Научная статья на тему 'Сущность и условия организации экологизации общего образования'

Сущность и условия организации экологизации общего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
181
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЗАЦИЯ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ЭТАПЫ ЭКОЛОГИЗАЦИИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРОЦЕССА ЭКОЛОГИЗАЦИИ / ECOLOGISATION OF GENERAL EDUCATION / STAGES OF ECOLOGISATION OF GENERAL EDUCATION / METHODOLOGICAL PROVISIONS OF THE PROCESS OF ECOLOGISATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Теплов Дмитрий Львович

В статье раскрываются роль и особенности понимания экологизации образования, возможности экологизации образования в начальном, основном и среднем общем образовании. Предложены основные методологические положения, позволяющие достичь целей экологизации общего образования. Демонстрируется сущность процесса экологизации, раскрывается механизм и условия внедрения экологизации как в отдельные учебные предметы, так и в общешкольную систему воспитания и обучения. Выделены три этапа экологизации общего образования: внедрение экологических сведений в область естественнонаучных знаний уже в дошкольном и начальном общем образовании в рамках знакомства с окружающей средой; ориентировка на внеурочную и внеклассную работу учащихся в рамках проектноисследовательского метода и деятельностного подхода в учебно-воспитательном процессе; экологизации образовательной среды школы. Реализация процесса экологизации преподавания будет заключаться в последовательном и системном использовании следующих компонентов: экологизация образовательной среды учреждения и взаимоотношений учитель-учащийся; включение знаний, носящих воспитательный характер; отбор экологических аспектов в предметах научно-естественного цикла; использование экологического подхода, принципов, знаний в учебном материале других дисциплин на основе межпредметных связей; реализация принципа взаимосвязи учебной и внеучебной деятельности на основе целостности и преемственности этапов обучения. Раскрытие сущности экологизации общего образования показывает, что она, несомненно, вносит определенный вклад в фундамент области устойчивого развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESSENCE AND CONDITIONS OF ECOLOGISATION OF GENERAL EDUCATION

This article deals with the role and understanding of ecologisation of education, opportunity of ecologisation of education in primary, main and secondary general education. It proposes main methodological statements that allow one to achieve aims of ecologisation of general education. It demonstrates the essence of the process of ecologisation, clarifies the mechanism and conditions of implementing ecologisation both in separate study subjects and in the general system of school education and training. Three stages in the ecologisation of general education are distinguished: including ecological information in the sphere of scientific knowledge already in the pre-school and primary general education in the context of making children familiar with the environment; orientation towards extracurricular and non-obligatory work of students in the context of project-and-research method and activity-related approach in the process of education and training; ecologisation of the educational environment of the school. The implementation of the process of ecologisation of teaching will be made up of consistent and systematic employment of the following components: ecologisation of the educational environment of the institution and of the relationship “teacher student”; inclusion of knowledge that have the character of moral education; selection of ecological aspects in subjects of the scientific cycle; using an ecological approach, principles, knowledge in the educational material of other disciplines on the foundation of interdissciplinary links; implementing the principle of interrelationship of educational and extracurricular activity on the foundation of integrity and succession of stages in education. Revealing the essence of ecologisation shows that it undoubtedly makes a certain contribution to the foundation of sustainability.

Текст научной работы на тему «Сущность и условия организации экологизации общего образования»

Вестник ПСТГУ

Серия IV: Педагогика. Психология.

Теплов Дмитрий Львович д-р пед. наук, профессор

2019. Вып. 53. С. 20-27

DOI: 10.15382Миг^201953.20-27

кафедра методики преподавания биологии, химии и экологии

Московского государственного областного университета

Российская Федерация,

141014, Московская область,

г. Мытищи, ул. Веры Волошиной, д. 24 есо_<111@та11. ги

ОЯСГО: 0000-0001-5826-5659

Сущность и условия организации экологизации

общего образования

Аннотация: В статье раскрываются роль и особенности понимания экологизации образования, возможности экологизации образования в начальном, основном и среднем общем образовании. Предложены основные методологические положения, позволяющие достичь целей экологизации общего образования. Демонстрируется сущность процесса экологизации, раскрывается механизм и условия внедрения экологизации как в отдельные учебные предметы, так и в общешкольную систему воспитания и обучения.

