Научная статья на тему 'Когносомное развитие ребенка'

Когносомное развитие ребенка Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY-NC-ND
430
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКИЙ АДАПТОЗ / ПРИНЦИП КОГНОСОМНОСТИ РАЗВИТИЯ / ФЕНОМЕН ПРЕНАТАЛЬНОЙ КОГНОСОМНОСТИ / ПРЕНАТАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / МЕТОД КОГНОСОМНОЙ ОНТОСАНАЦИИ / МЕТОД СОНАТАЛ / CHILDREN ADAPTOSIS / COGNOSOMIC DEVELOPMENT PRINCIPLE / PHENOMENON OF PRENATAL COGNOSOMICS / PRENATAL INTELLIGENCE / THE METHOD OF COGNOSOMIC ONTOGENETIC READJUSTMENT / THE METHOD SONATAL

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лазарев Михаил Львович

Фундаментальные функциональные нарушения в жизнедеятельности организма с позиций «опережающего отражения» (П.К. Анохин) являются не чем иным, как нарушением основных адаптационных биологических механизмов. Угасание адаптационных резервов организма ребенка в результате его погружения в образовательный социум было названо детским адаптозом. В нашем исследовании была поставлена задача организовать процесс развития ребенка на всех этапах детского онтогенеза (включая пренатальный возраст), обеспечивая принцип сопряженности в становлении когнитивных и соматических функций. Данный принцип был назван принципом когносомности развития. Специализированные занятия с беременными женщинами с применением данного принципа (метод СОНАТАЛ) оказывают на детей многофакторное положительное влияние, значительно повышая их нейрофизический статус, помогая быстрее адаптироваться к биологическим и социальным условиям внешней среды на первом году жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Лазарев Михаил Львович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cognosomic child development

Basic functional disturbances in the life of an organism from the standpoint of “anticipatory reflection” (P.K. Anokhin) are nothing but violations of basic biological mechanisms of adaptation. Extinction of adaptive reserves of the body of the child as a result of his immersion in the social environment of education was identified as children adaptosis. The study objective was to organise the process of child development at all stages of ontogenesis of children (including prenatal period), ensuring the principle of conjugation in the development of cognitive and somatic functions. This principle was named the cognosomic development principle. The organisation of dedicated training for pregnant women by using the cognosomic development principle (the method SONATAL) gives multifactor positive impact upon children, significantly increasing their neurophysiological status, helping quickly to adapt to biological and social conditions of the environment in the first year of life.

Текст научной работы на тему «Когносомное развитие ребенка»

М.Л. Лазарев

КОГНОСОМНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА

Фундаментальные функциональные нарушения в жизнедеятельности организма с позиций «опережающего отражения» (П.К. Анохин) являются не чем иным, как нарушением основных адаптационных биологических механизмов. Угасание адаптационных резервов организма ребенка в результате его погружения в образовательный социум было названо детским адаптозом.

В нашем исследовании была поставлена задача организовать процесс развития ребенка на всех этапах детского онтогенеза (включая прена-тальный возраст), обеспечивая принцип сопряженности в становлении когнитивных и соматических функций. Данный принцип был назван принципом когносомности развития.

Специализированные занятия с беременными женщинами с применением данного принципа (метод СОНАТ АЛ) оказывают на детей многофакторное положительное влияние, значительно повышая их ней-рофизический статус, помогая быстрее адаптироваться к биологическим и социальным условиям внешней среды на первом году жизни.

Ключевые слова: детский адаптоз, принцип когносомности развития, феномен пренатальной когносомности, пренатальный интеллект, метод когносомной онтосанации, метод СОНАТАЛ.

Гипотеза эволюционного адаптоза

Научные исследования последних десятилетий показывают, что в мире отмечается рост детской заболеваемости. Общий анализ современной научной литературы в области медицины, психологии и педагогики детства, а также демографии, социологии и

© Лазарев М.Л., 2013

других наук о человеке и человеческом обществе позволяет сделать вывод о том, что кривая роста заболеваемости детей за последние 100 лет совпадает с кривой роста урбанизации планеты. Какой из факторов урбанизации наиболее тесно коррелирует с заболеваемостью детей (экология, стрессы, учебная деятельность в рамках многолетнего образования)? На основании имеющихся данных мы можем предположить, что образовательный. Даже экологическая составляющая в этой корреляции представлена в гораздо меньшей степени, чем образовательно-возрастная, так как наивысший уровень детской заболеваемости приходится на 8-18 лет (школьный период). Но существуют ли какие-либо более общие и более глубокие причины, вызывающие возникновение данного явления? Изучение эволюционных процессов развития человека позволяет увидеть проблему детской заболеваемости совершенно в другом ракурсе. Наблюдая за изменениями, происходящими с человеком, начиная с вида Homo Erectus, жившего 1,8 млн лет назад, до вида Homo Sapiens, прошедшего за 500 тыс. лет множественную трансформацию (восточноевропейский синантроп, живший 400-600 тыс. лет назад, индонезийский питекантроп, живший 27-700 тыс. лет назад, неандерталец, живший 24-300 тыс. лет назад, и, наконец, кроманьонец, живший 10-40 тыс. лет назад), мы видим, как длительно протекали эти эволюционные процессы.

По одной из гипотез появление черного цвета кожи было связано с защитой от солнечной радиации (накопление меланина). Период адаптации - сотни тысяч лет. По другой гипотезе отбеливание кожи у европейского человека возникло в связи с потребностью усиленного притока солнечных лучей к коже для выработки витамина D в холодной Европе. Период адаптации - также сотни тысяч лет. В ряду этих гипотез достойное место занимает и гипотеза об изменении формы глаз монголоидной расы в связи с адаптацией к яркому солнечному свету. И здесь период адаптации занял сотни тысяч лет. Названные гипотезы позволяют предположить, что важнейшими факторами, повлиявшими на эволюционные изменения, помимо самой деятельности человека являются экологические факторы (например, экстремальное воздействие солнечной энергии).

Что же произошло или происходит с современным человеком? Что резко отличает условия его существования от условий, в которых жили его предки? Мы может отметить по крайней мере два явления: информационную атаку на когнитивные функции и резкое снижение нагрузок на двигательную сферу. Если сопоставить два этих события: с одной стороны, перегрузку психической сферы и недогрузку физической, а с другой - увеличение психических и

соматических заболеваний, - то становится очевидным факт рассогласования в развитии психической (когнитивной) и соматической сфер в организме человека. При этом период адаптационных (а вернее, дизадаптационных) изменений - всего лишь сотни лет (в тысячу раз быстрее). Данное явление - рассогласование в деятельности психической и соматической сфер в жизнедеятельности современного человека - можно условно назвать эволюционным адаптозом - сворачиванием адаптивных резервов в процессе эволюционного развития.

