совершенно необходимого. И это при всем том, что решительно каждый подрастающий человек должен в идеальном варианте стать, повзрослев, одним из таких людей-делателей. Должен сознательно выбрать себе дело в мире взрослых.
Но ведь чтобы разумно выбирать, надо ориентироваться в том множестве объектов (в данном случае сложных), из которого что-то для себя выбираешь. Иначе говоря, надо ориентироваться в пространстве выбора. Но в содержании общего образования предметная область научного профессиоведения пока что не нашла своего устойчивого места. Культивируемая ныне идея профилизации общего образования не может, полагаем, способствовать формированию у школьников общеобразовательной базы для обсуждения ими вопросов профессионального самоопределения и для дальнейшего следования по пути обретения подлинного профессионализма.
Итак, впереди много нерешенных, требующих прояснения, но перспективно очень значимых и поэтому «заманчивых» проблем в области информационного обеспечения становления профессионалов.
© Климов Е. А., 2005
А.А. Бодалев
АКМЕОЛОГИЯ И СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ
ак бы ни охаивать советскую систему формирования человека как индивида, как личности и как субъекта деятельности, в ней четко реализовывались совершенно определенные цели: во-первых, главным образом за счет государства обеспечивать физическое здоровье молодого поколения, во-вторых, через обучение дать каждому человеку во взаимосвязях друг с другом знания основных феноменов, закономерностей и механизмов, определяющих жизнедеятельность природы, общества и человека и объясняющих происходящие в них изменения, и одновременно научить его практически опираться на эти знания в своем повседневном бытии. И, в-третьих, через воспитание на всех возрастных ступенях, предшествующих взрослости, у молодых людей вырабатывать качества личности, которые в своей сути несли бы высокое нравственное начало, обязательно присутствующее в отношениях каждого идущего ко взрослости человека к другим людям, к труду, к своей стране, к общественной собственности, к самому себе. При этом в подавляющем числе случаев обучение и воспитание не разрывались, а взаимопроникали друг в друга. И промежуточные, и конечные результаты их подкреплялись и усиливались широкой сетью бесплатных, как и все образование, и рассчитанных на все возрасты многопрофильных по своему содержанию внешкольных центров, которые функционировали по всей стране.
И эти названные выше цели, реализуемые дошкольными центрами, школой и внешкольными учебно-воспитательными учреждениями, активно поддерживали и пропагандировали средства массовой информации, все виды искусства, властные структуры, ведающие просвещением народа и отвечающие за его здоровье и безопасность.
И хотя их руководители наверняка не знали высказываний великих мыслителей, что можно быть человеком образованным, но умственно и нравственно слабо развитым, что образование без идущего рядом воспитания ничего не стоит и что образованность без воспитанности — меч в руках умалишенного, они, опираясь на здравый смысл, постоянно стремились сопрячь образование и воспитание в единый неразрывный процесс и распространить его, не вовлекая в непосильные материальные затраты, на детей и из малоимущих семей, и из семей социально неблагополучных, и на детей, потерявших родителей, и на детей из семей, материально обеспеченных и в духовно-нравственном отношении социально нормальных.
Разумеется, было бы крайней лакировкой тогдашней действительности утверждать, что
во всех без исключения случаях удавалось добиться целенаправленного внимания к здоровью детей, а также органического по своей сути единства обучения и воспитания и именно того результата в формировании личности, о котором речь шла выше. Однако названные тенденции в целом выдерживались. И в стране отмечалась устойчиво дававшая себя знать акселерация в физическом развитии молодежи, была достигнута всеобщая грамотность, и страна подошла к получению полного среднего образования каждым молодым человеком, была ликвидирована беспризорность, ранний алкоголизм и потребление наркотиков молодежью для общества не были проблемой, а преступность среди несовершеннолетних по сравнению с теперешней была мизерной. Молодежь с энтузиазмом участвовала в так называемых великих стройках, которые осуществлялись тогда в стране, и не боялась службы в армии1. И в умонастроении ее господствовал не индивидуализм, а коллективизм.
В условиях теперешней России, когда наша страна одновременно входит в век информационной цивилизации и должна делать это, буквально в муках утверждая капитализм, плохо продуманные реформы негативно сказались не только на государственном устройстве страны, ее экономике, оборонной мощи, промышленном развитии, культуре. Они нанесли и продолжают наносить урон здоровью молодого поколения. В них отсутствуют капитально обоснованные стратегия и тактика при осуществлении содержательного наполнения и форм реализации обучения и особенно воспитания молодежи.
