Научная статья на тему 'Образование в сельских школах Китая с точки зрения процессов урбанизации'

Образование в сельских школах Китая с точки зрения процессов урбанизации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
71
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СТРЕМИТЕЛЬНАЯ УРБАНИЗАЦИЯ / RAPID URBANIZATION / ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ РАЗМЕЩЕНИЕ СЕЛЬСКИХ ШКОЛ / ЧИСЛЕННОСТЬ ШКОЛ И УЧАЩИХСЯ / TERRITORIAL PLACEMENT OF RURAL SCHOOLS / NUMBER OF SCHOOLS AND STUDENTS / СЛИЯНИЕ ШКОЛ / КАДРОВЫЙ СОСТАВ / STAFF / СТРУКТУРНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ / SCHOOL JUNCTION / STRUCTURE REFORMS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Цзян Сяоянь

Урбанизация образования. Численность средних школ и учащихся. Улучшение условий обучения в сельских школах. Эффективность структурных преобразований в сельских школах. Преобразования в сельских школах способствуют повышению качества образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образование в сельских школах Китая с точки зрения процессов урбанизации»

ОБ

РАЗОВАНИЕ В СЕЛЬСКИХ ШКОЛАХ Китая с точки зрения процессов урбанизации1

Цзян Сяоянь (Jiang Xiaoyan),

научный сотрудник Китайского педагогического научно-исследовательского института, доктор педагогики e-mail: ischerbakova@hse.ru

За первые годы XXI века соотношение городского и сельского населения во всём мире значительно изменилось: увеличилась доля горожан в общемировой структуре населения. Начиная с 2008 года, доля городского населения планеты превысила 50%, что официально подтвердило изменение соотношения числа жителей города и села во всём мире. Но и ныне во всём мире в сельской местности проживают наибеднейшие слои населения.

• стремительная урбанизация • территориальное размещение сельских школ

• численность школ и учащихся • слияние школ • кадровый состав

• структурные преобразования

В

китайской деревне бедствует 150 миллионов сельских жителей, доход которых составляет менее 1,25 доллара на человека в день, что по стандартам Всемирного Банка является чертой бедности. Именно поэтому, в целях стабильного развития и противодействия нищете, упор сделан на образование и профессиональную подготовку на селе. Для Китая последние 20 лет XX века были годами стремительной урбанизации, что, несомненно, повлияло на сельские школы, их структуру и развитие. Начиная с 2001 года, государством был принят ряд нормативных документов, определяющих механизмы, пути и направления реструктуризации сельских начальных и средних школ.

1 Все статистические данные, если не указаны иные источники, взяты из Ежегодника по образованию КНР за 2000—2011 гг.

Урбанизация в Китае

Суть урбанизации — в переходе от традиционного уклада жизни к современному динамичному образу жизни, в процессах адаптации сельских жителей к городской жизни, их профессиональной переориентации, вовлечении во вторичный и третичный секторы народного хозяйства, в сферу обслуживания и другие агрегации сельского и городского населения.

Начальный (замедленный) этап

(1949-1978 гг.)

Начальный этап урбанизации определяется со времени образования нового Китая и вплоть до начала реформ и политики открытости. На момент образования КНР уровень урбанизации составлял всего 10,64%; в трёхлетний восстановительный период и в годы первого пятилетнего плана наблюдалось стабильное развитие; стагнация и замедление урбанизации

отмечены в годы потрясений периода «большого скачка», культурной революции и «третьей линии обороны». К 1978 г. за период 29 лет уровень урбанизации составил 17,92%, то есть наблюдался в среднем ежегодный прирост 0,25%. Количество городов увеличилось, с 132 до 193. Число поселений городского типа в 1949 г. составляло 2 000, к 1978 г. их число возросло до 2 173. Этот период был началом урбанизации Китая, периодом нестабильного, затруднённого развития, вплоть до замедления и стагнации развития.

Период стабильного развития урбанизации (1978—1991 гг.)

