Научная статья на тему 'Китайская сельская малокомплектная школа и ее опыт развития'

Китайская сельская малокомплектная школа и ее опыт развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
422
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИТАЙ / СЕЛЬСКАЯ МАЛОКОМПЛЕКТНАЯ ШКОЛА / УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ / МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ / CHINA / RURAL INCOMPLETE SCHOOL / DEVELOPMENT SITUATION / METHODS OF SOLVING PROBLEMS OF RURAL SCHOOLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Инь Сюецзяо

В последние годы во многих странах мира все большее внимание уделяется проблеме сельской малокомплектной школы. В Китае она является важной частью системы образования и служит главным образом для наименее обеспеченных детей, которые живут в бедных и удалённых от районных и областных центров Китая сёлах. Она является ключевым звеном обеспечения справедливости образования и сокращения масштабов необразованности. В процессе развития сельской малокомплектной школы Китая перед ней возникает целый ряд вызовов. Ответы на эти вызовы, обеспечивающие процесс развития, формируют китайский опыт образовательной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Инь Сюецзяо

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHINESE RURAL INCOMPLETE SCHOOL AND EXPERIENCE OF ITS DEVELOPMENT

In recent years, in many countries around the world, more and more attention is being paid to the problem of a rural incomplete school. In China, it is an important part of the education system which serves mainly the poorest children who live in poor and remote villages and regional centers of China. It is a key element in ensuring the fairness of education and reducing the scale of lack of education. In the process of developing a rural incomplete school in China, a number of challenges arise. The answers to these challenges, which ensure the very process of development, form the Chinese experience of educational policy.

Текст научной работы на тему «Китайская сельская малокомплектная школа и ее опыт развития»

Вестн. Моск. ун-та. Сер. 20. Педагогическое образование. 2018. №4

КИТАЙСКАЯ СЕЛЬСКАЯ МАЛОКОМПЛЕКТНАЯ ШКОЛА И ЕЕ ОПЫТ РАЗВИТИЯ

Инь СюЕцзяо (КНР)

(факультет педагогического образования МГУ имени М. В. Ломоносова; e-mail: fpo.mgu@mail.ru)

В последние годы во многих странах мира все большее внимание уделяется проблеме сельской малокомплектной школы. В Китае она является важной частью системы образования и служит главным образом для наименее обеспеченных детей, которые живут в бедных и удалённых от районных и областных центров Китая сёлах. Она является ключевым звеном обеспечения справедливости образования и сокращения масштабов необразованности. В процессе развития сельской малокомплектной школы Китая перед ней возникает целый ряд вызовов. Ответы на эти вызовы, обеспечивающие процесс развития, формируют китайский опыт образовательной политики.

Ключевые слова: Китай, сельская малокомплектная школа, условия развития, методы решения проблем сельской школы.

Урбанизация и приток населения в городские и сельские районы глубоко изменяют характер развития экономики, общества, культуры, образования Китая . Потоки избыточной сельской рабочей силы в Китае, увеличение количества детей трудящихся - мигрантов, снижение рождаемости в сельской местности ускоряют появление массы сельских малочисленных школ .

В настоящее время в Китае осуществляется девятилетнее обязательное образование: начальная школа пятилетняя, а основная школа - четырёхлетняя, или начальная школа шестилетняя, а основная школа - трёхлетняя . Китайская «малокомплектная школа» (МКШ) представляет собой общее название, употребляемое как для начальной школы с численностью менее 100 учеников, так и для так называемого «учебного пункта» . Учебный пункт - это «филиал» школы, расположенной в другом более крупном поселении . Он не имеет собственной администрации, подчиняется головной школе, а учителя, проживая в том же поселении, где расположен учебный пункт, числятся в штате головной школы . Учебные пункты находятся преимущественно в отдалённых и пограничных районах, в них нет полных классов, отсутствуют параллельные классы и один учитель проводит учебные занятия обычно с учащимися двух (трех или четырех) классов одновременно в одном помещении

Формально малокомплектные школы могут быть и в селе, и в городе, но последних на самом деле очень немного, поэтому речь далее будет идти преимущественно о сельских школах Обратим внимание

