Научная статья на тему 'ИНВЕСТИЦИИ В ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ПЕРИОД ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ'

ИНВЕСТИЦИИ В ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ПЕРИОД ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
74
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИИ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / УПРАВЛЕНИЕ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Арсаханова Зина Абдуловна

Финансирование высшего образования в России осуществляется из государственных и негосударственных источников. Государственное финансирование образования традиционно является доминирующим, однако его размеры недостаточны для надлежащего материально технического обеспечения учебного процесса и научно-технической деятельности. Проблема финансирования высших учебных заведений в России особенно обострилась вследствие финансово-экономического кризиса. С одной стороны, сократились возможности бюджетного финансирования ВУЗОВ и, как следствие, уменьшился уровень заработной платы профессорско-преподавательского состава, снизились расходы бюджета на научные исследования, приостановления бюджетного финансирования льготных кредитов на строительство жилья для научно педагогического и педагогического персонала; с другой стороны - относительно возросла доля средств специального фонда, заработанных собственно государственными высшими учебными заведениями. На данный момент большинство механизмов финансирования высшего образования, доказавших свою эффективность в развитых странах, все еще недостаточно распространены в России или недостаточно активно используются высшими учебными заведениями. В частности, практически не используется потенциал грантового финансирования, государственно-частного партнерства и тому подобное. Ученые называют практическое отсутствие в стране практики государственного стимулирования участия корпоративного сектора в финансировании высшего образования «структурными перекосами», хотя мировой опыт свидетельствует об осознании на микроуровне важности компетенции работников, что стимулирует инвестирование работодателями в повышении их образовательного уровня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INVESTMENTS IN HIGHER EDUCATION DURING DISTANCE LEARNING

Financing of higher education in Russia is carried out from state and non-state sources. State funding of education has traditionally been dominant, but its size is insufficient for proper material and technical support of the educational process and scientific and technical activities. The problem of financing higher education institutions in Russia has become particularly acute due to the financial and economic crisis. On the one hand, the possibilities of budgetary financing of universities have decreased and, as a result, the salary level of the teaching staff has decreased, budget expenditures on scientific research have decreased, the suspension of budget financing of concessional loans for housing construction for scientific, pedagogical and teaching staff has decreased; on the other hand, the share of special fund funds earned by state higher education institutions themselves has increased relatively. At the moment, most of the mechanisms for financing higher education that have proven their effectiveness in developed countries are still not widespread enough in Russia or are not actively used by higher education institutions. In particular, the potential of grant financing, public-private partnerships, and the like is practically not used. Scientists call the practical absence in the country of the practice of state incentives for the participation of the corporate sector in the financing of higher education "structural distortions", although world experience shows that the micro-level awareness of the importance of the competence of employees, which encourages employers to invest in improving their educational level.

Текст научной работы на тему «ИНВЕСТИЦИИ В ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ПЕРИОД ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ»

НОВЫЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПЕДАГОГИКЕ

Инвестиции в высшее образование в период дистанционного обучения Зина Абдуловна Арсаханова

Доктор экономических наук, профессор кафедры финансов, кредита и антимонопольного регулирования Чеченский государственный университет Грозный, Россия arsakhanova@mail.ru 0000-0001-5073-2372

Поступила в редакцию 16.08.2021 Принята 27.09.2021 Опубликована 15.10.2021

л 10.25726/16356-5574-5162-у

Аннотация

Финансирование высшего образования в России осуществляется из государственных и негосударственных источников. Государственное финансирование образования традиционно является доминирующим, однако его размеры недостаточны для надлежащего материально-технического обеспечения учебного процесса и научно-технической деятельности. Проблема финансирования высших учебных заведений в России особенно обострилась вследствие финансово-экономического кризиса. С одной стороны, сократились возможности бюджетного финансирования ВУЗОВ и, как следствие, уменьшился уровень заработной платы профессорско-преподавательского состава, снизились расходы бюджета на научные исследования, приостановления бюджетного финансирования льготных кредитов на строительство жилья для научно-педагогического и педагогического персонала; с другой стороны - относительно возросла доля средств специального фонда, заработанных собственно государственными высшими учебными заведениями. На данный момент большинство механизмов финансирования высшего образования, доказавших свою эффективность в развитых странах, все еще недостаточно распространены в России или недостаточно активно используются высшими учебными заведениями. В частности, практически не используется потенциал грантового финансирования, государственно-частного партнерства и тому подобное. Ученые называют практическое отсутствие в стране практики государственного стимулирования участия корпоративного сектора в финансировании высшего образования «структурными перекосами», хотя мировой опыт свидетельствует об осознании на микроуровне важности компетенции работников, что стимулирует инвестирование работодателями в повышении их образовательного уровня.

