УДК 37.01
Н. А. Власова
ПРОБЛЕМА ОБОСНОВАНИЯ НОВЫХ ТРЕБОВАНИЙ К ОБРАЗОВАНИЮ В ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОМ ОБЩЕСТВЕ
В статье рассматривается проблема обоснования новых требований к образованию в постиндустриальном обществе. В статье анализируется специфика постиндустриального общества, а также новые цели и ценности образования. Внимание акцентируется на проблемах понимания, различной интерпретации в образовательном процессе. Рассмотрен вопрос формирования целостной, многогранной личности с помощью новых образовательных технологий.
The article deals with the problem of substantiation of new demands to education in post-industrial society. The author analyses the peculiarities of post-industrial society, new goals and values of education. The text centers round the problem of comprehension and varied interpretation in the process of education. The problem of forming integrative and many-sided personality with the use of new educational technologies is considered.
Ключевые слова: философия образования, постиндустриальное общество, методология знания.
Keywords: philosophy of education, post-industrial society, methodology of knowledge.
Современную эпоху следует характеризовать как переходную к информационному, постиндустриальному обществу. Развитые страны вступают в постиндустриальное общество во второй половине XX в. Теоретическим анализом постиндустриального общества занимались социологи и футурологи Д. Белл, Э. Тоффлер, М. Кастельс, П. Дракер, Ж. Фурастье и другие. В рамках этого анализа существенное значение и актуальность приобретает изучение новых требований к образованию, отражающих реальность постиндустриального общества.
Отметим наиболее важные моменты в теории постиндустриального (информационного, инфор-мационального) общества. Капитал и труд как основа индустриального общества уступают место информации и знанию в обществе постиндустриальном. Его характеризуют свободное движение и производство информации и информационных услуг, неограниченный доступ к информации и использование ее для научно-технологического и социального прогресса, научных инноваций, развития знаний, решения экологических и демографических проблем. Знания являются источником повышения производительности труда и интенсификации общественного развития. Знания распространяются на все области экономической деятельности через обработку
© Власова Н. А., 2010
информации. От производства товаров экономическая деятельность смещается к производству услуг. Сфера услуг воздействует не на природу, как ранее, а на человека. В новой экономике возрастает роль профессий, связанных с высокой насыщенностью знаниями и информацией. Основу новой социальной структуры должны составлять профессионалы и техники [1]. В рамках процесса информатизации Д. Белл и М. Кастельс особо выделяют значение знания, науки, прежде всего фундаментальной науки. В постиндустриальную эпоху она окончательно превращается в непосредственную производительную силу. Специфика постиндустриализма связана с революцией в информационных технологиях, вызванной достижениями в области электроники, связи, компьютерной техники, генной инженерии. Согласно Кастельсу, новое информациональное общество основывает свою производственную систему производительности, базирующую на знании через развитие и распространение информационных технологий [2].
Вступая в новый, постиндустриальный, информационный этап развития общества, мы должны вновь задумываться над целями и содержанием образования, формулировать новые цели и новые ценности, актуальные для информационного общества. Необходимо сделать акцент на процедурах понимания, интерпретации, включенных в образовательный процесс. В этом определенную ценность и значимость играет философский постмодернизм (М. Фуко, Ж. Деррида, Ж. Делез, Ж.-Ф. Лиотар, В. Подорога), который также осуществляет рефлексию соотношения новых норм, целей и ценностей в обществе и в образовании. Проводником будущего в развитии общества является сфера образования [3]. Мы будем исходить из того, что образование как процесс задает: знания и методологию получения, обработки информации; установки и жизненные ориентиры - они включаются в мировоззрение, а мировоззрение, в свою очередь, влияет на образ жизни; систему отношений человека с миром и обществом.
