Электронное научное издание Альманах Пространство и Время. Т. 2. Вып. 1 • 2013
Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time Elektronische wissenschaftliche Auflage Almabtrieb 'Raum und Zeit'
Рефлексия
Reflection / Reflexion
УДК 37
Апостолова Т.М.
Образование сегодня: нужен ли нам учитель?
Татьяна Михайловна Апостолова, кандидат исторических наук, профессор кафедры философии и социальногуманитарных дисциплин Московского городского педагогического университета
E-mail: [email protected]
Статья посвящена актуальной проблематике поиска новых смыслов в профессии учителя. Речь в ней идет о попытке актуализации взаимоотношений учителя и ученика в связи с новыми реалиями жизни, которые влекут за собой изменение социальных ролей педагогов и их подопечных. Автор рассматривает влияние социально-экономических и общественных изменений в государстве на трансформацию как сегодняшней школы, так и места в ней педагога. Определенное внимание уделяется и роли в этом процессе высшей школы: имеется в виду перемены, произошедшие в содержании основных образовательных программ высшей профессиональной школы, в изменении алгоритма подготовки учителя сегодня. Автор достаточно определенно отстаивает позицию определяющей гуманистической роли педагога в школе и сегодня, уделяя, тем не менее, внимание и глубокой предметно-профессиональной подготовке учителя в педагогическом вузе.
Ключевые слова: учитель, ученик, образование, школа, педагогика.
Мы можем без устали сетовать на тяготы нынешнего времени, но если ускользает от нас что-то важное, судьбоносное, мы обязаны остановиться, абстрагироваться от суеты, окружающей нас ежедневно, и решить для себя, что важное, а что очень важное...
В жизни каждого из нас был первый учитель, человек, которого мы впервые сравнили с нашими родителями, человек, авторитет которого встал как минимум вровень с их авторитетом. Учитель открыл нам дорогу в новый, школьный мир, проводил с нами много времени, повлиял на каждого из нас в той или иной степени.
У нас сохранились разные воспоминания о наших учителях, но когда забывается по законам памяти что-то не совсем приятное, в душе нашей неизменно остаются в основном теплые и сердечные мысли о школьных педагогах.
Авторитет учителя — категория не абсолютная. Как нужно любить детей, сколько нужно знать, как важно быть хорошим психологом. Не все педагоги одинаково интересны в каждой из этих ипостасей. Однако мы все же порой прощаем им эт и слабости просто потому, что им нелегко, и потому что они любили нас и сейчас любят наших детей.
В наше сложное время, несмотря на экономические и социальные проблемы, в отечественном образовании остается немалое число педагогов-подвижников, которые стремятся вложить в своих учеников все свои душевные силы, опыт и знания. Пытаясь оградить молодое поколение от сомнительного влияния массовой псевдокультуры, вкладывая в них такие забытые и немодные в современной циничном обществе ценности и понятия, как сострадание и милосердие, самоотверженность и жертвенность, ежедневно совершают они свой подвиг учительства. Не слишком ли помпезно это звучит? Думается, нет, ведь подвижничество — это скорее духовное влияние, наставление на будущие свершения. Разве не это миссия учителя?
К сожалению, сегодня наше государство проводит в соответствии с общим вектором социально-экономического развития такую образовательную политику, в рамках которой учительский, преподавательский труд оказался приравнен к сфере обслуживания. В этой связи, несмотря ни на что, на первый план особенно ярко должна выйти личность учителя как носителя нравственных, духовных и исторических традиций общества. Больше эту миссию выполнить практически некому. Здесь также очень важной выглядит и роль педагогических вузов и колледжей по формированию будущих педагогов.
Электронное научное издание Альманах Пространство и Время. Т. 2. Вып. 1 • 2013 Ракурс
Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time Foreshortening
Elektronische wissenschaftliche Auflage Almabtrieb 'Raum und Zeit' Sichtwinkel
Апостолова Т.М. Образование сегодня: нужен ли нам учитель?
