Научная статья на тему 'СОНАТАЛ-педагогика как одно из направлений социальной и профилактической педиатрии в России'

СОНАТАЛ-педагогика как одно из направлений социальной и профилактической педиатрии в России Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
2329
320
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОД СОНАТАЛ / СОНАТАЛ-ПЕДАГОГИКА / ПРЕНАТАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / КАБИНЕТ ПРЕНАТАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ / ПРЕНАТАЛЬНАЯ ШКОЛА / SONATAL-PEDAGOGY / SONATAL METHOD / PRENATAL EDUCATION / OFFICE OF PRENATAL EDUCATION / PRENATAL SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Лазарев Михаил Львович, Ахмерова Ф. Г., Гурова О. А.

СОНАТАЛ-педагогика как система мер, направленных на воспитание ребенка до и после рождения, в 2012 г. отметила свое 30-летие (1983—2012). Оптимальным организационным решением по применению данной системы на уровне медицинского учреждения является создание кабинетов пренатального воспитания при детской поликлинике. С позиций профилактической и социальной педиатрии стратегически наиболее выгодной моделью можно считать создание системы пренатальной профилактики на муниципальном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Лазарев Михаил Львович, Ахмерова Ф. Г., Гурова О. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE S0NATAL-PEDAG

The SONATAL-pedagogy celebrated in 2012 its thirtieth anniversary (1983-2012) as a system of activities targeted at education of healthy child before and after birth. The optimal organizational solution concerning the implementation of this system at the level of medical institution is to organize the offices of perinatal education under pediatrics polyclinic. From the position of preventive and social pediatrics, the development of prenatal prevention system at the municipal level can be considered as the most strategically advantageous model.

Текст научной работы на тему «СОНАТАЛ-педагогика как одно из направлений социальной и профилактической педиатрии в России»

(Обзор). Профилактика заболеваний и укрепление здоровья. 2008; 6: 34-44.

3. Бангкокская хартия укрепления здоровья в глобализован-ном мире. [Интернет]. 2005 URL: http://www.who.int/health-promotion/conferences/6gchp/BCHP_Russian%20version.pdf (Дата посещения 14 ноября 2012).

4. Коршевер НГ, Гречишников АВ. Оптимизация медицинского обслуживания населения муниципального района. Саратов: Саратовский военно-медицинский институт; 2010.

5. Лисицын ЮП. Образ жизни и здоровье. Москва: МГМСУ; 2011.

6. Лисицын ЮП. Здоровый образ жизни. История и современность. Москва: НИИ истории медицины РАМН; 2012.

7. Оттавская хартия по укреплению здоровья. [Интер-нет].1986. URL: http://www.euro.who.int/_data/assets/pdf_file/ 0009/146808/0ttawa_Charter_R.pdf (Дата посещения 14 ноября 2012).

8. Коршевер НГ, Сафронов ВВ, Полковов СВ, Черевко СН. Работа по охране здоровья: системный подход и оптимизация. Здравоохранение Российской Федерации 1999; 3: 38-42.

9. Bartley M. Health and the life course: why safety nets matter. Br Med J. 1997; 314: 1194-1196.

10. WhiteheadM, Dahlgren G. What can we do about inequalities in health? Lancet 1991; 338: 1059-1063.

REFERENCES

1. Amlaev KR. Scientific Substantiation of Mechanisms of Implementation of the Municipal Policy on the Protection and

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2013

УДК 614.2:616-053.2-084

Strengthening of Health of the Population. Dr.Med.Sci [thesis]. Moscow; 2010 (in Russian).

2. Amlaev KR, Murav'eva VN, Abrosimova YuE, et al. Integrated assessment of the impacts on the health of various factors (Review). Profilaktika zabolevaniy i ukreplenie zdorov'ya 2008; 6: 34-44 (in Russian).

3. The Bangkok Charter for health promotion in a globalized world. [Internet] 2005 [cited 2012 Nov 14]. Available from: http://www.who.int/healthpromotion/conferences/6gchp/BCHP_ Russian%20version.pdf (in Russian).

4. Korshever NG, Grechishnikov AV. Optimization of the medical service of the population of the municipal district. Saratov: Saratov military medical Institute; 2010 (in Russian).