Вместе с тем понятно, что достижение оптимума в развитии человека и обоснование и действительно эффективное обеспечение процесса его саморазвития на ступени взрослости прямо и непосредственно зависят от того, насколько продумано и результативно был организован этот процесс на всех предшествующих взрослости возрастных ступенях формирования индивидных, личностных и субъектно-деятельностных характеристик у растущего человека как в семье, так и в образовательных центрах, в которых он учился и воспитывался.
Для рассчитанного на успех решения этой многосложной задачи Россией, которая индивидуально своеобразно входит в век информационной цивилизации, совершенно определенно отказываясь от последовательно проводимого патернализма, который совсем еще недавно был характерен по отношению к каждому гражданину на протяжении его жизни, и переносит, так сказать, центр тяжести на собственную его активность и творчество в выстраивании своей судьбы, необходима глобально качественная перестройка как в содержании, так и в форме работы с молодежью, чтобы она названную задачу была способна решать, постоянно ориентируя свою жизнедеятельность на подлинные ценности жизни и культуры.
Эта перестройка должна выразиться в создании работающей на будущее новой интегра-тивной образовательно-воспитательной системы, которая, в разумной мере репродуцируя уже имеющийся опыт, должна оптимально обеспечить реализацию специфики требований к формированию человека, детерминируемую современной исторической данностью [11, 12, 13, 14].
Первое из требований, которому должен отвечать человек, проходя через названную систему, — это освоение им не просто науки примитивного выживания, а активного жизнетворчества во всех основных сферах своего бытия. Но именно такое выживание в изменившейся и продолжающей изменяться России недостижимо без доступности информации как одной из главных социальных ценностей для тех, кто стремиться занять достойное место в современной социальной иерархии и добиться осуществления своих гражданских, профессиональных и иных притязаний. Оно также невозможно без действенно своевременного получения и практического применения этой информации при осуществлении индивидуальных планов этих людей в том или другом виде субъективно главных для них областях деятельности.
Второе требование, которому должен отвечать человек, формируемый соответствующей информационной цивилизации интегративной образовательно-воспитательной системой, — многоуровневая и многосторонняя представленность в его мировосприятии и в мироот-ношении и, конечно, в его поступках и деяниях глубокой убежденности о смысле бытия на
уровне науки, искусства и веры (прежде всего, в ее светском значении) в их органическом единстве.
И названная убежденность о смысле бытия должна обязательно найти свое выражение в сознании и самосознании, в отношениях и в поведении нашего соотечественника и, разумеется, в том числе, и проходящего свое развитие по возрастным ступеням, приближающим его ко взрослости, не только на уровне общего (прежде всего, сохранения планеты Земля и человечества), особенного (возвращения России положения великой державы) и единичного (целеустремленной и творческой по форме и значит продуктивной для окружающего социума самоактуализации каждым россиянином себя как индивида, как личности и как субъекта деятельности главным образом в той области, которая является для него профессиональной, а таковою для одних, мы знаем, может быть (по Е.А. Климову) сфера деятельности «человек — человек», для других — «природа — человек», для третьих — «человек — техника», для четвертых — «человек — образы искусства», для пятых — «человек
— знаковые системы»).
Однако конкретизация своего «единичного» смысла жизни отдельным человеком в целях, которые в процессе их совокупного осуществления, в котором, кстати, всегда взаимодействуют многие факторы, а не только проявляет свою активность сам человек, выводят последнего на уровень подлинного оптимума, например, в профессиональном развитии при условии, если его «единичный» смысл оказывался в его внутреннем мире теснейшим образом сопряженным с «особенным» и «общим» смыслами, которые были названы выше. Данный феномен означает, что за конкретной целью человека, например, стать Мастером
— профессионалом в отдельной области труда — оказывается еще сверхцель стать таковым не только для себя или ближайшего окружения, но и для усиления своей Отчизны, сыном которой он себя считает [3].
