Научная статья на тему 'ОБРАЗОВАНИЕ В ИНТЕРЕСАХ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ: ВОПРОСЫ, ПРОБЛЕМЫИ НЕКОТОРЫЕ ИТОГИ'

ОБРАЗОВАНИЕ В ИНТЕРЕСАХ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ: ВОПРОСЫ, ПРОБЛЕМЫИ НЕКОТОРЫЕ ИТОГИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
367
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Жизнь Земли
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ / ПРОБЛЕМЫ ВОСПРИЯТИЯ / МЕТОДОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колесова Екатерина Вячеславовна

В статье подведены некоторые итоги реализации образования в интересах устойчивого развития за последние 15-20 лет в России. Обозначены проблемы, затрудняющие его реализацию. Сформулированы вопросы, требующие специальной проработки, касающиеся различных аспектов методологии, содержания и методики образования в интересах устойчивого развития; среди главных вопросов - насколько отвечает концепция устойчивого развития реалиям сегодняшнего дня. Сделан анализ на соответствие содержания образовательных стандартов (ФГОС) для общеобразовательной школы целям в области устойчивого развития (ЦУР) до 2030 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATION FOR SUSTAINABLE DEVELOPMENT: PROBLEMS AND SOME RESULTS

Some results of the development of sustainable education implementation over past 15-20 years in Russia and problems hampered its realization were summarized here. Issues required special study concerning various aspects of the methodology, content and methodology of education for sustainable development were formulated. One of the main questions is how the concept of sustainable development corresponds to present-day realities. A correspondence analysis of federal state educational standard (FSES) content for general education schools to the sustainable development goals (SDGs) until 2030 has been carried out.

Текст научной работы на тему «ОБРАЗОВАНИЕ В ИНТЕРЕСАХ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ: ВОПРОСЫ, ПРОБЛЕМЫИ НЕКОТОРЫЕ ИТОГИ»

МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА

УДК 502.1:504.73

DOI 10.29003/m1998.0514-7468.2020_43_1/109-115

ОБРАЗОВАНИЕ В ИНТЕРЕСАХ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ: ВОПРОСЫ, ПРОБЛЕМЫ И НЕКОТОРЫЕ ИТОГИ

Е.В. Колесова*

В статье подведены некоторые итоги реализации образования в интересах устойчивого развития за последние 15-20 лет в России. Обозначены проблемы, затрудняющие его реализацию. Сформулированы вопросы, требующие специальной проработки, касающиеся различных аспектов методологии, содержания и методики образования в интересах устойчивого развития; среди главных вопросов - насколько отвечает концепция устойчивого развития реалиям сегодняшнего дня. Сделан анализ на соответствие содержания образовательных стандартов (ФГОС) для общеобразовательной школы целям в области устойчивого развития (ЦУР) до 2030 г.

Ключевые слова: образование для устойчивого развития, проблемы восприятия, методология образования, образовательный стандарт.

Ссылка для цитирования: Колесова Е.В. Образование в интересах устойчивого развития: вопросы, проблемы и некоторые итоги // Жизнь Земли. 2021. Т. 43, № 1. С. 109-115. DOI: 10.29003/m1998.0514-7468.2020_43_1/109-115.

Поступила 02.12.2020 / Принята к публикации 17.02.2020

EDUCATION FOR SUSTAINABLE DEVELOPMENT: PROBLEMS AND SOME RESULTS

E.V. Kolesova, PhD Environmental Educational Center «Vorobyovy Gory», Moscow

Some results of the development of sustainable education implementation over past 15-20 years in Russia and problems hampered its realization were summarized here. Issues required special study concerning various aspects of the methodology, content and methodology of education for sustainable development were formulated. One of the main questions is how the concept of sustainable development corresponds to present-day rea-

* Колесова Екатерина Вячеславовна - к.п.н., начальник Эколого-просветительского центра «Воробьёвы горы» Московского городского управления природными территориями (ГПБУ «Мосприрода), ekolesova@mail.ru.

Жизнь Земли 43(1) 2021 109-115 109

lities. A correspondence analysis of federal state educational standard (FSES) content for general education schools to the sustainable development goals (SDGs) until 2030 has been carried out.

