных социальных ситуациях.

Один из ключевых вопросов в психологии развития личности - изучение процессов становления целостности личности как многоуровневой системы, процесса превращения ее из объекта социальных воздействий в субъект индивидуального и общественного развития на протяжении всего жизненного пути человека.

Следующий раздел психологии развития человека на протяжении жизненного цикла, разработанный в психологической школе Б.Г. Ананьева, посвящен взаимосвязям индивида и личности, складывающимся на протяжении жизни. Комплекс проблем, касающихся отношений этих основных подструктур человека, включает рассмотрение не только генетических, но и структурных связей и факторов, определяющих их характеристики в различные периоды жизненного цикла. Это дает возможность ближе подойти к пониманию психического развития как целостного феномена, имеющего разноуровневую, иерархическую структуру. Такой комплексный подход важен не только для конкретизации методологического биосоциального принципа, но и внутренней детерминации процесса психического развития.

Проблема соотношения индивида и личности осложняется тем обстоятельством, что обе эти структуры человека взаимодействуют различным образом с субъектом деятельности, общения, познания. Компоненты и свойства индивидной организации служат

предпосылками для развития общих и специальных способностей, входящих в структуру субъекта. И кроме того, трудовая деятельность, процесс общения и познания являются мощными факторами социализации, индивидной организации, что выражается в количественных (уровневых) и качественных (структурных) изменениях различных ее сторон, а также в виде разного способа новообразований.

Личность тесно связана с субъектом познания, общения и трудовой деятельности. Личностное влияние на субъект деятельности осуществляется прежде всего через моти-вационную сферу и ее социальный компонент, а также через установки, ценности, особенности характера, способствующие или, наоборот, препятствующие выполнению той или иной деятельности.

Раскрывая содержание понятия субъекта, Б.Г. Ананьев связывает его с деятельностью, ее предметом, орудиями, операциями, планируемым результатом. Субъект, подчеркивает он, не сводится только к исключительно специфическим субъективным явлениям. Структура субъекта интегрирует свойства индивида и личности, определяющие готовность и способность к выполнению деятельности и достижению в ней определенного уровня продуктивности. Поэтому структура субъекта - это структура потенциалов человека, начиная с его жизнеспособности и трудоспособности и кончая талантом.

Продуктивность функционирования человека как субъекта, это также выявили исследования Б.Г. Ананьева и его учеников, зависит не только от того, какой «сплав» образуют при осуществлении целей главной для него деятельности имеющиеся у него качества личности и его способности и какой уровень творчества сами по себе они могут обеспечить. Этот уровень творчества и его результативность определяются еще и тем, какой силы энергетический потенциал несет в себе организм человека. У одних людей он бывает очень мощным и постоянным, у других - слабым или проявляющимся на высоком уровне лишь эпизодически.

Именно Б.Г. Ананьев, обозначая существо названного энергетического потенциала, ввел в научный оборот понятие «жизнеспособность» и, опираясь на большой массив полученных в ходе многочисленных экспериментов данных, убедительнейшим образом доказал, что для достижения выдающегося результата в любой области труда нужен весь комплекс свойств человека, взятых в отношении любой возможной по-настоящему созидательной деятельности. Реализация жизнеспособности человеческого организма в трудовой деятельности является, не уставал подчеркивать Б.Г. Ананьев, исходным компонентом общей трудоспособности человека, влияющим на конкретные характеристики его работоспособности, активности интеллекта, уровни его волевого усилия, эмоциональную выносливость, сохранение в сознании далеко отставленной во времени цели жизни и др.

Как показали исследования, проведенные Б.Г. Ананьевым и его учениками, общая энергетика организма, о которой здесь идет речь, зависит и от особенностей телосложения человека, и от типа его высшей нервной деятельности, и от особенностей обменных процессов в организме, и от его вегетатики, и от возраста человека, и от уровня его жизни и еще от многих факторов.

Основываясь на результатах многочисленных экспериментов, Б.Г. Ананьев убедительнейшим образом доказал, что одно из центральных мест среди потенциалов субъекта занимает интеллект - многоуровневая и многокомпонентная организация познавательных сил, в которую входят психофизиологические функции, психические процессы, состояния и свойства. Интеллект, как показали эти же тщательно выполненные эксперименты, также заземлен в жизнедеятельность, и его продуктивность зависит не только от степени овладения операциями и характера мотивации, но и от энергетического обеспечения организмом процессов переработки информации и принятия решений, что выражается в так называемой «цене» интеллектуального напряжения.

