Керша
Юлия Дмитриевна,
младший научный сотрудник Центра общего и дополнительного образования имени А. А. Пинского Института образования НИУ ВШЭ, г. Москва
e-mail: [email protected]
Обухов
Алексей Сергеевич,
кандидат психологических наук, доцент, ведущий эксперт Центра общего и дополнительного образования имени А. А. Пинского Института образования НИУ ВШЭ, автор идеи и организатор марафона «Открываем мир», научный консультант Международных интеллектуальных игр, г. Москва
e-mail: [email protected]
Исследование проявлений и факторов проактивного поведения при участии в марафоне «Открываем мир»
A Study of the Expression and Factors of Proactive Behavior in Participants of the Marathon "Discovering the World"
Аннотация. В статье представлены результаты корреляционного и регрессионного анализа показателей личностных проявлений (субъектная позиция, тип мотивации, любознательность), опыта дополнительного образования и социально-экономического статуса семьи с характером вовлеченности и участия в марафоне «Открываем мир» у школьников. Выявлено, что личностные характеристики в отдельности не могут считаться принципиально значимым фактором для вовлечения и удержания на задачах, требующих самостоятельной регуляции, инициативы, любознательности. Важнее оказывается опыт занятий в дополнительном образовании и социальная поддержка ближайшего окружения. Ключевые слова: проактивное поведение, исследовательская деятельность учащихся, проектная деятельность учащихся, видеозадания открытого типа, марафон «Открываем мир», субъектная позиция, мотивация, любознательность
Abstract. The article presents the results of a correlation and regression analysis of indicators of personality traits (subject position, type of motivation, curiosity), additional educational experience, and the socio-economic family status with the level of involvement and participation in the marathon "Discover the World" among school students. It is defined that individual personality characteristics alone cannot be considered a fundamentally significant factor for involvement and retention in tasks that require self-regulation, initiative, and curiosity. The experience of participating in extracurricular education and social support from the immediate circle is more important.
Keywords: proactive behavior, research activity of students, project activity of students, open video tasks, marathon "Discovering the World", subject position, motivation, curiosity
Исследование выполнено в рамках стратегического проекта «Успех и самостоятельность человека в меняющемся мире» НИУ ВШЭ.
Керша Юлия Дмитриевна, Обухов Алексей Сергеевич
Методология исследования
Участники марафона «Открываем мир» как I этапа Международных исследовательских игр [Обухов, 2023] при регистрации проходили анкетирование, которое было направлено на выявление ряда факторов.
С учетом прошедших опрос участников в эмпирической части этого исследования приняли участие 1211 школьников из 71 региона России. Большинство из них проживает в Республике Саха (Якутия), Москве и Калининградской области. Выборка не является репрезентативной, поскольку опрос распространялся среди учащихся, добровольно зарегистрировавшихся на первый этап Международных интеллектуальных игр. Анкета распространялась в электронной форме с помощью учителей, директоров и образовательных организаций среди учащихся 1-11-х классов одновременно с регистрационной формой для участия в мероприятии.
В анкетировании, помимо вопросов, посвященных общей социально-демографической информации, были использованы инструменты для оценки психологических черт учащихся:
• субъектной позиции, включающей в себя шкалы субъектной, объектной и негативной позиции [Зарецкий и др., 2014];
• внутренней академической мотивации, включающей в себя шкалы познавательной мотивации, мотивации достижения и мотивации саморазвития [Гордеева и др., 2014];
• любознательности [Орел и др., 2020].
По всем перечисленным шкалам предварительно был проведен психометрический анализ с использованием модели Rating Scale (IRT) в Rstudio с помощью пакета TAM. Каждая шкала анализировалась отдельно и все, кроме двух шкал инструмента субъектной позиции, продемонстрировали приемлемые психометрические свойства. Часть ответных категорий оказались некорректно работающей, но эта проблема была решена объединением таких категорий с соседними. Шкалы объектной и негативной позиции по результатам анализа на нашей выборке обладали довольно низкой надежностью — 0,56 и 0,5 соответственно. Это свидетельствует о том, что результаты по ним стоит интерпретировать с осторожностью в связи с отсутствием доказательств высокого качества инструмента.
Среди всех участников, прошедших анкетирование и регистрацию на мероприятие, 272 школьника в дальнейшем действительно приняли участие в марафоне, длившемся 10 недель. В рамках этого марафона школьникам каждую неделю предлагались на выбор исследовательские задания по 7 тематическим направлениям. Каждое задание обладало также тремя различными уровнями сложности, из которых ученик мог выбрать желаемый самостоятельно.