на то, что термин «малокомплектная» применяется только к начальной школе . Организация основных школ предполагает уже либо проезд школьников из малочисленных сел в обычную полнокомплектную школу на школьном автобусе, либо обучение в такой школе с проживанием в интернате . Следует также отличать малокомплектную школу от обычной сельской начальной школы, которая находится в сельском районе, имеет полные классы (а могут быть и параллельные классы), причем общее количество учащихся в такой школе превышает 100 человек

Представление о масштабах, в которых приходится решать вопросы, связанные с МКШ, можно составить по следующим данным . По статистике в 2015 г. количество учреждений начального образования Китая, т .е . всех начальных школ и учебных пунктов составило 283 560, из них 200 199 - сельские начальные школы и учебные пункты (что составляет 70,6% от общего числа). Количество МКШ равно 126 751, что составляет 44,7% (почти половину) всех учреждений начального образования . Из них число сельских малокомплектных школ (СМКШ) - 111 420, т .е . 55,7% от общего количества сельских учреждений начального образования и 87,9% от общего количества МКШ

Следует подчеркнуть, что при таких масштабах имеется ещё одна специфическая особенность, связанная с организацией образования через СМКШ . Зачастую случается, что в малонаселенных пунктах в настоящий момент нет детей младшего школьного возраста . В этом случае сама СМКШ или учебный пункт сохраняются, здание консервируется, а педагоги переводятся в головную (или ближайшую полнокомплектную) школу - до тех пор, пока в этом населённом пункте не появятся и не подрастут дети, которые должны учиться в начальной школе . Такие «школы без учеников» довольно многочисленны, их количество составляет 9 667. А количество сельских школ, в которых менее 10 школьников, составляет 33 900 [1]. Несмотря на то, что содержание такого огромного количества нефункционирующих школ достаточно затратно, в будущем в сельских районах Китая такие СМКШ все равно будут сохраняться, независимо от того, есть ли там в данный момент ученики или их нет

Поскольку экономически и административно Китай обычно разделяют на три зоны - восточную (промышленную), центральную (сельскохозяйственную и сырьевую) и западную (малонаселённую горно-пустынную), имеет смысл дифференцировать ситуацию с СМКШ в каждом из этих регионов . Число СМКШ в восточной, центральной и западной зонах Китая составляет соответственно 19 062, 47 382 и 44 976, т . е . соответственно 17%, 43% и 40% от их общего числа Как мы видим, наиболее бедные зоны здесь дают подавляющее число СМКШ (83%)

I. Изменение политики управления системой китайских сельских малокомплектных школ

За последние десятилетия эволюция СМКШ прошла через три исторических этапа

1. Этап существования начальной школы в каждом сельском пункте

В 1985 г. «Решение ЦК КПК о реформе системы образования» установило трехуровневую систему управления школами, с выделением уровней района, посёлка и деревни Обеспечение девятилетнего обязательного образования стало важной политической целью местных органов управления Основной принцип организации системы сельских школ - обеспечение возможности приема детей в ближайшую начальную школу В этом контексте местные органы образования организовали начальные школы в каждой деревне . Но, поскольку эти органы образования по-прежнему оставались в рамках финансирования со стороны местной власти, это привело к тому, что на сельские органы управления со скудными финансовыми ресурсами была возложена основная, непосильная для них ответственность за осуществление всеобщего обязательного образования Проблема недостаточности финансирования образования оказалась беспрецедентно острой и потребовала принятия срочных мер

2. Этап массовой ликвидации и реструктуризации школ

Для оптимизации использования ресурсов образования в мае 2001 г. Госсоветом опубликовано «Решение о реформе и развитии основного образования», в котором декларировалось, что при условии обеспечения учащимся приёма в ближайшую школу следует надлежащим образом укрупнять сельские школы и учебные пункты . В связи с этим во всём Китае были проведены мероприятия по «ликвидации и реструктуризации школ» Маленькие школы, находившиеся в устаревших зданиях, с плохой мебелью и условиями учёбы, закрывались, а учеников переводили на интернатную форму обучения в более крупных и современных школах с квалифицированными учителями

В результате с 2001 г. до 2011 г. количество начальных и основных школ резко сократилось (на 15 и 250 тыс соответственно) [2] Однако оказалось, что массовая акция по «ликвидации и реструктуризации школ» привела к резкому увеличению расстояния от дома до школы, к увеличению экономического бремени семей, к росту показателя отсева, а также к появлению в городских школах классов с большим количеством учащихся . Так, в 2015 г . исследования Национального консультативного комитета по вопросам образования в провинции Хэнань показали, что максимальный размер класса для начальной школы в округе Си составляет 150 человек, а минимальный - 70

По государственному же стандарту, в начальной школе в классе должно быть не более 45 человек .

