Научная статья на тему 'Образование личности до и после рождения (теория и практика СОНАТАЛ-педагогики)'

Образование личности до и после рождения (теория и практика СОНАТАЛ-педагогики) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1384
206
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Ключевые слова
PRENATAL EDUCATION / THE „SONATAL" METHOD / THE RIGHTS OF A PRENATAL CHILD / COGNOSOMIC PSYCHOLOGY / PRENATAL CHILDHOOD / ПРЕНАТАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / МЕТОД "СОНАТАЛ" / ПРАВА ПРЕНАТАЛЬНОГО РЕБЕНКА / КОГНОСОМНАЯ ПСИХОЛОГИЯ / ПРЕНАТАЛЬНОЕ ДЕТСТВО

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лазарев М.Л.

В статье изложена концепция формирования личности ребенка до и после рождения, в рамках которой разработана система гармонизации развития ребенка СОНАТАЛ-педагогика. Описаны, некоторые результаты проведенного в г. Набережные Челны с 1995 по 2015 гг. популяционного исследования по применению метода «Сонатал» на большой группе беременных женщин и их детей. Данные исследования позволяют говорить о том, что метод «Сонатал» способствует гармонизации развития когнитивной и соматической сфер жизнедеятельности ребенка и сглаживанию возрастных кризисов трехи семилетнего возраста, повышает уровень родительской компетенции и ответственности в области оздоровления и развития ребенка. В целом полученные результаты дают основания для рекомендаций о включении пренатального периода детского онтогенеза в возрастной диапазон деятельности отечественной психологии, педагогики и педиатрии «от зачатия до 18 лет», с внесением соответствующих поправок в соответствующие законодательные акты и документы, что будет способствовать решению целого ряда важнейших государственных проблем, таких как демография, состояние здоровья детей, формирование ответственных родителей, а также даст импульс к созданию отечественного и международного движения по воспитанию здоровой и гармоничной личности ребенка до и после рождения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Education of the individual before and after birth (theory and practice of SONATAL-pedagogy)

The article sets out the concept of the formation of the personality of a child before and after birth, which developed a system of harmonization of child development SONATAL-pedagogy. The article also describes the results of the population-based studies on the application of the method „Sonatal” on a large group of pregnant women and their children in Naberezhnye Chelny from 1995 to 2015. These studies suggest that the method „ Sonatal” contributes to the harmonization of the development of cognitive and somatic spheres of child and smoothing the age crises at 3 and 7 year-olds, increases the level of parental competence and responsibility in the area of recovery and development of a child. In general, the results provide a basis for the inclusion of the prenatal period of ontogenesis of children in the age range of the domestic activities of psychology, pedagogy and pediatrics „from the moment of conception till 18 years of age”, with the introduction of corresponding amendments to the relevant legislation documents that will help in solving a number of important public issues such as demography, health status of children, the formation of responsible parents, and give impetus to the creation of a national and international movement for the upbringing healthy and harmonious personality of the child before and after birth.

Текст научной работы на тему «Образование личности до и после рождения (теория и практика СОНАТАЛ-педагогики)»

педагогический i

поиск|

1УДК 373.2 ББК 74.1

ОБРАЗОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ДО И ПОСЛЕ РОЖДЕНИЯ (ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА СОНАТАЛ-ПЕДАГОГИКИ)

М. Л. Лазарев

Аннотация. В статье изложена концепция формирования личности ребенка до и после рождения, в рамках которой разработана система гармонизации развития ребенка - СОНАТАЛ-педагоги-ка. Описаны, некоторые результаты проведенного в г. Набережные Челны с 1995 по 2015 гг. популя-ционного исследования по применению метода «Сонатал» на большой группе беременных женщин и их детей. Данные исследования позволяют говорить о том, что метод «<Сонатал» способствует гармонизации развития когнитивной и соматической сфер жизнедеятельности ребенка и сглаживанию возрастных кризисов трех- и семилетнего возраста, повышает уровень родительской компетенции и ответственности в области оздоровления и развития ребенка. В целом полученные результаты дают основания для рекомендаций о включении пренатального периода детского онтогенеза в возрастной диапазон деятельности отечественной психологии, педагогики и педиатрии - «от зачатия до 18 лет», с внесением соответствующих поправок в соответствующие законодательные акты и документы, что будет способствовать решению целого ряда важнейших государственных проблем, таких как демография, состояние здоровья детей, формирование ответственных родителей, а также даст импульс к созданию отечественного и международного движения по воспитанию здоровой и гармоничной личности ребенка до и после рождения.

