Научная статья на тему 'Образование в контексте перехода к постиндустриальному обществу'

Образование в контексте перехода к постиндустриальному обществу Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1292
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Агроинженерия
ВАК
Ключевые слова
ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО / ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОСТМОДЕРН / КУЛЬТУРА ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЙ ЭПОХИ / POSTINDUSTRIAL SOCIETY / POSTINDUSTRIAL DERIVATION / POSTMODERN / CULTURE OF A POSTINDUSTRIAL EPOCH

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ценч Юлия Сергеевна

Рассматриваются особенности постиндустриального общества, проблемы совершенствования системы образования в связи с появлением новых требований культуры постиндустриального общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Derivation in a transition context to a postindustrial society

Features of a postindustrial society, problem of perfection of an education system in connection with emersion of new demands of culture of a postindustrial society are observed.

Текст научной работы на тему «Образование в контексте перехода к постиндустриальному обществу»

вития интереса к изучению иностранного языка, деятельность которых характеризуется и высокими показателями.

На третьем этапе (творческий уровень) продолжается усложнение деятельности студента на занятии. Идет обучение творчеству, возрастает стремление студентов общаться на иностранном языке, свободно вести диалог. С помощью таких методов обучения, как поисковая беседа, проблемное изложение, исследовательский метод и другие, преподаватель имеет возможность содействовать активной позиции студентов и создает ситуации, побуждающие их к переосмыслению своей роли в обучении. Такая организация учебно-познавательной деятельности студентов всемерно способствует активизации их мыслительной деятельности.

На основе анализа психолого-педагогической литературы по проблеме были определены следующие критерии оценки эффективности развития данного качества: мотивационный, организационный, деятельностный, контрольный, когнитивный. Анализ данных показал, что по всем критериям в процессе развития готовности к самоуправлению познавательной деятельностью наблюдалась положи-

тельная динамика: в экспериментальных группах изменения показателей составили 15.. .25 %, в контрольных — 5.10 %. Статистическая обработка полученных результатов по методу Стьюдента показала достоверность экспериментальных данных.

Список литературы

1. Колесникова, И.А. Педагогическая реальность: опыт межпарадигмальной рефлексии: курс лекций по философии педагогики / И.А. Колесникова. — СПб.: «Детство-Пресс», 2001. — 288 с.

2. Юлина, Н.С. Тайна сознания: альтернативные стратегии исследования / Н.С. Юлина // Вопросы философии. — 2004. — № 11. — С. 150-164.

3. Ильин, Е.П. Психология воли / Е.П. Ильин. — СПб.: Изд-во «Питер», 2000. — 288 с.

4. Бершадский, М.Е. Дидактические и психологические основания образовательной технологии / М.Е. Бершадский, В.В. Гузеев. — М.: Центр «Педагогический поиск», 2003. — 256 с.

5. Метаева, В.А. Методологические и методические основы рефлексии: учеб. пособие / В.А. Метаева. — Екатеринбург: Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2006. — 99 с.

6. Зеер, Э.Ф. Самоуправление как фактор социальнопрофессионального воспитания учащихся ремесленных профессий / Э.Ф. Зеер. — Екатеринбург: Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2005. — 235 с.

УДК 37.01.001.895

Ю.С. Ценч, канд. пед. наук, доцент

ГОУ ВПО «Уральский государственный университет физической культуры»

ОБРАЗОВАНИЕ В КОНТЕКСТЕ ПЕРЕХОДА К ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОМУ ОБЩЕСТВУ

Исследования современных ученых убедительно доказывают, что человечество переходит в совершенно новую эпоху своего существования — постиндустриальную эпоху [1, 2]. Происходящие в связи с этим изменения касаются всех сторон общественного развития и в том числе образования. Система образования относится к числу важнейших социальных институтов и по своему значению, объему и содержанию играет важнейшую, решающую роль в жизни общества. В связи с этим перед системой образования во всем мире, в том числе российском образовании, остро стоит проблема ее совершенствования в соответствии с требованиями постиндустриального общества [1, 3]. Несмотря на то, что в последнее время очень много внимания уделяется модернизации российского образования, оно все еще остается не адекватным вызову времени, так как во многом сохраняет старые традиции.