Ключевые слова

Инвестиции, высшее образование, управление, дистанционное образование.

Введение

Система финансирования высшего образования в контексте обеспечения конкурентоспособности высших учебных заведений в условиях глобализационных вызовов требует безотлагательного совершенствования. Ведь глобализация и интеграция не даст шансов на функционирование неконкурентоспособных высших учебных заведений, которые не имеют достаточного количества высококвалифицированных кадров, современного материально-технического обеспечения, научных достижений и тому подобное.

Ученые одной из самых страшных угроз для федеральной системы высшего образования называют провайдеров в образовании, которые приводят к усилению «утечки мозгов» за границу.

"Талантливые молодые специалисты могут быть селекционированы еще во время учебного процесса, с последующим продолжением обучения в стране происхождения провайдера. Как результат, быстрыми темпами увеличиваются потоки иммиграции способной молодежи. Основным потенциалом провайдеров образования является рост глобализации, что объективно ускоряется благодаря действиям Европейского центра по вопросам высшего образования ЮНЕСКО и других международных организаций. Болонский процесс-яркий пример этого свидетельства. Поэтому странам-участникам процесса необходимо серьезно задуматься о дальнейших возможностях пропагандирования экспорта услуг образования, в том числе с участием образовательных провайдеров, о сочетании традиционных и инновационных форм образования».

Материалы и методы исследования

Ученые единодушны в выводах, что решение проблем развития высшего образования возможно только при улучшении его финансового обеспечения, что требует усовершенствования механизмов его реализации и диверсификации источников. Только при таких условиях Россия может стать равноправным партнером на рынке интеллектуального труда благодаря поддержанию высокого качества высшего образования (Mullakaev, 2018).

Таким образом, для улучшения финансирования высшего образования целесообразно более активно задействовать такие источники, как: средства, полученные от предоставления дополнительных образовательных услуг; спонсорские средства; средства благотворительных фондов; средства, полученные от оказания коммерческих услуг; плата за обучение; привлеченные средства: средства банковского и небанковского кредитования; государственное кредитование (стипендии) для обучения в ведущих отечественных и зарубежных ВУЗОВ; средства (гранты), полученные от участия в международной кооперации ВУЗОВ (международных проектах); международная помощь (Абдрахманова, 2017).

Анализ альтернативных источников финансирования высшего образования позволяет выделить приоритетные направления реформирования финансового обеспечения предоставления качественных образовательных услуг и активизации научных исследований и научно-исследовательских работ: поиск более углубленного адресного использования средств социальной поддержки финансирования обучения малообеспеченных категорий соискателей высшего образования; разработка нормативов расчета стоимости образовательных услуг как для граждан России, так и для иностранцев, а также принятия нормативных актов, согласно которым стоимость обучения за средства физических и юридических лиц должна быть не ниже, чем стоимость подготовки за средства государственного бюджета; разработка стимулирующих мер активизации научной и научно-исследовательской деятельности высших учебных заведений средствами отечественных и иностранных заказчиков (Замелетдинова, 2010).

Таким образом, основными источниками финансового обеспечения функционирования и развития высших учебных заведений России в условиях глобализации, кроме средств государственного и местных бюджетов, должны стать: гранты, благотворительные взносы, международная помощь, средства заказчиков специалистов, образовательно-научные кредиты. Образовательное кредитование в России должно поддерживать платежеспособный спрос на образовательные услуги, делать высшее образование более доступным и способствовать развитию высших учебных заведений. Этот процесс должен поддерживаться инструментарием государственной финансовой политики.