Возникает закономерный вопрос: какие последствия ожидают человека в будущем при сохранении современных тенденций? Если не внести необходимые коррективы в современные эволюционные (вернее, инволюционные) процессы, то не ожидает ли человека та соматическая форма, которую рисует каждый ребенок на ранних этапах развития своего художественного творчества, -«человек-головоног»?

Современная наука параллельно изучает психическую и физическую сферы: психическую - психология, физическую - медицина. При этом педагогика строит свои программы на основании данных психологии, которая практически никак не связана с развитием соматических функций. Более того, авторы многочисленных теорий личности (К. Юнг, К. Левин, Г. Оллпорт, К. Роджерс, А. Адлер, А. Маслоу, Э. Фром, Д. Мид, Г. Салливэн, Д. Келли, Р. Лэйнг, Б. Скиннер, Г. Айзенк, А. Бандура, А.А. Леонтьев, С. Рубенштейн и другие) так или иначе обосновывают независимость психических процессов от телесных функций. Исключение составляет З. Фрейд. Но здесь противоположная ситуация. По теории Фрейда личность вообще развивается в основном под диктовку половых гормонов.

Таким образом, сегодня можно говорить о научном парадоксе, сложившемся в педагогической науке и практике: методология современной педагогической науки, основанная на данных психологии и медицины, направлена на еще большее рассогласование психической и соматической сфер жизнедеятельности ребенка. Именно этим мы объясняем феномен почти 90-процентной заболеваемости детей к окончанию школы. Данное явление, по аналогии с уже употребленным выше термином (эволюционный адаптоз), можно назвать образовательным, или школьным, адаптозом. Здесь впору говорить о правовой защите гармоничного развития ребенка в современном обществе, которое нарушается начиная с момента зачатия. Нам даже пришлось ввести понятие «Пренатальное право», чтобы попытаться обеспечить такую защиту уже пренатальному ребенку1.

Гипотеза школьного адаптоза

Для того чтобы более глубоко разобрать механизм школьного адаптоза, необходимо рассмотреть еще одну проблему. Наблюдения за развитием ребенка до и после рождения показали, что в пренатальный период для успешного развития мозга необходим адекватный сенсорный приток2. Под сенсорным притоком в прена-тальном возрасте понимается звуковое и тактильное воздействие на органы чувств пренатального ребенка. Главным инструментом, обеспечивающим этот приток, является голос мамы, ее прикосновения к передней брюшной стенке и движения собственного тела. В течение первых четырех месяцев мама обеспечивает сенсорный приток, стимулируя первые двигательные реакции мамалыша (термин автора. - М. Л.) В течение последних пяти месяцев дородовой жизни, начиная со своего первого толчка, который может почувствовать мама, ребенок проявляет различные двигательные реакции, формируя свою пренатальную двигательную речь3. Такая деятельность обеспечивает становление важнейшего физиологического механизма в жизни любой биологической системы - механизма «стимул-ответ»4. К сожалению, большинство современных мам (с учетом до сих пор существующих в психологии представлений о невозможности формирования психических процессов в пренатальном возрасте), даже стесняются таких двигательных проявлений у своего ребенка. Данный феномен еще более укрепляется предрассудками о том, что до рождения нельзя ничего покупать ребенку. Иными словами, существование ребенка до рождения самым настоящим образом отрицается, ребенок (даже у любящей мамы) уже рождается на свет с комплексом «неподтверждения». Данный феномен является одной из причин по крайней мере двух серьезных отклонений в психосоматическом развитии плода. Первое отклонение - синдром избыточной нейрорегрессии, в дальнейшем приводящий к морфофункциональной незрелости периода новорожденности. Второе отклонение - синдром подавления психоэмоциональной активности. Этот синдром дает начало процессам психосоматического рассогласования в развитии ребенка. В целом феномен пренатального неподтверждения можно образно охарактеризовать как феномен «пренатального Маугли».

Феномен пренатального неподтверждения имеет, к сожалению, послеродовое продолжение и закрепляется в последующих возрастах. Так, неподтверждение вокально-речевых проявлений в постнатальном и грудном возрасте приводит к задержкам речевого развития. Неподтверждение, например, плавания новорожденного

приводит к закрытию врожденных способностей к нырянию и раннему плаванию (требуется заново учить ребенка плавать). Избыточное увлечение тугим пеленанием («психофизиологическое пеленание») приводит к неподтверждению двигательных реакций и симптомам задержки как физического, так и психического развития.

В дошкольном возрасте наличие усредненных образовательных программ развития приводит к феномену функционального неподтверждения, ведущему к незрелости функционального профиля личности, приводящему в дальнейшем к неуспешности в жизни и психическим девиациям.

Описанные феномены пренатального, раннего и дошкольного неподтверждения являются благоприятной почвой для возникновения в школе феномена психосоматического (телесно-личностного) неподтверждения. Этот феномен как раз и запускает механизм психосоматического, или нейромышечного, рассогласования. Данный механизм возникает в процессе функциональной депрессии и проявляется в угасании, атрофии телесных функций. Школьник на каждый информационный стимул учителя, вместо естественной биологической реакции, должен «сидеть», «молчать» и «смотреть на доску». В результате возникает «психосоматическая лень», заканчивающаяся целым букетом соматических и психических расстройств. Таким образом, рождаясь с синдромом сенсомотор-ного неподтверждения, ребенок попадает в депрессирующую его психосоматическое развитие среду школы, где в процессе возрастающей по объему образовательной деятельности все большее внимание уделяется интеллектуальному стимулированию и все меньше остается места для телесного ответа. Именно в школе феномен пренатального неподтверждения многократно усиливается, возникает вторичное (после пренатального) психосоматическое неподтверждение ребенка, разрушающее физиологический механизм «стимул-ответ», что и приводит к межфункциональному психосоматическому рассогласованию в деятельности детского организма. Возникающий при этом школьный адаптоз сопровождается известными нарушениями в области психического и физического здоровья. Так, например, эмоциональное неподтверждение приводит к применению заместителей (возникают различные виды эмоционально-телесной зависимости, включая наркотики), визуально-образное неподтверждение приводит к ухудшению механизмов памяти и нарушению зрения, двигательно-соматическое неподтверждение приводит к «соматической лени», личностное неподтверждение приводит к «интеллектуальной лени» и различным формам асоциального поведения, невыявленность функциональ-

ного профиля личности приводит к неуспешности профессионального развития в последующие периоды жизни, неподтверждение полоролевых проявлений личности приводит к сексуальным девиациям и семейным проблемам.

Одним из наиболее тревожных последствий психосоматического нейромышечного рассогласования является формирование в сознании школьника виртуального образного мира, не подкрепляемого телесными функциями. Организм школьника привыкает к стимуляции мозга образным рядом, не подкрепленным физической эндорфиновой реакцией («мышечная радость» - И.П. Павлов). При этом компьютер - крайняя форма модели образования, когда создается виртуальное пространство, никак не связанное с телесным проживанием. Это приводит к появившемуся в последние десятилетия синдрому компьютерной зависимости. Недополучая «гормонов радости» от собственного тела, ученик становится зависимым от внешних источников получения этих гормонов, включая алкоголь, наркотики.

