Научная статья на тему 'ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ, ОСОБЕННО ВЫСШЕГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ, ОСОБЕННО ВЫСШЕГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
120
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭКОНОМИКА ЗНАНИЙ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Аганбегян Абел Гезевеч

Автор анализирует сильные и слабые стороны высшего экономического образования в России, его качество и эффективность с точки зрения заработной платы выпускников вузов, а также место России по уровню образования среди других стран мира и долю «экономики знаний» в составе валового продукта страны. Научно-образовательный комплекс России в целом не уступает многим развитым странам, тем не менее назрела необходимость реформы образования, в том числе повышение его практикориентированности, наличия профессиональных требований и степеней, необходимых для занятия важных должностей, в том числе на госслужбе. Это позволит повысить его эффективность, перейти к социально-экономическому росту, полагает профессор.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFICIENCY OF EDUCATION, ESPECIALLY HIGHER ECONOMIC EDUCATION

Abel Aganbegyan analyzes quality and effectiveness of higher economic education in Russia, as well as Russia's place in terms of education among other countries of the world and the share of the "knowledge economy" in the gross product of the country. The scientific and educational complex of Russia as a whole is not inferior to many developed countries, nevertheless, there is a need to reform education, including increasing its practical orientation, the availability of professional requirements and degrees necessary to occupy important positions, including in the civil service. This will increase its efficiency, move to socio-economic growth.

Текст научной работы на тему «ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ, ОСОБЕННО ВЫСШЕГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

DOI: 10.38197/2072-2060-2023-239-1-45-79

ЭФФЕКТИВНОСТЬ

ОБРАЗОВАНИЯ,

ОСОБЕННО ВЫСШЕГО

ЭКОНОМИЧЕСКОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

EFFICIENCY OF EDUCATION,

ESPECIALLY HIGHER

ECONOMIC

EDUCATION

аганбегян абел гезевич

Академик Российской академии наук, д.э.н., профессор

abel g. aganbegyan

Academician of the Russian Academy of Sciences, Doctor of Economic Sciences, Professor

АННОТАЦИЯ

Автор анализирует сильные и слабые стороны высшего экономического образования в России, его качество и эффективность с точки зрения заработной платы выпускников вузов, а также место России по уров-

Н-Г1

ню образования среди других стран мира и долю «экономики знаний» в составе валового продукта страны.

Научно-образовательный комплекс России в целом не уступает многим развитым странам, тем не менее назрела необходимость реформы образования, в том числе повышение его практикориентированности, наличия профессиональных требований и степеней, необходимых для занятия важных должностей, в том числе на госслужбе. Это позволит повысить его эффективность, перейти к социально-экономическому росту, полагает профессор. ABSTRACT

Abel Aganbegyan analyzes quality and effectiveness of higher economic education in Russia, as well as Russia's place in terms of education among other countries of the world and the share of the "knowledge economy" in the gross product of the country. The scientific and educational complex of Russia as a whole is not inferior to many developed countries, nevertheless, there is a need to reform education, including increasing its practical orientation, the availability of professional requirements and degrees necessary to occupy important positions, including in the civil service. This will increase its efficiency, move to socio-economic growth.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Экономическое образование, экономика знаний, социально-экономический рост. KEYWORDS

Economic education, knowledge economy, socio-economic growth.

1. Особенности экономического образования

Экономическое образование в России во многом несет на себе сильные и слабые стороны нашей общей образовательной системы. Сильные стороны связаны с высоким уровнем

и качеством образования, отличающегося приобретением знаний. Слабые стороны — относительно низкая эффективность использования этих знаний в практической деятельности из-за недостаточности приобретенных навыков и опыта работы. В ходе образования в России не происходит обучения, использования получаемых знаний, поскольку отсутствует стажировка, наличие какого-либо опыта работы, для того чтобы получить диплом об образовании по той или иной специальности. Подавляющую часть времени занимают занятия с преподавателем. Меньше, чем нужно, времени остается на самостоятельную работу, и совсем не выделяется время на приобретение навыков, использование полученных знаний на практике. Ибо практически отсутствуют стажировки во время обучения не только при обучении бакалавров, но даже магистров. Чтобы получить любое образование и диплом, опыта работы в соответствующих областях не требуется.

Экономическое образование в нашей стране не является элитным, а носит массовый, во многом поточный характер, и его качество сильно различается. Через три года после получения высшего образования (бакалавра и магистра) выпускники лучших университетов в среднем получают 120-150 тыс. руб. в месяц. У окончивших наибольшую часть высших учебных заведений, соответствующие заработки составляют 60-80 тыс. руб. И еще меньше там, где качество подготовки относительно низкое.

В отличие от других специальностей образование экономиста отличается многообразием приобретаемых знаний. Экономист не может считаться полноценным без понимания ведущих трендов технологического развития, что предполагает определенное знание техники и производства ведущих отраслей народного хозяйства. Экономика находится

пч

в неразрывном единстве с социальным развитием. И для экономиста необходимо приобретение достаточно широких социологических, а также демографических знаний. И с каждым годом этот тренд усиливается. Как и по другим специальностям, все большее место в образовании экономиста занимает овладение навыками информационной технологии, на базе которой создаются автоматизированные системы управления. А это предполагает обязательное знание все расширяющегося минимума по высшей математике.

Изучение экономической политики — главнейший предмет. Им трудно овладеть без существенного набора знаний по политологии. Экономика — поле для деятельности людей. И поэтому крайне необходимы экономистам знания не только демографии, но и дисциплин, объясняющих поведение людей. В экономике все сильнее развивается глобализация, взаимодействие разных стран. Поэтому изучение международных отношений, в том числе исторического опыта в этой сфере, крайне важно.

В мире все время происходят важные экономические изменения. Ежегодно появляется что-то новое. Поэтому все время приходится держать руку на пульсе экономической жизни, интересуясь не только новыми исследованиями, но и меняющейся практикой экономической политики разных стран.

Реальная экономическая деятельность от А до Я регулируется правовыми или этическими нормами. Поэтому определенный объем юридических знаний экономисту надо иметь и совершенствовать. Так же, как и этические нормы, причем с учетом их особенностей у разных народов и стран. Экономические показатели — это численные показатели, в большей части результаты статистических измерений. Экономист должен обладать знаниями по статистике и уметь

анализировать совокупность числовых данных, характеризующих тот или иной социально-экономический процесс. Аналитика лежит в основе экономических исследований.

Чтобы проводить экономическую политику, надо предвидеть последствия тех или иных действий в экономике. Поэтому научное прогнозирование является неотъемлемой частью экономического знания.

Понятно, что столь широкими знаниями, необходимыми хорошему экономисту, нельзя овладеть в ограниченное время. Экономист должен учиться, образовываться, приобретать знания на протяжении всей трудовой жизни.

Экономика, как и любая другая наука, многогранна. И нельзя быть специалистом по всем видам экономической деятельности. Приходится выбирать, заниматься ли финансами или даже узко банковским делом или быть специалистом, например, по труду, по определенному виду управления и т.д.

