К читателю
Образование как выход из-за стен школы
Education as Learning Outside the Classroom
Аннотация. Во вступительной статье журнала в номер с темой «Образование за пределами школы» дается обзор ключевой проблематики номера в контексте общих трендов всеобщего охвата населения образованием и одновременно актуализации деин-ституционализации практик образования. В номере обсуждаются практики естественно-научного и экологического образования, формы построения дополнительного образования детей и подростков за пределами школы, роль и место наставничества и наставников в реализации проективных форм образования на основе исследовательской деятельности.
Ключевые слова: образование за пределами школы, выход за пределы заданного, дополнительное образование, экологическое образование, естественно-научное образование, наставник, исследовательское обучение
Abstract. The introductory article of this issue, which topic is "Education Outside the Classroom", provides an overview of the key issues in the context of general trends in universal education coverage and at the same time the current trend of deinstitutionalization of educational practices. The issue discusses the practices of natural science and environmental education, the forms of organizing supplementary education for children and teenagers outside the classroom, the role and place of mentoring and mentors in the implementation of project-based forms of education based on research activities.
Keywords: education outside the classroom, going beyond the limits, supplementary education, environmental education, natural science education, mentor, inquiry-based learning
Существует устойчивый социальный стереотип, что образование — это только в стенах, где при входе висит табличка, на которой написано «Учреждение образования» (школа, колледж, институт, университет, центр дополнительного образования и др.). Появление образования связано с усложнением культуры, а следовательно, процессов освоения и присвоения культурных практик. Институционализация образования — это длительный и непростой процесс [Безрогов, 2008]. При том, что образование было изначально и сохраняется до сих пор
Обухов
Алексей Сергеевич,
кандидат психологических наук, доцент, ведущий эксперт Центра общего и дополнительного образования Института образования имени А. А. Пинского НИУ ВШЭ, главный редактор журнала «Исследователь/ Researcher», г. Москва e-mail: [email protected]
Alexey
Obukhov,
Ph. D. in Psychology, Associate Professor, Leading Expert of the Pinsky Centre of General and Extracurricular Education, Institute of Education, HSE University, Editor-in-Chief of the Researcher journal, Moscow
9
с. Лядины Каргопольского района Архангелской области. Экспедиция Школы №1553 имени В. И. Вернадского, июль 2023
с. Камунта Ирафского района Республики Северная Осетия - Алания. Экспедиция Колледжа «26 КАДР», август 2023
в неинституциональных формах [Безрогов, 2006]. Важно понимать, что всеобщий охват населения Земли институционализированным образованием активно начал происходить в первой половине ХХ века и до конца еще не завершился.
На сегодняшний день во многих странах существует всеобщее обучение, причем довольно длительное по времени. Так, в России обязательное основное общее образование составляет 9 классов. Сейчас фиксируется почти полный охват населения последующими ступенями образования, в то же время за последние годы наблюдается смещение: чуть больше людей стало поступать в СПО, меньше — в вузы, хотя несколько лет назад было противоположное соотношение [Малиновский, Шибанова, 2022; Дударев и др. 2017; Гохберг и др., 2022]. При этом, особенно в период пандемии COVID-19, обострился вопрос деинституционализации общего образования, возросла популярность ухода из школы и перехода на семейную форму образования [Вачкова и др., 2022; Поливанова и др., 2023; Добрякова, Юрченко, 2023].
Многочисленные исследования показывают, что использование семьями ресурса дополнительного образования детей повышает академическую успешность, агентность и возможности карьерного развития [Поливанова и др., 2020; Косарецкий и др. 2019; Косарецкий и др., 2022]. Активно развиваются идеи и практики, делающие город пространством образования и развития [Обухов, Савельева, 2019], происходит становление экосистемы образования как вне институциональных рамок, так и через развитие системы сетевого взаимодействия образования различных отраслевых принадлежностей [Заир-Бек и др., 2021].
Если говорить об исследовательском обучении, то в самом основании этого подхода заложена идея выхода за пределы заданного, привычного, освоенного как в реальном мире, так и в виртуальном [Обухов, 2023а; Обухов, 2023б]. Исследование — это всегда выход за пределы известного, ранее познанного, что чаще всего требует и реального выхода из-за стен класса и школы.