ш
Yulia
Kersha,
Junior Researcher of the A. Pinsky Center of General and Supplementary Education, Institute of Education, National Research University Higher School of Economics (HSE University), Moscow
Alexey
Obukhov,
Ph. D. in Psychology, Associate Professor, Leading Expert of the A. Pinsky Center of General and Supplementary Education, Institute of Education, HSE University, Author of the Idea and Organizer of the Marathon "Discovering the World", Scientific Advisor of International Science Games, Moscow
Результаты марафона были представлены в виде баллов, полученных школьниками за выполнение заданий по оценке экспертов конкурса. В качестве экспертов выступали студенты НИУ ВШЭ и МГУ, в том числе авторы задания. Помимо итоговой балльной оценки, для каждого школьника в базе данных фиксировалась информация по его активности на платформе: количество выполненных заданий, количество недель, в которые учащийся выполнял задания, — показатель стабильности участия и количество выполненных заданий на разном уровне сложности.
На этих данных был проведен линейный и логистический регрессионный анализ с целью ответа на два основных вопроса:
1. Как различаются между собой дети, принявшие участие в конкурсе, и те, кто этого не сделал?
2. С какими характеристиками детей связана их активность на платформе?
В шкале негативной позиции были перекодированы категории: слиты две верхние категории. В шкале мотивации перекодированы категории: слиты три нижние категории. Любознательность — удалены два вопроса (2 и 3). Все шкалы хорошие, кроме блока про субъектную, объектную и негативную позиции. В них низкая надежность, видимо, из-за того, что они не совсем одномерны.
Результаты исследования
Рисунок 1. Показатели шкал объектной, субъектной и негативной позиции среди учащихся, занимавшихся на платформе в рамках марафона и нет
Среди детей, которые в итоге занимались на платформе «Реактор» и были вовлечены в выполнение заданий на марафоне «Открываем мир», ниже объектная позиция и негативная, выше доля из семей с высшим образованием и разговаривающих дома на языке обучения (см. Рисунок 1).
Керша Юлия Дмитриевна, Обухов Алексей Сергеевич
занимав-
Также участники марафона «Открываем мир» шиеся на платформе «Реактор», чаще ходят к репетитору и на дополнительные кружки. Остальные характеристики не имеют значимых различий по данной выборке (см. Рисунок 2).
Рисунок 2. Доля учащихся с разными характеристиками среди тех, кто занимался на платформе в рамках марафона и нет
Таким образом, по результатам исследования выявлено, что включены в реализацию исследовательских задач открытого типа те школьники, кто имеет более высокий СЭС и низкую объектную и негативную позиции.
Среди тех, кто в итоге активно участвовал в марафоне «Открываем мир»:
• средний итоговый балл оказался выше у детей из семей с высшим образованием, занимающихся в кружках, обладающих более высокой субъектной позицией и мотивацией познания и саморазвития;
• количество недель, в течение которых было выполнено хотя бы одно задание (показатель стабильности занятий), выше у детей из семей с высшим образованием и занимающихся в кружках;
• количество выполненных на платформе заданий выше у тех, кто занимается в кружках;
• количество выполненных заданий среднего уровня трудности связано с наличием высшего образования родителей, занятиями в кружках, субъектной позицией;
• количество заданий высокого уровня трудности связано с опытом занятий в кружках.
Таблица 1. Показатели коэффициента корреляции по ряду показа-
телей при регрессионном анализе данных
Количество недель с выполненными заданиями е
п ю >5 о н И ни е в о х ^ со V х ^ я
X и V а о I ыа со п О И >4 а! о 1 ? ю ^ ^ о Е £
Девочки -0.0550 -0.0392 -0.0597 -0.0691 -0.0478 -0.0326
Высшее образование 0.1500* 0.1645* 0.1183 0.0677 0.1434* 0.0783
Русский язык -0.0759 0.0308 -0.0737 -0.0458 -0.0908 -0.0382
Репетитор 0.0130 0.0206 0.0582 0.0621 0.0528 0.0266
Кружки 0.1568* 0.1767* 0.1589* 0.1247* 0.1516* 0.1413*
Объектная позиция -0.0443 -0.0711 -0.0581 0.0091 -0.0828 -0.0901
Субъектная позиция 0.1258* 0.0887 0.1074 0.0591 0.1245* 0.0900
Негативная позиция 0.0357 -0.0550 0.0327 0.0557 -0.0164 0.0879
Мотивация познания 0.1290* 0.1110 0.0863 0.0678 0.0860 0.0673
Мотивация достижения 0.1046 0.0561 0.0695 0.0543 0.0764 0.0372
Мотивация саморазвития 0.1244* 0.1111 0.0905 0.0785 0.0728 0.0993
Любознательность 0.0274 -0.0175 -0.0153 -0.0062 -0.0239 -0.0022
В регрессионном анализе (см. Таблица 1) пропадают все взаимосвязи, кроме образования родителей и опыта работы в кружках. Похоже, это значит, что для успешных занятий по реализации исследовательских задач открытого типа большую роль играл опыт занятий в кружках, нежели личностные характеристики. То есть, кто ходит на кружки, тот и активнее включен в марафон исследовательских заданий, более успешно справляется с ними.