Keywords: sustainable development education, perception problems, perception questions, educational methodology, educational standard.

Введение. В настоящее время в российском образовательном пространстве в среде экспертов наблюдается неоднозначная, часто противоречивая картина, связанная с образованием в интересах устойчивого развития (ОУР). В связи с этим представляется интересным выявить и проанализировать существующие противоречия и их причины. Такой анализ может дать основу для нового взгляда на то, каким должно быть образование для развития страны. И конечно, интерес вызывает то, как другие страны, более продвинутые в ОУР, в настоящее время пересматривают (или не пересматривают) своё отношение к данной проблематике, поскольку ситуация с пандемией ковид-19 заставляет страны по-новому оценить вопросы, связанные с приоритетами развития, а образование - фактор и условие развития любой страны.

Уже почти год, как весь мир внимательно и тревожно следит за ситуацией, связанной с пандемией. Прогнозы, которые делаются в этой связи, далеки от оптимистичных. Сегодня мы стали очевидцами неустойчивости глобализированного мира, изменения ситуации в социальной, экономической и экологической сферах жизни под воздействием одного фактора (в данном случае - короновирусной инфекции). Представляется, что данная ситуация может рассматриваться как своего рода «учебное пособие» (реальный кейс) по устойчивому (неустойчивому) развитию современного мира и иллюстрировать, насколько современное образование даёт возможность адаптироваться в быстро меняющемся мире и позволяет подвести некоторые итоги, выявить проблемы и вопросы, касающиеся реализации ОУР в России за последние 15-20 лет.

Развитие образования в интересах ОУР в России. В России образование в интересах устойчивого развития традиционно развивалось на основе экологического образования (ЭО). Начало ОУР в стране пришлось на начало 2000-х гг., когда к экологическому образованию в стране были повышенное внимание и интерес. Но в отличие от ЭО, которое несколько лет было обязательным в школах и активно продвигалось в высшей школе, ОУР было представлено лишь в некоторых вузах. Одним из первых вузов, где активно развивалось ОУР, стал РХТУ им. Д.И. Менделеева.

В МГУ им. М.В. Ломоносова (географический факультет) был создан Учебно-методический совет по экологии и устойчивому развитию по классическому университетскому образованию, в который вошла часть классических университетов страны.

В настоящее время ЭО не является обязательным и практически не реализуется в школах страны. Экологическая тематика приходит в жизнь в большей степени через неформальное образование и просвещение.

Некоторые основные итоги ОУР в России:

- ОУР широкого распространения в России не получило и перспектив для его развития не наблюдается, и это несмотря на то, что в мире и в нашей стране было сделано немало и был принят Указ Президента «О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» [9]. В марте 2005 г. была принята Стратегия ЕЭК ООН для образования в интересах устойчивого развития, целью которой было формирование у людей специальных знаний и навыков в области устойчивого раз-110

вития (УР) [1]. Была объявлена Декада образования для устойчивого развития [2], которая завершилась Всемирной конференцией ЮНЕСКО по образованию в интересах ОУР. В 2014 г. ЮНЕСКО была разработана «Дорожная карта осуществления Глобальной программы действий по образованию в интересах устойчивого развития» [12], в 2015 г. ООН приняла Повестку дня в области устойчивого развития, где были определены основные цели (ЦУР) [5]. Практически во всех этих мероприятиях Россия принимала активное участие. В 2020 г. был опубликован первый добровольный отчёт о достижении ЦУР на Политическом форуме по устойчивому развитию ООН [3].

Российскими учёными и педагогами разрабатывались концептуальные и методологические основы ОУР, различные подходы («ЭО для УР», «ЭО или ОУР», «образование для УР» и «образование об УР» и т. д.); была определена «приоритетно-опережающая роль образования при переходе к устойчивому будущему» и т. д. В некоторых вузах России появились учебные курсы по УР, в школах Москвы был введён предмет для старшеклассников «Экология Москвы и устойчивое развитие» [11]. В федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) общего и среднего образования есть тематика УР [8, 10], но пока она остаётся за пределами внимания педагогической общественности.

ФГОС общего и среднего образования декларирует становление таких личностных характеристик выпускника школы, как «ориентирующегося в мире профессий, понимающего значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы» [10].

