Научная статья на тему 'Образование как фактор роста солидарной экономики'

Образование как фактор роста солидарной экономики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образовательные программы / солидарная экономика / кооперативные организации / менеджер кооператива / повышение квалификации / социальная ответственность / устойчивое развитие / программы лекций по кооперации / обязанности кооперативных менеджеров / educational programs / solidarity economy / cooperative organizations / cooperative manager / professional development / social responsibility / sustainable development / lecture programs on cooperation / cooperative managers’ duties

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Егоров Владимир Георгиевич, Битбунов Лев Владиславович

Статья посвящена исследованию роли образовательных программ в содействии развитию солидарной экономики и кооперативных организаций. Работа содержит обзор научной литературы, затрагивающей проблему разработки образовательных продуктов для организаций солидарной экономики, дан экскурс в историю кооперативных курсов России начала XIX в. На основе результатов опроса выявлены проблемы: дефицит квалифицированных кадров на отечественных кооперативных предприятиях и отсутствие специализированных образовательных программ для кооперации. Рассмотрено содержание зарубежных учебных курсов для структур солидарной экономики и кооперации. Авторами представлены рекомендации для учебных заведений и органов управления, общественных организаций по улучшению обучения кадров солидарной экономики и кооперации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Education as a growth factor for the solidarity economy

The article is devoted to the study of the role of educational programs in promoting the development of solidarity economy and cooperative organizations. The authors have reviewed the scientific literature that touches upon the problem of educational products creation for the needs of solidarity economy organizations. A historical retrospective of the early 19th century cooperative courses in Russia is provided. Based on survey results, the authors determine specific issues: the deficit of qualified personnel in the local cooperative enterprises and the lack of specialized educational programs for cooperation. The authors consider the contents of foreign training courses in the sphere of solidarity economy and cooperation. The recommendations for educational institutions and management bodies as well as public organizations to improve the training of personnel in solidarity economy and cooperation are presented.

Текст научной работы на тему «Образование как фактор роста солидарной экономики»

Экономические и социально-гуманитарные исследования. 2024. № 2 (42). С. 19—39. Economic and Social Research. 2024. No. 2 (42). P. 19—39. Научная статья

УДК 334.7 + 37.016:33

doi: 10.24151/2409-1073-2024-2-19-39

https://www.elibrary.ru/osxwkz

Образование как фактор роста солидарной экономики

В. Г. Егоров1,2 3, Л. В. Битбунов4

1 Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова, Москва, Россия

2 Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана, Москва, Россия

3 Российский государственный социальный университет, Москва, Россия

4 БГТУ«ВОЕНМЕХ» им. Д. Ф. Устинова, Санкт-Петербург, Россия

korrka@mail.ru

Аннотация. Статья посвящена исследованию роли образовательных программ в содействии развитию солидарной экономики и кооперативных организаций. Работа содержит обзор научной литературы, затрагивающей проблему разработки образовательных продуктов для организаций солидарной экономики, дан экскурс в историю кооперативных курсов России начала XIX в. На основе результатов опроса выявлены проблемы: дефицит квалифицированных кадров на отечественных кооперативных предприятиях и отсутствие специализированных образовательных программ для кооперации. Рассмотрено содержание зарубежных учебных курсов для структур солидарной экономики и кооперации. Авторами представлены рекомендации для учебных заведений и органов управления, общественных организаций по улучшению обучения кадров солидарной экономики и кооперации.

Ключевые слова: образовательные программы, солидарная экономика, кооперативные организации, менеджер кооператива, повышение квалификации, социальная ответственность, устойчивое развитие, программы лекций по кооперации, обязанности кооперативных менеджеров

Финансирование: работа выполнена при финансовой поддержке РНФ (грант 23-2801043, https://rscf.ru/project/23-28-01043/).

Для цитирования: Егоров В. Г., Битбунов Л. В.Образование как фактор роста солидарной экономики // Экономические и социально-гуманитарные исследования. 2024. № 2 (42). С. 19-39. https://doi.org/10.24151/2409-1073-2024-2-19-39 EDN: OSXWKZ.

Original article

Education as a growth factor for the solidarity economy

V. G. Egorov12,3, L. V. Bitbunov4

1 Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russia

2 Bauman Moscow State Technical University, Moscow, Russia

3 Russian State Social University, Moscow, Russia

4 BSTU "VOENMEH" named after D. F. Ustinov, St. Petersburg, Russia

korrka@mail.ru

© Егоров В. Г., Битбунов Л. В.

Abstract. The article is devoted to the study of the role of educational programs in promoting the development of solidarity economy and cooperative organizations. The authors have reviewed the scientific literature that touches upon the problem of educational products creation for the needs of solidarity economy organizations. A historical retrospective of the early 19th century cooperative courses in Russia is provided. Based on survey results, the authors determine specific issues: the deficit of qualified personnel in the local cooperative enterprises and the lack of specialized educational programs for cooperation. The authors consider the contents of foreign training courses in the sphere of solidarity economy and cooperation. The recommendations for educational institutions and management bodies as well as public organizations to improve the training of personnel in solidarity economy and cooperation are presented.

Keywords: educational programs, solidarity economy, cooperative organizations, cooperative manager, professional development, social responsibility, sustainable development, lecture programs on cooperation, cooperative managers' duties

Funding: the work has been supported by Russian Science Foundation (grant 23-28-01043, https://rscf.ru/project/23-28-01043/).

For citation: Egorov V. G., Bitbunov L. V. "Education as a Growth Factor for the Solidarity Economy". Economic and Social Research 2 (42) (2024): 19—39. (In Russian). https://doi.org/10.24151/2409-1073-2024-2-19-39 EDN: OSXWKZ.

Введение. Методы и эмпирическая основа

Роль, которую образовательные программы курсов играют в развитии солидарной экономики и кооперации, исследована с использованием различных методов, включающих как качественные, так и количественные подходы. Эмпирический материал получен благодаря организации и применению социологического инструментария. Основу материала составили результаты опроса руководителей и членов кооперативных организаций в рамках гранта Российского научного фонда № 2328-01043 «Кооперация в стратегии развития общества» (https://rscf.ru/project/23-28-01043/), позволившие представить роль образовательных программ в формировании кооперативного сектора экономики.

Структурированные интервью с экспертами и преподавателями специальных кооперативных курсов позволили понять, как, с их точки зрения, контент обучения основам солидарной экономики влияет на результат и можно ли совершенствовать

это обучение, и если да, каковы перспективы.

Контент-анализ учебных планов и материалов, посвященных солидарной экономике, дал возможность понять, насколько существующее наполнение учебных дисциплин соответствует современным запросам развития солидарной экономики в целом и кооперации в частности.

Кооперативный метод (изучение образовательных программ разных зарубежных учебных заведений, помогающее оценить подходы к обучению и их результаты) позволил сделать релевантные выводы о наиболее перспективных подходах в обучении.

Статистический анализ данных об успешности выпускников образовательных программ выявил эффективность современных образовательных методик.

Экскурс в историю образовательных программ и кооперативных курсов в России XIX — XX вв. убедил в необходимости постоянного совершенствования образовательного контента и подходов, адекватных эволюции форм организации солидарной экономики.

Исторический экскурс

Хотя в российском кооперативном движении конца XIX — начала XX в. отсутствовало понятие «курсы» в современной трактовке этого термина, но всё же возникали отдельные образовательные и просветительские инициативы, касающиеся вопросов кооперации. Важно отметить, что в массовом образовании полноценные обучающие программы по кооперации как таковые начали формироваться уже позднее.