Выделены три этапа экологизации общего образования: внедрение экологических сведений в область естественнонаучных знаний уже в дошкольном и начальном общем образовании в рамках знакомства с окружающей средой; ориентировка на внеурочную и внеклассную работу учащихся в рамках проектно-исследовательского метода и деятельностного подхода в учебно-воспитательном процессе; экологизации образовательной среды школы.

Реализация процесса экологизации преподавания будет заключаться в последовательном и системном использовании следующих компонентов: экологизация образовательной среды учреждения и взаимоотношений учитель-учащийся; включение знаний, носящих воспитательный характер; отбор экологических аспектов в предметах научно-естественного цикла; использование экологического подхода, принципов, знаний в учебном материале других дисциплин на основе межпредметных связей; реализация принципа взаимосвязи учебной и внеучеб-ной деятельности на основе целостности и преемственности этапов обучения. Раскрытие сущности экологизации общего образования показывает, что она, несомненно, вносит определенный вклад в фундамент области устойчивого развития.

Ключевые слова: экологизация общего образования; этапы экологизации общего образования, методологические положения процесса экологизации.

Реализация целей современного общего образования в России направлена в том числе и на реализацию приоритетов развития современной человеческой цивилизации, определенных Организацией Объединенных Наций (ООН) в

Д. Л. Теплов

виде целей в области устойчивого развития до 2030 г. (Transforming our world: the 2030 Agenda for Sustainable Development). Это вытекает из изучения содержания документа, принятого на конференции ООН в 2015 г. «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 г.» в виде 17 целей в области устойчивого развития (ЦУР)1. В содержании документа подчеркивается важная роль экологического образования. Из этого следует, что уровень экологического образования в широком плане требует постоянного повышения, чему должно способствовать в первую очередь общее образование.

Поэтому так важно оценить уровень реализации экологического образования школьников и потенциал его развития до 2030 г. Совершенно очевидно, что основы экологизации образования заложены в первую очередь в Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) общего образования (для ступеней дошкольного, начального, основного и среднего общего образования). В связи с этим большой интерес представляет проведенный сравнительный анализ содержания ФГОС с теми целями, которые обозначены в документе конференции ООН в 2015 г. Такой анализ опубликован в статье Е. В. Колесовой2. Общие выводы можно сделать следующие:

• ФГОС общего образования достаточно полно отражают приоритеты развития современного мира в содержании образования, но они не выделяются как приоритетные в интересах устойчивого развития;

• аспекты экологического образования не являются существенной базой образования в интересах устойчивого развития и в школьной практике играют пассивную роль;

• реализация экологических идей, связанных с образованием, в интересах устойчивого развития на необходимом уровне осуществляется в основном во внеурочной работе и в углубленных экологических классах, школьных экоцентрах и учреждениях дополнительного образования, других неформальных образовательных учреждениях, но особую роль играют городские, региональные и Всероссийские олимпиады по экологии.

Таким образом, следует отметить, что во ФГОС заложен достаточно большой потенциал для построения непрерывного экологического образования в интересах устойчивого развития, но в практике общеобразовательных организаций реализуется неполно, непоследовательно, поскольку отсутствует системный подход к его полноценной реализации. Сложность реализации экологической составляющей ФГОС на данный момент определяется во многом недостаточным пониманием содержания экологического образования у тех педагогов, которые его реализуют, отсутствием базового образования по экологии и недостаточным представлением о системе экологизации и внедрении ее в школе.