Современные изменения в системе подготовки учителей, к сожалению, никак не способствуют не то что росту авторитета педагога, но и даже низводят его на уровень некоего мифического персонажа под названием «бакалавр педагогики». Представляется важным отметить, что скорее всего наши педагогические вузы не стали хуже готовить педагогов, просто всё образование в стране претерпевает такие изменения, что нет в новой образовательной среде места учителю. Теперь образовательные услуги транслируют тьютеры и бакалавры «от педагогики». Красивые слова, но... Исчезает даже понятие, профессия УЧИТЕЛЬ.
Кто же такой — УЧИТЕЛЬ? Это не только тот, у кого в дипломе есть запись о такой квалификации. Это даже не тот, кто каждый день приходит в школу и дает уроки русского языка, математики, географии, рисования. Это тот, кто выше тебя, мудрее, сильнее. Это тот, кто сможет повести за собой, кто обладает силой созидания и талантом души. Это paidagogos, то есть воспитатель, а буквально — «ведущий дитя». Слово, понятие, ко многому обязывающее. К сожалению, настоящих учителей становится все меньше. Такая же ситуация, наверно, и с настоящими руководителями, врачами, работниками социальной сферы, сферы обслуживания — всеми теми, от кого ждут помощи, поддержки, соучастия. Мало просто отзывчивых людей, способных думать не только о себе, делать не только для себя. Кризис в нашем обществе, безусловно, ощутим. Однако, это в большей степени не экономический кризис, о котором то и дело мы слышим с экранов телевизоров и о котором пишут все газеты. Это кризис нашего сознания, нашей души. Можно констатировать, что учитель в нашем больном обществе как-то сник, потерялся. Когда учитель идет к своим ученикам, он думает об ответственности, которая лежит на его плечах. Да, пусть кризис, пусть невнимание к основополагающей профессии, но есть дети, которые сейчас будут смотреть на него, слушать его. Они ни при чем. Они заканчивают школу, приходят в колледжи и вузы. Скоро они пойдут самостоятельно по жизни. Хорошо, если им встретится человек, который поможет их становлению, научит различать добро и зло. Хорошо, если свою воспитательную миссию качественно выполнили его родители. А если нет? Совесть настоящего педагога — это то, что позволяет не поддаться настроению хаоса и абсурда, которое витает в воздухе. В памяти своих учеников учитель останется учителем только при условии, если он с достоинством нес это звание. Либо — они забудут вскоре его имя. Итак, молодой учитель: дорога в школу ему открыта, если он готов не брать, а отдавать, если он имеет духовное наполнение, любовь к людям и к своей стране. Мало иметь диплом, пусть даже и с отличием, и мало иметь наполненную знаниями голову. Прежде всего, нужно помнить, что ты учитель, педагог, а это намного больше, чем просто историк, биолог, математик. Многого ждут от учителя дети. Думается, что наша профессия сродни профессии священника, пастыря, и нам, учителям, нужна ежедневная работа над собой.
Можно попытаться (хотя бы для себя) разработать некий духовный регламент качеств УЧИТЕЛЯ, который во все времена будет востребован школой, детьми и, надеемся, родителями.
Быть учителем очень нелегко. Учитель должен доверять своим воспитанникам, а они — доверять ему. Личность учителя должна быть яркой, индивидуальной, в ней ученики должны видеть пример.
Настоящий учитель работает в постоянном сотрудничестве со своим подопечным. Это сотрудничество позволяет ученику сделать новые открытия, увидеть мир по-новому, рассказать что-то новое своему учителю. Часто создаваемые таким образом знания бывают новыми не только для ученика, но и для учителя.
Настоящий учитель должен уметь слушать ученика, интересоваться его мнением, развивать межличностный диалог на основе равенства, взаимопонимания и творчества.
В наше время информационных технологий родители зачастую пытаются еще до школы начать обучение своего ребенка с помощью компьютера, да и в общем общество старается переложить львиную долю обучения на плечи бездушной машины. Однако даже если компьютер запрограммировать наилучшими приемами и методами обучения и воспитания, он никогда не заменит личность учителя. Пока существуют дети, до тех пор необходим человек — учитель — наставник, который объяснит и подскажет, как выйти из сложной ситуации, руководствуясь общественными и личностными нормами поведения.
