Научная статья на тему 'ОБРАЗОВАНИЕ КАК ФАКТОР ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА'

ОБРАЗОВАНИЕ КАК ФАКТОР ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образование / экономический рост / типы экономического роста / сущность образования / приоритеты образования / образовательная политика / education / economic growth / types of economic growth / the essence of education / educational priorities / educational policy

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Р.Р. Яруллин, Э.И. Яляева

В статье рассматриваются понятие и типы экономического роста, а также экономическая сущность образования. Проанализировано состояние современного образования Российской Федерации за период 2020-2022 гг. На примере Российской Федерации раскрывается структурный и динамический анализы образования за 2020-2022 гг. В результате исследования предлагаются меры для разработки практических рекомендаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATION AS A FACTOR OF ECONOMIC GROWTH

The article discusses the concept and types of economic growth, as well as the economic essence of education. The state of modern education in the Russian Federation for the period 2020-2022 is analyzed. Using the example of the Russian Federation, the structural and dynamic analyzes of education for 2020-2022 are revealed. As a result of the study, measures are proposed for the development of practical recommendations.

Текст научной работы на тему «ОБРАЗОВАНИЕ КАК ФАКТОР ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА»

ОБРАЗОВАНИЕ КАК ФАКТОР ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА

Р.Р. Яруллин, д-р экон. наук, профессор Э.И. Яляева, студент

Уфимский филиал Финансового университета при Правительстве Российской Федерации

(Россия, г. Уфа)

DOI:10.24412/2500-1000-2024-5-2-242-244

Аннотация. В статье рассматриваются понятие и типы экономического роста, а также экономическая сущность образования. Проанализировано состояние современного образования Российской Федерации за период 2020-2022 гг. На примере Российской Федерации раскрывается структурный и динамический анализы образования за 2020-2022 гг. В результате исследования предлагаются меры для разработки практических рекомендаций.

Ключевые слова: образование, экономический рост, типы экономического роста, сущность образования, приоритеты образования, образовательная политика.

Повышение уровня производства, результатом чего станет рост качества, а также количества как товаров, так и услуг, осуществляемое экономикой является экономический рост.

В современных условиях рыночная экономика стремится, прежде всего, к достижению уравновешенного экономического

роста. Данный тип развития национальной экономики представляет собой поддержание равновесия между предложением и совокупным спросом в долгосрочный период [2].

Существуют следующие причины, которые оказывают влияние на экономический рост, представлены на рисунке [2].

Рис. Причины, оказывающие влияние на экономический рост

Следует рассмотреть типы экономического роста [2]:

1. Интенсивный рост.

2. Экстенсивный рост.

Интенсивный экономический рост

представляет собой взаимосвязь с ростом объема производства и эффективным использование имеющихся ресурсов без необходимости увеличения числа входных факторов производства.

Экстенсивный рост может быть полезен именно на начальных стадиях развития

экономики или в таких ситуациях, когда возможности для улучшения технологий ограничены. Но часто данный рост ограничен в своей способности обеспечивать устойчивый и долгосрочный рост, поскольку не учитывает повышение производительности, которое обычно обеспечивает более стабильное и устойчивое развитие экономики.

Динамический анализ расходов на статью образование представлена в таблице 1 [5].

Таблица 1. Анализ динамики статьи «Образование» за период 2020-2022 гг. на основе данных Росстата_

Наименование расходов 2020 г. 2021 г. 2022 г. Динамика за период

2020/2021 гг. 2021/2022 гг.

Абс. откл. Темп прироста (умен.), % Абс. откл. Темп прироста (умен.), %

Образование 912,5 1136,5 1264,9 -224,0 24,5 -128 11,3

Расходы всего 19503,4 24921,3 23694,4 -5417,9 27,78 1227 -4,9

Тем самым, можно сделать вывод исходя из данных в Таблице 1, в 2021 году расходы составили 1136,50 млрд. руб., что по сравнению с 2020 годом, заметно повышение финансирования на 224 млрд. руб. или 24,55%. Рассматривая статью расходов «Образование» в 2022 году - 1264,9 млрд. руб., что по сравнению с 2021 годом -1136,5 млрд. руб., свидетельствует о повышении расходов на образование на 128 млрд. руб. или 11,3%. Расходы на статью «Образование» в период с 2020 по 2022 гг. только повышались с 912,5 млрд. руб. до 1264,9 млрд. руб.