Результаты и обсуждение

В глобальном масштабе наиболее активно проблематикой вынужденного удаленного обучения занимаются ученые UNESCO. Они отмечают, что большинство соискателей высшего образования всех уровней стали фактически изолированы в городах, именно города стали на «фронтовые позиции» в борьбе с новыми вызовами и проблемами. Одним из методов является формирование так называемых «Learning cities», то есть городов, которые эффективно мобилизуют ресурсы для распространения образования, переосмысливают обучения в домохозяйствах и общественных обществах, используют

современные технологии для обучения в он-лайн пространстве с помощью чего город имеет потенциал к расширению возможностей и социальной интеграции, экономического развития, культурного процветания и устойчивого развития (Михалева, 2013).

В рамках концепции «Learning cities» важно предоставление не только формального, но и неформального образования для всех желающих. Те города, которые интегрировали программы с предоставлением неформального образования через коллаборацию с местными организациями и фирмами расширили потенциальные возможности для перестройки городов в города, что учатся». Примером такой коллаборации среди структур местного правительства или с привлечением других частных организаций стали: открытие бесплатных курсов для студентов и учащихся школ или бесплатное использование онлайн каталогов бибиотек. Кроме того, именно разработка таких он-лайн или диджитал-программ направлена на изменение поведения людей и образа их мышления, что стало приоритетом во время быстрого распространения пандемии (Рябоконь, 2016).

Также во время действия пандемических ограничений нуждаются в защите учителя школ и преподаватели высших учебных заведений, которые столкнулись с проблемами адаптации к цифровым технологиям в обучении, сокращением занятости, сокращением оплаты труда. По мнению зарубежных ученых, структурные маяки по поддержке учителей/ преподавателей следующие: сохранение занятости и заработной платы; обеспечение безопасности и благосостояния, охрана здоровья; привлечение к разработке мероприятий в сфере образования в ответ на вызовы COVID-19; обеспечение адекватной профессиональной поддержки, профессионального развития и обучения; установление справедливости и оказание помощи работникам образования, поддержание их социально-эмоциональной компетентности (Терентьев, 2015).

В целом пандемия негативно повлияет на высшее образование в будущем, в частности такие:

- радикальное уменьшение финансирования учреждений высшего образования;

- уменьшение объемов внебюджетных поступлений в учреждения высшего образования вследствие падения доходов населения и невозможности потенциальными студентами получить высшее образование, сокращение количества иностранных студентов и тому подобное;

- приостановление процессы интернационализации высшего образования, произойдет ее переход в он-лайн формат;

- десоциализация, разрыв социальных коммуникаций и «живого общения» между преподавателем и студентом.

Указанные теоретические и эмпирические наработки ученых по вопросам дистанционного обучения являются научной базой к дальнейшим научным исследованиям в направлении разработки действенных мер по повышению качества высшего он-лайн образования в условиях пандемических ограничений (Чинаева, 2017).

Сегодня министерства образования всех без исключения стран мира вынуждены оперативно реагировать на изменения в неустойчивой внешней среде и принимать адаптивные решения по организации образовательного процесса и обеспечения дистанционного обучения.

Однако на практике учреждения высшего образования столкнулись с рядом проблем по организации качественного дистанционного обучения.

С проблемами быстрой адаптации к условиям пандемии столкнулись три заинтересованные стороны в сфере высшего образования:

1) государственные институты;

2) студенты;

3) научно-педагогические работники.

Студенчество высших учебных заведений (вузов) имело психологические и организационные трудности в приспособлении к удаленному обучению. По результатам опроса, проведенного Государственной службой качества образования в период пандемии (весной 2020 года) среди студентов и научно-педагогических работников, соискатели высшего образования сталкиваются со следующими проблемами:

- отсутствие бесперебойного доступа к сети Интернет;

- риск необъективного оценивания;

- недостаточная самоорганизация; нерегулярность коммуникации с преподавателем;

- отсутствие необходимой техники дома;

- отсутствие необходимых навыков работы с техникой и дистанционными технологиями.

Кроме того, существенные проблемы по обучению и возвращению домой возникли у студентов,

обучающихся за рубежом. Попутно, что количество студентов, получающих образование за рубежом, начиная с 2013/2014 учебного года выросло вдвое и только по официальным данным достигло 76 тыс. человек. В то же время, в начале 2020/2021 учебного года (по предварительным данным) количество поступающих в зарубежные учебные заведения существенно снизилось.