Учитель должен быть профессионалом в своей области науки. Еще В.О. Ключевский говорил: «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь». Педагог обязан знать и уметь больше своего воспитанника. Учитель должен четко понимать, что лежит в основе образовательных стандартов, следить за изменениями в учебной программе и стараться опередить их в своих знаниях. Учитель должен уметь признавать перед своими учениками, что чего-то не знает. При этом настоящий педагог-профессионал никогда не будет использовать отговорки вроде «Никто не может знать всего». Такой учитель никогда не будет иметь достаточного авторитета среди учеников. Он должен уметь добывать новые знания вместе, делиться ими.
Призвание настоящего учителя состоит в том, чтобы не только дать человеку образование, но и сохранить в нем главное — человечность, передать своему ученику лучшее из мировых знаний для того, чтобы ученики, которых он обучает, стали личностями мыслящими, самостоятельными, творческими, духовно богатыми.
Профессия педагога, учителя в разные времена была одна из важнейших в обществе, ведь от его усилий зависело будущее наших детей, наше будущее. Это единственный человек, который большую часть своего времени профессионально занимался воспитанием и обучением детей. Обучение и воспитание — две главные функции в деятельности учителя. Так было всегда, но наша жизнь меняется, и мы должны понимать, что, собираясь идти в ногу со временем, надо искать и находить новые методы и формы работы.
Электронное научное издание Альманах Пространство и Время. Т. 2. Вып. 1 • 2013 Ракурс
Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time Foreshortening
Elektronische wissenschaftliche Auflage Almabtrieb 'Raum und Zeit' Sichtwinkel
Апостолова Т.М. Образование сегодня: нужен ли нам учитель?
Сегодня к учителю предъявляются очень высокие профессиональные требования, такие, как универсальная образованность, эрудиция, информированность, прогрессивность, способность вести интересные уроки, давать интересные задания. Нельзя обойти вниманием внешний вид и стиль учителя.
На наш взгляд, самое страшное в профессии учителя — отсутствие подлинного призвания. Ребенка обмануть нельзя. Он распознает фальшь, остро реагирует на невнимание. Учитель в любой ситуации должен быть честным со своими учениками, находить с ними общий язык, понимать детские проблемы. Настоящий профессионал должен в совершенстве владеть своим предметом, уметь сделать каждый свой урок интересным, результативным, а главное запоминающимся. Учитель должен одинаково любить каждого ученика: шумного и тихого, послушного и капризного, ухоженного и неряшливого, должен ставить себя на его место. Если учитель равнодушен к внутреннему миру ребёнка, к его переживаниям, ему не место в школе, даже если он прекрасно знает свой предмет.
Современный педагог должен выявлять самые лучшие качества, заложенные в душе каждого ребенка, поощрять детей, чтобы они получали радость от приобретенных знаний, чтобы после окончания школы, они четко осознавали свое место в обществе. Ведь школа — важный, самостоятельный и ценный этап жизненного пути. Будут ли эти годы счастливыми и творческими или же останутся в памяти школьника заполненными мелкими конфликтами, унылой зубрежкой и скукой, — во многом зависит от школьной атмосферы, от его собственных отношений с учителями и учениками.
Думается, что очень распространенная и типичная ошибка учителей — неумение разглядеть особенность каждого ученика: уникальность и специфику его характера, талант к тем или иным предметам. Абсолютно неправильно оценивать ребенка по каким-то усредненным, показателям, кем-то придуманным параметрам.
Таким образом, учитель, как и много лет назад, должен быть широко образованным, добрым, интеллигентным, красивым, понимающим детей. Причем, в век информации и современных технологий к уровню образованности учителя предъявляются еще более высокие требования. То есть в идеальном сознании образ учителя - это образ какого-то универсального человека. Главной задачей учителя становится не просто научить, а научить учиться. Заложить базу и донести мысль, что дальнейшее образование и самообразование — это залог успеха в современном обществе. Причем требования эти универсальны практически для любой ступени образования, ведь педагог, учитель сопровождает нас довольно длительный период времени, степень его влияния нисколько не уменьшается в зависимости от учебного учреждения: детский сад, школа, колледж, вуз.