Фундаментальные функциональные нарушения в жизнедеятельности организма, такие как снижение иммунитета, заболевания органов дыхания, явления гиподинамии и связанные с этим сердечно-сосудистые изменения, снижение психических функций (прежде всего памяти), эмоциональные отклонения с позиций «опережающего отражения» (П.К. Анохин) являются не чем иным, как нарушением основных адаптационных биологических механизмов. Угасание адаптационных резервов организма ребенка в результате его погружения в образовательный социум было названо детским адаптозом, синдромо-комплекс которого включает: снижение показателей иммунитета и функции внешнего дыхания (повышение уровня заболеваемости респираторными инфекциями и бронхоле-гочной патологией); снижение двигательной выносливости; ухудшение памяти; задержку речевого развития; поведенческие девиации.

Метод когносомной онтосанации

Предметом нашего исследования было изучение взаимовлияния когнитивных и соматических функций в процессе становления организма ребенка.

Цель исследования - разработка системы повышения адаптационных резервов организма ребенка в процессе осуществления им образовательной деятельности на всех этапах детского онтогенеза, включая пренатальный возраст.

Для достижения данной цели в исследовании был поставлен ряд задач.

Первая задача - изучить процессы взаимовлияния когнитивных и соматических функций организма ребенка и выявить критерии оценки уровня сопряженности в их жизнедеятельности.

Вторая задача - разработать метод сопряженного когнитивно-соматического тренинга в процессе осуществления ребенком образовательной деятельности с возможностью воздействия на различные сферы жизнедеятельности его организма.

Третья задача - разработать модификации метода для возможности его применения в различные периоды онтогенетического развития ребенка, начиная с пренатального возраста, как в норме, так и в патологии в условиях семьи, дошкольно-школьного учреждения, летнего детского лагеря и курорта.

Четвертая задача - разработать систему экспресс-мониторинга развития когнитивных и соматических функций в процессе онтогенетического развития ребенка с использованием индикаторов эффективности когнитивно-соматического тренинга, доступных как для ребенка, так и для его родителей.

Пятая задача - изучить влияние применения метода сопряженного когнитивно-соматического тренинга в пренатальном возрасте на состояние здоровья и развитие детей в последующие периоды детства.

В рамках решения первой задачи был разработан методологический принцип взаимовлияния или сопряженности когнитивных и соматических функций, названный когнитивно-соматическим принципом развития, или принципом когносомности развития. Для оценки уровня сопряженности (когносомности) тех или иных психофизологических процессов и видов деятельности ребенка была предложена методологическая формула индекса когнитивно-соматической сопряженности, или индекса когносомности, (ИК) = Тс /Тк + N/10 + A/10, где: Тс - длительность включения соматических функций, действующих одновременно с когнитивными; Тк - длительность включения когнитивных функций; N -количество соматических функций (процессов); А - средний уровень активности соматических функций (по трехбалльной шкале).

Оказалось, что наивысший индекс когносомности отмечается в пренатальном возрасте. Механизм когносомности полностью обеспечивается голосом мамы, сопровождаемым ее тактильными прикосновениями и движениями.

«Пение беременных - это санация будущих детей. Практически система опирается на иерархически построенную систему организ-

ма, в котором вход через верхний уровень организации приводит к изменению низших, фундаментальных уровней. Иными словами, музыкальное воздействие вначале на мать и ребенка, а затем на ребенка приводит к изменению ферментного статуса клеток. Это свойство клеток включать в свое состояние процессы более высокого уровня, названное аллойозом, обеспечивает изменение иммунологической реактивности, устойчивости к гипоксии при воздействии музыки на ребенка. При этом одномоментно используется смысл (левое полушарие), эстетическое восприятие музыки (правое полушарие), активация кардиореспираторной системы (пение и танец) в нужное время суток и нужные периоды физиологических циклов»5.

В рамках решения второй и третьей задач исследования феномен пренатальной когносомности был рассмотрен как основа особой деятельности ребенка, направленной на укрепление своего здоровья, названной здоровьеобразующей деятельностью. При этом сам процесс формирования здоровья ребенка в ходе онтогенеза был назван онтосаногенезом, а метод оздоровления ребенка в процессе онтогенеза, основанный на принципе когносомности развития, - методом когносомной онтогенетической санации, или методом когносомной онтосанации (КОС).

Аббревиатура метода когносомной онтосанации «КОС» безусловно основана на лингвистическом сходстве с древнегреческим островом Кос, местом пребывания великого врача Аскле-пия, проповедовавшего культ здоровья и красоты. Не случайно на острове кроме комнат для врачевания была водолечебница, гимнасий, стадион, площадки для игр, классы для занятий словесностью и музыкой, библиотека и лечебный театр.

Суть метода заключается в том, что в процессе становления когнитивных функций ребенка обеспечивается процесс становления остальных функциональных сфер его организма. Метод направлен на повышение функциональных резервов организма ребенка в процессе осуществления им образовательной деятельности, на всех этапах детского онтогенеза, начиная с пренаталь-ного возраста. Методологической основой метода КОС является песня, которая выступает в качестве когносомной программы, позволяющей осуществлять дозированную нагрузку на все произвольные сферы - двигательную, эмоциональную, познавательную, пищеварительную и биоритмическую (режим пения до и после еды, песни режима дня), дыхательную, защитно-адаптационную (исполнение песен в воздушной и водной среде), вокально-речевую.

Сконструированный нами метод когносомной онтосанации предполагал осуществление сопряженного когнитивно-соматического тренинга непрерывно на всех стадиях детского онтогенеза. Базовым алгоритмом когносомной гимнастики был выбран алгоритм «звук-образ-движение», основанный на защитном поведенческом алгоритме человека и высших животных. При этом в каждом периоде онтогенеза данный алгоритм осуществлялся с учетом особенностей развития ребенка в этом возрасте.

Так, в пренатальном онтогенезе метод предусматривал ежедневную голосовую гимнастику беременной мамы, сопровождаемую ее прикосновениями и движениями. При этом в первом триместре большее внимание уделялось вибрационной гимнастике (1-й месяц беременности - вибронатал), потом - терморегуляционному тренингу (2-й месяц - акванатал), затем - звукодыхательным упражнениям (3-й месяц - аэронатал), далее - регуляции суточного биоритма (4-й месяц - хрононатал). Во втором триместре тренинг проводился с более активным использованием движений (5-й месяц - мионатал), далее большее внимание уделялось эмоционально-игровому моменту (6-й месяц - соционатал). В третьем триместре усиливался познавательный компонент (когнонатал) и шла психофизиологическая подготовка к родам (эконатал).

