Научная статья на тему 'Формирование готовности студентов к самоуправлению познавательной деятельностью в системе непрерывного профессионального образования'

Формирование готовности студентов к самоуправлению познавательной деятельностью в системе непрерывного профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
379
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Агроинженерия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГОТОВНОСТЬ К САМОУПРАВЛЕНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / САМООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / AVAILABILITY FOR SELF-MANAGEMENT BY INFORMATIVE ACTIVITY / CONTINUOUS DERIVATION / SELF-EDUCATIONAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ковалева Мария Николаевна

Раскрывается сущность понятия «готовность к самоуправлению познавательной деятельностью» и необходимость формирования данного качества у студентов в системе непрерывного образования. Создание предложенных педагогических условий позволяет целенаправленно воздействовать на процесс развития обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Creation of availability of students to self-management by informative activity in system of continuous vocational training

The essence of concept «availability for self-management by informative activity» and necessity of creation of the given quality for students in system of continuous derivation reveals. Building of the offered pedagogical conditions allows to affect development of the trained purposefully.

Текст научной работы на тему «Формирование готовности студентов к самоуправлению познавательной деятельностью в системе непрерывного профессионального образования»

УДК 378:377.1

М.Н. Ковалева, доцент

ФГОУ ВПО «Уральская государственная академия ветеринарной медицины»

формирование готовности студентов к самоуправлению познавательной деятельностью в системе непрерывного профессионального образования

Социокультурная ситуация, сложившаяся в России, характеризуется востребованностью таких качеств специалиста, как его способность к саморазвитию, полноценному проживанию каждого этапа жизни в условиях возможной смены профессиональной деятельности. В связи с этим приоритетной задачей профессиональной школы становится подготовка специалистов, способных самостоятельно осуществлять все функции по управлению своей деятельностью (ставить цели и планировать, организовывать свою деятельность, оценивать и корректировать результаты) на основе знаний о себе, о мире, о будущей профессии.

Проблемой формирования готовности к самоуправлению познавательной деятельностью занимались многие ученые: С.А. Гаврилина, Е.П. Ильин, Г.С. Никифоров, А.И. Самошин, Н.К. Тутыш-кин и др.

Однако следует отметить, что специфика данного личностного образования в психологопедагогических исследованиях пока не раскрыта в должной степени: отсутствует целостное представление о нем, недостаточно разработана «технология» развития готовности к самоуправлению познавательной деятельностью в системе непрерывного профессионального образования будущих специалистов сельского хозяйства.

Современная психологическая и педагогическая наука при решении проблемы развития готовности к самоуправлению познавательной деятельностью основывается на философском понимании человеческой сущности. В настоящее время становится реальным на основе совокупного научного знания о человеке и его философского осмысления составить интегрированное педагогическое представление о полисистемной организации человека как целостности, где «линией интеграции станет его движение к самому себе, к самоосуществлению» [1]. Именно такое объемное, многомерное видение позволит учесть в педагогическом взаимодействии всю содержательно-смысловую полноту совместного бытия субъектов образовательного процесса и успешно решить проблему развития готовности студентов к самоуправлению познавательной деятельностью. Самоуправление в структуре личности тесно связано с такими компонентами самосознания, как самопознание, самоотношение, само-

34

регуляция и т. д. Все они интегрируются понятием «самость», которое означает, по мнению К. Поппера, осознанность живой человеческой личности [2, с. 156]. «Самость — это сознательное, преднамеренное планирование человеком своих действий в соответствии с собственными желаниями, с переживаемым им самим чувством долга (мотивация), это отдача самому себе команды для начала действия, стимуляция самого себя, осуществление самоконтроля за своими действиями, состояниями» [3, с. 42]. Таким образом, самость — это не только осознание человеком себя, но и тех усилий, которые он затрачивает для достижения определенных целей. Благодаря этому осознанию, человек способен наращивать энергию и преодолевать препятствия и барьеры в учебно-познавательной и профессиональной деятельности. Источником же накопления энергии является сфера духа. Именно она синтезирует в себе все сущностные силы человека, что в свою очередь вызывает потребность в активности, на фоне которой происходит развитие данного качества.

Современная педагогика рассматривает самоуправление как инициативную, самостоятельную, целенаправленную, организованную и прогнозируемую по результатам деятельность обучающихся. На уровне самоуправления человек не просто прогнозирует результаты своих действий, но и произвольно организует их.