Так, в ФГОС среднего (полного) общего образования (10-11 классы) термин «устойчивое развитие» употребляется при изучении географии на углублённом уровне («о географических подходах к устойчивому развитию территорий») и в курсе «экология» («сформированность представлений об экологической культуре как условии достижения устойчивого (сбалансированного) развития общества и природы»). В ФГОС основного общего образования (5-9 классы) в «портрете выпускника основной школы» сказано: «ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы». Изучение предметной области «Естественно-научные предметы» (5-9 классы) должно обеспечить «осознание значимости концепции устойчивого развития» [10].

Если соотнести содержание ФГОС для средней и старшей школы с Целями в области устойчивого развития (ЦУР) [5], то можно увидеть (5-9 классы): цель 3 идёт лейтмотивом в стандартах (в «Портрете выпускника школы» и т. д.); цель 4 определяется ФГОС; цель 7 (частично) - в результатах изучения предметной области «Естественнонаучные предметы» (физика); цель 9 (частично) - в результатах изучения предметной области «Технология»; цели 13, 14, 15 (частично) - в курсе «география»; цель 15 (частично) - в предметных результатах изучения предметной области «Естественнонаучные предметы» (биология); цель 17 отражена в результатах к освоению ФГОС и в ряде предметов (иностранный язык и т. д.). Для 10-11 классов цель 12 (частично) - в курсе «естествознание». Содержания по целям 1, 2, 5, 6,10, 11,16 напрямую в ФГОС не выявлено.

В стандартах заложен большой потенциал для экологического образования и воспитания, но, как показывает практика, реализуется он в общеобразовательных организациях недостаточно.

Проблемы, затрудняющие реализацию ОУР. Несмотря на экологическую тематику и тематику УР в ФГОС, на данный момент существует серьёзная проблема с пониманием содержания «устойчивое развитие» у тех педагогов, которые хотели и могли бы его реализовывать. Как правило, у них нет базового образования по экологии и весьма смутные представления о системе экологического образования, включая содержание и методику ЭО. В связи с этим практически повсеместно, где речь идёт о реализации ЭО в той или иной форме, наблюдается подмена системного экологического образования всевозможными одноразовыми акциями, зачастую не имеющими в основе своей экологического содержания, но провозглашёнными «экологическими». А в связи с переходом на дистанционное обучение есть вероятность того, что даже то минимальное экологическое образование, что хоть как-то реализовывалось, просто исчезнет.

Существует проблема в системе подготовки и переподготовки педагогических кадров в сфере экологического образования и образования в интересах УР, что существенно затрудняет возможность реализации некоторых аспектов, обозначенных в ФГОС и «Примерных образовательных программах».

Среди других проблем:

- отсутствие широкого информирования населения о том, что такое «устойчивое развитие»;

- на сегодняшний день об ОУР в России по-прежнему осведомлена лишь малая часть педагогов и преподавателей вузов; широкой осведомлённости педагогического сообщества нет;

- продвижение идей УР происходит очень медленно и далеко не всегда они воспринимаются и принимаются людьми (есть понимание, что общество с низкими доходами очень мало восприимчиво к идеям УР; что пока ещё уровень образованности общества, необходимый для восприятия идей УР, недостаточен и т. д.).

Проблематика устойчивого развития традиционно неоднозначно рассматривалась научным и педагогическим сообществом в России - с самого начала процесса УР. Были как сторонники этой концепции, так и её противники. Представляется, что в настоящее время стоит проанализировать все аргументы "за" и "против", чтобы в реализации ОУР могла быть выстроена сбалансированная позиция.

Вопросы, требующие специальной проработки. Далее приведены примеры проблемных моментов, заложенных в содержании (концепции) УР, вопросов (возражений), на которые нужно обратить особое внимание с точки зрения методологии, содержания и методики преподавания (ОУР). Но главным на сегодняшний день стал вопрос о соответствии концепции УР реалиям настоящего времени.