5. Lisitsyn YuP. Healthy way of life and health. Мoscow: MGMSU; 2011 (in Russian).

6. Lisitsyn YuP. Healthy way of life. History and modernity. Мoscow: NII istorii meditsiny RAMN; 2012 (in Russian).

7. The Ottawa Charter for health promotion. [Internet]. 1986 [cited 1012 Nov 14]. Available from: http://www.euro.who.int/_data/ assets/pdf_file/0009/146808/0ttawa_Charter_R.pdf

8. Korshever NG, Safronov VV, Polkovov SV, Cherevko SN. Work on health: a systematic approach and optimization. Zdravookhra-nenie Rossiyskoy Federatsii 1999; 3: 38-42 (in Russian).

9. BartleyM. Health and the life course: why safety nets matter. Br Med J 1997; 314: 1194-1196.

10. Whitehead M, Dahlgren G. What can we do about inequalities in health? Lancet 1991; 338: 1059-1063.

Поступила 29.12.12

М.Л. ЛАЗАРЕВ', Ф.Г. АХМЕРОВА2, О.А. ГУРОВА3

СОНАТАЛ-педагогика как одно из направлений социальной и профилактической педиатрии в России

'ФБГУ "Научный центр здоровья детей" РАМН, 119991, Москва; 2Детская городская поликлиника № 109, 123592, Москва;

'Российский университет дружбы народов, 117198, Москва

СОНАТАЛ-педагогика как система мер, направленных на воспитание ребенка до и после рождения, в 2012 г. отметила свое 30-летие (1983—2012). Оптимальным организационным решением по применению данной системы на уровне медицинского учреждения является создание кабинетов пренатального воспитания при детской поликлинике. С позиций профилактической и социальной педиатрии стратегически наиболее выгодной моделью можно считать создание системы прена-тальной профилактики на муниципальном уровне.

К л ю ч е в ы е с л о в а : метод СОНАТАЛ; СОНАТАЛ-педагогика; пренатальное воспитание; кабинет пренатального воспитания; пренатальная школа

THE SONATAL-PEDAGOGY AS ONE OF DIRECTIONS OF SOCIAL AND PREVENTIVE

PEDIATRICS IN RUSSIA

M.L. Lazarev, F.G. Akhmerova, O.A. Gurova

1The Research Center of Children Health of of the Russian Academy of Medical Sciences,

119991 Moscow, Russia; 2City children's polyclinic N109, 123592, Moscow, Russia;

3Peoples'Friendship University of Russia, 117198, Moscow, Russia The SONATAL-pedagogy celebrated in 2012 its thirtieth anniversary (1983-2012) as a system of activities targeted at education of healthy child before and after birth. The optimal organizational solution concerning the implementation of this system at the level of medical institution is to organize the offices of perinatal education under pediatrics polyclinic. From the position of preventive and social pediatrics, the development ofprenatal prevention system at the municipal level can be considered as the most strategically advantageous model.

Key words: SONATAL-pedagogy; SONATAL method; prenatal education; office ofprenatal education; prenatal school

СОНАТАЛ-педагогика как система мер, направленных на воспитание ребенка до и после рождения, в 2012 г. отметила свое 30-летие (1983—2012). Точкой от-

счета данного направления в отечественной педиатрии, психологии и педагогике можно считать школу здоровья для детей с бронхиальной астмой при врачебно-физкуль-

Контактная информация: Лазарев Михаил Львович, канд. мед. псих. наук; e-mail: [email protected]

турном диспансере (ВФД) № 4 Куйбышевского района Москвы, при которой в 1983 г. была открыта дородовая школа для беременных женщин, уже рожденные дети которых страдали бронхиальной астмой и другими хроническими бронхолегочными заболеваниями [1, 2].

В основе СОНАТАЛ-педагогики лежит метод СОНА-ТАЛ (от лат. sonus — звук, natal — рожденный, музыка рождения), который направлен на оптимизацию процессов морфофункционального и психоэмоционального созревания плода, стимуляцию его двигательной актив -ности, профилактику пренатальной гипоксии, а также на обучение беременной женщины навыкам общения с ребенком еще до его рождения, на оптимизацию состояния ее здоровья, улучшение самочувствия и подготовку к родам [3].