Процесс формирования готовности к самоуправлению познавательной деятельностью способствует становлению специалиста в системе непрерывного сельскохозяйственного образования, что позволяет повысить эффективность образовательного процесса за счет сокращения нерациональных временных и энергетических затрат в процессе обучения, ориентировать студентов на самооценку и самокоррекцию траектории своего профессионального становления, оптимизировать систему управления за счет определения критериев оценки качества функционирования системы непрерывного сельскохозяйственного образования.

Готовность к самоуправлению познавательной деятельностью определяется как сложное личностное образование, позволяющее будущему специалисту сельского хозяйства целенаправленно овладевать знаниями, умениями и навыками в процессе

планирования, мотивации, организации и контроля познавательной деятельности.

Теоретическое исследование данной проблемы [4-6] и результаты проведенного эксперимента показали, что целесообразно представить структуру готовности к самоуправлению познавательной деятельностью как единство следующих компонентов: мотивационного, организационного, когнитивного, операционно-деятельностного, контрольнооценочного. Следует рассмотреть каждый из них более подробно.

Мотивационный компонент включает личност-но значимые мотивы и ценностные установки, позитивное отношение к овладению иностранным языком, потребности его применения в процессе профессионального саморазвития.

Организационный компонент предполагает наличие следующих умений: определение объема выполняемой работы, выделение этапов работы, постановка цели и задачи на каждом этапе деятельности, распределение времени при выполнении задания, организация рабочего пространства. Кроме того, данный компонент предполагает наличие таких личностных качеств, как пунктуальность, собранность, умение управлять своим самочувствием.

Когнитивный компонент представляет собой совокупность следующих знаний, необходимых для познавательной деятельности (профессиональные специальные знания, знания технологии познавательной деятельности, знания о своих возможностях).

Операционно-деятельностный компонент требует от студента определенного уровня базовых знаний и умений; развития способности к анализу, синтезу, сравнению, абстракции, обобщению; навыков работы с информацией (быстрочтения при сохранении высокой степени понимания текста, умений пополнять словарный запас, запоминать слова, переводить текст и т. д.), умения выполнять задания разного уровня сложности.

Контрольно-оценочный компонент предполагает наличие умения определять границы известного и неизвестного с целью получения недостающей информации, критичность к действиям и умениям, способность соотнесения знаний о своих возможностях и возможных преобразованиях в предметном мире и самом себе с требованиями деятельности и решаемыми при этом задачами, оценивать качество как конечного продукта, так и отдельных этапов познавательной деятельности, умение выбирать адекватные формы и методы оценки своей работы.

Все перечисленные компоненты тесно связаны между собой и взаимообусловлены. Связи между компонентами обеспечивают целостность системы.

В качестве основных методологических подходов, в наибольшей степени соответствующих целям

исследования, автор использовал деятельностный, коммуникативный и рефлексивный подходы.

Деятельностный подход предполагает вовлечение студентов в разные виды деятельности с целью подготовки их к самоуправлению познавательной деятельностью. Сущность его состоит в том, что студент для педагога — субъект познавательной деятельности — видится как деятельностная целостность, как некое многообразие свойств, состояний, качеств, единство которых достигается в общении, познании, самопреобразовании своего внутреннего мира. Деятельность выступает как интегрирующая основа психических свойств, функций и как средство развития самоуправления познавательной деятельностью, т. е. в процессе и результате использования форм, приемов, методов обучения рождается Человек, способный выбирать, оценивать, программировать, конструировать те виды деятельности, которые адекватны его природе, удовлетворяют его потребности в саморазвитии, в самореализации. Коммуникативный подход дает возможность отработать конкретные навыки и умения в режиме диалога, позволяет преподавателю видеть каждого в процессе практической деятельности, способствует возникновению устойчивых связей между всеми присутствующими, стимулирует процессы глубокого осмысления деятельности, облегчает диагностику результативности процесса.

Рефлексивный подход позволяет сформировать у студента установку на изучение себя, осознание своего места в мире. Включение механизма рефлексии в познавательную деятельность и субъект-субъектное взаимодействие позволяет осуществить критический анализ как собственной деятельности, так и деятельности других, что позволяет заниматься поиском нового образца, новой нормы деятельности. Способность к рефлексии позволяет сформировать собственные ценности и принципы, определить стратегию собственного развития, побуждает к постоянному саморазвитию и творческому отношению к профессиональной деятельности.