С начала реформ и политики открытости вплоть до 1991 г. наблюдался поступательный устойчивый рост урбанизации. За период 1978—1991 гг. уровень урбанизации возрос с 17,92% до 27%, ежегодный прирост составил 0,69%; за 12-летний период число городов возросло с 216 до 479, число поселковых поселений увеличилось с 2 173 до 12 152.

Период стремительной урбанизации (с 1992 г.)

Начиная с 1992 г., наблюдается ежегодное ускорение темпов урбанизации. В 1992 г. число поселковых поселений резко взросло до 2 039 посёлков. Очевидный скачок урбанизации отмечается после 1995 г., наряду с этим соответственно отмечается рост численности городского населения и убывание числа сельских жителей. После 2001 г. была разработана и претворена в жизнь общая стратегия ускоренной урбанизации, начался период масштабного роста числа малых городов и поселков. В 2009 г. темпы урбанизации возросли до 49,95%, в 1992—2010 гг. отмечалось дальнейшее ускорение урбанизации.

Особенности урбанизации в Китае

Процесс урбанизации сопровождался соответствующими изменениями административно-территориального деления страны, значимую роль при этом играли малые города и посёлки городского типа. За 30 лет реформ и открытости изменения на уровне сельских (волостных) посёлков отчётливо проявились: посёлки трансформировались в посёлки городского типа, со-

кращалась численность деревень, число посёлков городского типа увеличилось; несколько сёл или посёлков преобразовывались в крупные сёла или посёлки, площади и масштабы поселений городского типа увеличивались; деревни ликвидировались за счёт их вливания в поселки городского типа. К концу 2009 г. число деревень уменьшилось до 14 848, а число сельских посёлков с 97 521 уменьшилось до 34 170, то есть с 1984 по 2009 гг. сократилось почти на две трети. Несмотря на то, что в последние 20 лет темпы урбанизации Китая были высокими, сегодня Китай отстаёт по этим темпам не только от развитых стран, но и от ряда других развивающихся стран.

Структура и территориальное размещение сельских школ

В 70-е годы XX века многими уездными комитетами по образованию было определено, что сельские школы должны располагаться не более чем в 2,5 км от деревни, так, чтобы учащиеся могли посещать занятия в шаговой доступности от дома. С учётом административного деления, тенденции к концентрации населения в городах и посёлках городского типа, в сочетании с постепенным снижением рождаемости, традиционный подход, выраженный в формуле: «в деревнях располагается начальная школа», «средние школы начальной ступени» (основная школа) работают в волостных (сельских) посёлках, в уездных городских посёлках учреждаются средние школы второй ступени» (старшая школа) — к середине 1980-х годов Китай натолкнулся на новые проблемы, и предпринял первую крупномасштабную реорганизацию средней и начальной школы на селе. Местные власти всех уровней, сделав акцент на сельские средние школы обеих ступеней, повсеместно год от года проводили слияние начальных школ со средними школами обеих ступеней.

В мае 2001 г. Госсовет КНР принял решение «О реформе и развитии базового образования», в котором отмечалось влияние на состояние образования процессов урбанизации и неравномерного территориального распределения числа детей школьного возраста в стране. «Школы планировалось располагать по принципу шаговой доступности начальной школы, централизации средних школ низшей ступени и оптимизации образовательных ресурсов, их рационального планирования и размещения по стране в целом». Система территориального размещения сельских школ в стране претерпевает быстрые институциональные, крупномасштабные изменения, проводится кампания слияния школ, суть которой в ликвидации большого числа деревенских начальных и средних школ для того, чтобы сконцентрировать учеников в небольшом количестве городских и поселковых школ. В 2004 г. был дан старт строительству ряда объектов системы сельских школ-интернатов.