Ключевые слова: пренатальное воспитание, метод «Сонатал», права пренатального ребенка, когносомная психология, пренатальное детство.

EDUCATION OF THE INDIVIDUAL BEFORE AND AFTER BIRTH (THEORY AND PRACTICE OF SONATAL-PEDAGOGY)

M. L. Lazarev

Abstract. The article sets out the concept of the formation of the personality of a child before and after birth, which developed a system of harmonization of child development - SONATAL-pedagogy. The article also describes the results of the population-based studies on the application of the method „Sonatal" on a large group of pregnant women and their children in Naberezhnye Chelny from 1995 to 2015. These studies suggest that the method „Sonatal" contributes to the harmonization of the development of cognitive and somatic spheres of child and smoothing the age crises at 3 and 7 year-olds, increases the level of parental competence and responsibility in the area of recovery and development of a child. In general, the results provide a basis for the inclusion of the prenatal period of ontogenesis of children in the age range of the domestic activities of psychology, pedagogy and pediatrics - „from the moment of conception till 18 years of age", with the introduction of corresponding amendments to the relevant legislation documents that will help in solving a number of important public issues such as demography, health status of children, the formation of responsible parents, and give impetus to the creation of a national and international movement for the upbringing healthy and harmonious personality of the child before and after birth.

Keywords: prenatal education, the „Sonatal" method, the rights of a prenatal child, cognosomic psychology, prenatal childhood.

Традиционно феномен личности человека (ребенка) в отечественной и зарубежной психологии (З. Фрейд, К. Юнг, К. Роджерс, А. Маслоу, Дж. Келли, Дж. Уотсон, Б. Скинер, А. Бандура, Дж. Роттер, С. Рубенштейн, А. Бруш-линский, А. Леонтьев, Д. Фельдштейн, В. Мухина, А. Асмолов, Р. Кеттел, Г. Айзенк, Г. Олпорт и др.) рассматривается уже после его рождения. Более того, один из основателей отечественной психологии - Л. С. Выготский отрицал существование психики в пренатальном периоде детского онтогенеза, полагая, что этим периодом должна заниматься только эмбриология [1].

За последние десятилетия эти представления начали стремительно меняться. Целая плеяда выдающих ученых (Т. Верни, Д. Чемберлен, С. Гроф, И. Брехман и др.) открыли миру совершенно другой взгляд на пренатальный период детского онтогенеза, представив многочисленные научные доказательства психической жизни пренатального ребенка.

Особую значимость данные научные открытия приобрели с момента признания ВОЗ факта живорожденности детей на сроке гестации (далее - СГ) 22 нед (чуть больше половины срока беременности) и при наличии у них 500 г массы тела. Российская Федерация перешла на данные критерии с 2012 г. [2].

Данная законодательная база, с одной стороны, дала пренатальному ребенку уникальные права по защите его жизни, в случае экстремально раннего рождения, а с другой стороны, выявила целый ряд юридических, психолого-социальных и психофизиологических проблем, суть которых изложена ниже.

Ребенок, рожденный на СГ 22 нед считается живорожденным, он должен быть зарегистрирован в медицинском свидетельстве о рождении, ему через некоторое время дают имя и регистрируют в соответствующих документах ЗАГС. Иными словами, на СГ 22 нед с момента оплодотворения в случае рождения (по любым обстоятельствам, в том числе в результате внезапной гибели матери) он защищен всеми правами ребенка, записанными в международных

и государственных документах: правом на образование, на медицинское обслуживание, культурное разнообразие и т. д. [3-5 и др.], и в том числе юридической ответственностью матери (вплоть до уголовного дела) за причинение ребенку вреда или за отсутствие должного ухода за ним.

