Научная статья на тему 'ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ФАКТОР ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА РОССИИ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ'

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ФАКТОР ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА РОССИИ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
181
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РОССИЯ / РАЗВИТИЕ / СОСТОЯНИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Байсаева М.У.

В современном мире большинство стран признали роль высшего образования как базового компонента экономики знаний и одного из факторов экономического развития государства. Более того, сама образовательная отрасль становится одной из ведущих производительных отраслей в экономике развитых государств и способствует их конкурентоспособности на мировых рынках. Это подтверждают многочисленные исследования, посвященные анализу источников экономического роста страны и определению факторов повышения человеческого капитала. Однако статистические данные относительно образовательного потенциала России и показателей ее социально-экономического развития являются довольно неоднородными. Так, за 2020 год Россия существенно (на 5 пунктов) повысила свои позиции по уровню развития человеческого капитала, оказавшись на 26 месте среди 130 стран, однако рост национальной экономики не произошло (реальный ВВП и ВВП на душу населения в долларах США продолжали сокращаться). Также по общему индексу конкурентоспособности стран Россия в 2020 году заняла 85 место из 138 стран, однако данные состояния высшего образования, как составляющей этого индекса, имеют значительно лучшие показатели, чем другие (33 место). Однако и здесь наблюдаются существенные различия между количественным и качественным признаками: по охвату высшим образованием - 11 место, по качеству системы образования - 56 место, а по качеству менеджмента образования - 93 место. Итак, имея значительный ресурсный потенциал в области высшего образования, Россия неэффективно его использует для экономического и общественного развития. Поэтому актуальным на сегодня является исследование современного рынка услуг высшего образования, его взаимодействия с рынком труда, экспорта образовательных услуг высшей школы и определение экономических аспектов эффективного развития высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HIGHER EDUCATION AS A FACTOR OF RUSSIA’S ECONOMIC GROWTH: CURRENT STATE AND DEVELOPMENT PROSPECTS

In the modern world, most countries have recognized the role of higher education as a basic component of the knowledge economy and one of the factors of economic development of the state. Moreover, the educational industry itself is becoming one of the leading productive industries in the economy of developed countries and contributes to their competitiveness in world markets. This is confirmed by numerous studies devoted to the analysis of the sources of economic growth of the country and the determination of factors for increasing human capital. However, statistical data on the educational potential of Russia and indicators of its socio-economic development are quite heterogeneous. Thus, in 2020, Russia significantly (by 5 points) increased its position in terms of human capital development, being in 26th place among 130 countries, but the national economy did not grow (real GDP and GDP per capita in US dollars continued to decline). Also, according to the general index of competitiveness of countries, Russia ranked 85th out of 138 countries in 2020, but the data on the state of higher education, as a component of this index, have significantly better indicators than others (33rd place). However, even here there are significant differences between quantitative and qualitative characteristics: in terms of coverage of higher education - 11th place, in terms of the quality of the education system - 56th place, and in terms of the quality of education management - 93rd place. So, having a significant resource potential in the field of higher education, Russia inefficiently uses it for economic and social development. Therefore, it is relevant today to study the modern market of higher education services, its interaction with the labor market, the export of educational services of higher education and the definition of economic aspects of the effective development of higher education.

Текст научной работы на тему «ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ФАКТОР ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА РОССИИ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ»

Высшее образование как фактор экономического роста России: современное состояние и

перспективы развития

Малика Усамовна Байсаева

кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов, кредита и антимонопольного регулирования Чеченский государственный университет им. А.А. Кадырова Грозный, Россия baysaeva@mail.ru 0000-0000-0000-0000