За прошедший период единичные занятия с беременными женщинами превратились в самостоятельное научно-практическое направление, в рамках которого на сегодня в России родилось более 50 тыс. детей. Большую поддержку в разработке организационно-методологических основ данного направления в разные годы оказали многие отечественные ученые: Р.П. Нарциссов, Р.В. Тонкова-Ямпольская, Г.В. Яцык, Е.М. Фатеева, Ю.П. Лисицин, А.А. Баранов, Н.Н. Ваганов, С.В. Мальцев (1983—1998), А.Н. Разумов, Л.С. Балева, Д.И. Зелинская, С.Р. Конова (1998—2008), Л.С. Намазова-Ба-ранова, О.И. Маслова (2008—2012).

Для описания нашего опыта и уточнения теоретических подходов к исследуемой проблеме необходимо привести основные дефиниции терминов, используемых в данной области.

Перинатология (греч. peri — вокруг, около; лат. na-tus — рождение, logos — наука, учение) — раздел акушерства и педиатрии, изучающий развитие и охрану здоровья плода и новорожденного в перинатальном периоде" [4]. В акушерстве и неонатологии продолжительность перинатального периода определяются с 28-й недели внутриутробной жизни человека по 7-е сутки жизни после рождения [5].

Пренатальная педиатрия — система мероприятий, направленных на работу с беременной женщиной в детской поликлинике с целью сохранения ее здоровья и создания условий для внутриутробного развития ребенка [6].

Материнская школа — специально организованные групповые занятия с беременными женщинами, направленные на ведение здорового образа жизни во время беременности, осознанное материнство, подготовку к родам и воспитание здорового ребенка после рождения. Сегодня материнские школы в России являются обязательным разделом работы по охране материнства и детства в лечебно-профилактических учреждениях (ЛПУ) [7]. Сведения о них как о профилактической медицинской услуге вносятся в документы официальной медицинской статистической отчетности ЛПУ (ф. 30, раздел 10, код 4809) и включены в отраслевой классификатор "Сложные и комплексные медицинские услуги" (раздел 04 — "Медицинские услуги по профилактике") [8].

Перинатальная психология — область психологии, которая занимается проблемами зачатия, вынашивания, рождения ребенка и ранним периодом его развития [9]. Следует отметить, что из данного определения не очень понятно, является ли предметом исследования перинатальной психологии психическая жизнь самого плода.

Другой источник [10] характеризует перинатальную психологию как область психологической науки, изуча-

ющей возникновение, динамику и особенности психологического и психического развития системы мать— дитя, закономерности самых ранних этапов онтогенеза человека от зачатия до первых лет жизни после рождения в его взаимодействии с матерью.

Существует группа определений, где сам плод становится предметом изучения. Так, Г.И. Брехман, один из основателей перинатальной психологии в России, определяет ее как новую область знаний, которая изучает обстоятельства и закономерности развития человека в антенатальной, интранатальной и неонатальной фазах [11].

Н.А. Жаркин также полагает, что "перинатальная психология является новым научным направлением в медицине и преследует цель изучения психической жизни плода, ее влияния на формирование личности человека" [12].

Е.М. Фатеева и Ж.В. Цареградская видят в перинатальной психологии "область психологии ребенка антенатального и перинатального периода, грудного и раннего возраста, а также психологии беременной, роженицы и кормящей матери", считая предметом изучения перинатальной психологии "закономерности и оптимальные условия для формирования и развития ребенка" [13]. Психолог, по мнению этих авторов, "наблюдает за формированием психики ребенка от зачатия до годовалого или даже трехлетнего возраста" [13].

В более широкой трактовке перинатальная психология — это "область психологии, изучающей систему мать—отец—дитя при обстоятельствах вынашивания, рождения и вскармливания ребенка. В этот период особенно ярко проявляется сила симбиотической связи ребенка и родителей (особенно матери), благодаря которой обеспечиваются условия развития младенца" [14].

Таким образом, перинатальная психология изучает как психическое состояние матери, так и психическое состояние плода.

Пренатальная педагогика — комплексное воздействие (через музыку, эстетические впечатления, положительные эмоции) на беременную, плод, семейную систему в целом с целью оптимизации внутриутробного развития ребенка [15].

Однако в расшифровке понятия "комплексное воздействие" отсутствует упоминание о соматических, экологических и других факторах, что неоправданно суживает круг педагогических инструментов для работы в пренатальный период с ребенком и его мамой.