Таким образом, мы видим, что личностные характеристики отдельно не могут рассматриваться как принципиально значимый фактор для вовлечения и удержания на задачах, требующих самостоятельной регуляции, инициативы, любознательности. Важнее оказывается опыт занятий в дополнительном образовании и социальная поддержка ближайшего окружения.
Керша Юлия Дмитриевна, Обухов Алексей Сергеевич
Обсуждение результатов
Вовлечение учащихся в исследовательскую и проектную деятельности нацелено на развитие у них таких способностей и качеств, которые описываются такими понятиями, как проак-тивность, инициативность, самостоятельность.
Были выделены следующие характеристики, значимые при организации практики дополнительного образования детей, содействующей развитию у них проактивного поведения:
• наличие заданий открытого типа, поисковых, с избыточными данными, с вариативными способами решения;
• возможность самоопределения, выбора, права на ошибку, ценность интересов самих обучающихся и возможности их продуктивной реализации;
• наличие внешних мотиваторов в формате поддерживающей обратной связи и использование инструментов организации рефлексии и самоанализа собственного продвижения;
• переживание обучающимися ценности познавательной инициативы, авторского действия, ценности совместного действия, принятия/непринятия образовательной ситуации как ценной для самореализации;
• соотношение конкурентных и кооперативных форм в образовании, наличие системной практики групповых и командных форм организации деятельности обучающихся;
• социальное принятие самостоятельности ребенка (не как «делает сам то, что я от него хочу», а сам по собственной цели).
Исходя из этих характеристик было спроектировано и реализовано экспериментальное действие в формате марафона исследовательских заданий открытого типа «Открываем мир», которое реализовали для исследования в методологии «исследование действием» [Безрукова, 2014; Жуков, 2015].
В конструкте данного марафона были учтены большинство условий, выделенных на основе теоретического анализа [Обухов, 2019; Керша, Обухов, 2021; Крупа и др., 2021] (кроме групповых форм работы, но при возможности таковых). В реализацию данной практики мы «вшили» ряд опросников и реализовали соотношение перечень социальных и психологических факторов с цифровыми следами активности школьников в ходе реализации мини-исследований на местности по собственной инициативе.
В переменные, которые мы соотносили с результатами проявления проактивного поведения школьников, мы включили:
• социально-демографические характеристики — пол, возраст, социально-экономический статус семьи, обучение на родном или не родном языке, регион;
• оценка психологических черт учащихся — субъектная, объектная и негативная позиции;
• внутренняя академическая мотивация, включающая в себя познавательную мотивацию, мотивацию достижений и мотивацию саморазвития;
• любознательность;
• опыт участия в кружках и их направленность. Результаты марафона «Открываем мир» мы также соотнесли с результатами ряда других форматов вовлечения учащихся в исследования на разном уровне погружения, в том числе в рамках Международной исследовательской школы (в очном формате в 2017-2019 годах, онлайн в 2021-м и гибридном режиме в 2022-м) — командная работа; проектах «Парк онлайн» в 2020-м и «Исследование онлайн» в 2021 году — индивидуальные исследовательские задачи в онлайн-форматах, но с устойчивым составом; фестиваль краеведческих объединений «Краефест» в 2021 и 2022 годах с онлайн-этапом и офлайн-финалом, но при работе с устойчивыми офлайн-командами.
На основе соотнесения полученных данных сформулированы следующие выводы:
1. Онлайн-форматы в чистом виде могут быть продуктивны только для узкого круга школьников, которые имеют большой опыт участия в различных практиках дополнительного образования, имеют достаточный уровень внутренней мотивации, саморегуляции и имеют внешнюю социальную поддержку, в том числе со стороны родителей.
