Экспедиции и образователь-
ные путешествия
А
Крайнова
Полина Олеговна,
аспирант, аналитик, преподаватель Института образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», заместитель главного редактора журнала «Исследователь/ Researcher», г. Москва
e-mail: po-krainova@ yandex.ru
Обухов
Алексей Сергеевич,
кандидат психологических наук, доцент, ведущий эксперт Центра общего и дополнительного образования имени А. А. Пинского Института образования НИУ ВШЭ, главный редактор журнала «Исследователь/ Researcher», г. Москва
e-mail: aobuhov@hse.ru
Экспедиция в рамках проекта «Открываем Россию заново» НИУ ВШЭ для создания школьного краеведческого музея-лаборатории
Expedition Under the Rediscovering Russia Project, HSE University, to Create a School Local History Museum-laboratory
Аннотация. С 12 по 19 мая 2022 года в деревне Афимьино Вышневолоцкого городского округа Тверской области состоялась экспедиция студентов из Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». Цель экспедиции — разработка научной концепции школьного краеведческого музея-лаборатории для Холохоленской СОШ. За неделю экспедиции студентам удалось изучить уникальный контекст местности, который задает содержание музея-лаборатории, спроектировать общее видение экспозиции музея, сформулировать ближайшие задачи, распределить их между заинтересованными учителями и учениками, а также самими студентами НИУ ВШЭ, взявшими шефство над ребятами из Афимьина.
Ключевые слова: школьное краеведение, музейная педагогика, музей-лаборатория, исследовательская деятельность учащихся, экспедиция, сельская школа
Abstract. From May 12 to May 19, 2022, an expedition of students from HSE University took place in Afimino village, Vyshnevolotsky city district, Tver oblast (region). The goal of the expedition was to develop a scientific concept of the school local history museum-laboratory for the Holokholenka Secondary School. During the week of the expedition, students were able to study the unique context of the area, which defines the content of the museum-laboratory. They also managed to design a common vision of the museum's exposition, formulate immediate tasks and
Крайнова П. О., Обухов А. С., Арендарчук А. В.
distribute them among interested teachers and students as well as HSE students themselves, who took patronage of the children from Afimino.
Keywords: local studies at school, museum pedagogy, museum-laboratory, research activity, expedition, rural school
Деревня Афимьино Вышневолоцкого городского округа Тверской области как место создания музея-лаборатории выбрана неслучайно. Рядом с селом находится богатая экосистема большого болота, которое служит местом остановки перелетным птицам. В деревне сохранилось несколько строений усадьбы и парк вышневолоцких дворян Тыртовых, восстанавливается Успенская церковь. А окрестности деревни — уникальное место с точки зрения геологии и палеонтологии. Особенность этого места — залегающие близко к поверхности отложения осадочных пород, в первую очередь — известняки, относящиеся к ордовикскому периоду развития Земли. Обычно породы ордовика расположены здесь на глубине нескольких сот метров. Но в результате действия ледников, принесших горные породы этого же периода, располагавшиеся на территории современной Ленинградской области, они оказались на поверхности; такие отложения называют еще «ледниковыми отторженцами».
Известняк, находящийся в этих ледниковых отторжен-цах, интересен не только сам по себе, но и тем, что в нем в большом количестве сохранились обитатели ордовикских морей — организмы, вымершие более четырехсот миллионов лет назад, которых мы находим сегодня в виде окаме-нелостей. При этом в обнажениях, расположенных в соседних деревнях, можно найти обитателей разных биотопов: в Рогачево чаще всего находятся шаровики и трилобиты, а всего в трех километрах отсюда, на окраине деревни Крутец, можно обнаружить окаменелости головоногих и брюхоногих моллюсков, которых нет в Рогачево. И сами породы в обнажениях разные, например, в одном из обнажений окаменелости окрашены в красный цвет из-за большого количества оксида железа в породах.