С учетом всего вышесказанного под пренатальным воспитанием мы понимаем формирование у пренаталь-ного ребенка (мамалыша — по нашей терминологии) первичного пренатального опыта через звуковые, тактильные, двигательные и любые другие впечатления, полученные в результате воздействия как случайных явлений окружающей жизни, так и в процессе специально организованной деятельности беременной мамы.

В более узком смысле пренатальное воспитание — это формирование у ребенка первичного пренатального опыта, возникающего в процессе тактильного, голосового и двигательного подтверждения матерью его двигательной активности [16].

Из нашего определения видно, что пренатальный ребенок рассматривается как непосредственный объект и субъект педагогической деятельности.

В организационном смысле мы понимаем пренаталь-ное воспитание как систему медико-психолого-педагогического сопровождения развития ребенка до рождения.

Таким образом, пренатальный ребенок — не только часть пренатальной диады мать—плод [10] или триады

мать—плод—отец [14]. Он является также самостоятельным объектом и субъектом пренатального педагогического процесса.

Для того чтобы выделить данное явление в предмет научных исследований, мы ввели термин "пренатальное детство" [16], а также обосновали право пренатального ребенка на пренатальное воспитание [17].

Следует подчеркнуть, что за прошедшие годы мы разработали несколько организационно-методических моделей системы пренатального воспитания в России в рамках СОНАТАЛ-педагогики. Кратко коснувшись каждой из них, мы остановимся более подробно на той, которая, как нам кажется, является наиболее перспективной.

В анализе эффективности той или иной модели выделим плюсы и минусы как организационно-методической основы работы каждой из них, так и мотивацион-ной составляющей при посещении беременными женщинами занятий.

I. Модель СОНАТАЛ-педагогики в условиях ВФД. Данная модель была первой пилотной организационно-методической моделью пренатальной школы с применением метода СОНАТАЛ (1983—1990). В программу работы входили индивидуальные и групповые занятия с беременными женщинами. Занятия проходили 1—2 раза в неделю, включали пение специально написанных песенных программ, связанных с биоритмами дня ребенка (утренние, песни кормления, колыбельные). Всего занятия посетили более 70 беременных женщин, дети которых страдали хронической бронхолегочной патологией и посещали соответствующую школу здоровья.

В результате анкетирования беременных женщин установили, что в основе мотивации посещения занятий было не желание воспитать здорового ребенка, а подсознательный страх рождения ребенка с возможной конституционально закрепленной аллергией и дальнейшим появлением на ее фоне бронхиальной астмы. Профилактика данного заболевания у будущего ребенка и была основным мотивом посещения беременными дородовой школы при ВФД.

Данное обстоятельство не могло не лимитировать привлечение к занятиям других групп беременных женщин, не имеющих данного заболевания.

Основным минусом данной организационно-методической модели была немногочисленность беременных, посещающих занятия. С нашей точки зрения, это было связано с тем, что ВФД как медицинское учреждение не является профильным для данной категории граждан. Как показал опыт распространения этой модели на другие ВФД не произошло.

II. Модель СОНАТАЛ-педагогики в условиях центра восстановительного лечения для детей с хронической бронхолегочной патологией.

Данная модель была реализована в Центре восстановительного лечения детей с бронхолегочной патологией Северного административного округа (САО) г. Москвы в 1990—1995 гг. Она строилась на тех же методологических принципах, что и пренатальная школа при ВФД № 4, — ее посещали именно те беременные, старшие дети которых уже страдали хронической бронхолегоч-ной патологией. Несмотря на то что эту пренатальную школу посещали гораздо больше беременных женщин (более 400 за весь период работы пренатальной школы), описанная выше мотивация по-прежнему являлась главной при посещении школы.

III. Модель СОНАТАЛ-педагогики в условиях многопрофильного реабилитационного центра. Данная мо-

дель отрабатывалась в условиях Российского научного центра восстановительной медицины и курортологии в 1998—2008 гг., а затем — в условиях Научного центра здоровья детей РАМН (с 2008 г. по настоящее время).

Основное отличие данной модели от описанных ранее заключается в том, что пренатальную школу посещают в основном здоровые беременные женщины с целью воспитания здорового ребенка.