Сама идея постиндустриального общества была выдвинута американским социологом Д. Беллом в 60-е годы прошлого столетия. Д. Белл утвер-

ждал, что происходящие в середине XX века изменения в социальной структуре свидетельствуют о превращении индустриального общества в постиндустриальное, которое и должно стать определяющей социальной формой XXI века.

В основе концепции постиндустриального общества лежит разделение всего общественного развития на три этапа:

• доиндустриальное — определяющей являлась сельскохозяйственная сфера, главные структуры — церковь, армия;

• индустриальное — определяющей являлась промышленность, главные структуры — корпорация, фирма;

• постиндустриальное — определяющим являются теоретические знания, главная структура — университет как место их производства и накопления.

Разработчики теории постиндустриального общества выделяют следующие его характерные особенности:

37

• усовершенствование технологий, механизация и автоматизация производства позволяют уменьшить долю людей, непосредственно занятых в материальном производстве;

• современная экономика достигает такого качества, когда большинство работников имеют относительно высокий образовательный уровень;

• благосостояние значительной части населения поднимается настолько, что интеллектуальный рост и совершенствование творческих способностей занимают важное место в ценностной шкале общества;

• люди, основные материальные потребности которых удовлетворены, предъявляют повышенный спрос на услуги и т. д. [2].

Согласно Д. Беллу, «осью» постиндустриального общества является научное знание. «Конечно, знание необходимо для функционирования любого общества. Но особенной чертой постиндустриального общества является характер знания. Важнейшее значение для организации процессов принятия решений и направления изменений приобретает теоретическое знание, предполагающее первенство теории над эмпиризмом <...>. Любое современное общество живет за счет инноваций и социального контроля за изменениями, оно пытается предвидеть будущее и осуществлять планирование. Именно изменение в осознании природы инноваций делает решающим теоретическое знание» [3].

Постиндустриальное общество определяется также как общество «постклассовое», что отражает распад устойчивых социальных структур и идентичностей, характерных для индустриального общества [1]. Если прежде статус индивида в обществе определялся его местом в экономической структуре, т. е. классовой принадлежностью, которой были подчинены все остальные социальные характеристики, то теперь статусная характеристика индивида определяется множеством факторов, среди которых возрастающую роль играет образование, уровень культуры (то, что П. Бурдье назвал «культурным капиталом»).

Каждая эпоха создает свой вид образования. Средневековье создало «трудовое образование» — обучение профессиям непосредственно в процессе трудовой деятельности. Эпоха индустриального общества создала «академическое образование» — обучение профессиям в отрыве от непосредственного производства в специальных учебных заведениях (академиях, институтах, университетах). Соответственно, и постиндустриальная цивилизация должна выстраивать свой вид образования в соответствии с его новым генеративным статусом. Прежде всего — это сфера, опережающая в своем развитии другие сферы общества, обеспечивающая «гражданское» образование (подготовка

38

граждан в первую очередь «для жизни», для бытия и во вторую очередь — для профессий). В соответствии с этим постиндустриальное образование — это образование «креативное», поскольку в постиндустриальном обществе главным средством развития цивилизации, а следовательно, и главной целью образования становятся не ЗУНы («знания-умения-навыки» как в индустриальном образовании), а творческая личность, творческий менталитет, творческие методы; это образование — «всеобщее» с точки зрения его доступности для граждан (без лимитных или рейтинговых ограничений); это образование — «бессрочное» с точки зрения возрастных границ личности (осуществляется «в течение всей жизни», когда удобно человеку); это образование есть по сути «самообразование», в отличие от «обучения» (школярства, начетничества, репродуктивного натаскивания) как в индустриальную эпоху. Суть кардинальных изменений, которые будут становиться все более явными, заключается в постепенном смещении соотношения «образование-самообразование» в сторону второго. Самообразовательные процессы, которые протекали стихийно, будут приобретать осознанные, организованные формы. В основной цепочке конструирования лежат «данные-информация-знание», что предполагает превращение информации в знание. Новое образование постиндустриального общества должно способствовать этому.

Переход от «материальной» к «интеллектуальной» экономике знаний, к инновационному развитию общества в начале третьего тысячелетия отражает суть человеческой деятельности и проявления уникальной способности человека творчески вмешиваться в ход развития общества и в первую очередь развития самого себя.