В этом и следующем номерах журнала мы представляем различные подходы и практики осуществления образования, выходящего за пределы стандартных рамок, сетки расписания уроков, здания школы.
В этом номере сделан отдельный фокус на различных вопросах естественно-научного образования с целью развития естественно-научной и экологической грамотности учащихся. В отдельном разделе на эту тему представлены статьи, в которых описаны реализованные проекты, методические разработки, опыт развития естественно-научной и экологической грамотности средствами исследовательского и проектного обучения.
Важно понимать, что такие социальные практики, как юннатское движение, школьные лесничества, кружки юных биологов и зоологов, опытные сельскохозяйственные пришкольные
Образование как выход из-за стен школы
Обухов Алексей Сергеевич
площадки, экологические тропы и др. — имеют длительную историю [Холостов, 1972; Дунаев, 2016; Дунаев, 2020; Савинов, Рупасов, 2017; Харитонов, 2008], не потеряли своей актуальности и сегодня. Они продолжают осуществляться в системе общего образования, но чаще разворачиваются в практике дополнительного образования детей и подростков.
В этом номере журнала мы продолжаем также серию публикаций [Антошкина, 2020; Подобедова, Авдеенко, 2022; Анненкова, 2022; Обухов и др. 2022; Пестрякова, 2022; Кузнецова, 2022а; Кузнецова, 2022б], направленных на выведение уроков по курсу «Окружающий мир» в начальных классах в мир вокруг школы. Представляем опыт создания экологической тропы как детско-взрослого проекта для детского лагеря. Представляем различные материалы, связанные с Всероссийским конкурсом «Человек на Земле». Раскрываем различные аспекты вовлечения учащихся в исследования в области экологии, изучения различных аспектов природы и природопользования. Раздел данного номера, посвященный естественно-научному образованию, продолжает и расширяет материалы по теме «Экологическая грамотность», которая ранее была раскрыта в № 1-2 2021 года журнала «Исследователь/Researcher».
Отдельный раздел этого номера посвящен теме «Дополнительное образование детей и образование за пределами школы». В разделе представлены различные образовательные проекты, события, мероприятия в сфере дополнительного образования детей, а также практики, которые вовлекают в познавательную активность, созидательную и исследовательскую деятельность учащихся за пределами школы. Дан обзор зарубежных и российских подходов к формированию репертуара программ дополнительного образования в школах. Приведен анализ возможностей и ограничений конкретной практики использования города как образовательного пространства. Выявлены образовательные и социальные эффекты выездных форм организации учебного процесса в школах. Представлено описание одного из этапов создания школьного музея-лаборатории по изучению хронотопа локации сельской школы — ранее описанного в нашем журнале проекта [Арендарчук, Жеренков, 2021; Крайнова и др. 2022], а также описаны иные практики музейной педагогики. Описаны результаты онлайн-проекта по вовлечению учащихся разных классов в изучение мира вокруг себя, за пределами школы и дома. Данный проект в формате марафона «Открываем мир» — пример масштабирования локального проекта «Парк онлайн», описанного ранее в нашем журнале [Обухов и др., 2020]. В ряде статей обсуждается вопрос ценности практики исследовательской деятельности в работе с детьми с ОВЗ. Описывается опыт археологических отрядов, проведение летних исследовательских школ, реализация туристических походов и др.
Петроглифы у г. Чолпон-Ата, озеро Иссык-Куль, Кыргызстан.
Международная исследовательская школа, июль 2023
с. Афимьино Вышневолоцкого района Тверской области. Поиск образцов для музея-лаборатории Холохоленской школы, май 2022
9
Естественно, что в ситуации внеурочных, нетипичных практик реализации образования трансформируется роль педагога. Педагог чаще всего начинает выступать в роли наставника — инициирующего, направляющего и поддерживающего взрослого, сопровождающего самостоятельную деятельность учащегося. Роль наставника для вовлечения и реализации продуктивных и результативных форм образования — ключевая. Модели наставничества, пути подготовки наставников, развитие различных компетентностей у наставников — важные вопросы, решение которых во многом определяет эффективность практики исследовательского и проектного обучения. Раздел этого номера журнала «Наставничество и наставник» продолжает тему «Наставничество», которая раскрывалась в ряде материалов № 1 2020 года журнала «Исследователь/Researcher» [Глазунова, 2020; Никольский, Неслуховская, 2020].