Для всех специальностей важно уметь самостоятельно приобретать дополнительные знания, которые требуются при меняющихся обстоятельствах, при том или ином карьерном росте. Так что навыки приобретения дополнительных знаний в ходе самостоятельной работы или при взаимодействии с партнерами крайне важны.

2. Образование — главная составная часть

«экономики знаний» — основа человеческого капитала

Во второй половине ХХ века и особенно интенсивно в нынешнем XXI веке формируется важнейшее направление — сфера по созданию знаний, их распространению и применению на практике. Обычно в эту сферу включают НИОКР, образование, информационно-коммуникационные технологии,

биотехнологии и здравоохранение. В развивающихся индустриальных странах эта сфера быстро растет по удельному весу в составе валового внутреннего продукта, где она уже составляет 15-20%. Повышается ее роль как второго по важности драйвера социально-экономического развития, где на первом месте у таких стран стоят инвестиции в основной капитал. Грубо говоря, на 50-60% экономический рост в таких странах определяется этими инвестициями и на 20-40% они зависят от сферы «экономика знаний». Причем роль «экономики знаний» все время повышается и не столько с позиции управления производством, технологическим развитием и рабочей силой или созданием новых мощностей в производстве, транспортном строительстве, других инфраструктурных объектах, сколько в создании инноваций, которые преобразуют эти технологии, формируют более эффективные и значимые пути развития. Эти инновации — плод творческого мышления высокообразованных работников. И все в большей мере именно эти инновации прокладывают современные пути развития нашей цивилизации, всего человечества.

В развитых странах мира, вступивших в период постиндустриального развития, сфера «экономики знаний» стала преобладающей в составе валового продукта, в 1,5-2 раза превысившей долю инвестиций в основной капитал, которая там поддерживается в размере 15-25%, в то время как сфера «экономики знаний» создает 30-40% ВВП. Развитые страны по всем основным показателям опередили развивающиеся страны и страны с переходной экономикой вроде России и развиваются более качественно прежде всего за счет высокотехнологичных продуктов и услуг, образования и здравоохранения. Традиционные преобладающие отрасли народного хозяйства все время совершенствуются, но по объемным показателям

не увеличиваются, а качественно улучшаются. В среднем ежегодный рост ВВП в этих странах составляет 2-3%, в то время как мировой рост ВВП обычно составлял в последние период 3-4%, а развивающихся стран 4-6%.

Доля промышленности в создании ВВП у развитых стран составляет 20-25%, а сферы «экономики знаний» — 30-40%. У развивающихся стран соответствующие показатели выше по промышленности — 30-40% и ниже по «экономике знаний» — 15-25%. В представленной таблице приведен состав отраслей и направлений в сфере «экономики знаний» по отношению к ВВП России, Китая, Европейского союза и США. Доля «экономики знаний» в ВВП в России в 1,5 раза ниже, чем в Китае, в 2 раза ниже, чем в ЕС, и почти в 3 раза ниже, чем в США (Приложение, № 1).

Наибольшее отставание здесь по НИОКР, здравоохранению и информационно-коммуникационным технологиям — в 2-3 раза. А наименьшее по образованию — в районе 1,5 раз.

Мы рассмотрели сферу «экономики знаний», потому что образование зависит в наибольшей мере от других отраслей этой сферы и прежде всего от НИОКР. В развитых странах существует единая интеграция научно-образовательной деятельности в отличие от России, где это и по существу, и по административному подчинению недостаточно интегрированные между собой отрасли. Ведь ядро науки, например, в России сконцентрировано в Академии наук, в подчинении которой практически нет университетов, и в то же время предпринимаются усилия внутри университетов создать «свою» науку, конкурирующую с академической. Участие институтов Академии наук в университетском образовании в России крайне слабое. Дело в основном сводится к индивидуальному совместительству отдельных научных работников

52

академических учреждений в университетах, а не в органической связи образования и науки, где бы студенты имели научными руководителями на старших курсах серьезных научных сотрудников и работали бы не в своих примитивных лабораториях, а на современном оборудовании академической науки, приобретая заодно навыки исследовательской работы.

Научно-образовательный комплекс России в целом не уступает многим развитым странам. Институт исследований и экспертизы Внешэкономбанка России на основе данных ОСЭР подготовил сводную оценку места российского научно-образовательного комплекса среди стран мира (Приложение, № 2).

Россия занимает 7-е место по итоговым показателям этого комплекса среди стран мира, в том числе 6-е место по численности исследователей в стране, где она опережает Францию и Великобритания, но уступает Японии, Германии и Южной Корее и, конечно, США и Китаю. Высокое 7-е место Россия занимает, разделяя его с Францией, среди топ-500 вузов, но значительно уступая США, Великобритании, Германии, Китаю и Японии. 8-е место Россия занимает по финансовым затратам на НИОКР, 11-е — по патентам и 12-е место — по публикациям. По общему итогу она оказалась впереди Италии (8-е место) и Канады (9-е место).

Все большее значение для образования играет цифровая экономика. О ее развитии в сравнении с другими странами мира показывает таблица 2017 года. Отдельные цифры здесь изменились, но принципиальные позиции остались прежними (Приложение, № 3).

Россия отстает от Западной Европы более чем вдвое по доле цифровой экономики в ВВП, в 2,5 раза от Китая и почти втрое, если учесть данные более поздних лет, от США.

3. Уровень и качество образования

Индекс уровня образования стран мира представлен по оценке ООН за 2021 год (число стран 191) (Приложение, № 4).

Среди этих стран Россия занимает 29-е место с 12,8 годами образования среди возрастных категорий трудящихся. При этом Россия превосходит Францию, которая находится на 44-м месте, Италию (на 52-м месте), Бразилию и особенно сильно Китай и Индию. Ниже, чем в России, индекс уровня образования у девяти развитых стран (из 27), у всех стран БРИКС и девяти постсоциалистических стран Европы (из 14).

В таблице № 6 (Приложение, № 6) представлен индекс качества образования стран мира в 2021 году также по оценке ООН.

Этот индекс устанавливается путем проверки знаний в школах и высших учебных заведениях. Здесь Россия занимает 39-е место, но все же выше, чем во Франции (41-е место) и Италии (48-е место). Ниже России всего пять развитых стран, но опять все страны БРИКС.

Рейтинг национальных систем высшего образования, по версии сети университетов, в 2021 году представлен в таблице (Приложение, № 8).

Здесь Россия на 35-м месте. Но ниже лишь одна развитая страна — Греция, четыре постсоциалистические страны и две страны БРИКС (Бразилия и Индия).

В этих таблицах рейтинг формируется в целом по системе образования и по высшему образованию. Мне хотелось обратить внимание, что Россия имеет высшие достижения по качеству образования в части математического программирования на основе результатов чемпионата мира с участием студентов университетов — до 150 команд (Приложение, № 5).

54

Россия, как видно, прочно занимает 1-е место. Лидер — университет ИТМО (г. Санкт-Петербург) — победитель 7 чемпионатов.

Приведу также составленную экспертами таблицу ведущих стран мира с лучшим уровнем и качеством образования по основным направлениям (Приложение, № 7).