То есть если ребенок рождается на СГ 22 нед, то он с этого мгновения пользуется всеми правами ребенка, а если же он еще не родился и до 40 нед находится во внутриутробном состоянии, то он (в течение 4 мес) никакими правами ребенка не обладает. Но ведь это один и тот же человек, просто находящийся в разных условиях!

При этом в случае рождения на СГ 22 нед ребенок уже через 3-4 мес улыбается, сосет грудь, гулит, узнает мать, пытается держать голову и даже ползти - хотя его СГ всего 34-38 нед. Не дает ли нам данный факт основания для того, чтобы рассматривать пренатального ребенка с 22-й по 40-ю неделю беременности как еще нерожденного ребенка с нераскрытыми потенциальными возможностями, являющимися (используя терминологию Л. С. Выготского) «зоной его ближайшего развития»?1

Но если это так, тогда почему мама, как «социальная ситуация развития», не подтверждает «ведущую деятельность» (термины Л. С. Выготского) своего пренатального ребенка - двигательную коммуникацию? Ведь хорошо известно, что происходит с развитием ребенка после рождения, который в младенчестве лишен речевой ситуации социального развития. Не возникает ли, в случае неподтверждения двигательной активности пренатального ребенка, «феномена пренатального Маугли»?

Обсуждению данных проблем была посвящена Первая Международная летняя школа «Личность до и после рождения», проходившая в 2007 г. в г. Переславле-Залесском (руководитель Школы - автор статьи)2, на которой, в частности, академиком Е. П. Велиховым было высказано предложение о регистрации ребенка до рождения.

1 Здесь уместно также вспомнить утверждение Л. С. Выготского о том, что недоношенный ребенок практически не отличается от доношенного ребенка, в том числе в умственном развитии [6].

2 С 2007 г. Международные школы «Личность до и после рождения» проходят ежегодно в России и за рубежом (Греция, Болгария). В 2011 г. во время проведения Школы в Афинах был рожден новый праздник - «День дородовой музыки». В 2014 и 2015 гг. Школа проходила в Крыму (Ялта, Евпатория).

Участники Международной летней школы «Личность до рождения», на основании данных научных исследований, исторического и религиозного опыта, на основании полученной информации в процессе работы Школы (проведенных занятий, прослушанных лекций, дискуссий), а также с учетом мнения членов отечественных и международных организаций, работающих в области пренатальной и перинатальной психологии и медицины [7 и др.] пришли к единому мнению, что ребенок во внутриутробном (пренатальном) периоде является личностью, а следовательно, обладает всеми человеческими правами и свободами, основными из которых являются: право на жизнь, право на здоровое рождение, право на общение, право на пренатальное образование [8].

Участники Международной летней школы на основании данных, полученных в процессе многолетней апробации методов пренатально-го воспитания, пришли также к единому мнению о том, что система пренатального воспитания позволяет значительно улучшить состояние здоровья беременной женщины и ребенка до и после рождения (снижение патологии беременности и родов, снижение младенческой смертности, повышение лактации, снижение соматической заболеваемости детей грудного и раннего возраста), что может коренным образом повлиять на демографическую ситуацию в России.

В результате работы Школы был разработан и отправлен в Правительство РФ Меморандум пренатальной личности, в котором было предложено внести поправки о пренатальных правах ребенка в соответствующие международные и отечественные законодательные документы (Конвенцию о правах ребенка, Семейный кодекс РФ и др.), обратиться с предложениями в соответствующие организации, в том числе Институт уполномоченных по правам человека РФ; увеличить срок дородового отпуска (не позднее 29 недели беременности); предоставить беременной льготные условия для ее работы и учебы, с сохранением 100% заработной платы на протяжение всей беременности; предоставить беременной возможность осуществлять методы пренатального воспитания (дородовой педагогики) в центрах прена-тального сопровождения, школах материнства,

с соответствующим финансированием со стороны органов управления здравоохранения, образования и социального обеспечения на местах; составить реестр методик по пре- и перинатальному воспитанию (сертификация, экспертиза и т. д.), прошедших длительную апробацию (не менее 10 лет); разработать документ (Дородовый Сертификат) который выдается в ЗАГСе при регистрации брака или в женской консультации при постановке беременной на учет; разработать программы и учебные пособия по пренатальному воспитанию с целью подготовки обучающего персонала (педагогов, врачей, среднего медицинского персонала, психологов); создать систему государственных учреждений пренатального воспитания (медико-психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в пренатальном возрасте); обеспечить льготные условия предоставления аренды помещений, налогообложения для центров, школ пренатального воспитания.