3. Этап сохранения и восстановления сельских школ

В 2012 г . было принято «Решение канцелярии государственного совета о реструктуризации системы сельских школ обязательного образования», в котором указывалось на необходимость решительно прекратить неразумное проведение ликвидации МКШ и укрупнения школ . Имеющиеся школы было предложено сохранить, ликвидированные -восстановить . Для сохраненных и восстановленных сельских школ и учебных пунктов нужно предпринять разнообразные меры по улучшению условий и повышению качества обучения, чтобы они не отставали от городских

В ноябре 2015 г . Государственным советом было опубликовано «Уведомление о механизме обеспечения финансирования в целях дальнейшего совершенствования обязательного образования в сельских и городских районах» . Оно призывало ускорить создание системы управления малокомплектными школами в сельских районах с тем, чтобы обеспечить местным детям школьного возраста возможность поступления в близлежащую школу укрепление и создание сельских малокомплектных школ стало важным направлением государственной образовательной политики

II. основные проблемы развития сельских малокомплектных школ

В соответствии с планом 13-й пятилетки Китая и курсом на «Долгосрочную реформу образования и программу плана развития (20102020 г.)» развитие системы сельских малокомплектных школ будет продолжаться [3]. Хотя в последние годы в Китае в деле сохранения и восстановления сельских малокомплектных школ достигнут важный прогресс, тем не менее создание и совершенствование сельских малокомплектных школ отставало [4]. В будущем развитие СМКШ будет предполагать преодоление разных вызовов . Перечислим наиболее существенные из них

1. Слабое кадровое обеспечение

Общий уровень профессионализма педагогических коллективов в сельских малокомплектных школах очень низкий . Наблюдается серьезный отток учителей высших квалификационных категорий, профессиональное развитие учителей сильно ограничено [5] Обследование показало, что возможности подготовки учителей высокого уровня в сельских районах относительно невелики участие в повышении квалификации муниципальных учителей в городах составляет 81,3%, то время как в сельской местности - только 62,23% [5] Возникли диспропорции по возрастным и половым признакам, а также по предметам . По результатам другого исследования, у 20,87%

учителей в сельских районах недельная нагрузка составляет 20-30 уроков, а у 43,55% учителей - больше 30 [6]

2. Неудовлетворительные материальные условия в школах

В настоящее время еще не приняты стандарты, регламентирующие организацию и обустройство сельских малокомплектных школ В связи с этим некоторые местные органы власти строят учебный пункт без стандартов и не имеют механизмов подотчетности и ответственности за качество этого обустройства Ограниченность финансовых ресурсов, низкая эффективность использования ресурсов образования, слабая активность и вклад местных органов власти приводят к тому, что в некоторых школьных пунктах не обеспечены условия, необходимые для качественного обучения и нет своевременной замены и обновления учебных инфраструктур [6]

3. Несовершенные механизмы управления

В некоторых сельских малокомплектных школах механизмы управления несовершенны и примитивны, в управлении образованием и обучением наблюдается большой произвол Схемы ответственности за финансовое обеспечение неопределенны, системы финансовой поддержки отсутствуют и т. п . Это приводит к долгосрочной нехватке финансовых средств и создает препятствия повышению качества образования [7]

4. «Перспектива значительного повышения качества образования» (т.е. низкое качество имеющегося образования)

Низкое качество образования является одной из важных проблем, которая всё время беспокоит СМКШ Анализ ситуации в одном из районов на юго-западе Китая указывает на то, что с учёбой и успеваемостью в СМКШ существует довольно много проблем По сравнению с крупными и средними школами успеваемость по китайскому языку и математике значительно ниже . Освоение предметов идет неравномерно, и математику дети осваивают хуже, чем другие дисциплины . Умение применять знание языка и математики разных уровней в жизненных ситуациях развито чрезвычайно слабо [8]

5. Китайский опыт развития СМКШ

Во время 12-й пятилетки в Китае образование в сельских районах добилось замечательных успехов, что позволяет констатировать состоятельность и продуктивность китайского опыта развития СМКШ Сформулируем кратко основные результаты, которые были достигнуты .