Реализация названных подходов требует учета следующих принципов: гуманистической и профессиональной направленности, гибкости, преемственности, динамичности, активности, самостоятельного выбора, которые обеспечивают результативность процесса формирования самоуправления познавательной деятельностью будущих специалистов сельского хозяйства в системе непрерывного профессионального образования.

Процесс формирования данного качества представляет собой целостную педагогическую систему, которая, как и всякая другая система, может функционировать при определенных условиях. От адекватного выбора условий во многом зависят не только показатели отдельных педагогических результатов, но и качество образования в целом. Выявление

35

педагогических условий автор осуществлял исходя из сущностной характеристики готовности к самоуправлению познавательной деятельностью.

Следующие условия таковы: формирование ценностных установок к непрерывному профессиональному образованию; разработка и внедрение спецкурса «Самоуправление познавательной деятельностью»; использование комплекса разноуровневых заданий с выраженным вектором профессиональной направленности, позволяющего осуществить поэтапное развитие готовности к самоуправлению познавательной деятельностью в процессе языковой подготовки в условиях непрерывного образования будущих специалистов сельского хозяйства.

Первое условие — формирование ценностных установок к непрерывному профессиональному образованию. Именно в процессе формирования ценностных ориентаций, установок личности запускается внутренний психологический механизм, в действиях которого появляются те или иные предпочтения личности, ее жизненные ориентации, являющиеся показателем высшего уровня развития личности, ее зрелости. Формирование данного феномена обеспечивает включение глубинных, смысложизненных ценностей в структуру актов внутреннего выбора. Готовность субъекта к реализации ценностной установки поддерживается чувством внутреннего долженствования, сохранение которого становится необходимым условием самореализации в той или иной профессиональной сфере. Формирование ценностных установок предполагает особый тип взаимодействия участников образовательного процесса. Речь идет о создании субъект-субъектного пространства взаимодействия, в рамках которого происходят наиболее глубинные ценностно-смысловые изменения в развитии личности. В опыте проживания определенных учебных взаимоотношений складываются установки — высокие обобщенные и относительно устойчивые состояния готовности к определенной форме реагирования на задачу или проблему. Ценностные установки к непрерывному профессиональному образованию способствуют созданию устойчивой внутренней мотивации к профессиональному саморазвитию.

Второе условие — разработка и внедрение спецкурса «Самоуправление познавательной деятельностью». Использование указанного условия является целесообразным, так как способствует формированию у студентов целостной системы представлений о своих возможностях и умениях их реализовать. Примерная программа курса включает в себя следующие разделы.

I. Человек и его возможности.

Мотивы и цель — движущие силы развития человека.

36

Мышление и здоровье — важные факторы, определяющие успешность познавательной деятельности.

Тренировка памяти в процессе изучения иностранного языка.

Активизация творческого мышления.

Способы стимулирования интуиции.

II. Способы управления познавательной деятельностью в процессе изучения иностранного языка.

Познавательная деятельность: сущность, структура, индивидуальный стиль.

Основные принципы планирования времени.

Психологические основы самоуправления познавательной деятельностью.

Эффективные приемы и стратегии, помогающие продвинуться в освоении иностранного языка.

Основные принципы организации самообучения.

Содержание спецкурса позволяет студентам овладеть методикой самообучения, что способствует развитию готовности к самоуправлению познавательной деятельностью.

Третье условие — использование комплекса разноуровневых заданий с выраженным вектором профессиональной направленности, позволяющего осуществить поэтапное развитие готовности к самоуправлению познавательной деятельностью в процессе языковой подготовки в условиях непрерывного образования будущих специалистов сельского хозяйства.

Можно выделить три уровня заданий: репродуктивный, реконструктивный, креативный. На первом этапе обучения иностранному языку, которому соответствует репродуктивный уровень, в основном ставится задача образовательного плана: отбор и оснащение учебного содержания по языку, формирование операционной стороны обучения. Деятельность студента полностью обусловлена деятельностью преподавателя. Познавательная активность студентов на этом этапе зависит от деятельности преподавателя, от его усилий. Без специальной методической инструментовки студенты не готовы к совершению учебных действий, не задают вопросов, не пытаются организовать познавательную деятельность без указаний преподавателя.