Поступила в редакцию 19.09.2022 Принята 04.10.2022 Опубликована 15.11.2022

© 10.25726/27587-5335-1538-р

Аннотация

В современном мире большинство стран признали роль высшего образования как базового компонента экономики знаний и одного из факторов экономического развития государства. Более того, сама образовательная отрасль становится одной из ведущих производительных отраслей в экономике развитых государств и способствует их конкурентоспособности на мировых рынках. Это подтверждают многочисленные исследования, посвященные анализу источников экономического роста страны и определению факторов повышения человеческого капитала. Однако статистические данные относительно образовательного потенциала России и показателей ее социально-экономического развития являются довольно неоднородными. Так, за 2020 год Россия существенно (на 5 пунктов) повысила свои позиции по уровню развития человеческого капитала, оказавшись на 26 месте среди 130 стран, однако рост национальной экономики не произошло (реальный ВВП и ВВП на душу населения в долларах США продолжали сокращаться). Также по общему индексу конкурентоспособности стран Россия в 2020 году заняла 85 место из 138 стран, однако данные состояния высшего образования, как составляющей этого индекса, имеют значительно лучшие показатели, чем другие (33 место). Однако и здесь наблюдаются существенные различия между количественным и качественным признаками: по охвату высшим образованием - 11 место, по качеству системы образования - 56 место, а по качеству менеджмента образования - 93 место. Итак, имея значительный ресурсный потенциал в области высшего образования, Россия неэффективно его использует для экономического и общественного развития. Поэтому актуальным на сегодня является исследование современного рынка услуг высшего образования, его взаимодействия с рынком труда, экспорта образовательных услуг высшей школы и определение экономических аспектов эффективного развития высшего образования.

Ключевые слова

высшее образование, Россия, развитие, состояние, экономический рост.

Введение

В мировой практике особое внимание уделяется проблеме влияния высшего образования на экономический рост, так как от 70 до 90% ВВП определяется научно-техническим прогрессом и инновационной экономикой. Экономика может развиваться исключительно в условиях повышения уровня образованности вовлеченных в нее работников, осуществляющих существенный вклад в общественное производство. Так, по оценкам экспертов, в странах с наиболее развитой экономикой в среднем 60% прироста национального дохода определяется приростом знаний и образованности общества (Иванов, 2018).

В России в основном население получает высшее образование в государственных высших учебных заведениях (вузах) - 5,45 млн. студентов обучается в 338 учреждениях. При этом общее количество вузов различных форм собственности и уровней аккредитации составляет 657 единиц, 130 из которых - частные. Однако наблюдается определенная диспропорция между количеством частных вузов (19,8% от общей численности) и количеством студентов, которые в них учатся, (8,3%) (Любимов, 2019). Это свидетельствует о нереализованном на полную мощность потенциале частных вузов, и как следствие, недополучении доходов бюджета государства (Чистохвалов, 2008).

Место вуза в экономическом развитии страны можно определить по нескольким аспектам. Во-первых, вуз является экономическим субъектом, который сам может зарабатывать средства и распоряжаться ими. Во-вторых, развитие вузов повышает занятость населения, трудоустраивая не только сотрудников, но и привлекая студентов к разработке и внедрению совместно с учеными стартапов. В-третьих, вузы являются базой для развития инноваций и научных разработок, которые являются необходимыми элементами экономического роста. Еще одним недооцененным аспектом роли вуза является вклад образовательного учреждения в развитие собственного региона или города. Учитывая особенности местности и ее ресурсный потенциал, ВУЗЫ разрабатывают соответствующие программы подготовки специалистов, направляют научные исследования на их развитие.

Материалы и методы исследования

В России расходы на высшее образование являются достаточно высокими по сравнению с другими странами. На 01.11.2020 г. они составляли 70595,9 млн. руб. или 1,9% ВВП (Любимов, 2019), что свидетельствует об увеличении финансирования по сравнению с двумя предыдущими годами. Мировой опыт показывает, что в развитых странах уровень государственных расходов на высшее образование составляет лишь 1% ВВП (Массовое, 2021). К сожалению, сравнительно высокие затраты государства на высшее образование в России способствуют лишь увеличению количества лиц, имеющих высшее образование, однако не приводят ни к повышению показателей производительности труда, ни к удовлетворенности работодателей качеством рабочей силы.