Сверхцель, если она у человека тоже формируется, прибавляет к деяниям его в его движении, в нашем примере, к высокому уровню профессионализма качество гражданственности и, таким образом, усиливается и возрастает личностный и субъектный калибр его в целом как человека. Интегративная образовательно-воспитательная система, рассчитанная на функционирование в условиях информационной цивилизации, должна обеспечивать формирование названной выше смысловой составляющей в личностной и субъектной структуре человека еще и потому, что без нее невозможны действительно большие по своей силе и глубокие по своей нравственной изнанке его мотивационная включенность и вовлеченность в конструктивное самосовершенствование и сотворение им себя самого [2, 11, 13, 14].
Последнее как раз является третьим из важнейших требований, которому должен отвечать человек, формируемый интегративной образовательно-воспитательной системой, соответствующей специфике утверждающейся в большом социуме информационной цивилизации. И названные самосовершенствование и самотворение должны закладываться в человека как потребность и способность с раннего возраста и усложняться на всех последующих ступенях его возрастного развития, выступая как нерасторжимое единство знания, переживания и практического действия, результатом которого выступал бы увеличивающийся по своему значению и очень индивидуальный по своему содержанию и форме выражения личный вклад человека в основные ценности жизни и культуры [20].
Понятно, что для того, чтобы успешно решить сформулированные выше предельно сложные задачи, необходима хорошо скоординированная работа очень многих инстанций. Ведь чтобы появилась не на словах, а на деле эффективно выполняющая свои функции образовательно-воспитательная система, которая соответствовала требованиям века информационной цивилизации и которая формировала бы у наших молодых соотечественников характеристики, о которых в общем виде было сказано выше, для этого следует наполнить
1 Об этом я пишу, опираясь на личные впечатления, так как сам неоднократно участвовал в таких стройках в составе студенческих отрядов, пройдя путь в них от рядового плотника до командира студенческого строительного отряда. А что касается армии, то когда началась Великая Отечественная война, мои одноклассники, все как один, пошли добровольцами на фронт (меня из-за плохого зрения в армию не взяли, и я всю войну был пожарным в блокадном Ленинграде).
конкретным содержанием понятие интегративной образовательно-воспитательной системы, прояснить ее структуру, обозначить входящие в эту структуру общности, определить функции, которые каждая из них должна выполнять, установить наиболее эффективный алгоритм их взаимодействия, разработать инструментарий, дающий возможность объективно фиксировать результативность их деятельности как в целом, так и по разным направлениям [1, 7, 18, 19, 20].
Исходя из всего сказанного выше, нельзя оценить иначе как недостаточные меры, осуществленные в последние годы высшей властью страны, целью которых была модернизация образования. Если сутью этой модернизации, как явствует из соответствующих документов, было научить учащихся думать, используя для этого и самые современные технические средства при изучении прежде всего точных наук, и сформировать у них компетентность в процессах, происходящих на Земле и в Космосе, то достижение такого результата явно не делает выпускника школы способным быть на уровне тех требований, которые предъявляет к человеку эпоха информационной цивилизации, в которую вступило человечество и которая принимается в России особенно трудно, поскольку ее начало осложнил дикий капитализм, который вот уже 15 лет никак не может обрести цивилизованное лицо, если иметь в виду все основные сферы жизни государства и его народа.
Во-первых, научить думать — это вроде бы действительно очень важно. Но научить думать — это очень абстрактная формулировка. Нужно учить человека думать и в раннем детстве, и позже, в школьные годы и на ступени взрослости, чтобы конкретным результатом тех решений и их осуществления, которые явились следствием раздумий человека, было приумножение истинных ценностей жизни. И совершенно очевидно, что учить думать человека, не формируя одновременно у него нравственно здоровые ценностные ориентации, конкретизирующиеся в его потребностях, — это не решение задачи воспитания человека информационной цивилизации [7, 13, 14].
Во-вторых, крайне важным фактором, от которого зависит развитие во внутреннем мире человека именно таких ориентаций, является продуманная представленность в интегративно-образовательной системе гуманистической составляющей, которая в дошкольном возрасте и дальше, и в годы учения и во время самостоятельной работы человека, не столько на уровне знания, сколько на уровне переживания подвигала его к имеющим высокую духовную изнанку деяниям, властно побуждала выбором своего жизненного пути социально конструктивно ответить на вопрос: «делать жизнь с кого?» (В.В. Маяковский). Пока же в документах о модернизации образования, в программах и учебниках, относящихся к гуманитарному циклу содержательно и методически решение названной задачи в воспитательном отношении представлено просто слабо. Этот же упрек в адрес «модернизаторов» образования явно уместен, когда имеется в виду заложенные ими в соответствующие документы об изменениях его трактовки предпосылок подготовки на уровне школы действительно активных и по-настоящему продуктивных в будущем, на ступени взрослости, не объектов, а именно субъектов познания и труда [14, 19, 21, 22].