Термин «экологизация системы образования» впервые ввел в своих работах Н. М. Мамедов, подразумевая, что это «характеристика тенденции проникнове-

1 Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 г. URL: http://unctad.org/meetings/en/SessionalDocuments/ares70d1_ru.pdf

2 Колесова Е. В. Экологическая составляющая федеральных государственных стандартов и приоритеты развития современного мира // Гуманитарные и естественнонаучные факторы решения экологических проблем и устойчивого развития. Новомосковск, 2018. Ч. 1. С. 80.

ния экологических идей, понятий, принципов, переходов в другие дисциплины, а также подготовка экологически грамотных специалистов самого различного профиля»3.

Очень ценна идея академика Н. Н. Моисеева, высказанная по поводу экологизации в школе. Он считал, что практически все преподаваемые дисциплины школьного курса должны содержать экологический материал. Не только профильные экологические предметы, такие как биология, химия, география, но и математика, история, литература. Все они могут стать средством получения экологических представлений и экологических знаний4. За последний период представления об объеме и содержании понятия «экологизация» получили развитие в работах Н. Д. Андреевой, Е. Н. Дзятковской, Н. В. Ивлевой, В. М. Назаренко, А. А. Нестеровой и др. ученых, которые считают, что основная цель экологизации, а по сути модернизации — внедрение современных экологических идей и ценностей во все сферы жизни общества.

Е. Н. Дзятковская полагает, что «сегодня экологизация связывается не с образованием в области частно-научных экологических знаний, а с экологическим образованием, которое направлено на формирование экологического мышления, экологического сознания, экологической культуры и выполняет мировоззренческую, методологическую и аксиологическую функции»5.

Экологизация системы общего образования в целом сложный и поэтапный процесс. Нами предлагается выделять три этапа.

Сущность первого этапа заключается в том, что экологические сведения необходимо внедрять в область естественнонаучных знаний уже в дошкольном и начальном общем образовании в рамках знакомства с окружающей средой и учебным предметом «Окружающий мир». Интересная методика экологизации образования в начальной школе на базе наблюдений за сезонными изменениями в природе дана П. М. Скворцовым6.

На ступени основного общего образования в курсах биологии, географии и химии прописаны отдельные аспекты экологии. Задача при этом стоит не только углубить, расширить, дополнить экологические знания, а использовать их ресурс в экологическом воспитании и развитии личности, формировании экологического мышления, сознания, мировоззрения, культуры. Суть учебного процесса сводится к экологизации конкретного материала по предмету и включению экологического материала на уровне межпредметных взаимосвязей с предметами естественнонаучного цикла данной параллели обучения учащегося. Тем самым на предметном уровне происходит включение и расширение экологических аспектов и их воспитывающего значения в рамках естественнонаучного цикла.

3 Мамедов Н. М. Теоретические основы экологического образования // Экологическое образование и устойчивое развитие. М., 1995. С. 110.

4 Моисеев Н. Н. Экологическое образование и экологизация образования // Биология в школе. 1996. № 3. С. 30.

5 Дзятковская Е. Н. Экологизация как взаимодействие предметного и аспектного содержания образования // Педагогика. 2013. № 4. С. 28.

6 Скворцов П. М. Концепция фенологической работы на ступени начального общего образования: монография. М., 2014. С. 68-78.

Второй этап ориентирован в основном на внеурочную и внеклассную работу учащихся. При этом педагог использует проектно-исследовательский метод и деятельностный подход в учебно-воспитательном процессе, так как они формируют причинно-следственные связи в процессе экологизации профильных учебных предметов, способствуют применению полученных знаний в повседневной жизни и осознании глубины экологических проблем. Именно их сочетание и взаимосвязь активизируют у школьников системы интеллектуальных и практических умений, а также аналитических способностей, т. е. те умения, которые описываются во ФГОС общего образования как «универсальные учебные действия» (УУД). Подробная методика формирования познавательных УУД у младших школьников в ходе работы экологического характера изложена в работе П. М. Скворцова7.

