Научная статья на тему 'Музыкальный интеллект как основа модели гармонизация развития ребенка на разных стадиях детского онтогенеза, включая пренатальный возраст'

Музыкальный интеллект как основа модели гармонизация развития ребенка на разных стадиях детского онтогенеза, включая пренатальный возраст Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
755
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОНАТАЛ-ПЕДАГОГИКА / КОГНОСОМНОЕ РАЗВИТИЕ / KOGNOSOMIC DEVELOPMENT / ГАРМОНИЗАЦИЯ / HARMONIZATION / SONATAL-PEDAGOGY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Лазарев Михаил Львович

В России разработано новое направление в области гармонизации развития ребенка до и после рождения с активным использованием музыки СОНАТАЛ-педагогика. В ее основе лежит формирование у ребенка музыкального интеллекта, позволяющего оптимизировать когнитивные и соматические процессы, за счет их согласованного (когносомного) развития. Исследования, проводимые независимыми авторами с 1983 года и по настоящее время, показывают высокую эффективность данного направления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A new direction in the harmonization of the development of child before and after birth with the active use of music SONATAL-pedagogy is developed in Russia. It is based on the formation of the child’s musical intelligence to optimize cogniti ve and somatic process through an agreed (kognosomic) development. Research by independent authors since 1983 to the present time, show high efficiency of this trend.

Текст научной работы на тему «Музыкальный интеллект как основа модели гармонизация развития ребенка на разных стадиях детского онтогенеза, включая пренатальный возраст»

ISSN 1997-0803 * Вестник МГУКИ * 2012 * 4 (48) июль-август;

третьего тысячелетия. Принцип демократизации предполагает создание предпосылок для развития активности, инициативы и творчества учащихся и педагогов, их заинтересованного взаимодействия, а также подразумевает широкое участие общественности в управлении образованием. У преподавателя с демократическим стилем руководства учащиеся испытывают состояния спокойной удовлетворённости, высокой самооценки.

Итак, применение в учебно-воспита-

тельной работе с музыкально-исполнительским классом традиционных и инновационных форм обучения музыке в их целесообразном сочетании при использовании только положительных сторон каждой из них дает возможность обеспечить качественное профессиональное обучение юных музыкантов в условиях непрерывного довузовского художественного образования и оптимальное развитие их профессионально-личностного потенциала.

Примечания

1. Волкова, П. С. Актуальные проблемы педагогики искусства / П.С. Волкова // Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании / под ред. Е.Д. Критской, Л.В. Школяр. — М.: Флинта, 1999.

296 с.

2. Крюкова, В. В. Музыкальная педагогика / В.В. Крюкова. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. — 288 с.

3. Кузнецов, В. Г. Теория и методика учебно-творческого процесса в любительских эстрадных оркестрах и ансамблях / В.Г. Кузнецов. — М.: Музыка, 2000. — 246 с., нот.

4. Монсенжон, Б. Рихтер. Диалоги. Дневники / Б. Монсенжон. — М.: Классика-XXI, 2003. — 480 с.

УЗЫКАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ КАК ОСНОВА МОДЕЛИ ГАРМОНИЗАЦИЯ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА НА РАЗНЫХ СТАДИЯХ ДЕТСКОГО ОНТОГЕНЕЗА, ВКЛЮЧАЯ ПРЕНАТАЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

М. Л. Лазарев

Научный центр здоровья детей РАНМ

В России разработано новое направление в области гармонизации развития ребенка до и после рождения с активным использованием музыки — СОНАТАЛ-педагогика. В ее основе лежит формирование у ребенка музыкального интеллекта, позволяющего оптимизировать когнитивные и соматические процессы, за счет их согласованного (когносомного) развития. Исследования, проводимые независимыми авторами с 1983 года и по настоящее время, показывают высокую эффективность данного направления.

Ключевые слова: СОНАТАЛ-педагогика, когносомное развитие, гармонизация.

A new direction in the harmonization of the development of child before and after birth with the active use of music — SONATAL-pedagogy is developed in Russia. It is based on the formation of the child's musical intelligence to optimize cogniti ve and somatic process through an agreed (kognosomic) development. Research by independent authors since 1983 to the present time, show high efficiency of this trend. Key words: SONATAL-pedagogy, kognosomic development, harmonization.