1. Формирование педагогических коллективов

1.1. Политическая поддержка

В целях повышения качества педагогов в школах в сельских районах и увеличения привлекательности профессии сельских учителей, государство приняло на вооружение соответствующую политику В 2015 г канцелярией Государственного Совета издана «Программа поддержки

учителей в сельских районах» [9]. Чтобы привлечь больше замечательных педагогов служить делу образования в сельских школах, в данной программе были приняты такие меры, как:

- повышение уровня политической грамотности сельских учителей и уровня профессиональной нравственности;

- расширение каналов пополнения резерва учителей в сельских районах;

- улучшение благосостояния коллектива сельских учителей;

- установление единого стандарта штатов городских и сельских учителей;

- ориентация на должностную оценку и занятость педагогов сельских школ;

- поощрение выдающихся городских учителей, оказывающих поддержку и работающих в сельских школах;

- всестороннее усиление способности работать и профессионального уровня сельских педагогов;

- создание системы почета для сельских учителей

1.2. осуществление «Программы по поддержке специальных педагогических должностей»

В целях улучшения условий в сельских школах и оптимизации коллектива учителей в 2006 г был принят «План осуществления программы по поддержке специальных педагогических должностей для уровня обязательного образования в сельских районах» Для того чтобы привлекать выдающихся студентов бороться за дело образования в сельских районах, центральный банк выделил специальные финансовые средства и ввел специальные должности учителей в сельских районах Во время 12-й пятилетки и министерство образования, и министерство финансов особенно отметили очевидное серьёзное пополнение прослойки сельских педагогов, приоритетное удовлетворение пополнения педагогов сельских школ, в то время как в районных школах пополнения новых учителей-предметников не происходило В 2011-2015 г с помощью «Программы по учителям-предметникам» во всём Китае 22 провинции и района (включая Синьцзянскую экономическую зону) приняли 325 439 учителей, общие расходы финансирования центрального правительства по этой программе составили больше 22 млрд юаней [10].

1.3. Укрепление профессиональной подготовки

С 2015 г . в соответствии с «Программой подготовки» была централизованно открыта подготовка учителей и директоров сельских школ и школьных пунктов как одно из главных направлений педагогического образования Данная программа стимулировала местные органы власти осуществить подготовку, рассчитанную на весь коллектив учителей, который обеспечивает пятилетний цикл - 360 часов учёбы По данным

статистики, количество подготовленных педагогов составило 259 200 человек Показатель подготовки сельских учителей в районах способствовал также реформе модели обучения, повысил эффективность подготовки и в значительной степени поднял профессиональный уровень педагогов в сельских районах

1.4. Осуществление ротации директоров школ и учителей

«Уведомление о программе 2015-2020 г. по поддержке сельских педагогов», изданное канцелярией Государственного Совета, предложило осуществлять направление лучших городских учителей в сельские школы В «Некоторых положениях Государственного совета по координации содействия интеграции развития обязательного образования в городских и сельских районах» было подчеркнуто, что необходимо способствовать обмену городских и сельских учителей Каждый учебный год число учителей, приходящих из городских и лучших школ в сельские школы на ротацию, должно быть не меньше 10% общего количества, в пропорциях, соответствующих распределению уровня педагогических кадров . В том числе доля высококвалифицированных учителей должна быть не менее 20% [11]