Проектно-исследовательскую и практическую деятельность учащихся следует рассматривать как многомерный, многоступенчатый процесс, который характеризуется способностью формировать опыт по поиску подходов к проблеме, осуществлению анализа результатов, логичности знаний и умений в решении конкретной практической проблемы различного уровня. Фактически это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию и целенаправленно использовать полученные знания и умения на практике. Таким образом, это организационная форма экологизации биологического образования, которая направлена на достижение конкретного результата по решению какой-либо значимой экологической проблемы.

Суть третьего этапа состоит во внедрении вопросов экологии во все сферы жизни школы. Во многом это зависит от методологического положения экологизации образовательной среды школы, т. е. включения как обязательного предмета «Экология» в образовательную практику. Он существует только во ФГОС среднего общего образования, а реализуется на настоящий момент лишь в ряде школ, в которых учащиеся завершают цикл обучения по ФГОС нового поколения. В этом случае третий этап является обобщающим.

Крайне важно, чтобы в школе был не только данный предмет, но и Совет по экологическому образованию учащихся, куда должны входить члены администрации, учителя, родители и учащиеся. Именно такой подход к экологизации будет не только эффективен, но и полезен для общества, только тогда мы выйдем из кризиса школьного экологического образования и учащиеся встанут на путь ответственного отношения к окружающей среде, обществу, своему здоровью. Именно в этом заключается экологизация всех и каждого, именно такая перестройка соответствует международным требованиям и укрепляет уверенность в устойчивом развитии нашей страны.

Система экологизации общего образования — один из структурных элементов образования «через всю жизнь», и она подчинена общим педагогическим закономерностям и принципам. С точки зрения методологии процесс экологизации включает ряд положений, которые способствуют эффективной организации

7 Скворцов П. М. Формирование познавательных универсальных учебных действий в ходе проведения учащимися начальной школы наблюдений за сезонными изменениями в природе // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2015. Вып. 3 (38). С. 12-17.

процесса экологизации естественнонаучного и гуманитарного составляющих общего образования с упором на биологические знания и умения. Выбор данного направления определяется тем, что в настоящее время, как отмечают ученые, практически все основные биологические проблемы связаны с экологическим аспектом их возникновения и решения. Поэтому овладение и реализация учащимися экологической составляющей содержания биологии призвано обеспечить формирование разносторонне развитой личности, подготовленной к воспроизведению (сохранению) и развитию социальной и духовной культуры общества.

Основное методологическое положение реализации процесса экологизации преподавания заключается в последовательном и системном использовании следующих компонентов:

• экологизация «образовательной среды учреждения и взаимоотношений учитель-ученик» (Н. М. Мамедов) является одним из основополагающих и системообразующих в процессе экологизации школьного образования. Данное положение не только создает условия для осознания всеми школьниками, учителями, администрацией процесса ценностно-ориентированного влияния на формирование и развитие экологической грамотности всех членов коллектива, но и требует содействия и подключения к экологической деятельности в данном направлении всего коллектива школы;

• включение знаний, носящих воспитательный характер. Экологические знания обладают высоким воспитывающим потенциалом, влияющим на становление и развитие экологического мышления, установок, убеждений по отношению к окружающей среде и человеку;

• отбор экологических аспектов в предметах научно-естественного цикла, которые взаимосвязаны с естественнонаучной составляющей, не только расширяют, но и насыщают и углубляют содержание общего образования экологическими знаниями, способствующими выработке экологической культуры, умений и навыков практической деятельности по реализации принципов «экологической политики»;

• использование экологического подхода, принципов, знаний в учебном материале других дисциплин на основе межпредметных связей (истории, обществоведения и др.), направленных на формирование экологического мировоззрения, культуры и поведения;

• реализация принципа взаимосвязи учебной и внеучебной деятельности на основе целостности и преемственности этапов обучения.

Все выделенные компоненты взаимосвязаны. Их внедрению в учебно-воспитательный процесс способствуют следующие основные составляющие условия организации эффективности процесса экологизации общего образования в школе.

