Научная статья на тему 'Система медицинского, психологического и педагогического сопровождения развития ребенка до и после рождения'

Система медицинского, психологического и педагогического сопровождения развития ребенка до и после рождения Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
421
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ДЕТИ / РАЗВИТИЕ / ТРЕНИНГ / CHILDREN / DEVELOPMENT / TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Лазарев Михаил Львович

Одним из объяснений роста детской заболеваемости в мире является возникновение процесса рассогласования в развитии когнитивных и соматических функций как у человечества в целом (эволюционный адаптоз термин автора), так и у детей в результате их погружения в образовательный социум, в частности (детский адаптоз термин автора). Полученные в исследовании данные свидетельствуют, что при организации специализированных занятий по методу согласованного когнитивно-соматического тренинга на разных стадиях детского онтогенеза (авторский метод когносомной онтосанации КОС) удается повысить адаптационные резервы детского организма. В исследовании показано, что применение метода КОС уже в пренатальном возрасте оказывает многофакторное положительное влияние на последующие периоды жизни ребенка, значительно повышая его нейрофизический статус, помогая быстрее адаптироваться к биологическим и социальным условиям внешней среды. Наиболее эффективным оказалось применение метода КОС в виде системы медико-психолого-педагогического сопровождения развития ребенка, организованной в Набережных Челнах Республики Татарстан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

System of medical, psychological and educational management of childs development before and after birth

One of theories of childrens morbidity increase worldwide is the beginning of miscoordination of cognitive and somatic functions both in all humanity (evolutional adaptosis authors term) and in children particularly as a result of their inclusion in educational society (childrens adaptosis authors term). The study showed increase of adaptation reserves of child following special work according to the method of coordinated cognitive-somatic training at different stages of childs ontogenesis (authors method of cognosomic ontosanation KOS). The use of KOS in prenatal age has multiple-factor beneficial effect on subsequent periods of childs life, it increases childs neurophysiologic status, improves adaptation to biologic and social terms of external environment. The most effective system of medical-psychological-educational management of childs development was organized in Naberezhnye Chelny, Tatarstan Republic.

Текст научной работы на тему «Система медицинского, психологического и педагогического сопровождения развития ребенка до и после рождения»

Обмен опытом

120

М.Л. Лазарев

Научный центр здоровья детей РАМН, Москва

Система медицинского, психологического и педагогического сопровождения развития ребенка до и после рождения

Контактная информация:

Лазарев Михаил Львович, кандидат психологических наук, заведующий отделением пре- и перинатального здоровья детей НЦЗД РАМН, действительный член Академии психологических и социальных наук

Адрес: 119991, Москва, Ломоносовский проспект, д. 2/62, тел.: (499) 134-30-83 (доб. 7-66), e-mail: mlazarev@mail.ru Статья поступила: 18.03.2011 г., принята к печати: 11.04.2011 г.

Одним из объяснений роста детской заболеваемости в мире является возникновение процесса рассогласования в развитии когнитивных и соматических функций как у человечества в целом (эволюционный адаптоз — термин автора), так и у детей в результате их погружения в образовательный социум, в частности (детский адаптоз — термин автора). Полученные в исследовании данные свидетельствуют, что при организации специализированных занятий по методу согласованного когнитивно-соматического тренинга на разных стадиях детского онтогенеза (авторский метод когносомной онтосанации — КОС) удается повысить адаптационные резервы детского организма. В исследовании показано, что применение метода КОС уже в пренатальном возрасте оказывает многофакторное положительное влияние на последующие периоды жизни ребенка, значительно повышая его нейрофизический статус, помогая быстрее адаптироваться к биологическим и социальным условиям внешней среды. Наиболее эффективным оказалось применение метода КОС в виде системы медико-психолого-педагогического сопровождения развития ребенка, организованной в Набережных Челнах Республики Татарстан.

Ключевые слова: дети, развитие, тренинг.

Современная медицинская статистика, описывающая заболеваемость детей в последние десятилетия, убедительно свидетельствует о ее росте [1]. Наряду с уже хорошо известными причинами, вызвавшими данное явление (ухудшение экологии, несбалансированность питания, гиподинамия, ранняя наркотизация и алкоголизация и т. д.), по-видимому, существуют и другие, менее изученные.