Среди вопросов для проработки:

- семантическое противоречие в термине «устойчивое развитие» (синонимы «самоподдерживаемое», «сбалансированное» пока не прижились);

- труднодостижимая и противоречивая цель: с одной стороны - новые экономические возможности, а с другой - снижение нагрузки на окружающую среду и уменьшение социального неравенства;

- определение устойчивого развития постоянно дополняется новым содержанием, в связи с чем необходимо постоянно отслеживать ситуацию, что довольно сложно для педагогических работников, перегруженных своими непосредственными обязанностями. «Наличие многочисленных трактовок термина "устойчивое развитие" и его недостаточная точность создаёт препятствие в его распространении и восприятии» 112

[7, с. 82]. Генеральный секретарь ООН К. Аннан признал, что слово «устойчивость» превратилось скорее в заклинание, чем в призыв к действию, оно до сих пор не имеет общепринятого толкования;

- концепция УР есть некое идеологическое построение, за которым часть экспертного сообщества не просто не видит, а принципиально отказывается видеть реальность (перекос в сторону «веры» в УР);

- концепция УР и её соответствие современному состоянию наших знаний о законах развития (обобщение закономерностей эволюции биосферы) свидетельствует прежде всего о скачкообразности процесса развития как на видовом, так и на более высоких уровнях организации, о тенденции к стабильности при одновременном уменьшении устойчивости развитых (климаксных) сообществ. История не даёт нам примеров устойчивого развития ни одной страны мира. Войны, депрессии, политические кризисы, перевороты - реальные черты реальной эволюции. Предшествующий период и нынешняя ситуация в мире являются яркой иллюстрацией неустойчивости развития [6];

- ряд исследователей указывает на недостаточность научной основы концепции УР; она противопоставляет человека природе, узко трактует экологические знания, не согласуется с основными закономерностями эволюции биосферы (скачкообразность, рост неустойчивости и др.);

- отсутствие научного обоснования ответа на вопрос о принципиальной возможности создания равновесной и устойчивой экосистемы человеческого обитания;

- избыточная сложность рассматриваемой системы (экология / экономика / социальная система) может носить непреодолимый для понимания характер и вызывает сомнения в принципиальной возможности управления такой системой;

- неясен механизм перехода к устойчивому развитию;

- идея УР напоминает обещания построения социализма и «светлого будущего», что часто вызывает неприятие [4];

- мировая экономика в настоящем отличается усилением неравномерности и неустойчивости роста;

- концепция УР внедрена «сверху» и обусловлена не научным анализом истории, а политическими причинами;

- понимание того, что политические лидеры используют экопопулизм для «раскручивания» экологически неподготовленной аудитории;

- этические аспекты («все проблемы из-за экспоненциального роста численности человечества»; проблема сокращения населения Земли, чтобы войти в состояние баланса; «нищета - более опасный враг окружающей среды, чем экономическое развитие»);

- каждый понимает устойчивое развитие в соответствии с собственными представлениями и этикой;

- психологические аспекты - «Я»-концепция: УР не ориентировано на отдельную конкретную личность в отличие от экологии, где «Я могу сделать мир немного лучше, если буду... (например, сортировать ТКО)». В УР - «Я смогу сделать мир более устойчивым (?), если буду ... (что?)»;

- многие рады видеть в устойчивом развитии цель и руководство к действию, другие используют термин просто потому, что это модно, третьи считают, что это «фальшивый флаг», за которым могут скрываться малоприятные действия;

- вопрос соответствия УР ментальности и системе ценностей российского общества.

Вышеперечисленное - только часть существующих аргументов, требующих проработки. Некоторые подобные вопросы уже нашли своё решение. Например, на вопрос, как определить, есть ли прогресс процесса УР, ответом стали разработанные индексы и индикаторы УР и т. д.

Заключение. На сегодняшний день можно констатировать, что ОУР не стало и не становится приоритетным и пока не оправдывает возложенных на него надежд (тематика УР уходит из вузов, в которых она была, а в школах содержание ФГОС по УР не реализуется); существующая образовательная политика не заинтересована в продвижении образования в интересах устойчивого развития в нашей стране. Возможно, это связано со сложностью данной темы и недостаточной её методической разработанностью.

Благодарности. Статья подготовлена при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект РФФИ № 19-013-00722).