Специалисты передавали информацию и практические знания по кооперации на различных просветительских мероприятиях: семинарах, лекциях, которые в рамках общественных и благотворительных акций про-

водились в вузах и профессиональных образовательных учреждениях.

Также существовали печатные издания: журналы, газеты, брошюры, посвященные кооперации и сельскому хозяйству, служившие источником информации и пропагандирующие среди населения коллективные формы труда.

В конце XIX — начале XX в., в связи с развитием кооперативного движения в стране, начали создаваться профессиональные учебные заведения, организовывались различные курсы и лекции отдельных специалистов, популяризирующие кооперацию. Детальный обзор таких образовательных программ представлен в табл. 1 и 2.

Автор Название курса Содержание

Туган-Баранов-ский М. И. Теория кооперации Сущность кооперативного предприятия. Отличие кооперативного предприятия от капиталистического. Классификация кооперативов. Генезис кооперативного движения. Связь кооперативного движения с утопическим социализмом. Ранние и поздние попытки создать социалистические и коммунистические общины. Отличия кооперативных предприятий от общины. Характеристика отдельных видов кооперативных предприятий. Производительные артели, их отличия от других кооперативов. Причины слабости производительных артелей. Трудовые артели. Артели на началах кооперации. Кооперативы по закупке продуктов. Потребительские общества. Их значение для рабочего класса. Пределы развития потребительской кооперации. Сельскохозяйственная кооперация. Каким слоям населения она служит. Кредитная кооперация. Общая характеристика экономического и социального значения различных видов кооперации и их вероятное будущее

Таблица 1

Программы лекций на курсах по общественному содействию мелкому хозяйству и кооперации в Московском Городском народном университете имени А. Л. Шанявского

в 1911/12 академическом году

Таблица 1 (Продолжение)

Автор Название курса Содержание

Войцехов-ский С. Ф. Кооперативное законодательство и юридический анализ норм, регулирующих деятельность кооперативных учреждений в России Юридический характер кооперативных товариществ и условия, необходимые для их правильного развития. Законодательство о кооперативных товариществах Англии, Франции, Германии и видоизменения его за последние годы. Общие начала, положенные в основу западноевропейского законодательства о кооперативных товариществах. Особенности юридического положения кооперативных товариществ в России. История русской артели, сельскохозяйственных товариществ. История устава обществ потребителей

Железнов В. Я. Теория мелкого кредита Понятие и главные виды кредита. Связь развития кредитных отношений с изменениями в общем строе народного хозяйства. Влияние кредита на различные стороны хозяйственной деятельности. Развитие кредита. Банки. Развитие их операций и процесс концентрации в банках денег. Особенности мелкого кредита. Его цели. Главные формы учреждений мелкого кредита. Значение кредитной кооперации. Место, занимаемое мелким кредитом в кредитной системе страны. Развитие кооперативной кредитной организации

Анцыфе-ров А. Н. Современное положение кредитной кооперации в разных странах Запада Кооперативный кредит. Германия. Кредитные кооперативные учреждения 1-й степени. Типы товариществ. Шульце-Делич и Райффайзен. Типы товариществ Имперского Союза. Развитие товариществ, их современное положение. Территориальное распределение и объем деятельности. Строение пассива и актива. Главные операции товариществ. Формы и условия кредита. Учреждения 2-й степени. Союзные кассы Имперского Союза. Их организация, задачи и деятельность. Строение пассива и актива. Движение операций по времени года. Учреждения 3-й степени. Имперский Кооперативный банк и Прусская Центральная касса. Значение союзов для кредитной кооперации

Таблица 1 (Продолжение)

Автор Название курса Содержание

Тотомианц В. О. История и положение потребительных обществ в Западной Европе и России 1. Определение понятия потребительных обществ и их происхождение. 2. Потребительные общества в Великобритании. 3. Потребительные общества в Швейцарии и Дании. 4. Потребительные общества в Германии. 5. Потребительные общества во Франции и Бельгии. 6. Потребительные общества в Италии, Австро-Венгрии, странах Скандинавии, Голландии, Испании, Соединенных Штатах. 7. Потребительные общества в России. 8. Международный кооперативный альянс, границы развития потребительных обществ и их теория

Зельгейм В. Н. Положение и организация Потребительных Обществ в России Развитие идеи потребительской кооперации и проникновение ее в Россию. 1. История потребительских обществ в России. • Городские всесословные общества. • Сельские потребительские общества. • Фабрико-заводские потребительские общества. • Независимые рабочие общества. • Железнодорожные и офицерские общества. 2. Центральные учреждения потребительской кооперации. • Петербургское отделение комитета и постоянная комиссия по делам потребительских обществ. • Нижегородский съезд 1896 г. • Московский союз потребительных обществ. • Всероссийский кооперативный съезд 1908 г. 3. Современное положение и очередные вопросы потребительской кооперации в России. Статистические сведения и данные об обществах и их союзах. • Культурно-вспомогательные начинания обществ. • Вопросы союзного объединения. • Юридическо-административное положение обществ. • Взаимоотношения между потребительскими обществами и кооперативами других видов. • Потребительские общества и земские учреждения. 4. Краткие указания учредителям потребительских обществ. • При каких условиях возможна организация общества потребителей. • Опасности, грозящие молодому обществу потребителей

Таблица 1 (Продолжение)

Автор Название курса Содержание

Вацуро Г. А. История, положение и роль мелкого кредита в России • Сущность и задачи мелкого кредита. Его формы и условия. Роль 3 акторов — государства, земства и общества — в развитии кредитной помощи народу. • Общекрестьянские учреждения мелкого кредита (сельские банки) и повышение интереса к ним в обществе. • Неорганизованный мелкий земский кредит, натуральный и денежный (сельскохозяйственные и кустарные склады, хлебные ломбарды, специально-предметные ссуды). • Пермский кустарно-промышленный банк. • Непосредственный мелкий кредит в Государственном банке и так называемый посреднический кредит. • Закон от 1 июня 1895 г., его причины, сущность и значение. Новый тип учреждений мелкого кредита — кредитные товарищества. • Принцип производительного и предметного кредита. • Сбыт сельскохозяйственных продуктов в России. • Существующие кооперативные организации для сбыта: кредитные кооперативы, сельскохозяйственные общества и товарищества (нормальный устав сельскохозяйственных товариществ 1908 г.). • Возможность организации сбыта сельскохозяйственных продуктов при посредничестве различных видов кооперативов. • Организация кооперативного сбыта хлеба. Кооперативный сбыт яиц и продуктов птицеводства, огородничества, садоводства и проч.

Чаянов А. В. Краткий курс кооперации Глава I. Что такое кооперация. Глава II. История кооперативного движения. Глава III. Сельское потребительское общество. Глава IV. Сельскохозяйственное и кредитное товарищество. Глава V. Кооперативный сбыт продуктов сельского хозяйства. Глава VI. Маслодельные артели и другие скотоводческие кооперативы

Источник: составлено авторами на основе данных из архива музея Московского университета потребительской кооперации (см.: Центральный музей истории потребительской кооперации: [сайт]. URL: https://rus.coop/lp/museum/ (дата обращения: 25.04.2024)).