Наблюдая за изменениями, происходящими с человеком, начиная с вида Homo erectus, жившего 1,8 млн лет назад, до Homo sapiens, прошедшего за 500 тыс. лет множественную трансформацию, мы видим, как длительно протекали эволюционные процессы (сотни тысяч лет). Что же произошло или происходит с современным человеком? Что резко отличает условия его существования от условий, в которых жили наши предки? Помимо

M.L. Lazarev

Scientific Center of Children's Health, Russian Academy of Medical Sciences, Moscow

System of medical, psychological and educational management of child's development before and after birth

One of theories of children’s morbidity increase worldwide is the beginning of miscoordination of cognitive and somatic functions both in all humanity (evolutional adaptosis — author’s term) and in children particularly as a result of their inclusion in educational society (children’s adaptosis — author’s term). The study showed increase of adaptation reserves of child following special work according to the method of coordinated cognitive-somatic training at different stages of child’s ontogenesis (author’s method of cognosomic ontosanation — KOS). The use of KOS in prenatal age has multiple-factor beneficial effect on subsequent periods of child’s life, it increases child’s neurophysiologic status, improves adaptation to biologic and social terms of external environment. The most effective system of medical-psychological-educational management of child’s development was organized in Naberezhnye Chelny, Tatarstan Republic.

Key words: children, development, training.

изменения экологии и образа жизни можно отметить, по крайней мере, два явления: информационную «атаку» на когнитивные функции и резкое снижение нагрузок на двигательную сферу. Одновременно отмечается увеличение психических и соматических заболеваний. При этом период адаптационных (а вернее — дезадаптаци-онных) изменений становится в тысячу раз короче (всего лишь сотни лет).

Данный результат (увеличение распространенности психических и соматических заболеваний), рассматриваемый как следствие рассогласования в развитии психической (когнитивной) и соматической сфер организма современного человека, условно можно было бы назвать «эволюционным адаптозом» (от лат. adapto — приспособляю, os (osis) — патологичекий процесс невоспалительного характера), сворачиванием адаптивных резервов организма человека в процессе его эволюционного развития.

Как же на таком эволюционном фоне (эволюционный фактор риска) происходит реальный процесс развития ребенка? Следует признать, что современная педагогическая практика, сопровождающая развитие ребенка от 0 до 18 лет, строит свои программы в основном на методологической базе психологии, которая практически не изучает развитие соматических функций. Более того, авторы многочисленных теорий личности (К. Юнг, К. Левин, Г. Олпорт, К. Роджерс, А. Адлер, А. Маслоу, Э. Фром, Д. Мид, Г. Салливен, Уильям и Марта Сирс, Д. Келли, Р. Лэнг, Б. Скиннер, Г. Айзенк, А. Бандура, А. Леонтьев, С. Рубинштейн и др.) так или иначе обосновывают независимость психических процессов от телесных функций. Исключение составляет З. Фрейд, но по его теории вектор развития личности предопределяет процесс становления половой сферы. Таким образом, методология современной педагогической науки определяет еще большее рассогласование психической и соматической сфер жизнедеятельности ребенка. Именно этим можно объяснить феномен почти 90% заболеваемости детей в России к окончанию школы. Здесь впору говорить о правовой защите гармоничного развития ребенка в современном обществе, которое нарушается с момента зачатия. Именно в этой связи предложено использовать понятие «пренатальное право», чтобы попытаться обеспечить защиту ребенку уже в период внутриутробного развития [2].

Угасание адаптивных резервов организма ребенка в результате его погружения в образовательный социум с учетом теории «функциональных систем» [3] было названо нами «детским адаптозом», синдромокомплекс которого включает: снижение показателей иммунитета и функции внешнего дыхания, двигательной выносливости, ухудшение памяти, задержку речевого развития, поведенческие девиации.

Целью настоящего исследования явилась разработка системы повышения адаптационных резервов организма ребенка в процессе осуществления им образовательной деятельности на всех этапах детского онтогенеза, включая пренатальный возраст.

Для достижения данной цели была поставлена задача по разработке метода сопряженного когнитивносоматического тренинга в процессе осуществления ребенком образовательной деятельности на разных этапах детского онтогенеза.

Исследование проводилось поэтапно (с 1983 по 2011 гг.), в различных учреждениях Москвы и других городов России (Набережные Челны, Казань, Тюмень, Соликамск, Комсомольск-на-Амуре, Владивосток, Хабаровск).