Естественно, что необходимость намного более основательного вписывания названных звеньев в интегративную образовательно-воспитательную систему, о которой здесь идет речь, устранением только названных недостатков никак не ограничивается.
Все инстанции — и государственные, и общественные, и частные, соучаствующие в создании интегративной образовательно-воспитательной системы, должны добиваться действительного обеспечения права каждого молодого россиянина на образование и целостное развитие на основе признания самоценности каждой индивидуальности (его сейчас нет, и об этом свидетельствуют, в частности, не уменьшающееся число детей, остающихся неграмотными, и все еще не решенная проблема беспризорных детей). Они должны способствовать и движению к оптимуму в развитии всех детей — и дошкольной, и более старших возрастных групп — детей одаренных, детей с нормативными признаками возрастного развития, детей с задержкой развития, с отклонениями в поведении, с ослабленным здоровьем [5, 9, 13, 19, 23]. Они обязаны работать и над тем, чтобы образовательно-воспитательные пространства дошкольных учреждений, детских домов, школ, специальных учебных за-
АКМЕОЛОГИЯ, № 1, 2005
ведений (неважно, как они именуются) стали бы психологически комфортной средой, способствующей гармонизации внутреннего мира детей и взрослых, создающей защиту от кризисных потрясений, идущих из большого социума, и от потока в нравственном и эстетическом отношении негативной информации, обрушиваемого на сознание и самосознание самыми разными каналами СМИ, которые пока не вошли как органически необходимое и мощное по своему потенциальному воздействию звено в интегративную воспитательно-образовательную систему, которая только и может сформировать в творческом отношении продуктивного и в духовном отношении богатого человека века информационной цивилизации [7, 8, 9, 11].
Представляется, что в многоаспектной деятельности по созданию интегративной образовательно-воспитательной системы, формирующей человека, своими индивидными, личностными и субъектными характеристиками наиболее отвечающего требованиям века информационной цивилизации, самое активное участие, наряду с другими науками, должна принять и акмеология.
Как известно, в настоящее время она владеет знаниями на уровне теории, и на уровне накопленного ею солидного массива опытно-экспериментальных фактов, и на уровне проверенных на эффективность технологий и техник, раскрывающих вширь и в глубь феноменологию, закономерности и механизмы, которые объективируются, когда отдельный взрослый человек или объединение людей достигают оптимума в своем развитии (или акме), например, в своей профессиональной деятельности, и когда они начинают очень психологически оправдано совершенствовать себя как индивидуальные или коллективные субъекты этой деятельности. И все это освещается не голословно абстрактно, а предельно доказательно на уровне общего, особенного и единичного в разных сферах жизнедеятельности и отдельных людей и их общностей, при многонаправленном прослеживании взаимосвязей общего, особенного и единичного в самых разных сферах сегодняшней российской действительности [1, 6].
Отправные методологические предпосылки, стратегии, тактики, конкретные методические ходы и инструментарии, позволившие акмеологии раскрыть ранее неизвестные науке особенности развития человека на ступени взрослости и, так сказать, перетекание этого развития в саморазвитие, в настоящее время выступают действенным ориентиром для создания и коррекции интегративной образовательно-воспитательной системы, которая выводила бы на уровень оптимума дошкольников и учащихся разных учебных заведений и как индивидов, и как личностей и как субъектов познания, труда и общения, учитывая возможности возрастного этапа, который они проходят, и одновременно постоянно имея в виду перспективу успешного достижения в конце концов каждым из них состояния той биологической, психологической и социальной зрелости, которая характерна для во всех отношениях нормального взрослого человека.
И сейчас уже можно назвать довольно широкий континуум творческих наработок различных авторов, которые, внося свой оригинальный вклад в создание отвечающей требованием времени интегративной образовательно-воспитательной системы, в его содержательной части последовательно опирались на основные научные положения, сформулированные в акмеологии (Б.Г. Ананьев, А.А. Бода-лев, А.А. Деркач, Н.В. Васина, Ю.А. Гагин, В.Г. Зазыкин, Л.И. Катаева, Е.А. Климов, Н.В. Кузьмина, Л.Г. Лаптев, В.Н. Максимова, А.К. Маркова, Т.А. Полозова, Е.В. Селезнева, Н.Ю. Синягина, А.Б. Совинский, Л.А. Степнова, Е.А. Суслова, Д.И. Фель-дштейн, О.А. Фиофанова, А.С. Чернышов, Р.М. Шамионов, В.А. Шилова и др.) [1, 5, 6,
11, 19].