Численность средних школ и учащихся

Анализ данных по количеству сельских начальных школ в Китае за период с 2000 г. по 2010 г. показал, что после 2001 г. наблюдается устойчивая тенденция уменьшения числа начальных и средних школ. За 10-летний период число школ уменьшилось более чем на половину (54%), фактически в среднем каждый день исчезало по 80 начальных школ, едва ли не каждый час упразднялось по четыре школы, в то же время численность учеников уменьшилась не более чем на 24%. Число ' ликвидированных школ в разы больше, чем уменьшение численности учеников. Начиная с 2000 г., число школ в среднем ежегодно уменьшалось на 7%.

В средней школе низшей ступени за 10-летний период число учеников уменьшилось более чем на 86%, примерно настолько же уменьшилось число самих школ, то есть темпы изменений сопоставимы и почти одинаковы. Исследование материалов по ежегодным изменениям числа школ и численности учеников показало,

что начиная с 2004 г., темпы уменьшения численности учеников школ низшей ступени стали превышать темпы сокращения числа самих школ этой ступени.

Темпы снижения численности

сельских школ и их учеников превышают средний уровень по стране

Министерство образования неоднократно подчёркивало, что слияние школ должно соответствовать реальному положению и быть удобным для школьников, поэтому в районах, где есть проблемы с транспортировкой учащихся, требуется сохранить необходимое число образовательных пунктов. Однако нет ясности, какими стандартами руководствоваться при ликвидации и слиянии школ, поэтому они отличаются в разных районах страны. В некоторых уездных посёлках для удобства управлением этим процессом объединяются все школы с числом учеников менее 100 человек. За несколько последних лет ликвидация и слияние школ в деревнях приобрели невиданные после образования нового Китая масштабы.

Такого рода изменения происходят в основном в сельских, наиболее бедных районах страны. Согласно данным ежегодного статистического сборника «Образование в Китае (2000—2010 гг.)», по всему Китаю в течение 10 лет наблюдается устойчивая тенденция к снижению числа сельских школ: число сельских начальных школ сократилось на 52%, число пунктов начального образования уменьшилось на 58%, в то время как численность учеников уменьшилась на 37%. Таким образом, темпы снижения численности начальных школ и пунктов начального образования превышают на 15% и 21% темпы сокращения числа их учеников.

Улучшение условий обучения в сельских школах

После того как в основном были решены вопросы обязательного образования, акценты в образовательной политике

государства сместились с вопросов «справедливости в доступе к образованию» на предоставление всем желающим учиться «справедливого доступа к качественному образованию», вопрос регулирования территориального размещения сельских школ стал рассматриваться с точки зрения оптимизации размещения образовательных ресурсов и обеспечения качественного образования на селе. По мере реформирования сельских школ улучшались условия обучения в этих школах.

Эффективность структурных

преобразований в сельских школах

Структурные преобразования сельских школ происходят в условиях снижения численности детей школьного возраста в сельской местности на фоне ускорения темпов урбанизации. Для оптимизации распределения ресурсов и повышения качества обучения предпринимаются следующие меры. Начиная с 2001 г., на государственном уровне были приняты ряд политических документов, опубликованы руководства и нормативы по вопросам преобразований в сельских начальных и средних школах. Анализ всех этих материалов позволяет сделать выводы:

Преобразования в сельских школах способствуют повышению качества образования

С началом структурных преобразований условия преподавания в сельских школах значительно улучшились. В первую очередь повысился профессиональный уровень учителей. Как в младшей школе, так и в неполной средней школе снизилось число замещающих учителей и учителей-совместителей, в 2000—2009 гг., за 10 лет, замещающих учителей в младшей школе стало меньше на 72%, совместителей на 64%; в сельских средних школах за 10 лет число замещающих учителей сократилось на 63%, совместителей на 36%. Профессиональная подготовка и навыки учителей начальной школы также значительно возросли. На 9,6% стало больше бакалавров среди учителей, вполовину сократилось число учителей, окончивших только среднюю школу высшей ступени. В начальной школе стало работать больше учителей высокой

и средней категорий. Также повысился уровень учительского состава и в сельских средних школах: бакалавров пришло работать в школу больше на 19%, вполовину сократилось число учителей, окончивших только среднюю школу высшей ступени. Среди учителей средних школ стало больше специалистов высшей и первой категории, хотя и продолжают работать учителя других категорий или даже без категории.