Всего обследовано 4390 человек, из них беременных женщин — 2200 (основная группа — 1200, группа контроля — 1000 человек), здоровых детей в возрасте от 0 до 3 лет жизни — 750 (400 и 350, соответственно), здоровых детей в возрасте 3-7 лет — 800 (по 400 человек в каждой группе), детей в возрасте 7-10 лет — 620 (320 и 300, соответственно); детей, страдающих бронхиальной астмой.

В рамках решения задач исследования был разработан методологический принцип взаимовлияния или сопряженности когнитивных и соматических функций, названный «когнитивно-соматическим принципом развития», или «принципом когносомности развития» (авторское сокращение). Для оценки уровня сопряженности, или когносомности, тех или иных психофизиологических процессов и видов деятельности ребенка была предложена формула расчета индекса когнитивно-соматической сопряженности, или индекса когносомности (авторский термин):

ИК = Тс/Тк + N/10 + А/10,

где Тс — длительность включения соматических функций, действующих одновременно с когнитивными (в минутах); Тк — длительность включения когнитивных функций (в минутах); N — количество соматических функций и процессов, сопровождающих воздействие на когнитивную сферу (кардиореспираторные процессы, двигательная функция, пищеварение, терморегуляция, тактильно-массажное воздействие, двигательный компонент экспрессивной речи, вибро-акустическое воздействие); А — средний уровень активности всех используемых в данном процессе соматических функций (оценивался по 3-балльной шкале).

В формуле введено ограничение: длительность активности соматических функций может быть больше, но не может быть меньше когнитивной активности. Как видно из формулы, индекс когносомности может быть подсчитан только при задействовании когнитивных функций (деление на ноль невозможно) и возрастает при увеличении времени функционирования соматических функций, их количества и уровня активности.

Оказалось, что высший индекс когносомности отмечается в пренатальном возрасте. Механизм когносомности развития плода полностью обеспечивает голос мамы, сопровождаемый ее тактильными прикосновениями и движениями, когда происходит активация кардиоре-спираторной системы единого организма «мать-плод» в определенное время суток и в определенные периоды физиологических циклов.

В рамках решения задач исследования феномен пренатальной когносомности был рассмотрен как основа особой деятельности ребенка, направленной на укрепление своего здоровья и названной «здоровьеобразующей деятельностью». При этом сам процесс формирования здоровья ребенка в ходе онтогенеза был назван в исследовании «онтосаногенезом», а метод оздоровления ребенка в процессе онтогенеза, основанного на принципе когносомности развития — «методом когносомной онтогенетической санации», или «методом когносомной онтосанации» (КОС). Задача метода заключалась в том, чтобы в процессе становления когнитивных функций повышались функциональные резервы организма ребенка на всех этапах детского онтогенеза, начиная с пренатального возраста. Методологической основой метода КОС являлось пение и речь сначала беременной женщины, затем гуление и лепет грудного ребенка, и далее — его

121

ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОЙ ПЕДИАТРИИ /2011/ ТОМ 10/ № 2

Обмен опытом

122

собственное пение и речь по мере созревание вокальноречевой сферы.

Вокально-речевой процесс в методе выступает в качестве когносомной программы, позволяющей подключать и регулировать нагрузки на все произвольные сферы: двигательную, эмоциональную, познавательную, пищеварительную и биоритмическую, дыхательную, защитно-адаптационную (исполнение песен в воздушной и водной среде). Предложенный метод КОС предполагал осуществление сопряженного когнитивно-соматического тренинга непрерывно на всех стадиях детского онтогенеза с учетом особенностей развития ребенка на каждой из этих стадий. Так, в пренатальном онтогенезе, метод, названный Сонатал (от лат. sonus — звук, natal — рожденный, музыка рождения), предусматривал ежедневную голосовую гимнастику беременной мамы, сопровождаемую прикосновениями ее рук к передней брюшной стенке и движениями. В раннем возрасте за основу когносомного тренинга был взят голос самого ребенка. С этой целью все новые голосовые проявления ребенка (звуки, звукосочетания, слоги, слогосочетания, слова, словосочетания, фразы) визуализировались на бумаге в виде речевых сенсорных карт (у части детей данные голосовые проявления записывались на диктофон) и сопровождались соответствующими звуко-речевым образам движениями. В дошкольном возрасте когносомный тренинг был организован в виде вокально-рече-двигательной гимнастики, выполняемой ребенком в процессе изучения семи тем здорового образа жизни (движение, взаимоотношения, познавательная деятельность, рациональное питание, школа дыхания, закаливание, пение и речь) в течение всего учебного года. В младшем школьном возрасте тренинг осуществлялся в процессе образовательной деятельности ребенка в школе, с усилением на каждом уроке речевого, визуального и двигательного компонента. В летнее время использовался климатический фактор в условиях морского курорта (Артек, Албена, Анапа, Сочи).

