Научная статья на тему 'Сельская школа: российско-китайский проект'

Сельская школа: российско-китайский проект Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
70
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА КАК РЕСУРС РАЗВИТИЯ СЕЛА / УСЛОВИЯ И ЦЕЛИ ПОЛУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В КИТАЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ СЕЛЬСКИХ ШКОЛ / COUNTRY SCHOOL AS THE RESOURCE OF RURAL DEVELOPMENT / CONDITIONS AND TARGETS OF EDUCATION IN CHINA / EDUCATIONAL STRATEGY OF COUNTRY SCHOOLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Якупова Гюзель Альбертовна

Международное сотрудничество Республики Татарстан и Китая. Сельская школа как ресурс развития села. Образовательные стратегии сельских школ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сельская школа: российско-китайский проект»

международное отрудничество

СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА: российско-китайский проект

Гюзель Альбертовна Якупова,

учитель истории и обществознания

средней школы № 1 г. Азнакаево Республики Татарстан

В мае 2013 года делегация Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан побывала в Китайской Народной Республике.

• сельская школа как ресурс развития села • условия и цели получения образования в Китае • образовательные стратегии сельских школ

Визит в КНР делегации Республики Татарстан

Цель поездки: посещение провинций, участвовавших в совместном российско-китайском проекте Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» и Международного исследовательского и тренингового центра ЮНЕСКО по развитию сельского образования; изучение полученных результатов, изучение системы образования в сельской местности в КНР.

Делегация Республики Татарстан была в крупных городах и в провинции, посетили школы, вузы, профтехучилища, центр образования для взрослых, принимали участие в Международном семинаре по проблемам сель-

ского образования на базе Пекинского государственного педагогического университета, провели конференции в провинциях. Выступающие рассказали о системе образования в Республике Татарстан, развитии Азнакаевского муниципального района, сети школ, познакомили с результатами исследования образовательных, карьерных и миграционных стратегий выпускников базовых школ района.

После Китая... мысли вслух

«Бог сотворил мир, а остальное создано в Китае» — такое изречение можно увидеть в социальных сетях. После поездки в эту страну я бы ещё дополнила: «Если что и осталось не сделанного в Китае, то это дело времени». Думаю,

4ародное образование 4'2014

Г.А. Якупова. Сельская школа: российско-китайский проект

что одно из объяснений «китайского чуда» — в системе образования. И самое главное, на что я обратила внимание в Китае: очень сильна мотивация детей к обучению, все они хотят стать успешными. Почему?

По существующему законодательству китайской семье разрешено иметь только одного ребёнка, поэтому задача родителей — дать ему хорошее воспитание и образование. На рабочие места претендуют тысячи специалистов, и побеждает тот, у кого образование лучше.

В школах Китая дети учатся пять дней в неделю. Уроки продолжаются до четырёх часов вечера, с перерывом на обед. В классах в среднем около 40 учащихся. За каждым классом закреплена определённая аудитория: не ученики, а учителя переходят из кабинета в кабинет. Очень удобная школьная форма (у каждой школы своя), которую закупают родители. Китайские школьники, в отличие от наших, учатся 12 лет. Учебный год начинается в сентябре, длится 9,5 месяца и состоит из двух семестров. Система каникул отличается от наших: зимние — один, летние — два месяца. По окончании учёбы в школе — традиционные экзамены.

Когда мы спросили у китайских коллег: «Каков главный критерий качества образования в вашей стране?», нам ответили, что это счастливые дети, удовлетворённые обучением родители, трудоустройство после профессиональной школы. Сравнивать школы, выстраивать рейтинги официально не разрешается.

Благоустраиваются школы за счёт государства. Внутренний дизайн школ, в которых мы были, впечатляет выдержанностью, оформленностью в едином стиле. Выставлено очень много работ самих школьников, стенды с фотографиями успешных выпускников и учеников по годам выпуска и с указанием достижений вывешены во дворе школы. При входе на каждом этаже электронные табло расписания, комнаты психологической разгрузки, спортивные площадки с искусственным покрытием, природные парки во дворах школ с фонтанами, где чистоту

и порядок поддерживают сами ученики. На территории школ учебные корпуса, производственные мастерские, культурно-досу-говые здания, общежития для приезжих детей. Автобусы развозят городских школьников. В Китае школы — это целые городки, где чувствуется забота о детях.