4. Качество и эффективность образования с позиции

заработной платы выпускников университетов России

Эффективность образования, в том числе экономического, прежде всего сказывается на уровне заработной платы. Чем выше образование, его уровень, качество и результативность, тем, естественно, более востребованы работники и выше их заработная плата. Оплата труда выпускников университета во многом зависит от специальности. Есть более востребованные и более эффективные специальности, где выпускник работает с более высокой производительностью и приносит большую прибыльность. К таким специальностям относятся прежде всего математические специальности и компьютерные науки, на втором месте инженерное дело, а на третьем — экономика и управление, которые в целом, прежде всего по магистратуре, превышают заработную плату выпускников по естественным наукам, химии, биологии и другим. Достаточно высокая заработная плата у работников здравоохранения и медицины, но там нет выделения бакалавров и магистров, а средняя зарплата по специальностям за пятилетнее образование находится на уровне бакалавриата инженерного дела и близка к магистрам естественных и гуманитарных наук, но существенно уступает — на 20 тыс. руб. в месяц магистрам в области экономики и управления. Самая низкая заработная плата у выпускников по сельскохозяйственным специ-

альностям — 40-50 тыс., и немного выше по образованию и педагогическим наукам. Более подробные данные показаны в приведенной таблице (Приложение, № 9).

Заметим, что разница в среднемесячной заработной плате выпускников по бакалавриату и магистратуре у экономистов и управленцев самая большая — достигает 25 тыс. руб. В то время как по большинству других специальностей — от 10 до 20 тыс. руб., что соответствует этой разнице по стране в целом. Рассмотрим более подробно уровень заработной платы по высшим учебным заведениям для экономистов и управленцев в 2022 г. Можно выделить три группы высших учебных заведений.

Первая пятерка со среднемесячной зарплатой 120150 тыс. руб., где первые места занимают МГИМО и Высшая школа экономики. Довольно значительно, 10-20 тыс. в месяц, им уступает МГУ, Российская академия народного хозяйства и госслужбы и Финансовый университет (Приложение, № 10).

Вторая группа с зарплатой 85-115 тыс. руб. Эту группу возглавляют Академия внешней торговли и Санкт-Петербургский университет, а замыкает Новосибирский госуниверситет.

И у последней группы уровень зарплаты выпускников ниже 80 тыс. руб. Ее возглавляют Дальневосточный и Уральский экономический университеты. Относительно высокие заработные платы у вузов Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Екатеринбурга и Владивостока во многом связаны со взаимодействием высших учебных заведений с институтами Российской академии наук, центры которой располагаются в соответствующих городах. Этого, увы, не скажешь, например, о Самарском, Ярославском, Петрозаводском, Псковском и многих других университетах, где отсутствуют научно-исследовательские институты экономического профиля, а тем более

56

не располагаются отделения или научные центры Российской академии наук.

Среди высших учебных заведений России наивысшую среднемесячную заработную плату имеют ведущие университеты страны, готовящие специалистов по ИТ-технологиям. Эти вузы входят в первые 500 ведущих университетов мира. В России для поступления в них требуется наивысший балл ЕГЭ (Приложение, № 11).

С большим отрывом здесь лидирует знаменитый Физтех, выпускники которого заняты не только физикой, но и информационными технологиями, компьютерным делом, высокой химией и другими инновационными специальностями. Характерно, что среди периферийных университетов, кроме московских и петербургских, с заметным отрывом лидирует Новосибирский университет, созданный в Новосибирском Академгородке, использующий академические кадры более 20 исследовательских институтов, окружающих университет. Студенты НГУ с третьего года стажируются в этих институтах, каждый из которых имеет своего научного руководителя, в основном в ранге доктора наук.

В этой связи обращаю на это внимание, потому что в России, несмотря на опыт Физтеха, НГУ и ряда других передовых университетов, интегрированных в той или иной мере с передовыми научными организациями, подавляющая часть студентов обучаются штатными преподавателями, не имеют доступа к современному научному оборудованию и персональных наставников со стороны первопроходцев в науке и опыта совмещения обучения с современными исследованиями. В этой связи удивляет Московская область — самая отсталая по подготовке кадров с высшим образованием. В расчете на 100 тыс. жителей в Московской области меньше

всего среди регионов России готовится студентов. Хотя именно в Московской области и прилегающих районах Калужской и Владимирской областей создано примерно 15 специализированных научных центров, где работают десятки тысяч докторов наук и треть всего состава Российской академии наук. Но при этом большинство из этих центров не готовят кадры высшей квалификации, не имеют органически тесной связи с ведущими университетами страны. Скажем, Черноголовка — один из немногих мировых центров химической науки с восемью академическими институтами, с 30 членами Российской академии наук, с 300 докторами наук — практически не участвует в подготовке высококвалифицированных кадров, которые могли бы использовать уникальное сверхдорогое оборудование этих институтов или персональное руководство со стороны крупных исследователей. Сказанное относится и к Пущино, Протвино, Троицку, Зеленограду, Королеву и другим центрам. Почему бы Российской академии наук не создать в центре Московской области современный академический университет со специализированными колледжами, расположенными в соответствующих научных центрах, где бы учились бакалавры 3-го и 4-го курсов, магистры, аспиранты и докторанты, повышали бы квалификацию и проходили переподготовку специалисты по профилю этого центра? Ведь Московская область единственная, которая не имеет ни одного настоящего многогранного университета.

5. Эффективность образования как драйвера

социально-экономического развития страны

Прежде всего сопоставим международный рейтинг России по уровню образования (29-е место) и качество образования (39-е место) с показателями экономической эффективно-

58

сти, где наше отставание от развитых стран мира, передовых развивающихся стран и от постсоциалистических стран Европы весьма значительно. Соответствующие показатели приводятся в таблице (Приложение, № 12).

По уровню производительности труда Россия в 2-3 раза отстает от развитых стран. Передовые постсоциалистические страны — новые члены Евросоюза (Словения, Чехия, Словакия, Польша, Венгрия и прибалтийские страны) опережают здесь Россию примерно в 1,5 раза. А от других постсоциалистических стран мы значительно отстаем по производительности труда только по сельскому хозяйству, где она в России особенно низкая из-за невысокой урожайности и еще худших показателей продуктивности скота, особенно надоев молока на корову. Что касается промышленности, то мы имеем близкий уровень производительности труда к недоразвитым постсоциалистическим странам, которые еще не вступили в ЕС.

По сравнению с развивающимися странами, в том числе по сравнению с Китаем, данные противоречивы. По производительности труда в промышленности мы уступаем лишь нескольким странам, опережая Китай. Хуже обстоит дело с производительностью труда по отдельным видам услуг, особенно по финансам и информационно-коммуникационным технологиям, где наше отставание от передовых развивающихся стран, в том числе от Китая и Индии, весьма значительно.