Образование соотносит накопленный человечеством опыт, определенный объем знаний с требованиями современности и возможностями будущего. Через образование в аккумулированном виде общество усваивает научные знания. В постиндустриальную эпоху знание рассматривается как основной интеллектуальный ресурс для технологий. Процесс компьютеризации в последнее время стал главной силой ускорения в приобретении знаний; многие предприятия переходят на качественно новый уровень информатизации конструкторской, проектно-технологической и производственно-управленческой деятельности [4]. Осуществляется она на основе специ-
альных информационных технологий. Эти изменения, характерные для компаний любого профиля деятельности, - проявление общей тенденции в экономике - расширения нового технологического уклада. Новые технологии не только предполагают вносить изменения в технику, но также предлагают иные решения социальных, в том числе даже личных проблем [5]. Новые технологии изменяют все интеллектуальное окружение человека и его мировосприятие. По существу, рождается новый цивилизационный уклад, в котором принципиально иной будет сфера труда, управления, досуга. Следовательно, выпускники вузов должны быть подготовлены к новому уровню информатизации профессиональной деятельности. Прогнозируемое будущее производства позволяет понять важность информационных технологий в формировании компетентности студентов и уточнить задачи образования. Очевидно, что необходимо готовить студентов к тому, чтобы они, быстро осваивая и используя новые информационные технологии, могли более эффективно применять знания в профессиональной деятельности. Подчеркнем, что важно не только умение пользоваться существующим информационным инструментарием, но и понимание роли информационных технологий как инструмента решения наукоемких задач, психологической готовности к освоению новых информационных технологий и знание методологии их освоения [6].
В информационном обществе люди по-разному воспринимают огромные потоки информации, обрушивающейся на них [7]. Одни отступают, другие постоянно растут, формируют себя и становятся компетентными, грамотными людьми, способными работать на высшем уровне. Поскольку компьютерная техника берет на себя все рутинные операции, а ускорение меняет окружающую обстановку, все большая часть энергии общества должна быть направлена на решение нестандартных проблем. Это требует развитого воображения и творческих способностей. Это задача образования - развивать творческих профессионалов. Человек в системе образования должен сконструировать себя сам. Одна из важнейших задач образования - повысить способность каждого индивида преодолевать трудности, т. е. способность быстро и экономно адаптироваться к непрерывно меняющимся условиям. И чем стремительнее скорость перемен, тем больше внимания надо уделять распознаванию моделей будущих событий. Человеку в системе образования можно помочь понять, как его ценности, таланты, навыки, умения и знания формируют его собственные возможности. Решение задачи любой сложности улучшается, когда человек знает, к чему надо быть готовым. Мысль может выступать в качестве репетиции действия.
К числу задач образования следует добавить формирование информационной компетентности человека: необходимо овладеть некоторой компетенцией - совокупностью сформированных качеств личности, обеспечивающих готовность успешного осуществления профессиональной деятельности. Современный рынок труда требует от молодых специалистов не только глубоких знаний в сфере их профессиональной деятельности. Ценится умение работать в команде, грамотное ведение переговоров, коммуникативная компетенция, знание иностранных языков, основы маркетинга и менеджмента. Серьезную проблему представляют отсутствие у многих выпускников навыков социального поведения, неспособность к интеграции теоретических и практических знаний, неумение применять усвоенную теорию в практической профессиональной деятельности. Эффективное использование своих способностей, готовность к непрерывному образованию, кооперация являются решающими факторами в профессиональной деятельности. Необходимо также развивать языковую, предметную, межкультурную компетенции. Они определяют ценность специалиста для промышленности и рынка труда в целом. Все это должно повлиять на большую приспособленность к жизни, способность выбрать профессию, жизненный путь в целом. Следует отметить существенную проблему, которая заключается в том, что у людей, получающих образование, далеко не всегда осуществляется осознанный выбор будущей специальности. Следовательно, необходимо развивать еще и способность, шире - методологию: доучиваться и переучиваться в течение всей жизни. Эта способность важна и для тех, кто неверно определился с первого раза, и для тех, кто изначально знал, что хочет в жизни, - для таких индивидов жизненные горизонты начинают расширяться раньше.
В связи с обозначенными требованиями к образованию необходимо выявить и средства, которые будут содействовать выполнению этих требований. Современные технологии предполагают построение образовательного процесса на деятельностной, концептуальной, крупноблочной (модульной), опережающей, проблемной, лично-стно-смысловой, альтернативной, диалоговой, ситуативной, дифференцированной и индивидуализированной основе.