Функция: проникновение эколого-биологических знаний во взаимодействие с образовательной средой, в конкретную практическую экологическую деятельность и воздействие на эмоциональную сферу личности школьника. Это способствует усилению взглядов, убеждений, сознания, мотивации творческого подхода к общению и ответственному отношению к окружающей среде, обществу, своему здоровью.

Цель и задачи: создание дидактической модели содержания процесса экологизации общего образования, соответствующей углубленному мышлению, опыту экологической и эмоционально оценочной деятельности и современному состоянию общества и его потребностей.

Содержание и его перестройка: переосмысление, а возможно, модернизация методики обучения учебных предметов исходя из экологической составляющей. С учетом ФГОС, которые требуют усиления культурологических и гуманистических установок, ориентации на познавательную и коммуникативную деятельность, необходим тщательный отбор и систематизация комплексного учебного материала, нацеленные на формирование экологического мировоззрения.

Результат: современный уровень базового (общего) образования на фундаменте традиционных основ содержания и новой методики обучения, направленной на воспитание экологических взглядов, убеждений, мышления, а главное, мировоззрения, на происходящие процессы в обществе, в мировом сообществе по отношению к окружающей среде.

Рассмотрев методологические особенности и сущность процесса экологизации общего образования, мы вправе заключить, что она представляет самостоятельную образовательно-воспитательную систему, направленную на формирование целостной личности, осознающую взаимосвязь и единство человека, природы и социума. Основная задача данного феномена заключается в том, чтобы, используя сочетания педагогических методов и приемов, воспитать осознание школьником всесторонней ценности окружающей среды.

По своей масштабности и сложности экологический кризис квалифицируется как глобальный на этапе современной цивилизации. Следовательно, проблема экологизации общего образования приобретает особую значимость. В настоящее время должен происходить процесс переосмысления актуальности и роли естественнонаучного образования, которое выполняет системообразующую функцию в развитии общего образования школьников, на всех уровнях и вертикалях чиновников министерства и органов власти. Особенность такого образования в том, что оно способствует осознанию уникальной ценности человечества — жизни организмов, природы, цивилизации и принятию социальных норм жизни в биосфере, объединяющей все поколения людей. Именно усилению и углублению данных процессов способствует экологизация этого направления. Оно должно реализовываться в соответствии с требованиями мирового сообщества. Раскрытие сущности экологизации общего образования показывает, что эта, несомненно, вносит определенный вклад в фундамент области устойчивого развития.

Список литературы

Дзятковская Е. Н. Экологизация как взаимодействие предметного и аспектного содержания образования // Педагогика. 2013. № 4. С. 24-29. Колесова Е. В. Экологическая составляющая федеральных государственных стандартов и приоритеты развития современного мира // Гуманитарные и естественнонаучные факторы решения экологических проблем и устойчивого развития. Новомосковск, 2018. Ч. 1. С. 78-87.

Мамедов Н. М. Теоретические основы экологического образования // Экологическое образование и устойчивое развитие. М., 1995. С. 104—112. Моисеев Н. Н. Экологическое образование и экологизация образования // Биология в

школе. 1996. № 3. С. 28-35. Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период

до 2030 г. URL: http://unctad.org/meetings/en/SessionalDocuments/ares70d1_ru.pdf Скворцов П. М. Концепция фенологической работы на ступени начального общего образования: монография. М., 2014. Скворцов П. М. Формирование познавательных универсальных учебных действий в ходе проведения учащимися начальной школы наблюдений за сезонными изменениями в природе. // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2015. Вып. 3 (38). С. 9-19.

Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriia IV: Pedagogika. Psikhologiia. 2019. Vol. 53. P. 20-27 DOI: 10.15382/sturIV201953.20-27

Dmitry Teplov, Doctor of Sciences in Pedagogy, Professor,

Department of Methodology of Teaching Biology, Chemistry, and Ecology, Moscow Region State University 24 Very Voloshinoi Str., Mytishchi, 141014, Russian Federation eco_dlt@mail. ru ORCID: 0000-0001-5826-5659

Essence and Conditions of Ecologisation of General Education

D. Teplov

Abstract: This article deals with the role and understanding ofecologisation ofeducation, opportunity of ecologisation of education in primary, main and secondary general education. It proposes main methodological statements that allow one to achieve aims of ecologisation of general education. it demonstrates the essence of the process of ecologisation, clarifies the mechanism and conditions of implementing ecologisation both in separate study subjects and in the general system of school education and training. Three stages in the ecologisation of general education are distinguished: including ecological information in the sphere of scientific knowledge already in the pre-school and primary general education in the context of making children familiar with the environment; orientation towards extracurricular and non-obligatory work of students in the context of project-and-research method and activity-related approach in the process of education and training; ecologisation of the educational environment of the school. The implementation of the process of ecologisation of teaching will be made up of consistent and systematic employment of the following components: ecologisation of the educational environment of the institution and of the relationship "teacher — student"; inclusion of knowledge that have the character of moral education; selection of ecological aspects in subjects of the scientific cycle; using an ecological

approach, principles, knowledge in the educational material of other disciplines on the foundation of interdissciplinary links; implementing the principle of interrelationship of educational and extracurricular activity on the foundation of integrity and succession of stages in education. Revealing the essence of ecologisation shows that it undoubtedly makes a certain contribution to the foundation of sustainability.

Keywords: ecologisation of general education, stages of ecologisation of general education, methodological provisions of the process of ecologisation

References

Dziatkovskaia E. (2013) "Ekologizatsiia kak vzaimodeistvie predmetnogo i aspektnogo soderzhaniia obrazovaniia" [Ecologisation as Interaction of Subject-Related and Aspect-Related Content of Education]. Pedagogika, 4, 24-29 (in Russian).

Kolesova E. (2018) "Ekologicheskaia sostavliaiushchaia federal'nykh gosudarstvennykh standartov i prioritety razvitiia sovremennogo mira" [Ecology as a Component in Federal State Standards, and Priorities of Development of the Modern World], in Gumanitarnye i estestvennonauchnye faktory resheniia ekologicheskikh problem i ustoichivogo razvitiia [Humanities-Related and Science-Related Factors in Solutions to Ecological Problems and Sustainability], pt. 1. Novomoskovsk, pp. 78-87 (in Russian).

Mamedov N. (1995) "Teoreticheskie osnovy ekologicheskogo obrazovaniia" [Theoretical Foundations of Ecological Education], in Ekologicheskoe obrazovanie i ustoichivoe razvitie [Ecological Education and Sustainable Development]. Moscow, pp. 104-112 (in Russian).

Moiseev N. (1996). "Ekologicheskoe obrazovanie i ekologizatsiia obrazovaniia" [Ecological Education and Ecologisation of Education]. Biologiia v shkole, vol. 3, pp. 28-35 (in Russian).

Preobrazovanie nashego mira: Povestka dnia v oblasti ustoichivogo razvitiia na period do 2030 g. [Transformation of Our World: Agenda in the Field of Sustainable Development for the Period till 2030], available at http://unctad.org/meetings/en/SessionalDocuments/ares70d1_ru.pdf (in Russian).

Skvortsov P. (2014) Kontseptsiia fenologicheskoi raboty na stupeni nachal'nogo obshchego obrazovaniia [Concept of Phenological Work on the Stage of Primary General Education]. Moscow (in Russian).

Skvortsov P. (2015) "Formirovanie poznavatel'nykh universal'nykh uchebnykh deistvii v khode provedeniia uchashchimisia nachal'noi shkoly nabliudenii za sezonnymi izmeneniiami v prirode" [Forming Cognitive Universal Study-Related Actions in the Process of Observing Seasonal Changes in Nature by Primary School Students]. VestnikPSTGU. Ser. IV:Pedagogika. Psikhologiia, vol. 3 (38), pp. 9-19 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.