Дополнительно для реализации метода КОС были разработаны пособия (когносомные тренажеры: мамато-ник, цветные нотки, песенные и речевые сенсорные карты, аудиофон, звукодыхательный тренажер беременной, музыкальная соска, детские духовые инструменты, дыхательный корсет, воздушная стрельба, аудиотека детского голоса).

Когносомный тренинг, организованный по семи основным функциональным сферам жизнедеятельности ребенка (двигательной, эмоциональной, познавательной, сомато-биоритмической, дыхательной, защитно-адаптационной, вокально-речевой), был представлен в виде 7-функци-ональной модели, названной «цветком здоровья». Для контроля за эффективностью оздоровительно-развивающего когносомного тренинга по данной модели была разработана программа медико-психолого-педагогичес-кого мониторинга, включающего в том числе комплекс экспресс-тестирования (онтотест), параметры которого выполняли роль своеобразных маркеров развития семи произвольных функциональных сфер организма, участвующих в тренинге: двигательный, цветотональный, ростовесовой, звукодыхательный, интонационный тесты, тест на здоровьеустойчивость, самооценка, мнемотест). Онтотест был разработан таким образом, что его можно было применять до (Сонатал-тест) и после рождения (тест Здравик). В дошкольном возрасте тест Здравик проводился как в виде традиционного тестирования, так и в виде Детских игр здоровья — Здравиады. Отличие онтотеста от традиционных способов тестирования заключалась в том, что он, во-первых, применялся на всех

этапах онтогенеза, включая пренатальный; во-вторых, был доступен для выполнения и анализа не только специалистам, но родителям с детьми; в-третьих, все показатели теста визуализировались, играя роль своеобразной биологически обратной связи, контролируемой самим ребенком.

Помимо метода КОС в исследовании применялись различные методы ручной и аппаратной диагностики: пуль-сометрия, пневмометрия, тонометрия, звукометрия, пик-флоуметрия, спирография (прибор <^А-800», Фукуда, Япония), кардиоинтервалография (аппарат «Варикард — ВК 1.4», Россия), кардиотокография, лазерная допплеровская флоуметрия (аппарат «ЛАКК-01», НПП «Лазма», Россия), психологический тест Люшера, цветоэмоциональное экспресс-тестирование, психолого-медико-педа-гогическое тестирование.

При исследовании беременных женщин было отмечено, что кривая кардиотокографии матери напрямую связана не только с уровнем ее активности при исполнении программы, но и динамикой кривой кардиотокограммы у ребенка: в момент вокально-дыхательной нагрузки и момент паузы; при пении (с предусмотренным различным темпом, эмоциональной окраской, громкостью, количеством вдохов в минуту и т. д.); выявлен феномен увеличения амплитуды кривой сердцебиения плода и ее большей ритмичности при пении мамой маршевой песни по отношению к колыбельной, а также зависимость уровня страдания плода и динамики кривой кардиотокограммы.

Были выявлены корреляционные связи между длиной вдоха и выдоха и показателем активности регуляторных систем (ПАРС). Оказалось, что состояние, наиболее близкое к оптимальному напряжению регуляторных систем, возникает при соотношении вдоха и выдоха 1:4 (ПАРС = 4,6 при норме 1-2 балла); наименее оптимальное состояние возникает при соотношении вдоха 1:3 (ПАРС = 6 баллов); темпом пения и ЧСС (при темпе пения 120 ударов в минуту ЧСС равнялось 94 уд/мин, при темпе пения 60 ударов в минуту — ЧСС равнялось 85 уд/мин). Исследования показали, что сеансы по методу Сонатал снижают ЧСС у беременных женщин (в начале сеансов средние показатели ЧСС равнялись 91 уд/мин, после проведения сеанса — 84 уд/мин); повышают показатели функции внешнего дыхания (до сеансов звукометрический тест в среднем был равен 21 усл. ед., после занятий — 24 усл. ед.); улучшают психоэмоциональное состояние (по позиции основных цветов теста М. Люшера у 61% беременных женщин отмечалось улучшение, у 14% — ухудшение показателей; в 25% состояние оставалось без изменений).