Таким образом, многочисленные доказательства психической жизни пренатального ребенка, с одной стороны, и успешное развитие детей, родившихся на СГ 22 нед, с другой стороны, красноречиво свидетельствуют о существовании пренатального ресурса личности ребенка, изучение которого в свое время было положено в основу нашего исследования, начатого еще в 1982 г. Краткое изложение методологии и некоторых результатов этого исследования и является главным содержанием данной статьи.

Методологическая база исследования

При разработке методологической базы исследования по изучению ресурсов пренатального периода онтогенеза и влияния этого периода на последующую жизнь ребенка основное внимание было уделено проблеме ухудшения психического и физического развития современных детей.

Отрицательные тренды современного детства, отмеченные в последние десятилетия как представителями психологической науки (Д. И. Фельдштейн и др.), так и представителями педиатрии (А. А. Баранов, В. Ю. Альбицкий и др.), побудили нас рассмотреть выявленную проблему с позиций рассогласования в развитии когнитивной и соматической сфер жизнедея-

тельности организма ребенка в ходе осуществления им образовательной деятельности на всех этапах онтогенеза, названного нами «образовательным адаптозом». В поисках теоретической модели, объясняющей адаптивные механизмы деятельности мозга, мы остановились на теории «нейродарвинизма» нобелевского лауреата Д. Эдельмана, полагающего, что в основе формирования поведения лежит отбор (селекция) нейронных групп (по 50-10 тыс. нейронов), образующих сначала первичный, затем вторичный нейронный репертуар [9].

Принимая данную теорию, мы внесли в нее важное уточнение: в связи с тем, что процессы нейроселекции протекают в неразрывной связи с соматическими процессами, селективные процессы адаптации были рассмотрены как процессы нейросоматической (или нейросом-ной) селекции.

На данном методологическом базисе, с учетом теории функциональных систем П. К. Анохина и ряда других теорий, был разработан метод гармонизации когнитивно-соматического развития ребенка на всех этапах детского онтогенеза, начиная с момента зачатия, названный методом «Сонатал» (от лат. sonus 'звук', natal 'рожденный', т. е. «музыка рождения»), состоящий из целого ряда компонентов: а) управляемой сенсорной среды с программами когнитивно-соматической гимнастики; б) серии когносомных тренажеров (для повышения сенсорных нагрузок); в) программы мониторинга когнитивного и соматического развития детей в онтогенезе.

Все компоненты метода «Сонатал» получили соответствующие разрешающие документы и были защищены патентами [10-12 и др.].

В рамках метода «Сонатал» (СОНАТАЛ-педа-гогики) был разработан авторский тезаурус, уточняющий методологические и технологические подходы к решению основной проблемы исследования.

Пренатальное воспитание - воспитание ребенка в пренатальном возрасте, которое формирует первоосновы детской личности, оказывая влияние на ее развитие во всех последующих периодах детства.

Основными структурами («новообразованиями») пренатальной личности являются: аку-

стическая, экологическая, кардиореспиратор-ная, биоритмическая, двигательная, коммуникативная и когнитивная матрицы.

Пренатальное воспитание открывает новое направление в педагогике детства - пренато-генное образование, в котором методология, содержание и формы образовательной деятельности ребенка в ходе онтогенеза строятся на фундаменте, заложенном в пренатальном возрасте.

Пренатогенное образование опирается на принцип пренатального опосредования3, который заключается в том, что все подходы в воспитании и образовании ребенка должны учитывать опыт, полученный ребенком в прена-тальном детстве как стихийно, в ходе обычной естественной жизни каждого пренатального ребенка, так и в виде специально организованной системы пренатального воспитания (например, метод «Сонатал»).