Организация познавательной деятельности студентов на втором этапе (реконструктивный уровень) осуществляется на более сложном по содержанию материале, требующем и новых способов, что в свою очередь оказывает влияние на развитие познавательных интересов студентов. Интерес влияет на интенсивность усвоения иностранного языка (развивается разговорная речь, студенты свободно общаются на иностранном языке по определенным темам и т. д.). Все это осуществляется через активные методы обучения. На этом этапе увеличивается группа студентов с высоким уровнем раз-

вития интереса к изучению иностранного языка, деятельность которых характеризуется и высокими показателями.

На третьем этапе (творческий уровень) продолжается усложнение деятельности студента на занятии. Идет обучение творчеству, возрастает стремление студентов общаться на иностранном языке, свободно вести диалог. С помощью таких методов обучения, как поисковая беседа, проблемное изложение, исследовательский метод и другие, преподаватель имеет возможность содействовать активной позиции студентов и создает ситуации, побуждающие их к переосмыслению своей роли в обучении. Такая организация учебно-познавательной деятельности студентов всемерно способствует активизации их мыслительной деятельности.

На основе анализа психолого-педагогической литературы по проблеме были определены следующие критерии оценки эффективности развития данного качества: мотивационный, организационный, деятельностный, контрольный, когнитивный. Анализ данных показал, что по всем критериям в процессе развития готовности к самоуправлению познавательной деятельностью наблюдалась положи-

тельная динамика: в экспериментальных группах изменения показателей составили 15.. .25 %, в контрольных — 5.10 %. Статистическая обработка полученных результатов по методу Стьюдента показала достоверность экспериментальных данных.

Список литературы

1. Колесникова, И.А. Педагогическая реальность: опыт межпарадигмальной рефлексии: курс лекций по философии педагогики / И.А. Колесникова. — СПб.: «Детство-Пресс», 2001. — 288 с.

2. Юлина, Н.С. Тайна сознания: альтернативные стратегии исследования / Н.С. Юлина // Вопросы философии. — 2004. — № 11. — С. 150-164.

3. Ильин, Е.П. Психология воли / Е.П. Ильин. — СПб.: Изд-во «Питер», 2000. — 288 с.

4. Бершадский, М.Е. Дидактические и психологические основания образовательной технологии / М.Е. Бершадский, В.В. Гузеев. — М.: Центр «Педагогический поиск», 2003. — 256 с.

5. Метаева, В.А. Методологические и методические основы рефлексии: учеб. пособие / В.А. Метаева. — Екатеринбург: Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2006. — 99 с.

6. Зеер, Э.Ф. Самоуправление как фактор социальнопрофессионального воспитания учащихся ремесленных профессий / Э.Ф. Зеер. — Екатеринбург: Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2005. — 235 с.

УДК 37.01.001.895

Ю.С. Ценч, канд. пед. наук, доцент

ГОУ ВПО «Уральский государственный университет физической культуры»

образование в контексте перехода к постиндустриальному обществу

Исследования современных ученых убедительно доказывают, что человечество переходит в совершенно новую эпоху своего существования — постиндустриальную эпоху [1, 2]. Происходящие в связи с этим изменения касаются всех сторон общественного развития и в том числе образования. Система образования относится к числу важнейших социальных институтов и по своему значению, объему и содержанию играет важнейшую, решающую роль в жизни общества. В связи с этим перед системой образования во всем мире, в том числе российском образовании, остро стоит проблема ее совершенствования в соответствии с требованиями постиндустриального общества [1, 3]. Несмотря на то, что в последнее время очень много внимания уделяется модернизации российского образования, оно все еще остается не адекватным вызову времени, так как во многом сохраняет старые традиции.

Сама идея постиндустриального общества была выдвинута американским социологом Д. Беллом в 60-е годы прошлого столетия. Д. Белл утвер-

ждал, что происходящие в середине XX века изменения в социальной структуре свидетельствуют о превращении индустриального общества в постиндустриальное, которое и должно стать определяющей социальной формой XXI века.

В основе концепции постиндустриального общества лежит разделение всего общественного развития на три этапа:

• доиндустриальное — определяющей являлась сельскохозяйственная сфера, главные структуры — церковь, армия;

• индустриальное — определяющей являлась промышленность, главные структуры — корпорация, фирма;

• постиндустриальное — определяющим являются теоретические знания, главная структура — университет как место их производства и накопления.

Разработчики теории постиндустриального общества выделяют следующие его характерные особенности:

37

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.