Таблица 2

Программы лекций на курсах по общественному содействию мелкому хозяйству и кооперации в Московском Городском Народном Университете А. Л. Шанявского в 1914/15 академическом году

Преподаватель Тема курса лекций

Железнов В. Я. Политическая экономия применительно к выяснению основных проблем кооперации

Анисимов В. И. Сельскохозяйственная экономия и современное состояние крестьянского хозяйства в России

Вацуро Г. А. Элементы финансовой науки

Современное положение и роль мелкого кредита в России

Туган-Барановский М. И. Теория кооперации

Терновский С. П. Сделки гражданского и торгового оборота

Краснокутский В. А. Основы кооперативного права и сравнительное кооперативное законодательство на Западе и в России

Фортунатов А. Ф. Из истории земского содействия сельскому хозяйству и кооперации

Каблуков Н. А. Кустарная промышленность и ее связь с кооперативами

Прокопович С. Н. Хозяйство кооперативов в связи с общими условиями народного хозяйства

Вормс А. Э. Крестьянское право

Анцыферов А. Н. Современное положение кооперативного кредита в странах Западной Европы

Сельскохозяйственная кооперация на Западе

Тотомианц В. О. История и положение потребительских обществ в Западной Европе и России

Кильческий В. А. История мелкого кредита в России

Зельгейм В. Н. Положение и организация потребительских обществ в России

Макаров Н. П. Сельскохозяйственная кооперация в России

Меркулов А. В. Производительные и трудовые кооперативы

Хижняков В. В. Земство и кооперация

Кильчевский В. А. Инструктирование и ревизия кооперативов (главным образом кредитных)

Бондарев И. А. Организация и практика кредитных кооперативов в России

Кулыжный А. Е. Кооперативный сбыт хлеба

Источник: составлено авторами на основе данных из архива музея Московского университета потребительской кооперации (см.: Центральный музей истории потребительской кооперации: [сайт]. URL: https://rus.coop/lp/museum/ (дата обращения: 25.04.2024)).

Как мы видим из приведенных в таблицах данных, программы курсов включали блок по теоретическим основам кооперации, раскрывающий отличия кооперативов от других видов и форм хозяйственных организаций; исторический блок, содержащий сюжеты, связанные с возникновением кооперативного движения в Западной Европе и России; практический блок, посвященный организационным, правовым и хозяйственным основам кооперации.

Кооперативное образование в России конца XIX — начала XX в., достаточно широко продвинувшееся в среде мелких товаропроизводителей и малоимущих слоев населения благодаря благотворительности меценатов и направленной деятельности земств и государства, приводило к неоднозначным результатам.

Идеи кооперации ложились на благоприятную почву в объединениях потребителей (так и не ставших закономерной формой концентрации мелкого производства, однако в значительной мере облегчавших материальные проблемы несостоятельных слоев российского социума), но без необходимых материальных предпосылок практически не укоренялись в среде крестьянских и кустарных хозяйств.

Например, несмотря на то, что в Московской губернии с 1881 по 1910 г. функционировали 15 учебных кустарных мастер-ских1, а в 1902 г. их выпускники создали товарищество «Союз» (и стали его ядром), а оно получило в дополнение к собственному паевому капиталу солидные правительственные ссуды, 1911 хозяйственный год «Союз» закончил с убытком в 5126 руб.2

Не были результативными и образовательные инициативы фонда С. М. Морозова. Попытки решить проблему кооперации исключительно распространением конструктивных идей, без материальных предпосылок, оказались контрпродуктивными.

В отличие от производственной кооперации, распространение кооперативного

1 ЦИАМ. Ф. 184. Оп. 4. Ед. хр. 301. Л. 2.

2 ЦИАМ. Ф. 184. Оп. 4. Ед. хр. 242. Л. 2—3.

знания среди широких масс потребителей оказалось достаточно плодотворным.

Исторический опыт кооперативного образования дает основание для убедительных выводов о том, что, во-первых, таковое наиболее эффективно при распространении среди потребителей товаров и услуг и потому имеет особое значение в этом сегменте кооперативного строительства; и, во-вторых, образование кооператоров в производстве должно ориентироваться на мелких собственников-товаропроизводителей, обладающих социальным потенциалом мобильности к обобществлению мелкой собственности.

Результаты исследования

Проблема разработки кооперативных образовательных программ и организации курсов широко обсуждается научным сообществом в начале XXI в. [13; 15; 20]. Тогда же в России исследованием проблем кооперативного образования занималось достаточное число авторов [2; 3; 4]. Во многих работах (см., напр.: [11]) подчеркивается важность специального образования для руководства кооперативов. Авторы отмечают, что кооперативы могут значительно улучшить свои финансовые показатели за счет правильного управления своим оборотным капиталом, если будут структурировать капитал и составлять бюджет капитальных затрат. Нефинансовые методы управления также играют важную роль в развитии кооперативов. Однако для реализации этих мероприятий необходимы квалифицированные менеджеры.

Результаты исследования 2019 г. показали, что существуют факторы, определяющие развитие кооперативных организаций, а именно интеллектуальный капитал их членов и навыки предпринимательства, которые существенно влияют на эффективность кооперативного бизнеса [8].

Исследование роли образовательных курсов в развитии солидарной экономики и кооперации представляет интерес в нескольких

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

аспектах академического дискурса и практики кооперации. В научной литературе можно выделить следующие направления, по которым ведется изучение этой темы:

• Исследования, направленные на изучение того, насколько образовательные курсы по солидарной экономике способствуют развитию кооперативных и солидарных предпринимательских структур, а также влияют на их устойчивость.

• Труды, раскрывающие потенциал цифро-визации и онлайн-технологий в образовании для продвижения знаний о солидарной экономике и для обучения навыкам кооперации.

• Отдельный аспект работ этой проблематики составляют труды, где рассматривается влияние государственной политики на распространение образовательных курсов в сфере солидарной экономики. Опрошенные российские кооперативы

показали, что готовы инвестировать в свое развитие и искать новые направления деятельности. Очевидно, что для решения бизнес-задач нарастающей сложности кооперативам необходим квалифицированный персонал (рис. 1).

В ходе интервьюирования (респондентам был задан вопрос: «Готовы ли Вы инве-

стировать и предпринимать усилия для развития новых направлений деятельности потребительских кооперативов?») более 85 % руководителей 320 потребительских кооперативов высказались положительно о развитии своих организаций.

Вложение средств в развитие предприятия через обучение пайщиков и их профессиональное развитие — важная составляющая обеспечения устойчивого роста объединения. С такой постановкой проблем согласились практически все опрашиваемые председатели кооперативов.

Доля дохода, которую кооперативы могут выделять на обучение своих членов, может варьироваться в зависимости от их финансового состояния, стратегических целей и потребностей в развитии компетенций участников. Согласно мировому опыту, рекомендуемая доля, выделяемая кооперативами на образование членской массы, составляет не менее 5—10 % годового дохода. Доля годового дохода, направляемая на обучение пайщиков в российских потребительских объединениях, характеризуется представленными далее данными.

Как показано на рис. 2, почти 70 % потребительских кооперативов России готовы вкладывать в обучение пайщиков более 10 % годового дохода.

15 %,

23%,

□ нет

Рис. 1. Доля руководителей потребительских кооперативов, желающих инвестировать в квалифицированный персонал

и менять направление деятельности Источник: составлено авторами по результатам опроса в рамках гранта РНФ № 23-2801043 «Кооперация в стратегии развития общества» (https://rscf.ru/project/23-28-01043/).

□ <10% □ 10-30

□ 30-50 1 И >70%

Рис. 2. Доля дохода, которую кооператив направляет на обучение пайщиков Источник: составлено авторами по результатам опроса в рамках гранта РНФ № 23-28-01043 «Кооперация в стратегии развития общества» (https://rscf.ru/project/23-28-01043/).