В результате проведенного анкетирования беременных установили, что, не смотря на комфортные условия занятий в группе, сам факт расположения пренатальной школы в стенах реабилитационного учреждения, которое посещают дети с разнообразной патологией (в том числе с тяжелыми врожденными уродствами, детским церебральным параличом и т. д.), накладывает определенный психологический отпечаток на самочувствие беременных женщин, их ожидания, подготовку к родам. Наличие больных детей в стенах реабилитационного центра не могло оставаться не замеченным беременными женщинами. В беседах с ними на занятиях неоднократно обсуждался вопрос о том, что вид больных детей создает отрицательный эмоциональный фон перед занятиями, повышает и без того высокую стрессовую готовность, которая присутствует у большого количества женщин перед родами.

IV. Модель СОНАТАЛ-педагогики в условиях женской консультации или роддома. Данная организационно-методическая модель отрабатывалась в условиях женской консультации городской поликлиники № 113 САО г. Москвы в 1990—1991 гг., в женской консультации при роддоме № 26 Северо-Западного административного округа (СЗАО) г. Москвы в 1986—1987 гг., в женской консультация № 1 г. Набережные Челны в 1995—2012 гг., а также в Клинике планирования семьи роддома г. Соликамска в 1999—2004 гг. [18].

Необходимо отметить, что данная модель, которая получила определенное развитие и была подхвачена в различных городах России (Пермь, Самара и др.), была лишена отрицательных мотивационных факторов (наличие больных детей), описанных в предыдущих моделях. Однако результаты более глубокого анализа показали, что и эта модель не лишена недостатков.

Одним из основных минусов, как это не покажется странным на первый взгляд, оказалась мотивация самих врачей. Гинекологи (акушеры-гинекологи) мотивированы на помощь самой беременной женщине и часто не видят большого смысла в пренатальных занятиях с ребенком. Более того, их скепсис, высказанный беременной женщине, при наличии большой психологической зависимости ее от врача, которому она доверила свое главное сокровище, закрывает перед ней психологическую возможность посещения кабинета пренатального воспитания, даже если он работает при данной женской консультации.

Только в тех женских консультациях и роддомах, в которых главный врач сумел убедить своих коллег в необходимости разъяснять беременным смысл программы пренатального воспитания, занятия приводят к позитивным результатам. Положительным примером такого подхода являются кабинеты пренатального воспитания при женской консультации № 1 г. Набережные Члены, женской консультации № 15 Центрального адамини-стративного округа (ЦАО) г. Москвы и др.

V Модель СОНАТАЛ-педагогики в условиях детской городской поликлиники (детские поликлиники г. Набережные Челны, детская городская поликлиника № 109 СЗАО г. Москвы, детская городская поликлиника № 9 г. Казани и др.).

Основным мотивационным отличием в подходах врачей в данной модели являются ожидание здорового ребенка и прикрепление к нему участкового педиатра с момента получения детской поликлиникой информации из женской консультации о беременности женщины (обычно с 32-й недели беременности).

В качестве примера деятельности пренатальной школы в условиях детской городской поликлиники, в работу которой включена вся молодая семья, можно привести кабинет пренатального воспитания при детской городской поликлинике № 109 СЗАО г. Москвы, работающей по методу СОНАТАЛ.

Основные задачи кабинета:

• проведение занятий по специальной программе с использованием метода СОНАТАЛ с беременными женщинами и детьми раннего возраста;

• воспитание в женщинах осознания необходимости общения с ребенком до его рождения с участием всей семьи.

В программе дыхательная гимнастика, психопрофилактическая подготовка к родам, питание беременных в период лактации, анатомо-физиологические особенности новорожденных детей, подготовка к грудному кормлению, профилактические прививки, уход за ребенком, пеленание и т. д. Творческая часть занятий состоит из прослушивания классической музыки и занятий ручным трудом. Занятия сопровождаются музыкой из произведений классиков и колыбельных песен.

Основную группу для исследования составили 505 беременных женщин и их детей, посещавших занятия пренатальной школы в 2008—2012 гг. Занятия проходили по методу СОНАТАЛ (голосовая тактильно-двигательная гимнастика с лекционным курсом и творческими заданиями). По окончании цикла занятий проводились анализ амбулаторных карт беременных и детей, анкетирование, осмотры специалистов. В качестве контроля проанализировали 100 амбулаторных карт беременных женщин, не посещавших занятия (2008—2010). Результаты обрабатывали методами математической статистики.