Выйти самому и вывести ученика за пределы заданного, привычного, обычного — важно во многих отношениях. И в первую очередь для того, чтобы сохранять интерес к практике образования, видеть в процессе обучения и воспитания не рутину, формализм и скуку, а увлекательное приключение. И?
Анненкова, 2022 — Анненкова А. М. Анализ учебников начальной школы с точки зрения потенциала для развития экологической грамотности // Исследователь/Researcher, 2022. № 3-4. С.266-275.
Антошкина, 2020 — Антошкина Е. А. Сценарии проведения уроков по курсу «Окружающий мир» в 1 классе на пришкольной территории // Исследователь/Researcher, 2020. № 3. С. 166-175.
Арендарчук, Жеренков, 2021 — Арендарчук А. В., Жеренков А. Г. Формирование картины места: метод и пример // Исследователь/Researcher, 2021. № 1-2. С. 70-81.
Безрогов, 2006 — Безрогов В. Г. Сравнительная педагогика: неинституализированные формы обучения в образовательных традициях стран Африки, Азии, Европы. — М.: ИТИП РАО, 2006. 291 с.
Безрогов, 2008 — Безрогов В. Г. Традиции ученичества и институт школы в древних цивилизациях. — М.: Памятники ист. мысли, 2008. 458 с.
Вачкова и др., 2022 — Вачкова С. Н, Петряева Е. Ю, Климов И. А. и др. Исследование получения школьного образования в форме семейного образования в большом городе / Под ред. С. Н. Вачковой, Е. Ю. Петряевой. — М.: ООО «Грин Принт», 2022. 68 с.
Глазунова, 2020 — Глазунова О. В. О различных подходах к практике наставничества и сопровождения проектных и исследовательских работ // Исследователь/Researcher, 2020. № 1. С. 104-134.
Гохберг и др., 2022 — Гохберг Л. М., Кузьмичева Л. Б., Озерова О. К. и др. Образование в цифрах: 2022: краткий статистический сборник. — М.: НИУ ВШЭ, 2022. 132 с.
Добрякова, Юрченко, 2023 — Добрякова М. С., Юрченко О. В. Агентность и семейные образовательные стратегии: между сильной школой и свободой анскулинга: информационный бюллетень. — М.: НИУ ВШЭ, 2023. 60 с.
Дударев и др., 2017 — Дудырев Ф. Ф, Козлов В. А., Кузеванова Ю. В., Шабалин А. И. Система среднего профессионального образования Российской Федерации в 2005-2030 гг.: влияние демографических факторов. — М.: НИУ ВШЭ, 2017. 28 с.
Дунаев, 2016 — Дунаев Е. А. Биологические кружки при Зоологическом музее МГУ: История и современность // Зоологические исследования/Zoologicheskie Issledovania, 2016. № 19. С. 168-184.
г. Ростов Великий, общелицейский выезд Школы №1553 имени В. И. Вернадского, сентябрь 2023
Литература:
Образование как выход из-за стен школы
Обухов Алексей Сергеевич
Дунаев, 2020 — Дунаев Е. А. Мысли о юннатском движении // Исследователь/Researcher. 2020. № 3. С. 138-157.
Заир-Бек и др., 2021 — Заир-Бек С. И., Мерцалова Т. А., Анчиков К. М. Актуальные характеристики школьной образовательной экосистемы: информационный бюллетень. — М.: НИУ ВШЭ, 2021. 44 с.
Косарецкий и др., 2019 — Косарецкий С. Г., Гошин М. Е, Беликов А. А. и др. Дополнительное образование детей в России: единое и многообразное / Под ред. С. Г. Косарецкого, И. Д. Фрумина. — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. 277 с.
Косарецкий и др., 2022 — Косарецкий С. Г., Гошин М. Е, Иванов И. Ю. Участие школьников в дополнительном образовании: информационный бюллетень. — М.: НИУ ВШЭ, 2022. 52 с.