По целому ряду параметров развития и здоровья «сона-тальные» дети (группа «С») рождались психически и физически более зрелыми и в развитии опережали своих сверстников (группа «К»). Так, существенная разница выявлена в показателях крика новорожденных (сильный крик при рождении отмечен у 48% детей группы «С» и 32% — у детей группы «К»). На первом месяце жизни детей с диагнозом «здоров» оказалось значительно больше в группе «С» (82%), чем в группе «К» (68%).

На первом месяце дети группы «С» показали более высокие результаты по таким параметрам, как уверенное внимание к звукам (67 и 60%), поворот к источнику звука (83 и 68%), устойчивая реакция на звук голоса (87,5 и 77%, соответственно).

Кроме того, дети группы «С» раньше начинали попытки удерживать голову (уже в конце первой недели жизни это делали 17,6% новорожденных группы «С» и 14,7% ново-

рожденных группы «К»), с 3,7 мес жизни начинали переворачиваться со спины на живот (группа «К» — с 3,8 мес), сидеть с поддержкой с 5,0 мес и самостоятельно — с 6,1 мес (дети группы «К» — с 5,1 и 6,3 мес, соответственно). Несколько раньше у детей, чьи матери занимались по методу Сонатал, возникали и активные двигательные реакции. Так, ползать дети группы «С» начинали с 6,0 мес, стоять с поддержкой — с 6,4 мес, стоять самостоятельно — с 7,6 мес (в группе «К» с 6,7; 7,1 и 8,3 мес, соответственно). Ходить «сонатальные» дети начинали в 10,8 мес, а дети контрольной группы — в 11,1 мес.

Особый интерес представляла динамика развития коммуникативных рефлексов и коммуникативных навыков у новорожденных и грудных детей. Так, неосознанная улыбка появлялась в течение первой недели после рождения у 55,8% детей группы «С» и только у 44% детей группы «К». К концу второго месяца жизни у всех «сона-тальных» детей отмечалась вполне осознанная улыбка, тогда как 8,8% детей группы «К» продолжали улыбаться еще неосознанно. У грудных детей группы «С» несколько раньше, чем в группе «К» появлялся комплекс оживления при появлении лица (с 5,6 и 6,8 нед, соответственно).

С начала 4-го месяца практически все дети в обеих группах узнавали близких людей. При этом чужих людей уверенно дифференцировали дети группы «С» уже на 5,9 мес жизни, а дети группы «К» — на 6,2 мес.

«Сонатальные» дети начинали на 2 нед раньше детей контрольной группы брать предложенную игрушку (в 4,3 и 5,1 мес), на 1 мес раньше выполняли простые поручения (с 9,1 и 10,0 мес), на 1,5 мес раньше знали названия предметов (с 9,7 и 11,1 мес, соответственно). Кроме того, «сонатальные» дети демонстрировали значительно более высокие показатели в развитии речи. Так, гулить дети группы «С» начинали в среднем в 2,2 мес, лепет у них появлялся в 4,7 мес (в группе «К» — в 2,5 и 6,4 мес, соответственно). Первые слоги произносились «сонатальными» детьми с опережением на 1,5 мес (в 7,1 и 8,5 мес, соответственно). Наибольшая разница была выявлена в появлении первой речи. У детей группы «С» она формировалась на 3,5 мес раньше, чем у детей группы «К» (в 11,7 и 15,2 мес, соответственно).

В исследовании ставилась задача по изучению влияния метода КОС на развитие и состояние здоровья не только тех детей, которые прошли пренатальный курс по методу Сонатал, но и детей, не прошедших данный курс. Так, изучалось влияние данного метода на функцию внешнего дыхания здоровых детей, а также детей, страдающих бронхиальной астмой.

При исследовании функции внешнего дыхания детей в возрасте 6-12 лет, страдающих бронхиальной астмой, удалось установить, что стабильное достоверное улучшение показателей отмечается у детей через 6 мес после начала занятий. Так, показатели пикфлоуметрии у детей в возрасте 5-8 лет возросли со 132 ± 4,0 до 182 ± 5,1 л/мин, а у детей в возрасте 9-12 лет с 232 ± 21,1 до 335 ± 335 ± 25,7 л/мин. При исследовании влияния метода КОС на данную категорию пациентов в условиях детского стационара оказалось, что даже после недельного курса звукодыхательного тренинга (в рамках метода КОС), наблюдалась положительная динамика показателей легочной вентиляции: жизненная емкость легких (ЖЕЛ) увеличилась в среднем на 5,4%; форсированная ЖЕЛ — на 7,6%; V^ — на 15,6-24,6%. Показатели звукометрического теста (длительность озвученного выдоха, измеряемая в секундах) также значительно отличались у экспериментальной группы по отношению к группе контроля (25 и 8 с, соответственно).