Выделим основные характеристики современных образовательных технологий. Они обогащают образовательный процесс за счет внедрения активных, аналитических, коммуникативных способов обучения. Образовательные технологии обеспечивают связь теории и фундаментального подхода в науке с практикой и прикладными исследованиями. Образовательные техноло-
гии должны формировать современные компетенции у будущих специалистов, соответствующие требованию рынка труда. Технологии призваны обеспечивать становление аналитических, организационных, проектных, коммуникативных навыков, способности принятия решения в неопределенных ситуациях, умения строить индивидуальные образовательные программы и управлять ими. Они также являются ресурсом для изменения содержания образования и структуры образовательного процесса в соответствии с международными требованиями и Болонским соглашением.
Для философского обоснования новых требований к образованию значительную роль играет постмодернистская рефлексия. С позиций постмодернизма предполагается необходимым формировать в процессе образования такого человека, который будет способен воспринимать другие ценностные системы. Постмодернисты утверждают, что надо ориентировать на диалог -на способность воспринимать иные смыслы, контексты; используют принцип аксиологического плюрализма: основываются на положении, что не существует абсолютных, универсальных ценностных систем. Плюралистичность постмодернисты считают единственно возможным подходом к ценностным системам в современную эпоху. Мировосприятие и миропонимание выражается в полифонии в иерархии смыслов - это дискурсивная игра. Жизненный мир постмодернисты рассматривают как смысловую реальность. Она предполагает существование человека как субъекта действия. Человек рассматривается как становящийся смысловой процесс, а поэтому возможно плюралистическое понимание человеком действительности. Представления человека о действительности - это языковая смысловая сетка, а не последовательность смыслов.
В процессе образования осуществляется анализ окружающего мира и общества, затем происходит переход от анализа к синтезу, в частности от структурного уровня к проблемному. Оценивая новые требования к образованию, следует иметь в виду дилемму: нельзя совсем отбрасывать фундамент прежней методологии (строго научной), но нельзя принять и то, что предлагается взамен постмодернизмом (неограниченный философский плюрализм), объявлять принцип плюрализма универсальным философским камнем. Задача образования - научить ориентироваться в рамках общей методологии, чтобы уметь отделять эклектизм от комплиментарности исследовательских методов, т. е. смесь различных аналитических методов и систем измерений от гармоничного взаимопроникновения, дополнения исследовательских методик, приемов в едином научном пространстве.
Цель развития общества состоит в создании необходимых условий для всестороннего развития человека. Пафосная задача образования -раскрыть в каждом человеке грандиозную личность, способную выбирать оптимальную линию действий в жизни. Для этого необходимо с помощью сферы образования, образовательных технологий создать ядро личности - личности целостной и многогранной. Учитывая динамизм постиндустриального общества, существенным требованием к образованию стало требование сформировать верное понимание выбираемой человеком деятельностной парадигмы. Необходимо разбудить в человеке способность понимать и чувствовать истинный смысл любой жизненной ситуации, любого момента реальности, смысла исторической эпохи [8].