СОНАТАЛ-школу посещали в основном семейные первородящие женщины в возрасте 25—30 лет, в основном на 30—35-й неделе беременности с желанной беременностью. Длительность посещения ими курса от 8 до 10 занятий.

В основной группе дети рождались с несколько более высоким показателем по шкале АПГАР: 8—9 баллов у 70% (в группе контроля у 60%). Заболеваемость среди детей в возрасте 1 года из основной группы оказалась в 2,5 раза ниже, а психоэмоциональное развитие выше, чем у детей, не имеющих подобного пренатального опыта. В основной группе 86% детей до 1 года находились на грудном вскармливании, в контрольной таких было только 25,2%.

Полученные данные позволили разработать алгоритм работы пренатальной школы при детской поликлинике.

Алгоритм формирования группы для занятий в СОНАТАЛ-школе при детской поликлинике

1. Доставка с курьером из районной женской консультации в детскую поликлинику списка беременных женщин, достигших срока беременности в 28 нед.

2. Распределение беременных женщин по педиатрическим участкам в соответствии с адресом проживания.

3. Письменное (письмо по почте, интернету и т. д.) или устное информирование беременной женщины о работе дородовой школы с приглашением посе-

тить ознакомительное занятие в рамках дородового патронажа [19].

4. Проведение ознакомительного занятия и формирование групп с учетом срока беременности.

5. Проведение курса занятий (не менее 10) с заполнением необходимой медицинской документации и ведением дневников медико-психолого-педагогического наблюдения.

VI. Модель системы пренатального воспитания на уровне городской системы здравоохранения. В России такая система впервые была реализована в г. Набережные Челны [20, 21]. В этом городе хорошо подготовлена нормативная и методическая база (приказ Управления здравоохранения № 21 в январе 1995 г. по организации первых кабинетов пренатального воспитания по методу пренатального развития СОНАТАЛ в ЛПУ, приказ Управления здравоохранения г. Набережные Челны 1997 г. о выделении индивидуального штатного расписания для кабинетов пренатального воспитания ЛПУ города (врач, медицинская сестра, музыкальный работник — аккомпаниатор), методические рекомендации по пренатальной педиатрии для участковых сестер, городская программа "Пренатальная педиатрия", утвержденная Управлением здравоохранения г. Набережные Челны, методические рекомендации Минздрава Республики Татарстан "Система пренатального воспитания", разработанные на кафедре детских болезней педиатрического факультета Казанского государственного медицинского университета, постановление мэра города о развитии СОНАТАЛ-педагогики [22]. За 15 лет работы через кабинеты пренатального воспитания прошли более 31 тыс. беременных женщин. Осложнения беременности у беременных возникали в 3 раза реже, а количество патологических родов уменьшилось в 2,5 раза в сравнении с таковым в контрольной группе [23].

Результаты анализа заболеваемости детей 1-го года жизни выявили, что острая заболеваемость у детей, мамы которых занимались в кабинетах пренатального воспитания, была в 3 раза ниже, чем в контрольной группе. Показатели грудного вскармливания к 1-му году в среднем составили 84% (в контрольной группе — 58%). К 1-му году "сонатальных" детей с 1-й группой здоровья было в 4 раза больше, чем в контрольной группе. По целому ряду параметров развития и здоровья "сонатальные" дети (группа "С") рождались психически и физически более зрелыми и в развитии опережали своих сверстников (группа "К"). После рождения с детьми, прошедшими СОНАТАЛ-школу, продолжали заниматься в специально созданных при детских поликлиниках и некоторых детских садах группах раннего развития (программа "Ин-тоника"). После трех лет дети могли продолжить оздоровительные занятия в рамках СОНАТАЛ-педагогики в большинстве дошкольных учреждений города (программа "Здравствуй!").

Безусловно такая модель с точки зрения профилактической и социальной педиатрии является наиболее выгодной и успешной.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для развития описанного выше направления в рамках профилактической и социальной педиатрии по предложению члена-корр. РАМН Л.С. Намазовой-Барановой в 2009 г. в Научном центре здоровья детей РАМН было создано отделение пре- и перинатального здоровья детей. Основными задачами работы отделения являются: научное обоснование системы медико-психолого-педагогического сопровождения развития ребенка до и после рождения и ее внедрение в работу практического здравоохранения.

