К читателю
Обухов
Алексей Сергеевич,
кандидат психологических наук, доцент, ведущий эксперт Центра общего и дополнительного образования Института образования НИУ ВШЭ, главный редактор журнала «Исследователь/ Researcher», г. Москва
e-mail: [email protected]
Alexey
Obukhov,
Ph. D. in Psychology, Associate Professor, Leading Expert of the Center of General and Supplementary Education, Institute of Education, HSE University, Editor-in-Chief of the Researcher journal, Moscow
Исследовательская деятельность учащихся в новой нормальности: реальное, виртуальное, дистанционное
Student Research Activity in the New Normality: Reality, Virtuality, Distance Learning
Аннотация. Ключевой проблемой XII международной конференции «Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве», прошедшей в Москве в ноябре 2023 года, была выбрана «Исследовательская деятельность учащихся в новой нормальности: реальное, виртуальное, дистанционное». Эта тема естественно возникла после периода пандемии и вынужденной ситуации массового использования онлайн-фор-матов реализации практики образования, в том числе реализации исследовательской деятельности учащихся. Наработки и исследования эффектов вовлечения, мотивации и самоэффективности учащихся, занимающихся исследованиями на цифровых платформах, привели нас к обоснованным рекомендациям по совершенствованию данных практик уже в ситуации возвращения в офлайн-форматы обучения. Представлены основные параметры модели онлайн-кружков, сопровождающих исследовательскую деятельность учащихся.
Ключевые слова: исследовательская деятельность учащихся, новая нормальность, виртуальная реальность, офлайн-обучение, онлайн-обучение, гибридные форматы обучения, цифровые платформы обучения
Abstract. The key problem of the XII International Conference "Student Research Activity in the Modern Educational Space", held in Moscow in November 2023, was defined as "Student Research Activity in the New Normality: Reality, Virtuality, Distance Learning". This topic naturally arose after the pandemic and the forced situation of mass use of online formats for the implementation of educational practice, including research activities of students. The studies of the effects of involvement, motivation and self-efficacy of students engaged in research on digital platforms have led us to sound recommendations for improving these practices in the situation of returning
Обухов Алексей Сергеевич
to offline learning. The main criteria of the model of online clubs accompanying the research activities of students are presented. Keywords: research activity of students, new normality, virtual reality, offline learning, online learning, hybrid learning formats, digital learning platforms
Период, который мы прожили в ситуации всемирной пандемии COVID-19, существенно изменил наши практики в разных сферах жизнедеятельности, особенно в сфере образования (как основного, так и дополнительного). Резкий переход всех с офлайн обучения на онлайн, потом снова в офлайн, снова в онлайн... Эти перестроения давались непросто. По разным причинам также начали распространяться еще более сложные форматы реализации практики образования — гибридные.
Наш журнал одним из первых представил масштабный проект вовлечения учащихся в исследовательскую деятельность в онлайн-форматах (проект «Парк онлайн») [Обухов и др., 2020]. Мы представляли обзор цифровых инструментов для организации и сопровождения исследовательской и проектной деятельности учащихся в старшей школе [Минжулина, Обухов, 2022].
С 2020 года проведено множество исследований и издано множество аналитических материалов по различным цифровым инструментам, позволяющим эффективно осуществлять практики образования в онлайн-форматах [Абанкина и др., 2020; Бекова и др., 2021; Бессилина и др., 2020; Карлов и др. 2020; Козлов и др. 2020; Косарецкий и др., 2020; Сивак и др., 2022; и др.]. Выпущены специальные номера различных журналов по данной теме [Обухов, 2022].
В 2020 и 2021 гг. Всероссийский конкурс исследовательских работ имени В. И. Вернадского был проведен онлайн, а в
2022 и 2023 гг. стал проводиться и в офлайн-, и в онлайн-форма-тах. Это позволило принять участие в конкурсе максимальному числу участников, в том числе тем, для кого очное участие было бы затруднительны. При этом удалось в офлайн-формате вернуться к максимально широкой реализации образовательной программы конкурса, что не всегда возможно онлайн.
Всероссийский конкурс исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я — исследователь» в 2021 и 2022 годах проходил онлайн, а в
2023 году опыт онлайн-проведения, который был трансформирован в методические рекомендации [Трифонова, 2021], позволил начать реализацию данного конкурса и среди воспитанников госпитальных школ проекта «УчимЗнаем». И дальше этот конкурс будет развиваться в гибридном формате: офлайн для детей в «обычных» условиях обучения и онлайн для детей, находящихся на длительных сроках лечения.
Фестиваль краеведческих объединений
«Краефест» [Глазунова, 2022] на разных этапах стал
мучндоетиикч« «яиц
Исследователь
_¡ai) Researcher
Ч^ 7
Достижение цели и выбор
реализовываться в онлайн, офлайн и смешанных форматах, что позволило осуществить масштабное вовлечение не только команд из разных регионов, но и трекеров из разных городов.