Трудности дистанционного обучения с точки зрения научно-педагогических работников, следующие:

- отсутствие «живого» контакта между преподавателем и студентом;

- недостаточное техническое обеспечение образовательного процесса;

- недостаточный уровень владения участниками образовательного процесса средствами информационных и коммуникационных технологий;

- риск проявлений академической недобропорядочности;

- риск необъективного оценивания студентов;

- отсутствие в совершенстве разработанных он-лайн курсов;

- риск использования он-лайн курсов сомнительного качества в условиях экстренной разработки материала и невозможности полноценного его обсуждения на заседании кафедры.

С целью выяснения эффективности дистанционного обучения и разработки мероприятий по его дальнейшему совершенствованию в течение апреля - сентября 2020 года многими учреждениями высшего образования России проводились опросы среди студенчества и научно-педагогических работников. Опросники имели специфику и различные вариации в зависимости от профиля вуза, специальностей и тому подобное.

Хотя опрос студентов в выбранном формате, имел определенный уровень субъективизма в личных оценках, выборка была достаточно репрезентативной.

В частности, в анкету по дистанционному обучению в период действия карантинных ограничений включен вопрос относительно:

- удовлетворенности и уровня усвоения знаний в условиях дистанционного обучения в период карантина;

- необходимости дополнительного объяснения преподавателем материала, представленного дистанционно;

- приемлемости и уровня проведения занятий в режиме видеоконференций (в частности, через zoom или другой подобный ресурс);

- приобретение новых или усовершенствование приобретенных компетенций или ухудшение навыков при дистанционном обучении;

- изменения распорядка дня, затрат времени на обучение и досуг;

- преимуществ и недостатков дистанционного обучения в период карантина.

С точки зрения реализации научно-педагогическими работниками образовательной функции важное значение имеет уровень удовлетворенности соискателями высшего образования учебным процессом в целом и технологиями дистанционного обучения, в частности. По результатам опроса абсолютно довольны процессом дистанционного обучения в период карантина оказалось 30 % студентов, достаточно довольными - 43 % студентов, скорее недовольными - 17 %. Указанное свидетельствует о высокой оценке студентами процесса организации образовательного процесса в период карантина.

Попутно, что во время досуга студенты более начали заниматься хобби (20 %), просматривать фильмы (20 %), заниматься спортом (19 %), читать книги (18 %), общаться в социальных сетях (17 %).

Основными преимуществами дистанционного обучения по мнению студентов стали: гибкий график обучения (34 %); возможность совмещения работы и обучения (29 %); возможность освоения

дополнительных компетенций, курсов, хобби (20 %); повышение мотивации к самообучению (16 %); другое (1%).

К недостаткам дистанционного обучения в период карантина студенты отнесли: технические проблемы, невозможность доступа к Интернет (48 %); сложность усвоения материала (38 %); низкий уровень владения преподавателями информационными технологиями (11 %); низкий уровень владения студентами информационными технологиями (8 %).

Результаты опроса студентов стали основой для формирования предложений по совершенствованию образовательного процесса в период пандемических ограничений и формирование направлений публичного управления дистанционным обучением в высшем образовании.

Взаимовлияние образования и других отраслей, обеспечивающих социально-экономическое развитие в условиях пандемических ограничений и в послекризисный период будет усиливаться.

Из-за влияния СОУЮ-19 система высшего образования должна быть трансформирована и приспособлена к новым условиям. Необходима разработка новых подходов и моделей образовательного процесса. Адаптивность студентов и преподавательского коллектива к специфике дистанционного обучения предполагает приобретение ими цифровых и других связанных навыков. Научно-педагогические работники должны повышать свое педагогическое мастерство, разрабатывать новые он-лайн курсы и программы с учетом специфики удаленного обучения и тому подобное.

Органы государственной власти, касающиеся решения проблематики дистанционного обучения, в частности, министерство цифровой трансформации России, должны создать надлежащие условия к бесперебойному и качественному доступу к Интернету, особенно в сельской местности.

В современных условиях необходимым является объединение потенциалов органов публичной власти, учреждений высшего образования, общественных организаций и органов студенческого самоуправления в целях обеспечения эффективного образовательного процесса и приобретения соискателями высшего образования программных общих и профессиональных компетенций в полном объеме. На особое внимание заслуживают вопросы улучшения технических, экономических и организационных условий труда, обеспечение мотивации труда научно-педагогических работников, оказания им материальных и нематериальных стимулов к высококачественной профессиональной деятельности.