1.5. Строительство общежитий для педагогов

В целях улучшения уровня жизни и условий труда педагогов в сельских школах с 2010 г Государственный комитет по развитию и реформе совместно с Министерством образования открыли проект по строительству общежитий для педагогов сельских школ . Это - приоритетная поддержка сельских школ в таких районах, которые характеризуются относительным отставанием экономического и социального развития, неблагоприятными природными условиями, неудобством транспорта Целью являлось обеспечить жильём «специальные педагогические должности», добровольцев, педагогов на ротацию, менеджеров в сельских школах с интернатом, которые находятся далеко от семьи . К 2015 г . сумма инвестиций центрального финансирования составила почти 16 млрд юаней, были построены 284 тысячи общежитий площадью 10 007 тыс . кв ., в которых можно устроить 345 тыс . педагогов . В результате значительных усилий высшее образование обеспечивает резерв кадров, практически достаточный для развития образования в сельских районах, повышается привлекательность должности сельского учителя, создаются предпосылки для повышения качества образования в СМКШ

2. Финансовое обеспечение

С 2006 г . началась реализация специального механизма финансового обеспечения обязательного образования в сельских районах, а именно: для небольших начальных школ и школьных пунктов в сельских районах, где число учащихся менее 100, финансовые расходы утверждаются всё равно на 100 учащихся В 2013 г Министерство образования

приняло «уведомление о дальнейших работах по финансовому обеспечению сельских начальных школ и учебных пунктов», где указано уже общее требование строго исполнить установленную политику «для небольшой начальной школы и школьного пункта в сельских районах, где число учащихся менее 100 учащихся, финансовые расходы утверждаются на 100 учащихся» До начала весеннего и осеннего школьного семестра районные административные организации образования обязаны своевременно информировать центральные школы, сельские школы и пункты о сумме бюджетных государственных расходов и заранее выделять необходимую часть государственных средств, гарантировав нормальное функционирование сельских начальных школ и учебных пунктов [12]

В последние годы стандартный уровень выделения государственных средств повышается, в настоящее время в средней и западной области Китая основная квота в год по каждому обычному ученику начальной школы составляет 600 юаней, а в восточной области Китая - 650 юаней . Центральные и местные органы власти отвечают за пропорциональное распределение этих расходов . При этом пропорциональное распределение расходов центральных и местных органов власти в районах и городах западного региона по программе освоения Западного Китая представляет собой 80% и 20%, а в среднем регионе Китая - 60% и 40% В восточном регионе, кроме городов федерального значения, распределение расходов иных провинций утверждается по собственному финансовому положению .

В 2015 г. Государственным Советом было издано «Уведомление о дальнейшем совершенствовании механизма финансового обеспечения обязательного образования в городских и сельских районах», в котором на основе упорядочения механизма финансового обеспечения обязательного образования в сельских районах и политики поощрения, субсидирования городского обязательного образования, было установлено создать единый для городских и сельских школ механизм, обеспечивающий финансирование обязательного образования в сельских районах

3. обустройство школ

3.1. осуществление программы улучшения питания учащихся обязательного образования в сельских районах

В 2011 г . для улучшения питания учащихся в сельских районах, в бедных районах и учащихся из семей с тяжелым материальным положением правительство начало реализацию программы улучшения питания учащихся обязательного образования в сельских районах В том числе, большое внимание было уделено малокомплектным школам В целях решения проблем с плохим состоянием питания и неудовлетворительной возможностью снабжения питанием сельских учебных пунктов,

правительство активно продвигает осуществление программы по строительству столовых В настоящее время уже принято решение о проектах строительства 7 765 столовых в малокомплектных начальных школах (утверждённая площадь строительства - 735 544 кв . м ., сумма архитектурно-строительных инвестиций - 1,097209 млрд юаней, сумма ассигнований на покупку оборудования для столовых - 71 596 млн . ). Всё это в большой степени улучшает состояние питания и возможности снабжения питанием сельских школьных пунктов Ввиду низкого качества питания в малокомплектных школах, где, как правило, нет специальных поваров, был введен в действие специальный сайт «Схемы улучшения состояния питания», на котором представлены рецепты приготовления блюд и организация питания в школьной столовой Также разработаны такие инструменты, как «Система электронного диетолога учащихся» и «Руководство рационального питания сельских учащихся» Это помогло укреплению культуры питания всех - учителей, родителей, руководства школьных столовых и организаций снабжения питанием По статистике, за время, прошедшее с начала реализации плана по улучшению состояния питания, уезды почти половины Китая уже начали его осуществление . Больше половины школ обязательного образования всего Китая начало обеспечивать школьников питанием, около четверти всех учащихся Китая пользуются субсидией диетического питания Это дало поддержку более чем 33 млн людей Большинство СМКШ и учебных пунктов вошли в число экспериментальных школ