За этот же период на 78% сократилось число совмещённых классов в младших сельских школах. Вслед за слиянием школ явно выявилась тенденция снижения числа смешанных классов, почти на 30% в классах с численностью до 25 или свыше 66 учеников.

Кадровый состав учителей изменился в лучшую сторону, изменения организационных форм обучения показали, что всё это в совокупности помогает решить ряд трудных вопросов обучения таким школам, где всего несколько учеников и учителей, путём оптимизации распределения средств, повышения качества обучения.

Роль уездных посёлков в урбанизации образования

Анализ изменений числа средних и начальных школ в Китае с 2000 г. по 2010 г. показывает, что наиболее быстрыми темпами, по сравнению со среднекитайскими, сокращалось число именно сельских средних и начальных школ, к тому же темпы сокращения начальной школы, по сравнению с уменьшением числа школьников были более высокими. За 10 лет по всей стране число собственно сельских начальных школ сократилось на 52%, на 58% стало меньше учебных пунктов, где можно было получить начальное образование, школьников стало меньше на 37%. Примерно одинаково уменьшалось в течение 10 лет число основных средних школ и учеников этих школ, хотя,

начиная с 2004 г., темпы сокращения численности учеников стали постепенно превышать темпы сокращения количества средних школ первой ступени.

В то время как в целом снижались количество средних и начальных сельских школ и число учеников, получавших там образование, численность школьников уездных поселковых средних и начальных школ увеличивалась. В 2002-2009 гг. на 5,11% увеличилось число школьников в общеобразовательных средних школах первой ступени уездных посёлков, число школьников в поселковых общеобразовательных начальных школах увеличилось на 26,32%, на 8% увеличились темпы роста числа начальных школ в уездных посёлках. Тот факт, что число городских и поселковых средних начальных школ и учеников в них стало больше, говорит о том, что поселковые уездные школы играют такую же важную роль в процессах урбанизации образования Китая, как и сами уездные поселки стали двигателем процесса урбанизации страны.

Влияние быстрого прироста числа школьников в городах на укрупнение школ и увеличение численности классов

Крупномасштабные сокращения и слияния сельских средних и начальных школ отличались от изменений в городских школах: число городских средних и начальных школ стабильно увеличивалось, число средних школ первой ступени также выросло, а вот число начальных школ в городах уменьшилось на 25%. Что касается численности классов в городских и сельских средних и начальных школах, то численность классов с числом учеников менее 25 и 26-35 учеников снижалась, возрастало число классов с большим числом учеников (число классов с числом учеников более 66 увеличивалось более чем на 53%). Резкий приток школьников в города из деревни увеличил нагрузку на учебные учреждения города, на распределение бюджета на образование, вызвал увеличение числа классов с числом учеников менее 25.

Таким образом, интенсивная реорганизация и процессы слияния сельских школ привели к массовому наплыву в городские школы бывших сельских школьников, что вызвало волну гигантомании в городских школах, увеличение численности классов, в конечном итоге снизило эффективность городского обязательного образования в целом, преимущества городских школ были потеряны. Такого рода последствия преобразований в сельских школах явно противоречили первоначальным целям структурной реорганизации этих школ.

Уровень урбанизации неполных средних школ и средних школ высшей ступени превышает динамику урбанизации населения

Анализ количественных изменений числа сельских школ и учеников показывает, что темпы слияния школ на селе ощутимо влияют на темпы урбанизации школьников. Показательно соотношение уровня урбанизации образования и прироста урбанизации населения: урбанизация начальной школы чуть ниже уровня урбанизации в целом, а вот урбанизация средней неполной и средней школы высшей ступени гораздо выше среднего уровня урбанизации. Кроме того, Китай, начиная с 1992 г., вступил в фазу стремительной урбанизации, то есть масштабные преобразования и реформы сельских школ, по сути, начались ещё в 80-е года XX века. Это в определённой мере объясняет влияние политических изменений на структуру и развитие сельских школ: структура поселений, слияние сёл, демографическая ситуация — всё в совокупности влияет на уровень урбанизации образования.