Основные школьные предметы: китайский язык, математика, иностранный язык (в основном, английский), естествознание, информатика, физкультура, музыка и т.д. Есть обязательные предметы и предметы по выбору. Занятия дополнительного образования включены в сетку расписания. Все ребята совершают 10-минутные пробежки по территории школы, а уроки физкультуры проводятся как уроки ритмического танца. Рано утром можно увидеть, как большие группы людей прямо на улице (во дворах, скверах, площадках) делают зарядку: не случайны высокие результаты китайцев на Олимпиадах и других крупных международных соревнованиях.

Сильная сторона китайского образования — среднее профессиональное образование. Обучают востребованным профессиям, сотрудничают с вузами страны. После трёх лет обучения выпускники профессиональных школ поступают в университет своего направления и учатся ещё два года. Трудоустройство составляет 90%. Есть обменная программа учениками и преподавателями с Германией, Сингапуром, Англией. Мощная материальная база обеспечивается государством. Очень важна прекрасная китайская национальная традиция — уважение к учителю. Всё это определяет успехи образования.

Визит делегации КНР в Республику Татарстан

В сентябре 2013 года в Азнакаевском районе Республики Татарстан состоялась международная конференция «Сельская школа как ресурс развития образования региона: состояние и перспективы» с участием представителей тренингового центра ЮНЕСКО по развитию сельского

4ародное образование 4'2014

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

образования, высших учебных заведений Китая, руководителей проекта с российской стороны, делегации Республики Чувашия.

Программа конференции была очень насыщенной. Гостей принимала нефтяная столица Республики — г. Альметьевск, где они познакомились с образовательными учреждениями, которые представляют различные ступени российской системы образования — средними школами, техникумами, институтами. Затем в нашем районе делегация посетила несколько сельских школ, политехнический колледж, центр труда и занятости.

Обсуждали программы поддержки молодых, талантливых учителей, фонды поддержки сферы образования, учебные программы, формы дополнительного образования, внеклассные мероприятия. Гости рассказали о том, например, что в китайских школах около 30% учителей — мужчины, в высших учебных заведениях педагогов-мужчин больше. В системе образования выделены ступени: начальная школа — 1—6-е классы, среднее звено — 7—9-х классы, а 10—12-е классы в китайской школе — вторая ступень среднего образования. До девятого класса образование обязательное и бесплатное, затем около половины учащихся выбирают профессиональные учебные заведения, а половина продолжает получать среднее образование.

• Обучение наших детей начинается с изучения букв алфавита, а сколько иероглифов должен усвоить китайский школьник?

• Китайских иероглифов — более 20 тысяч, учащийся школы должен знать 3 тысячи из них.

Мы пришли к выводу: требования в системе образования у нас схожи. Буквы разные — алфавит или система иероглифов, но цель обучения одна, ведь знания, получаемые ребёнком в школе — основа его дальнейшего жизненного пути и самоопределения.

Итоги Международной конференции были подведены на пленарном заседании в Центре детского творчества. Участники обменялись опытом по вопросам создания условий для развития сельских школ, карьерного роста, образовательных и миграционных стратегий.

Итоги

Результаты исследований в Московской области, Республиках Саха (Якутия) и Татарстан существенно не отличаются: уменьшается количество сельского населения, всё больше сельских школ становятся малокомплектными, что отрицательно влияет на комплектование классов, объёмы учебной нагрузки, кадровый состав, многократно повышают затраты на образование одного ученика. Однако очевидно, что школа играет основную роль в жизни и развитии села: необходимо создать все необходимые условия для полноценного обучения каждого школьника.

Актуальная для Азнакаевского района задача — создать нормативно-правовую базу, регламентирующую организацию учебно-воспитательного процесса в условиях сетевого взаимодействия сельских школ, а это — создание сетевых межшкольных классов, совместных образовательных программ, взаимозачёты результатов, итогов обучения конкретного ученика по соответствующим дисциплинам, выдача соответствующего документа каждой школе, входящей в Сеть. Такая модель предусматривает организацию центра диагностики и консультирования, сетевых управленческих, проектных групп.

Инновационные направления деятельности в районной системе образования вызвали большой интерес делегатов конференции. Они высоко оценили современные методики, нововведения, инновационные проекты в системе образования Азнакаевско-го района и других районов Татарстана.

В сегодняшних непростых экономических, демографических, социальных условиях сельская школа нуждается в поддержке, поэтому необходим постоянный поиск нестандартных путей, средств и способов адаптации школ к сложившейся ситуации. Опыт Китая и Азнакае-во, безусловно, будет полезен, определит перспективы на будущее. НО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.