Крайнова и др., 2022 — Крайнова П. О., Обухов А. С., Арендарчук А. В. Экспедиция в рамках проекта «Открываем Россию заново» НИУ ВШЭ для создания школьного краеведческого музея-лаборатории // Исследователь/Researcher, 2022. № 3-4. С. 326-332.
Кузнецова, 2022а — КузнецоваМ. И. Сценарий занятия с учащимися 3 класса «Вода в природе» по курсу «Окружающий мир» на пришкольном участке // Исследователь/Researcher, 2022. № 3-4. С. 305-309.
Кузнецова, 2022б — Кузнецова М. И. Сценарий занятия с учащимися 3 класса «Что такое почва?» по курсу «Окружающий мир» на пришкольном участке // Исследователь/Researcher, 2022. № 3-4. С. 310-315.
Малиновский, Шибанова, 2022 — Малиновский С. С., Шибанова Е. Ю. Доступность высшего образования в России: как превратить экспансию в равенство. — М.: НИУ ВШЭ, 2022. 78 с.
Никольский, Неслуховская, 2020 — Никольский В. С., Неслуховская А. В. Компетенции наставника проектного обучения и его роль в освоении проектного подхода учащимися // Исследователь/ Researcher, 2020. № 1. С. 135-143.
Обухов и др., 2020 — Обухов А. С., Рытикова Н. А., Васькова Е. Д. и др. «Парк онлайн»: вовлечение школьников в поисковую активность и исследовательскую деятельность в ситуации дистанционного обучения // Исследователь/Researcher, 2020. № 3. С. 176-249.
Обухов и др., 2022 — Обухов А. С., Артюх А. А., Кузнецова М. И., Пестрякова М. Д. Анализ учебников по курсу «Окружающий мир»: выделение тем для освоения в мире вокруг школы // Исследователь/Researcher, 2022. № 3-4. С. 276-298.
Обухов, 2023а — Обухов А. С. Исследовательская деятельность учащихся в новой нормальности: реальное, виртуальное, дистанционное // Исследователь/Researcher, 2023. № 1-2. С. 10-16.
Обухов, 2023б — Обухов А. С. Исследовательская и проектная деятельность учащихся в современной России: перспективная рефлексия // Исследователь/Researcher, 2023. № 1-2. С. 18-34.
Обухов, Савельева, 2019 — Обухов А. С., Савельева Д. И. Город открытий. Методология образовательного туризма в мегаполисе // Исследователь/Researcher, 2019. № 4. С. 12-47.
Пестрякова, 2022 — Пестрякова М. Д. Сценарий занятия с учащимися 1-го класса «Во дворе школы» по курсу «Окружающий мир» на пришкольном участке // Исследователь/Researcher, 2022. № 3-4. С. 299-304.
Подобедова, Авдеенко, 2022 — Подобедова А. Д., Авдеенко Н. А. Российские учебники по окружающему миру в контексте формирования естественнонаучной грамотности // Исследователь/ Researcher, 2022. № 3-4. С. 253-265.
Поливанова и др., 2022 — Поливанова К. Н, Бочавер А. А., Павленко К. В., Сивак Е. В. Образование за стенами школы. Как родители проектируют образовательное пространство детей. — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2020. 384 с.
Поливанова и др., 2023 — Поливанова К. Н., Ахмеджанова Д. Р., Любицкая К. А., Струкова А. С. Выбор альтернативного образования в России: мотивы и социальные характеристики семей: информационный бюллетень. — М.: НИУ ВШЭ, 2023. 28 с.
Савинов, Рупасов, 2017 — Савинов И. А., Рупасов С. В. Деятельная любовь к природе: Заповедники и юннатское движение в России // Химия и жизнь — XXI век, 2017. № 5. С. 44-49.
Харитонов, 2008 — Харитонов Н. П. Исследуем природу! — М.: Библиотека журнала «Исследователь/Researcher», МИОО, 2008. 189 с.
Холостов, 1972 — У истоков юннатского движения / Сост. В. Г. Холостов. — М.: Просвещение, 1972. 223 с.