Показатели эффективности использования материальных ресурсов, в том числе энергоемкость производства и выход конечной продукции на единицу потребляемого сырья и материалов, в России весьма низки. Здесь мы существенно отстаем от передовых развивающихся стран, в том числе от Китая. От Китая у нас самое существенное отставание по показателям эффективности труда в строительстве недвижи-

мости и транспортной инфраструктуры. А также более длительные сроки строительства и более высокая его стоимость.

Заметим, что доля занятых управлением и экономической деятельностью в России на 100 тыс. населения выше не только развитых стран, но и многих постсоциалистических и развивающихся стран мира. Об огромной численности таких работников свидетельствуют данные следующей таблицы (Приложение, № 13).

Рассмотрим более подробно эффективность работы по финансам и страхованию (Приложение, № 14). Это крайне важно, потому что от развития финансовой сферы напрямую зависит социально-экономический рост страны.

Число финансистов, бухгалтеров, специалистов по финансам и кредиту в народном хозяйстве, как это видно из приведенной выше таблицы, составляет 2,6 млн человек — 3,6% всех занятых. Но непосредственно в финансовых и страховых организациях численность занятых в 2,5 раза меньше — около 1,1 млн человек. Остальные финансовые работники заняты на предприятиях и в организациях других отраслей. Обращает на себя внимание крайне высокая заработная плата работников указанных организаций среди всех крупных отраслей народного хозяйства. Выше заработная плата только у специалистов по информационной технологии и по добыче нефти и газа. Но она здесь выше прежде всего из-за того, что они преимущественно расположены в северных и восточных необжитых районах, имеющих высокие районные коэффициенты в заработной плате и северные надбавки. Без учета этих добавок зарплата финансовых работников окажется выше, правда ненамного. Но уровням этой средней заработной платы в этой сфере приходится удивляться. Ведь она более чем вдвое выше средней заработной платы

60

во всей экономике — 133 445 рублей, в то время как средняя зарплата в экономике — 61 985 руб. (январь — ноябрь 2022 г.).

Казалось бы, столь высокая заработная плата достойно отмечает труд работников высокоразвитой финансовой системы. Но это не так. Напротив, финансовая система России одна из самых недоразвитых в мире. В следующей таблице это наглядно показано (Приложение, № 15).

Главное — состояние финансовой системы таково, что оно не может обеспечить социально-экономический рост страны, который, как известно, за 30 лет увеличился только на 15%, в то время как развитые страны выросли в 1,5-2 раза, а развивающиеся во главе с Китаем, Индией и Бразилией — от 3 до 5 раз, а Китай даже в 7 раз. Доля главных финансовых вложений, определяющих экономический рост, находится на столь низком уровне, что может обеспечить только простое, а не расширенное воспроизводство. Доля инвестиций в основной капитал по отчетной статистике составляет 17% к ВВП в последние годы, в то время как в Китае 40-45%, в развивающихся странах — 30-35%, а в развитых странах — около 20%. При этом если в России, являющейся индустриальной страной, эти инвестиции являются главным драйвером роста, то в развитых странах они занимают 2-е место, а главным драйвером являются вложения в сферу «экономика знаний». И доля «экономики знаний» в ВВП в развитых странах в 1,5-2 раза выше, чем доля промышленности в создании ВВП.

Еще хуже обстоит дело в России с вложениями в человеческий капитал — в сферу «экономика знаний». Как было показано, это только 14%, в то время как в развивающихся странах в среднем около 20%, в ЕС — около 30%, в США даже около 40%. Волатильность всех показателей финансовой системы и ин-

фляции, и ключевой ставки Центрального банка, и рыночного курса национальной валюты в разы выше, чем в развитых странах, в Китае и многих развивающихся странах. Оценка национальной валюты не только в долларах и евро, но даже в юанях крайне низка — в 1,5 раза ниже, чем в Китае, и в 2,5 раза ниже, чем в США и европейских странах. Трудно найти страну с близким к России уровнем экономического и социального развития, где столь низка покупательная способность национальной валюты в сравнении с другими валютами.

Серьезное негативное воздействие на финансовую систему России оказывает ежегодный с 2008 г. отток капитала, который достиг максимума в 2022 г. — 217 млрд долларов. А в целом за 15 лет этот отток составил более 1 трлн долл. К тому же фондовая биржа в России имеет крайне низкую капитализацию — менее 10% к ВВП, в то время как в развитых странах, Китае и ряде других развивающихся стран объемы фондовой биржи превышают или близки к объему ВВП. При этом удельный вес финансовых средств, которыми распоряжается государство, в России крайне высок. Но эти средства не позволяют повышать уровень жизни (в последнее десятилетие он снизился) и двигать экономику вверх.

Если финансовые показатели России рассмотреть с позиции международного рейтинга 190 стран мира, то большинство показателей будет занимать места, близкие к сотым. Во всяком случае ниже 70-го. В то время как уровень экономического развития и реальные доходы населения занимают 40-50-е места, а образование — 30-е места.

Прямым результатом образования является инновационная активность. Здесь Россия отстает от других стран не как по финансовым показателям, в 2-3 раза, а катастрофи-

А у п/

чески, иногда на порядок (в 10 раз), а то и на два порядка (в 100 раз). Данные отставания представлены в таблице (Приложение, № 16).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Доля нашей страны в производстве высокотехнологичных товаров и услуг в мире в 18 раз ниже, чем в США, в 12 раз ниже, чем в Китае, в 7-8 раз ниже, чем в Японии и Германии, и уступает даже Бразилии, находясь на уровне Турции. А доля экспорта страны по высокотехнологичным товарам и услугам более чем в 100 раз ниже, чем в США, в 60 раз ниже, чем в Японии, в 50 раз ниже, чем в Германии, и в 20 раз ниже, чем в Китае.

Из 1300 инновационных фирм-единорогов с капитализацией более 1 млрд долларов в России в 2014-2019 гг. была одна фирма («Авито»), а в 2020-2022 гг. ни одной, в то время как в США более 600, в Китае — 275, в ЕС — 105, в Индии — 74, а в Израиле — 23.

В России инновациями занимается лишь 9% предприятий и организаций страны, а в США и Германии — более 60. Из 2500 крупнейших частных инновационных компаний, где объем НИОКР в продукции оценивается не менее чем в 35 млн долларов по 43 странам мира, в России только 3, в США — 675, в Китае — 536, в ЕС — 421, в Японии — 309 и т.д.

Объем венчурного капитала, вложенного в развитие инновационных фирм, в 2022 г. в России составил 2,4 млрд долларов, в США — 390 млрд, в Китае — 130 млрд. Приехавший в США из России Ю. Мильнер, окончивший физфак Московского университета, вложил в инновационные компании США и Китая 19 млрд долларов при лично принадлежащих ему 7,8 млрд долларов, в 8 раз больше, чем все вложения по России.

А вот пример инновационного развития добычи нефти и газа в США, где в последние годы все больше нефтегазовых ресурсов добывается из сланцевых пород. Речь идет о самых

развитых в России отраслях, которые давали 40-50% всех доходов федерального бюджета (Приложение, № 17).

А ведь в недалеком прошлом Россия намного опережала США по добыче нефти и газа, да и сегодня опережает по их запасам. Но, увы, не по добыче. А ведь это наши самые приоритетные отрасли страны, которыми она всегда гордилась.