Данный подход распространяется также на новую реальность пренатальной жизни - суррогатное материнство, как особый опыт пренатального детства.

Специфической особенностью развития организма ребенка в пренатальном возрасте является слитность (сопряженность) когнитивных и соматических процессов, которая может рассматриваться как особый феномен - феноменом когносомности. Данный феномен, в силу его потенциальных возможностей, стал объектом исследования одного из направлений психологии, названной когномной психологией.

Когносомная психология - направление в психологии, изучающее феномен сопряженности когнитивного и соматического развития ребенка в онтогенезе, начиная с пренатально-го возраста, а также влияние этого феномена на процессы гармонизации развития его личности.

Помимо вышеописанных категорий в рамках СОНАТАЛ-педагогики (педагогики гармоничного развития ребенка до и после рождения) был сформулирован целый ряд определений, позволивших выделить уникальные свойства пренатального периода онтогенеза. В частности, пренатальный ребенок был назван

3 Опосредованный - данный не непосредственно, а через посредство чего-нибудь другого [13].

«мамалышом», а пренатальный период онтогенеза - «пренатальным детством».

Цель и задачи исследования. Целью данного фрагмента исследования было изучение эффективности метода «Сонатал», примененного в пренатальном детстве, на развитие детей в последующие периоды онтогенеза в большой детской популяции г. Набережные Челны с 1995 по 2015 г.

Также в исследовании была поставлена задача - оценить безопасность метода с возможностью изучения отсроченного эффекта через 15-20 лет после его применения в пренаталь-ном возрасте. Именно поэтому итоговое исследование было проведено через 20 лет после начала применения метода в г. Набережные Челны, что дало возможность проанализировать развитие детей на всех этапах детского онтогенеза, начиная с пренатального возраста и до 18 лет.

Материалы и методы исследования. Для

получения базы данных, на платформе GOOGLE была разработана специализированная анкета - «СОНАТАЛ-шкала», позволяющая проанализировать развитие ребенка от внутриутробного периода до старшей школы [14]. В ходе анкетирования родителей г. Набережные Челны было получено 3825 анкет. При статистической обработке данных математическими методами уровень надежности считали достаточным при p < 0,05. В математической обработке материала и анализе результатов, помимо автора статьи, принимали участие О. В. Алексеева и И. М. Лазарев.

Ход исследования. Перед началом стати-стико-математической обработки материала была произведена выбраковка материала по критерию грубого несоответствия представленных в анкетах цифр предполагаемым данным, так как эти цифры выходили за рамки самых широких коридоров возможных ответов (несоответствие недели рождения - длине, массе тела и шкале Апгар, возраста - и последующего заполнения школьного раздела и т. д.). Также были удалены все парные анкеты с одинаковыми результатами.

В результате такой обработки из 3825 полученных анкет было оставлено 3807. Помимо обеспечения статистической достоверности выбраковка материала имела методическое

значение, так как она позволила выявить отсутствие компетенций родителей (мам) по целому ряду показателей развития ребенка (перестановка понятий «гуление» и «лепет» и т. д.).

Обсуждение результатов

По данным родительского мониторинга, доля детей, прошедших СОНАТАЛ-школу, составила 38%.

Данные по выборке в 3807 детей совпали с результатами анкетирования психологов образовательных учреждений, опросивших 14 210 родителей (75 детских садов, 28 школ), которые показали, что 38% детей от этого числа прошли дородовую школу.

Кроме того, данные родительского мониторинга, выявившие 38% детей, прошедших дородовую школу, совпали с результатами официального запроса в Управление здравоохранения города (39 158 беременных женщин при детском населении: 2012 - 103 100 детей, 2013 -107 308 детей, 2014 - 111 022 ребенка) - 37%. Все три независимых источника описали одну и ту же цифру, что, с одной стороны, показало очень большой процент детей города, получивших совершенно новый вид пренатальной профилактики (37% из 100 000 детей), с другой стороны - достоверность данных родительского мониторинга.