В частности, это касается и индивидуальной жизни, возможности и способности определять для себя будущее - профессию, социальное окружение, круг интересов. Неверно выбранное образование, «не своя» профессия может привести к поражению, которое выльется в бессмысленно потраченные годы, постоянное неудовольствие (экзистенциальный вакуум). В чем же ценность получаемого образования? Каждый выбирает его для себя сам. Однако на протяжении жизни ценность того или иного выбранного пути может переосмысляться или вообще утрачиваться. Возможно ли с каждого человека требовать последовательности в принятии жизненных решений? Прежде всего этого требует от человека сама жизнь. Глобальная цель человека, получающего образование, - развивать в себе способность самостоятельно определять свою жизнь. Самостоятельно осознаваемое желание должно становиться целю (потребностью). Должно реа-лизовываться намерение - процесс действия по достижению цели, необходима способность реа-лизовывать осознаваемые жизненные цели. У любого человека должна быть жизненная программа на несколько лет вперед. Необходимо формировать такие черты характера, которые будут полезны в достижении конкретных общечеловеческих целей. Развитие, поднятие человека до определенного уровня зависит от целей сферы образования. Эти цели должны реализо-вываться последовательно во всех пунктах, любое несоответствие ведет к сбоям в системе связи образования и практической жизни. Люди должны будут решать все более интеллектуальные и творческие задачи. Людям, живущим в постиндустриальном обществе, необходимы новые умения и навыки: умение учиться, умение общаться и умение выбирать, умение оперировать массивом знаний, накопленных человечеством. Образование должно научить индивида, как классифицировать и переклассифицировать
информацию, как оценивать ее достоверность, заниматься самообразованием. Неграмотным становится тот, кто не научился учиться, технологии будущего не нужны миллионы малограмотных людей, не нужны люди, безропотно исполняющие приказания. Нужны те, кто способен к критическому суждению, кто способен сориентироваться в новых условиях, кто быстро определяет новые связи в стремительно меняющейся, усложняющейся действительности.
В постиндустриальном обществе есть возможность быть на определенном уровне, в соответствующей индивиду социальной среде. Цель человека, получающего образование, - обрести способность выбирать индивидуальную линию жизни.
Примечания
1. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. 2-е изд., испр. и доп. М.: Academia, 2004. С. 18-19.
2. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М.: ГУ ВШЭ, 2000. С. 152.
3. Гершунский Б. С. Философия образования для XXI века. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Пед. о-во России, 2002. С. 15.
4. Шершнева В. А, Карнаухова О. А, Сафонов К. В. Математика и информатика в вузе: взгляд из будущего // Высшее образование сегодня. 2008. № 1.
5. Тоффлер Э. Шок будущего: пер. с англ. М.: ООО «Издательство АСТ», 2003. С. 42.
6. Там же. С. 356.
7. Белл Д. Указ. соч. С. 230; Тоффлер Э. Указ. соч. С. 437.
8. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. С. 38.
УДК 330.11.4:001+004.946
Е. В. Малкова, В. В. Орлов
ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ
В статье обсуждаются проблемы философского объяснения сущностной природы феномена виртуальной экономики. Виртуальная экономика - один из современных социально-экономических феноменов, выражающих сущностные «сдвиги» в развитии общества. За тиражируемыми характеристиками экономической виртуальной реальности - симуляция, фиктивность, сетевая организация - скрывается сила новой формы материального труда, потенциала развития будущего.
The article deals with the problems of philosophical interpretation of virtual economy. Virtual economy is a modern socio-economic phenomenon which reflects the important changes in the development of the society. The characteristic features of economic virtual reality, such as simulation, fictionality and network organisation, reveal the power of the new form of material labour which is expected to provide future development.
Ключевые слова: виртуальный, виртуальная реальность, виртуальная экономика, виртуализация, стоимость, абстрактный труд, компьютерный труд, постиндустриальное общество.
Keywords: virtual, virtual reality, virtual economy, virtualization, value, abstract labour, computer labour, post-industrial society.
В последние несколько десятилетий все очевиднее становятся процессы обновления экономической действительности: появляются «новые» черты, которые в своей совокупности часто обозначаются исследователями такими терминами, как виртуальная экономическая реальность или виртуальная экономика. Современная философская наука не может быть в стороне от анализа и объяснения природы изменений экономической практики, а следовательно, должна ставить перед собой задачи философского осмысления экономических реалий конца XX - начала XIX в.
«Виртуальные» термины стали настолько модными и естественными как для научного, так и повседневного использования, что часто у исследователя даже не возникает вопрос о корректности их применения. В повседневном русском языке понятие «виртуальное» чаще всего предполагает значения, связанные с компьютерными технологиями; описанием чего-то эфемерного, т. е. неосязаемого, необязательного; с модными, социально одобряемыми явлениями; иллюзорностью чего-либо; симуляцией. Таким образом, в повседневном опыте мы используем термин «виртуальное» не для обозначения смысла объекта
© Малкова Е. В., Орлов В. В., 2010