6. Образование в России, как правило, нацелено только на приобретение знаний, но не дает навыка

и опыта их эффективного использования

Коренной недостаток всей системы образования в России — отсутствие обучения навыкам и приобретения опыта применения знаний для их эффективного использования. В советское время во многих высших учебных заведениях обязательным было несколько стажировок по 2-3 месяца, особенно на третьем, четвертом и пятом курсах, для приобретения навыков и опыта использования полученных знаний.

Один пример — я окончил отделение политической экономии в Московском государственном экономическом институте. Нас готовили стать преподавателями этого одного из ключевых предметов марксизма-ленинизма. И тем не менее я прошел три стажировки, которые были обязательны. На комбинате Трехгорной мануфактуры меня определили в мотальный цех, куда поступило новое оборудование из ГДР. И я как экономист-трудовик занимался освоением этого оборудования, устанавливая нормы труда и обучая мотальщиц рациональным приемам работы. За три месяца мы достигли достаточно высокой производительности труда, Министерство текстильной промышленности обратилось в наш институт с просьбой разрешить мне в учебное время

ПН-

поехать в командировку на несколько заводов, где помочь в освоении поступивших таких мотальных аппаратов. И я два месяца ездил по разным заводам. Больше всего на Ла-кинский завод во Владимирской области в 150 км от Москвы.

Вторую стажировку я провел в Министерстве сельского хозяйства, анализируя уровень закупочных цен и долю прибавочного продукта, который оставляется сельскому хозяйству, показав ее недостаточность и внеся предложение о некотором повышении отдельных закупочных цен.

И последняя стажировка была в Центральном аппарате Госплана СССР в сводно-экономическом отделе, где начальником был выпускник нашего института. И он с удовольствием брал на стажировку наших студентов, а некоторых потом приглашал на работу. Сейчас такой обязательной стажировки нет и диплом о высшем образовании дается людям без навыков и опыта работы по специальности, и они приходят на работу недостаточно подготовленными.

Наглядная иллюстрация — попробуйте подготовить шофера для управления машиной с помощью нашего образования. Пусть ему лекции читают самые опытные преподаватели, пусть даже он тренируется на тренажере, чего нет в наших вузах, как правило. Ну, имитация деловых игр иногда проскальзывает в отдельных программах. Можно ли такого человека сажать за руль без навыков и опыта? Смешно?! Но мы, видимо, думаем, что работа экономиста, бухгалтера, трудовика или специалиста торговли по поставкам продукции легче, чем управление автомобилем. И поэтому здесь не нужен опыт. А на самом деле — труднее. В любой деятельности нужны навыки и опыт. Без этого эта деятельность не может быть эффективной. Именно поэтому так распространено мнение, что люди с высшим образованием приходят на предприятия и организации непод-

готовленными. Даже для проведения научных исследований в Академии бывший президент РАН А.М. Сергеев считал, что наши университеты плохо готовят своих сотрудников для работы в Академии, чуть ли не в каждом выступлении говорил об этом. Но никто не задал ему вопрос — а почему сама Академия не создаст университет, который готовил бы достойные кадры с навыками и умением? И это известно, как сделать, и сделано в Физтехе, в Новосибирском университете, где студенты после второго курса начинают работать в институтах по своей специальности. И не случайно так много выпускников НГУ среди докторов наук, членкоров и даже академиков.

За рубежом стажировки являются обязательными, и не только в высших учебных заведениях. Даже школьники после 8-го класса обязательно должны пойти на работу, чтобы просто приобрести навыки рабочей деятельности в коллективах. Первый год они работают бесплатно, а следующим летом в период каникул они устраиваются на работу уже с небольшой зарплатой (по американским меркам). В ряде университетов диплом об окончании дается только после того, как студент какое-то время проработает по своей специальности и покажет свое умение, приобретет навыки.

Например, претендент на преподавание в школе должен после окончания магистратуры, которая требуется для преподавания в старших классах, должен под руководством опытных преподавателей в школе, расположенной недалеко от университета, пройти стажировку под руководством опытных преподавателей, провести значительное число часов. Опытный преподаватель наблюдает за этим процессом, вносит коррективы, дает советы. Причем не один. Смотреть, как молодой преподаватель работает, приезжают люди из администрации, занятой образованием. Меня, например,

hh

интересовало преподавание латинского языка, которое широко распространено в американских школах. Чтобы получить диплом магистра для такого образования, нужно 305 часов стажировки в специализированной школе, куда принимаются продвинутые ученики, интересующиеся этим предметом, участвующие в олимпиадах, занимающие определенные места и т.д. А чтобы преподавать латынь в государственных школах, кроме диплома о высшем магистерском образовании, включая эту стажировку, требуется сдать еще лицензионный экзамен, единый в данном штате, продемонстрировать не только знания, но и навыки преподавания.

Кроме того, для занятия ряда ответственных должностей обязательно наличие профессиональной степени. Приведу характерный пример. В относительно крупной компании финансовым директором или главным бухгалтером должен быть человек, имеющий Certified Public Accountment (CPA). Аналогичный сертификат есть и в Англии. Чтобы занять надзорные должности по финансам, тоже нужно иметь этот сертификат. Имея два высших образования (бакалавр и магистр) по финансам, желающий получить профессиональную степень CPA должен проучиться один-два года дополнительно и затем сдать четыре экзамена, каждый по 4,5 часа (с 15-минутным перерывом). В каждом из экзаменов соискатель должен ответить на 50 тестов и решить 50 задач. Первый экзамен — по аудиту, второй экзамен — по деловой среде, третий экзамен — по финансовой отчетности и четвертый экзамен — налоги и право. Кроме того, он должен написать эссе. Для положительного решения по каждому экзамену необходимо набрать не менее 70 баллов из 100. Если по одному экзамену будет недобор баллов, то через год разрешается его пересдать и в случае положительной пересдачи получить эту профстепень. В среднем

в США с первого раза сдают все экзамены 10,7% прошедших обучение не менее 200 часов. Но и этого недостаточно, чтобы получить эту профессиональную степень. Кроме того, надо не менее двух лет проработать на определенных должностях по указанным специализациям и получить положительную аттестацию от видных экспертов, специалистов по соответствующему профилю, от трех до десяти. Только после этого выдается сертификат. Понятно, что финансовое руководство со стороны этих лиц будет высокопрофессиональным и более эффективным, чем это принято у нас, когда порой работники финансов и особенно надзорные работники не всегда имеют даже высшее образование по этой специальности, а получили эту специальность на каких-то краткосрочных курсах, переквалифицировавшись. И чем крупнее компания, тем больше таких специалистов у нее должно быть. Пример профессиональной степени CPA приводится далее (Приложение, № 18).