Такую ситуацию можно объяснить определенными диспропорциями, возникшими вследствие медленной реакции правительства на демографические изменения в стране. Так, количество детей в возрасте 15-19 лет сократилось в течение 2000-2019 годов на 41%, а количество студентов - на 8%. В 2020 году 82,3% молодежи училось в вузе, что на 65% больше, чем в 2000 году. Увеличение в стране лиц с высшим образованием привело к тому, что 30% русских чувствуют, что имеют более высокий уровень образования, чем нужно для выполнения работ (Массовое, 2021).

Еще одна диспропорция - в течение 2010-2019 годов общее количество студентов сократилось на 33%, а количество обучающихся за счет госбюджета-лишь на 19%. В 2021 году более половины зачисленных абитуриентов (51% от общего объема) учились за средства государства по сравнению с 38% в 2010 году (Массовое, 2021). Итак, правительства и определенным ведомствам России необходимо провести четкие расчеты относительно направлений и объемов подготовки востребованных экономикой страны специалистов.

Анализ финансирования высшего образования в России показал, что финансирование осуществляется на 46,2% из государственного бюджета, на 4,6% - из местного бюджета, физические лица финансируют систему высшего образования на уровне 48,6%. Надо отметить, что в последние годы наблюдается динамика увеличения финансирования за счет государственного бюджета и уменьшения финансирования высшего образования домохозяйствами (Любимов, 2019).

В целом, такая структура финансирования высшего образования и соответствует общеевропейским тенденциям, но надо учитывать уровень инфляции, индекс потребительских цен, абсолютный и относительный показатели объемов финансирования. Эти показатели показывают, что относительный уровень финансирования вузов за последние три года сократился в три раза и привел к тому, что финансируется только заработная плата (60% государственных расходов на высшее образование), стипендии (32%) и частично коммунальные услуги. Средства для развития вуза, на капитальные затраты вообще не выделяются. Расходы домохозяйств на высшее образование также

значительно уменьшились (на 12% за последние 5 лет). Работодатели, бизнес практически не финансируют развитие высшего образования в России (0,6%) (Дистанционное, 2020).

В бюджете на 2022 год размер стипендий был повышен, в общем на них заложено 5 млрд руб, что на 1,5 млрд руб больше, чем в 2020 году. 4 млрд руб выделяются МОН на академические стипендии, а 1 млрд руб на социальные стипендии, которые находятся в ведении Министерства социальной политики. В целом, расходы государственного бюджета на финансирование стипендий в России являются достаточно высокими, в европейских странах они составляют около 17% (Массовое, 2021).

Результаты и обсуждение

По уровню заработных плат научно-педагогическим работникам в 2020 году Россия заняла 142 место в мире, далеко после Зимбабве и Ганы. Существующие в Министерстве образования и науки РФ подходы к оплате труда научно-педагогических работников являются губительными для высшего образования. Низкий уровень заработной платы ученых привел к тому, что в период 2014-2018 годов 311 докторов и кандидатов выехали за пределы РФ (Массовое, 2021). Также неудовлетворительная заработная плата профессорско-преподавательского штата способствует коррупции в системе высшего образования, снижению профессионализма преподавателей и ухудшению качества преподавания.

Эффективное функционирование системы высшего образования выступает стратегическим задачам государства, от решения которого зависят и социальная стабильность и экономический рост, и, как следствие, повышение конкурентоспособности национальной экономики.

Сегодня в России наблюдается определенный разрыв между потребностями отраслей экономики и структурой специальностей высшего образования и уровнем подготовки специалистов. Так, на 1 января 2021 года в России насчитывалось 24,9 тыс. безработных, которые в течение года со дня окончания вузов зарегистрировались в службе занятости, из них 46,3% имели образовательно-квалификационный уровень младшего специалиста, 26,6% - специалиста, 20,5% - бакалавра и 6,6% -магистра. При этом больше всего безработных наблюдается среди выпускников по направлению подготовки «Социальные науки, бизнес и право» (35,2%), «Инженерия» (12,7%) и «Гуманитарные науки и искусство» (12,2%) (Донецкая, 2017).