Заключение

Оптимальным организационным решением вопроса пренатальной профилактики детских заболеваний на уровне медицинского учреждения является создание кабинета пренатального воспитания при детской поликлинике. Как показывает практика, создание такой системы с использованием метода СОНАТАЛ позволяет позитивно воздействовать на беременную женщину и ребенка, регулировать его психофизиологическое развитие до и после рождения. При этом стратегически наиболее выгодной моделью с позиций профилактической и социальной педиатрии мы считаем создание развития системы пренатальной профилактики на уровне муниципального здравоохранения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Лазарев М.Л., Хрущев С.В., Бадридзе Н.М. Эффективность некоторых форм оздоровительной физической культуры у детей, страдающих хронической бронхолегочной патологией. В кн.: Тезисы докладов Всесоюзной научно-практической конференции "Научные основы физкультурно-оздоровительной работы среди населения". Таллин; 1986: 220—1.

2. Лазарев М.Л., Бадридзе Н.М. и др. Физические методы и музыкотерапия в реабилитации детей с бронхолегочной патологией. В кн.: Тезисы докладов III Всесоюзного съезда по ЛФК и СМ. Ростов-н/Д; 1987: 6.

3. Метод пренатальной профилактики и оздоровления беременной женщины и плода "СОНАТАЛ": Методические рекомендации. Протокол № 4 Ученого Совета НЦЗД РАМН. 25.04.2012 г М.; 2012.

4. Большая медицинская энциклопедия. Перинатология. 1982: 65.

5. Энциклопедический словарь медицинских терминов. М.; 1983.

6. Кошаева Т.В., Зотова Л.Н., Хенвен В.Б. Методические рекомендации по пренатальной педиатрии для участковых медицинских сестер. Набережные Челны; 2004: 3.

7. О совершенствовании акушерско-гинекологической помощи в амбулаторно-поликлинических учреждениях. Приказ Минздравоцразвития России от 10 февраля 2003 г. № 50. М.; 2003.

8. Система стандартизации в здравоохранении Российской Федерации. Приказ Минздрава России от 16 июля 2001 г. М.; 2001.

9. Филиппова Г.Г. и др. Перинатальная психология и психология родительства. 2007; 3: 12.

10. Добряков И.В. Перинатальная психология. СПб.: Питер; 2007: 30.

11. Брехман Г.И. Перинатальная психология: открывающиеся возможности. В кн.: Перинатальная психология в родовспоможении: Сборник материалов межрегиональной конференции. СПб.: Глория; 1997: 8.

12. Жаркин Н.А. Перинатальная психология и акушерство: Учебное пособие. Волгоград: Волгоградская медицинская академия; 2001: 4.

13. Фатеева Е.М., Цареградская Ж.В. Грудное вскармливание и психологическое единство "мать—дитя". М.: АГАР; 2000.

14. Коваленко Н.П. Перинатальная психология и психология ро-дительства. 2004; 2: 10.

15. Белогай К.Н. Введение в перинатальную психологию: Учебное пособие. Томск: ТПГУ; 2008: 40.

16. Лазарев М.Л. МАМАЛЫШ, или Рождение до рождения. М.: ОЛМА Медиа групп; 2007.

17. Пренатальное право. Права ребенка. 2010: 66—7.

18. Сонатал. Центр медицинской профилактики. Клиника планирования семьи. Соликамск; 1999.

19. Паспорт врачебного участка (педиатрического). Учетная форма N 030/у-пед. Приложение N 1 к Приказу Минздрав-соцразвития России от 9 февраля 2007 г. № 102.

20. Кошаева Т.В., Зотова Л.Н., Зотов А.Н., Хенвен В.Б. Система пренатального воспитания: Методические рекомендации. Казань; 2004.

21. Ахмерова Ф.Г. Сонатал-педагогика в Набережных Челнах. Набережные Челны; 2007.

22. Постановление Мэра г. Набережные Челны о системе пре-

натального воспитания по методу СОНАТАЛ от 26.05.2011 № 329.