Заключение

Системные качественные изменения в системе образования возможны при условии надлежащего финансового обеспечения, то есть только при наличии надежных и стабильных источников финансирования образование сможет выполнять свою миссию по развитию человеческого потенциала страны.

Резюмируя позиции отечественных авторов, поддерживаем мнение о том, что для формирования социально-ориентированного механизма финансового обеспечения системы высшего образования главными являются два направления: поиск путей для широкой диверсификации источников финансирования и приоритетность государственной финансовой составляющей. Важно ввести реально функционирующий механизм многоканального финансирования высшего образования путем стимулирования субъектов хозяйствования к участию в развитии системы образования, укрепления материально-технической базы учебных заведений, привлечения грантового финансирования; способствовать формированию эндаумент-фондов развития учебных заведений. Дальнейшие наши исследования будут посвящены оценке зарубежного опыта по финансовому обеспечению высших учебных заведений и возможности его использования для повышения эффективности финансирования высшего образования в России.

Список литературы

1. Абдрахманова Л.В, Никонова Э.И. Основные факторы, влияющие на выбор вуза абитуриентом // Вестник экономики, права и социологии. Сер. Социология. 2017. №3. С. 113-116.

2. Башкарев А.А. Образовательные стратегии в условиях современного социотехнического пространства // Коммуникативные стратегии информационного общества. Международная научно-теоретическая конференция. Октябрь 26-27. СПб.: СПбГПУ, 2017. С. 145-146.

3. Викторова Е.В. Высшее образование и человеческий капитал в инновационной экономике // Инновации. 2006. №11. С 100-107.

4. Замелетдинова Э.Н. Развитие институтов накопления человеческого капитала в современной российской экономике: автореф. дис. ... канд. экон. наук. Казань, 2010.

5. Качество приёма в российские вузы - 2018: в 2 ч. / Под ред. М.С. Добряковой, Я.И. Кузьми-нова: Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: Изд. дом ВШЭ, 2018. 260 с.

6. Краковская И.Н. Инвестиции в человеческий капитал инновационного вуза: системный подход к управлению // Креативная экономика. 2011. №2.

7. Михалева О. Формирование и развитие интеллектуального капитала вуза (на примере высших учебных заведений Брянской области) // Кадровик. Кадровый менеджмент (управление персоналом). 2013. №6.

8. Насадкин М.Ю., Питухин Е.А., Астафьева М.П. Агентное моделирование поведения абитуриентов при выборе вуза в России // Фундаментальные исследования. 2015. №8-2. С. 307-311.

9. Рябоконь М.В. Модели поведения абитуриентов при выборе вуза // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2016. №4 (44). С. 177185.

10. Сундукова Г.М. Как сохранить человеческий капитал в условиях реформирования вузов // Вестник университета (ГУУ). 2015. №6. С. 289-292.

11. Терентьев К..Ю. Образовательные стратегии абитуриентов вузов: опыт построения классификации // Непрерывное образование: XXI век. 2015. №3 (11). С. 13-25.

12. Фирсова А.А., Огурцова Е.В. Подходы к методологии оценки вклада университета в инновационное развитие региона // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. 2016. Т. 16. №1. С. 85-90.

13. Хубулава Н.М. Социально-ориентированный курс развития российского общества. Монография. М.: ООО "Восход-А", 2015.

14. Чинаева Т.И. Основные тенденции развития международного рынка образовательных услуг // Статистика и экономика. 2017. Т. 14. № 1. С. 60-68.

15. Mullakaev M.S. Ultrasonic intensification of the processes of enhanced oil recovery, processing of crude oil and oil sludge, purification of oil-contaminated water. М.: HELRI, 2018. 376 p.

Investments in higher education during distance learning

Zina A. Arsakhanova

Doctor of Economics, Professor of the Department of Finance, Credit and Antimonopoly Regulation Chechen State University arsakhanova@mail.ru 0000-0001-5073-2372