ЛИТЕРАТУРА

1. Вильнюсские рамки осуществления Стратегии ЕЭК ООН для образования в интересах устойчивого развития (Вильнюс, 17-18 марта 2005 г.) (https://www.unece.org/fileadmin/DAM/ env/esd/01_Typo3site/VilniusRUcep.ac.13.2005.4.rev.1.r.pdf).

2. Декада ООН по образованию в интересах устойчивого развития (https://ru.unesco.org/ themes/obrazovanie-v-interesah-ustoychivogo-razvitiya-0).

3. Добровольный национальный обзор достижения целей устойчивого развития (https:// ac.gov.ru/projects/project/dobrovolnyj-nacionalnyj-obzor-dostizenia-celej-ustojcivogo-razvitia-10).

4. Марфенин Н.Н. Устойчивое развитие человечества: Учебник. М.: Изд-во МГУ, 2006. 624 с.

5. Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года (ttp://unctad.org/meetings/en/SessionalDocuments/ares70d1_ru.pdf).

6. Снакин В.В. Экология, глобальные природные процессы и эволюция биосферы. Энциклопедический словарь. М.: Изд-во Московского университета, 2020. 528 с. (https://www.rfbr.ru/ rffi/ru/books/o_2101835).

7. Снакин В.В. Путь к устойчивому развитию: мифы и реальность // Век глобализации. 2016. № 1-2. С. 80-86.

8. Реестр примерных основных общеобразовательных программ (http://fgosreestr.ru/).

9. Указ Президента «О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» № 440 от 1 апреля 1996 г. (http://kremlin.ru/acts/bank/9120).

10. Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего, среднего общего образования (Ы^^/минобрнауки.рф/).

11. Экология Москвы и устойчивое развитие. Учебное пособие для 10-11 классов / Под ред. Г.А. Ягодина. М.: Московские учебники и Картолитография, 2008. 352 с.

12. ЮНЕСКО. Дорожная карта осуществления Глобальной программы действий по образованию в интересах устойчивого развития (https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000230514_rus).

REFERENCES

1. Vilnius Framework for the Implementation of the UNECE Strategy for Education for Sustainable Development. Vilnius, 17-18 March 2005 (https://www.unece.org/fileadmin/DAM/env/esd/01_ Typo3site/VilniusRUcep.ac.13.2005 .4.rev.1.r.pdf) (in Russian).

2. UN Decade of Education for Sustainable Development (https://ru.unesco.org/themes/ obrazovanie-v-interesah-ustoychivogo-razvitiya-0) (in Russian).

3. Voluntary National Review of Achieving Sustainable Development Goals (https://ac.gov. ru/projects/project/dobrovolnyj-nacionalnyj-obzor-dostizenia-celej-ustojcivogo-razvitia-10) (in Russian).

4. Marfenin N.N. Sustainable Development of Humanity: A Textbook. 624 p. (Moscow: Moscow State University Publishing House, 2006) (in Russian).

5. Transforming Our World: The 2030 Agenda for Sustainable Development (http: //unctad.org/ meetings/en/SessionalDocuments/ares70d1_en.pdf).

6. Snakin V.V. Ecology, global natural processes and evolution of the biosphere. Encyclopedic Dictionary. 528 p. (Moscow: Publishing house of Moscow University, 2020) (https://www.rfbr.ru/rffi/ ru/books/o_2101835) (in Russian).

7. Snakin V.V. The path to sustainable development: myths and reality. Vekglobalizathii [The Age of Globalization]. 1-2, 80-86 (2016) (in Russian).

8. Register of approximate basic general education programs (http://fgosreestr.ru/) (in Russian).

9. Presidential Decree «On the Concept of the Russian Federation's Transition to Sustainable Development» (No. 440 of April 1, 1996 (http://kremlin.ru/acts/bank/9120) (in Russian).

10. Federal state educational standards of primary general, basic general, secondary general education (http: //minobrnauki.rf/) (in Russian).

11. Yagodin G.A. (Ed.). Ecology of Moscow and sustainable development. Textbook for grades 10-11. 352 p. (Moscow: Moscow textbooks and Carto-lithography, 2008) (in Russian).

12. UNESCO. Roadmap for the implementation of the Global Program of Action on Education for Sustainable Development (https://unesdoc.unesco.org/ark/48223/pf0000230514_eng).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.