Специалисты по кибербезопасности

Волонтеры Программисты Обслуживающий персонал Основные рабочие Менеджеры Экономисты Юристы Бухгалтеры

0,00 10,00 20,00 30,00 40,00 50,00 60,00 70,00 80,00

Рис. 3. Сотрудники, в которых нуждается кооператив, % Источник: составлено авторами по результатам опроса в рамках гранта РНФ № 23-28-01043 «Кооперация в стратегии развития общества» (https://rscf.ru/project/23-28-01043/).

Как показал опрос руководителей кооперативных объединений, продвижению образовательных программ способствуют демократические процедуры рекрутирования слушателей кооперативных курсов. Как правило, решение общего собрания кооператоров о выделении средств на обучение пайщиков оказывается положительным. Хорошо убеждает кооператоров в необходимости образования и популяризация практических навыков, приобретаемых слушателями курсов.

Менеджерам кооперативных организаций также необходимы курсы повышения квалификации, так как набор задач, стоящих перед руководителями, расширяется. В современной хозяйственной реальности, особенно в контексте ее активной трансформации, всем участникам профессиональной деятельности требуется постоянно учиться и развивать профессиональные навыки.

Результаты опроса руководителей и членов российских кооперативов (респондентам задавали вопрос: «В каких сотрудниках-членах нуждается Ваш кооператив?») говорят об остром дефиците квалифицированного персонала. Более 50 % респондентов отметили нехватку сотрудников в сфере финансов и информационных технологий (рис. 3).

Авторы научных исследований, посвященных проблемам развития африканских

сельскохозяйственных кооперативов, указывают на то, что даже строгое следование принципам Международного кооперативного альянса (а это добровольность, демократия, солидарность, взаимопомощь и автономность) не исключает больших трудностей, связанных с отсутствием достаточного резерва квалифицированных кадров. И они же убедительно доказали, что, напротив, активная политика обучения и переподготовки персонала прямо влияет на увеличение дохода кооперативных предприятий [9].

Профессиональная квалификация менеджеров — фактор, ключевой для успешного функционирования кооперативных организаций, которыми они управляют. Курсы повышения квалификации позволяют актуализировать знания о текущих тенденциях в менеджменте, экономике, маркетинге, стратегическом планировании и других сферах деятельности кооперации. Современный кооперативный менеджер, как свидетельствуют авторы публикаций (например, Л. Уилль-ямсон3), должен решать технические бизнес-

3 Williamson L. Role of the co-op manager [Web] / University of Kentucky: College of Agriculture: Cooperative Extension Service // University of Kentucky: Martin-Gat-ton College of Agriculture, Food and Environment: [site]. URL: http://www2.ca.uky.edu/agcomm/pubs/aec/aec51/ aec51.pdf (accessed: 25.04.2024).

I 61%

И да □ нет

Рис. 4. Доля руководителей кооперативов,

проходивших какие-либо курсы повышения квалификации в сфере кооперации Источник: составлено авторами по результатам опроса в рамках гранта РНФ № 23-28-01043 «Кооперация в стратегии развития общества» (https://rscf.ru/project/23-28-01043/).

проблемы, включая стимулирование сбыта, заниматься закупками и всем, что связано с физическим распределением и ценообразованием товаров и услуг, иметь навыки управления бухгалтерией, финансированием, персоналом. Управляющего выбирает совет управляющих или собрание кооператива, а он (или она) отчитывается перед ними за свои действия. Правление кооператива может определить обязанности4 менеджера, включающие:

• детальный надзор за деятельностью кооператива в соответствии с политикой, согласованной правлением, и выработку рекомендаций правлению;

• обеспечение надлежащей системы бухгалтерского учета, регулярной проверки компетентными внешними аудиторами, представление членам кооператива отчета о финансовом состоянии;

• предоставление совету управляющих бизнес-отчета и ежемесячного финансового отчета в качестве минимального требования;

• контроль за тем, чтобы руководящие сотрудники не были аффилированы с каким-либо коммерческим предприятием, с которым кооператив ведет бизнес, или не занимались побочной

4 Idem, p. 1—3.

деятельностью, конкурирующей с деятельностью кооператива;

• составление бюджета предполагаемых поступлений и ожидаемых операционных расходов и осведомление правления о нем;

• доведение до сведения совета управляющих всех вопросов, требующих рассмотрения и принятия мер;

• оценку эффективности стратегии кооператива.

Результаты опроса (респондентам задавали вопрос: «Проходили ли руководители вашего кооператива какие-либо курсы повышения квалификации в сфере кооперации?») показывают, что более 60 % респондентов из числа управленцев кооператива проходили специализированные курсы в сфере кооперации или смежных дисциплин (рис. 4).

Результаты исследования сельскохозяйственных кооперативов Эфиопии свидетельствуют о том, что лица, формирующие кооперативную стратегию, должны уделять особое внимание широкому участию пайщиков в самообразовании. Как показали результаты опроса, совместное участие в образовательных программах служит дополнительным фактором, воспитывающим чувство сопричастности и общей ответственности пайщиков за успех предприятия [5].

Многие авторы отмечают, что образование и обучение способствуют улучшению обслуживания клиентов, сбору кредитов, сокращению безнадежных долгов, улучшению системы бухгалтерского учета [7].

Результаты исследования С. Шарифа и Ю. Исмаила [14] показали, что в Малайзии старшие менеджеры кооперативов выполняют управленческие функции и стремятся пройти аналогичную управленческую подготовку, как и их коллеги в коммерческих компаниях, чтобы заимствовать передовые методики маркетинга. Благодаря курсам и другому обучению, проводимым Кооперативным колледжем Малайзии и Национальной

39%.

1

кооперативной организацией (ЛКОКЛ8Л), а также благодаря активно обновляемым информационным базам руководители кооперативов могут приобрести необходимые знания и компетенции.

Курсы повышения квалификации помогают менеджерам кооперативных организаций совершенствовать умения в области профессиональной коммуникации, управления конфликтами, развития рабочих групп, адаптации к изменяющимся рыночным условиям и внедряемым новым технологиям организации снабжения и сбыта. Основательная налаженная образовательная среда в кооперативах способствует актуальному перепрофилированию сотрудников и даже помогает им приобретать новые специальности.

Обучение членов кооператива способствует росту внутренних коммуникаций и передачи знаний внутри него [1]. Так, по результатам опроса «Готовы ли Вы обучить сотрудника-члена новым профессиям?» выяснилось, что более 80 % респондентов из числа руководителей кооперативов готовы обучать сотрудников — членов кооператива новой профессии (рис. 5).

В исследовании Э. Гоуларт с соавторами отмечается, что инвестирование в человеческий капитал вообще и в наиболее эффективных сотрудников в частности (а именно в тех, кто обладает высоким уровнем самоэффективности) означает лучшие результаты и производительность. Развитие обеспечивает быстрый возврат инвестиций. Менеджеры кооперативов, которые возглавляют

15%

85%

П да В нет

Рис. 5. Доля руководителей кооперативов, готовых обучать сотрудника-члена новым профессиям Источник: составлено авторами по результатам опроса в рамках гранта РНФ № 23-28-01043 «Кооперация в стратегии развития общества» (https://rscf.ru/project/23-28-01043/).

настойчивую, трудолюбивую и сосредоточенную на решении проблем команду, имеют больше шансов на успех, достижение целей и преодоление препятствий [10].