Received 16.08.2021 Accepted 27.09.2021 Published 15.10.2021

d 10.25726/t6356-5574-5162-y Abstract

Financing of higher education in Russia is carried out from state and non-state sources. State funding of education has traditionally been dominant, but its size is insufficient for proper material and technical support

of the educational process and scientific and technical activities. The problem of financing higher education institutions in Russia has become particularly acute due to the financial and economic crisis. On the one hand, the possibilities of budgetary financing of universities have decreased and, as a result, the salary level of the teaching staff has decreased, budget expenditures on scientific research have decreased, the suspension of budget financing of concessional loans for housing construction for scientific, pedagogical and teaching staff has decreased; on the other hand, the share of special fund funds earned by state higher education institutions themselves has increased relatively. At the moment, most of the mechanisms for financing higher education that have proven their effectiveness in developed countries are still not widespread enough in Russia or are not actively used by higher education institutions. In particular, the potential of grant financing, public-private partnerships, and the like is practically not used. Scientists call the practical absence in the country of the practice of state incentives for the participation of the corporate sector in the financing of higher education "structural distortions", although world experience shows that the micro-level awareness of the importance of the competence of employees, which encourages employers to invest in improving their educational level.

Keywords

Investments, higher education, management, distance education.

References

1. Abdrahmanova L.V, Nikonova Je.I. Osnovnye faktory, vlijajushhie na vybor vuza abiturientom // Vestnik jekonomiki, prava i sociologii. Ser. Sociologija. 2017. №3. S. 113-116.

2. Bashkarev A.A. Obrazovatel'nye strategii v uslovijah sovremennogo sociotehnicheskogo prostranstva // Kommunikativnye strategii informacionnogo obshhestva. Mezhdunarodnaja nauchno-teoreticheskaja konferencija. Oktjabr' 26-27. SPb.: SPbGPU, 2017. S. 145-146.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Viktorova E.V. Vysshee obrazovanie i chelovecheskij kapital v innovacionnoj jekonomike // Innovacii. 2006. №11. S 100-107.

4. Zameletdinova Je.N. Razvitie institutov nakoplenija chelovecheskogo kapitala v sovremennoj rossijskoj jekonomike: avtoref. dis. ... kand. jekon. nauk. Kazan', 2010.

5. Kachestvo prijoma v rossijskie vuzy - 2018: v 2 ch. / Pod red. M.S. Dobrjakovoj, Ja.I. Kuz'mi-nova: Nac. issled. un-t «Vysshaja shkola jekonomiki». M.: Izd. dom VShJe, 2018. 260 c.

6. Krakovskaja I.N. Investicii v chelovecheskij kapital innovacionnogo vuza: sistemnyj podhod k upravleniju // Kreativnaja jekonomika. 2011. №2.

7. Mihaleva O. Formirovanie i razvitie intellektual'nogo kapitala vuza (na primere vysshih uchebnyh zavedenij Brjanskoj oblasti) // Kadrovik. Kadrovyj menedzhment (upravlenie personalom). 2013. №6.

8. Nasadkin M.Ju., Pituhin E.A., Astafeva M.P. Agentnoe modelirovanie povedenija abiturientov pri vybore vuza v Rossii // Fundamental'nye issledovanija. 2015. №8-2. S. 307-311.

9. Rjabokon' M.V. Modeli povedenija abiturientov pri vybore vuza // Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo. Serija: Social'nye nauki. 2016. №4 (44). S. 177-185.

10. Sundukova G.M. Kak sohranit' chelovecheskij kapital v uslovijah reformirovanija vuzov // Vestnik universiteta (GUU). 2015. №6. S. 289-292.

11. Terent'ev K..Ju. Obrazovatel'nye strategii abiturientov vuzov: opyt postroenija klassifikacii // Nepreryvnoe obrazovanie: XXI vek. 2015. №3 (11). S. 13-25.

12. Firsova A.A., Ogurcova E.V. Podhody k metodologii ocenki vklada universiteta v innovacionnoe razvitie regiona // Izvestija Saratovskogo universiteta. Novaja serija. Serija: Jekonomika. Upravlenie. Pravo. 2016. T. 16. №1. S. 85-90.

13. Hubulava N.M. Social'no-orientirovannyj kurs razvitija rossijskogo obshhestva. Monografija. M.: OOO "Voshod-A", 2015.

14. Chinaeva T.I. Osnovnye tendencii razvitija mezhdunarodnogo rynka obrazovatel'nyh uslug // Statistika i jekonomika. 2017. T. 14. № 1. S. 60-68.

15. Mullakaev M.S. Ultrasonic intensification of the processes of enhanced oil recovery, processing of crude oil and oil sludge, purification of oil-contaminated water. M.: HELRI, 2018. 376 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.