158 1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 4 (48) июль-август 2012 158-164

Проблема музыкальности. Проблеме музыкальности, в частности музыкальности ребенка, посвящено большое количество исследований в России и за рубежом (C. Seashore, J. Kries, P. Michel, E. Wil^ms, E. Szeghy, Н.А. Римский-Корсаков, С.И. Савшинский, Б.М.Теплов,

A.Л. Готсдинер, Л.А. Москаленко, Г.Н.Цы-пин, Д.К. Кирнарская, В.Д. Остроменский,

B.В. Медушевский, Д.Б. Кабалевский, Н.А.Ветлугина, К.В. Тарасова, А.В. Торопова и многие-многие другие).

В последние десятилетия тема музыкальности ребенка становится интересна в том числе пре- и перинатальным психологам, педагогам и медикам в связи с появлением новых научных данных о нейрофизиологических возможностях ребенка в прена-тальном возрасте.

В нашем исследовании была поставлена задача изучения музыкальности ребенка, как единой интегральной основы для гармонизации его общего развития, начиная с пренатального возраста. Попутно была исследована структура самой музыкальности с позиции формирования музыкального интеллекта.

Музыкальность человека в пренаталь-ном возрасте. В рамках исследования нам предстояло, прежде всего, ответить на вопрос: существует ли психическая жизнь у ребенка до рождения и можно ли считать его личностью?

В наиболее известных в мире теориях личности (З. Фрейд, К. Юнг, К. Роджерс, А. Маслоу, Дж. Келли, Дж. Уотсон, Б. Ски-нер, А. Бандуры, Дж. Роттер, С. Рубенштейн, А. Брушлинский, Р. Кеттел, Г.Азенк, Г.Олпорт и др.) феномен личности ребенка рассматривается уже после его рождения. Более того, один из основателей отечественной психологии — Л.С. Выготский категорически отрицал даже само существование психики в пренатальном периоде детского онтогенеза, полагая, что этим периодом должна заниматься только эмбриология (1).

Сегодня представления о психической жизни плода начинают меняться. Исследователи считают, что некоторые

части «центрального разумного представительства уже связывают мозг и тело»

(2), отмечают у плода наличие «пренаталь-ных матриц» (С. Гроф), чувствительность к широкому набору материнских эмоций (например, при возникновении у матери чувства страха плод испытывает гипоксию

(3)). Особенно важным с позиций проводимого нами исследования является научный вывод о том, «что поле 41 (проекционное поле слухового анализатора) к моменту рождения является более дифференцированным, чем поле 22 (проекционно-ассоциативное поле), то есть корковая зона, наиболее тесно связанная с анализом и синтезом звуковых сигналов, развивается раньше других отделов коры» (4).

Эти и другие данные позволяют авторам утверждать, что «в генетических программах мозга уже закодировано опережающее отражение действительности и есть все основания для первичного формирования психики уже в период внутриутробного развития» (5).

Исследуя методологические подходы к формированию интеллекта, в частности музыкального интеллекта плода, нами была выделена теория множественного интеллекта Х. Гарднера (1983), согласно которой интеллект понимается как множественный конструкт, в котором выделяются такие виды интеллекта, как лингвистический, логико-математический, пространственный, музыкальный, телесно-кинестетический, межличностный и внутриличностный. Данная теория, оперирующая понятием «музыкальный интеллект», позволила нам подойти к методологии формирования музыкального интеллекта пренаталь-ного ребенка (мамалыша — по нашей терминологии, для подчеркивания личностного подхода).

Феномен музыкального интеллекта. В рамках проводимого нами исследования музыкальный интеллект рассматривался как совокупность психических и физиологических процессов, которые возникают в организме ребенка при совершении им активной или пассивной музыкальной деятельности.

ISSN 1997-0803 . Вестник МГУКИ . 2012 . 4 (48) июль-август ^

При этом специфика музыкального интеллекта (в отличие от других видов интеллекта) заключается в том, что он может охватывать практически все произвольные и непроизвольные сферы жизнедеятельности. Столь широкий диапазон влияния музыки объясняется тем, что она обладает, по мнению большинства исследователей, по крайней мере, тремя факторами воздействия на организм человека: физическим, физиологическим и психологическим.