Учитель — это не профессия, а образ жизни. Можно с уверенностью сказать, что главное в работе учителя — развитие души, формирование характера, воспитание настоящего Человека. Для современного учителя очень важно никогда не останавливаться на достигнутом, обязательно идти вперед, ведь труд учителя — это великолепный источник для безграничного творчества.
Было бы неумно отрицать практикоориентированную направленность нынешнего образования, ведь жизнь диктует свои правила, которые необходимо учитывать, выстраивая парадигму обучения ребенка. Однако, готова поспорить с теми, кто считает, что хороший специалист — это человек, научившийся нажимать нужные для выполнения своих профессиональных обязанностей кнопки. Отношение к делу, к людям, к стране — это результат глубокой внутренней работы человека над собой. Без серьезного духовного наполнения он не сможет принести пользу ни Родине, ни себе. Именно здесь важную роль может сыграть и играет учитель.
Нередко можно услышать мнение, что школа не должна заниматься воспитанием, что это не ее задача и основной целью школы должна стать передача ученику некоей суммы знаний, помогающей ему в социальной адаптации к нынешним условиям жизни. Безусловно, очень хорошо, если учебное учреждение дает ученику высокий уровень гуманитарных и естественных знаний, дает навыки музыкальной или компьютерной грамотности. Однако не стоит забывать и о колоссальной ответственности учителя перед тем влиянием, которое он оказывает на душу ученика. Любой приходящий в школу ребенок является для учителя «tabula rasa» (чистая доска), и оттого, что будет записано им в этих неокрепших душах, доброе или злое, зависит и наша жизнь в старости, и будущее нашего Отечества.
Учитель осуществляет связь времен, он значимое звено в цепи поколений. Он призван своим трудом передать эстафету из настоящего в будущее, и это делает его труд увлекательным и творческим. Непросто будет идти в «новую жизнь» без учителя.
ЛИТЕРАТУРА / REFERENCES
1. Ключевский В.О. Афоризмы и мысли об истории. М., 2007. 1. Klyuchevskii V.O. (2007). Aforizmy i mysli ob istorii. Moskva.
2. Коджаспирова Г.М. История образования и педагогической 2. Kodzhaspirova G.M. (2003). Istoriya obrazovaniya i pedagogi-
мысли: таблицы, схемы, опорные конспекты. М., 2003. cheskoi mysli: tablitsy, skhemy, opornye konspekty. Moskva.
3. Крупская Н.К. Педагогические сочинения: В 10 т. М., 1959. 3. Krupskaya N.K. (1959). Pedagogicheskie sochineniya: V 10 t.
Moskva.
4. Ушинский К.Д. Педагогические соч.: В 6 т. Т. 2. М., 1988. 4. Ushinskii K.D. (1988). Pedagogicheskie soch. V б t. T. 2.
Moskva.
Электронное научное издание Альманах Пространство и Время. Т. 2. Вып. 1 • 2013
Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time Elektronische wissenschaftliche Auflage Almabtrieb 'Raum und Zeit'
Ракурс
Foreshortening
Sichtwinkel
Апостолова Т.М. Образование сегодня: нужен ли нам учитель?
EDUCATION TODAY: DO WE NEED A TEACHER?
Tatiana M. Apostolova, Ph.D. in History, Professor at the Department of Philosophy, Social and Humanities Disciplines of Moscow City Pedagogical University (MGPU)
E-mail: [email protected]
The article is devoted to the problems of finding new meanings in the profession of "teacher." It is about attempt to update the relationship between teacher and pupil in connection with the new realities of life, which involves changing the social roles of teachers and their wards. The author examines the influence of social and economic and social change in the Government as the transformation of today's school, and the teacher's place in it. Some attention is paid to the role in the process of High education: it refers that changes which have occurred in the content of the basic educational programs of higher professional school, in changing the algorithm of teacher's level today. The author advocates the position quite clearly defines the role of the teacher in the humanistic school today, having given, however, attention and deep subject-training of teachers in the pedagogical university.
Keywords: teacher, pupil, education, school, pedagogy.