И характеристики индивида, и особенности личности, и свойства субъекта, и сложный характер взаимосвязи между ними Б.Г.Ананьев постоянно и последовательно соотносил с сущностными чертами деятельности человека, с устанавливающимися в этой деятельности взаимоотношениями между людьми. Роль общения, познания, учебы,

труда, спорта и так далее, по его мнению, в том, что в них формируются именно те качества личности и те свойства субъекта, которые необходимы для их успешного осуществления. Таким образом, рассматривая проблему соотношения индивида и личности в индивидуальном развитии, необходимо учитывать то, в какие виды деятельности включается человек и какие связи с субъектом опосредуют это соотношение на разных этапах жизни.

Включаясь в различные типы деятельности как первичные (общение, познание), так и в производные (игра, учение, труд), человек реализует свой природный и накопленный в процессе жизни потенциал. Это приводит к формированию индивидуальности, которая должна быть отнесена к высшему типу новообразований.

В индивидуальности происходит не только объединение и установление тесных связей основных структур человека как индивида, личности и субъекта деятельности, но и их однонаправленное развитие, где социальные задачи и установки личности реализуются посредством активной деятельности.

Все сформулированные выше положения, сведенные в строгую систему категорий, через которую был просмотрен весь процесс развития психики и в целом человека в течение его жизненного цикла, Б.Г. Ананьев последовательно и тщательно конкретизировал, осмысливая феноменологию, закономерности и механизмы развития человека на ступени взрослости. Его особенно привлек этот отрезок возрастного длинника жизни человека, потому что именно в это время чаще всего большинство людей проявляют себя как физически зрелые индивиды и в доступном им диапазоне наиболее явно реализуют свой личностный и субъектный потенциал. И кроме того, сопоставляя уровни, на которые поднимались в своем развитии совершенно разные люди, он хотел понять, какие объективные и субъективные условия необходимы и достаточны, чтобы каждый человек, проживая свою взрослость, смог непременно максимально продуктивно для себя и для общества проявить себя через свои поступки как личность и через деяния как профессионал Мастер.

Обсуждая специфику выхода человека в своем возрастном развитии на ступень взрослости, Б.Г. Ананьев много внимания уделил освещению соотношения и зависимостей между выражаемой в количестве прожитых человеком лет его взрослостью и качественными характеристиками его как индивида, его как личности и его как субъекта, в которых выражается достигнутый им уровень зрелости.

Отмечая существующее в реальной жизни частое расхождение между взрослостью и зрелостью у конкретных людей и вместе с тем социально-историческую обусловленность содержания, которое ассоциируется с характеристикой зрелости, особенно зрелости человека как личности или как субъекта, Б.Г. Ананьев формулирует задачу выработки критериев личностной и субъектной зрелости нашего современника и соотечественника.

Одновременно на экспериментальном материале и на фактах, взятых из жизни, он доказывает, что достигаемая во взрослом состоянии зрелость человека и так называемая вершина или «пик» этой зрелости, или, как еще ее обозначают, акме, - это многомерная констелляция различных характеристик человека, которая хотя и охватывает значительный по временной протяженности этап его жизни и всегда показывает, насколько состоялся он как индивид, личность и субъект деятельности, но вместе с тем никогда не является статичным образованием, а, наоборот, отличается большей или меньшей вариативностью и изменчивостью.

В цикле исследований, посвященных взрослым людям, было также показано, что, как правило, не происходит фронтально одновременного достижения ступени зрелости всеми блоками образований, в которых человек выступает как индивид, как личность и как субъект деятельности. И дальше, на протяжении всего проживания им периода взрослости, у него также наблюдаются разные темпы протекания изменений в названных образованиях. И время выхода на уровень очередного акме у человека и как индивида, и как субъекта творческой деятельности часто не совпадает (или можно говорить лишь о его относительном совпадении).

Состояние зрелости не появляется у человека неожиданно и сразу. На зрелость «работает» вся предшествующая жизнь человека. Не только от природной предрасположенности, но и от уже прожитой жизни в большей мере зависит, с каким запасом физической прочности он подойдет к ступени своей взрослости и какая физическая зрелость у него при этом обнаружится. И характер социализации и воспитания, которым он подвергся на предшествующих его взрослости возрастных ступенях, также прямо скажется на его ценностных ориентациях и на его отношениях к действительности, а значит, и на его личности в целом, когда он будет взрослым. И разумеется, деятельности, в которые он вовлекался и участвовал в прошлом, тоже наложат свою печать на его характеристики как субъекта, и среди них, конечно, прежде всего на его общие и специальные способности.

Поэтому, думая об оптимальном развитии человека как индивида, личности и как субъекта деятельности, Б.Г. Ананьев ставил не только перед психологией, но и перед всем человекознанием (и перед обществом в целом) решение задачи разработки такой стратегии организации жизни каждого человека, ее содержательного наполнения и способов инструментовки, реализация которых позволила бы ему успешно во всех отношениях объективировать себя на ступени взрослости.