На сегодня наиболее востребованными остаются программисты, менеджеры по продажам и архитекторы. Однако, в 2021 году больше всего бюджетных мест было предоставлено специальностям «среднее образование» (13307 мест), «медсестринство» (8803 мест), «электроэнергетика, электротехника и электромеханика» (7407 мест), а на «компьютерные науки и информационные технологии» зачтено лишь 4985 бюджетников (Сутырин, 2020). Следовательно, для эффективного развития экономики необходимо избегать диспропорций между спросом на рабочую силу и ее предложением, согласовывать взаимосвязи между вузом и рынком труда.

Высшее образование всегда сочеталось с научными исследованиями, потому что они являются одним из основных факторов экономического развития страны.

Мировые рейтинги университетов в значительной степени определяются объемами и результатами научных исследований. Россия имеет значительные проблемы с проведением эффективной научной, научно-технической и инновационной политики. Состояние научной сферы за последние годы резко ухудшилось: сокращен объем заказов на научную и научно-техническую продукцию, сократилась кадровая и материальная база для проведения исследований и разработок, резко уменьшилась результативность самой науки. Исследователи в значительной степени связывают это с изменением финансовой поддержки науки (Шатилов, 2021).

В 2013 году удельный вес общего объема расходов в ВВП составлял 0,77 %, в т.ч. за счет средств государственного бюджета-0,33%. Сектор высшего образования в 2013 году получил 688057,6 тыс. руб. финансирование расходов на выполнение научных и научно-технических работ (6,1 % всех расходов на науку), 63,7% из которых поступила из госбюджета. Количество вузов, выполнявших научные и научно-технические работы в 2013 г. составляло 180 учреждений, что на 4,5% больше по сравнению с 2010 г. (Место, 2019). Подготовку аспирантов на 1 января 2017 г. осуществлял 231 ВУЗ, а докторантов - 176 вузов. В учреждениях высшего образования в 2021 г. учились 25963 аспиранта, что на 3,5% меньше, чем

в 2013 г. (Любимов, 2019). Этот спад объясняется не уменьшением заинтересованности молодежи в дальнейшем научном развитии, а в основном демографическим фактором и политическими событиями, что произошли в нашей стране за последние три года.

Увеличить доходы вузов и принести дополнительные средства в казну страны может экспорт образовательных услуг Высшей школы. На сегодня в России обучается более 152 тысяч иностранных студентов из 147 стран мира. Экспорт услуг высшего образования осуществляется преимущественно в Азербайджан (16,9% в структуре иностранных студентов),Туркменистан (12%), Индию (11,3%), Нигерию (5,8 %), Марокко (5,5%) и Грузию (5%).

Иностранных студентов в высшем образовании привлекают невысокие требования к уровню знаний при поступлении в вузы, относительно низкая стоимость обучения и проживания по сравнению с США и европейскими странами, фундаментальность отдельных направлений образования (физико-математическая, химическая школы), наличие учебных программ на английском или русском языке, признания дипломов о высшем образовании, выданных вузами. Однако, к сожалению, уровень престижности отечественных высших учебных заведений все еще остается невысоким и поэтому необходимо принимать меры по его повышению.

Отечественная система высшего образования на сегодня имеет достаточно высокие, относительно других стран мира, показатели по количеству вузов, охвату населения высшим образованием, проценту государственных расходов на высшую школу. Однако по качеству подготовки специалистов, их дальнейшим трудоустройством, степенью развития науки и инновационной деятельностью, интегрированием в мировое научно-образовательное пространство высшее образование имеет достаточно недостатков и дисбалансов, которые сдерживают ее эффективное развитие.