В программу исследования также входило изучение влияние метода КОС на состояние микроциркуляторного русла здоровых детей в возрасте 5-7 лет. Исследование микроциркуляции проводилось методом лазерной допплеровской флоуметрии. Интегративный показатель, характеризующий эффективность регуляции микроциркуляции, — индекс флаксомоций (ИФМ) — рассчитывался как отношение ALF/AHF + ACF (ALF — низкочастотные колебания; AHF — дыхательные ритмы; ACF — высокочастотные колебания; ПМ — показатель микроциркуляции). Оказалось, что у детей в возрасте 5-7 лет из группы «С», с которыми в течение 5 мес проводились дополнительные занятия по методу КОС (в модификации для дошкольного возраста), наблюдалась большая стабильность показателей кожной микроциркуляции как в состоянии покоя (ИФМ до курса — 4,9 усл. ед, после курса — 4,3 усл. ед), так и при выполнении физической нагрузки умеренной мощности (АLF/3СКО до курса — 5,2%, после курса — 10%) по сравнению с детьми контрольной группы (соответственно: ИФМ до курса — 5 усл. ед, после курса — 4,2 усл. ед; АLF/3СКО до курса — 7,8%, после курса — 27%). Данный результат свидетельствовал о более зрелых механизмах регуляции микроциркуляции у детей экспериментальной группы и косвенно отражал более устойчивое состояние их вегетативного статуса.

В процессе исследования влияния метода КОС на состояние здоровья и развития детей в возрасте 3-10 лет был выявлен ряд общих тенденций и у мальчиков и у девочек (табл.). Как видно из приведенных данных:

Таблица. Городская экспериментальная площадка Департамента образования г. Москвы «Здоровое образование», 2007/2008 учебные годы (800 детей из 12 дошкольных учреждений и 1 школы)

Параметры Возраст, годы

3 4 5 6 7 8 9 10

Девочки

Звуковая проба, с 8,6 8,9 10,6 11,7 13,4 13,7 13,3 13,3

Самооценка, усл. ед. 5,5 5,2 5,4 5,5 6,5 6,1 5,7 5,9

Память, усл. ед. 17,6 32,5 55,7 65,4 43,8 36,6 24,0 12,3

Мальчики

Звуковая проба, с 9,0 8,5 10,2 11,9 14,6 15,2 14,5 12,8

Самооценка, усл. ед. 5,7 5,3 5,7 5,9 6,2 6,5 6,1 5,6

Память, усл. ед. 14,3 29,0 50,9 73,2 34,5 33,9 22,9 12,3

123

ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОЙ ПЕДИАТРИИ /2011/ ТОМ 10/ № 2

Обмен опытом

124

а) самооценка в возрасте от 3 до 7 лет колеблется между 5 и 6 баллами (шкала Дембо-Рубинштейн), а к 9-10 годам незначительно снижается;

б) показатели функции внешнего дыхания (звукодыхательный тест) постепенно возрастают к 7-8 годам, и далее незначительно снижаются;

в) показатели памяти (число строчек стихов или песен, выученных наизусть в течение прошедшего месяца) резко повышаются к началу обучения в школе, и далее так же резко снижаются.

Выявленные закономерности подтвердили выдвинутую в начале статьи гипотезу исследования о возникновении феномена «детского адаптоза» в процессе осуществления ребенком образовательной деятельности.

Особый интерес в исследовании вызвали результаты взаимовлияния когнитивных и соматических функций:

• показатели когнитивной сферы (память) значительно возрастают не только при организации поведенческого акта (в алгоритме: звук-образ-движение), но также после выполнения физических нагрузок (тест на скоростную выносливость);

• визуализация данных тестирования значительно усиливает мотивацию здорового поведения у дошкольников и младших школьников, что сказывается на увеличении показателей;

• уровень самооценки у детей коррелирует с состоянием иммунной сферы (повышение уровня самооценки соответствует снижению заболеваемости и, наоборот, снижение — к повышению);