Слияние средней и начальной сельских школ ставит проблему снижения возраста учеников, живущих в школьных интернатах

Высокие темпы сокращения сельских школ привели к тому, что сельские школьники вынуждены посещать отдалённые от места жительства школы, снизился

возраст живущих в школьных интернатах детей. Комитет по образованию и здравоохранению Всекитайского собрания народных представителей рекомендовал: школы должны находиться от места жительства на таком удалении, чтобы примерно треть учеников жили не далее 3 км, а 1/8 — не далее 5—10 км. Удалённость проживания школьников приводит к росту числа учащихся, живущих в интернатах, к снижению возраста таких учеников. Проведённые в 2008 г., среди 870 младших школьников исследования Дунбейского педагогического университета наглядно выявили, что средний возраст учеников, живущих в общежитиях при интернатах, снизился: таких первоклассников было 27,1%, второклассников и третьеклассников — 13,6% и 13,3%, то есть младших по возрасту, до третьего класса учеников было более 55,4%. Масштабное сокращение и слияние школ на селе способствовало тому, что многие школьники вынуждены были оставить обучение. Школы стали исчезать, а ведь они были не просто структурной единицей системы образования, а культурными центрами деревень. То, что школы на селе стали исчезать, вызвало далеко идущие последствия для сельской культуры, обеднило, прервало её развитие.

Министерство образования КНР отреагировало в 2006 г. на проблемы, вызванные процессами слияния и сокращения сельских школ. Было издано Постановление «О насущных вопросах работы по реорганизации и реструктуризации сельских средних и начальных школ», в котором говорилось о недопустимости заор-ганизованности и «превышения пределов» реорганизации школ. Эффект был слабый, отток учащихся средних и младших школ на селе усиливался: только за период 2007—2010 гг. отсеялось 114 430 000 учеников.

В 2010 г. государство издаёт Рекомендации «О претворении концепции последовательного и научно-сбалансированного развития обязательного образования», а в 2012 г. Министерство образования выпускает Рекомендации «Стандарты реорганизации и реструктуризации обязательного образования на селе», призванные прекратить хаотичные и нерегулируемые процессы изменений системы образования на селе.

* * *

Считается, что определённый уровень урбанизации в том или ином регионе должен пройти через три стадии роста, а именно — низкий уровень медленной фазы (уровень урбанизации составляет менее 30%), средний уровень высоких темпов роста (уровень урбанизации 30-70%) и высокий уровень урбанизации, характеризующийся стабильным постоянным ростом (уровень урбанизации более 70%). Уровень урбанизации в КНР в 1996 г. составлял 30,48%, что соответствовало среднему уровню урбанизации. По последним данным, на конец 2011 г. уровень урбанизации в Китае составляет 51,3%.

По прогнозам Мирового банка, к 2030 г. уровень урбанизации Китая составит 68%. По расчётам ЮНЕСКО, к 2020 г. городское население Китая будет составлять 56%, а к 2050 г. уже примерно 75% численности всего населения. Таким образом, число городских жителей Китая впервые станет больше, чем сельских, и Китай вступит в решающую фазу развития урбанизации. И в этот период, в силу развития промышленности и потребности в рабочей силе, поставщиком которой является село, процент городского населения за эти несколько десятилетий гипертрофически вырастет. Для образования на селе возникнут новые трудности и проблемы, ведь крестьяне в массовом порядке будут переезжать в города и работать в промышленной сфере.

Образованию на селе и в Китае, и в нашей стране предстоит решить многие долгосрочные задачи, но, несомненно, сельское образование должно способствовать здоровому экономическому развитию и социальной стабильности в сельской местности, уметь преодолевать болезни роста городов и быстрые темпы урбанизации. НО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.