В раннем возрасте за основу когносомного тренинга был взят голос самого ребенка. С этой целью все новые голосовые проявления ребенка (звуки, звукосочетания, слоги, слогосочетания, слова, фразы) записывались на диктофон (аудиотека детского голоса), визуализировались в виде речевых сенсорных карт и далее сопровождались соответствующими голосовой программе движениями.

В дошкольном возрасте когносомный тренинг был организован в виде кругового функционального тренажера (с организацией большей нагрузки на каждую функциональную сферу в течение месяца).

В младшем школьном возрасте когносомный тренинг осуществлялся в процессе образовательной деятельности ребенка с усилением на каждом уроке речевого, визуального и двигательного компонента.

В летнее время когносомный тренинг проводился с использованием климатических факторов в условиях морского курорта (на курортах Албена, Анапа, Сочи).

Дополнительно для реализации метода КОС были разработаны пособия (когносомные тренажеры): 1) сенсомоторные («Мамато-ник», «Цветные нотки», песенные и речевые сенсорные карты); 2) звуко-дыхательно-тактильные («Аудиофон»); 3) звуко-дыха-

тельные (звукодыхательный тренажер беременной, музыкальная соска, детские духовые инструменты); 4) дыхательные (инспира-торные - дыхательный корсет, экспираторные - блоу «воздушная стрельба»); 5) аудиозаписи детского голоса.

Когносомный тренинг, организованный по семи основным функциональным сферам жизнедеятельности ребенка (двигательной, эмоциональной, познавательной, сомато-биоритмической, дыхательной, защитно-адаптационной, вокально-речевой), был представлен в виде семифункциональной модели, названной «цветком здоровья».

В целях решения четвертой задачи исследования для контроля за эффективностью оздоровительно-развивающего когносом-ного тренинга по данной модели была разработана программа медико-психолого-педагогического мониторинга, включающего комплекс экспресс-тестирования (онтотест), параметры которого выполняли роль своеобразных маркеров развития семи произвольных функциональных сфер организма, участвующих в тренинге. В программу входили: 1) двигательный тест (скоростная выносливость - количество приседаний за 30 секунд); 2) цветоэмоциональный тест (упрощенный вариант теста Люше-ра - ежедневный выбор ребенком одного из 9 цветов); 3) мнемо-тест (количество строк стихов и песен, выученных за последний месяц); 4) росто-весовой тест (росто-весовая разница в условных единицах); 5) звукодыхательный тест (длительность озвученного «М» - выдоха в секундах); 6) тест на здоровьеустойчивость (количество «здоровых» дней в течение месяца); 7) интонационный тест (количество чисто спетых нот).

Онтотест был разработан таким образом, что его можно было применять и до, и после рождения. В дошкольном возрасте данный тест («Здравик») проводился как в виде традиционного тестирования, так и в виде Детских игр здоровья («Здравиада»), дополненных другими тестовыми заданиями.

Особенность онтотеста заключалась в том, что он, во-первых, применялся на всех этапах онтогенеза, включая пренатальный, с учетом особенностей каждого из этапов; во-вторых, его выполнение было доступно не только специалистам, но родителям с детьми; в-третьих, все показатели тестов визуализировались, играя роль своеобразной биологически обратной связи, контролируемой самим ребенком. Онтотест применялся как самостоятельно, так и в комплексе в другими видами тестирования, что позволило выявить его корреляционные связи с более сложными, в том числе аппаратными, методами исследования.

В процессе исследования для всех периодов детства, включая пренатальный, были написаны специальные песенные когносомные программы - около 1000 детских песен и мелодий для детских духовых инструментов, 14 детских опер. Такая музыка была названа музыкой материнства и детства - онтотоникой. На основе онтото-ники были разработаны программы: «СОНАТАЛ» (пренатальный возраст); «Интоника» (0-3 года); «Здравствуй!» (3-7 лет); «Цветок здоровья» (7-10 лет); «Юные учителя здоровья» (для детей 7-14 лет в условиях летнего отдыха); «Школа здоровья» (система развивающей терапии для детей 3-14 лет, страдающих бронхиальной астмой). Все программы, разработанные в рамках метода КОС, были названы СОНАТАЛ-педагогикой. В 2001 г. СОНАТАЛ-педагогика была зарегистрирована в Российском авторском обществе как направление в медицине «Онтогенопатия» - медицина развития6.

Фрагменты исследования

Элементы метода были апробированы на беременных женщинах, здоровых детях и на детях, страдающих бронхиальной астмой.

Впервые элементы метода когносомной онтосанации были применены в 1983 г. в ВФД № 4 в Школе здоровья для детей с бронхиальной астмой. Именно на этой группе детей были проведены первые исследования по влиянию метода на дыхательную функцию. Тогда же была создана первая пренатальная школа и метод работы с беременными женщинами, который был назван методом СОНАТАЛ (от лат. sonus - звук, natal - рожденный, музыка рождения).

В рамках решения второй задачи исследовалось влияние метода на: функцию внешнего дыхания, микроциркуляторное русло, вегетативный гомеостаз, эмоциональную сферу, познавательную сферу, состояние иммунитета, двигательный анализатор, биоритмы организма, вокально-речевую сферу.

Кроме того, при решении второй и третьей задач уточнялись такие процессы, как: соотношение длины вдоха и выдоха, темп песенных программ, громкость пения, алгоритм разучивания песенных программ, эмоциональность исполнения, учет особенностей периода беременности, состояния беременной мамы и ребенка для применения различных модификаций метода.

При решении четвертой задачи исследования анализировалась корреляция ручных методов исследования (пульсометрия, пневмо-метрия, кардиореспираторный индекс) с аппаратными - спирографией, кардиотокографией - исследованиями на аппарате «Варикард».

Кроме того, исследовалась возможность перевести организационно сложный и затратный по времени психологический цветовой тест Люшера в упрощенное цветоэмоциональное экспресс-тестирование в группе.

Фрагмент 1

«Влияние метода КОС на функцию внешнего дыхания у детей с бронхиальной астмой в условиях стационара». Морозовская больница, 1999 г. Период наблюдений - 5 дней.

Диагнозы: Бронхиальная астма (атопическая, инфекционная, смешанная) различной формы тяжести.

Экспериментальная группа - 5 детей 6-11 лет, контроль - 4 детей 7-13 лет.

Исследование проводилось на фоне общей у обеих групп медикаментозной терапии (эуфиллин, антигистаминные препараты, коргликон, карбоксилаза, витамин С, антибиотики при высокой температуре, преднизолон).

Оказалось, что применение метода КОС позволило получить прирост показателей функции внешнего дыхания (пикфлоумет-рия, тонометрия, звукометрия) в среднем в два раза. В данном фрагменте исследования была выявлена возможность функциональной коррекции дыхательной функции с помощью метода КОС (в модификации для детей с бронхиальной астмой) даже в острый период заболевания.