У этой экспедиции уникальный набор участников. Прежде всего, инициатор проекта — А. В. Арендарчук — не студент и не сотрудник Вышки, не житель Афимьина (это его жена — уроженка Афимьина, в прошлом — ученица той самой Холохоленской школы), но искренне заинтересованный в сохранении и изучении природного и культурного наследия этого места человек. Все началось с того, что однажды Александр Викторович вместе с сыном обнаружили в обнажении известняка в окрестностях Афимьина окаменелости, начали их изучать, а затем уже возник замысел по передаче знаний об уникальных породах и найденных окаменелостях
Арендарчук
Александр Викторович,
кандидат технических наук, доцент Московского информационно-технологического университета -Московского архитектурно-строительного института, г. Москва
e-mail: alexat@mail.ru
Polina
Kraynova,
Ph. D. Student, Analyst, Lecturer of Institute of Education, National Research University Higher School of Economics (HSE University), Deputy Editor-in-Chief of the Researcher journal, Moscow
Alexey
Obukhov,
Ph. D. in Psychology, Associate Professor, Leading Expert of the A. Pinsky Center of General and Supplementary Education, Institute of Education, HSE University, Editor-in-Chief of the Researcher journal, Moscow
Alexander
Arendarchuk,
Ph. D. in Technology, Associate Professor of the Moscow Information Technology University -Moscow Institute of Architecture and Civil Engineering, Moscow
местным школьникам. Далее последовали встречи с учителями Холохоленской школы в 2019 году, совместные выезды на геологические обнажения уже вместе со школьниками, и вот наконец возникла идея создания школьного музея.
Концепция музея-лаборатории была предложена совместно А. С. Обуховым и А. В. Арендарчуком на основе смыслового конструкта «картина места», который впервые был выдвинут в статье [Обухов, 2019] и далее развит в [Арендарчук, 2021].
А. В. Арендарчук для развития идеи музея-лаборатории обратился в Институт образования НИУ ВШЭ как заказчик проекта, который был предложен магистрантам в рамках их проектной деятельности. Предварительно, зимой 2021-2022 года, студентами была проведена большая аналитическая работа в рамках «Ярмарки проектов» НИУ ВШЭ по изучению истории школьного краеведения, выявления кейсов по школьным краеведческим музеям и исследованиям учащихся в области краеведения. Обзоры о практиках школьного краеведения в России в XX веке и анализ зарубежных практик и исследований в области Local Studies и Place-based Education опубликованы в журнале «Исследователь/Researcher» [Андриевич, 2022; Анненкова, 2022; Чуковская, 2022].
На следующем этапе была подана заявка на программу поддержки студенческих экспедиций «Открываем Россию заново». Цель этой программы — погружение студентов с помощью полевых экспедиций в изучаемую реальность для преодоления фундаментального разрыва между теоретическими схемами, усваиваемыми в процессе обучения, и действительностью российской жизни. И действительно, музей-лаборатория в Афимьино — это проект-вызов, в котором команда ищет баланс между грандиозными и амбициозными идеями и реальностью самой обычной сельской школы.
Инициаторами заявки и руководителями экспедиции от НИУ ВШЭ стали Ксения Романовна Романенко (руководитель магистерской программы «Доказательное развитие образования») и Алексей Сергеевич Обухов (ведущий эксперт Центра общего и дополнительного образования имени А. А. Пинского Института образования НИУ ВШЭ). Алексей Сергеевич добавил замыслу новый — деятельностный ракурс. Музей чаще всего является статичной экспозицией заданных экспонатов, но для этого проекта было особенно важно создать пространство для деятельности, творчества, созидания самими школьниками. Важно, чтобы они не только знакомились с территорией, окружающей их, но и брали на себя активную роль исследователей своего родного края — краеведов. Так появилась концепция создания на базе Холохоленской школы музея-лаборатории — пространства, сочетающего в себе экспозиционную часть с исследовательской площадкой.
Крайнова П. О., Обухов А. С., Арендарчук А. В.
Вторым этапом проекта являлась экспедиция в деревню Афимьино, прошедшая с 12 по 19 мая 2022 года. Команда экспедиции собиралась из очень разных участников: присоединились сотрудники и студенты Института образования, аспиранты, магистры программ «Доказательное развитие образования», «Педагогическое образование», бакалавры разных факультетов, обучающиеся на майноре «Стань профессором: мастерство преподавания в цифровую эпоху», реализуемом Институтом образования. Среди участников экспедиции не только студенты с культурологии, геоинформационных технологий, медиакоммуникации, но и с прикладной математики, компьютерной лингвистики. А уже на месте, в Афимьино, в работу команды активно включились учителя и ученики Холохоленской школы, Александр Викторович и его сын-восьмиклассник Михаил, учащийся московской школы № 2005.
Экспедиция началась с погружения в контекст места, с которым предстояла работа: студенты осматривали Вышний Волочек и окрестности Афимьина, знакомились с краеведческим сообществом региона. Затем последовало погружение в контекст самой школы: знакомились с директором, учителями истории и географии, заинтересованными учениками. Проводили наблюдение и брали интервью. Уточняли запросы и возможности, проблемы и желания самих афимьинцев. Осмотрели и филиал Холохоленской школы в Ильинском.