В работе [19] проанализирована управленческая компетентность менеджеров потребительских кооперативов, их особая роль в благополучии предприятий. Авторы определяют управленческую компетентность в потребительских кооперативах как сочетание специфических знаний, установок и навыков, которое в первую очередь оказывается результатом изучения личного опыта (табл. 3).

Образование в области кооперативного управления развивает у менеджеров:

• навыки коммуникации, межличностного общения и эффективного сотрудничества;

Таблица 3

Элементы управленческой компетентности в потребительских кооперативах [19]

Знания Навыки

Основных кооперативных ценностей. Принципов взаимодействия с клиентами. Методов управления несколькими предприятиями. Видения стратегии развития для кооперативного сообщества Применение управления, основанного на кооперативных ценностях. Взаимодействие с клиентами. Умения развивать кооперативное сообщество. Способность инициирования коллективного принятия решений и участия в их реализации. Применение лидерских качеств

• способность преодолевать проблемы и принимать обоснованные решения;

• лидерские качества для руководства и мотивации членов кооператива;

• навыки финансовой грамотности;

• способность к выработке маркетинговых стратегий и ориентированное на клиента мышление (то и другое необходимо для продвижения совместных продуктов и услуг);

• юридические знания;

• адаптивность к меняющимся рыночным условиям и отраслевым тенденциям;

• навыки командной работы для эффективного взаимодействия с разнообразными заинтересованными сторонами;

• способность вести деятельность в рамках приверженности кооперативным ценностям.

В работе Л. Лу с соавторами [18] отмечается, что общая готовность фермеров Китая внедрять экологически чистые технологии производства была низкой до внедрения образовательных программ увеличения количества учебных занятий в фермерских кооперативах. В частности, количество желающих внедрять зеленые технологии увеличивалось на 3,2 % при каждой специальной тренировке в кооперативах. Помимо этого, результаты анализа деятельности различных групп фермеров показали, что готовность принять участие в обучении была положительно значимой независимо от состоятельности товаропроизводителей, при этом наиболее значительной тяга к образованию оказывалась у мелких фермеров.

Нарастающие проблемы мирового кооперативного движения отмечает индийский исследователь С. Лопойетум с соавторами [12]. Среди основных трудностей, усложняющих его развитие, авторы упоминают: быстро меняющуюся социально-экономическую реальность, требующую адаптировать кооперативные предприятия; давление транснациональных корпораций и финансового капитала; информационно-коммуника-

ционную революцию; несовершенство кооперативного законодательства. В условиях нарастающих рисков и проблем особое значение, по мнению авторов, приобретает государственная политика в отношении кооперации, составной частью которой становится организация образования и распространение знаний о кооперативных объединениях среди населения. Индийские ученые отмечают, что при организации образования необходимо учитывать специфику кооперативных предприятий. Государство может поддерживать кооперативное образование через финансирование действующих программ, введение специальных курсов в учебных заведениях, подбор и направление в кооперацию преподавательских кадров.

Выбор между государственным и самоуправляемым обучением зависит от конкретных обстоятельств, доступных ресурсов, потребностей членов кооператива и задач, стоящих перед кооперативными организациями. Важно, чтобы обучение было систематическим, качественным и ориентированным на практическое применение знаний в повседневной деятельности кооперативов.

В работе Дж. Хансона с соавторами рассмотрено, какую роль должны играть кооперативы для того, чтобы они стали более успешными, и определяется, как следует поддерживать союзы для создания централизованной системы обучения кадров. Результаты показывают, что союзы кооперативов уделяют внимание регистрации и аудиту кооперативов, а также разрешению конфликтов [6]. Авторы отмечают, что помимо союзов образовательные программы для фермеров могут вести неправительственные организации.

Следует отметить, что результаты опроса «На кого Вы рассчитываете в решении проблемы совершенствования деятельности потребительских кооперативов в условиях рыночной экономики?» среди отечественных кооператоров показали: они осознают ответственность самих пайщиков за развитие кооператива (рис. 6).

только на себя

на руководство .................

и специалистов кооперативов шшшж......

на муниципальную власть 55555555551 ИЛИ

на губернатора и его команду

на федеральную власть 5555555555155555555555 5551

0,00 10,00 20,00 30,00 40,00 50,00 60,00 70,00

Рис. 6. Источник возможной помощи, на который рассчитывают общественные кооператоры, решая проблему совершенствования деятельности потребительских кооперативов в условиях рыночной экономики, % Источник: составлено авторами по результатам опроса в рамках гранта РНФ № 23-28-01043 «Кооперация в стратегии развития общества» (https://rscf.ru/project/23-28-01043/).

Важная роль в развитии кооперативного сегмента экономики, по мнению многих исследователей, принадлежит просвещению населения. В частности, в работе М. Сей-фула и А. Дайона [17] исследовалась проблема обучения сельского населения Индонезии кооперативным принципам деятельности. Тесты, проводимые среди слушателей курса, выявляют, что курсы позитивно влияют на уровень кооперативной мобильности населения, увеличивают уровень знаний у потенциальных членов кооперативов, побуждают людей активно участвовать в кооперативах.

Кооперативное образование подвержено трудностям. Проблемы повышения квалификации и обучения менеджеров кооперативных организаций разнообразны и зависят от конкретной отрасли, типа кооператива и его целей. Среди распространенных проблем в этой области можно выделить:

• трудности с доступом к специализированным и актуальным образовательным ресурсам, необходимым для обучения своих менеджеров;

• ограничения бюджетов на обучение и развитие персонала;

• отсутствие специализированных программ (и, как следствие, обучение менед-

жеров в кооперативах, не учитывающих потребности отрасли или организации). Образовательные программы должны быть доступны всем членам кооператива, как рядовым сотрудникам, так и руководящему составу. Специализированная работа П. Анании и Г. К. Рвеказы [7] показала, что образование и обучение, как правило, ориентировано на кооперативное руководство, в то время как рядовые члены редко имеют доступ к образованию и переподготовке. Факторами, влияющими на широту предоставления образования и профессиональной подготовки, следует назвать: наличие средств у предприятия, кадровое обеспечение и поддержку со стороны союзов и государства. Многие авторы подчеркивают, что при преодолении трудностей важную роль играют онлайн-ресурсы, повышающие доступность обучения, а также объединение кооперативных организаций в образовательные «консорциумы», использование возможностей международного обмена опытом и обучения.

Большим подспорьем в организации кооперативного образования может стать установление партнерских отношений кооперативов с образовательными организациями. Результаты опроса «Сотрудничает ли

кооператив с образовательными организациями?», проведенного среди руководителей российских кооперативов, говорят о том, что отечественные кооператоры готовы сотрудничать с центрами компетенций и образовательными центрами (рис. 7).

Обсуждение

Содержание кооперативных образовательных программ совершенствуется и обновляется. Например, Национальный открытый университет Нигерии предлагает курс кооперации, состоящий из трех модулей5.