Физический фактор обеспечивается воздействием звука, как физического явления, на твердые, жидкие и газообразные среды организма человека.

Физиологический фактор определяется нейрофизиологией слуха. При этом сегодня выявлены такие феномены мозговой деятельности, как тембровая специфичность мозга, звуковысотная специфичность мозга, звукоритмическая специфичность мозга, звукофункциональная специфичность мозга (например, изменение моторной зоны коры у скрипачей от активной работы пальцев левой руки) и т.д. Сегодня активно изучается физиологическое влияние музыки на эмоциональный мир человека, которые наиболее тесно связан с дыхательным процессом.

Психологический фактор включает бесконечное разнообразие психоэмоциональных элементов, заложенных в саму природу музыкальной выразительности. Безусловно доказанным сегодня считается влияние музыки на память, внимание, мышление, речь и многие другие процессы психической деятельности человека.

При разработке модели гармонизации развития ребенка через формирование у него музыкального интеллекта до и после рождения мы опирались на нашу концепцию согласованного когнитивно-соматического (когносомного — автор) развития ребенка (6), когда любое сенсорное воздействие на организм обязательно предполагает адекватный этому воздействию по силе и длительности полифункциональный ответ.

В рамках данной концепции музыке предается новая функция — функция гармонизации психофизиологического разви-

тия ребенка в процессе его роста и образовательной деятельности в пренатальном, раннем, дошкольном и младшем школьном возрастах. При этом музыка выступает в роли главного когнитивно-соматического (когносомного) тренажера ребенка, обеспечивающего непрерывный межфункциональный тренинг его организма на всех этапах детского онтогенеза, начиная с пренаталь-ного возраста.

Методология формирования музыкального интеллекта плода. При разработке методологических подходов к моделированию музыкального интеллекта мамалыша нами были сформулированы два постулата, позволяющих обеспечивать интегральный когносомный эффект в его развитии:

1. Первичность развития слухового анализатора в развитии интеллектуальной сферы пренатального ребенка. 2. Обеспечение постоянной связи между развитием слуховой коры и развитием всех функциональными сфер организма мамалыша.

С учетом данных постулатов, в рамках концепции когносомного развития ребенка формирование музыкального интеллекта мамалыша как ядерного когносомного образования его пренатальной личности, по нашим представлениям, происходит следующим образом.

Первым базовым фактором, способствующим формированию музыкального интеллекта, является сердечным ритм материнского сердца. Данный фактор, обеспечивающий смену цикла окисления в организме мамалыша, обуславливает формирование у него первичного ритмического музыкального слуха.

Вторым базовым фактором является голос мамы, обладающий, в свою очередь, целым спектром факторов, оказывающих прямое и косвенное воздействие на формирование пренатального музыкального интеллекта: 1. Интонирование маминого голоса влияет на формирование у мама-лыша первичного интонационного слуха.

2. Множественные вибрации материнского голоса (возникающие при прохождении голосового звука через твердые, жидкие и воздушные среды ее организма) способ-

ствует началу формирования у мамалыша первичного тембрового слуха. 3. Темпоритм вокально-речевого дыхания, обуславливающий изменения дыхательных процессов мамалыша, способствует началу формирования у него первичного вокально-речевого дыхания. 4. Возникающий в процессе пения диафрагмальный массаж (за счет воздействия диафрагмы на стенку матки, далее, через околоплодные воды, на мамалыша) дает начало формированию первичного тактильного восприятия музыки (которое возникает у музыкантов при прикосновении к клавишам или струнам музыкального инструмента). 5. Влияние гормонов матери, продуцируемых в ее организме в процессе эмоционально-музыкальных переживаний, способствует эмоциональному созреванию мамалыша и началу формирования у него первичных музыкальных эмоций. 6. Смена гемодинамики, возникающая в организме мамы в процессе двигательной активности, сопровождающей пение, дает начало формированию у мамалы-ша первичной кардио-респираторной ритмики (определяющей темпоритмическую природу самой музыки). 7. Локомоторное перемещение тела мамы во время пения, в частности ее вертикальные перемещения, меняющие гравитационное положение мамалыша (гравитационная теория музыки Г.С. Фрида), дают начало формированию у него интонационно-гравитационных ощущений и способствуют становлению семи пренатальных музыкально-двигательных паттернов (вращение «волчок» — вальс, раскачивание «люлька» — колыбельная, вертикальные перемещения «пружинка» — подъемы, мягкие подскоки «мячик» — прыжки, горизонтальные перемещения вперед и назад «челнок» — ходьба, хаотичные перемещения «птичка» — шевеления, волнообразное движение «змейка» — волна), развивая при этом вестибулярный аппарат мамалыша. 8. Тактильное сопровождение пения (прикосновения к животу, с тактильным изображением пропеваемых образов) дает начало формированию у мамалыша первичного образного мышления и «тактильного зрения» (аналогичного тактиль-