Заметим, что в образовании надо брать пример с тех специальностей, где недостаток в образовании может привести к трагическим ситуациям и поэтому там нельзя плохо учить. Там нужна 100-процентная уверенность не только в знаниях, но и в опыте. Например, чтобы обучить летчика. Разве можно представить его образование, состоящее из лекций, семинаров и сдачи экзаменов? Главное в таком образовании — приобретение навыков и опыта под руководством опытных летчиков. Если преподаватель истории что-то неправильно скажет про Ивана Грозного, «небо не упадет» на землю. А вот если летчик будет неправильно заходить на второй круг, что иногда случается, то это смертельно опасно и для пассажиров, и для него самого. И здесь не может быть ошибки. Ведь самолет тяжелее воздуха. И если его рука не будет лежать на скорости, поддерживая ее на должном уровне, самолет упадет.

Нам нужно улучшить управление коренным образом и за счет этого повысить эффективность, перейти к социально-экономическому росту, со временем достичь уровня развитых стран, соответственно, ежегодно повышая благосостояние людей и их заинтересованность во все более эффективном труде, чтобы получать более высокие доходы и лучше и интереснее жить. Для этого нужна реформа образования, в том числе с позиций серьезной стажировки, наличия профессиональных требований и степеней, необходимых для занятия важных должностей, в том числе на госслужбе, для работы с населением, где важен не только профессионализм, но и соответствующая отзывчивость, вежливость, быстрота работы и т.д. К сожалению, это увидишь далеко не всегда и далеко не везде.

Закончить хочется на мажорной ноте. Образование — один из приоритетных и лучших процессов в России. Оно дает хорошие знания в большинстве случаев. Но и здесь возможности далеко не использованы, и приобретение знаний тоже может быть существенно поднято. Но все же главное — умение эффективно эти знания использовать для социально-экономического развития своей страны. И именно с этих позиций образованию требуется в 1,5-2 раза увеличить бюджет, в том числе за счет средств государства, ибо это возрастающий драйвер нашего развития, и необходимо провести существенные преобразования, прежде всего со стажировкой и по критически важным направлениям, введя профессиональные звания и лицензирование в обучение.

Контактная информация / Contact information

Аганбегян Абел Гезевеч / Abel G. Aganbegyan aganbegyan@gmail.com

Приложение к статье А.Г. Аганбегяна «Эффективность образования, особенно высшего экономического образования»

№1. Сравнение показателей развития сферы «экономики знаний» в России, Китае и развитых странах

РОССИЯ Китай Страны Западной Европы США

Доля отдельных отраслей и сфер «экономики знаний» в валовом внутреннем продукте (в %):

НИОКР 1,2 2,1 2,5 2,74

Образование 4 4 8 5,7

Здравоохранение и биотехнологии 5 6 10 19

Информационно-коммуникационные технологии 4 10 10 11

Удельный вес «экономики знаний» в ирлом в валовом внутреннем продукте (в %) 14 22 30 40

№2. Сводная оценка места российского научного комплекса среди стран мира

Ресурсы Результаты

Страны Финансовые Исследо Публика ТОП 500 Итоговое

затраты ватели ции Патенты ВУЗов место

на НИОКР

США 1 2 1 2 1 1

Китай 2 1 2 1 5 2

Япония 3 3 6 3 6 3

Германия 4 4 4 5 3 4

Южная Корея 5 5 13 4 8 6

Франция 6 8 7 26 7 10

Великобритания 7 7 3 6 2 5

РОССИЯ 8 6 12 11 7 7

Италия 9 9 8 10 10 8

Канада 10 10 9 13 6 9

Испания 11 11 11 22 10 12

Польша 16 12 17 29 19 17

Чехия 20 19 27 34 18 21

Источник: ОЭСР, подготовлено Институтом исследований и экспертизы ВЭБа

70

№3. Доля цифровой экономики и её составляющих в ВВП в России и других странах мира, 2017 г.

ПОКАЗАТЕЛИ США Китай 5 стран Западной Европы Индия Бразилия Чехия Россия

Расходы домохозяйств на цифровые продукты и услуги 5,3 4,8 3,7 3,2 2,7 2,2 2,6

Инвестиции компаний в цифровизацию 5 1,8 3,9 2,7 3,6 2 2,2

Госрасходы на цифровизацию 1,3 0,4 1 0,6 0,8 0,5 0,5

Экспорт ИКТ 1,4 5,8 2,5 5,9 0,1 2,9 0,5

Импорт ИКТ -2,1 -2,7 - 2,9 - 6,1 -1 -2,1 -1,8

Итоговая доля цифровой экономики 10,9 10 8,2 6,3 6,2 5,5 3,9

№4. Индекс уровня образования стран мира в 2021 г. (число стран -191). Оценка ПРООН.

Страны Продолжительность обучения (в годах) 1

и их место по уровню образования Ожидаемая Средняя (фактическая)

1. Австралия 21,1 12,9

11. Германия 17,0 14,1

12. Великобритания 17,3 13,4

17. США 16,3 13,7

23. Польша 16,0 13,2

27. Аргентина 17,9 11,3

29. РОССИЯ 15,8 12,8

44. Франция 15,8 11,6

52. Италия 16,2 10,7

92. Бразилия 15,6 8,1

114. Китай 14,2 7,6

140. Индия 11,9 6,7

Ниже России - 9 развитых стран (из 27), все страны БРИКС и 9 постсоциалистических стран Европы (из 14).

№5. Пример лучшего качества образования по математическому программированию в России. Результаты чемпионата мира по программированию студентами университетов стран мира.

Университеты стран мира Число побед (1 место) на чемпионатах мира

УНИВЕРСИТЕТ ИТМО (САНКТ-ПЕТЕРБУРГ) 7

ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ 4

КАЛИФОРНИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ 3

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 2

МАССАЧУСЕТСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (MIT) 2

ЛОС-АНДЖЕЛЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ 2

СТЭНФОРДСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ 2

ШАНХАЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ 2

НОВОСИБИРСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ 1

ПЕКИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ 1

В чемпионате мира по программированию участвуют 150 команд. Во всех годовых первенствах с 2012 г. команды российских университетов занимали 1-ые места. Профессора университета ИТМО и победители первенства мира приглашаются ежегодно для подготовки в первенстве мира университетами Цюриха, Мюнхена, Лос-Анжелеса, Шанхая и Пекина.

№6. Индекс качества образования стран мира в 2021 г. (ПРООН)

Страны и их место по качеству образования Индекс

1.Германия 0,943

3. Великобритания 0,929

7. Австралия 0,924

15. США 0,900

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

23. Польша 0, 869

27. Аргентина 0, 855

39. РОССИЯ 0,823

41. Франция 0,817

48. Италия 0, 793

Ниже России 5 развитых стран - все страны БРИКС.

72

№7. Ведущие страны мира с лучшим уровнем и качеством образования по основным направлениям

Направления образования Лучшие страны

Экономическое Великобритания, США, Швейцария, Германия

Юридическое США, Великобритания, Австралия, Германия

Техническое Германия, Швеция, Сингапур, Китай

Естественные науки Швеция, Австрия, Германия, Новая Зеландия, Австралия

Медицина Швейцария, Швеция, Израиль, Чехия, Германия, США

Гуманитарное Франция, Великобритания, Италия, Испания

№8. Рейтинг национальных систем высшего образования (версия сети университетов), 2021 г.