Фрагмент 2

«Прирост показателей легочной вентиляции после занятий по методу КОС у детей с бронхиальной астмой в условиях амбулаторного лечения». РНЦВМиК Росздрава, 1999г.

Диагнозы: Бронхиальная астма (атопическая, инфекционная, смешанная) различной формы тяжести. Экспериментальная группа - 24 человека обоего пола в возрасте 6-15 лет.

Изучение функции внешнего дыхания производилось методом спирографии на приборе СБЛ-800 (Фукуда, Япония).

По окончании занятий наблюдалась положительная динамика показателей легочной вентиляции у детей: увеличение ЖЕЛ и составляющих ее объемов и емкостей, улучшение показателей проходимости бронхиального дерева (рост ФЖЕЛ, Упик, У75).

В данном фрагменте была показана возможность не просто оптимизировать функцию внешнего дыхания у детей методом КОС

(в модификации для детей с бронхиальной астмой), но и избирательно влиять на ее различные компоненты.

Фрагмент 3

«Изучение микроциркуляции у детей 5-7 лет, воспитанников детского сада № 281 г. Москвы». 1999/2000 уч. г. Исследование проводилось дважды - в декабре 1999 г. и мае 2000 г. Экспериментальная группа - 20 детей. Контрольная группа - 12 детей. Обследованные дети относились ко второй группе здоровья. Занятия по методу КОС (в модификации для дошкольного возраста - программа «Здравствуй!») проводились на фоне общей образовательной программы детского сада.

Исследование микроциркуляции проводилось методом лазерной допплеровской флоуметрии (ЛДФ) с помощью аппарата ЛАКК-01 (НПО «Лазма», Россия) в покое и при умеренной нагрузке (20 быстрых приседаний). Были изучены параметры микроциркуляции в коже тыльной и ладонной поверхности 4-го пальца кисти (точки 1 и 2 соответственно) и в височной области (точка 4) слева. На ладонной поверхности пальца показатели измерялись в покое (точка 2) и после физической нагрузки умеренной мощности - 20 приседаний в быстром темпе (точка 3). Рассчитывался амплитудно-частотный спектр полученных ЛДФ-грамм, что позволило определить интенсивность микроциркуляции в данной области и вклад в ее регуляцию активных вазомоторных колебаний и процессов, связанных с пульсовым и дыхательным ритмом. В целом состояние микроциркуляции характеризовало состояние вегетативных реакций организма.

У детей 5-7 лет из экспериментальной группы, с которыми в течение 5 месяцев проводились дополнительные занятия по методу КОС (в модификации для дошкольного возраста), наблюдалась большая стабильность показателей кожной микроциркуляции как в состоянии покоя, так и при выполнении физической нагрузки умеренной мощности по сравнению с детьми контрольной группы. Это может свидетельствовать о более зрелых механизмах регуляции микроциркуляции у детей экспериментальной группы и косвенно отражать более устойчивое состояние их вегетативного статуса.

Таким образом, в рамках решения второй задачи исследования результаты по данному фрагменту показали возможность оказывать методом КОС определенное влияние на механизмы микроциркуляции и вегетативный гомеостаз.

Фрагмент 4

«Исследования кардиотокографии плода и беременной женщины в процессе занятий по методу СОНАТАЛ (метод КОС в пренатальном возрасте)». Женская консультация № 6 г. Москвы. Январь-сентябрь 2000 г.

Исследование проводилось на 25 беременных женщинах в возрасте от 18 до 35 лет, находящихся в третьем триместре беременности. Всего было проанализировано 30 кардиотокограмм (у некоторых женщин исследования проводились повторно).

Кардиотокография измерялась в трех базовых состояниях беременной женщины: а) в состоянии покоя, б) в состоянии заданного ритма и темпа дыхания без пения, в) в состоянии заданного ритма и темпа дыхания в момент пения специальных песен - колыбельной и марша.

Анализ полученных данных позволил выявить некоторые особенности в сердечной деятельности матери и плода, возникающие в ответ на воздействие, предусмотренное в методе КОС. Было отмечено, что кривая кардиотокографии матери напрямую связана с уровнем ее активности при исполнении программы; существует соответствие уровня активности выполнения задания мамой и динамикой кривой кардиотокограммы у ребенка; существует разность в амплитуде кривых кардиотокограммы матери в момент вокально-дыхательной нагрузки и в момент паузы; при сравнении динамики кривых сердцебиения матери и плода было выявлено, что при пении различных песен (в которых предусмотрен различный темп, эмоциональный характер, громкость и количество вдохов в минуту) наблюдается различная динамика кривой кардиотокограммы; существует зависимость уровня страдания плода и динамики кривой кардиотокограммы во время исследования; выявлен феномен увеличения амплитуды кривой сердцебиения плода и ее большей ритмичности при пении мамой маршевой песни по отношению к кривой кардиотокограммы при пении колыбельной.

Анализ полученных результатов показал, что метод СОНАТАЛ позволяет регулировать сердечную деятельность матери и плода, тем самым влияя на процессы метаболизма в их организмах. Таким образом, песни, используемые в методе КОС (в модификации СОНАТАЛ), могут выступать в качестве кардиосенсорных когносомных программ, оказывающих положительное влияние на регуляцию жизнедеятельности организма матери и ребенка, делая ее управляемой. В результате исследования было выявлено пять основных факторов при исполнении песенных программ, пре-

имущественно влияющих на характер КТГ матери и плода: темп, эмоциональность, громкость, количество вдохов в минуту, уровень зрелости или степень страдания плода.

Фрагмент 5

Выявленные в предыдущем фрагменте тенденции были исследованы методом анализа вариабельности сердечного ритма и кардиореспираторной синхронизации для оценки состояния ней-рогуморальной регуляции вегетативного гомеостаза беременной женщины (РНЦВМиК Росздрава, 1999-2000 гг.).

В исследовании принимало участие 105 беременных женщин. Исследования проводились на аппарате «Варикард - ВК 1.4» (Россия). Кроме того, производился ручной подсчет пульсомет-рии ЧД. Беременным предлагалось дышать в течение пяти минут в определенном ритме (с временным соотношением вдоха и выдоха 1:3, 1:4, 1:6, 1:8), а также производить задержку дыхания в двух вариантах (на вдохе и на выдохе). Также в течение пяти минут беременным предлагалось петь одну из двух песен с разным темпом (60 и 120 ударов в минуту). Подсчитывалась частота сердечных сокращений (ЧСС), а также фиксировался ПАРС. Для анализа эффективности проводимых процедур был предложен кардио-респираторный индекс (КРИ), подсчитывающийся по формуле КРИ = ЧСС/ЧД.