Вместе с доцентом Тверского государственного университета, кандидатом географических наук А. Г. Жеренковым участники экспедиции осмотрели обнажения ледниковых отторженцев Вышневолоцко-Новоторжской гряды, включая и окрестность Афимьина, отыскали и сохранили на память окаменелости древних животных. Большая часть найденных образцов окаменелостей была передана А. С. Обуховым руководителю исследовательской специализации «Геология и минералогия» московской школы № 1553 имени В. И. Вернадского, кандидату геолого-минералогических наук Е. М. Гурвич, с надеждой, что Елена Моисеевна вдохновится и поедет с лицеистами в Афимьино для проведения более детальных исследований на местности, подключив к ним и местных школьников.
На основе собранной информации была организована проектировочная сессия, в ходе которой было сформировано видение музея-лаборатории в Холохоленской школе. Началось проектирование самого наполнения музейной экспозиции, истории, которую она будет рассказывать. В рамках этого этапа был составлен перечень имеющихся и возможных экспонатов музея, а также сформулированы дальнейшие шаги, которые необходимо совершить для каталогизации экспонатов, определены программы, необходимые для этого, ответственные участники экспедиции для обучения школьников работе в этих программах.
Один из важнейших результатов экспедиции — пробуждение интереса школьников и учителей к создаваемому проекту музея-лаборатории. Рождение этого интереса стало особенно заметно на этапе планирования дальнейших шагов, которые нужно будет совершить для воплощения замысла: с готовностью распределяли задачи и взяли на себя ответственность и сами афимьинцы, которым предстоит на месте реализовывать задуманное, и участники экспедиции, которым предстоит уже из Москвы курировать, направлять, технически поддерживать дальнейшую работу в Холохоленской школе.
Другой важный результат — индивидуальная польза для личных траекторий как участников экспедиции, так и встречающих их школьников. Среди участников экспедиции студенты совершенно разных программ, с совершенно разными навыками и опытом. «Я сама училась в сельской школе какое-то время, поэтому меня так заинтересовал этот проект. Сейчас учусь на компьютерной лингвистике и совсем не думала, что моя сфера может тут пригодиться. Но мы придумали, что можно было бы включить берестяные грамоты в экспозицию музея, — вот и пересечение. А для меня лично был очень полезен опыт общения с людьми старше меня, я пообщалась с теми, кто учится на программах, на которые хотела бы поступить в будущем», — делится участница экспедиции, студентка бакалавриата Анна Феопентова.
А ученица 11-го класса Холохоленской школы Варвара Сорокина рассказывает: «Несколько лет назад я решила, что хочу поступить на исторический факультет. А за время экспедиции ребят из Вышки в нашу школу я вообще поняла, что хотела бы поступить на направление археологии. Мне нравится копаться в земле, находить что-то. Может быть, у меня получится делать что-то полезное для музея, для поселка в рамках своих курсовых работ, прохождения практики. Я чувствую, что у меня появилась большая привязанность к этому месту: мне оно очень нравится, а еще и такая богатая история у него — я его еще больше стала любить».
Участники сессии разработали под ближайшие задачи технические задания для членов действующей команды экспедиции, но главное — сформулировали описание конкретных ближайших шагов для заинтересованных участников из самой школы. Некоторые из поставленных задач требуют специальных навыков, связанных с освоением новых программ и методов, — для их реализации студенты НИУ ВШЭ взяли шефство над учениками Холохоленской школы. Такое взаимодействие полезно и для развития личных качеств учеников. «Когда в первый день девушки из Вышки спрашивали у нас, что нам не нравится, — я сразу сказала: работать в группе. А вот в последние несколько дней я поняла, что мне это начало нравиться, я готова к групповой работе, мне стало нравиться общаться», — рассказывает Варвара.
Крайнова П. О., Обухов А. С., Арендарчук А. В.
Поскольку речь идет о разработке музея-лаборатории, то есть пространства, предполагающего активное творческое включение школьников, отдельным направлением разработок было проектирование возможных тем исследовательской деятельности, вытекающих из содержания музея и одновременно дополняющих его.