5 Course Guide [Web]. CRD 320: Cooperative Management and Organizing // National Open University of Nigeria: [site]. URL: https://nou.edu.ng/coursewarecon-tent/CRD%20320%20COOPERATIVE%20MANAGE-

Таблица 4

Модули курса кооперации Национального открытого университета Нигерии

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Модуль Блоки

1 1. Кооперативное управление. 2. Кооперативный бизнес по сравнению с бизнесом, принадлежащим инвестору. 3. Кооперативная демократия: структура кооперативной демократии. 4. Меры по повышению эффективности демократического контроля. Совета директоров. 5. Взаимоотношения с руководством

2 1. Должностная инструкция участника. 2. Принятие решений в кооперативах: понятие, виды, процесс и методы. 3. Техники принятия решений. 4. Операционная эффективность кооперативов. Концепция служебной аттестации. 5. Оценка эффективности и ключевые области результатов в кооперативах

3 1. Кооперативное обучение и образование. 2. Учебный процесс. 3. Методы кооперативного обучения. 4. Способы кооперативного обучения (лекции, аудиовизуальные методы, видеоконференции и др.). 5. Развитие менеджмента. 6. О содействии развитию кооперативов: рекомендация Международной организации труда от 20 июня 2002 г. № 193*

* О содействии развитию кооперативов [Электронный ресурс]: рекомендация Международной организации труда от 20 июня 2002 г. № 193 // Электронный фонд правовой и нормативно-технической информации: [сайт]. URL: https://docs.cntd.ru/document/499076400 (дата обращения: 26.04.2024). Источник: Course Guide [Web]. CRD 320: Cooperative Management and Organizing // National Open University of Nigeria: [site]. URL: https://nou.edu.ng/coursewarecontent/CRD%20320%20C00PER-ATIVE%20MANAGEMENT%20AND%200RGANIZING_0.pdf (accessed: 17.04.2024).

Рис. 7. Сотрудничество кооперативов с образовательными организациями Источник: составлено авторами по результатам опроса в рамках гранта РНФ № 23-28-01043 «Кооперация в стратегии развития общества» (https://rscf.ru/project/23-28-01043/).

Конкретные цели этого курса формулируются таким образом:

1) объяснить суть кооперативного управления;

2) сравнить кооперативный бизнес с бизнесом, принадлежащим инвестору, и обсудить сходства и различия;

3) объяснить кооперативную демократию — ее суть и структуру;

4) объяснить важность мер по обеспечению эффективности демократического контроля;

5) описать взаимоотношения между советом директоров и исполнительной властью;

6) объяснить сущность принятия решений в кооперативах: понятие, виды, процесс и методы;

7) обсудить методы принятия решений;

8) описать операционную эффективность кооперативов;

9) обсудить оценку эффективности и ключевые области результатов в кооперативах;

10) объяснить методы кооперативного обучения и процесс обучения;

11) обсудить международное сотрудничество;

12) определить структуру кооперативного законодательства;

13) проанализировать системный характер кооперативного права.

Таким образом, приведенный материал свидетельствует о том, что некоторые образовательные программы в кооперативах включают три обязательных компонента: основы кооперативной теории, вопросы кооперативной практики и методику образования населения и пайщиков. Такая многосоставная структура курса позволяет готовить преподавателей, которые ориентированы на творческое изложение материала и в обучении ориентируются на актуальный

МЕШ'%20Лга%200КОЛШ7ЩО_0^ (accessed: 17.04.2024).

опыт, а также на потребности, возникающие в процессе развития конкретной кооперации.

Образование, готовящее специалистов к управлению кооперацией, открывает перед ними привлекательные перспективы.

Например, в Индии квалифицированный специалист в области кооперативного образования и управления может претендовать на годовую заработную плату до 650 тыс. рупий6 (табл. 5).

Подготовка индийских специалистов в области кооперативного образования и управления организуется в разных формах обучения.

1. Очное обучение. Многие институты и университеты предлагают очные программы. Эти курсы обычно рассчитаны на 1 или 2 года. Очные отделения предполагают посещение регулярных занятий и участие в практических семинарах или стажировках.

2. Заочное обучение. Программы неполного рабочего времени предназначены для людей, которые обучаются без отрыва от постоянной деятельности. Эти курсы обычно имеют более гибкий график, позволяющий студентам посещать занятия по вечерам, выходным или в определенные временные интервалы. Заочное обучение может занять больше времени по сравнению с очным.

3. Дистанционное очно-заочное обучение. Дистанционное обучение или заочные курсы по кооперативному управлению позволяют людям учиться из удаленного места и не навязывают им необходимость физически присутствовать на занятиях. Эти программы обычно предоставляют учебные материалы и ресурсы через онлайн-платформы, веб-почту или другие средства связи. Студентам устанавливают сроки сдачи заданий или очные сессии для экзаменов.

4. Онлайн-обучение. Онлайн-курсы по кооперативному управлению становятся всё

6 На 24.05.2024 1 индийская рупия — 1,08 российского рубля по курсу Центробанка РФ.

Таблица 5

Профили вакансий, их краткие описания и средние показатели заработной платы, доступной выпускникам с дипломом в области кооперативного управления и образования

Профиль вакансии Описание Средняя годовая зарплата, тыс. инд. рупий

Менеджер кооператива Контроль хозяйственных операций кооператива и стратегии 400-600

Кооперативный консультант Консультативные услуги кооперативам 350-550

Сотрудник по кооперативному развитию Содействие кооперативному росту и развитию 350-500

Кооперативный тренер Проведение обучающих программ для членов кооператива 300-450

Кооперативный бухгалтер Управление финансовыми операциями и отчетностью 300-450

Кооперативный менеджер по маркетингу Разработка маркетинговой стратегии для кооперативов 350-500

Кооперативный юрисконсульт Юридические рекомендации и поддержка соблюдения требований права 450-650

Кооперативный предприниматель Создание кооперативных стартапов и управление ими 350-600

Кооперативный аудитор Аудит и обеспечение финансовой целостности 300-450

Аналитик кооперативных исследований Анализ тенденций и эффективности кооперативов 350-550

Источник: Diploma in Cooperative Management (DCM) [Web] // Universitykart: Changing Lives & Giving Choices: Search engine. URL: https://universitykart.com/course/coursedetails/diploma-in-cooperative-management (accessed: 17.04.2024).

более популярными в Индии. Эти программы полностью реализуются через цифровые платформы, позволяющие студентам получать доступ к лекциям и учебным материалам, а также общаться с преподавателями и сокурсниками. Такой режим занятий дает людям возможность учиться в любом месте, где есть подключение к интернету.

После получения диплома выпускникам становится доступен карьерный рост (в различных вариантах). Отдельные распространенные должности, которые можно занять после получения образования, представлены

в табл. 5. Однако многие авторы, изучающие проблемы кооперативного образования в Индии, отмечают, что далеко не всегда выпускники, получившие специальные профессиональные навыки в этой сфере, находят место в управлении кооперативами [16]. Кооперативами, как правило, управляют комитеты, состоящие из избранных членов, которые не обязательно имеют профессиональную подготовку.

Таким образом, в кооперативной практике Индии существует противоречие между демократическими принципами руководства,

применяемыми на предприятиях, и необходимостью повышать профессиональный уровень менеджмента. Однако это противоречие нельзя назвать непреодолимым препятствием в развитии кооперации Индии.

Трудности, обозначившиеся при трудоустройстве выпускников, окончивших обучение по кооперативным образовательным программам, решаются через целевой набор абитуриентов из числа наиболее перспективных молодых соискателей, уже ставших пайщиками и заслуживших доверие участников того или иного кооператива.

Успех кооперативного образования и подготовки кадров, как отмечают авторы, специально исследовавшие эту проблему, должна обеспечивать формируемая при объединениях служба подбора персонала [16].

В функции такой службы входит:

• проведение тренингов, семинаров, пилотных исследований и т. д.;

• внедрение необходимых структурных изменений в кадровую политику, в соответствии со стратегией развития кооператива;

• поощрение менеджеров, побуждающее их выполнять разные виды деятельности по управлению персоналом;

• периодическая оценка эффективности управленцев.