• показатели состояния соматической сферы (сила, определенная с помощью динамометрии, и скоростная выносливость — по числу приседаний) значительно возрастают (от 10 до 30%) при проведении тестирования в виде детских игр здоровья — Здравиады (социальна мотивация здоровья) и создании определенного психоэмоционального настроя (ролевая игра, предварительное пропевание соответствующей песни или прослушивание музыки);

• при одинаковом соотношении длины вдоха и выдоха показатели функции внешнего дыхания и вегетативного гомеостаза ближе к норме при дыхании во время пения, чем просто дыхании;

• выявление в процессе ежегодного проведения экспресс-тестирования в группах и на Здравиаде «функционального профиля» ребенка (музыкального, художественного, театрального, рациональномыслительного, двигательного) способствует формированию мотивации оздоровительно-развивающей деятельности.

Представленные выше данные были получены в процессе исследований, сделанных на различных выборках детского и взрослого населения.

Более многочисленное (популяционное) исследование было организовано в городе Набережные Челны (Республика Татарстан), где метод КОС (в виде Сонатал-педагогики) получил наибольшее распространение [4]. Начало работы в Набережных Челнах было положено

приказом Управления здравоохранения (№ 21 от января 1995 г.) по организации кабинетов пренатального воспитания методами пренатального развития Сонатал в лечебно-профилактических учреждениях. В 1997 г. Управлением здравоохранения был издан приказ о выделении индивидуального штатного расписания для кабинетов пренатального воспитания (врач, медицинская сестра, музыкальный работник-аккомпаниатор). В дальнейшем работа в кабинетах пренатального воспитания с применением метода Сонатал строилась с учетом «Методических рекомендаций по пренатальной педиатрии для участковых сестер» [5], подготовленных на основе городской программы «Пренатальная педиатрия», утвержденной Управлением здравоохранения города Набережные Челны МЗ Республики Татарстан. За 15 лет работы через кабинеты пренатального воспитания прошло более 31 тыс. беременных женщин.

Исследования, проведенные в городе, показали, что вовлечение большого контингента беременных женщин и детей в оздоровительную работу кардинально влияет на улучшение их здоровья. Так, показатели грудного вскармливания в группе «сонатальных» детей к одному году в среднем составили 84%, тогда как контрольной — 58%. К одному году жизни детей основной группы с 1-й группой здоровья было в 4 раза больше, чем в контрольной.

После рождения с детьми, прошедших Сонатал-школу, продолжали заниматься в специально созданных при детских поликлиниках и некоторых детских садах группах раннего развития (программа «Интоника»). После 3 лет дети могли продолжить оздоровительные занятия в рамках Сонатал-педагогики в большинстве дошкольных учреждений города (программа «Здравствуй!»).

В настоящее время при Набережно-Челнинском государственном педагогическом институте создана лаборатория Сонатал-педагогики, основным направлением которой является обобщения полученного в городе опыта и распространение его по всей территории Республики Татарстан.

Заключение

Исследования показали, что сеансы пренатальной санации по методу Сонатал активизируют жизнедеятельность плода, что приводит к улучшению процессов пренатального системогенеза, благополучному протеканию родов, успешному развитию ребенка после рождения. Когносомное развитие ребенка по программам Сонатал-педагогики дает возможность на каждом отрезке онтогенеза определять функциональный профиль личности, позволяя решать стратегические задачи по организации наиболее успешного маршрута развития личности. Опыт работы города Набережные Челны в области применения метода КОС на разных этапах детского онтогенеза показал, что наиболее эффективным является его применение в виде модели непрерывной системы сопровождения развития ребенка, начиная с внутриутробного развития и до 7 лет жизни в большинстве детских лечебно-профилактических и образовательных учреждениях города.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Дети в России. 2009: Стат. сб. / ЮНИСЕФ, Росстат. — М.: ИИЦ «Статистика России», 2009. — С. 24-29.

2. Лазарев М. Л., Лазарев И. М. Пренатальное право // Права ребенка. — 2011; 66-67.

3. Анохин П. К. Очерки по физиологии функциональных систем. — М.: Медицина, 1975. — 448 с.

4. Сонатал-педагогика в Набережных Челнах / под ред. Ф. Г. Ахмерова и др. — Набережные Челны, 2007. — 239 с.

5. Кашаева Т. В., Зотова Л. Н., Хенвен В. Б. Методические рекомендации по пренатальной педиатрии для участковых сестер. — Набережные Челны, 2004. — С. 5-7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.