У этой задачи есть также важная социальная функция: направление деятельности школьников во внеурочное время. Как показали интервью — и у сотрудников школы, и у родителей учеников есть большой запрос на то, чтобы направить деятельность школьников в конструктивное русло во внеучеб-ное время. «Мы надеемся, что этот проект будет захватывать все больше учеников школы. Потому что у нас здесь не очень много развлечений для ребят. И было бы здорово, чтоб работа в музее-лаборатории стала для них таким досугом — полезным, образовательным. Заинтересовала бы их, чтобы они не просто без дела бродили, а ходили бы на тот же карьер искать окаменелости. Может быть, и родители включатся: они проявляли интерес, подходили, спрашивали, когда видели, что мы едем все вместе на карьер. Может быть, они тоже вовлекутся в какую-то совместную деятельность с детьми, может быть, это станет началом маленькой семейной традиции... Мы надеемся через это привить детишкам интерес к истории вообще, к истории родного края», — делится учитель истории Марина Евгеньевна Орлова.
Особенности Афимьина открывают возможности для реализации проектов, связанных с этим местом, в очень разных сферах. Это и топонимика, и экологические исследования на базе особо охраняемой природной территории регионального значения — болота Афимьино. Это и социальные, экономические темы, такие, например, как хозяйственная роль известняка, и проекты по изучению и восстановлению усадьбы Тыртовых, находящейся в Афимьино, приусадебного парка. Важным ресурсом, не используемым школой ранее, является находящийся неподалеку от Афимьина керамический завод, для сотрудничества с которым также были сформулированы возможные предложения, исследовательские и проектные работы вокруг его деятельности. Возможно, начало работы над краеведческими проектами в школьные годы, побудит будущих выпускников вернуться, помочь родному краю.
В последний день экспедиции состоялась встреча ее руководителей и ключевых инициаторов проекта, включая директора школы Маргариту Александровну Анянову, с заместителем главы Администрации Вышневолоцкого городского округа Еленой Леонидовной Галкиной, которая поддержала инициативу и обещала содействовать ее реализации.
Участница экспедиции, студентка бакалавриата Полина Егорова, делится впечатлениями: «Невероятное ощущение,
когда ты входишь в сельскую школу не с какими-то лекциями «смотрите, как мы умеем», а видишь, что учителя и дети правда заинтересованы, рады тебе, и им это действительно нужно, а ты действительно можешь помочь, дать этот импульс и школе, и конкретным детям.
Мне кажется, у этого проекта большие перспективы. Кажется, что любая школа будет мечтать о таком же краеведческом музее у себя и будет завидовать, что у них нет чего-то такого особенного. Но на самом деле, в каждом месте есть что-то особенное, есть своя история, которую важно найти, раскрыть. Это такая возможность для детей иметь что-то между школой и внешкольной жизнью, то есть музей — это такое связующее звено. Надеюсь, что как можно больше школ заинтересуются такими проектами».
Команда проекта уверена, что его ждут и третий, и четвертый этап... Ведь идей множество, заинтересованных учеников и учителей становится все больше, администрация городского округа поддерживает инициативу афимьинцев. В следующем году проект будет подан на конкурс поддержки школьных инициатив. Пока студенты Вышки взяли шефство над учениками Холохоленской школы и собираются открывать сбор средств для создания музея-лаборатории. По результатам экспедиции уже прошла защита выпускной квалификационной работы на магистерской программе «Доказательное развитие образования» Института образования НИУ ВШЭ [Артемчук, 2022]. А сколько еще открытий даст нам этот проект со стороны школьников! HSR
Литература:
Андриевич, 2022 — АндриевичМ. Н. Школьное краеведение в России: начало и первая половина ХХ века // Исследователь/Researcher, 2022. № 1-2. С. 39-43.
Анненкова, 2022 — Анненкова А. М. Школьное краеведение в России: вторая половины XX века // Исследователь/Researcher, 2022. №1-2. С. 44-50.
Арендарчук, Жеренков, 2021 — Арендарчук А. В., Жеренков А. Г. Формирование картины места: метод и пример // Исследователь/ Researcher, 2021. № 1-2. С. 70-81.
Артемчук, 2022 - Артемчук М. А. Локализация современных трендов музейной педагогики в проектировании музея сельской школы: выпускная квалификационная работа по направлению подготовки 38.04.04 «Государственное и муниципальное направление», образовательная программа «Доказательное развитие образования». — М.: Институт образования НИУ ВШЭ, 2022. (Рукопись).
Обухов, 2019 — Обухов А. С. Исследовательское краеведение: изучение топоса и хронотопа мира вокруг себя // Исследователь/Researcher, 2019. № 4. С. 6-11.
Чуковская, Илюшин, 2022 — Чуковская А. А., Илюшин Р. В. «Выйти из класса»: анализ зарубежных практик и исследований в области Local Studies и Place-Based Education // Исследователь/Researcher, 2022. № 1-2. С. 51-61.