Примером успешной деятельности службы подбора персонала может служить постановка этой работы в кооперативах, предоставляющих услуги по обеспечению электроэнергией (КЯЕСЛ, США). Эта структура регулярно и систематически направляет активных пайщиков на специальные курсы, семинары и стажировки, а особенно тщательно готовит руководителей кооперативов всех уровней: от менеджеров и членов ревизионных советов до членов правления7.

Специальные образовательные программы по другим направлениям солидарной

7 National Rural Electric Cooperative Association (NRECA): America's Electric Cooperatives [site]. URL: https://www.electric.coop/ (accessed: 24.05.2024).

экономики реализуют международные институты при европейских структурах и ООН.

Так, Международный маркетинговый центр Международной организации труда (МОТ) в Турине — ГГСГЬО8 — проводит так называемый Туринский курс по социальной и солидарной экономике9 (далее ССЭ). Пакет повышения осведомленности о ССЭ состоит из четырех уровней (модулей); слушателей знакомят с сильными и слабыми сторонами, возможностями и рисками, потенциалом и препятствиями, характерными для хозяйственной деятельности, основанной на принципах солидарности, а также разъясняют им новую роль, отведенную личности при организации и реализации такой деятельности.

Четыре модуля курса содержат следующее:

• модуль 1 — ССЭ в условиях меняющихся «правил игры»: понимание концепции и ее составляющих;

• модуль 2 — ССЭ как инструмент достойного труда и инклюзивности;

• модуль 3 — меры по выполнению резолюции о достойном труде и ССЭ;

• модуль 4 — ключевая роль ССЭ в продвижении инклюзивного и устойчивого развития.

Выводы

Исследование роли образовательных программ в развитии солидарной экономики и кооперативных организаций позволяет сделать ряд выводов.

Обучение и просвещение в области солидарной экономики содействуют формированию у граждан навыков взаимодействия, сотрудничества и справедливого распределения ресурсов на основе общественно значимых ценностей.

8 International Training Centre of the ILO (ITCILO): [site]. URL: https://www.itcilo.org/ (accessed: 24.05.2024).

9 ITCILO Turin conducts Course on the Social and Solidarity Economy [web] // International Labour Organization: [site]. URL: https://www.ilo.org/resource/news/ itcilo-turin-conducts-course-social-and-solidarity-econ-omy (accessed: 24.05.2024).

Образовательные программы помогают участникам кооперативных организаций укрепить профессиональные навыки, что позволяет повысить эффективность и конкурентоспособность кооперативной организации в целом.

Подготовка лидеров в рамках образовательных программ позволяет масштабировать солидарную экономику. Специальное образование активизирует общественное участие в предприятиях солидарной экономики, способствует широкому вовлечению граждан в совместное решение проблем и продвижение новых инициатив.

Создание и реализация курсов солидарной экономики и учебных программ для кооперативных организаций, где сделан акцент на практическое применение знаний и навыков, инициирует самоорганизацию населения.

Государственное стимулирование образования в этой сфере повышает социальную активность и гражданскую позицию у обучающихся.

Партнерские отношения с государственными органами и бизнес-структурами, позволяющие добиться обеспечения практической ориентации образовательных программ и курсов, повышают их эффективность.

Список литературы и источников

1. Егоров В. Г., Иншаков А. А., Александрова Е. В.

Рабочие кооперативы как драйвер развития отрасли информационных технологий // Геоэкономика энергетики. 2023. Т. 22. № 2. С. 100-125. https://doi.org/10.48137/ 26870703_2023_22_2_100 EDN: JZGLDK.

2. Идилов И. И. Кооперативный менеджмент: исторические традиции, идеология и опыт реформирования: монография. М.: Инф.-внедр. центр «Маркетинг», 1999. 188 с.

3. Мешечкина Р. П., Карталов А. Н. Обучение персонала и оценка результатов труда в потребительской кооперации // Вестник Белгородского университета потребительской

кооперации. 2007. № 4 (24). С. 55-60. EDN: KVTLWV.

4. Мищенко Т. Л., Репичев А. И. Курс лекций по дисциплине «Сельскохозяйственная потребительская кооперация»: учеб.-метод. пособие для бакалавров направления подготовки 38.03.02 «Менеджмент очной и заочной формы обучения». Орел: Изд-во Орловского ГАУ, 2016. 147 с. EDN: VWTQUL.

5. Abaire B. D., Pillai G. B. Training needs of members in cooperative dairy marketing in Ethiopia // African Journal of Agricultural Research. 2011. Vol. 6. No. 2. P. 488-507.

6. Agricultural cooperatives and unions of cooperatives in Bosnia and Herzegovina: Opportunities for improvement in providing services and educational programs for farmers / J. C. Hanson, M. Matavulj, G. Manzuk, J. G. Richardson // Journal of Rural Cooperation. 2010. Vol. 38. Iss. 1. P. 3-19.

7. Anania P., Rwekaza G. C. Co-operative education and training as a means to improve performance in co-operative societies // Sumerianz Journal of Social Science. 2018. Vol. 1. No. 2. P. 39-50.

8. Determinats of the performance of cooperative manager in Ambon City, Indonesia / W. Souisa, Ch. I. Musa, H. Akib et al. // Journal of Entre-preneurship Education. 2019. Vol. 22. Iss. 1. Art. ID: 1528-2651-22-1-276.

9. Francesconi G. N, Wouterse F. Building the managerial capital of agricultural cooperatives in Africa // Annals of Public and Cooperative Economics. 2018. Vol. 90. No. 1. P. 141-159. https://doi.org/10.1111/apce.12218

10. Goulart E. L., Weymer A. S. Q., Moreira V. R. The influence of self-efficacy on training effectiveness in cooperative organizations // Revista de Administrado da UFSM = Brazilian Journal of Management. 2022. Vol. 15. No. 2. P. 331— 353. https://doi.org/10.5902/1983465967213

11. Jumawan A R. Management practices of cooperatives: Roadmap towards improved performance and sustainability // International Journal of Mul-tidisciplinary: Applied Business and Education Research. 2022. Vol. 3. No. 7. P. 1257-1266. https://doi.org/10.11594/ijmaber.03.07.05

12. Lopoyetum S. K. et al. Professionalization of management and administration of cooperatives business organizations: challenges and strategies // Cooperative Sugar. 2009. Vol. 40. Iss. 10. P. 21-29.

13. Rodríguez J. R., Moral A. M. Educational level and training of human resources in farm cooperatives in the knowledge-based society: An empirical study // Journal of Rural Cooperation. 2003. Vol. 31. No. 2. P. 1-21. https://doi.org/10.22004/ag.econ.59773

14. Sarif S. M., Ismail Yu. Managerial roles and the training of Malaysian co-operatives' managers // Malaysian Journal of Co-operative Studies. 2010. Vol. 6. P. 49-62.

15. Singh K. Training professional managers for cooperatives // Hundred Years of Cooperative Development in India / ed.: National Cooperative Union of India. New Delhi: NCUI, 2007. P. 717-749.

16. Soni A K., Saluja H. P. S. A study on human resource development in cooperatives // International Journal of Human Resource Management and Research (IJHRMR). 2013. Vol. 3. Iss. 1. P. 63-72.