В результате анализа данных было установлено, что дети первого года жизни, прошедшие дородовую школу, опережали в развитии своих сверстников, не прошедших такую школу, в среднем на 2-3 нед (при количестве занятий не менее 10 и с началом занятий - не позднее второго триместра беременности) по целому ряду психомоторных и психоневрологических показателей: удерживает голову, поворачивается на живот, сидит с поддержкой, сидит самостоятельно, ползает, встает, самостоятельно ходит, гулит, лепечет, произносит слоги/слова/фразы, фиксирует взгляд, неосознанно улыбается, узнает близких, самостоятельно берет игрушку, выполняет простые поручения, знает названия предметов.

В рамках СОНАТАЛ-шкалы были разработаны 5-бальные шкалы для самостоятельной оценки мамами выделенных нами когнитивно-соматических (когносомных) сфер жизнедеятельности, таких как: двигательная зрелость,

эмоциональная зрелость, когнитивная зрелость (память), соматическая зрелость, дыхательная зрелость, адаптационная зрелость, вокально-речевая зрелость. Оказалось, что дети, прошедшие пренатальную СОНАТАЛ-школу, в дошкольном возрасте имеют статистически достоверные преимущества перед детьми контрольной группы в развитии вокально-речевой, двигательной и когнитивной и эмоциональной сфер жизнедеятельности.

Кроме того, с помощью оценок мам удалось установить, что в младшей школе дети группы «Сонатал» отличаются от детей контрольной группы по таким показателям личностного развития, как лидерство, коммуникабельность, поведение, целеустремленность, работоспособность, креативность, юмор.

Помимо оценок уровня развития детей, данных мамами, было проведено анкетирование психологов дошкольных учреждений и школ г. Набережные Челны. С учетом того, что данные, полученные в ходе анкетирования родителей, так или иначе несут отпечаток «субъективности», заключения психологов заслуживают особого внимания. Специалистами было установлено, что дети группы «Сонатал» легче проживают возрастные кризисы трех- и семилетнего возраста.

Было установлено, что при количестве занятий в дородовой СОНАТАЛ-школе более 20 суммарный эффект в развитии когнитивных и соматических функций, отмечаемый родителями в ходе родительского мониторинга, наблюдается не только в пренатальном и раннем, но также в дошкольном и даже школьном возрастах. Причем описанный эффект в области развития детей отмечен не только по показателям когнитивного (включая успеваемость в школе) и соматического развития, но и на уровне особенностей развития личности.

Заключение и выводы

На основании полученных результатов можно констатировать, что метод «Сонатал» способствует гармонизации развития когнитивной и соматической сфер жизнедеятельности ребенка и сглаживанию возрастных кризисов трех- и семилетнего возраста, повышает уровень родительской компетенции и ответственности в области оздоровления и развития

ребенка. При этом эффективность метода возрастает с увеличением количества занятий в дородовой СОНАТАЛ-школе.

Исследование показало также, что метод «Сонатал» безопасен, эффективен, не требует больших финансовых затрат, достаточно прост в выполнении, поэтому может быть широко использован как самостоятельно, в условиях семьи, так и в детском медицинском и образовательном учреждении.

В целом с помощью специально разработанного нами метода воздействия и проводимых в ходе его применения способов тестирования нам удалось показать, что специально организованная программа пренатальной когнитивно-соматической коммуникации диады «мать-плод» через голос мамы, прикосновения и движения может повышать адаптационные возможности детей после рождения как на соматическом, так и на когнитивном уровне.

Кроме того, результаты исследований по апробации СОНАТАЛ-педагогики, подтвержденные независимыми авторами в диссертационных работах [15, с. 13-15; и др.], позволяют сделать несколько дополнительных выводов:

1. Когносомная психология, и СОНАТАЛ-пе-дагогика в частности, открывают новую сферу в психологии и педагогике - музыкальный онтогенетический тренинг пренатального ребенка с последующей программой согласованного развития его когнитивной и соматической сфер жизнедеятельности после рождения.