23. Зотов А.Н., Хенвен В.Б., Дуткина А.Н., Ахмерова Ф.Г. Опыт работы кабинетов пренатального воспитания (дородовой педагогики) детских поликлиник г. Набережные Челны. Казанский медицинский журнал. 1996; 6: 455—6.

REFERENCES

1. Lazarev M.L., Hrushhev S.V, Badridze N.M. The effectiveness of certain forms of physical culture in children with chronic bronchopulmonary disease. Abstracts at the all-Union scientific-practical Conference "scientific bases of sport and recreational activities among the population. Tallinn; 1986: 220—1 (in Russian).

2. Lazarev M.L., Badridze N.M. Physical methods and music therapy in rehabilitation of children with bronchopulmonary pathologies. Abstracts at the III Union Congress of therapeutic physical training and sports medicine. Rostov-na-Donu; 1987: 6 (in Russian).

3. Lazarev M.L. The methodical recommendations "Prenatal prevention and improvement Method of the pregnant woman and the fetus" SONATAL. Protocol N 4 of the Academic Council of the Scientific Center of children health, Russian Academy of medical sciences. 25.04.2012 (in Russian).

4. Large medical encyclopedia. Perinatology; 1982: 65 (in Russian).

5. Encyclopedic dictionary of medical terms. 1983 (in Russian).

6. Koshaeva T.V., ZotovaL.N., Henven V.B. Methodical recommendations for prenatal Pediatrics for district nurses. Naberezhnye Chelny; 2004: 3 (in Russian).

7. Order of the Ministry of health and social development of the Russian Federation "on improving obstetric care in outpatient polyclinics" from February 10, 2003, N 50 (in Russian).

8. Order of the Ministry of health of the Russian Federation dated July 16, 2001 "standardization system in health care of the Russian Federation" (in Russian).

9. Filippova G.G. et al. Perinatal Psychology and psychotherapy in assisted reproductive technologies. Perinatal Psychology and psychology of parenthood. 2007; 3: 12 (in Russian).

10. DobrjakovI.V. Perinatal Psychology. Peter. 2007: 30 (in Russian).

11. Brehman G.I. Perinatal Psychology: opportunities. Perinatal Psychology in Obstetrics: compendium of the interregional conference. SPb.: Gloria; 1997: 8 (in Russian).

12. Zharkin N.A. Perinatal Psychology and Obstetrics: a training manual. Volgograd Volgograd Medical Academy. 2001: 4 (in Russian).

13. Fateeva E.M., Caregradskaja Zh.V. Breastfeeding and psychological unity of "mother—child". M.: AGAR; 2000: 167 (in Russian).

14. KovalenkoN.P. Ten years of development ofPerinatal Psychology in Russia. Perinatal Psychology and psychology of parenthood. 2004; 2: 10 (in Russian).

15. Belogaj K.N. Introduction to Perinatal Psychology: a training manual. Tomsk: TPGU; 2008: 40 (in Russian).

16. Lazarev M.L. MAMALYSH, or birth to birth. OLMA media group; 2007: 822 (in Russian).

17. Lazarev M.L. Prenatal right. Magazine "the rights of the child". 12.2010: 66—7 (in Russian).

18. Sonatal. Center of medical prevention. Family planning clinic. Solikamsk; 1999: 16 (in Russian).

19. Passport medical section (Pediatric). The form N/030—ped. Table. 8. Prenatal check-ups during pregnancy. Appendix 1 to the order of the Ministry of health and social development of the Russian Federation, February 9, 2007, N 102 (in Russian).

20. Koshaeva T.V., Zotova L.N., Zotov A.N., Henven V.B. Prenatal education system. Methodical recommendations. Kazan; 2004: 17 (in Russian).

21. AhmerovaF.G. Sonatal-pedagogy in Naberezhnye Chelny. Nabe-reznocelninskoe branch of the Union of Pediatricians of Russia. 2007: 239 (in Russian).

22. The decision of the Mayor of Naberezhnye Chelny on prenatal education system by the method of SONATAL of 26.05.2011, N 329 (in Russian).

23. Zotov A.N., Henven V.B., DutkinaA.N., Ahmerova F.G. Experience studies of prenatal care (prenatal education) children's polyclinics naberezhnye chelny. Kazan medical journal. 1996; 6: 455—6 (in Russian).

Поступила 22.02.13

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.