3.2. осуществление проекта полного охвата учебных пунктов цифровыми образовательными ресурсами

В 2012 г . Министерством образования было издано «Уведомление о начале всесторонней реализации проекта полного охвата учебных пунктов цифровыми образовательными ресурсами» В нем указывается, что в целях высокоэффективного использования установленных государством ресурсов необходимо поддержать учебные пункты в обеспечении основными аппаратными средствами, позволяющими получать цифровые образовательные ресурсы и использовать эти ресурсы для учебной деятельности; с помощью передачи данных через спутник отправлять цифровые образовательные ресурсы в разные учебные пункты Для реализации проектов Министерства образования осуществлена концентрация сил различных специалистов, направленная на разработку серии цифровых ресурсов по установленным восьми предметам (которые вышли в свет в издательстве Народного образования) с первого до третьего класса начальной школы [13] С сентября 2013 г начата синхронизация передач через сеть и спутниковое вещание

В ноябре 2014 г . 63,6 тыс . образовательных учреждений полностью выполнили задачи проектирования, строительства, установку

оборудования и распределение ресурсов; внедрено практическое обучение, направленное на применение полученных знаний В результате уровень обучения началам таких предметов, как музыка, изобразительное искусство и английский язык значительно повысился Постепенно решаются проблемы и трудности, связанные с введением обязательного преподавания этих предметов, требуемых государственным стандартом, которые возникают из-за продолжительного отсутствия соответствующих учителей в школьных пунктах в сельской местности Классные занятия в учебных пунктах постепенно становятся живыми, богатыми по содержанию и разнообразными

3.3. Всестороннее улучшение основных условий в слабых школах обязательного образования в бедных районах

В декабре 2013 г . в Китае осуществлено всестороннее улучшение основных условий слабых школ обязательного образования в бедных районах, удовлетворены основные требования к учебе и жизни учащихся Прежде всего увеличены финансовые инвестиции (только в 20142015 г во всей стране были выделены инвестиции в сумме до 9,77 млрд юаней на улучшение основных условий школ; площадь построенных школ и общежитий увеличена до 5,04 млн кв м ; сумма, выделенная на покупку учебных приборов и оборудования, составила 1,7 млрд юаней) В то же время была составлена программа всестороннего улучшения основных условий в слабых школах обязательного образования в бедных районах, включающая создание вновь значительного числа учебных пунктов, перестройку и реконструкцию до 42 тыс учебных пунктов площадью 1,122 млн . кв .м. До конца 2018 г . площадь школ и общежитий во всей стране увеличится по сравнению 2013 г . на 42% . Прогнозируется рост средних затрат на учебные приборы и оборудование на 767 юаней на прибор, что составляет 137% Всё это - в пользу 2 588 млн . учащихся . В связи с этим уровень материального обеспечения учебных учреждений значительно повысился . Установлен единый основной уровень контрольных требований к сельским учебным учреждениям В соответствии с этими требованиями СМКШ и школьные пункты должны быть обеспечены соответствующими приборами, оборудованием и уровнем преподавания

IV. Заключение

Всем известно, что СМКШ не только обеспечивает детям школьного возраста возможность поступить в школу неподалеку, но и предоставляет важную поддержку в области наследования местной культуры и совершенствования функции микрорайона Учитывая развитие интеграции городских и сельских районов, СМКШ не только должны быть сохранены и восстановлены, - необходимо продолжать развивать их, добиваясь более высокого качества образования

В настоящее время правительство Китая прилагает усилия к строительству красивых и оптимальных с точки зрения эффективности СМКШ Оно продолжает делать упор на улучшение таких факторов, как рациональная планировка сельских школ, совершенствование механизма работы и методов управления СМКШ, разумное продвижение процесса стандартизации, укрепление и пополнение резерва учителей СМКШ, повышение благосостояния педагогов, усиление их профессиональных способностей и развитие их профессиональных качеств, повышение уровня управления, усиление работы органов надзора в образовании и др Опыт работы по преодолению вызовов, встающих перед СКМШ, показывает, что Китай сможет не только преодолеть все возникающие трудности, но и создать уникальную систему сельского образования, обеспечивающего и высокое качество обязательного образования, и его доступность

Автор искренне благодарит профессора А. В. Боровских за постоянное внимание и помощь при подготовке этой статьи.