В результате анализа полученных данных были выявлены следующие тенденции и закономерности: а) отмечена корреляция между соотношением длины вдоха и выдоха и величиной ЧСС и состоянием вегетативного гомеостаза - ПАРС (наилучшее выявлено при соотношении 1:4, наихудшее - при соотношении 1:3); б) отмечена корреляция между темпом пения и ЧСС; в) отмечена тенденция к снижению КРИ после восстановительных процедур по методу «СОНАТАЛ»; с) выявлена тенденция к увеличению среднего КРИ с увеличением сроков беременности; д) выявлена тенденция к более выраженному снижению ЧСС после занятий с увеличением сроков беременности и увеличение показателей звукометрии со снижением сроков беременности.

Сопоставимость результатов на «Варикарде» (в течение 5 минут) и после ручного подсчета (в течение 15 секунд) позволила оставить ручной подсчет как достоверный вариант диагностики.

Отмеченные общие тенденции по снижению показателей ЧСС и ЧД как у детей, страдающих бронхиальной астмой, так и у беременных женщин дали основания сделать вывод о том, что метод

КОС способствует нормализации вегетативного гомеостаза у пациентов различных возрастных категорий и состояния здоровья.

Фрагмент 6

«Диагностика психического состояния беременных до занятия и после занятия по методу СОНАТАЛ» (РНЦВМиК Росздрава, 1999-2000 гг.). В исследовании принимало участие 44 беременных женщины в возрасте 18-28 лет с разными сроками беременности.

Уровень тревожности оценивался по позиции основных цветов теста М. Люшера, позволившего наблюдать психологические изменения эмоционального плана.

Выводы и заключение

Сравнивая психическое состояние беременной до и после занятия, мы констатировали либо изменение состояния (ухудшение -14%, улучшение - 61%), либо отсутствие изменений (психическое состояние осталось прежним - 25%). В целом исследование показало, что занятия по методу СОНАТАЛ положительно влияют на эмоциональный статус беременных женщин.

В результате проведенных исследований был разработан и применяется в настоящее время СОНАТАЛ-тест, с помощью которого оценивается эффективность проведенных занятий по методу КОС (в модификации метод СОНАТАЛ). Параметры СОНАТАЛ-теста помимо наблюдений за состоянием беременной женщины позволяют наблюдать за движениями мамалыша, давая возможность маме оценить не только саму двигательную активность, но даже определить его двигательный тип - цикличный, взрывной, пластичный, силовой.

Фрагмент 7

«Психофизический статус детей первого года жизни, прошедших курс пренатальной санации по методу СОНАТАЛ» (РНЦВМиК Росздрава, 2000-2002 гг.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Группа СОНАТАЛ - 34 ребенка, группа контроля - 34 ребенка.

Как показали исследования, по всем параметрам развития и здоровья (шкала Апгар, крик при рождении, диагноз «здоров» на первом месяце жизни, уверенное внимание к звукам, поворот к источнику звука, комплекс оживления, узнавание чужих людей, манипулирование с игрушкой, выполнение простых поручений, знание названий предметов, гуление, лепет, первая речь, самостоя-

тельное сидение, ползание, вертикализация, ходьба) «сонаталь-ные» дети рождаются психически и физически более зрелыми и в развитии опережают своих сверстников.

Фрагмент 8

«Анализ общей заболеваемости детей, прошедших и не прошедших через систему пренатальной санации по методу СОНАТАЛ». Количество испытуемых - более 10 тыс. чел. (города Москва, Набережные Челны, Соликамск, Владивосток).

Анализ полученных данных показал, что все патологические значения у «сонатальных» детей более чем в два раза ниже, чем у их сверстников.

СОНАТАЛ-педагогика после рождения

В качестве короткой иллюстрации к модификации метода КОС в дошкольном и младшем школьном возрастах можно привести данный фрагмент исследования.

Фрагмент 9

«Использование метода КОС (программы «Здравствуй!», «Цветок здоровья») в сети детских образовательных учреждений с созданием преемственности в оздоровительной работе на разных этапах детского онтогенеза». Городская экспериментальная площадка Комитета образования г. Москвы «Здоровое образование», 2007-2010 гг.

Испытуемые: мальчики 3-11 лет - 699 человек; девочки 3-11 лет - 638 человек.

При анализе полученных данных выявлен ряд общих тенденций и у мальчиков, и у девочек: а) самооценка детей от 3 до 10 лет колеблется между 5 и 6 баллами, затем незначительно снижается к периоду их перехода в среднюю школу (11-12 лет); б) показатели звуковой и двигательной пробы постепенно возрастают у детей в возрасте от 3 до 10 лет и далее также незначительно снижаются в возрасте 11-12 лет; в) особенно яркой представляется динамика показателей памяти, которые постепенно возрастают в дошкольном возрасте, а начиная с 8 лет неуклонно снижаются; г) заболеваемость детей продолжает оставаться высокой, при этом отмечается некоторый ее рост при переходе учеников в среднюю школу.

Особый интерес вызвала выявленная в процессе исследования корреляция между двигательными типами, которые определяются уже у пренатального ребенка (как это было показано выше) и психическими характеристиками, такими как темперамент и др.

Анализ полученных в результате исследования показателей когнитивной и соматической сфер жизнедеятельности ребенка с помощью экспресс-теста «ЗДРАВИК» показал, что длительное восприятие современным ребенком информации в школе, не подкрепленное эмоционально окрашенными полифункциональными реакциями, приводит к нейтрализации этих реакций, угасанию механизмов памяти и снижению функциональных показателей.

Таким образом, на основании приведенных выше данных по всем фрагментам исследования можно заключить, что метод КОС дает возможность гармонизации функционального развития ребенка при постоянном наблюдении за состоянием основных произвольных функциональных сфер.

В настоящее время в рамках научного сотрудничества между Минздравсоцразвития Республики Татарстан и НЦЗД РАМН в Набережных Челнах проводится медико-психолого-педагогическое исследование когнитивно-соматического развития детей, прошедших в 2000-2001 гг. курс пренатальной санации по методу СОНАТАЛ. Исследование проводится на контингенте в 800 человек.

К теории когносомной личности

Как показали исследования, сеансы пренатальной санации по методу СОНАТАЛ активизируют жизнедеятельность плода, что приводит к улучшению процессов пренатального системогенеза, благополучному протеканию родов, успешному развитию ребенка после рождения. При применении метода СОНАТАЛ до рождения у ребенка были выявлены пренатальный комплекс оживления, избирательная двигательная активность, обнаружена пренатальная память, а после рождения было отмечено опережение в психомоторном развитии, снижение соматической заболеваемости, наличие художественной и музыкальной речи.