Из данных таблицы 2, видно, что уровень образования у мужчин и женщин отличается не так сильно. Заметно различие по получению высшего образования в стране у мужчин 337 чел. и женщин 472 чел., среднее профессиональное образование имеют больше мужчин 303 чел., чем женщин 263 чел. Отсутствует даже начальное общее образование у мужчин 3 чел., у женщин 2 чел.

В современной России обучается почти треть населения, либо проходят квалификацию или переподготовку. Оценить уровень и значение образования, а также его оказания влияния на обучающихся достаточно трудно, поскольку цели определяются будущее населения страны.

Приоритетная задача образовательной политики связана с созданием определенных условий, необходимых для воспитания и развития обучающихся как граждан Российской Федерации. Выполнение данной задачи возможно при определенных условия создания эффективной системы образования в целом [1].

Уровень образования населения в возрасте 25-34 лет по полу, представлен в таблице 2 [5].

Расчет производится на 1000 человек населения данной возрастной группы, которые указали уровень образования.

Пути развития и решения проблем в образовательной политике, следующие [4]:

1. Поскольку существуют определенные стандарты и требования к уровню знаний, навыков, а также к уровню обязательности, наличие ответственности рабочего, и его надежности. При получении необходимого образования, личности требуется самостоятельно решать, где работать, и как осуществлять обучение в течение своей трудовой деятельности.

2. Следует применить систему образования на основе технологий информатизации. Направления информатизации, следующие: создание среды информации в виртуальном мире на уровне образовательных учреждений, развитие единого

Таблица 2. Уровень образования населения страны с 25 по 34 г. по полу

№ п/п Вид образования Всего Мужчины Женщины

1 Высшее 405 337 472

2 Неполное высшее профессио- 37 40 35

нальное

3 Среднее профессиональное 283 303 263

4 Среднее общее 135 149 123

5 Основное общее 48 59 37

6 Начальное общее 4 6 3

7 Не имеют начального общего 3 3 2

образования

пространства образовательной системы, непрерывное применение новой информации, как с научно-технической, так и методической стороны.

3. Необходимо использовать учебники современности, пользовать методическими пособиями по новым технологиям обучения. Обязательно осуществить переподготовку кадров на основе новых стандартов образования от государства [3].

4. Создание и применение инструментов финансовых механизмов в сфере образования. Данные механизмы следует считать составными частями системы, которые имеют обязательный характер. Механизмы необходимо использовать в сочетании с определенным случаем, а также специфики территорий определения задач на необходимый период времени [3].

Перспективы развития образовательной политики в Российской Федерации определены в проект программы от государ-

низация образования как механизм обеспечения инновационного развития социально-экономической сферы». В данной государственной программе определена главная цель - разработка модели образования в условиях современности.

Получение образования в 21 веке имеет направления как на приобретение необходимых знаний, так и добывание навыков и умений образования. Они же окажут влияние на уровень производительности труда, а также эффективность работника в будущем [1].

Таким образом, можно сделать вывод, что в современной России обучается почти треть населения, либо проходят квалификацию или переподготовку. Достаточно важным фактором экономического роста является повышение уровня образования в стране. Социальное, а также экономические положение является отражением состояния уровня образования в стране.

ства под названием «Комплексная модер-

Библиографический список

1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 25.12.2023) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2024).

2. Экономическая теория. Экспресс-курс: учебное пособие / Н.Н. Думной, А.Г. Грязновой, А.Ю. Юданова. - Москва: КноРус, 2019. - 602 с.

3. Степанова И.А. Реформирование системы образования в России: предпосылки и перспективы // Молодой ученый. - 2020. - № 21. - С. 627-630.

4. Воробьева, С.В. Управление образовательными системами: учебник и практикум для вузов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2023. - 491 с.

5. Федеральная служба государственной статистики. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru.

EDUCATION AS A FACTOR OF ECONOMIC GROWTH

R.R. Yarullin, Doctor of Economic Sciences, Professor E.I. Belyaeva, Student

Ufa Branch of the Financial University under the Government of the Russian Federation (Russia, Ufa)

Abstract. The article discusses the concept and types of economic growth, as well as the economic essence of education. The state of modern education in the Russian Federation for the period 2020-2022 is analyzed. Using the example of the Russian Federation, the structural and dynamic analyzes of education for 2020-2022 are revealed. As a result of the study, measures are proposed for the development of practical recommendations.

Keywords: education, economic growth, types of economic growth, the essence of education, educational priorities, educational policy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.