Страны и их место Индекс

1. США 100

3. Великобритания 84,5

16. Германия 69,6

17. Франция 67,6

27. Китай 54,7

30. Италия 53,4

31. Польша 52,2

35. РОССИЯ 48,5

40. Бразилия 44,1

49. Индия 38,8

Лишь одна развитая страна ниже России -страны и 2 страны БРИКС (Бразилия и Индия). ■ Греция, а также 4 - постсоциалистические

№9. Среднемесячная заработная плата выпускников университетов 2018 г. через 3 года после окончания - в 2021 г., тыс. руб.

В целом по стране 53,5 75,2 В том числе:

Математические и компьютерные науки 102 1 123 7

ее 9 ссо

Здравоохранение и медицина 66,2 66,2

(специалист) (специалист)

Инженерное дело 65,8 80

Естественные науки 52,7 70,7

Экономика и управление 52,4 87,5

Гуманитарные науки 48,3 65

Юриспруденция 47,4 64

Образование и педагогические науки 42,2 53,2

Сельское хозяйство 41,5 49,5 Среднемесячная плата в стране в 2021 г. была 56,3 тыс. руб.

№10. Среднемесячная заработная плата выпускников университетов и академий 2016-2021 гг. по экономике и управлению в 2022 г., тыс. руб.

МГИМО 150

ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ 140

МГУ 130

РАНХиГС 125

ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 120

АКАДЕМИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ 115

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ 115

РЭА ИМ. ПЛЕХАНОВА 100

КАЗАНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ 97

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ 95

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 87

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 78

УРАЛЬСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ 75

ЧЕЛЯБИНСКИЙ, ОМСКИЙ, САМАРСКИЙ УНИВЕРСИТЕТЫ 70

ТЮМЕНСКИЙ, САРАТОВСКИЙ, ЯРОСЛАВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТЫ 65

ПЕТРОЗАВОДСКИЙ, ПСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТЫ 60

74

№11 Среднемесячная заработная плата выпускников 2016 -2021 гг. по информационным технологиям в 2022 г. по университетам России

Университеты Зарплата, тыс. руб. Рейтинг ЕГЭ 1

ФИЗТЕХ 250 97,1

МГУ 210 91,9

МВТУ ИМ. БАУМАНА 200 93,3

ИТМО (САНКТ-ПЕТЕРБУРГ) 200 97,3

МИФИ 200 98,1

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ 180 89,4

НОВОСИБИРСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ 170 90,4

КАЗАНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ 150 85,6

ТОМСКИЙ УНИВЕРСИСТЕТ 125 79,4

БЕЛГОРОДСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ 100 70,9

№12. Отставание России по показателям экономической эффективности от развитых стран мира

Показатели Размер отставания 1

Производительность труда в целом по экономике в 2-3 раза ниже

Материальные затраты на производство конечной продукции в стране в 1,5-2 раза выше

В том числе:

Энергоемкость конечного продукта в 2-2,5 раза выше

Затраты на ввод жилья, строительство дорог, ввод новых производственных площадей в 1,5 раза выше

Сроки ввода в действие и освоения проектной мощности вводимых объектов в 1,5-2 раза дольше

№13. Численность занятых управленцев и экономистов в России

Показатели Численность, млн чел.

Общее число руководителей 4,1

Общее число занятых в сфере бизнеса и администрирования 5,4

Число специалистов среднего уровня со специальным образованием по экономике и административному делу 3,2

Число финансистов, бухгалтеров, специалистов по финансам и кредиту в народном хозяйстве 2,6 (3,6% всех занятых)

Служащие, занятые нормативной и оформительской документацией, учётом и обслуживанием 1,95

№14. Численность занятых и среднемесячная заработная плата работников организаций по финансам и страхованию (январь-ноябрь 2022 г.)

Показатели

Число занятых, тыс. чел. 1119

Среднемесячная заработная плата, тыс. руб. 133 445

Справочно: среднемесячная заработная плата в экономике, руб. 61 985

Примечание: из всех отраслей народного хозяйства более высокую заработную плату по сравнению с работниками финансовых организаций имеют работники, занятые на предприятиях по добыче нефти и газа. Их заработная плата выше из-за преимущественного расположения этих предприятий в северных и восточных необжитых районах, имеющих высокие районные коэффициенты к заработной плате и северные льготы.

7

№15. Отставание финансовой системы России

Показатели Россия 2020-2021 Примечание 1

Объёмные показатели финансовой системы в % к ВВП:

Монетизация (объём денежной массы М2) 51 В развитых странах и в Китае коэффициент монетизации составляет от 100 до 300% ВВП: Япония -291%, Китай -224, Великобритания - 142%, Германия -110%, Бразилия -111%, ЮАР -79%.

Активы банковской системы 70 В развитых странах и в Китае эти активы превышают объём ВВП: Китай -218%, Япония -171%, Великобритания -146%, Бразилия -132%, Германия -98%, Турция - 93%.

Внебанковские фонды «длинных» денег 20 В большинстве развитых и развивающихся стран они близки к объёму ВВП, в том числе: США -200%, Евросоюз -120%.

Капитализация фондового рынка менее 10 В развитых странах и в Китае этот показатель близок, а в ряде случаев даже превышает, объём ВВП.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Финансирование двух главных драйверов социально-экономического роста, % к ВВП около 1/3 Регулярный экономический рост, как правило, начинается с 45%: в Китае этот показатель в последнее десятилетие составляет 67% (ежегодный прирост к ВВП более 7%). В США -64%, Страны ЕС - 52%.

Показатели Россия 2020-2021 Примечание

В том числе: Инвестиции в основной капитал 17 Китай - 45%, развивающиеся страны - 30-35, развитые страны - около 20%.

Вложения в человеческий капитал (в сферу «экономика знаний») 14 Китай - 22%, США - 40, страны ЕС - 30, развивающиеся страны - около 20%.

Среднегодовая инфляция потребительских цен В 2010-2021 гг. в среднем 6,5 (от 2,9 до 15,5) В ведущих развитых странах мира от 0,3% в Японии до 2,2% в Великобритании (от 0,1 до 4,7%). Китай - 3,2 (от 0,9 до 5,4%). Саудовская Аравия и ОАЭ - до 2 (от минус 2 до 4,1%). Чили -2,8 (от 1,4 до 4,5%). Польша -1,5% (от 0,5 до 5,1%)

Ключевая ставка Центральных банков (2022 г.) 7,5 Развитые страны - от 0 в Японии до 4% в США и Германии, Китае - 3,65%.

Рыночный курс национальной валюты в % к паритету покупательной способности, долл. 0,4 Развитые страны - 0,8-1 %, Китай - 0. Передовые развивающиеся страны - от 0,5 до 0,7%.