Международную исследовательскую школу в 2021 году мы провели онлайн, а в 2022-м — в гибридном формате. Онлайн-формат оказался вполне реалистичен для данного проекта. Несмотря на большие сложности с часовыми поясами, можно выстроить работу исследовательских команд так, что при распределении задач между участниками, работа может вестись почти круглосуточно. Все участники при этом находятся в одинаковых условиях, но на различных территориях. И разнообразие стран и регионов можно также использовать как ресурс для сопоставительных исследований. А вот гибридный формат показал, что дети находятся не в одинаковых условиях (очные и дистанционные участники), не могут участвовать на равных в большинстве элементов программы МИШ. И это привело к решению в 2023 году МИШ вернуть в офлайн-формат.
Еще весной 2022 года для XII Международной конференции «Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве» (http://issl-konf.ru/), прошедшей в ноябре 2022 года в Москве, мы сформулировали (через предварительное голосование в нашем сообществе) в качестве ключевой темы такую: «Исследовательская деятельность учащихся в новой нормальности: реальное, виртуальное, дистанционное». В этом и следующем номере журнала будут отражены основные материалы конференции. С видеозаписями пленарных докладов на конференции можно познакомиться на сайте: http://issl-konf.ru/video.
На конференции также были широко представлены результаты экспериментального исследования, которое было реализовано Центром общего и дополнительного образования имени А. А. Пинского Института образования НИУ ВШЭ совместно с платформой «ГлобалЛаб» при поддержке РФФИ — научный проект No 19-29-14190 «Развитие мотивации и самоэффективности школьников в изучении естественных наук через занятия в он-лайн-кружках (по программам дополнительного образования естественнонаучной направленности)» [Керша, Обухов, 2023].
Эксперимент на платформе «ГлобалЛаб» (1023 учащихся 7-9-х классов Хангаласского улуса Республики Саха, ставших участниками кружков естественно-научной направленности с исследовательской составляющей), а также реализация серии кружков, проведенных в методологии «исследование действием» (action research) дополнительно на других платформах (2020 год — кружок «Парк онлайн» для 150 6-классников московских школ на платформе Google Класса; 2021 год — кружок «Исследование онлайн» для 180 6-классников московских школ на платформе Google Класса; 2022 год — кружок в формате марафона «Открываем мир» для 1397 учащихся 1-11-х классов из
Обухов Алексей Сергеевич
28 регионов России на платформе «Реактор»; 2023 год — кружок «Исследование онлайн» для 110 6-классников московских школ на платформе Google Класса) позволили нам сформулировать обоснованные рекомендации для оптимальной модели организации онлайн-кружков для школьников с целью вовлечения их в исследовательскую и проектную деятельность.
Модель должна обладать следующими характеристиками:
1. Форма реализации кружка
1.1 — приоритет гибридных форматов реализации кружков или реализация онлайн-кружков на платформе с регулярными общими групповыми онлайн-встречами с учащимися в форматах «перевернутого класса» по поставленным и реализованным задачам, что поддерживает познавательную и социальную мотивацию и повышает самоэффективность;
1.2 — сочетание текстовых и иллюстративных инструкций с исследовательскими и проектными заданиями, заданными форматами для фиксации и представления данных, с краткой видео-инструкцией к заданию, имеющей мотивирующее и демонстрирующее способ действия значение (именно визуальные формы постановки задачи наиболее понятны и увлекательны для современных учащихся, что повышает их мотивацию и вовлеченность);
1.3 — на первом этапе включения учащихся в онлайн-круж-ки уделение особого внимания выравниванию цифровой грамотности участников, в особенности при освоении основного инструментария работы на той цифровой платформе, на которой реализуется кружок; возможность получения оперативной консультативной (тьюторской) поддержки при реализации поставленных задач в курсе онлайн-кружка, а также при возникновении технических проблем (освоение новых форм деятельности и новых инструментов требует первоначальной поддержки, чтобы не произошло снижения самоэффективности и демотива-ции при реализации предлагаемых содержательных задач).