Отставание инновационных процессов в образовании становится тормозом развития в устройстве жизни, достижениях технической и научной мысли. Необходимо создание такой системы образования, в которой конструктивное отношение к новой идее является не только потребностью каждого гражданина, но и одной из наиболее значимых общественных ценностей. Нужны концептуальные изменения системы образования, разработка методик на основе формирующейся новой культуры постиндустриального общества. Новая культура эпохи постсовременности противопоставляется модерну — эпохе современности. Постмодернизм характеризуется тем, что главенствующая роль на этапе постиндустриального общественного развития отдается культуре. Этот термин используется как самое широкое понятие для описания качественно нового этапа общественного развития.

Культура есть качество социальное и поэтому пронизывает все сферы общества. Более того, специфика эпохи постмодерна, в которую вошло

человечество, предполагает изменения форм бытия социума. Культурологический подход к анализу современного мира позволяет принципиально по-новому представить все явления и процессы общества, в том числе дать новое видение образовательной реальности.

Таким образом, отличительной чертой постиндустриального общества является приоритет информационной деятельности, на передний план выходит не материальное производство непосредственно, а производство информации и знаний, при этом обнаружена связь между развитием информационных технологий и становлением новой культуры, культуры постиндустриального общества.

Взгляды исследователей на понимание новой культуры до настоящего времени нельзя считать устоявшимися. В большинстве случаев термин «новая культура» используется в научной литературе для того, чтобы подчеркнуть, что сейчас недостаточно только говорить о знаниях, умениях и навыках, необходимых для инновационной деятельности, а важно понимать каким образом личность взаимодействует с этими знаниями, как эти знания могут повлиять на внутренний мир человека. В широком смысле понятие «новая культура» как социальный феномен — это готовность и способность общества к инновациям во всех их проявлениях, т. е. «новая культура» может и должна рассматриваться как комплексный социальный феномен, органически объединяющий вопросы науки и образования с социальной и профессиональной практикой

в различных сферах общества. Естественно, что изменению образования в новом постиндустриальном обществе принадлежит ключевая роль.

Можно констатировать переход общества в его новую фазу, эпоху постиндустриального общества, тем самым по сути утверждать переход к новой культуре. При этом система образования как атрибут общественного существования должна отражать этот уровень новой культуры и в то же время сама должна являться необходимым инструментом, обеспечивающим подъем культурного развития общества. В то же время реализация системой образования социально-педагогических функций существенным образом обусловлена уровнем развития информационно-коммуникационных технологий.

Таким образом, совершенствование системы образования на основе представления и понимания новой культуры постиндустриального общества и характерных для него информационно-коммуникационных технологий, в соответствии с его новой социальной ролью и функциями, будет способствовать реализации инновационных процессов в современном обществе.

Список литературы

1. Новиков, А.М. Российское образование в новой эпохе / А.М. Новиков. — М.: Эгвес, 2000. — 272 с.

2. Иноземцев, В Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы / В. Иноземцев. — М.: Логос, 2000. — 304 с.

3. Метлеков, М.Ф. Образование постиндустриальной цивилизации / М.Ф. Метлеков. — М.: МГУ, 2005.

УДК 37.01:159.923

О.И. Халупо, канд. пед. наук, доцент

ФГОУ ВПО «Челябинская государственная агроинженерная академия»

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ЧЕЛОВЕКА КАК ПРОЦЕСС ЕГО ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ

В нашем современном обществе перед каждым человеком все острее стоят проблемы самоопределения, выработки своей активной позиции, нравственного выбора, определения собственных ценностных ориентаций, отношения к своей культуре и к культуре других стран и народов, прошлому и будущему. Данные вопросы, связанные с проблемой личностного развития, становятся не просто какими-то отвлеченными понятиями, а насущной потребностью сегодняшнего дня. Для их решения необходимо сохранять и передавать все лучшее из накопленного для вхождения молодого поколения в жизнь. А это возможно только благодаря образованию и культуре. Ведь еще Л.С. Выгодский отмечал: «Культура, среда

переделывают человека, не только давая ему определенные знания. Они трансформируют самую структуру его психологических процессов, вырабатывая в нем определенные приемы пользования своими собственными возможностями» [1].

Уровень образованности человека определяется степенью ее приобщения к культурным ценностям, ее отношением к приобретению знаний, формированию устойчивых нравственных принципов поведения и отношений, развитием эстетических чувств, поэтому необходимо в первую очередь раскрыть взаимосвязь культуры и образования.

Многие ученые писали о важности этой проблемы. Например, Л.П. Буева считает, что «обра-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.