Для решения этой задачи Б.Г. Ананьев полагал необходимым массовое развертывание исследований, проводимых с позиций психогенетики, психологии развития, психологии индивидуальных различий, педагогической психологии и педагогики с обязательным использованием в них наряду с другими лонгитюдинального метода. Проанализировав результаты, полученные с помощью этого метода преимущественно иностранными авторами при длительном изучении ими одних и тех же людей, он обоснованно констатировал, что «пик» в личностном и субъектном развитии на ступени взрослости выше у тех из них, у кого на предыдущих возрастных ступенях целенаправленно происходило формирование уверенности в себе, трудоголизма, упорства при осуществлении поставленных целей, способности сохранять присутствие духа при неудачах и вместе с тем не обольщаться достигнутыми успехами, отсутствия страха перед непроторенными путями, потребности создавать новое, реализуемой через постоянное творчество, одержимости делом, которое воспринималось как главная жизненная детерминанта.

Результаты изучения взрослых людей в научной школе Б.Г. Ананьева свидетельствуют о том, что, проходя ступень своего развития, которая обозначается как зрелость, человек переживает фазы подъема и относительной стабильности, и начинающейся инволюции. И они имеют место и в простейших функциях, и в более сложных процессах в различных системах человеческого организма. Все они дают о себе знать и в психике человека и своеобразно характеризуют динамичность и изменчивость состояния личностных, субъективных образований в нем. Причем если иметь при этом в виду изменения в работе различных систем организма и их функций, колебания в продуктивности психических процессов, перестройки в содержании и активности мотивационно-потребностной сферы, в эмоционально-волевых реакциях, эффективности обобщенных умений, выступающих как способности, то они оказываются связанными друг с другом очень сложными и вместе с тем неоднозначными зависимостями, которые не только геномны, но и гетерогеномны.

И сам Б.Г. Ананьев, и его ученики много потрудились над тем, чтобы всю эту многосложность связей как внутри отдельных систем, так и между системами в целостно познаваемом взрослом человеке проследить и одновременно постичь характер последствий изменений, происходящих в этих взаимосвязях, для психического мира человека.

Однако эта противоречивая и разнопоказательная картина характеристик развития человека на ступени взрослости, что также доказали исследования, проведенные Б.Г. Ананьевым и его сотрудниками, не является препятствием тому, что деятельность человека, его взаимоотношения с окружающими и вообще связи со средой, в которую он включен, а также его внешняя и внутренняя активность как личности и как субъекта -если все вместе они несут в себе конструктивно-творческую доминанту и отвечают

нравственному императиву - выводят человека в конце концов на высший уровень его развития, достижения в нем вершины, или акме.

Насколько эта вершина (или вершины - Б.Г. Ананьев говорил о возможности не одной кульминации у взрослого человека) оказывается высокой, содержательно многогранной и богатой, насколько социально значимы его поступки и новаторски оригинальны результаты его деяний при достижении акме - это, как следует из всего вышесказанного, зависит от особенностей «истории» развития человека, предшествующей его взрослости, и не в последнюю очередь от характера тех микроакме, на уровень которых он в этой «истории» поднимался, когда был дошкольником и школьником. Разумеется, характеристики этого его большого (или больших) акме оказываются детерминированными (как правило, опосредованно) социальной, экономической, политической, правовой ситуацией, в которую он попадает, проживая свою взрослость.

Осмысливая все накопленное наукой и, в частности, в его научной школе при изучении взрослых людей и отмечая частое недоразвитие у них качеств, которые необходимы для того, чтобы они состоялись как яркие личности и неординарные субъекты познания, общения и труда, Б.Г. Ананьев сформулировал главную задачу, которую должна безотлагательно решить новая отрасль человекознания - акмеология. Используя комплексный и системный подходы при исследовании феноменологии, закономерностей и механизмов развития, она должна, по его мнению, выявлять в динамике и во взаимосвязях друг с другом объективные и субъективные факторы, которые необходимы, чтобы каждый физически и психически нормальный человек в самый благоприятный для этого период своей жизни - на ступени взрослости - действительно состоялся бы как достойнейший гражданин своей страны в ипостасях ее защитника, супруга, родителя и высочайшего класса профессионала в избранной им области труда.

Литература

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб., 2000.

2. Ананьев Б.Г. К онтопсихологии человека // Теоретическая и прикладная психология в Ленинградском университете. Л., 1969.

3. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2 т. М., 1980.

4. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. М.; Воронеж, 1996.

5. Ананьев Б.Г., Степанова Е.И. (ред.). Развитие психофизиологических функций взрослых людей. М., 1972.

© Бодалев А.А., Деркач А.А., 2003

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.