Если раскрывать содержание этих наработок, опирающихся как на теоретические, так и на имеющие чисто прикладной характер положения акмеологии, то авторы их, использовав большой массив опытно-экспериментального материала и результаты многонаправленного анализа состояния воспитания молодого поколения в нашей стране сегодня, убедительнейшим образом показывают, какой должна быть воспитательная система в дошкольных учреждениях и в разных типах школ, чтобы выводить развитие личности каждого
ребенка на уровень возможного для него оптимума и каким должно быть содержательное наполнение этого оптимума на ступенях дошкольной, младшей школьной, подростковой, а также юношеской и, конечно, каким образом должны сопрягаться дидактическая и воспитательная системы, чтобы молодые люди, подвергающиеся их постоянному и многостороннему воздействию, достигали такой взрослости, которая означала бы подъем их на уровень духовно-нравственной и субъектно-деятельностной зрелости вопреки тем негативным влияниям, которые принесла в Россию нагло вторгшаяся в нее западная антикультура [7, 8, 9, 18, 23].
Логическим продолжением этих наработок, целью которых выступает создание условий достижения названного уровня воспитанности каждого молодого человека, предваряющей его полноценное вхождение во взрослость, совокупность которых должна обязательно присутствовать в центральном звене интегративной образовательно-воспитательной системы, осуществляющей направленное развитие личности ребенка — в детском саду, в современной школе во всех вариациях, являются теоретические и прикладные исследования, обосновывающие и проверяющие на эффективность характер взаимодействия с этим звеном других звеньев этой системы — учреждениями культуры, здравоохранения, представляющими различные конфессии, органы правопорядка, спорт, общественные объединения и, конечно, семью, когда их деятельность положительно активизирует в каждом случае в своем ключе процесс гуманистического по результатам формирования личности и снижает или начисто нейтрализует воздействие на этот процесс негативных факторов [1, 3, 13, 17].
О значении фактора мотивации, психологической изнанкой которой оказывается сформированность потребности проявлять самостоятельность в деятельности и стремиться к наилучшему ее выполнению и переживать удовлетворенность сделанным, выше уже было сказано. Но в акмеологии большое внимание уделяется также выявлению внешних и внутренних условий, наличие которых необходимо, чтобы знания, получаемые человеком, не становились, так сказать, пустопорожним грузом в его сознании, а действенно работали на реализацию им себя как активного гражданина своей страны и действительно как настоящего профессионала в своей деятельности, а переживания, возникающие у него при этом, постоянно сигнализировали бы ему, насколько адекватно он проявляет себя как гражданин и успешно действует как профессионал. Поэтому в акмеологии большое место отводится созданию технологий, техник, различных форм тренингов — их содержанию, форме, времени и алгоритму включения в образовательно-воспитательный процесс, чтобы с помощью их, человек становился не обывателем в своем социальном бытии, а подлинным гражданином своей страны, не бездумным ремесленником в своей профессиональной деятельности, а творцом-созидателем еще не бывшего в ней. Представляется, что и это направление разработок, выполненных акмеологами, может полезно обогатить интегративную образовательно-воспитательную систему, отвечающую требованиям века информации [9, 10, 13, 14].
Важнейшим направлением в наработках, полученных акмеологией в последнее десятилетие, является прослеживание объективных и субъективных условий, которые, взаимодействуя, превращают человека из объекта внешних воздействий в сознательного творца самого себя как индивида, личности, субъекта, основной вектор в жизнедеятельности которого — приумножение основных ценностей жизни и культуры [4, 5, 10, 14, 15, 16, 21].
Очень своевременно, как продолжение этих исследований, являются с упором на практическую реализацию проведенные рядом авторов выяснение и применение характера механизмов (содержания и форм воздействий, создания соответствующих ситуаций и др.), которые необходимы для запуска и функционирования процесса саморазвития человека на ранних ступенях его жизни [3, 15].