2. СОНАТАЛ-педагогика открывает новую область в музыке и музыкальной культуре - музыку материнства и детства (онтотонику), направленную на гармонизацию когнитивно-соматического (когносомного) развития ребенка и повышения его адаптационных резервов на всех этапах детского онтогенеза, включая пре-натальный возраст.

3. СОНАТАЛ-педагогика рождает новую музыкально-педагогическую специальность -«сонатол-педагога» (музыкального педагога пренатального и раннего детства).

В целом полученные в ходе 32-летнего исследовании данные дают основание для включения пренатального периода детского онтогенеза в возрастной диапазон деятельности отечественной психологии, педагогики и педиатрии - «от зачатия до 18 лет», с внесением соот-

ветствующих поправок в соответствующие законодательные акты и документы, что будет способствовать решению целого ряда важнейших государственных проблем, таких как демография, состояние здоровья детей, формирование ответственных родителей, а также даст импульс к созданию отечественного и международного движения по воспитанию здоровой и гармоничной личности ребенка до и после рождения4.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии [Текст] / Л. С. Выготский. - СПб., 1997.

- С. 20.

2. Приказ Минздравсоцразвития России от 27 декабря 2011 г. № 1687н г. Москва «О медицинских критериях рождения, форме документа о рождении и порядке его выдачи» [Текст] // Рос. газета. - 2012. - № 5737 (64).

- 23 мар.

3. Всеобщая декларация прав человека. Принята Резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.un.org/ru/documents/decl_conv/ declarations/declhr.shtml (дата обращения: 04.08.2016).

4. Конституция РФ. Принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// constitution.kremlin.ru/ (дата обращения: 04.08.2016).

5. Конвенция о правах ребенка. Резолюция 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/ decl_conv/conventions/childcon.shtml (дата обращения: 04.08.2016).

6. Выготский, Л. С. Проблема возраста [Текст] / Л. С. Выготский // Собр. соч.: в 6 т. Т. 4. -М.: Педагогика, 1984. - С. 244-268.

7. Rights of the Child Before, During and After Birth. The ISPPM's General Assembly, Heidelberg, 3 June 2005.

8. Лазарев, И. М. Обращение в ООН о внесении в Конвенцию о правах ребенка нового раздела - «Пренатальное право» [Текст] / И. М. Лазарев // Материалы Всемирного конгресса «Внутриутробный ребенок и общество». - М., 2007. - С. 122-123.

9. Эдельман, Дж. Разумный мозг [Текст] / Дж. Эдельман, В. Маунткасл. - М.: Мир, 1981. -135 с.

10. Лазарев, М. Л. Метод оптимизации психофизиологического развития плода посредством активного музыкального воздействия. Методические рекомендации Министерства здравоохранения и медицинской промышленности РФ. № 13-03/10-279 от 30.09.96 [Текст] / М. Л. Лазарев. - 24 с.

11. Лазарев, М. Л. Акустический стимулятор развития ребенка в пренатальном периоде. Патент № 2232607, 20.06.2004.

12. Лазарев, М. Л. Когнитивно-соматическая гимнастика для детей грудного и раннего возраста (метод «Интонинг»). Методические рекомендации для врачей. Приняты на заседании Ученого совета НЦЗД РАМН. Протокол № 4 от 25.04.2012 [Текст] / М. Л. Лазарев.

13. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка [Текст] / С. И. Ожегов. - М.: ОНИКС, 2009. - С. 373.

14. СОНАТАЛ-шкала 3 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://goo.gl/forms/DnUFkw Dw6w (дата обращения: 04.08.2016).

15. Ахмерова, Ф. Г. Состояние репродуктивного здоровья детей и подростков и пути его укрепления в условиях городской детской поликлиники [Текст]: автореф. дис. ... канд. мед. наук / Ф. Г. Ахмерова. - Казань, 1999. - С. 13-15.

16. Постановление Мэра г. Набережные Челны о системе пренатального воспитания по методу «Сонатал» от 26.05.2011 № 329.