ному зрению, возникающему у слепых). 9. Пропевание мамой различных песен, связанных в ритмами дня (утренних песен, колыбельных и т.д., имеющих различный темпоритм) способствует становлению первичных циркадианных (суточных) биоритмов мамалыша. 10. Вокально-речевое воздействие мамы дает начало формированию у мамалыша первичного фонематического и рифмического слуха, а также закладке у него первичных рече-языковых структур, связанных с родным и иностранным языками.

В процессе практической работы по формирования музыкального интеллекта у пренатального ребенка осуществляется целый ряд технических приемов и программ, среди которых особое место занимает проговаривание и пропевание беременной женщиной так называемой музыки имени ребенка.

Данный фрагмент пренатальной музыкальной программы является первым над-функциональным (личностным) образованием музыкального интеллекта мамалыша. Музыка имени — это песня на придуманное мамой (при участии папы) дородовое имя, специально написанная с учетом выявленных мамой звуковых предпочтений и двигательных особенностей своего мамалыша.

Музыка имени обладает своими характерными особенностями: особой ритмикой, особой мелодикой, особой рифмикой, особым двигательным типом (после двигательной диагностики и определения двигательного типа пренатального ребенка).

Обычно такая песня разрабатывается (пишется) пренатальным музыкантом и мамой в середине второго триместра жизни мамалыша (20—24 неделя беременности), когда у него возникает хорошо дифференцированная и хорошо ощущаемая мамой двигательная активность. При этом во всех песнях, пропеваемых мамой в последующие недели беременности, дородовое имя обязательно используется. Следует подчеркнуть, что исполнение музыки имени в программе пренатального воспитания является своеобразным ритуалом подтверждения дородовой личности, который является одним из

ISSN 1997-0803 . Вестник МГУКИ . 2012 . 4 (48) июль-август ^

ритуалов, составляющих так называемые интимные пренатальные праздники: праздник зачатия, праздник первого сердцебиения, праздник первого шевеления, праздник первого движения, праздник первой улыбки1.

Принципы построения и структура материала пренатальной музыки. С учетом нейрофизических особенностей развития ребенка в пренатальном возрасте, разработаны специфические принципы пре-натальныой музыки, формирующие музыкальный интеллект мамалыша: 1. Принцип репликации, или повтора интонационно-музыкального материала (принцип повтора каждой музыкальной фразы, напоминающий интонационный и словесный повтор в колыбельной песни — «баю-баю»). 2. Принцип ладового баланса (равного количества мажорных и минорных песенных фрагментов). 3. Принцип темпорит-мического баланса (основанный на двух темпоритмах сердечной деятельности — материнском и детском). 4. Принцип функционального баланса (равномерного распределения песенных программ, связанных с развитием дыхательной, двигательной и других функциональных сфер жизнедеятельности пренатального ребенка и мамы). 5. Принцип информационного разнообразия. 6. Принцип жанрового баланса.

7. Принцип темпоритмической лабильности.

8. Принцип циркадианности в написании и исполнении музыкального материала (учет суточных биоритмов жизнедеятельности).

9. Филогенетический принцип прослушивания классической и народной музыки (от старинной — к современной). 10. Принцип двигательной адекватности темпоритмиче-скому, интонационному и образному содержанию песни (при остановке мелодии — остановка движения, при интонационном ходе вверх — перемещение тела мамы вверх и т.д.).

Специфика нейрофизиологического развития мамалыша и основанные на этом

1 Праздник дородового имени совпадает по срокам беременности с критериями живорождения (500 грамм и 22 недели), принятым сегодня Всемирной организацией здравоохранения. Ребенок, рожденный на этом сроке и с таким весом, считается живорожденным.