В акмеологии к настоящему времени осуществлен большой ряд работ, освещающих различные аспекты деятельности руководителя коллектива. В частности, выявлены характеристики разных типов руководителей и коллективов и установлены общее и особенное в эффектах их взаимодействия, а также влияния на отдельных членов этих коллективов.
Для интегративной воспитательно-образовательной системы эта пробле-
ма, понятно, чрезвычайно актуальна. И сейчас в дополнение к тому, что установили, решая эту проблему, К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский,
H.В. Кузьмина, учитывается и наработанное акмеологией, своими находками обогащающей понимание позиции педагога как воспитателя по отношению к отдельному учащемуся, детскому сообществу, к собственному саморазвитию, к коллегам по педагогическому коллективу, к среде, окружающей воспитательную систему того или другого типа школы. И столь же продуктивно, с учетом конкретных условий, в которых действуют сейчас учебно-воспитательные центры России, исследователями дан содержательный ответ на вопрос, каким должно быть управление воспитательной системой (органы, формы) [9].
В акмеологии есть еще целый ряд полученных и на уровне теории, и в опытно-экспериментальной работе обобщений, которые полезно могут послужить развитию и совершенствованию интегративной образовательно-воспитательной системы, которая была бы наиболее продуктивной по результативности своего действия в России именно сегодня. О них мы постараемся рассказать в следующих своих выступлениях.
Литература_
I. Акмеология / Ред. А.А. Деркач. М., 2002.
2. БодалевА.А. О предмете акмеологии // Психологический журнал. — Т.14. — 1993. — №5.
3. Бодалев А.А. Качества личности великих или выдающихся людей как ориентир для воспитания молодежи // Мир образования — образование в мире. — 2004. — №1.
4. Волков И.П. Тело и психика человека в их единстве и противоположности. СПб., 2002.
5. Гагин Ю.А. От личности к индивидуальности. СПб., 2003.
6. Деркач А.А., Зазыкин В.Г. Акмеология. СПб., 2003.
7. Караковский В.А., НовиковаЛ.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание... Воспитание! М., 2000.
8. Кузьмина Н.В. Предмет акмеологии. СПб., 2002.
9. МаксимоваВ.Н. Введение в акмеологию школьного образования. СПб., 2002.
10. МарковаА.К. Психология профессионализма. М., 1996.
11. Полозова Т.А. Современный взгляд на акмеологию и новая концепция курса «Психология развития, акмеология» // Акмеология. — 2003. — №2.
12. Полозова Т.А. Духовно-личностное восприятие произведений искусства — вечный источник и предпосылка движения к вершине человеческого развития // Акмеология. — 2002. — №3.
13. Разумный В.А. Драматизм бытия или обретение смысла. М., 2000.
14. Разумный В.А. В поисках смысла. Очерки всеобщего йехуизма. М., 2003.
15. Селезнева Е.В. Саморазвитие личности как акмеологическая категория // Акмеология. — 2002. — №1.
16. Совинский А.Б. Самовоспитание и его структура (на примере изучения учащихся старших классов) // Акмеология. — 2003. — №1.
17. СтепноваЛ.А. Аутопсихологическая компетентность психолога в сфере образования // Акмеология. — 2003. - №3.
18. Суслова Е.А. Отечественные и зарубежные концепции обеспечения проблем и задач современного образования // Акмеология. — 2003. — №1.
19. ФельдштейнД.И. Психология развивающейся личности. М.-Воронеж, 1996.
20. Филонов Г.Н. (ред.) Воспитание как социокультурный феномен. М., 2003.
21. Чернышев А.С., Лунев Ю.А. Социальные оазисы // Акмеология. — 2003. — №1.
22. Шамионов Р.М. Личность и ее становление в процессе социализации. Саратов, 2000.
23. Шилова В.А. Современная информационная среда и современные дети: социальная диагностика // Мир психологии. — 2004. — №1.
© Бодалев А. А., 2005
А.А. Деркач
РАЗВИТИЕ АКМЕОЛОГИИ: ДОСТИЖЕНИЯ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ
конце 50-х и в течение 60-х годов ХХ века Б.Г.Ананьев с учениками начал на теоретическом и экспериментальном уровне ставить и решать проблемы, которые дали импульс к развитию акмеологии.
Ученица Б.Г. Ананьева Н.В. Кузьмина активизировала это научное направление.