Волатильность национальной валюты по отношению к доллару В последние 15 лет до 3 раз -от 25 до 75 руб. за доллар В развитых странах до 20%, в Китае - до 40%

Показатели Россия 2020-2021 Примечание 1

Отток капитала Значительный: за 2008-2022 гг. -более 1 трлн долл. Максимум 2022 г. -226 млрд долл., в 2014 г. -151,5, в 2008 - 133 млрд долл. Развитые страны - относительно небольшой либо приток, либо - отток. Развивающиеся страны -менее значителен по сравнению с Россией

Удельный вес финансовых средств, которыми в значительной мере распоряжается государство, контролируя соответствующие предприятия и организации Свыше 70% поскольку доля огосударствления производства ВВП 71% (оценка Всемирного банка), в т.ч. около 75% -банковских активов Развитые страны - от 30 до 50% ВВП в основном через госбюджеты и в 2-4 раза меньше, поскольку сумма всех финансовых средств в разы больше ВВП. Китай и другие продвинутые развивающиеся страны имеют близкие показатели к развитым странам..

Финансовая и налоговая нагрузка со стороны государства в % к ВВП: Доходы общего правительства 45-50% - высшая группа с Францией и Италией Германия и Великобритания - 40-45%, Китай, Япония, Польша - 35-40, США - 30-35, Чили, Аргентина, Египет - 25-30%.

№ 16. Катастрофическое отставание России по инновациям

Показатели Россия 2020-2021 Примечание 1

Доля страны в производстве высокотехнологических товаров и услуг в мире 1,3% США -20,5%, Китай - 16,4, Япония - 10,7, Германия -8,7, Бразилия - 1,5, Тайвань и Турция -1,3%. К высокотехнологическим отраслям относятся отрасли, где доля НИР в расходах на производство составляет свыше 7,5% (в среднем - около 9%).

Доля экспорта страны по высокотехнологическим товарам и услугам в мире в 2021 г. 0,3 США -39%, Япония -20, Германия -15, Китай -6%.

Место страны в международном рейтинге (132 страны) по глобальному инвестиционному индексу 47 место 1 место - Швейцария, 2 - США, 4 - Великобритания, 8 -Германия, 11 - Китай, 12 - Франция, 37 - Турция, 38 -Польша, 48 - Вьетнам, 54 место - Бразилия. Индекс составлен Всемирной ассоциацией интеллектуальной собственности и рассчитывается на основе 81 показателя - институты, человеческий капитал, исследования, инфраструктуру, развитость рынка или бизнеса и др.

Число инвестиционные фирм-единорогов (оценка фирмы в 1 млрд долл. или выше) по странам в мае 2022 г. В 2014 -2019 гг. -1 фирма, (АУ!ТО), в 2020-2022 гг. -0 Всего в мире 1302 фирм-единорогов - прирост 340 за год: США - 616, Китай - 275, ЕС - 105, Индия - 74, Великобритания - 54, Израиль - 23.

78

Показатели Россия 2020-2021 Примечание

Уровень инновационной активности предприятий и организаций страны (по данным обследования 2014-2017 гг.), % 9,1% США - 64,7%, Германия - 63,7, Великобритания - 58,7%.

Число крупных инновационных предприятий R&D (расходы не менее 34,7 млн евро по предприятиям в 2019 г.) при общем их числе в мире 2500, зарегистрированных в 43 странах. Они охватывают 90% всех частных затрат на R&D. 3 фирмы В США - 775 фирм, ЕС - 421, Китай - 536, Япония - 309, Велик -121, Швейцария - 58, Тайвань - 88. Общая выручка этих фирм - 23,5 трлн долл. (29% мирового ВВП в 2019 г.). Суммарные расходы на R&D - более 1 трлн долл., из них: США -389, ЕС -211, Китай -133, Япония - 128 трлн долл. Средняя наукоёмкость -4,3%, в том числе: США - 7,1, ЕС - 3,9, Китай - 3,3%. Общая численность занятых - 56,4 млн чел.: больше всего в ЕС - 1,68 млн, Китай - 1,20, на 3 месте - США -1,09 млн чел. С небольшим отставанием от США Япония - 0,89 и Тайвань - 0,87 млн чел.

Показатели Россия Примечание 2020-2021

Крупнейшие инновационные зоны мира Зона средних Три самых крупных зоны в мире - Кремниевая долина размеров по (США), инновационная зона в Израиле, охватывающая мировым меркам часть Тель-Авива и прилегающих населённых пунктов, и находится в Пекинская инновационная зона в Китае, включая Сколково и районы Пекина и прилегающих городков. Наибольшее фрагментально в число инновационных зон - в Китае, где выделяется на научных городках юге зона Шэньчжэнь (8,7 млн жителей) и Шанхайская Подмосковья и зона. Крупная инновационная зона - город Бангалор прилегающих (Индия) - 8,5 млн чел. областей -Дубна, Черноголовка, Пущино, Королев, Зеленоград, Троицк, Обнинск, Протвино и др.

Венчурный капитал для финансирования инноваций. Объём Объём венчурного капитала в мире приближается к 1 венчурного трлн долл., в т.ч.: США -390 млрд долл., а в Китае -130 капитала в 2022 г. млрд долл. Венчурный фонд Б. Мильнера (физика из - 2,4 млрд долл. России) в Кремниевой долине -19 млрд долл.

№17. Пример инновационного развития: добыча нефти и газа из сланцевых пород, 2022 г.

Добыча нефти, млн т

524

711

В том числе:

из сланцевых пород Проводятся эксперименты

455

Добыча природного газа, млрд м3 В том числе:

573

1200

из сланцевых пород Проводятся эксперименты

850

До освоения добычи нефти и природного газа из сланцевых пород США добывали нефть и газ в намного меньших размерах по сравнению с Россией, которая после освоения Западно-Сибирской нефтегазовой провинции много лет устойчиво занимала 1-е место в мире.

№18. Пример профессиональной степени CPA (Certified public accountant)

Срок обучения - не менее пода с объёмом не менее 200 часов.

4 итоговых экзамена, каждый в течение 4,5 час. (с 15 мин перерывом).

1. Экзамен по аудиту - 50 тестов, пде надо выбрать правильный ответ из предложенных, и 50 задач.

2. Экзамен по деловой среде - 50 тестов и 35 задач.

3. Экзамен. Финансовый отчёт и отчётность - 50 тестов и 50 задач.

4. Экзамен. Налоги и право - 50 тестов и 50 задач.

Кроме топо, пишется эссе. Для положительного решения нужно по каждому экзамену набрать не менее 70 баллов из 100. Если по одному из экзаменов будет недобор баллов, то через под разрешается пересдать этот экзамен. Если результаты худшие, нужно пересдавать всё с начала.

В среднем в США с первого раза сдают все экзамены 10,7% прошедших обучение.

Чтобы получить эту профессиональную степень, кроме топо надо не менее 2 лет проработать на определённых должностях по указанным специализациям и при положительной аттестации со стороны от 3 до 10 видных экспертов - специалистов по соответствующему профилю - выдаётся этот сертификат.

В США и Великобритании относительно крупные компании, например с объёмом реализации не менее 100 млн долларов, не могут работать, не имея специалистов, прежде всепо финансовопо директора и плавнопо бухпалтера с сертификатом CPA. Финансовым надзором также должны заниматься сертифицированные специалисты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.