принципы написания пренатальной музыки («музыки материнства и пренатального детства») обусловили также разработку базовых структурных компонентов музыкального материала, к которым относятся: «интон» —основной интонационный ход, определяющий особенность данного музыкального фрагмента; «ритмотон» — основной ритмический ход, определяющий ритмическую особенность данного музыкального фрагмента; «тактилотон» — тактильный образ музыкально-песенного фрагмента; «мио-тон» — двигательный образ музыкально-песенного фрагмента.

После рождения ребенка в структуре музыкального материала вместо «так-тилотона» появляется «цветон» — цветная мелодия, в которой все ноты представлены в цвете (по основным цветам радуги, где до — красный цвет, си — фиолетовый) (7).

Для закрепления у беременной женщины представлений о цветовых характеристиках музыки нами была разработана цве-томузыкальная партитура беременности и цветомузыкальная модель функционального мамалыша, а для закрепления музыкального материала были разработаны специальные сенсорные карты.

С учетом особенностей формирования музыкального интеллекта был также разработан специальный алгоритм разучивания пренатальной музыки и использования сенсорных карт до и после рождения.

Дородовый алгоритм проведения занятий предполагал последовательное (по месяцам и триместрам беременности) разучивание таких разделов, как виброна-тал (виброакустические реакции), аквана-тал (вибрососудистые реакции), аэронатал (вибродыхательные реакции), хрононатал (вибробиоритмические реакции), мионатал (вибродвигательные реакции), сенсонатал (виброэмоциональные реакции с тактильным и световым сопровождением), когнона-тал (вибро-информационные процессы).

Послеродовый алгоритм разучивания песенных программ предполагал: виброакустическое восприятие, ритмическое восприятие, интонирование, разучивание дыхательной партитуры, образно-графическую

визуализацию, вербализацию, интонационное движение, образное движение, музыкальную интеграцию. Важнейшим элементом послеродового музыкального тренинга являлась аудиовизуализация детской речи (метод «Интонинг»).

В целом поведенческий акт при вовлечении ребенка в музыкальную деятельность строился по алгоритму: звук — образ — движение.

С учетом всех вышеперечисленных факторов была написана специальная музыка, названная «музыкой материнства и детства» (8), для которой также была разработана серия музыкальных (цветомузыкальных) тренажеров. Таким образом, песня выступила в качестве ког-носомной программы, позволяющей осуществлять дозированные нагрузки на все произвольные сферы: двигательную, эмоциональную, познавательную, пищеварительную и биоритмическую (режим пения до и после еды, песни режима дня), дыхательную, защитно-адаптационную (исполнение песен в воздушной и водной среде), вокально-речевую.

Метод по использованию данной музыки до рождения был назван нами методом СОНАТАЛ (9) (от лат. sonus — звук, natal — рожденный: музыка рождения). Для применения музыки материнства и детства после рождения были разработаны программа « Здравствуй!» и «Цветок здоровья», которые в 2003 году получили Гриф Минобрнауки РФ «Допущено к использованию в образовательных учреждениях».

Для оценки эффективности музыкального метода СОНАТАЛ и написанных на его основе программ, названных СОНАТАЛ-педагогикой, были разработаны серии экспресс-тестов по развитию детей.

Программы СОНАТАЛ-педагогики

были апробированы с 1983 по 2011 годы на беременных женщинах и детях более чем в 100 городах России и за рубежом (более 50 тысяч детей).

Выводы. Результаты исследований по апробации СОНАТАЛ-педагогики, полученные независимыми авторами в диссертационных работах (10—15), позволяют сделать несколько выводов:

1. Сонатал-педагогика открывает новую сферу в педиатрии и психологии — музыкальный тренинг (когнотонинг) пренаталь-ного ребенка с последующей программой развития его психической и соматической сферы после рождения.

2. Сонатал-педагогика открывает новую область в музыке и музыкальной культуре — музыку материнства и детства (когно-тонику), направленную на гармонизацию когнитивно-соматического (когносомного) развития ребенка и повышение его адаптационных резервов на всех этапах детского онтогенеза, включая пренатальный возраст.

3. СОНАТАЛ-педагогика рождает новую музыкально-педагогическую специальность — сонатолога (музыкального педагога пренатального детства).