2. Учет возрастных особенностей учащихся
2.1 — учет возвратных возможностей учащихся как в части самостоятельности (для младших школьников возможно соучастие взрослых, в том числе родителей, а начиная с 5-6-го класса — самостоятельное участие учащихся при организационной поддержке со стороны взрослых), так и в сложности задач (повышение сложности задач или маркировка задач по уровням сложности для разных возрастных групп); для повышения мотивации и самоэффективности важно, чтобы учащиеся находились все время в ситуации успешного решения задач в их индивидуальной и возрастной «Зоне ближайшего развития», имея возможность реализовать запрос на помощь и поддержку со стороны взрослых или более опытных сверстников;
2.2 — график и интенсивность деятельности в кружках важно варьировать с учетом возраста и периода реализации: чем младше учащиеся — тем кружки могут более краткосрочными, чем старше
ПЕРВЫЙ ЭТАП МИ1С
учащиеся — тем более длительными, в период интенсивного обучения по основным программам — не стоит перегружать по задачам, а в каникулярное время — интенсифицировать практические задания; также кружок может включать задачи развития навыка планирования и самоорганизации, что позволит повысить переживание самоэффективности. Чем старше учащиеся, тем важнее продуктивность деятельности в кружке поддерживать прагматическим и социальным подкреплением, в том числе, возможно, через системы зачета/перезачета результативности в курсах по общему образованию или через получение доступа к значимым новым образовательным и социальным ресурсам;
2.3 — простота/доступность инструментария для реализации задач или использование общедоступных цифровых инструментов с учетом возможностей учащихся разных возрастов (при достаточной новизне методов для учащихся), что позволит поддерживать высокий уровень познавательной мотивации.
3. Продуктивные виды деятельности
3.1 — доминирование продуктивных задач для инициирования деятельности учащихся (исследования и проекты), требующей освоения конкретных методов для экспериментирования, сбора и систематизации данных, измерений и т. п., подталкивающей к самостоятельному поиску ответов на различные вопросы на локальном материале (а не поиска готовых решений и ответов в Интернете), что дает большой ресурс для развития познавательной мотивации;
3.2 — информационные материалы, ссылки, тексты, видео на платформе должны подбираться и размещаться как дополнительные отсылочные материалы, полезные для реализации поставленных задач, что позволит более осмысленно и с большей мотивацией осваивать теоретический материал, значимый для развития естественно-научной грамотности;
3.3 — возможность реализации исследований и проектов как в индивидуальных, так и в групповых форматах, а также наличие форматов, в которых выполненные индивидуальные задачи при сборке в группе могут выходить на новый уровень обобщения, отражая ценность вклада каждого в общее дело (что повышает социальную мотивацию учащихся).
4. Пространство выбора и самоопределения учащихся
4.1 — наличие возможности выбора учащимися предметных линий обучения, а также выбора конкретных исследовательских или проектных заданий (как по содержанию, так и по формату реализации), что позитивно влияет на мотивацию и самодетерминацию деятельности;
4.2 — разнообразие по форматам реализации и способам представления результатов исследования и проектов в программе деятельности кружка для поддержания мотивации учащихся при освоении не только нового содержания, но и новых форм; наличие в курсе вариативности задач по пространству
Обухов Алексей Сергеевич
реализации (различающихся по методам исследования или основанных на проектировании на местности), в которых привязка к своей местности входит в задачу для решения самими учащимися, как и задач, возможных для реализации в условиях дома/класса, — это повышает общую мотивацию и самодетерминацию деятельности учащихся;
4.3 — наличие заданий различного уровня сложности (по временным и иным затратам), заранее маркированных для учащихся (например, уровни «прикосновения», «действия», «глубины» с разным коэффициентом в баллах оценивания — х1, х2, х3), что дает возможность развивать навык планирования, работать со своим уровнем притязаний.
5. Формирующие оценивание и обратная связь
5.1 — принцип накопительного оценивания по реализуемым задачам с визуализацией «прироста» своих достижений в виде продуктивных действий, когда каждый участник может «соревноваться» с самим собой, наглядно видя свой прогресс, что повышает мотивацию саморазвития и снижает дистресс риска неуспешности;
5.2 — наличие простой и понятной критериальной системы оценивания результатов выполнения заданий, отличающейся от школьной (0 — совсем не то и не так; 1 — попробовали выполнить, но не все получилось (при такой оценке обязательна обратная связь, что и как можно доработать); 2 — задача выполнена в полной мере, 3 — задание выполнено выше заданных требований, оригинально и др.), что мотивирует к саморазвитию и совершенствованию своих навыков;
5.3 — помимо критериального оценивания результатов выполнения заданий в баллах, важна оперативная и конструктивная обратная связь, поддерживающая и мотивирующая по стилю и рекомендующая конкретные действия по совершенствованию, развитию, доработке (при необходимости), что дает сочетание роста самоэффективности и развития конкретных навыков и способностей.
Также при реализации онлайн-форматов одновременного вовлечения учащихся из разных регионов России в исследовательскую деятельность (как в рамках марафона «Открываем мир», так и на марафоне «Краефеста») стало понятно, что важно учитывать климатические и социокультурные особенности различных регионов — необходима гибкость и наличие широкого набора исследовательских заданий, релевантных специфике климата, флоры и фауны различных территорий.
Данные рекомендации, анализ разнообразного опыта реализации исследовательской деятельности учащихся в непростой период с 2020 по 2022 годы, представленного на конференции в ноябре 2022 года, позволяет зафиксировать, что у нас расширились возможности по форматам и инструментам реализации задач по вовлечению детей и подростков в исследования.