Заключение

Итак, для того, чтобы высшее образование действительно способствовала экономическому росту экономики уместно провести ряд мероприятий, направленных, во-первых, на повышение качества образования - реформировать содержание образования согласно современным научным достижениям и новейшим технологиям; внедрить дуальную систему высшего образования, что будет иметь циклы теоретического и практического обучения и приблизит качество подготовки специалистов требованиям рынка труда; разработать совместные проекты бизнеса и ВУЗОВ о научных новаций; создать современную материально-техническую базу; разработать эффективный механизм финансового обеспечения высшего образования; усовершенствовать нормативы государственного заказа и др. (Акиндинова, 2019). Во-вторых, стратегическим направлением развития высшего образования должна стать информатизация - доступность дистанционного образования; внедрение смешанного обучения, в рамках которого происходит фьюжин образования: студент получает знания и самостоятельно в режиме онлайн), и один на один с преподавателем; овладения интернет-пространством для продвижения образовательных услуг высшей школы, размещение исследований ученых и преподавателей в международных наукометрических базах и др.

Третьим направлением повышения эффективности высшей школы должна стать интернационализация образования - разработка программ развития экспорта образовательных услуг, академической мобильности студентов, эффективного участия ВУЗОВ в проведении трансграничных исследований и др. Обозначены пути модернизации системы высшего образования раскрыты неполно и требуют более детального изучения в дальнейших исследованиях.

Список литературы

1. Акиндинова Н., Ясин Е., Авдеева Д., Денисенко М., Кондрашов Н., Чекина К., Яркин А. Сценарии роста российской экономики с учетом вклада человеческого капитала: доклад к XX Апрельской международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества. М., 2019.

2. Арсаханова Г. А Возможности использования антистрессовых технологий в глобализации образования // Управление образованием: теория и практика. 2021. № 3. С. 39-49. https://doi.org/10.25726/m5593-2545-8348-v

3. Донецкая С. Оценка регионов России по показателям подготовки научных кадров // Университетское управление: практика и анализ. 2017. Т. 21. № 3. С. 66-73.

4. Иванов С., Сокол-Номоконов Э. Феномен опорных университетов региональной экономики в современной России // Высшее образование в России. 2018. № 1. С. 19-30.

5. Любимов И. От универсализма к индивидуализму: новые подходы к решению проблем экономического роста // Вопросы экономики. 2019. № 11. С. 108-126.

6. Макаров А.И. Массовое дистанционное обучение как глобальный социальный эксперимент по разобщению людей // Logos et Praxis. 2021. Т.20. №1. С. 31-35.

7. Место России на мировом рынке услуг высшего образования / Н.И. Иванова и др. // Экономика, управление и право в современных условиях: сборник статей. Тольятти, 2019. Вып. 26. С. 19-29

8. Назарова А.В. Дистанционное образование: испытание на прочность // Высшее образование сегодня. 2020. №8. С. 2-7. DOI: 10.25586/RNU.HET.20.08.P.02

9. Сутырин В.В. Трансформация Восточного партнёрства ЕС после 2014 года // Современная Европа. 2020. № 2(95). С. 111-122. DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope22020111122

10. Успаева М.Г., Гачаев А.М. Инвестиции в инновационные проекты на базе вузов // Управление образованием: теория и практика. 2021. № 4. С. 250-258. https://doi.org/10.25726/w6210-2850-4745-u

11. Чистохвалов В.Н., Филиппов В.М. Международное академическое сотрудничество: Учеб.пособие. М.: РУДН, 2008. 252 с.

12. Шатилов А.Б. Деятельность органов государственной власти Российской Федерации по формированию исторических представлений студенческой молодежи в постсоветский период // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2021. № 11(3). С. 15-26.

Higher education as a factor of Russia's economic growth: current state and development prospects Malika U. Baysayeva

Ph.D., Associate Professor of Finance, Credit and Antimonopoly Regulation Department Kadyrov Chechen State University Grozny, Russia baysaeva@mail.ru 0000-0000-0000-0000