Вместо заключения. Эволюция человечества находится не только и не столько в руках политиков, военных и бизнесменов, и даже — не в руках литераторов и художников. Она — в руках пренатальных учителей музыки, которые могут помочь беременной маме оптимизировать когнитивные и соматические процессы развития своего мамалыша, гармонизировать развитие своего ребенка. Страна, в которой музыкальное воспитание детей до и после рождения будет отнесено к числу национальных приоритетов, может стать лидером современной цивилизации.

Литература

1. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. — СПб., 1997. — С. 20.

2. Чемберлен Д. Разум вашего новорожденного ребенка. — М.: Класс, 2004. — С. 29.

3. De Casper A. Human Fetuses Perseive Maternal Speech // Behavior Today. — Feb. 4. — 1985. — P. 1—7.

4. Авдеева Н. Н, Андрианов О.С. и др. Мозг и поведение младенца. — М.: Институт психологии РАН, 1993. — С. 41.

5. Батуев А. С. Дородовая психология // Материалы V Всероссийского конгресса по пренатальной и перинатальной психологии, психотерапии и перинатологии с международным участием «Через интегра-

ISSN 1997-0803 . Вестник МГУКИ . 2012 . 4 (48) июль-август ^

цию наук — к сохранению репродуктивного здоровья семьи. — М., 2005. — С. 8.

6. Лазарев М. Л. Система медицинского, психологического и педагогического сопровождения развития ребенка до и после рождения // Вопросы современной педиатрии. — 2011. — Том 10, №2.

— С. 120—124.

7. Интерактивный музыкальный конструктор. Патент на полезную модель № 52507 от 27.03.06 (автор

— М.Л.Лазарев).

8. Лазарев М. Л. Мамалыш, или рождение до рождения: Монография /методическое пособие.

— М.: ОЛМА Медиа групп, 2007. — 848 с.

9. Лазарев М. Л. Метод оптимизации психофизиологического развития плода посредством активного музыкального воздействия: Методические рекомендации Министерства здравоохранения и медицинской промышленности РФ. № 13-03/10-279 от 30.09.96. — 24 с.

10. Ахмерова Ф. Г. Кандидатская диссертация по медицине «Состояние репродуктивного здоровья детей и подростков и пути его укрепления в условиях городской детской поликлиники», (фрагмент: метод «Сонатал»), 1999).

11. Кашаева Т. В. Кандидатская диссертация по медицине «Влияние системы пренатального воспитания на состояние здоровья детей раннего возраста», (метод «Сонатал»), 2001.

12. Садыков М. М. Докторская диссертация помедицине «Оптимизацияамбулаторно-поликлинической помощи детям мегаполиса», (фрагмент: «метод Сонатал»), 2008,

13. Гояубева Г. Н. Докторская диссертация по педагогике «Формирование активного двигательного режима ребенка (до 6 лет) средствами физического воспитания в основные периоды адаптации к условиям среды» (фрагмент: «двигательные типы»), 2008.

14. Тоячинская Е. А. Кандидатская диссертация по медицинской психологии «Динамика психического состояния женщин в процессе музыкотерапии», 2010 (фрагмент — СОНАТАЛ-тест).

15. Lazarev М. L. Controlled Assessment of Fetal Sonic Stimulation Comparing Music and Cardiac Progressions, 1992—2001, Int. J. Prenatal and Perinatal Psychology and Medicine. — Vol. 14. — 2002. — No. 1/ 2.

— P. 69—75.

Л. Л. Васькова

Московская государственная академия хореографии

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В статье анализируется научно-методическая литература по проблематике современного танца, выявляются организационно-педагогические условия совершенствования процесса освоения современного танца в хореографических училищах, что способствует самоопределению личности учащегося в условиях современного социально-культурного пространства хореографического училища. Ключевые слова: учебная дисциплина современного танца, учебные заведения хореографического образования.

In article scientific and methodical literature on a perspective of modern dance is analyzed. Introduction of the major principle of the organization of educational space of educational institution, in particular choreographic school that assist to self-determination of the identity of the pupil in the conditions of modern welfare space of choreographic school.

Key words: subject matter of modern dance, educational institutions of choreographic education.

«УЧЕБНАЯ

ДИСЦИПЛИНА "СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ" В УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

164

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 4 (48) июль-август 2012 164-169

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.