2. Онлайн-форматы могут повышать вовлеченность учащихся при регулярной онлайн-коммуникации в устойчивых группах в режиме «перевернутого класса» при решении индивидуальных и групповых задач (с учетом наличия внешней социальной задачи — включение в желаемую самими подростками и их родителями общности).
3. Гибридные форматы наиболее продуктивны в режиме переменных встреч офлайн/онлайн для повышения вовлеченности учащихся.
4. Гибридные форматы при смешивании офлайн и онлайн-у-частников — наиболее технически трудный формат, но наиболее продуктивный при межкомандных форматах коммуникации из разных точек офлайн-нахождения.
5. Офлайн-форматы предпочтительны для большинства школьников, особенно при выходе за пределы заданного, в новом пространстве при проведении исследовательской деятельности; подростки при этом предпочитают командные формы реализации исследований и проектов.
Керша Юлия Дмитриевна, Обухов Алексей Сергеевич
Заключение
В итоге было выявлено, что на поведенческом уровне проявляют проактивное поведение учащиеся с более высоким социально-экономическим статусом семьи, имеющие более широкий опыт занятий в кружках дополнительного образования. Из психологических переменных у таких учащихся выявлена низкая объектная и негативная позиция.
Проактивное поведение в исследовательской деятельности при решении задач открытого типа выше у детей из семей с высшим образованием, занимающихся в кружках, обладающих более высокой субъектной позицией, мотивацией познания и саморазвития. Удержание фокуса на задаче в течение более длительного времени выше у детей из семей с высшим образованием и занимающихся в кружках. Погруженность в деятельность по собственному выбору и инициативе выше у учащихся, которые регулярно занимаются в кружках. Выбор и системная реализация задач среднего уровня трудности связаны с наличием высшего образования родителей, занятиями в кружках, субъектной позицией. Выбор преимущественно задач высокого уровня трудности выраженно связан с опытом занятий в кружках.
Таким образом, мы видим, что личностные характеристики отдельно не могут рассматриваться как принципиально значимый фактор для вовлечения и удержания на задачах, требующих самостоятельной регуляции, инициативы, любознательности. Важнее оказывается опыт занятий в дополнительном образовании и социальная поддержка ближайшего окружения. И/"
Литература:
Безрукова, 2014 — Безрукова О. В. Метод «Action research» («Исследование действием») в социологических исследованиях: основные идеи // Вестник СамГУ, 2014. № 5. С. 25-29.
Гордеева и др., 2014 — Гордеева Т. О., Сычев О. А., Осин Е. Н. Опросник «Шкалы академической мотивации» // Психологический журнал, 2014. № 35 (4). С. 96-107.
Жуков, 2015 — Жуков Ю. М. Исследование действием в науке и практике: промышленный период // Организационная психология, 2015. Т. 5. № 3. С. 49-67.
Зарецкий и др., 2014 — Зарецкий Ю. В., Зарецкий В. К., Кулагина И. Ю. Методика исследования субъектной позиции учащихся разных возрастов // Психологическая наука и образование, 2014. № 19 (1). С. 99-110.
Керша, Обухов, 2021 — Керша Ю. Д, Обухов А. С. Современные концепции изучения мотивации и самоэффективности школьников в онлайн-форматах реализации дополнительного образования // Проблемы современного образования, 2021. № 5. С. 35-48.
Крупа и др., 2021 — Крупа Т. В., Лебедев А. А., Обухов А. С. Организация дополнительного образования школьников в цифровой среде: обзор исследований // Вестник МГПУ. Серия «Педагогика и психология», 2021. № 3. С. 182-202.
Обухов, 2019 — Обухов А. С. Современные исследования проблемы мотивации и саморегуляции человека в ситуации неопределенности и изменчивости мира // Исследователь/Researcher, 2019. № 1-2. С. 10-21.
Обухов, 2023 — Обухов А. С. Марафон «Открываем мир» как первый этап II Международных интеллектуальных игр: от замысла к реализации // Исследователь/Researcher, 2023. № 2. С. 188-205.
Орел и др., 2020 — Орел Е. А., Куликова А. А., Канонир Т. Н. Разработка инструментов оценки социально-эмоциональных навыков для учащихся основной школы. — М.: НИУ ВШЭ, 2020.