Received 19.09.2022 Accepted 04.10.2022 Published 15.11.2022

i 10.25726/Z7587-5335-1538-p

Abstract

In the modern world, most countries have recognized the role of higher education as a basic component of the knowledge economy and one of the factors of economic development of the state. Moreover, the educational industry itself is becoming one of the leading productive industries in the economy of developed countries and contributes to their competitiveness in world markets. This is confirmed by numerous studies devoted to the analysis of the sources of economic growth of the country and the determination of factors for increasing human capital. However, statistical data on the educational potential of Russia and indicators of its

socio-economic development are quite heterogeneous. Thus, in 2020, Russia significantly (by 5 points) increased its position in terms of human capital development, being in 26th place among 130 countries, but the national economy did not grow (real GDP and GDP per capita in US dollars continued to decline). Also, according to the general index of competitiveness of countries, Russia ranked 85th out of 138 countries in 2020, but the data on the state of higher education, as a component of this index, have significantly better indicators than others (33rd place). However, even here there are significant differences between quantitative and qualitative characteristics: in terms of coverage of higher education - 11th place, in terms of the quality of the education system - 56th place, and in terms of the quality of education management - 93rd place. So, having a significant resource potential in the field of higher education, Russia inefficiently uses it for economic and social development. Therefore, it is relevant today to study the modern market of higher education services, its interaction with the labor market, the export of educational services of higher education and the definition of economic aspects of the effective development of higher education.

Keywords

higher education, Russia, development, state, economic growth.

References

1. Akindinova N., Jasin E., Avdeeva D., Denisenko M., Kondrashov N., Chekina K., Jarkin A. Scenarii rosta rossijskoj jekonomiki s uchetom vklada chelovecheskogo kapitala: doklad k XX Aprel'skoj mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii po problemam razvitija jekonomiki i obshhestva. M., 2019.

2. Arsahanova G.A Vozmozhnosti ispol'zovanija antistressovyh tehnologij v globalizacii obrazovanija // Upravlenie obrazovaniem: teorija i praktika. 2021. № 3. S. 39-49. https://doi.org/10.25726/m5593-2545-8348-v

3. Doneckaja S. Ocenka regionov Rossii po pokazateljam podgotovki nauchnyh kadrov // Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz. 2017. T. 21. № 3. S. 66-73.

4. Ivanov S., Sokol-Nomokonov Je. Fenomen opornyh universitetov regional'noj jekonomiki v sovremennoj Rossii // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2018. № 1. S. 19-30.

5. Ljubimov I. Ot universalizma k individualizmu: novye podhody k resheniju problem jekonomicheskogo rosta // Voprosy jekonomiki. 2019. № 11. S. 108-126.

6. Makarov A.I. Massovoe distancionnoe obuchenie kak global'nyj social'nyj jeksperiment po razobshheniju ljudej // Logos et Praxis. 2021. T.20. №1. S. 31-35.

7. Mesto Rossii na mirovom rynke uslug vysshego obrazovanija / N.I. Ivanova i dr. // Jekonomika, upravlenie i pravo v sovremennyh uslovijah: sbornik statej. Tol'jatti, 2019. Vyp. 26. S. 19-29

8. Nazarova A.V. Distancionnoe obrazovanie: ispytanie na prochnost' // Vysshee obrazovanie segodnja. 2020. №8. S. 2-7. DOI: 10.25586/RNU.HET.20.08.P.02

9. Sutyrin V.V. Transformacija Vostochnogo partnjorstva ES posle 2014 goda // Sovremennaja Evropa. 2020. № 2(95). S. 111-122. DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope22020111122

10. Uspaeva M.G., Gachaev A.M. Investicii v innovacionnye proekty na baze vuzov // Upravlenie obrazovaniem: teorija i praktika. 2021. № 4. S. 250-258. https://doi.org/10.25726/w6210-2850-4745-u

11. Chistohvalov V.N., Filippov V.M. Mezhdunarodnoe akademicheskoe sotrudnichestvo: Ucheb.posobie. M.: RUDN, 2008. 252 s.

12. Shatilov A.B. Dejatel'nost' organov gosudarstvennoj vlasti Rossijskoj Federacii po formirovaniju istoricheskih predstavlenij studencheskoj molodezhi v postsovetskij period // Gumanitarnye nauki. Vestnik Finansovogo universiteta. 2021. № 11(3). S. 15-26.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.