REFERENCES

1. Vygotskiy L. S. Voprosy detskoypsikhologii. St. Petersburg, 1997, p. 20.

4 Опыт работы по СОНАТАЛ-педагогике обобщен в монографиях, руководствах и учебных пособиях для студентов высших учебных заведений и специалистов, отражен в документах органов исполнительной власти [16]. За рубежом различные модификации метода «Сонатал» либо уже применяются, либо начинают применяться в таких странах, как Литва, Латвия, Эстония, Белоруссия, Украина, Казахстан, Греция, Норвегия, Франция, Великобритания, США, Китай.

2. Prikaz Minzdravsotsrazvitiya Rossii ot 27 Dec 2011 No. 1687n Moscow "O meditsinskikh kriteriyakh rozhdeniya, forme dokumenta o ro-zhdenii i poryadke ego vydachi". Ros. gazeta. 2012, No. 5737 (64), 23 mar.

3. Vseobshchaya deklaratsiya prav cheloveka. Prin-yata Rezolyutsiey 217 A (III) Generalnoy As-samblei OON ot 10 Dec 1948. Available at: http: //www.un.org/ru/documents/decl_conv/dec-larations/declhr.shtml (accessed: 04.08.2016).

4. Konstitutsiya RF. Prinyata na vsenarodnom go-losovanii 12 Dec 1993. Available at: http://con-stitution.kremlin.ru/ (accessed: 04.08.2016).

5. Konventsiya o pravakh rebenka. Rezolyutsiya 44/25 General'noy Assamblei OON ot 20 Nov 1989. Available at: http://www.un.org/ru/docu-ments/decl_conv/conventions/childcon .shtml (accessed: 04.08.2016).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Vygotskiy L. S. Problema vozrasta. In: Collected Work: in 6 vol. Vol. 4. Moscow: Pedagogika, 1984. Pp.244-268.

7. Rights of the Child Before, During and After Birth. The ISPPM's General Assembly, Heidelberg, 3 June 2005.

8. Lazarev I. M. Obrashchenie v OON o vnesenii v Konventsiyu o pravakh rebenka novogo raz-dela - "Prenatalnoe pravo". In: Materials World Congress "Vnutriutrobnyy rebenok i obshchest-vo". Moscow, 2007. Pp. 122-123.

9. Edelman G., Mountcastle V. Razumnyy mozg. Moscow: Mir, 1981. 135 p. (In Russian)

10. Lazarev M. L. Metod optimizatsii psikhofizio-logicheskogo razvitiya ploda posredstvom ak-tivnogo muzykalnogo vozdeystviya. Metod-icheskie rekomendatsii Ministerstva zdra-vookhraneniya i meditsinskoy promyshlennosti RF. № 13-03/10-279 ot 30.09.96. 24 p.

11. Lazarev M. L. Akusticheskiy stimulyator razvitiya rebenka v prenatalnom periode. Patent No. 2232607, 20.06.2004.

12. Lazarev M. L. Kognitivno-somaticheskaya gim-nastika dlya detey grudnogo i rannego vozrasta (metod "Intoning"). Metodicheskie rekomendatsii dlya vrachey. Prinyaty na zasedanii Uchenogo soveta NTsZD RAMN. Protokol No. 4 ot 25.04.2012.

13. Ozhegov S. I. Tolkovyy slovar russkogo yazy-ka. Moscow: ONIKS, 2009. Pp. 373.

14. SONATAL-shkala 3. Available at: http://goo.gl/ forms/DnUFkwDw6w (accessed: 04.08.2016).

15. Akhmerova F. G. Sostoyanie reproduktivnogo zdorovya detey i podrostkov i puti ego ukre-pleniya v usloviyakh gorodskoy detskoy po-likliniki. Extended Abstract of PhD dissertation (Medicine). Kazan, 1999. Pp. 13-15.

16. Postanovlenie Mera g. Naberezhnye Chelny o sisteme prenatalnogo vospitaniya po metodu "Sonatal" ot 26.05.2011 No. 329.

Михаил Львович Лазарев, кандидат психологических наук, профессор Московского педагогического государственного университета e-mail: mlazarev@mail.ru

Lazarev Michael L., PhD in Psychology, Professor, Moscow State University of Education e-mail: mlazarev@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.