$
Мы не отказываемся и понимаем ценность офлайн-форматов, при этом мы сохраняем зарекомендовавшие себя онлайн-форма-ты, а также, при необходимости, реализуем наиболее сложные гибридные форматы. Мы стали по-новому жить в новой нормальности и жить активно, деятельно, изобретая новые способы взаимодействия и формы реализации деятельности. Не будем «откатываться» назад, все вернув в состояние до 2020 года. Будем выстраивать свои перспективы будущего с расширенным опытом, с увеличенным разнообразием форматов организации исследовательской деятельности учащихся.
Литература:
Абанкина и др., 2020 — Абанкина И. В., Вавилова А. А., Зиньковский К. В. и др. Цыплят по осени считают: уроки COVID-19 для школ. — М.: НИУ ВШЭ, 2020. С. 52.
Бекова и др., 2021 — Бекова С. К., Груздев И. А., Калинин Р. Г. и др. Год на дистанте: с какими трудностями столкнулись студенты и чему нас научил массовый переход в онлайн. — М.: НИУ ВШЭ, 2021. С. 60.
Бессилина и др., 2020 — Бессилина Н. Н., Гребёнкина Н. А., Евстратова М. В. и др. Создание и использование образовательного контента: уроки для онлайн-обучения / Под общ. ред. А. В. Конобеева. — М.: НИУ ВШЭ, Институт образования, 2020. С. 48.
Глазунова, 2022 — Глазунова О. В. Все начинается с мечты... О фестивале краеведческих объединений «Краефест» // Исследователь/Researcher, 2022. № 1-2. С. 62-67.
Карлов и др., 2020 — Карлов И. А., Ковалев В. О., Кожевников Н. А. и др. Анализ цифровых образовательных ресурсов и сервисов для организации учебного процесса школ. — М.: НИУ ВШЭ, 2020. С. 72.
Керша, Обухов, 2023 — Керша Ю. Д., Обухов А. С. Экспериментальное исследование роли онлайн-кружков в повышении мотивации и самоэффективности учащихся в естествознании // Интеграция образования, 2023. Т. 27. № 2. С. 208-226.
Козлов и др., 2020 — Козлова М. В., Чернобай Е. В., Гасинец М. В., Федоров О. Д. Как сократить риски эпидемий, или Чем Health Literacy может помочь в решении этой проблемы? — М.: НИУ ВШЭ, 2020. С. 48.
Косарецкий и др., 2020 — Косарецкий С. Г. и др. Прогнозируемые потери для школьного образования из-за пандемии COVID-19: оценки и поиск способов компенсации. — М.: НИУ ВШЭ, 2020. С. 40.
Крупа и др., 2021 — Крупа Т. В., Лебедев А. А., Обухов А. С. Организация дополнительного образования школьников в цифровой среде: обзор исследований // Вестник Московского городского педагогического университета (Сер.: Педагогика и психология), 2021. № 3. С. 182-202.
Минжулина, Обухов, 2022 — Минжулина А. В., Обухов А. С. Цифровые инструменты для организации и сопровождения исследовательской и проектной деятельности учащихся в старшей школе // Исследователь/Researcher, 2022. № 3-4. С. 25-46.
Обухов и др., 2020 — Обухов А. С., Рытикова Н. А., Васькова Е. Д. и др. «Парк онлайн»: вовлечение школьников в поисковую активность и исследовательскую деятельность в ситуации дистанционного обучения // Исследователь/Researcher, 2020. Т. 31. № 3. С. 176-249.
Обухов, 2022 — Обухов А. С. Исследование образования в ситуации глобальных социальных трансформаций и «шоковых инноваций», вызванных пандемией COVID-19 // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены, 2022. № 6. С. 4-10.
Обухов, Керша, 2021 — Обухов А. С., Керша Ю. Д. Современные концепции изучения мотивации и самоэффективности школьников в онлайн-форматах реализации дополнительного образования // Проблемы современного образования, 2021. № 5. С. 35-48.
Павлов и др., 2021 — Павлов А. В., Гошин М. Е., Косарецкий С. Г. и др. Дополнительное и неформальное образование школьников в условиях пандемии COVID-19. — М.: НИУ ВШЭ, 2021. С. 88.
Сивак и др., 2022 — Сивак Е. В., Михайлов О. Р., Павленко К. В. и др. Семьи в период дистанционной учебы. — М.: НИУ ВШЭ, 2022. С. 48.
Трифонова, 2021 — Трифонова Е. В. Методические рекомендации к проведению Всероссийского конкурса исследовательских и проектных работ дошкольников и младших школьников «Я — исследователь!» в онлайн-формате // Исследователь/Researcher, 2021. № 1-2. С. 113-127.