Это дало основание утверждать, что у пренатального ребенка под воздействием метода когносомной онтосанации формируется мотивационное ядро личности, которое можно считать особым видом интеллекта. С учетом саморегуляционной основы рефлекторных процессов, возникающих при формировании пренатального

ядра личности, такой вид интеллекта был назван пренатальным интеллектом саморазвития, или когносомным интеллектом.

С учетом прохождения плодом (мамалышом) различных стадий развития во время беременности пренатальный интеллект саморазвития включает следующие образования: 1-й триместр -соматический интеллект саморазвития (адаптационные, биоритмические, кардиореспираторные процессы); при этом происходит «рефлексия телесных процессов»; 2-й триместр - сенсомоторный интеллект саморазвития (эмоционально-двигательные реакции); при этом происходит «осмысление двигательной активности»; 3-й триместр - познавательный интеллект саморазвития (осознанное усвоение внешних сенсорных сигналов); при этом происходит «осмысление своих ощущений и эмоций».

Интеллект (латинский перевод древнегреческого «нус» - ум) -высшая надындивидуальная разумная часть человеческой души (по Платону и Аристотелю).

«Интеллект - это глобальная способность разумно действовать, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами ... успешно меряться силами с окружающим миром» (Векслер).

Большинство современных авторов сходятся во мнении, что интеллект - интегрированное понятие, включающее такие его разновидности как: пространственный, вербальный, математический, практический, эмоциональный, межличностный, самопознавательный, лингвистический, моторный, музыкальный и т. д. (Тёрстоун, Гилфорд, Томпсон, Гарднер и др.).

В контексте сказанного под пренатальным интеллектом саморазвития, или когносомным интеллектом, понимается совокупность нейрорефлекторных механизмов, формирующихся у прена-тального ребенка в процессе специально организованной мамой деятельности, позволяющих ему уже до рождения самостоятельно влиять на собственное развитие.

Вот несколько тезисов будущей теории когносомной личности.

1. Процессы становления физических и психических функций во внутриутробном периоде онтогенетически слитны, или когносомны.

2. Посредством нейроорганогенеза, с одной стороны, и жизнедеятельности беременной мамы как биосоциальной среды, с другой стороны, у пренатального ребенка формируется пренатальное ядро личности и паттерны пренатального поведения, объединенные в особый вид интеллекта - когносомный интеллект.

3. Принцип когносомности, лежащий в основе пренатального развития, заложенный в основу всей послеродовой жизнедеятель-

ности ребенка, позволяет гармонизовать процессы формирования его личности.

Данные положения позволяют рассмотреть и саму архитектонику когносомного интеллекта. Так, звукодыхательный процесс, возникающий в организме беременной женщины в момент ее пения или речи, можно принять за структурную единицу, или квант, когносомной личности мамалыша, когда любое изменение сенсорного сигнала обязательно сопряжено (согласовано, слитно) с изменением соматических реакций (вибротактильным воздействием, кожнотактильным воздействием, сменой цикла окисления, диафрагмальным массажем, сменой гемодинамики, сменой кардио-ритмики, гормональным воздействием).

Дополнительное сопровождение звукодыхательного процесса тактильным, двигательным, биоритмическим и экологическим воздействием формирует более широкие паттерны когносомной личности, на которых происходит становление основных видов интеллекта саморазвития (двигательного, эмоционального, познавательного, соматобиоритмического, дыхательного, защитно-адаптационного, вокально-речевого).

Вся послеродовая образовательная деятельность ребенка, построенная на данной когносомной структуре личности, позволяет гармонизовать его развитие, сделать образовательный процесс здоровьеобразующим. Соотношение межфункциональных нагрузок внутри когносомного процесса является и предметом изучения онтогенопатии, и собственным содержанием ее методов - методов когносомной онтосанации. Таким образом, сначала голос беременной женщины, а затем и голос самого ребенка являются системообразующим межфункциональным ядром когносомного, или гармоничного, развития личности.

В отличие от многочисленных современных теорий личности, прямо или косвенно причастных (при их педагогической реализации) к расщеплению психических и соматических функций (и в конечном счете к психосоматическому расщеплению личности), теория когносомного интеллекта изначально предполагает слитность когнитивных и соматических процессов при развитии ребенка на всех этапах детского онтогенеза, начиная с пренатального возраста. Музыкальный интеллект, включающий практически все виды интеллекта саморазвития, в рамках будущей теории когносомной личности является наиболее широким психосоматическим образованием, обеспечивающим данную слитность.

Основанные на теории когносомной личности методы направлены на обеспечение в организме ребенка полифункционального

ответа на каждую единицу (квант) поступающей информации, в результате чего все «кванты информации» в организме ребенка, сливаясь с соматическими процессами, превращаются в кванты когносомной личности (и главные из них - звукодыхательные кванты), из которых формируются поведенческие паттерны когно-сомного развития, или паттерны когносомного поведения. Данный процесс напоминает отработку специальных «като» в восточных единоборствах, из которых (и только на основании которых) организуются более сложные учебные и боевые комплексы для спаррингов. Этот процесс также можно сравнить с игрой гамм и этюдов на фортепиано, из которых, собственно, и состоят все музыкальные произведения. Можно также привести в качестве сравнения с квантами когносомной личности и паттернами когносомного поведения «станок» в балете и хореографии, который позволяет в дальнейшем осуществлять все сложнейшие па на сцене.

С целью оптимизации процессов формирования квантов и паттернов когносомной личности разработаны специальные пособия, названные когносомными тренажерами. Главным из них является цветомузыкальный пояс беременной «Маматоник», который после рождения ребенка трансформируется в тренажер «Цветные нотки».

Для наблюдения за эффективностью собственного когносомно-го развития сначала единого организма «мать-плод», а затем и ребенка разработан динамический тест самонаблюдения, названный онтотестом (до рождения - СОНАТАЛ-тест, после - тест «Здра-вик»), включающий такие когносомные динамические показатели, как скоростная выносливость, эмоциональный статус, слуховая память, росто-весовой индекс, длительность озвученного выдоха, здоровьеустойчивость, интонационный слух.

Вместо заключения

Психология личности должна опираться на телесность. Построение на этом методологическом базисе педагогической науки и практики позволит избежать обусловленного развитием современной цивилизации рассогласования психических и соматических функций в процессе образовательной деятельности ребенка.

Когносомное развитие ребенка по программам СОНАТАЛ-пе-дагогики (метод КОС) дает возможность на каждом отрезке онтогенеза определять функциональный профиль личности и выявить зону личностного роста, позволяющую решать стратегические

задачи по организации наиболее успешного маршрута развития личности. При этом песенные программы СОНАТАЛ-педагогики выполняют в жизни ребенка две задачи: с одной стороны, они являются полифункциональной нейрогимнастикой, гармонизующей развитие организма ребенка в процессе онтогенеза (музыкальный интеллект), с другой стороны - программой жизнедеятельности, гармонизующей его взаимоотношения с социальной и экологической средой обитания.