17. SyaifUlM., Daiona A. I. B. Pelatihan perkoper-asian bagi calon anggota koperasi mahasiswa pendidikan ekonomi = Cooperative training for prospective members of the economic education student cooperative // Community Empowerment. 2021. Vol. 6. Iss. 10. P. 1791-1796. https://doi.org/10.31603/ce.5042

18. Training of farmers' cooperatives, value perception and members' willingness of green production / L. Luo, D. Qiao, J. Tang et al. // Agriculture. 2022. Vol. 12. Iss. 8. Art. No. 1145. https://doi.org/10.3390/agriculture12081145

19. Tuominen P., Jussila I., Heino (Rantanen) N. Managerial competence in consumer cooperatives: Inducing theory from empirical observations // International Journal of Co-operative Management. Vol. 5. Iss. 1. P. 9—22.

20. Zimnoch K. The role of student cooperatives in education in Poland in the 21st century // Rural Environment. Education. Personality. 2018. Vol. 11. P. 251—258. https://doi.org/10.22616/ REEP.2018.031

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

1. Egorov V. G., Inshakov A. A., Alexandrova E. V. "Workers' Cooperatives as a Driver of the Development of the Information Technology Industry". Geoekonomika energetiki 22.2 (2023): 100—

125. (In Russian). https://doi.org/10.48137/ 26870703_2023_22_2_100 EDN: JZGLDK.

2. Idilov I. I. Cooperative Management: Historical Traditions, Ideology and Experience of Reforming: monograph. Moscow: Informatsionno-vnedren-cheskiy tsentr "Marketing", 1999. 188 p. (In Russian).

3. Meshechkina R. P., Kartalov A. N. "Staff Training and Performance Appraisal in Consumer Cooperatives". Vestnik Belgorodskogo universiteta potrebitel'skoy kooperatsii 4 (24) (2007): 55—60. (In Russian). EDN: KVTLWV.

4. Mishchenko T. L., Repichev A. I. Course of Lectures on the Discipline "Agricultural Consumer Cooperation": educational and methodical manual for bachelors of training direction 38.03.02 "Management of full-time and part-time education". Orel: Orel State Agrarian Univ. Publ., 2016. 147 p. (In Russian). EDN: VWTQUL.

5. Abaire B., Pillai G. B. "Training Needs of Members in Cooperative Dairy Marketing in Ethiopia". African Journal of Agricultural Research 6.2 (2011): 488—507.

6. Hanson J. C., Matavulj M., Manzuk G., Richardson J. G. "Agricultural Cooperatives and Unions of Cooperatives in Bosnia and Herzegovina: Opportunities for Improvement in Providing Services and Educational Programs for Farmers". Journal of Rural Cooperation 38.1 (2010): 3—19.

7. Anania P., Rwekaza G. C. "Co-operative Education and Training as a Means to Improve Performance in Co-Operative Societies". Sumerianz Journal of Social Science 1.2 (2018): 39—50.

8. Souisa W., Musa Ch. I., Akib H., Anshari, Bado B. "Determinats of the Performance of Cooperative Manager in Ambon City, Indonesia". Journal of Entrepreneurship Education 22.1 (2019): 1528-2651-22-1-276.

9. Francesconi G. N., Wouterse F. "Building the Managerial Capital of Agricultural Cooperatives in Africa". Annals of Public and Cooperative Economics 90.1 (2018): 141—159. https://doi.org/ 10.1111/apce.12218

10. Goulart E. L., Weymer A. S. Q., Moreira V. R. "The Influence of Self-Efficacy on Training Effectiveness in Cooperative Organizations". Revista de Administragao da UFSM = Brazilian

Journal of Management 15.2 (2022): 331—353. https://doi.org/10.5902/1983465967213

11. Jumawan April R. "Management Practices of Cooperatives: Roadmap towards Improved Performance and Sustainability". International Journal of Multidisciplinary: Applied Business and Education Research 3.7 (2022): 1257—1266. https://doi.org/ 10.11594/ ijmaber.03.07.05

12. Lopoyetum S. K. et al. "Professionalization of Management and Administration of Cooperatives Business Organizations: Challenges and Strategies". Cooperative Sugar 40.10 (2009): 21—29.

13. Rodríguez J. R., Moral A. M. "Educational Level and Training of Human Resources in Farm Cooperatives in the Knowledge-Based Society: An Empirical Study". Journal of Rural Cooperation 31.2 (2003): 1—21. https://doi.org/10.22004/ag.econ.59773

14. Sarif S. M., Ismail Yu. "Managerial Roles and the Training of Malaysian Co-Operatives' Managers". Malaysian Journal of Co-operative Studies 6 (2010): 49—62.

15. Singh Katar. "Training Professional Managers for Cooperatives". National Cooperative Union of India, ed. Hundred Years of Cooperative Development in India. New Delhi: NCUI, 2007. 717—749.

16. Soni Anil K., Saluja H. P. S. "A Study on Human Resource Development in Cooperatives". International Journal of Human Resource Management and Research (IJHRMR.) 3.1 (2013): 63—72.

17. Syaiful M., Daiona A. I. B. "Cooperative Training for Prospective Members of the Economic Education Student Cooperative". Community Empowerment 6.10 (2021): 1791—1796. (In Indonesian). https://doi.org/10.31603/ce.5042

18. Luo L., Qiao D., Tang J., Wan A., Qiu L., Liu X., Liu Y., Fu X. "Training of Farmers' Cooperatives, Value Perception and Members' Willingness of Green Production". Agriculture 12.8 (2022): 1145. https://doi.org/10.3390/ag-riculture12081145

19. Tuominen P., Jussila I., Heino (Rantanen) N. "Managerial Competence in Consumer Cooperatives: Inducing Theory from Empirical Observations". International Journal of Co-operative Management 5.1 (2010): 9—22.

20. Zimnoch K. "The Role of Student Cooperatives in Education in Poland in the 21st Century". Rural Environment. Education. Personality 11 (2018): 251-258. https://doi.org/10.22616/ REEP.2018.031

Информация об авторах

Егоров Владимир Георгиевич — доктор исторических наук, доктор экономических наук, профессор, директор научной школы «Экономическая теория», Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова (Россия, 109992, Москва, Стремянный пер., д. 36); профессор, Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана (Россия, 105005, Москва, 2-я Бауманская ул., д. 5, стр. 1); заведующий кафедрой политологии и политического анализа, Российский государственный социальный университет (Россия, 129226, Москва, ул. Вильгельма Пика, д. 4, стр. 1). ORCID: 0000-0002-2473-8590

Битбунов Лев Владиславович — студент, БГТУ «ВОЕНМЕХ» им. Д. Ф. Устинова (Россия, 190005, Санкт-Петербург, ул. 1-я Красноармейская, 1).

Information about the authors

Vladimir G. Egorov — Dr. Sci. (Hist ), Dr. Sci. (Econ.), Prof., Director of Scientific School "Economic Theory", Plekhanov Russian University of Economics (Russia, 109992, Moscow, Stremyannyy lane, 36); Professor, Bau-man Moscow State Technical University (Russia, 105005, Moscow, 2nd Baumanskaya st., 5, bldg. 1); Head of the Department of Political Science and Political Analysis, Russian State Social University (Russia, 129226, Moscow, Wilhelm Pik st., 4, bldg. 1). ORCID: 0000-0002-2473-8590

Lev V. Bitbunov — Student, BSTU "VOENMEH" named after D. F. Ustinov (Russia, 190005, St. Petersburg, 1-ya Krasno-armeyskaya st., 1).

Статья поступила в редакцию 19.09.2023.

The article was submitted 19.09.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.