Список литературы

1 . Цинь Юйюи, У Чжихуй Развитие сельского образования в Китае и идея его будущего развития // Вестник Северо-Восточного педагогического университета. Философия и социальные науки . 2017, № 12(3). С. 1-8.

2. Лэй Ваньпэн, Се Яо Экономический эффект от размера школы и его отражение в политике // Перспективы глобального образования. 2013, № 10(5). С. 49-58.

3 . Долгосрочная реформа образования и программа плана развития (2010-2020 гг . ) (URL: http://www. moe . gov . cn/srcsite/A01/s7048/201007/ t20100729_171904. html 20. 09. 2018)

4 У Чжиху Последний километр борьбы с нищетой через образование // Яркий день, 2016-07-05(014).

5. Чжоу Е Проблемы и контрмеры, связанные с профессиональным уровнем учителей сельских малокомплектных школ на основании обследования X округа провинции Ганьсу // Исследования в области образования . 2017, № 21(3). С . 147-153.

6 . Лю Шаньхуай, Ван Шуан, Ву Фан Исследования по обучению создания команды учителей в сельских малокомплектных школах Китая // Исследования в области образования 2017, № 21(9) С 106-115

7 . Чжао Дань Исследование системы финансирования сельских малокомплектных школ // Китайский журнал образования . 2017, № 33(8). С. 15-19 .

8 . Лю Шаньхуай, Ши Нинчжун Исследование по академическим достижениям школьников сельских малочисленных школ . Возьмем регион на Юго-Западе в качестве примера // Китайский журнал образования . 2011, № 21(4). С. 17-20 .

9 . Программа поддержки учителей в сельских районах . (URL: http:// www. gov. cn/zhengce/content/2015-06/08/content_9833. htm 20. 09. 2018)

10. План осуществления программы по поддержке специальных учительских должностей на этапе обязательного образования в сельских районах. (URL: http://www. moe. gov. cn/jyb_xxgk/gk_gbgg/moe_0/moe_1133/ moe_1338/tnull_19556. html 20. 09. 2018)

11 . Уведомление о изданной канцелярией государственного совета программе 2015-2020 года по поддержке сельских педагогов . (URL: http://www. moe. gov. cn/jyb_xxgk/moe_1777/moe_1778/201506/t20150612_190354. html 20 09 2018)

12. Уведомление о дальнейших работах по финансовому обеспечению сельских начальных школ и учебных пунктов. (URL: http://www. moe. edu. cn/srcsite/A05/s7499/201312/t20131219_161336. html 20. 09. 2018)

13 Уведомление о начале всестороннего осуществления проекта полного охвата учебных пунктов цифровыми образовательными ресурсами (URL: http://old. moe. gov. cn/publicfiles/business/htmlfiles/moe/ s3342/201211/144800. html 20. 09. 2018)

chinese rural incomplete school and experience of its development

Yin Xuejiao (China)

In recent years, in many countries around the world, more and more attention is being paid to the problem of a rural incomplete school. In China, it is an important part of the education system which serves mainly the poorest children who live in poor and remote villages and regional centers of China. It is a key element in ensuring the fairness of education and reducing the scale of lack of education. In the process of developing a rural incomplete school in China, a number of challenges arise. The answers to these challenges, which ensure the very process of development, form the Chinese experience of educational policy.

Key words: China, rural incomplete school, development situation, methods of solving problems of rural schools.

Сведение об авторе

Инь Сюецзяо - стажер факультета педагогического образования МГУ имени М. В. Ломоносова, аспирант Северо-Восточного педагогического университета (КНР). Тел.: +79850155480. E-mail: 1902225160@qq.com.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.