Предварительные результаты исследования дают основания говорить о том, что предложенная модель сопряженного когнитивно-соматического развития ребенка на разных этапах детского онтогенеза, положенная в основу его образовательной деятельности, позволяет избежать появления феномена когнитивно-соматического рассогласования, описанного выше в гипотезах эволюционного и детского адаптоза.

Сегодня метод КОС применяется более чем 150 городах России. Родилось более 40 тыс. детей, прошедших школу пренатального воспитания по методу СОНАТАЛ, из них 31 тыс. - в городе Набережные Челны.

Различные модификации метода КОС либо уже применяются, либо начинают применяться в таких странах, как Литва, Латвия, Эстония, Белоруссия, Украина, Казахстан, Греция, Норвегия, Франция, Великобритания, США, Китай.

Метод СОНАТАЛ рекомендован Минздравсоцразвития с 1996 г.7 Программы «Здравствуй!»8, «Здравик»9 и «Цветок здоровья»10 имеют гриф Минобрнауки РФ с 2003 г.

На когносомные пособия и технологии метода КОС получен ряд патентов (музыкальная соска11, способ лечения бронхиальной астмы12, адаптация новорожденного13, дыхательный корсет14, дыхательная стрельба15, акустический стимулятор16, способ сенсорной стимуляции17, музыкальный конструктор18).

Различные модификации метода КОС вошли фрагментами в диссертационные работы автора метода (взаимовлияние психических и физических факторов19, построение программ формирования здоровья детей20), а также в работы других авторов (Ф.Г. Ахмеровой21, Т.В. Кашаевой22, М.М. Садыкова23, Г.Н. Голу-бевой24, Е.А. Толчинской25).

Опыт работы по СОНАТАЛ-педагогике обобщен в монографиях, руководствах и учебных пособиях для студентов высших учебных заведений и специалистов (М.Л. Лазарев26, Ф.Г. Ахмерова27, Т.В. Кашаева и др.28, Т.В. Кашаева, Л.Н. Зотова29, Т.В. Кашаева30, С.В. Хрущев и др.31).

В 2011 г. в Набережночелнинском институте социально-педагогических технологий и ресурсов открыта лаборатория СОНАТАЛ-педагогики.

Примечания

1 Лазарев М.Л., Лазарев И.М. Пренатальное право // Междисциплинарный научно-практический журнал «Права ребенка». 2010. Декабрь. С. 66-67.

2 Маляренко Т.Н. Сенсорный приток и оптимизация функций сердца и мозга. Ростов н/Д, 2003.

3 Лазарев МЛ. Мамалыш, или Рождение до рождения. М.: ОЛМА Медиа групп, 2007.

4 Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. М.: Медицина, 1975.

5 Нарциссов Р.П. О работе Михаила Лазарева. Рукопись. 1996.

6 Лазарев МЛ. Медицинское научное направление «Онтогенопатия» (медицина развития). Зарегистрировано в РАО. № 4871. 01.06.2001.

7 Лазарев МЛ. Метод оптимизации психофизиологического развития плода посредством активного музыкального воздействия // Школа здоровья. 1996. № 4.

8 Лазарев М.Л. Программа формирования здоровья дошкольников «Здравствуй!». М.: Мнемозина, 2001-2008. (УМК - 16 пособий).

9 Лазарев МЛ. Предшкольная программа формирования здоровья «Здравик». М.: Мнемозина, 2007-2008. (УМК - 3 пособия).

0 Лазарев М.Л. Программа формирования здоровья младших школьников «Цветок здоровья». М.: Мнемозина, 2002-2008. (УМК - 5 пособий).

1 Детская (музыкальная) соска. Патент № 4075494/28-14 от 11.06.86.

2 Способ лечения бронхолегочных заболеваний. Патент № 2083272 от 27.06.1997.

3 Способ снижения стрессового воздействия окружающей среды на новорожденного. Патент № 2118180 от 27.08.1998.

4 Эластичный дыхательный корсет. Патент № 2178322 от 20.01.2002.

5 Спортивно-оздоровительная игра «Воздушная стрельба». Патент на полезную модель № 32400 от 20.10.2003.

6 Акустический стимулятор развития ребенка в пренатальном периоде. Патент № 2232607 от 20.06.2004.

7 Способ сенсорно-моторной стимуляции развития ребенка в пренатальном периоде. Патент № 2234949 от 27.08.2004.

8 Интерактивный музыкальный конструктор. Патент на полезную модель № 52507 от 27.03.06.

9 Лазарев М.Л. Воздействие психологических факторов на физическое здоровье детей. Дис. ... канд. психол. наук. М., 1997.

Лазарев МЛ. Некоторые методологические подходы к построению программ формирования здоровья детей. Дис. ... д-ра мед. наук. М., 1998. Ахмерова Ф.Г. Состояние репродуктивного здоровья детей и подростков и пути его укрепления в условиях городской детской поликлиники. Дис. . канд. мед. наук. Казань, 1999 (фрагмент «Метод СОНАТАЛ»). Кашаева Т.В. Влияние системы пренатального воспитания на состояние здоровья детей раннего возраста. Дис. ... канд. мед. наук. Казань, 2001 (Метод «СОНАТАЛ»).

Садыков М.М. Оптимизация амбулаторно-поликлинической помощи детям мегаполиса (комплексное клинико-социальное и медико-организационное исследование по материалам г. Казани). Дис. ... д-ра мед. наук. М., 2008 (фрагмент «Метод СОНАТАЛ»).

Голубева Г.Н. Формирование активного двигательного режима ребенка до 6 лет средствами физического воспитания в основные периоды адаптации к условиям среды. Дис. ... д-ра пед. наук. Малаховка, 2008 (фрагмент «Двигательные типы»).

Толчинская Е.А. Динамика психического состояния женщин в процессе му-зыкотерапии. Дис. ... канд. психол. наук. СПб., 2010 (фрагмент «СОНАТАЛ-тест»).

Lazarev M. Mamababy: Birth before Birth. Руководство для специалистов и беременных женщин на английском языке. Amazon.com, 2010. 298 с. Ахмерова Ф.Г. СОНАТАЛ-педагогика в Набережных Челнах. Набережные Челны, 2007.

Кашаева Т.В., Зотова Л.Н., Хенвен В.Б. Методические рекомендации по прена-тальной педиатрии для участковых сестер. Набережные Челны, 2004. С. 5-7. Кошаева Т.В., Зотова Л.Н., Зотов А.Н., Хенвен В.Б. Система пренатального воспитания. Казань, 2004.

Кошаева Т.В. Пренатальное воспитание - начало формирования психических функций и становления сенсорно-моторного развития детей. Набережные Челны, 2006.

Хрущев С.В., Симонова О.И. Физическая культура детей с заболеваниями органов дыхания: Учеб. пособ. для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2006. С. 223.

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.